Картина «мина моисеев», крамской — описание портрета

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

 1883 г. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Крамского И.Н. «Крестьянин с уздечкой»

За годы творческой жизни И. Крамской создал немало прекрасных портретов, моделями для которых были как известные деятели культуры, чиновники и правители России, прекрасные незнакомки, так и простые русские крестьяне.

Наряду с другими художниками XIX века, Крамской развивал жанр народного портрета, стремясь в каждом полотне запечатлеть не просто фигуру, а неповторимую личность с ее характером и судьбой.

Итогом многолетней работы над крестьянскими портретами стала картина «Крестьянин с уздечкой».

Моделью к портрету стал обычный деревенский житель Мина Моисеев. Опершись натруженными руками на палку, смотрит он на зрителя лукавым взглядом из-под мохнатых бровей и хитро посмеивается в свою седую бороду.

Мина Моисеев уже стар, лицо его покрыто глубокими морщинами и на первый взгляд кажется, что это – слабый дряхлеющий старик. Но стоит только присмотреться повнимательней, и взгляду откроются его широкие могучие плечи, скрытые выцветшей домотканой рубахой и ветхой накидкой-малахаем. Сильные жилистые руки крестьянина по-прежнему не боятся никакой работы.

Несмотря на возраст, старик крепок и осанист, ежедневный изнурительный труд, нелегкая жизнь, голод не сломили его. Рот его полуоткрыт, словно художник запечатлел крестьянина рассказывающим веселую прибаутку, сказку или притчу – а знает он их, по всей видимости, немало. В светлых и чистых, как у ребенка, глазах светится доброта, мудрость и спокойствие.

Картина – олицетворение любви и уважения к русскому народу. На долю простых людей выпало немало страданий, но они сумели сохранить свою гордость и силу, пройдя через уготованные судьбой испытания.

Лучшие картины Крамского И.Н.

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета
Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета
Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kramskoj-i-n/kramskoj-i-n-krestyanin-s-uzdechkoj/

Художник Иван Крамской: галерея картин, биография Крамского

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Автопортрет. 1867

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 г.

, когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников .

Крамской – один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

Биография Крамского

Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус­ства, когда критический реализм в живописи, литературе до­стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни­ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ­ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока­зал огромное влияние на умы своих современников.

Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу­бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис­кусству с течением времени превратился в настойчивое влече­ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо­тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по­мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо­дам России.

Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра­дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве­чавшие новому времени.

Передовые общественные круги ста­вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус­ства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред­ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».

Молодые художники отказались писать на эту те­му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери­альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз­главив это движение, Крамской принял на себя ответствен­ность за дальнейшую судьбу русского искусства.

В целях вза­имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе­редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации.

Одной из основных целей Товари­щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус­ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж­ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака­демии художеств.

Весной 1872 года она была перевезена в Мо­скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж­ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз­буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти­летий объединяла всех передовых художников России.

На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю­жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу­ны, все же нечто фантастическое вышло».

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель­ские сюжеты.

Художник писал о том, что его задачей было по­казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути.

Картина «Христос в пу­стыне» была воспринята современниками как символ чело­века высокого гражданского долга.

Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль­ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь­зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто­го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете.

Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи­ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч­ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху­дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н.

А. Не­красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо­лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут.

Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира­ющего поэта.

В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен­ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про­образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це­лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе­ру среди них — «Полесовщик» (1874).

В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли­цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.

 Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре­мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху­дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными.

Постоянные домашние заботы и рабо­та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар­тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт­венной судьбы человека.

25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.

Трудно переоценить значение художественного и литера­турного наследия Крамского для русской культуры.

Основная идейная направленность его художественной деятельности —  это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо­бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника.

Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе­ния русских художников.

Неизвестная. 1883

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Лунная ночь. 1880

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Автопортрет. 1874.

