Картина герника, пабло пикассо, 1937

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Описание картины:

Герника — Пабло Пикассо. 1937. Холст, масло. 349х776

   Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия.
   В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина. Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, — все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь — страдания невинных.

   Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Другие картины Пабло Пикассо

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Семейство комедиантов

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Минотавр с мертвой лошадью перед пещерой

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Женщина, сидящая в кресле

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Автопортрет

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Портрет Гертруды Стайн

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Любительница абсента

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Мальчик с трубкой

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Арлекин и его подружка

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Автопортрет 1901

Две сестры

Жизнь

Девочка на шаре

Авиньонские девицы

Портрет Амбруаза Воллара

Портрет Даниэля Анри Канвейлера

Портрет Вильгельма Уде

Купальщицы

Три музыканта

Старый гитарист

Девушка перед зеркалом

Голубая комната

Танец

Мальчик, ведущий лошадь

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_ispanskih_hudojnikov/944-gernika-pablo-pikasso.html

«Колорит»: Самая влиятельная картина Пикассо. История и значение «Герники»

Выполненная в стиле кубизма и сюрреализма картина «Герника» с момента своего создания стала одним из самых узнаваемых произведений на тему ужасов войны.

И это при том, что изначально Пикассо задумывал написать совершенно аполитичную картину, не имеющую ничего общего с ни с Гражданской войной в Испании, ни cо страшными событиями ХХ века в целом.

Concepture публикует переводную статью об истории создания «Герники», её символизме и общественно-политическом значении.

В 1937 году Пабло Пикассо получил заказ на создание картины, которая изменит его карьеру.

Испанская Республика, которая на тот момент вела отчаянную борьбу в Гражданской войне против будущего диктатора страны Франсиско Франко, обратилась к Пикассо и другим выдающимся художникам с просьбой написать картину для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Так родилось крупномасштабное полотно «Герника», ставшее впоследствии легендарным. Картина была вдохновлена бомбардировкой одноименного баскского городка. Сейчас «Герника» находится в Национальном музее Центр искусств королевы Софии в Мадриде.

Хотя многие произведения Пикассо признаны шедеврами – например, картина «Авиньонские девицы» (1907), ставшая отправной точкой для западного абстрактного искусства – «Герника» стоит особняком в обширном творчестве этого прославленного художника. Чем же так примечательна «Герника», вызывающая отклик у всё новых поколений зрителей?

Художественные эксперименты, приведшие к «Гернике»

В 2017 году на восьмидесятую годовщину создания «Герники» в Центре искусств королевы Софии была открыта специальная выставка под названием «Сострадание и ужас: путь Пикассо к “Гернике”».

Кураторами выступили историки-искусствоведы Тимоти Джеймс Кларк и Анна Вагнер, которые тщательно изучили творческое развитие Пикассо на протяжении десятилетия, предшествовавшего созданию «Герники».

В середине 1920-х и 30-х годах художник был увлечен, в частности, изображением женщин и интерьерных сцен – это две темы, которые в конечном счете отобразятся и в «Гернике».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Картины Пабло Пикассо: слева – «Три танцора» (1925), справа – «Плачущая женщина» (1937)

В середине 20-х годов, когда Пикассо заинтересовался сюрреализмом, он писал интерьеры с натюрмортами, изображая такие предметы, как музыкальные инструменты и фрукты. Изначально эти картины сообщали удовольствие. Но, как объясняет Вагнер, интерьерное пространство вскоре стало клаустрофобным: «Казалось, исходящее из этих картин удовольствие обуглилось и сгорело. Оно стало театром для драмы».

Этот переход произошел в то мятежное время, когда Европа и США пытались вернуться к нормальной жизни после Первой мировой войны – это были годы, предшествовавшие биржевому краху 1929 года и началу Великой депрессии.

В это время Пикассо и сюрреалисты исследовали темные пространства человеческой души. Как утверждает Вагнер, «Пикассо отлично знал, что по своей природе человек полон ужаса, трагедии, необузданности и жестокости.

Он был твердо убежден, что душа – это сфера, в которой человек раскрывает свое бессознательное».

Масштабная картина «Три танцора» (1925), находящаяся ныне в Британской галерее Тейт, – важнейший образец творчества Пикассо в этот период. (Вагнер отмечает, что позже сам Пикассо считал эту картину своим величайшим произведением.

) «Это дикая картина, она полна невоздержанности», – говорит Вагнер.

«В пространстве комнаты Пикассо интересуют уже не столько предметы для натюрморта, сколько женские тела, которые теперь трактуются им как нечто невероятно сложное и остраненное».

