Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения.
В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.
Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?
Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе.
Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.
Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.
Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.
Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния.
На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку.
После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.
Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) — это был респектабельный буржуазный обычай.
Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами.
Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.
Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции.
Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку.
Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.
Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».
Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.
Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю — историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.
Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»».
О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом.
О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», — смертельное сочетание бренди и абсента.
«Нужно пить помалу, но часто», — говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»».
«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», — однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см).
К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма.
В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.
Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам.
А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом».
На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.
О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному.
Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то — что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери.
Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»».
А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.
В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.
В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра.
Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.
Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», — писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.
Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», — писал он.
Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо — справа.
С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать.
После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.
В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.
В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив.
Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены — в случившемся виноват абсент.
Иллюстрация: «Абсент — это смерть».
Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году.
Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне.
Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).
После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе.
С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы.
В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя — это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.
«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», — пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».
Абсент возродился относительно недавно — в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.
Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».
Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз — местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа — La Fée («Фея»).
Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».
Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX — начала XX века).
Источник: https://BigPicture.ru/?p=704244
Эдуард Мане «Любитель абсента». Описание картины
Кто знает, смог ли бы Мане стать одним из основоположников импрессионизма, если бы его учитель, живописец Тома Кутюр, не назвал картину «Любитель абсента» – «гнусностью».
А ведь молодой художник всю зиму 1858-1859 года увлеченно трудился, считая, что создает шедевр, и учитель, а с ним публика и жюри Парижского салона, смогут по достоинству оценить работу.
Надежды не оправдались: с Кутюром, Мане больше не встретится из-за обиды, а среди членов жюри Салона, только Делакруа признал картину.
Работая над «Любителем абсента» (1859), Э. Мане все же придерживался требований школы Кутюра, эксперты отмечают подготовку холста как того требовала академическая живопись, распределение теней соответствует установленным стандартам. Правда, заметен и ряд обоснованных недостатков.
К сожалению, наставник и художественные критики, смогли заметить в работе только спившегося парижанина, каких много ошивалось в районе Лувра.
Очень радовался картине старьевщик Колларде, позировавший художнику, впоследствии он постоянно отвлекал Манэ, трудившегося в мастерской.
Считают, что друг художника – поэт Бодлер, сумел заставить Манэ увидеть в спившемся старьевщике подходящий образ для создания картины.
Абсент, был дорисован Манэ чуть позже. По его мнению, это придало работе выразительности.
1859 г. Масло, холст. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_mane01.htm
«Любительница абсента» Пикассо – История одного шедевра:
Сюжет
В темном зале ресторана средь веселья и обмана показывает Пикассо любительницу абсента. Погруженная в себя, она совершенно безразлична к происходящему. Тело ее, словно, стало монолитом, который мерно покачивается в такт приходящим и уходящим мыслям и образам.
«Любительница абсента», 1901. (wikipedia.org)
Абсент, стоящий на столе, — своего рода портал в мир забвения, где отступают тревоги дня, болезни и страх. Алкоголь не решает сложностей — утром на похмельную голову вновь обрушатся все те же передряги, — но он отключает героиню от реальности.
«Любительница абсента», 1901. (picassolive.ru)
Тот мир, который мы видим на полотне, — это одновременно и интерьер одного из многочисленных дешевых кафе на Монмартре, и пространство фантазии. Зритель теряет связь с реальностью, как и любительница абсента. Используя клуазонизм — уплощающую манеру живописи, — Пикассо переключает наше внимание на нематериальный мир.
«Абсент», 1901. (wikipedia.org)
Контекст
Полотно создано под влиянием Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане, Эдгара Дега. По сути, все современники, к началу XX века успевшие заявить о себе, так или иначе, процитированы.
Это касается и стилистики, и сюжета: тема одинокого человека, оказавшегося за бортом и ищущего забытья, облегчения душевной боли в рюмке, была очень популярна в конце XIX века.
У самого Пикассо существует несколько интерпретаций сюжета, почти копирующего «Любительницу абсента».
Эдуард Мане «Любитель абсента», 1859. (wikipedia.org)
Эдгар Дега «Абсент», 1876. (wikipedia.org)
Поль Гоген «Кафе в Арле», 1888. (wikipedia.org)
«Абсент», 1901. (wikipedia.org)
В какой-то мере эта картина — портрет души Пикассо.