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Портрет Александра III. 1886

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Полесовщик. 1874

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Русалки. 1871

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Пасечник. 1872

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Оскорбленный еврейский мальчик. 1874

Н.А. Некрасов в период  Последних песен. 1877–1878

  • Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
  • Лесная тропинка. Начало 1870-х

Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883

  1. Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
  2. Иродиада. 1884–1886

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869

  • Женский портрет. 1884
  • Женский портрет. 1867
  • Девушка с распущенной косой. 1873
  • Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
  • Голова крестьянина. 1874
  • Выздоравливающая. 1885

Букет цветов. Флоксы. 1884

  1. Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира  Укрощение строптивой. 1883
  2. Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880
  3. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
  4. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
  5. Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
  6. Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
  7. Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879

Портрет А.И.Куинджи. 1872

  • Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860
  • Портрет художника Михаила Клодта. 1872
  • Портрет художника Константина Савицкого.
  • Портрет художника Ивана Айвазовского

Портрет художника И. Е. Репина

  1. Портрет художника Григория  Мясоедова
  2. Портрет художника Алексея Боголюбова. 1869
  3. Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
  4. Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
  5. Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
  6. Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
  7. Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
  8. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
  9. Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Читайте также:  Снежная буря, уильям тернер - описание картины

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879

  • Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
  • Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
  • Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
  • Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
  • Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
  • Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
  • Портрет императрицы Марии Фёдоровны
  • Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881

Портрет И.И.Шишкина. 1880

  1. Портрет художника Ивана Шишкина. 1873
  2. Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х — 1880-е
  3. Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/574-kramskoy.html

Сочинение по картине Крамского «Мина Моисеев»

В 1882 году русский художник Иван Крамской пишет картину «Мина Моисеев», которая должна была стать частью другого обширного полотна под названием «Крестьянин с уздечкой». Но после создания картина обрела собственную жизнь, и вскоре стала считаться одной из лучших работ художника.

Картина «Мина Моисеев», Крамской — описание портрета

Кажется, что старик с картины сильно устал, он сломлен постоянным трудом и тяготами жизни. Но стоит присмотреться и можно увидеть, что изображенный мужчина довольно хорошо выглядит, его взгляд суров и упрям, волосы пока не покрыла седина. Наверняка герой проживет еще много лет на белом свете.

Поза, в которой он сидит, довольно свободная, хотя дед скрестил руки и прижал их к себе. Он глядит куда-то в бок от художника, будто стесняясь того, что с него пишут картину. Для него это непривычно. В глазах старика еще живет искорка озорства. Все лицо его в глубоких морщинах, что говорит о его эмоциональности.

Он много улыбался и смеялся в молодости, и эта радость былой жизни, до конца еще не угасшая, оставила отпечатки на его лице.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Дед одет в синего оттенка старую холщовую рубашку. Но даже в такой видавшей виды одежде он смотрится очень внушительным.

Задний план — это всего лишь черный фон. Но даже такой темный оттенок не омрачает картины. Он, напротив, выгодно оттеняет даже эту старую рубаху.

Вся ее неопрятность говорит о том, что старик неприхотлив, не богат. Но он постоянен в своих решениях и даже желаниях.

Наверняка, он справедлив, любит правду, не боится любой работы и требует от себя ее полного выполнения, раз уж решился взяться за дело.

Глядя на картину, можно фантазировать о том, кто окружает старика, размышлять о том, какая у него жена, каких детей он воспитал. Можно представить себя картину семейного ужина после тяжелых дневных работ ли картину игры деда со множеством маленьких внуков.

Глаза деда, его взгляд буквально заставляют смотрящего на них вспомнить свое детство, своих родных. Они заставляют подумать о маленьком домике, в котором мирно доживают свой век дед и бабка.

Они наталкивают нас на мысли о месте, из которого так не хочется возвращаться — об отчем доме.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-kramskogo-mina-moiseev.html

Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. Описание картины Крамского

Крестьянин с уздечкой.
Мина Моисеев.
1883. Холст, масло. 125 x 93. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

«Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Уже в работах А.Г.Венецианова и В.А.

Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия. «Фомушка-сыч» В.Г.Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И.С.Тургенева.

Картины Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом кисти И.Е.Репина явятся на свет как одна из первых догадок о грозной силе народа, доведенной до крайности и готовой подняться на кровавую борьбу.