Окутанный дурной славой из-за своих отношений с женщинами, Пикассо с нежностью изображал своих любовниц в своих личных произведениях, но эти образы заметно расходились с тем, какими представали женщины на его публичных картинах.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Экспонаты на выставке «Сострадание и ужас: путь Пикассо к “Гернике”». Joaquín Cortés / Román Lores

«В своем публичном искусстве Пикассо показывал, какими монументальными или архитектурными могут быть женские тела; как они могут превращаться в ловушки или машины; как они могут указывать на разные варианты реальности; и в то же время – какими они могут быть чудовищными». В картинах и набросках, созданных до «Герники», видно, как Пикассо разрабатывал символизм, который можно передать через манипуляции с женским телом – эти эксперименты нашли свое разрешение в «Гернике».

Несмотря на данные о том, что Пикассо написал «Гернику» очень быстро, эта картина не возникла из ниоткуда. Она стала плодом многих лет творчества, а также личным вкладом художника в раздираемую изнутри политику Испании, где по-прежнему жила его семья.

Пикассо получает заказ

Тогда как павильоны Германии и Советского Союза на Всемирной выставке в Париже 1937 года были огромными архитектурными воплощениями власти и влияния, Испанская Республика, к тому моменту чуть менее года пребывающая в состоянии гражданской войны и нуждающаяся в финансовой поддержке, предпочла скромное, лишенное излишеств здание, которое, однако, было наполнено произведениями мирового уровня.

Известная своим почтительным отношением к художникам и интеллектуалам, Испанская Республика оказывала поддержку многим представителям авангарда 30-х годов – в числе таких художников были, например, Жоан Миро и Александр Колдер. Пикассо получил заказ на создание крупномасштабной картины в январе 1937 года.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Фото из серии «“Герника” в процессе создания» Доры Маар

Если другие произведения, предназначенные для выставки в Республиканском павильоне, задумывались как часть политической повестки (они отличались антифашистской направленностью), то изначальный план Пикассо, если верить источникам, состоял в создании картины подчеркнуто аполитичной. По словам Вагнер, Пикассо пребывал в растерянности относительно того, что же ему написать. На предварительных эскизах изображен находящийся в своей студии художник – он стоит лицом к обнаженной модели, которая облокотилась на диван.

Изменить свои первоначальные планы Пикассо подтолкнула трагедия.

Бомбардировка Герники и создание картины

26 апреля 1937 года Франко приказал нацистскому легиону «Кондор» (он был предоставлен Франко Германией) сбросить бомбы на городок Герника. Это был базарный день; гражданское население (преимущественно женщины и дети) находилось вне дома, выйдя на городские площади.

Будучи первым местом, где в Испании была установлена демократия, Герника стала символичной целью для удара. Это была безжалостная бомбардировка, которая унесла жизни сотен людей (о точных цифрах спорят до сих пор – от 200 до 1700 жертв), а еще около 900 человек получили ранения.

В ходе Гражданской войны в Испании это был первый случай, когда атака обрушилась на беззащитный город.

«Из всего спектра образов, сопутствующих Гражданской войне в Испании, можно сразу же выделить тот факт, что общество было в курсе тех ужасных картин, что являли собой трупы гражданского населения – женщин и детей», – отмечает Вагнер.

В самом деле, Гражданская война в Испании стала первым военным конфликтом, который нелицеприятно освещался в СМИ: никогда ранее фотографии мертвых тел не помещались на первые страницы газет.

Как и бесчисленное множество других людей, 27 апреля Пикассо, находясь в Париже, раскрыл свою утреннюю газету и увидел ужасающие образы разрушенной Герники.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Жертвы бомбардировки

И хотя Пикассо уже был известным леваком – он создал пару гравюр под названием «Мечты и ложь Франко» (1937), репродукции которых продавались, чтобы добыть финансирование для Республики – бомбардировка Герники произвела на него глубочайшее впечатление. 1-го мая он отправился в свою студию на улице Гран Огюстен и начал работу над новыми эскизами для заказа.

К середине июня «Герника» была закончена; художница-сюрреалистка Дора Маар в серии своих фотографий запечатлела процесс поступательного написания картины. В июле Пикассо доставил законченную работу в Республиканский павильон, где она была выставлена в качестве центрального экспоната – по обе стороны от «Герники» расположились «Ртутный фонтан» (1937) Колдера и «Жнец» (1937) Жоана Миро.

