Картина «поцелуй украдкой» — фрагонар

Картина

Рене Магритт. «Любовники». 1928. The Museum of Modern Art (MOMA), New York

Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций.

Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл.

По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.

«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело

Картина

Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине. Le Gallerie degli Uffizi, Firenze

«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война.

В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).

Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску.

Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность.

От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.

«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше

Картина

Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса.

Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу.

Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.

«Поцелуй» Константина Бранкузи

Картина

Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908. Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Paris

Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева».

А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов.

«Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.

«Амур и Психея» Антонио Кановы

Картина

Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787. Musée du Louvre

Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах.

Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия.

В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности.

Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.

«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо

Картина

Пабло Пикассо. «Свидание». 1900. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание».

В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого».

По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.

«День рождения» Марка Шагала

Картина

Марк Шагал. «День рождения». 1915. The Museum of Modern Art (MMA), New York

Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую.

А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски.

Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою.

Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».

«Поцелуй» Эдварда Мунка

Картина

Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897. Munch Museet, Oslo

Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни».

Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности.

Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.

«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара

Картина

Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789. Государственный Эрмитаж

Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь.

Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288.

В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.

Бэнкси. «Целующиеся полицейские»

Картина

Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция. Fine Art Auctions Miami

В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс.

Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт.

Политическое искусство в России с 1972 года».

«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса

Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991. Jeff Koons  / Tate / National Galleries of Scotland

В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина.

Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу.

Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.

«Поцелуй» Франческо Айеца

Франческо Айец. «Поцелуй». 1859. Pinacoteca di Brera, Milano

«Поцелуй»итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики.

Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом.

Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии.

Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.

«Поцелуй» Густава Климта

Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908. Belvedere, Wien

Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка.

Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами.

Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение.

Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента. 

Читайте также:  Национальный музей искусства каталонии, испания, барселона

Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»

Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк. Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Images

Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы.

Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое.

Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа.

Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе.

Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.

Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»

Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie's в 2015 г. за $12,5 млн. Christie's

На картине изображены две целующиеся женщины, которых, по легенде, художник писал в 1892 году с натуры в парижском борделе, и, собственно, полотно относится к серии «Публичный дом».

Художник, как известно, показывал жизнь проституток подробно, без тени морализаторства и сентиментальности. Он изображал своих героинь за будничными делами: моющимися, за игрой в карты, в ожидании клиента или застилающими постель.

Продавая свое тело мужчинам, на отдыхе они старались не подпускать их к себе и проводили время вместе.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5371/

Фрагонар и соавтор

Когда я просматривала живописные альбомы, мне на глаза попалась картина, которая заинтересовала меня не только благодаря композиции и технике исполнения, но и своему авторству.

Подпись свидетельствовала о том, что полотно «Le chat angora» («Кошка-ангорка») принадлежит кисти двух авторов: Gérard Marguerite и… Fragonard Jean-Honoré, тому самому, знаменитому Оноре Фрагонару, французкому живописцу эпохи рококо.

Признаться, я никогда не слышала об этой таинственной Маргарите. Оказалось, это свояченица Фрагонара, его ученица, последовательница и… соавтор.

Картина

Маргарита Жерар – тот редкий случай, тем более для 18 века, когда женщина добилась успеха и признания на художественном поприще.

Еще в молодости Маргарита стала довольно популярной художницей, талант которой был отмечен даже Королевской Академией живописи.

За свою жизнь написала большое количество картин, принимала активное участие в выставках. Удостаивалась наград, одну из которых получила из рук Наполеона.

  • Картина
  • Картина
  • Картина Излюбленными темами Маргариты Жерар стали идиллические сцены из жизни богатых семей.
  • Картина
  • Картина
  • Картина

Фрагонар всячески поддерживал и продвигал свою способную протеже. Ходили даже слухи, что между мастером и его ученицей установились не совсем рабочие отношения.

Что бы там ни было, по всей вероятности, некоторые картины Фрагонар писал вместе с Маргаритой.