Жанр народного портрета имеет собственную поэтику, собственную систему художественных изобразительно-выразительных средств. Художники стараются максимально соблюсти достоверность облика своих моделей, выявляют этнические черты внешности и внимательно прослеживают социально обусловленные и социально значимые качества характеров.

Сохраняя индивидуальный строй личности, русская реалистическая живопись выводит в народном портрете на первый план наиболее типичные ее черты.

И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870—1880-х годов появляется существенно новое качество, оно связано с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято.

Конкретность образа, серьезная уважительность внимательного подхода к модели отличают и крестьянские портреты Крамского. В каждом — неповторимая личность со своей судьбой и в то же время точная социальная характеристика. Художник одним из первых подмечает начинающееся расслоение крестьянского мира, которое русская живопись отразит бесстрашно, хотя и не без горечи.

Все чаще думалось Крамскому о том, что по России «передвигать» надо не только выставки, но и самих художников, что они должны ездить, узнавать свою страну, свой народ, что, сидя в центре, художник начинает «терять нерв широкой вольной жизни; слишком далеко окраины, а народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть…»

Сам он не мог уезжать на долгие годы, жить в деревне, как это делали тогда некоторые молодые художники: с Петербургом связывали его слишком крепкие нити. Но хотелось писать картины из народной жизни, писать людей из народа. Когда-то он написал небольшую картину «Деревенская кузница». Теперь же задумал дать портреты крестьян.

Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный; за спиной у него дубинка, глаза настороженные. Внутренняя напряженная страстность роднит взгляд полесовщика и взгляд Салтыкова-Щедрина на портрете 1879.

Те же светло-голубые, обведенные тонкой коричневой каймой глаза, маленький черный зрачок оттенен бликами и тонким-тонким белым мазком по нижней части радужки. Но в неистовых глазах полесовщика нет ни разящей силы интеллекта, ни муки, отразившихся во взоре писателя.

Сила взгляда мужика в простреленной шапке — едва сдерживаемая, но холодная, круглые, светлые серо-голубоватые глаза словно обесцвечены злобой, в центре темного маленького, как след дроби на шапке, зрачка острый бличок, сбоку на радужке — еще один, сдвоенный, третий, из трех светлых точек — на белке.

Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора.

Иногда эту работу называют по-иному — «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Описывая этюд картины, Крамской предложил в письме к П.

Третьякову такую ее трактовку: «Мой этюд должен был изображать один из тех типов, которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью.

Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку; но никогда не мирятся».

Лишь в 1883 году Крамской придет к образу, поистине обладающему силой обобщения, впитавшему итоги многолетней работы над народным портретом. Картине Крестьянин с уздечкой из Киевского музея русского искусства свойственна та монументальность, которой отмечены лучшие из портретов Крамского.

Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым, и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой.

Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку.

Он чем-то напоминает образ Толстого: крупные черты лица с широким носом, мохнатые брови, просторный морщинистый лоб, взгляд, исполненный спокойной силы и мудрости, ясности и здравого смысла.

«Мужик с уздечкой» Крамского — воплощение богатырской силы народной, и это роднит его с образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил…

Нота исторического оптимизма, которой заканчивал свои искания в народной теме Крамской, прозвучала в его произведениях одновременно, согласно с той трагической и героической поэмой народного прошлого, какую в начале 1880-х годов представил на суд зрителей В.И.Суриков в своем полотне Утро стрелецкой казни. Впоследствии, в 1890-х и начале 1900-х годов, эта взятая Крамским нота отзовется гимном богатырской силе народа в Запорожцах Репина и Богатырях кисти Васнецова.

Но и наиболее оптимистическому среди народных образов Крамского свойствен оттенок скрытого трагизма. Вообще безмятежность чужда музе художника. Его герои не улыбаются — посмеивающийся Мина Моисеев редкое исключение. Лишь иногда горькая или задумчивая усмешка прячется в уголках губ.

