Картина «лаокоон», эль греко — описание

14.07.2008

Публикации

Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.

Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской, итальянской и испанской.

Работая первоначально на своей родине — острове Крите, он овладел в Италии достижениями живописи Позднего Возрождения, а, поселившись в Испании, нашел там не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для расцвета своего искусства.

Картины Эль Греко, написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, не похожи на традиционные произведения церковной живописи. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения.

Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.

Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.

Скрытый драматизм жизни сопряжен у Эль Греко с темой неба. К небу устремлены все помыслы живущих на земле, охваченных состоянием единого духовного озарения. Небо в его картинах, напоенное сиянием мерцающего света, с парящими фигурами ангелов и святых, или драматически сумрачное, подобное бездонной темносиней бездне, воспринимается как олицетворение высшей божественной силы.

Как ни экспрессивны в искусстве Эль Греко композиция, рисунок, пространство, ритм, самое важное в его образное системе — это колорит. Мастер достигает исключительной светозарности красок. Рядом с картинами Эль Греко другие полотна кажутся словно потускневшими.

Искусство Эль Греко, в котором возобладало ирреальное, воображаемое начало, словно порождено велением времени. Субъективную линию восприятия мира он предельно заостряет и как бы исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинной красоты.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Кающаяся Мария Магдалина. 1577

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Троица. 1577–1579

О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки), испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.

Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты.

Здесь Эль Греко обрел признание, славу, избранный круг друзей, дом с ценнейшей библиотекой и семью. Склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению отвечала внутренним устремлениям художника.

Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Эсполио (Срывание одежд с Христа). 1577–1579

Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.

В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В особенностях колорита, в образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи.

На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. Но многие приемы совершенно необычны. Художник применяет столь высокий горизонт, что земля поднимается отвесно, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз.

Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Погребение графа Оргаса. 1586–1588

Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».

Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни.

Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства, дворян Толедо, где многие узнавали себя, — вносит в картину ощущение реальности.

Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия. В образах святых, бережно поддерживающих тело усопшего, выражены глубокая скорбь, нежность, печаль; вместе с тем они — само воплощение высшей духовной красоты.

Обращение мастера к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме она напоминает гигантский драгоценный узор. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.

Конец 1580-х — начало 1600 годов — период высокой творческой активности Эль Греко. Он создает многофигурные алтарные ансамбли, изображения святых, серии апостолов, сцены экстазов и покаяний, замечательные портреты.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Сошествие Святого Духа. 1596–1600

Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588; Мадрид, Прадо).

Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях, и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки.

К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Мадонна с Младенцем, Святыми Инессой и Мартиной. 1597–1599

Исполненные живописцем в те же годы алтарные картины для церкви Сан Хосе в Толедо связаны с той линией его творчества, в которой преобладают лирическое и гармоническое начала.

Композиция с изображением «Марии с Младенцем, Святых Инессы и Мартины» (1597—1599; Вашингтон, Национальная галерея искусства) создает не только торжественное зрелище небесного апофеоза, но и настроение затаенной мягкой печали.

В сиянии красок, певучести жестов и движении света есть что-то завораживающее.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Святой Мартин и нищий. 1597–1599

К поэтическим шедеврам мастера принадлежит картина этого алтарного цикла «Святой Мартин и нищий» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Святое Семейство со Святой Анной. 1590–1595

В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. В вытянутой по вертикали композиции господствует изображение Святого Мартина — прекрасного юноши-всадника на медленно идущем белом коне.

Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок — ослепительно-белых, густо-черных, голубых и изумрудно-зеленых. Весь ушедший в себя, изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника.

Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, который жил в IV веке и, по настоянию отца, служил в римской императорской кавалерии. Находясь во Франции, однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину.

В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».

К произведениям лирической линии относятся написанные в 1590-е годы варианты Святого Семейства. В «Святом Семействе со Святой Анной» в толедском госпитале Сан Хуан де Афуэра господствует пленительный образ Марии.

Взрослые окружают младенца Христа лаской и заботой; вокруг его обнаженного тельца тонкие кисти их рук плетут нежный узор.

Полотно дошло в прекрасной сохранности, его звонкий колорит напоминает краски стеклянных витражей.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Святой Доминик перед распятием. Ок. 1595—1600

Глубокий интерес Эль Греко к интенсивной жизни человеческого духа проявился в его многочисленных изображениях святых. Ему принадлежат серии апостолов, называемых по-испански «апостолодос», сцены религиозных покаяний и экстазов. Он создал новый тип изображения философов, пророков, мыслителей, подвижников, божьих избранников, которых объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Апостолы Петр и Павел. 1587–1592

Среди умудренных жизнью аскетических старцев хрупкой красотой привлекает образ юноши Иоанна Евангелиста (Мадрид, Прадо).

В парных изображениях мастер обычно сопоставляет два внутренне различных типа характера, то страстно-порывистого, то более углубленно-созерцательного.