В статье сайта La Tribune de l’Art (естественно, с помощью переводчика) я прочла версию, согласно которой одна из самых известных работ Фрагонара «Украденный поцелуй» принадлежит не только его кисти, но и Маргариты.

  1. Картина
  2. Кроме того, плодом их совместного творчества, возможно, стали картины «Подарок», «Спи, мой ребенок» и «Портрет г-на Клоса».
  3. Картина
  4. Картина
  5. Источник

Источник: https://obiskusstve.com/1549957433548343674/fragonar-i-soavtor/

7 шедевров мирового искусства про поцелуи

?

Categories: Накануне Дня Святого Валентина мы решили вспомнить самые романтичные и страстные поцелуи в мировом искусстве за последнюю пару тысяч лет. Смотрим на картины, фрески и статуи и изучаем истории любви мифических героев, персонажей книг и просто безымянных возлюбленных.Картина

ЦИКЛОП И НИМФА

Одно из древнейших изображений поцелуев в живописи – фреска «Полифем и Галатея», которую нашли при раскопках Помпей. Созданная примерно полвека спустя после Рождества Христова, она изображает нимфу Галатею в объятиях циклопа Полифема.

Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: там главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема, и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз.

Фреска посвящена более раннему и счастливому периоду в жизни Полифема – он влюблен в морскую нимфу-нереиду Галатею, и та отвечает ему взаимностью. Кстати, в другом, более популярном варианте этого мифа, изложенном в «Метаморфозах» Овидия, на множестве картин и в операх, все было не так отрадно.

Галатея отвергла любовь Полифема ради пастуха Акида, и ревнивый великан убил соперника, сбросив на него скалу.

Фреска «Циклоп Полифем и нимфа Галатея», Помпеи, 50-79 гг. н.э. Национальный Археологический музей (Неаполь).

Картина Фреска была раскопана в «Доме Древней Охоты» (большинство зданий в Помпеях имеют прозвища), но сегодня хранится в Археологическом музее Неаполя, причем входит в коллекцию его так называемого «Секретного кабинета». Туда в XIX веке попадало всякое неприличное искусство, например, порнографические фрески из помпейских публичных домов – лупанариев, или скульптуры с гипертрофированными половыми органами. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Ничего неприличного вроде в этой фреске нет, но уж больно страстно смуглый пастух сжимает в объятиях белоснежную морскую деву – католическая публика была смущена.

СИЛАЧ И ЦАРИЦА

Сюжет картины «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой мифологии: знаменитый герой Геракл (Геркулес) в наказание за свое буйство был отправлен богами в изгнание. Его отдали во временное рабство лидийской царице Омфале.

Правительница развлекалась как могла – наряжала Геракла в женскую одежду и заставляла прясть (первая арт-терапия в истории), а сама накидывала его львиную шкуру и играла с дубинкой.

Впрочем, Омфала находила своему «рабу» и другое применение: за время его ссылки у них родилось несколько детей.

Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732-1734, ГМИИ

Картина Знаменитый французский живописец XVIII века Франсуа Буше обычно писал напудренных кавалеров и дам в кринолинах или же изящных, будто фарфоровых, нимф и игривых пастушков – на дворе царица эпоха рококо. Но на этом полотне пылают горячие страсти. Никаких одежд на любовниках уже нет, только купидончики в правом нижнем углу подбирают с пола упавшую львиную шкуру Омфалы и прялку Геракла. Нетипичная для Буше темпераментность объясняется просто – картина раннего периода художника, когда на него еще влиял чувственный и эффектный Рубенс. Картина – один из шедевров Буше, и приятно, что увидеть ее можно в Пушкинском музее в Москве, куда был передан из Эрмитажа в 1930-е. До этого «Геракл и Омфала» украшали петербургский дворец князей Юсуповых.

ДАМА И КАВАЛЕР

А вот уже типичный поцелуй эпохи рококо, написанный младшим современником Буше – Фрагонаром. Имен у персонажей, изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю. На заднем плане через приоткрытую дверь мы видим почтенных дам в чепчиках, которые играют в карты.