Нищета, отсутствие заказов, смерть близкого друга Касагемаса, общая неустроенность стали испытанием, преодолевая которое живописец, конечно, мог точно так же искать забвения в рюмке.
Тема одиночества и опустошенности вскоре зазвучит в голубом периоде, для ее раскрытия Пикассо будет писать равных ему по статусу представителей низов — нищих, бродячих артистов, проституток, бездомных.
Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка. Странствующие гимнасты», 1901. (wikipedia.org)
Пабло Пикассо «Женщина с шиньоном», 1901. (wikipedia.org)
В это время художник был настолько беден, что у него даже не было холста. Для «Любительницы абсента» он взял прежнюю работу, замазал ее и воспользовался обратной стороной. В результате цвета звучат матово, приглушенно — как усмиренная на время тоска героини. Загнанная, зажатая, она стискивает себя руками, так неестественно сплетенными.
Судьба художника
Пабло Пикассо родился в 1881 года в Малаге. По легенде, младенец был так слаб, что акушерка уже было подумала, что он мертв. Но дым от сигары дяди, стоявшего рядом, пробудил ребенка.
Отец Пикассо был художником и решил пристрастить к тому же занятию и сына. Наверняка вскоре он пожалел о своей затее — ребенок проявил столь впечатляющие способности, что с годами отец и вовсе отказался от живописи — не выдержал конкуренции.
Обладая классической испанской вспыльчивостью, Пикассо не тратил времени на обуздание нрава. Любое слово критики в его адрес вызывало гнев. Это было основной причиной незаконченного образования и частых конфликтов Пикассо с людьми.
Из Малаги он переехал в Барселону, где ему было все же тесно, а затем — в Париж. Здесь же в 1901 году состоялась первая выставка Пикассо. Конечно, провальная — провинциал-испанец не воспринимался серьезно взыскательными парижанами. Для самовлюбленного и амбициозного юноши это фиаско было испытанием потруднее нищеты. Но и его он преодолел.
Автопортрет, 1901−1902. (wikipedia.org)
В Париже художник жил в районе, где было опасно появляться на улицах одному и без оружия. Но такие мелочи только накаляли атмосферу и заряжали Пикассо жаждой жизни.
В те годы он позволял себе все: любовницы сменялись одна за другой, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. С наркотиками было покончено только после самоубийства художника, повесившегося от нищеты.
Пикассо испугался, что, будучи в наркотическом опьянении, он рискует перейти черту и поддаться отчаянию.
Для Пикассо не было жанровых рамок. Он работал с любым материалом, который мог помочь выразить идею. Тот же абсент и его любителей художник не только писал, но и лепил. Также Пикассо известен как график, дизайнер, специалист по керамике, костюмер и декоратор, поэт и драматург.
Как человек, чье становление пришлось на смену веков, он был универсальным артистом, который, с одной стороны, намеревался затмить предшественников, с другой, — был погружен в поиски нового визуального языка. Это объясняет и частоту, с которой он менял стили.
Традиционно принято выделять 11 периодов творчества Пикассо: ранний, голубой, розовый, африканский, аналитический кубизм, синтетический кубизм, классицизм, сюрреализм, предвоенный, послевоенный, поздний. Как-то художника спросили, какой из периодов ему ближе.
На это Пикассо растопырил пятерню и ответил: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!»
Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Живописец говорил: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». С возрастом он выбирал дам все моложе, повторяя: «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным».
Пикассо приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.
Источник: https://diletant.media/articles/44177387/
Эдуарда Мане «Любитель абсента»
Эдуарда Мане «Любитель абсента»
Картина «Любитель абсента», написанная в 1859 году, была для Эдуарда Мане его первым действительно большим полотном, благодаря которой его карьера сильно пошла в гору. На картине изображен человек, злоупотреблявший алкоголем, старьевщик Коллард, который частенько бывал в районе Лувра. Мане видел в нем сочетание практически не сочетаемых качеств: достоинства и аристократизма с постепенной деградацией, злоупотреблением алкоголем и нищетой. Алкоголизмом Эдуард интересовался и до написания этой картины, еще, когда он учился живописи у Тома Кутюр.
Его учитель достаточно странно отреагировал на картину «Любитель абсента», увидев ее, Кутюр сказал: «Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы – любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
Мане “Старый музыкант”
Приглядевшись к картине Мане, она действительно начинает казаться достаточно странной: цилиндр, неестественным образом поставленная ступня. Картину осудили не только учитель Мане, она, как и подобает настоящему искусству, вызывала негативные, неприятные эмоции почти у всех кто ее видел. Интересно, что в 1859 году Мане представил эту картину на салоне, но она сразу же была отвергнута.