Источник: http://www.tanais.info/art/kramskoy10more.html 

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/krestyanin-s-uzdechkoj-mina-moiseev-opisanie-kartiny-kramskogo.html

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине И. Н. Крамского "Мина Моисеев"

ТЕМА: «Подготовка к сочинению по картине И. Н. Крамского «Мина Моисеев» (Урок с использованием сингапурских структур)

Урок русского языка в 7 классе по учебнику М. М. Разумовской и др.

Учитель: Титова Татьяна Валентиновна

ЦЕЛИ:

  1. Научить учащихся проникать во внутренний мир человека через описание внешности, используя образные средства языка;

  2. Воспитание чувства прекрасного;

  3. Развитие умений учащихся подбирать материал к сочинению по картине, логично выстраивать текст сочинения (работа с планом), используя собранный к сочинению материал; развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде

ОБОРУДОВАНИЕ: МЭНЭДЖ МЭТ, «Рабочие листы», раздаточный текстовый на желтых карточках, литературный материал на белых карточках, сиреневые карточки с высказываниями, проектор, презентация

Ход урока

Действия учителя

Двигательные культуры

Принципы BBL

Читайте также:  Картина "тройка", перов, 1866

— Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята.

Поприветствуйте и вы друг. Партнеры по лицу, соедините свои ладони хлопком, партнеры по плечу, пожмите друг другу руки, партнеры А и Б, пожелайте друг другу удачи.

— Любимым занятием И. С. Тургенева и его гостей было «играть в портреты». И. С. Тургенев был неплохим художником. Он рисовал пять-шесть профилей и просил гостей под каждым профилем отразить особенности характера. Вот одна из характеристик рисованных героев, данных автором: «Чернильная душа — грустный, незлой, но скучный, как осенний лист».

  • — А вот характеристики, данные вами: «Посмотрев на него, могу сказать, что он одиночка, скрывается от всего мира, не желая общения». (Михайлова Алена, 7 Б);
  • «Этот человек скуп на чувства и эмоции, ему легче нахмурить взгляд и промолчать, нежели высказать свое недовольство». (Яфизов Карим, 7 Б)
  • «По портрету можно понять, что он важная персона, что он зол на весь мир. В его одежде преобладает черный цвет, а это подтверждает: он черный человек» (Семенов Егор, 7 Б)
  • «Деловой и скрытный человек, который постоянно о чем-то задумывается». (Кабидова Ника, Горбатова Настя, 7 В)
  • «Можно предположить, что этот человек впечатлителен, но строг к любому проявлению эмоций». Артемьева Света, 7 В)

«Длинный опущенный нос является признаком замкнутости. Его губы поджаты, что говорит о его трудном характере». (Якимова Таня, 7 В)

«Очень требовательный и строгий». (Галочкина Аня, 7 В)

«Раздраженные глаза говорят о том, характер этого человека неспокойный» (Иванова Даша, 7 В)

  1. Ребята вовлекаются в урок, приветствуя друг друга.

2. Учащиеся слушают учителя.

1. Учитель вовлекает ученика в образовательный процесс, привлекая высказывания детей и сопоставляя их мысли с высказываниями великих людей.

  1. Используя двигатель культуры ожидание, учитель определяет тип мышления – тщательное наблюдение и описание наблюдаемого

  1. Определение темы и целеполагание

  1. – Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (30//)
  2. -…
  3. -…

— Сегодня мы будем работать с картиной И. Н. Крамского «Мина Моисеев».

— Перед вами на сиреневых карточках высказывания знаменитых людей. Участники номер один, возьмите карточки себе и раздайте партнерам. Обсудив в группе, выберите такое высказывание, которое будет точно отражать главную задачу урока. (30//). Запишите в «Рабочий лист».

1.Сколько прелести есть в ч..ловеческих лицах!

Всё смотрел (бы) (на) них и смотрел (без) конца… (Евгений Винокуров)

2.Ч..ловек есть тайна. Её надо ра..гадать. ( Ф. М. Достоевский)

3.Каждое лицо – интересно. Задача художника-п..ртретиста – выр..зить внутре..ний мир ч..ловека, дать свою оценку. (И. Глазунов)

— Какова же главная задача урока?