Героиня картины, очевидно, участвует в игре, но вышла в соседнюю комнату – будуар, так как замерзла и захотела взять шаль. (Обратите внимание на мебель, на которой лежит шаль – это круглый швейный столик, из ящичка которого вываливаются ленточки). Тут-то ее и подкараулил возлюбленный – чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили.

Жан-Оноре Фрагонар.

«Поцелуй украдкой», конец 1780-х гг., Эрмитаж

Картина Типичный сюжет для игривой живописи той эпохи, но особенную прелесть картине придает особенная перламутровая фактура, жемчужная атмосфера. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю, и, может быть, Вермеера. Именно у них Фрагонар и научился не только видеть поэзию в бытовых сценках, но и показывать, что серый цвет тоже может быть красив. Кстати, ученые установили, что свой знаменитый шедевр Фрагонар писал не один – большую лепту в создании картины внесла женщина, Маргерит Жерар, его ученица и младшая сестра жены. Этот шедевр тоже можно увидеть в России. В коллекцию Эрмитажа картина попала в XIX веке, а до этого она принадлежала последнему королю Польши, возлюбленному Екатерины Великой Станиславу Понятовскому.

ДЕВЕРЬ И НЕВЕСТКА

На картине «Паоло и Франческа» изображены злосчастные итальянские возлюбленные XIII века – жена правителя Равенны Франческа да Римини и младший брат ее мужа, Паоло Малатеста. Как далеко их любовь зашла на самом деле неизвестно – в истории остался лишь тот вариант, который записал Данте.

В «Божественной комедии» души убитых влюбленных рассказывают, что как-то они вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиниверы, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря… И тут их собственные губы внезапно встретились в поцелуе. Рассказ на этом обрывается – если верить картине Энгра, именно в этот момент Паоло и Франческу и застал старый муж, вооруженный мечом.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1856-1860, (с) Sotheby’s, 2007

Классик французской живописи XIX века Энгр очень любил этот сюжет и возвращался к нему несколько раз на протяжении всей своей жизни. Первый вариант картины, более подробный, он написал еще в 1814 году, после того, как на французском языке был опубликован новый перевод «Божественной комедии», и истории оттуда вошли в моду. Это была одна из первых картин нового «стиля трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. А данная версия, проданная на «Сотбис» за 264 тыс. долларов, практически во всем повторяет оригинал, созданный тридцатью годами раньше. Но только отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях. Детали здесь почти незаметны: выпавшая из рук Паолы книга обрезана рамой, фигура мужа скрыта в сумраке заднего фона.

СКУЛЬПТОР И СТАТУЯ

Героиня картины «Пигмалион и Галатея» – тезка нимфы, возлюбленной Полифема, о которой мы говорили раньше. Это совпадение имен неудивительно: «Галатея» означает «молочно-белая».

Отличное имя и для морской богини, поднимающейся из пены, и для ожившей мраморной статуи. Напомним миф – скульптор Пигмалион изваял скульптуру идеальной женщины, влюбился в нее и взмолился богине Афродиты. Та сотворила чудо и оживила статую.

Читайте также:  Музей истории города барселоны, испания

Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890, Метрополитен-Музей (Нью-Йорк)

Картина Полотно Жерома, созданное в 1890 году – прекрасный пример салонного искусства той эпохи, когда художники с удовольствием писали сладострастную женскую натуру, но обязательно старались прикрыть ее каким-нибудь благородным сюжетом. Жером обожал писать женщин с этого ракурса – таковы его «Вирсавия», «Рынок рабов в Риме», «Царь Кандавл» и многие другие полотна. Другая примета салонности – игривый Купидон на нелепом облаке. Впрочем, художнику удалось наполнить свою работу чувством – порыв влюбленных навстречу друг другу получился страстным. И завораживает смена оттенков женской кожи – от настоящего белого мрамора в нижней части фигуры до теплой живой кожи там, где к ней прикасается влюбленный Пигмалион.

ОН И ОНА

В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте.

Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к каким-либо личностям в истории, подошло, по мнению зрителей и критиков, к ней гораздо больше.