Благодаря этому событию через четыре года был образован «Салон отвергнутых» (Salon des Refuses). На картине также ощущается влияние друга Мане, поэта и критика классической французской литературы Шарль Пьера Бодлера. Бодлер писал и призвал к тому, что необходимо искать новые виды красоты и героизма в «современной» грязи больших городов.
Первоначально на картине абсент отсутствовал, Мане добавил его на картину позднее, для того что бы добавить выразительности. «Любитель абсента»,- это одна из серии, состоящей из четырех картин, которой Мане дал название «Философы».
«Любитель абсента» нравился Мане, позже он его даже добавил на задний фон другой своей картины «Старый музыкант». Известно, натурщик Коллардэ сильно радовался, что его изобразили на картине, после чего еще долго мешал Мене в мастерской.
Источник: https://www.flight-of-thought.ru/eduarda-mane-lyubitel-absenta/
Абсент — зеленая муза художников
Джейн Чиабатари BBC Culture
Копирайт изображения alamy Image caption Абсент — алкогольный напиток изумрудно-зелёного цвета, известный своими галлюциногенными свойствами и популярностью среди художников и писателей прошлого века
Последние 150 лет абсент вдохновлял многих художников, поэтов и писателей, а судьбу некоторых из них он даже разрушил. Корреспондент BBC Culture Джейн Чиабатари разузнала о чрезвычайной власти зеленого змия.
Артюр Рембо называл абсент «полынью ледников», потому что важнейшим компонентом этого напитка является экстракт горькой полыни, которая растет в изобилии в ледяных полях Швейцарии Валь-де-Траверс.
Именно там в конце XVIII века родился легендарный ароматный напиток, ставший одним из символов декаданса. Трудно переоценить культурное влияние абсента — или представить его современный эквивалент.
Копирайт изображения alamy Image caption Картина Эдуарда Мане «Любитель абсента»
Дух абсента был неповторимой музой с 1859 года, когда картина Эдуарда Мане «Любитель абсента» произвела фурор на ежегодной художественной выставке в Парижском Салоне, до 1914 года, когда Пабло Пикассо воспел его в своей бронзовой скульптуре «Бокал абсента».
Во времена Прекрасной эпохи Зеленая фея — прозвище данное за его характерный цвет — был излюбленным напитком богемы в Париже. Питье абсента было своеобразным ритуалом, символизирующим переход в вечер.
Эффект от употребления абсента может быть самый разнообразный: спокойное расслабление, необыкновенная бодрость, эйфория, внезапный смех, агрессия, галлюцинации, нарушение зрения, изменение цветов.
Он сформировал символизм, сюрреализм, модернизм, импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм. Десятки художников описали церемонию распития этого напитка, которая была целым искусством. На бокал с абсентом помещали специальную ложку для абсента, на которую клали кусочек тростникового сахара. Сахар придавал абсенту немного сладости.
Изначально абсент, сделанный на основе полыни, являлся лекарственным средством и якобы лечил от многих болезней, за что его прозвали «La Fee Verte», или «Зелёная Фея». Лакричный аромат абсента получен благодаря фенхелю и анису.
В ходе долгих исследований абсента выяснилось, что эффект от употребления абсент на организм человека мог быть самым разным. Это был аперитив способный вызвать временную потерю сознания, галлюцинации и странное поведение.
Копирайт изображения alamy Image caption Под воздействием абсента творились произведения живописи и литературы. Как, например, эта картина Эдгара Дега «Бокал абсента»
Долгое время считалось, что причиной его отрицательного влияния на человеческий мозг является вещество туйон, содержащееся в экстракте полыни. Современный анализ показывает, что туйон в полыне присутствовал в малых количествах, и вряд ли мог иметь психотропный эффект.
Более вероятно, что разрушительное воздействие на организм имела тяжелая алкогольная интоксикация от злоупотребления напитком. Некоторые любители абсента выпивали от двенадцати до двадцати рюмок в день. Тем не менее, мистический ореол Зеленой феи остается и по сей день.