Образ человеческой трагедии

«Герника» представляет собой неистовый клубок из шести человеческих фигур (четыре женщины, мужчина и ребенок), коня и быка; действие развивается в клаустрофобном интерьере с низким потолком, на котором пылает светом электрическая лампа. Можно заметить, что в картине осталась часть изначальной композиции (студия художника), но смысл картины поменялся кардинально – теперь это эмоциональные и физические последствия войны и жестокости.

Хотя Пикассо никогда в открытую не раскрывал символизм, стоящий за каждой фигурой и объектом «Герники» («Зритель сам должен решить, что он хочет увидеть», – так он однажды сказал), многое можно считать при первом знакомстве. В то же время искусствоведы уже на протяжении многих десятилетий проявляют небывалую скрупулезность, ища смыслы почти в каждом мазке.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

«Герника» (Пабло Пикассо, 1937)

Пожалуй, наименее двусмысленны искаженные образы женщин, страдающих от физических страданий и психических мук. «Можно увидеть, что такого рода деформации – это инструменты, с помощью которых Пикассо передает боль и страдание», – объясняет Вагнер. Художник сообщает отчаяние и горе страждущих через их заостренные языки и глаза, напоминающие по форме слезы.

Крайняя слева фигура – кричащая от горя женщина. Её лицо обращено к небу, а в руках она укачивает хромого и бездыханного ребенка. Крайняя фигура справа – ревущая женщина, охваченная пламенем. Её руки воздеты к небесам.

Еще одна женщина показывается из окна, в руках у неё свеча. Иногда этот образ интерпретируют как воплощение надежды.

Фигура каждой из женщин нарочито аморфна, они отличаются характерными выпуклостями и углами, при этом их тела в одночасье топорно едины и словно бы распадаются на части.

На полу лежит фигура, которую идентифицируют как солдата. Он расчленен – возможно, это персонификация недавно созданной Республики. Разбросанные как осколки руки солдата крест-накрест испещрены порезами и ранами. Кисть одной из рук заключена в кулак – символ Республики – в котором стиснута сломанная сабля.

Лампа на потолке по традиции считывается как символ бомбы. Вместе с тем, учитывая форму лампы (напоминает глаз, а сама лампочка – его радужку), есть также мнение, что это намек на божье око.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Пикассо на фоне «Герники»

Бык и конь вызывают множество разных интерпретаций. Чаще всего в трактовке этих образов обращаются к той роли, которую эти животные играют в традиционном испанском бое быков: конь может стать побочной жертвой зрелища, тогда как бык должен быть смертельно ранен.

Читайте также:  «преподобный сергий радонежский», нестеров — описание картины

Напротив, с точки зрения других исследователей, бык по причине своего отсутствующего выражения, не перекликающегося с другими фигурами, воплощает собой Франко или же фашизм в целом.

Наконец, есть также те, кто усматривает в быке репрезентацию испанского наследия – стоического и недрогнувшего свидетеля трагедии.

Визуальный язык Пикассо, однако, выходит за рамки частных деталей отдельно взятой трагедии и становится универсальным. Вагнер отмечает: «Эта величественная, интенсивная и неординарная картина.

Действо, разворачивающееся на полотне, исполнено боли и смерти. Но это не тот случай, когда можно сказать: «Ага, это произошло в Испании».

Эта картина выражает нечто куда большее, потому что она органично встраивается в необычайно широкий контекст».

«“Герника” побуждает зрителя разделить чувство трагедии, которое, к сожалению, неотъемлемо от человеческого существования. Если вы, глядя на эту картину, почувствуете одновременно ужас и сострадание, то эти ощущения уже не отступят, с головой вовлекая вас в изображенный на полотне опыт», – утверждает Вагнер.

«Герника» в общественном сознании

После закрытия парижской Всемирной выставки «Герника» отправилась в тур по Европе.

По окончании войны, когда Франко разбил республиканцев и захватил власть в Испании, картина продолжала свои путешествия, помогая собирать средства для испанских беженцев, воевавших на стороне Республики.

В 1939 году «Герника» побывала в Музее современного искусства в Нью-Йорке в рамках персональной выставки Пикассо – сам художник выдвинул условие, что эта выставка должна пройти под знаком защиты «Герники».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Использование образов «Герники» в ходе антивоенной демонстрации. C. Elle / Flickr.

Между 1939 и 1952 годами «Герника» путешествовала по разным арт-центрам США.

Позже картина выставлялась в Бразилии и в разных городах западной Европы, а в 1958 году она была возвращена в Нью-Йоркский музей современного искусства с намерением завершить турне по миру.