– Определите цели урока: научиться проникать во внутренний мир человека через описание внешности, используя образные средства языка; уметь воспринимать и понимать произведение искусства, создавать связный текст на основе картины И. Н. Карамзина «Мина Моисеев», используя собранный материал. (30//)

— Какие высказывания можно использовать в качестве эпиграфа к сочинении? Запишите одно в «Рабочий лист», раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, в виде прямой речи:

  1. Внимательно слушают задание учителя.

  1. Записывают высказывание в виде прямой речи

  1. Определяют главную задачу урока

  2. Выбирают эпиграф к сочинению

Через определение темы и целеполагание учитель устанавливает связь новых знаний с предыдущими.

Учитель выделяет время, использует окружающую среду, для того чтобы ученики заинтересовались темой.

  1. Изучение нового материала

1. — Что же это за художник И. Н. Крамской? Какие произведения искусства принадлежат его кисти? В ходе презентации я прошу вас собрать необходимый материал.

  1. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Великие портретисты. Творчество И. Н. Крамского»

  1. — Что вы узнали об И. Н. Крамском и его творчестве?

Поделитесь в группе, обсуждая материал по кругу, начиная со 2 участника. (1МИН)

— 3-и участники, раздайте текст на зеленых карточках каждому участнику.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ «История создания портрета «Мина Моисеев»

История создания «Мины Моисеева»

Будучи убежденным демократом, И. Н. Крамской глубоко интересовался народной жизнью. Он написал несколько портретов людей из народа, крестьян. Среди этих портретов «Мина Моисеев», несомненно, один из лучших. Портрет был написан с натуры в 1882 году под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче. Ему позировал один из местных жителей.

Облик этого пож..лого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо инд..видуален. В то же время в нем ясно выступают общие т..пические черты русского пореформенного кр..стьянства. Ясен взгляд его глаз, выр..жающий острый и сметливый ум. Загорелое, м..

рщинистое лицо светит(?)ся и добротой и лука..ством. Светлый к..лорит портрета, не типичный для Крамского, как нельзя более соответствует передаче сути образа п..ртретируемого. Особе..но красива ( серо)голубая рубаха крестьянина и его волосы, подобные старому серебру.

2. ВОПРОСЫ.

  • — Скажите, кто такой Мина Моисеев?
  • (Ответ запишите в «Рабочий лист» в соответствующую графу, вставляя пропущенные буквы).
  • — Назовите черты русского крестьянина, которые хотел передать художник?
  • — Найдите описание внешности портретируемого, внесите этот материал в «Рабочий лист»
  • 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КАРТИНОЙ «МИНА МОИСЕЕВ» В ГРУППЕ (5МИН)
  • — Рассмотрите картину «Мина Моисеев», соберите соответствующий материал и внесите его в «Рабочие листы».
  • — Поделитесь собранным материалом.

— Ребята, а не кажется ли вам, что мы уже встречались с образами, подобными Мине Моисееву? Вспомните, где? Подсказки лежат у вас на столе на белых карточках.

6.РАБОТА РАЗДАТОЧНЫМ ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ:

Столы № 1,3 — работают с текстом из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Столы № 2 – работают с текстом из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Стол № 4 – работает с текстом из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда»

Столы № 5, 7 — работают с текстом из стихотворения Н. А. Некрасова «Орина, мать солдатская»

Стол № 6 — работают с текстом из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повести, как один мужик двух генералов прокормил»

  1. — Прочитайте тексты, обсудите в группе, чем герой картины похож на персонажей из художественных произведений, заполните соответствующую графу в «Рабочем листе» (5МИН)
  2. — Поделитесь с классом, чем же герой картины похож на персонажей из художественных произведений.
  3. — Прежде чем ответить на следующий вопрос, связанный с картиной, вспомните, ЧЕМ ВАС ПРИВЛЕКАЮТ ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ?
  4. — ЧТО ПРИВЛЕКЛО ХУДОЖНИКА В ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ? (3МИН)
  5. ПОДБАДРИВАЮ УЧЕНИКОВ СЛОВАМИ, ДЕЛАЕМ ЧИР
  1. Просматривают презентацию.