О сюжете трагического поцелуя Паоло и Франчески должна напомнить книга, изображенная на скамье – но ее заметить трудно. Влюбленные слились в объятиях, но их губы еще не соприкоснулись – это напоминание о том, самом решающем, миге в их жизни накануне гибели.

 Роден изобразил их обнаженными, в отличие от Энгра отказавшись от средневековых одежд, и это придает вневременной, вечный оттенок композиции. Этот поцелуй мог случиться в любую эпоху.

Огюст Роден. «Поцелуй», 1889 (реплика 1903 года). Новая глиптотека Карлсберга (Копенгаген).

Картина Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада». Именно в Аду путешественник Данте встречает души влюбленных, которые рассказывают ему о своем поцелуе. А на том свете души одежд не носят, они все голы. После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Кто изображен на одной и самых популярных картин Климта – неизвестно. Как и статуя Родена, она носит безличное название «Поцелуй», но на сей раз уже по собственной воле автора.

Одни считают, что это автопортрет художника с его возлюбленной Эмилией Флёге, другие – что с натурщицей по прозванию «Красная Хильда», которую он писал в «Данае» и других полотнах.

Есть версия, что картина посвящена сюжету из «Метаморфоз» Овидия – бог Аполлон целует нимфу Дафну, а она, не желая покоряться его страсти, превращается в дерево лавр.

Густав Климт. «Поцелуй». 1907-1908, Галерея Бельведер (Вена)

Картина «Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря чувству, которое удалось передать художнику.Софья Багдасароважурнал MY WAY, февраль 2017

Главная

А какие картины про поцелуи любите вы?Кидайте в комменты, пожалуйста.

(Кроме поцелуя Брежнева с Берлинской стены, который все-таки не про любовь)

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1024284.html

Жан-Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой»

29 марта 2011, Vision

Картина

Его работы, написанные на излете эпохи рококо, отличались изяществом композиции, яркостью и праздничностью красок и тщательной прорисовкой деталей, предвосхищая творения мастеров нарождающегося классицизма.

В картинах Фрагонара  чувствуется неподдельная живость движения,  ощущение мимолетности и иллюзорности счастья.

И если в его пейзажах еще видна тяга рококо к приукрашиванию действительности, то в его жанровых сценках, хоть и ощущается легкая постановочность сюжета, но все-таки уже сама манера передачи действительности более правдива, более детальна.

Пользовавшийся популярностью у богатых заказчиков, Фрагонар писал картины на сюжеты, зачастую ими и определенные. Отсюда, возможно, и происходит возникающее ощущение нарочитости постановки. Но сама манера изображения, точность передачи малейших нюансов и деталей предметов, попавших в поле зрения художника, ставят его порой уже вне рамок правил, заведенных в век рококо.

Картина

Одним из самых примечательных его произведений является картина «Поцелуй украдкой», представляющая собой сценку в интерьере. Художник запечатлел как будто неожиданно увиденный им момент, когда девушка, выбежавшая на секунду из общей комнаты за шарфом, оказывается застигнутой врасплох поцелуем поджидавшего ее юноши.

Прелестная девушка с подчеркнуто тонкой талией, затянутой в великолепно переданный кистью мастера перламутрово-пепельный шелк, изогнулась в испуганной позе. Боится она, конечно же, не этого юношу, она опасается, что в любой момент в открытую дверь комнаты может кто-нибудь войти, поэтому этот поцелуй такой торопливый, и такой невинный.

Картина полна какого-то удивительного  застывшего движения, подчеркнутого тщательной прорисовкой деталей – излома шелка на платье девушки, легкого струящегося шарфа, блестящей поверхности столика, узора ковра на полу.

  При этом интерьер комнаты скрыт от глаз зрителя, да по большому счету, сама комната и не показана, нам виден лишь темный угол между двух распахнутых дверей.  Ничто не отвлекает взгляда зрителей от пленительной и грациозной сценки. 

«Поцелуй украдкой» относится к поздним картинам художника,  когда начал входить в моду классицизм с его четкими линиями и сдержанностью красок.