Муза в бутылке
Поклонниками абсента были такие мастера как: Рембо, Бодлер, Поль Верлен, Эмиль Золя, Альфред Жарри и Оскар Уайльд. Французский поэт и драматург Альфред Жарри настаивал на употреблении абсента в чистом виде, Бодлер употреблял его вместе с опиумом, Рембо соединял его с гашишем.
Они писали о его наркотической привлекательности и влиянии на творческий процесс.
В стихотворении «Яд» в 1857 году из цикла «Цветы зла» Бодлер писал, что абсент опережает вино и опиум по силе своего воздействия. «Абсент окрашивает жизнь в праздничные цвета и освещает ее темные бездны».
Артюр Рембо «видел поэзию как алхимический способ изменить реальность». Биограф поэта Эдмунд Уайт отмечает, что Рембо считал абсент инструментом художественного творчества. Манифест поэта достаточно однозначен: «Поэт должен воспринимать жизнь сквозь постоянное и значительное искажение своего сознания». Что, как не абсент с его галлюциногенными эффектами, поможет достичь этого состояния?
Любил абсент и Ги де Мопассан, как и герои его рассказов. Провинциальный нотариус в «Странной ночи в Париже» обманным путем получает приглашение на вечеринку в студию известного художника. Он выпивает столько абсента, что пытается танцевать вальс со своим стулом, но падает на пол. С этого момента он больше ничего не помнит и просыпается голым в чужой постели.
Современники писали, что пристрастие к абсенту загубило жизни многих поэтов, в частности Бодлера, Джарра, Верлена и Альфреда де Мюссе. Возможно, именно под действием абсента ван Гог отрезал себе ухо.
Позже признали, что абсентисты доводили себя до психического расстройства и могли совершить насилие или даже убийство, и в 1915 года абсент был запрещен во Франции, Швейцарии, США и большинстве стран Европы.
Культурное похмелье
В течение XX века Зеленая фея постепенно утратила свое влияние на культуру. На смену абсенту пришли коктейли, мартини, а в 1960-е — различные психотропные наркотики. Время от времени абсент появлялся в барах, но это были в основном ностальгические воспоминания.
Эрнест Хемингуэй баловался абсентом в 1920-е годы, когда работал журналистом, и позже во времена гражданской войны в Испании. Джейк Барнс в его романе «И восходит солнце» утешает себя абсентом после того, как Леди Бретт сбегает с матадором. Так же, как и Роберт Джордан в романе «По ком звонит колокол».
Копирайт изображения wikimedia Image caption Церемония распития абсента была целым искусством
В эссе о традициях испанской корриды «Смерть после полудня» писатель объясняет, почему он больше не участвует в боях с быками. «Я не мог спокойно делать этого, пока не выпью три или четыре бокала абсента, который воспламенял мое мужество, но притуплял реакцию», — писал он.
Писатель даже придумал коктейль «Смерть после полудня» для сборника о любимых напитках знаменитостей.
«Налейте одну рюмку абсента в бокал для шампанского. Добавьте ледяное шампанское, немного взболтайте, пока оно не достигнет опалового помутнения. Пейте медленно от трех до пяти бокалов этого коктейля».
В конце XX века абсент получил свое второе рождение. Он быстро приобрел популярность в богемных кругах Сан-Франциско и Нового Орлеана.
Копирайт изображения corbis Image caption Во многих произведениях живописи звучит тема абсента. «Любительница абсента» Пабло Пикассо
«Абсент прижигал мне горло своим ароматом, в котором ощущался вкус перца, лакрицы и немного гнили», — писала 22-летняя американская писательница, создающая произведения преимущественно в стиле сплаттерпанка, Поппи З. Брайт.
Опять зеленый свет
Абсент сегодня — это «напиток, от которого немеет язык и обостряются ощущения», — говорит Лэнс Уинтерс, производитель алкогольных напитков и владелец компании St George Spirits, которая выпустила первую легальную партию абсента в США в конце 2007 года.
«На мой взгляд, абсент воплощает то мистическое и сверхъестественное — мои любимые свойства алкоголя», — говорит Роге Шаап, автор колонки о напитках в журнале The New York Times.
Она рекомендует «медленно вкушать свойства этого напитка».
Ее любимый рецепт потребления абсента — коктейль «Чародей», который состоит из двух частей джина, одной части сухого вермута, немного абсента и мятного листа.
В современных литературных кругах абсент — это скорее модный атрибут гламурных книжных презентаций, чем настоящая литературная муза.