  2. Записывают информацию

  1. Обмениваются в команде собранным материалом

  1. Работа с текстом «История создания портрета «Мина Моисеев»

  1. Внесение необходимых материалов для сочинения в «Рабочий лист»

  1. Вносят материал в «Рабочие листы»

  2. Делятся собранным материалом, делают дополнительные записи

  1. Работа с раздаточным литературным материалом

  1. Выступают с мини-сочинениями 3-4 учащихся

  1. 3-4 учащихся выступают с ответами

Учитель проводит структуры

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН

— этим самым добивается последовательности. Употребляя слова из Таксономии Блума, учитель способствует более продуктивному пониманию темы учениками.

  1. Подача материала

  2. Последовательность

  3. Модуляция

  4. Точность

  5. Изложение

— Посмотрите на экран. (На экране план сочинения)

  1. Пожилой человек… Чем он меня привлекает ?

II. Мина Моисеев – герой картины И. Н. Крамского

1.Кто он такой?

  • 2.Внешность:
  • Лицо (глаза, рот, нос, брови, борода)
  • Поза, руки
  • Одежда
  • 3. Характер героя
  • 4. Общий фон картины

5. На каких литературных героев он похож?

III. Чем привлек Мина Моисеев художника? Что он воплощает по замыслу И. Н. Крамского?

— УСТНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ

    1. Создают устное коллективное сочинение

  1. Учитель предоставляет ученикам время для восприятия логического раскрытия главной мысли .
  2. Учитель поддерживает и мотивирует учащихся.
  3. — Подведем итоги.
  4. — Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

Учитель читает стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Есть лица, подобные пышным порталам,Где всюду великое чудится в малом.Есть лица — подобия жалких лачуг,Где варится печень и мокнет сычуг, Иные холодные, мёртвые лицаЗакрыты решётками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давноНикто не живёт и не смотрит в окно,Но малую хижину знал я когда-то,Была неказиста она, небогата,Зато из окошка её на меняСтруилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!Есть лица — подобья ликующих песен.Из этих как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

  1. Ребята делятся своими выводами

Написать сочинение по данному плану по картине «Мина Моисеев»

  1. Записывают домашнее задание и участвуют в заключительном ЧИРЕ

Источник: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-i-n-kramskogo-mina-moiseev-1841558.html

Иван Крамской. Полесовщик. Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. Описание картин. Шедевры русской живописи

«Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Уже в работах А.Г.Венецианова и В.А.

Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия. «Фомушка-сыч» В.Г.

Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И.С.Тургенева. Картины Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом кисти И.Е.

Репина явятся на свет как одна из первых догадок о грозной силе народа, доведенной до крайности и готовой подняться на кровавую борьбу.

Жанр народного портрета имеет собственную поэтику, собственную систему художественных изобразительно-выразительных средств. Художники стараются максимально соблюсти достоверность облика своих моделей, выявляют этнические черты внешности и внимательно прослеживают социально обусловленные и социально значимые качества характеров.

Сохраняя индивидуальный строй личности, русская реалистическая живопись выводит в народном портрете на первый план наиболее типичные ее черты.

И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870-1880-х годов появляется существенно новое качество, оно связано с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято.

Конкретность образа, серьезная уважительность внимательного подхода к модели отличают и крестьянские портреты Крамского. В каждом — неповторимая личность со своей судьбой и в то же время точная социальная характеристика. Художник одним из первых подмечает начинающееся расслоение крестьянского мира, которое русская живопись отразит бесстрашно, хотя и не без горечи.

Все чаще думалось Крамскому о том, что по России «передвигать» надо не только выставки, но и самих художников, что они должны ездить, узнавать свою страну, свой народ, что, сидя в центре, художник начинает «терять нерв широкой вольной жизни; слишком далеко окраины, а народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть…»

Сам он не мог уезжать на долгие годы, жить в деревне, как это делали тогда некоторые молодые художники: с Петербургом связывали его слишком крепкие нити. Но хотелось писать картины из народной жизни, писать людей из народа. Когда-то он написал небольшую картину «Деревенская кузница». Теперь же задумал дать портреты крестьян.