  Непринятый Фрагонаром, этот стиль все-таки оказал свое влияние на творчество художника, которое завершало век рококо. Оно было еще камерным, но уже не предназначенным только для того, чтобы им любовались, отдыхая в постели.

Оно предвосхищало работы мастеров следующего поколения, оставаясь возвышенным, воспевающим человеческую и природную красоту и радость жизни.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Источник: http://www.artinheart.ru/post/vision/305.shtml

Жан Оноре Фрагонар Поцелуй украдкой: Описание произведения

В 90-х годах XIX века Эрмитаж получил в свое собрание шедевр позднего Фрагонара «Поцелуй украдкой», находившийся до этого в коллекции последнего короля польского Станислава Августа Понятовского, а в качестве компенсации Варшаве была передана «Полька» Антуана Ватто.

Фрагонару не было равных в находчивости, с какой он умел аранжировать распространённые галантные сюжеты.

Пожалуй, только Ватто, умерший за десятилетие до появления Фрагонара на свет, был столь же нетривиален и изобретателен в вопросах того, как можно представить на картине любовную сцену, вложив в неё максимум чувственных впечатлений, но не опустившись до банальности или пошлости.

«Поцелуй украдкой» Фрагонара — это блестящая вариация любовного сюжета. Девушка стремительно выбежала из залы, где собралось общество, чтобы взять свой шарф, и в ту же минуту, еще не успев опомниться, оказалась в объятиях возлюбленного. В выражении лица героини читается недоумение, заметно, что она еще не переключилась с атмосферы раута, идущего в гостиной. Она буквально застигнута врасплох. И эту атмосферу неожиданности, ощущение внезапности мгновения Фрагонару великолепно удаётся запечатлеть.

Живописная манера, в которой выполнен «Поцелуй украдкой», совсем не характерна для Фрагонара. Его творческим почерком никогда не была подобная «гладкопись» — скорее наоборот.

Фрагонар всегда работал очень быстро, его кисть была легкой и стремительной, и многие из его работ казались современникам незавершенными, эскизными – как, например серия «фантастических портретов», называемых еще «экспрессивные головы», или примыкающие к ним «Портрет мадам де Грав», «Портрет месье де ла Бретеш» или «Портрет аббата де Сент-Нон в испанском костюме».

Вот как об их экспрессивной технике пишет современный исследователь: «светотень контрастна, колорит напряжен, удары кисти стремительны, мазки струятся, сверкают, образуют кипучие сгустки». Пожалуй, новаторство Фрагонара в полной мере может оценить лишь тот, кто усвоил уроки импрессионистов.

«Поцелуй украдкой», напротив, выглядит не по-фрагонаровски тщательно проработанным, его поверхность эмалево гладкая, мазки кисти почти не прочитываются. Невероятно достоверной выглядит фактура материалов: атласного платья цвета слоновой кости, полосатого полупрозрачного шарфа, великолепного ковра.

По всей видимости, эта манера письма, которую поздний Фрагонар пытался усвоить и применить, связана с новыми художественными запросами в искусстве Франции, когда доминирующим направлением стал неоклассицизм с его приоритетом четких линий и реалистической передачи фактур.

Фрагонар понимает, что стиль рококо, с которым он сроднился, уходит в прошлое, но мужественно пытается модифицировать своё искусство в соответствии с актуальными веяниями.

Любовный сюжет уже не выглядит у Фрагонара легкомысленным, веселым или забавным, как раньше (в тех же «Качелях» или «Жмурках»), в нем появляются романтические и элегические ноты.

«На исходе 1780-х, словно оглядываясь в свое прошлое, Фрагонар создает еще один шедевр «галантного жанра» — эрмитажный «Поцелуй украдкой», — пишет Сергей Даниэль, автор книги «Рококо. От Ватто до Фрагонара».

— Здесь есть и остроумие композиции, и прелесть живо разыгранной «мизансцены», и блестящее мастерство письма, явно адресующее к «малым голландцам», будь то Терборх, Мирис или кто-то другой из этих «живописцев-ювелиров». Но всё же это мастерство как бы тронуто холодом.