Сегодня сторонники абсента могут приобрести любую версию напитка — от современного производства до винтажного Pernod Fils стоимостью 10 тысяч долларов за бутылку.
Копирайт изображения 20th century fox Image caption Кайли Миног в роли Зелёной Феи из «Мулен Руж» (2001)
Абсент не теряет своей культовой значимости в современной массовой культуре — от телевизионного сериала «Безумцы», в эпизоде которого появляется напиток, до Мэрилина Мэнсона, который создал линию по производству ликера с собственной подписью на бутылках — Absinthe Mansinthe.
Абсент часто добавляют в коктейли, но обычно всего несколько капель. Можно также приобрести специальное приложение для смартфона, которое поможет рассчитать пропорции для его приготовления.
Как капли абсента придают коктейлю особый вкус, так литературные и художественные коннотации, которые вызывает упоминание о напитке сегодня, создают особую атмосферу провокационной и изысканной Прекрасной эпохи, которая по-настоящему вдохновляет.
Прочитать оригиналэтой статьи на английском вы можете на сайте BBC Future.
Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/vert_cul_russian/2015/08/150801_ru_vert_cul_absinthe
Что французу в кайф, глисту смерть — журнал "огонёк" — издательский дом коммерсантъ
Грозящую Франции катастрофу приближали, воспевая ее первопричину, поэты Бодлер и Верлен, художники Мане и Домье
Посетители Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве обычно задерживаются перед картиной Пабло Пикассо «Бродячие акробаты»: очень уж выразительны фигуры мужчины и женщины, ссутулившихся над бокалами с зеленоватым зельем. Их глаза пусты, персонажи безучастно глядят в разные стороны. Вроде понятно, что художник изобразил какой-то глубокий конфликт. Но в чем он состоит? Зрители, как правило, об этом не догадываются.
Между тем причина драмы изображена на первом плане картины: мужчина и женщина не любят друга, потому что любят… абсент!
Абсент, зеленый дурманящий напиток, полынная настойка, был широко распространен в Западной Европе, особенно в конце XIX и начале XX века. Сейчас мало кто помнит, что люди, пристрастившиеся к абсенту, платили за любовь к этому напитку тяжелейшими нервными и психическими расстройствами.
Посетители музея не догадываются, что вялый мужчина на картине Пикассо — импотент, а его безучастная подруга — ненормальна. Зоркий глаз художника точно передал болезненное состояние «абсентизма» — отравления полынной настойкой.
Широкое распространение этого своеобразного наркотика едва не привело к вырождению французской нации.
«Absinthe» по-французски — полынь. Полынную настойку «открыли» французские солдаты, воевавшие в Алжире в середине прошлого века.
Они обнаружили, что терпкий, горький и ароматный напиток здорово дурманит, рождает кайф, вызывает необычные чувства и ощущения. Вскоре абсент широко распространился во Франции, а затем и в других странах Западной Европы.
Особенно пристрастилась к нему творческая интеллигенция: художники, артисты, журналисты.
Известно, что Ван Гог жить не мог без абсента, который, несомненно, довел его до сумасшествия и самоубийства.
Очевидно, что и его напряженная цветовая гамма формировалась под воздействием абсента, точнее — содержащегося в нем полынного масла, сильнейшего галлюциногена, концентрирующегося в полыни и известного под названием «туйон», поскольку впервые это вещество было выделено из листьев туи.
Франция второй половины XIX века была буквально поражена абсентизмом. В стране процветали многочисленные кафе и клубы почитателей полынной настойки.
Еще в 1859 году Эдуард Мане написал картину «Любитель абсента». В 1887 году Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Ван Гога с бокалом абсента.
А Ван Гог в том же году пишет натюрморт — собственный стол с графином и бокалом, наполненными зеленой отравой.
Оноре Домье печатал литографии, рекламирующие абсент, с надписями: «Забудь о пиве!», «Только абсент способен вдохнуть в тебя новую жизнь!» и т.д. В Музее изобразительных искусств в Москве можно увидеть еще одно полотно Пабло Пикассо — погруженную в мрачные грезы «Любительницу абсента», созерцающую стоящий перед ней бокал.
Злоупотребляли этим напитком поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Может быть, абсент способствовал развитию их творческих способностей? Весьма сомнительно.
Имеется много свидетельств того, что эти поэты и художники создавали свои шедевры как раз тогда, когда им удавалось снова обрести ясный ум и избавиться от последствий тяжелого полынного похмелья.