Читайте также:  Музей "киевская крепость" - фото и описание, украина, киев

Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный; за спиной у него дубинка, глаза настороженные. Внутренняя напряженная страстность роднит взгляд полесовщика и взгляд Салтыкова-Щедрина на портрете 1879.

Те же светло-голубые, обведенные тонкой коричневой каймой глаза, маленький черный зрачок оттенен бликами и тонким-тонким белым мазком по нижней части радужки. Но в неистовых глазах полесовщика нет ни разящей силы интеллекта, ни муки, отразившихся во взоре писателя.

Сила взгляда мужика в простреленной шапке — едва сдерживаемая, но холодная, круглые, светлые серо-голубоватые глаза словно обесцвечены злобой, в центре темного маленького, как след дроби на шапке, зрачка острый бличок, сбоку на радужке — еще один, сдвоенный, третий, из трех светлых точек — на белке.

Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора.

Иногда эту работу называют по-иному — «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Описывая этюд картины, Крамской предложил в письме к П.

Третьякову такую ее трактовку: «Мой этюд должен был изображать один из тех типов, которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью.

Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку; но никогда не мирятся».

Лишь в 1883 году Крамской придет к образу, поистине обладающему силой обобщения, впитавшему итоги многолетней работы над народным портретом. Картине Крестьянин с уздечкой из Киевского музея русского искусства свойственна та монументальность, которой отмечены лучшие из портретов Крамского.

Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым, и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой.

Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку.

Он чем-то напоминает образ Толстого: крупные черты лица с широким носом, мохнатые брови, просторный морщинистый лоб, взгляд, исполненный спокойной силы и мудрости, ясности и здравого смысла.

«Мужик с уздечкой» Крамского — воплощение богатырской силы народной, и это роднит его с образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженой, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил…

Источник: http://www.tanais.info/art/kramskoy10more.html

Крамской Иван Николаевич

Крамской Иван Николаевич

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали.

Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому.

В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.

) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

 В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию.

Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского.

Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

 «Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»

 

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866).

Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868).

В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

 «Портрет старого крестьянина»

 

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок.

Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции.

От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

 «Портрет Софьи Ивановны Крамской»

 

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”.

Сам он, подобно Ге и Поленову, в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию.

Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

 «Портрет императрицы Марии Федоровны»

 

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом.

Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

  

  •  «Букет цветов. Флоксы»
  •  
  •  «Портрет Сони Крамской, дочери художника»
  •  
  •  «Лесная тропинка»
  •   

 Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883.

  1.  
  2.  «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»
  3.  

 «Портрет художника Н.А.Кошелева»

  • «Портрет художника Федора Александровича Васильева»
  •  «Семья художника»
  •  «Русский монах в созерцании»
  •  «Хохот. «Радуйся, царю иудейский»»
  •  «Созерцатель»
  •  Христос в пустыне.1872
  •  «Сомнамбула»
  •  Русалки.  (Майская ночь) 1871
  •  «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»
  •  «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»
  •  «Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»
  •  «Мельник»
  •  «Лунная ночь»
  •  «Девушка с распущенной косой»
  •  «Женский портрет»
  •  «Женский портрет»
  •  «Женский портрет»
  •  «Женский портрет»
  •  «Девочка в глубой шали»
  •  «Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»
  •  «Портрет Николая Крамского, сына художника»
  •  «Портрет Александра III»
  •  Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883
  •  Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884
  •  Неутешное горе. 1884
  •  Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
  •  Неизвестная. 1883
  •  Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882
  • «Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»
  •  «Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»
  •  «Портрет актера Василия Васильевича Самойлова»

 «Портрет П.А.Валуева»

  1.  «Женский портрет»
  2.  «Автопортрет»
  3.  «Портрет художника Шишкина»
  4.  «Портрет дамы»

 «Портрет астронома О.В.Струве, директора Пулковской обсерватории»

 «Портрет П.И.Мельникова»

  •  «Пасечник»

 «Н.А.Кошелев. Урок музыки»

  1.  Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
  2.  Женский портрет. 1884
  3.  Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/4685414.html

Ссылка на основную публикацию