Темперамент, бурливший в крови Фрагонара, словно схвачен льдом и застывает в эмалевидной поверхности холста».

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/jeanhonorefragonard/works/7701~Potseluj_ukradkoj

6 знаменитых поцелуев в искусстве

6 июля отмечается Всемирный день поцелуя. Мы собрали для вас знаменитые произведения искусства, изображающие поцелуй, и рассказываем о каждом.

Густав Климт, «Поцелуй», 1908

Не так уж много найдется картин, которые можно сравнить с «Поцелуем» по частоте цитирования и количеству копий на самых разных, порой даже совсем неожиданных носителях. Любой человек, который хоть раз побывал в Вене, вряд ли устоял перед желанием увезти с собой сувенир с изображением одной из самых знаменитых в мире влюбленных пар.

Орнаменты, которые художник использует для изображения слившейся в любовном объятии пары, не случайны. На протяжении практически всего своего творческого пути Климт пытался донести до публики свое видение двойственности любви.

Здесь он передает это ощущение, в частности, через разграничение мужского и женского.

Одеяние героя картины расчерчено четкими квадратами и прямоугольниками, в то время как наряд его возлюбленной украшен орнаментом, в котором преобладают более мягкие и «женственные» круги и спирали.

Интересны в «Поцелуе» и еще две детали. Во-первых, как и в большинстве других своих зрелых работ, художник не позволяет зрителю увидеть лицо героя (Климту часто пеняли на то, что ему интересны лишь женщины, в конце концов, он совсем перестал рисовать мужчин).

И во-вторых, примечательно то, что Климт изобразил на полотне не сам поцелуй, а лишь его ожидание, предвкушение. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе.

Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.

И поэтому же пара на полотне не сливается в поцелуе, а пребывает в страстном любовном томлении, в мучительном ожидании слияния.

Читайте также:  Картина «синдики», рембрандт — описание

Рене Магритт, «Влюбленные», 1928

Существует несколько трактовок полотна «Влюбленные». Причем две из них являются полностью противоположными друг другу. Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа». Причем слепота эта в данном случае абсолютна: герои картины являются загадкой и для окружающих, и друг для друга, к тому же, они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг. Что касается второй, более оптимистической трактовки, мужчина и женщина на полотне сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы тайн и разделяющие их преграды.

Рене Магритт, «Влюбленные», 1928

Вторая версия картины, появившаяся в том же 1928 году, написана совсем с другим настроением. Если первое полотно вызывает какое-то безотчетное содрогание, непостижимое ощущение безысходности или даже страх, то вторая картина, изображающая тех же возлюбленных, наполнена скорее умиротворением и покоем.

Магритт переносит своих героев из замкнутого пространства комнаты и их собственного закрытого мирка в полный красок огромный мир, который символизирует пейзаж за их спинами. Лица мужчины и женщины по-прежнему закрыты тканью, но обращены к зрителю, а их позы стали более спокойными и расслабленными.

И кажется, будто через тонкие покровы можно разглядеть их улыбки.

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882

«Поцелуй» — одна из самых узнаваемых скульптур Огюста Родена. Сотня лет, миллионы зрительских взглядов и растиражированных изображений стерли лишнее, отшлифовали эту скульптуру до межнационального символа робкой, разгорающейся страсти. Мало кто помнит, что герои изображенного Роденом сюжета угодили в ад.

Это одна из работ композиции «Врата ада», изначально созданная для скульптурного оформления входной двери Музея декоративного искусства в Париже.

«Поцелуем» ее назвали позже критики, а для автора это был дантовский сюжет «Франческа да Римини». Франческа — итальянка, жена правителя, воспылавшая страстью к брату мужа. За чтением сладострастного рассказа о рыцаре Ланселоте Франческа и юный Паоло не удержались от поцелуя — и были тут же застигнуты и убиты разгневанным мужем.