За десятилетия транспортировки и повторяющихся растягиваний для выставок картина порядком износилась, так что возник риск повреждения. «Герника» оставалась в Нью-Йорке до 1981 года.

Именно в этот период «Герника» обрела жизнь и за пределами холста. Её копии появились в таких городах, как Дрезден, Берлин, Хиросима – места, ставшие синонимом атак, ударивших по мирному населению. Вместе с тем «Герника» приобрела особый резонанс в среде протестующих против войны.

«Ныне мы принимаем как само собой разумеющееся, что «Герника» – это символ современной войны», – говорит Вагнер, добавляя, что в наше время репродукции шедевра Пикассо часто появляются на антивоенных протестах по всему миру – от Калькутты до Рамаллы и Южной Каролины.

В свою очередь, как часто случается с великими произведениями искусства, современные художники обращаются к «Гернике» в собственных произведениях, адаптируя её образность под проблемы, связанные с войной и насилием.

Наследие «Герники»

Еще сам Пикассо осознавал величину политического потенциала, имеющегося в «Гернике».

В 1939 году, когда разразилась Вторая мировая война, Пикассо находился под наблюдением нацистов, что по крайней мере отчасти было связано со славой «Герники» и тем месседжем, который в ней заложен.

Известна история о том, как однажды в студию Пикассо наведался нацистский солдат. Указав на репродукцию «Герники» на стене, он спросил художника: «Это ваша работа?» Пикассо ответил: «Нет, ваша».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

«Герника» (Луис Барда, 2013)

«Пикассо должен был выступить в защиту своей картины», – объясняет Вагнер. «Стало понятно, что ему необходимо обеспокоиться о судьбе своего творения. Он знал, что создал нечто уникальное, великое и важное.

Для него было ясно как день, что картина не может вернуться в Испанию».

Чтобы обеспечить безопасность картины, он получил юридический документ, в котором было указано, что «Герника» не может быть ввезена в Испанию до тех пор, пока в стране не будет установлен демократический режим.

В 1981 году, спустя шесть лет после смерти Франко и восемь – после смерти Пикассо, «Герника» наконец вернулась в Испанию. Оставаясь объектом споров и прений в среде испанского народа, приходившего в себя после почти четырех десятилетий диктатуры, картина выставлялась под пуленепробиваемым стеклом.

Стекло было убрано в 1995 году, но невозделанная политическая мощь «Герники» себя не исчерпала. В 2003 году, например, поднялась полемика, когда репродукцию «Герники» в нью-йоркском штабе ООН закрыли синим занавесом.

На фоне картины должен был выступать Колин Пауэлл – в своей речи он ратовал за то, чтобы Соединенные Штаты вступили в войну в Ираке.

(Выдвигались протеворечащие друг другу причины относительно решения завесить картину – так, некоторые официальные лица ООН сообщали, что в режиме видеосъемки такой фон показался журналистам отвлекающим.)

Вагнер отмечает, что вслед за «Герникой» Пикассо создавал и другие политически значимые произведения, но ни одна из них не получила такой же огласки и резонанса. «Герника» стала маркером человечности, смысл этой картины по-прежнему понятен людям со всего мира.

Оригинал

Фото на превью – выставка «Герники» в Национальном музее Центр искусств королевы Софии (Мадрид). Joaquín Cortés / Román Lores.

Об авторе: Кейси Лессер (Casey Lesser) – креативный редактор онлайн-платформы «Artsy».

Источник: https://concepture.club/post/rubrika_2021/history-and-meaning-of-guernica

Священная Герника

В мадридском Музее королевы Софии есть одна картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил. Такую славу получила известная на весь мир «Герника» Пабло Пикассо.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Разрушенная Герника. (wikipedia.org) Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Герника после бомбардировок. (wikipedia.org)

Герника — один из городов Страны Басков, подвергшийся страшному разрушению в ходе Гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами.

Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти.

Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, его картина, названная именем города, стала настоящим вызовом и манифестом против вопиющей жестокости, которой подвергся этот некогда цветущий уголок Испании.

Известно, что Пикассо написал свою работу в максимально короткие сроки: полотно в 3,5 м высотой и 7,8 м длиной уже спустя полтора месяца было представлено на Всемирной выставке в Париже.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Пикассо, «Герника». (wikipedia.org)

Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом.

По воспоминаниям Ле Корбюзье, известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей», а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков.