А вот пристрастие к абсенту сопровождалось нервными срывами, длительной депрессией, психическими болезнями и самоубийствами.
И любители абсента, и врачи не сразу поняли, что главная составная часть абсента, туйон, является сильным наркотиком. Лишь постепенно специалисты пришли к выводу, что он просто-напросто разрушает человеческий мозг.
Люди страдали от постоянного головокружения, ослабления умственных способностей, страшных галлюцинаций. У мужчин быстро развивалась импотенция. Эксперименты на обезьянах подтвердили ядовитость полынной настойки.
Но французы уже так привыкли к туйону, что у них возникла массовая наркотическая зависимость.
С 1875-го по 1913 год потребление абсента на душу населения увеличилось в 15 раз, в среднем французы ежегодно выпивали его 40 миллионов литров! А статистика все увереннее показывала связь между количеством выпитого и растущим числом уголовных преступлений, количеством душевнобольных, мертворожденных детей и импотентов.
Население Франции стало неуклонно сокращаться, что дало позднее повод Гитлеру презрительно отозваться о французах как о вырождающейся нации. Увы, она на самом деле вырождалась, причем такими темпами, что могла реально исчезнуть с лица земли.
Первыми забили тревогу врачи и ученые. Казалось бы, все должны были обеспокоиться. Как бы не так! Здравый смысл столкнулся с мощнейшей оппозицией промышленников и торговцев, получавших гигантские прибыли от продажи абсента. Правительство попыталось уменьшить его потребление путем повышения цен на зелье, но и это ничего не дало.
Для усиления привлекательного зеленого цвета изготовители стали добавлять в настойку сначала ядовитые соли никеля и меди, а после — и соединения сурьмы. Последние придавали напитку загадочное опаловое мерцание, и еще более ядовитое опаловое пойло сделалось еще более модным.
Абсент приносил такую сумасшедшую прибыль, что изготавливать его принялись все кому не лень — из самого дешевого, грязного спирта и цветных химических эссенций.
Из Франции отрава постепенно расползлась по всей Западной Европе, и лишь в России по-прежнему предпочитали зарубежной новинке родную русскую водку.
Первой страной, которая повела решительную борьбу с абсентом, стала Бельгия. Нарушителей запрета на его производство наказывали разорительными штрафами и тюремным заключением. Вслед за Бельгией запретительные законы появились в Италии, США, Швейцарии, Испании и в других странах.
В 1915 году абсент наконец был запрещен и во Франции. Пойти на этот шаг заставила катастрофическая нехватка мужчин, половина которых теряла жизнь и здоровье на фронтах первой мировой войны, а другая, тыловая, половина была сексуально недееспособна.
В обществе копилось гнетущее ощущение близости катастрофы.
Губительная полынная наркомания пошла в Европе на убыль. Но минуло еще много лет, прежде чем население Франции стало увеличиваться. Между прочим, этому в немалой степени способствовала волна физически здоровых арабских эмигрантов из Алжира, которая, хотя и не способствовала сохранению французского — «галльского» — этноса, влила в него «свежую кровь».
В наше время полынное масло (туйон) хорошо изучено. В деталях прослежены все стадии его действия: сильное возбуждение вегетативной нервной системы, конвульсии, галлюцинации, потеря сознания, смерть. Ныне врачи используют полынь в качестве яда для… глистов. Туйон парализует нервную систему паразитов, и они выводятся из организма.
…Между прочим, зловещий отблеск абсента лежит на лицах многих наших сограждан. Любителям вермута не мешает знать, что слово «вермут» — тоже название полыни, только по-немецки.
Александр ПОРТНОВ
В оформлении использованы фото А. Джуса, работа П. Пикассо «Любительница абсента», Э. Дега «В кафе. Абсент», Э. Мане «Любитель абсента»
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2285969
Описание картины Эдуарда Мане «Любитель Абсента»
Описание картины Эдуарда Мане «Любитель Абсента»
Это полотно случилось спонтанно. Оно и не планировалось художником. Просто однажды он встретил этого человека и, узнав о его бедственном положении, предложил ему попозировать для полотна. А тот и отказываться не стал. Приходил в назначенное место и часами стоял в заданной позе, деньги то всё равно в карман катились.
А Мане старался и считал, что именно это полотно принесёт ему успех.