История Паоло и Франчески — вечный сюжет, культурный знак, вызывающий прочные ассоциации: невинная страсть, несостоявшийся роман, несоразмерное, несправедливое, жестокое, но законное вечное наказание.

Роден как всегда безошибочно отыскивает в этом сюжете точку, из которой статическая по сути вещь, скульптура, обретает динамику. Это момент за сотую долю секунды до гибельного поцелуя — губы влюбленных в этой скульптуре не смыкаются.

Здесь и сладкое предвкушение, самый волнительный момент любой земной истории любви, — и бесконечное наказание. Вся история полностью.

До Родена в скульптуре не изображали влюбленных пар. Когда мужчина с женщиной оказывались в пределах одного скульптурного сюжета, это были сцены яростного овладения или похищения, где женщина — жертва. Роден освобождает женское тело, признает за ним особую способность наслаждаться страстью.

В разное время, уже даже в XX веке, «Поцелуй» драпировали и устраивали против него общественные протесты, помещали в отдельной музейной комнате и впускали зрителей только по специальному разрешению. Он стал жить отдельно от «Врат ада». А грандиозный проект «Врат» остался незавершенным.

Жан Оноре Фрагонар, «Поцелуй украдкой», 1780-е

«Поцелуй украдкой» Фрагонара — это блестящая вариация любовного сюжета. Девушка стремительно выбежала из залы, где собралось общество, чтобы взять свой шарф, и в ту же минуту, еще не успев опомниться, оказалась в объятиях возлюбленного. В выражении лица героини читается недоумение, заметно, что она еще не переключилась с атмосферы раута, идущего в гостиной. Она буквально застигнута врасплох. И эту атмосферу неожиданности, ощущение внезапности мгновения Фрагонару великолепно удаётся запечатлеть.

Живописная манера, в которой выполнен «Поцелуй украдкой», совсем не характерна для Фрагонара. Его творческим почерком никогда не была подобная «гладкопись» — скорее наоборот.

Фрагонар всегда работал очень быстро, его кисть была легкой и стремительной, и многие из его работ казались современникам незавершенными, эскизными. «Поцелуй украдкой», напротив, выглядит не по-фрагонаровски тщательно проработанным, его поверхность эмалево гладкая, мазки кисти почти не прочитываются.

Невероятно достоверной выглядит фактура материалов: атласного платья цвета слоновой кости, полосатого полупрозрачного шарфа, великолепного ковра.

«На исходе 1780-х, словно оглядываясь в свое прошлое, Фрагонар создает еще один шедевр «галантного жанра» — эрмитажный «Поцелуй украдкой», — пишет Сергей Даниэль, автор книги «Рококо. От Ватто до Фрагонара». — Здесь есть и остроумие композиции, и прелесть живо разыгранной «мизансцены», и блестящее мастерство письма, явно адресующее к «малым голландцам», будь то Терборх, Мирис или кто-то другой из этих «живописцев-ювелиров». Но всё же это мастерство как бы тронуто холодом. Темперамент, бурливший в крови Фрагонара, словно схвачен льдом и застывает в эмалевидной поверхности холста».

Робер Делоне, «Поцелуй», 1922

Робер Делоне первым обозначил свет и цвет главной ценностью и смыслом живописи. Как написана эта пастель? Именно так — цветом и светом. Контур «Поцелуя» создан светом. Полоса света становится разделительной и в то же время соединительной чертой между слившимися в поцелуе. Сами же целующиеся представляют собой чистый цвет — и не просто цвет, а вариацию на тему любимого контраста Делоне: синий и красный. Он называл его «удар кулака», считая, что впечатление, которое производит соседство этих двух цветов, по силе своего воздействия несоизмеримо ни с какими иными приемами. Соединяя красный и синий, Делоне добивался ощущения вибрации, накала, звучания, которое производил резонанс этих цветов.

Безусловно, в «Поцелуе» речь не идет об «ударе кулака». Мягкие, нежные вариации на тему красного и синего — розовый и голубой — похоже, успешно следуют заданному изначальными цветами направлению.