Тема напряженного внутреннего диалога воплощена в полотне «Апостолы Петр и Павел» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), где представлены кроткий Петр и убежденный проповедник Павел с огненным взором.

Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.

Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.

Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Будучи чужестранцем, Эль Греко остро почувствовал характерный тип толедцев и их манеру держаться.

Евангелист Иоанн. 1602–1605

Портрет кавалера с рукой на груди. 1577–1579

Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.

Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства.

По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

Знаменитый портрет «Главного инквизитора Ниньо де Гевары» (1600; Нью-Йорк, Музей Метрополитен) написан в реальном интерьере, в традициях парадного портрета.

Его сила — в достоверности, и вместе с тем это редкий в истории живописи портрет, обладающий столь захватывающей напряженностью.

Устремленный на зрителя искоса, сквозь темные роговые очки пронизывающий взгляд обнаруживает то скрытое, что таится в этом человеке, не знающем снисхождения.

Портрет Фра Ортенсио Парависино. Ок. 1609

Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко.

Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.

Читайте также:  «конец бородинского сражения», василий верещагин — описание картины

Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

Эль Греко, по-видимому, не писал автопортретов, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях.

Встреча Марии и Елизаветы. Ок. 1610

Вознесение Марии. 1612–1613

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.

Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.

Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

Лаокоон. 1613–1614

Единственную в своем творчестве картину на мифологический сюжет «Лаокоон» (1613—1614, Вашингтон, Национальная галерея искусства) художник написал, по-видимому, для самого себя, и отпечаток его личного мироощущения именно этих поздних лет лежит на всем ее образном строе. Интерес к истории троянского жреца Лаокоона и его сыновей значительно возрос в европейской художественной среде после того, как в 1506 году в Риме была раскопана знаменитая эллинистическая скульптурная группа, которую Эль Греко там несомненно видел.

Возврат к воспоминаниям молодости не стал, однако, главным импульсом для создания этого во многом загадочного произведения. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Здесь можно найти лишь внешние приметы мифа: изображение Лаокоона и его сыновей, двух змей, богов-мстителей, троянского коня, города на дальнем плане. Но все неузнаваемо преображено художником.

Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.

Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Гибель Лаокоона и его сыновей, как и гибель Трои-Толедо, уже заранее предопределена высшей мистической силой. На тела жертв совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.

Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций.

Вид Толедо. 1610–1614

На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.

Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости.

Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=545

Лаокоон

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 02.04.2016 14:57 Просмотров: 2986

  • Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание
  • Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья». 
  • Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино. 
  • Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Внутренний двор БельведераМузей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился. 

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов.

По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно.

Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.

Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Руины ТроиКогда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.

По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи.

Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать.

Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.

Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.

https://www.youtube.com/watch?v=tZ-SlYecfBA

Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник).

По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие.

Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де'Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе.

Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г.

, после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».

Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.

Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).

Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Эль Греко «Лаокоон»Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры.

Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна…

Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.

Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/573-laokoon

Эль Греко, Лаокоон, ок. 1610

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Эль Греко, Лаокоон, ок. 1610, Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Читайте также:  Музей volkswagen (фольксваген) вольфсбург, германия

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменико Теотокопули; 1541-1614) — испанский художник. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти. Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.

Его творчество сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской, итальянской и испанской. Картины Эль Греко, написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, не похожи на традиционные произведения церковной живописи. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения.

Мастер достигает исключительной светозарности красок. Рядом с картинами Эль Греко другие полотна кажутся словно потускневшими. Искусство Эль Греко, в котором возобладало ирреальное, воображаемое начало, словно порождено велением времени. Субъективную линию восприятия мира он предельно заостряет и как бы исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинной красоты.

(более подробно об Эль Греко тут и тут).

А еще можно послушать чудесную лекцию Паолы Волковой про Эль Греко и его картину «Погребение графа Оргаса» на youtube.

Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон».

На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость.

За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.

На фоне крепости Толедо, предстающей в образе легендарной Трои, изображены крупные обнаженные человеческие фигуры. Жрец и один из его сыновей уже повержены на камни. Юноша безвольно раскинулся на земле, проиграв битву с суровым роком.

Пожилой, но крепкий отец, напрягая все силы яростно борется с змеей. Однако битва почти проиграна и гибели не избежать, можно лишь немного отсрочить. Второй юноша еще стоит на ногах, но и его гибель уже предрешена — змея кусает его бок.

С бессильным отчаянием взирает он в небо, но спасения нет, небеса глухи к мольбам несчастного.

Подробнее про Лаоокон можно почитать

Wiki

http://www.elgreco.ru/

  • symbolarium.ru
  • А вот знаменитая скульптура «Лаокоон и его сыновья» Агесандра, Полидора и Афинодора.
  • Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/winged-friend/97241

Сочинение по картине Лаокоон — Эль Греко

Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Приблизительно в 1610 году Эль Греко написал картину «Лаокоон». На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями.

Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.

В 1506 году в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко.

Однако он творчески переосмыслил известный миф, применив его к современности, причем из всех известных на сегодняшний день произведений Эль Греко, «Лаокоон» — единственное на мифологический сюжет.

В поздний период творчества мастер редко использовал горизонтальные композиции, скорее узкие и высокие форматов картин.

Однако и в «Лаокооне» присутствует стремление ввысь, обусловленное вытянутыми фигурами по краям картины.

На фоне крепости Толедо, предстающей в образе легендарной Трои, изображены крупные обнаженные человеческие фигуры. Жрец и один из его сыновей уже повержены на камни. Юноша безвольно раскинулся на земле, проиграв битву с суровым роком.

Пожилой, но крепкий отец, напрягая все силы яростно борется с змеей. Однако битва почти проиграна и гибели не избежать, можно лишь немного отсрочить. Второй юноша еще стоит на ногах, но и его гибель уже предрешена — змея кусает его бок.

С бессильным отчаянием взирает он в небо, но спасения нет, небеса глухи к мольбам несчастного.

Справа расположены фигуры, ставшие свидетелями трагедии. Долгое время зрители могли видеть лишь две фигуры. Во время реставрации, проводившейся в 1955-1956 годы, была обнаружена и третья, которую почти полностью скрытая впереди стоящими персонажами.

Перед изумленными реставраторами словно из небытия возникла ранее скрытая личность — под слоем краски между двумя головами была обнаружена третья голова, затем внизу пятая нога. По какой причине была закрашена эта фигура, до сих пор неизвестно. Быть может, сам Эль Греко превратил троицу в дуэт, а может ее скрыло последующее поколение.

Считается, что картина так и не была закончена, этому помешала смерть художника.

Традиционно принято считать, что пара справа — женская и мужская фигуры, однако нет никаких убедительных доводов в пользу этой точки зрения. Быть может, они изначально были задуманы как некие бесполые духовные сущности. В разное время их считали изображениями Адама и Евы, Париса и Елены, Посейдона и Кассандры, Аполлона и Артемиды.

В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера.

Для него злой рок всегда живой.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/greko-el/laokoon-el-greko/

Достопримечательности Одессы

Главная Достопримечательности Карта интересных мест Одесские анекдоты Интересное Картина «Лаокоон», Эль Греко — описание

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья» увидел свет еще в 200 году до н.э. в Пергаме — древнем античном городе, находящемся в западной части Малой Азии. Это было бронзовое изваяние, не сохранившееся до наших времен. Однако, благодаря работе талантливых древнегреческих скульпторов с о.Родос Агесандра (автор знаменитой скульптуры «Венера Милосская») и его сыновей Афинодора и Полидора во второй половине І века до н.э. появилась его беломраморная копия. По свидетельству Плиния, именно этот «Лаокоон» украшал впоследствии дворец римского императора Тита.

Второе рождение скульптура получила в 1506 году: уникальная находка была найдена под землей, в винограднике, на месте Золотого дома римского императора Нерона.

С тех пор древнее изваяние заняло достойное место во дворце Бельведер в Ватикане, где для него была спроектирована особая ниша.

Отреставрированная учеником Микеланджело — Монторсоли скульптура постоянно притягивала к себе восхищенные взгляды художников и других знатоков культуры и простояла здесь почти 300 лет.

Вынужденно сменить Ватиканский музей Пия-Климента на французский Лувр пришлось «Лаокоону» в конце ХVІІІ века по условиям Толентинского договора между папой римским и императором Наполеоном.

А в начале XIX века, после падения Наполеона, благодаря англичанам, состоялось возвращение скульптурной композиции обратно в Ватикан.

На сегодняшний день именно этой скульптуре отдается особое предпочтение ввиду ее максимальной приближенности к оригиналу.

В Одессе находится точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией , на Ланжероновской 4.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее — градоначальника) на Французском бульваре.

Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником.

Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя.

Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое.

Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать.

Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами:«Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной — покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины.

Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение.

В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря:упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей.

Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро.

Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона — о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме.

Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт.

Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г.Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Читайте также:  В лодке, эдуард мане, 1874

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно:по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои.

Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

Смотреть расположение на карте тут Главная Достопримечательности Карта интересных мест Одесские анекдоты Интересное

Источник: https://odessa-flat.com/dostoprimechatelnosti/odessa/laocoo

Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня

8 января 2014 • 6 563 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью.

По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину.

Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота.

Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем.

Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него.

Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины.

Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель.

Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии.

В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды».

Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания.

Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно».

Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература.

Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра».

Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.

), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/laokoon-laokoont-zhrets-apollona-ubityiy-bogami-chtobyi-ne-raskryil-sekret-troyanskogo-konya/

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.

Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.

Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.

«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.

Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.

Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.

На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.

Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.

Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.

Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.

Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko.html

Ссылка на основную публикацию