Хотя, что тут могло принести успех? Да, Мане отошёл от прежних своих исторических работ и как бы вернулся к жизни, к реальности. Но что ему в этом человеке так приглянулось, что он его немедленно решил зарисовать? Нищета, алкогольная зависимость или же нечто другое? Скорее всего, именно последнее.
Мане изобразил этого человека пьющим или уже выпившим, но при этом не потерявшим своё человеческое достоинство. Именно это и хотел показать художник.
И когда полотно было закончено, Мане в первую очередь решил показать работу своему учителю Кутюру, но тот довольно негативно отозвался о полотне и вообще вскоре не позволил выставлять это полотно на выставке (его голос был решающим в жюри).
Но Мане не сдался, он упрямо считал, что именно это полотно должно быть самым мощным из всех его работ. Толком эту картину никто так тогда и не увидел, но кто видел – удивлялись, оскорблялись или просто молча проходили мимо. Но ссора Мане со своим учителем не прошла бесследно.
Так бывает что два человека, которые понимали друг друга с полутонов, вдруг становились врагами и, причём навсегда. Мане после такой жестокой критики более не общался со своим наставником. И это ему всегда удавалось.
А что же полотно? Оно не пропало, не погибло. Оно в настоящее время достаточно дорого стоит, но тогда именно эта работа сильно изменила творческий путь Эдуарда Мане. Во всяком случае, ещё долго художник искал свой путь, новый путь в творчестве.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-eduarda-mane-lyubitel-absenta/
Любителям абсента посвящается…
December 21st, 2008
05:20 pm — Любителям абсента посвящается….Ммм..решила отвлечься от написания статьи по своей медицине и написать пост про алкоголь..Ну и про художников) Воскресный вечер все-таки)Виктор Олива: «Пьющий абсент», 1901Видели ли вы когда-нибудь галлюцинации?? А ощущение полета испытывали?Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают абсент…Абсент – алкогольный напиток, приготовленный из экстракта полыни горькой (Artemisia absinthum). Название «абсент», вероятно, происходит от греческого apsinthion, что означает «непригодный для питья». Это определение, возможно, связано с горьким вкусом напитка. Слово «абсент» обещает многое – ощущение измененной, волшебно преобразившейся реальности, приключение из тех, что переживали Пикассо, Тулуз-Лотрек, Верлен, Рембо, Ван Гог. Они знали, что абсент – это билет в один конец, в страну, из которой не хочется возвращаться. Кстати, абсентное опьянение также может сопровождаться смазанным, слегка размытым зрением или изменённым цветовосприятием, из чего становится ясным, почему многих импрессионистов обвиняли в абсентизме А открыт абсент был аж в 1792 году, доктором Пьером Ординьером, который впервые записал рецепт абсента и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретён Ординьером как универсальное средство от всех болезней( хороший доктор, правда?); его использовали как панацею. Поэтому в те времена абсент получил название «Зелёная Фея» (фр. la Fée Verte) Это название закрепилось за абсентом до сих пор. С помощью абсента возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата, производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.
Эдгар Дега «Абсент»1876 гВ 1797 году родственник Ординьера, Анри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В 1805 году он же открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им абсент начал продаваться по всему миру.Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844—1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «хандра» (фр. le cafard). Среди французских колонистов и мигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент.Когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой и своё пристрастие к абсенту.Африканский батальон прославился во время чрезвычайно успешных войн, и стало благородным, даже эффектным, пить абсент на парижских бульварах. Вскоре эта привычка перешла от военных к буржуазии. Так началась золотая эра абсента, короткая пора, когда он ещё не стал проблемой. Позднее, когда все связанное с абсентом резко изменилось, во Франции вспоминали это время с тоской.Питьё абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III (1852—1870 гг.). После подавления революции 1848 года буржуазия получила полную власть, и респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а также питьё абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зелёный час» (фр. l’heure verte). Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.Строгий промежуток времени, отведённый для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это вызвало бы презрительное удивление официантов. И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. В 1880 году абсент был широко распространён во Франции, его популярность была равна популярности вина.Абсент становится «мелким пороком» прогрессивных женщин с надменным характером наравне с велосипедом и сигаретой.Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18-ти до 20-ти лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина — в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.Альфонс Муха , реклама АбсентаСо временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но, с появлением дешёвых марок, стал намного доступнее и вреднее. |
Источник: https://pheonae.livejournal.com/194862.html