Их взаимодействие оказывается значительно более мягким, чем сопоставление красного и синего, но при этой мягкости удивительно глубоким. Оно захватывает, влечет и взрывается алым центром на «розовом» — слившимися в поцелуе губами.

Этот открытый, словно цветок, жаркий центр оттенен острыми, темными ресницами на «голубом» лице (они тоже написаны голубым, но темным). Итого, здесь три участники: розовый, голубой и свет.

Пастель «Поцелуй» можно считать положительным ответом на вопрос, который Робер Делоне решал в течение жизни всей своей живописью. Да, цвет действительно может быть главным действующим лицом, методом и приемом. И да, цвет действительно может всё.

Пабло Пикассо, «Поцелуй», 1969

Пикассо изображает пару, сливающуюся в поцелуе, практически на голом фоне, сосредотачиваясь только лишь на лицах героев. Он не стесняется искажать лица любовников с целью максимально приблизить их друг к другу, отобразить глубокое слияние двух целующихся людей. Чтобы подчеркнуть это единение, Пикассо наделяет пару похожими чертами лица (например, одинаковой формой носа).

Лысеющий мужчина с длинной седой бородой, одетый в узнаваемую тельняшку, — это, без сомнения, сам Пикассо. Его глаза широко раскрыты, как будто он только что пережил некое откровение. Открыты и глаза его возлюбленной, и зритель может видеть их оба, несмотря на то, что женщина написана в профиль.

Личность женщины сомнения не вызывает: это Жаклин Рок, вторая жена и последняя любовь Пикассо. На ее фоне лицо мужчины кажется непропорционально большим, но это удивительным образом создает ощущение исходящей от него ласки и заботы.

В этот период из картин Пикассо, изображающих влюбленные пары, уходит всепоглощающая сексуальная лихорадка, остается лишь нежность и безмятежность, которыми были наполнены годы его жизни с Жаклин.

Авторы: Евгения Сидельникова, Алена Эсаулова, Анна Вчерашняя, Анна Сидельникова, artchive.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/595e33ced7d0a69b431e456a

Жан Оноре Фрагонар Поцелуй украдкой

  • ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР
  • Поцелуй украдкой
  • Фрагонар — наиболее интересный и талантливый представитель позднего рококо во Франции.

Обладавший необычайной живостью фантазии, огромным творческим темпераментом, неиссякаемой любовью к своему делу, он оставил большое и не вполне еще изученное творческое наследие, поражающее нас своей разнохарактерностью.

Фрагонар писал и жанровые, обычно веселые любовные сценки, и картины, в которых воспевал счастье больших многодетных семей, и реалистические пейзажи и портреты, по технике предвещавшие произведения импрессионистов. Разнообразие тем и различная их трактовка не казались противоречиями в его творчестве, а противоречий, при внимательном изучении,— немало.

Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал «бездумные» и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни.

«Поцелуй украдкой» Фрагонара — это блестящая вариация любовного сюжета. Девушка стремительно выбежала из залы, где собралось общество, чтобы взять свой шарф, и в ту же минуту, еще не успев опомниться, оказалась в объятиях возлюбленного.

В выражении лица героини читается недоумение, заметно, что она еще не переключилась с атмосферы раута, идущего в гостиной. Она буквально застигнута врасплох.

И эту атмосферу неожиданности, ощущение внезапности мгновения Фрагонару великолепно удаётся запечатлеть.

Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи,— они блестящ, и весел. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Все изображение полно движения и непосредственного чувства.

Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке.

В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера.

Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности.

Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам.

Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт».

Фрагонар понимает, что стиль рококо, с которым он сроднился, уходит в прошлое, но мужественно пытается модифицировать своё искусство в соответствии с актуальными веяниями. Любовный сюжет уже не выглядит у Фрагонара легкомысленным, веселым или забавным, как раньше (в тех же «Качелях» или «Жмурках»), в нем появляются романтические и элегические ноты.

Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского; в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька».

Источник: https://freedocs.xyz/docx-452787518

Ссылка на основную публикацию