Чего о ней только не услышал свет: одни обвиняли Пикассо в чрезмерном пропагандизме, другие увидели в его полотне не всеобщий манифест против жестокости, но только одну трагедию — трагедию маленького баскского городка.

Уже гораздо позже Пикассо скажет, что не читал ни одной работы, посвященной анализу одной из центральных картин своего творчества, хотя, конечно же, он имел представление о тех спорах и дискуссиях, которые породила его работа.

Общественное мнение было глубоко безразлично художнику: он тяжело переживал те события, с которыми столкнулась Испания в борьбе с франкизмом, и поэтому стремился обратить внимание социума на общественно значимые события, а не на собственные способности к живописи.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Пикассо за работой. (wikipedia.org)

Свои антифашистские взгляды художник всегда демонстрировал более, чем открыто, поэтому неудивительно, что однажды, во время оккупации Парижа, зимой 1943 года на пороге его мастерской появились агенты гестапо. Именно тогда между Пикассо и людьми «в тёмно-зеленом» разыгрался известный диалог:

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

— Это Вы сделали? — спросил один из гостей, указывая на репродукцию «Герники».

— Нет, это сделали Вы, — парировал художник. — Можете взять себе на память.

Гестаповцев ответ этот оскорбил: они забрали несколько картин Пикассо и пообещали возвратиться вновь.

Однако слов своих они не сдержали: вероятно, Анри Брекер, немецкий скульптор, которому Гиммлер разрешил покровительствовать французским художникам (а Пикассо, несмотря на свое испанское происхождение, жил с 1940 по 1944 годы в Париже), помог испанцу разрешить «проблемы политического характера» с представителями оккупационной власти.

Брекер заявил генералу Мюллеру, возглавлявшему гестапо, что такой человек, как Пикассо, не может быть подвергнут гонениям и не должен погибнуть. Скульптор также пригрозил позвонить лично Гитлеру, высоко ценившему работы Брекера, в случае, если Пикассо не оставят в покое. Таким образом, гроза обошла художника стороной.

«Герника» — полотно, полное иносказаний. Например, изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города.

Перед этим деревом испанские короли испокон веков торжественно клялись служить верой и правдой баскскому народу, и уважать те вольности, которые даровала ему корона.

Согласно словам одного из очевидцев событий 43 года, дерево стояло целым и невредимым после четырехчасового налета немецкой авиации и только ветер кружил вокруг него лепестки роз.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Развитие замысла художника по мере создания картины сейчас можно проследить благодаря фотографиям Доры Маар. В то время, когда Пикассо писал «Гернику», женщина была его любовницей; на семи фотографиях она в течение месяца смогла запечатлеть процесс «эволюции» полотна.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 «Герника», варианты. (wikipedia.org)

После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать.

«Нужно стараться постоянно меняться. Это самое трудное и обычно не удается.

Если это не получается, значит, человек перестает быть самим собой», — скажет Пикассо однажды своему молодому последователю, словно признаваясь в том, что, старея, он начинает подражать самому себе — только в молодости.

«Герника» выставлялась впоследствии в разных странах мира. Сам же Пикассо говорил о том, что его детищу место в мадридском музее Прадо, но только после восстановления испанской республики. Так, картина сначала выставлялась в Прадо с 1981 по 1992 годы, а потом была перевезена в Музей королевы Софии, где ее можно увидеть вплоть до настоящего момента.

Источник: https://diletant.media/articles/28537807/

«И тогда они начали драться»

Вторая мировая война, начавшаяся для Пабло Пикассо с гражданской войны в Испании в 1936 году, вынудила художника обнажить свои политические пристрастия.

Как только Пикассо узнал о столкновениях между франкистами и республиканцами, он мгновенно встал на сторону последних.

Ужас, охвативший художника перед угрозой фашизма и большой войны, определил направление его работы на несколько лет вперед.

Директор музея

Поэт Поль Элюар был политически подкованным человеком, разбирался в политической ситуации, и именно он помог выразить Пикассо то негодование, которое охватило художника, когда началась гражданская война в Испании.

Пикассо с готовностью принял в 1936 году предложение испанского республиканского правительства и занял пост директора музея Прадо в Мадриде, где в юности проводил столько времени. Этот пост был символическим, потому что в Испанию художнику вход был заказан, и стал первой и последней официальной должностью Пикассо.

В начале 1937 года Пикассо написал поэму на испанском языке, в которой безжалостно высмеивал Франко. Даже не высмеивал — уничтожал. Франко был описан как отвратительный слизняк, полип, волосатый и мерзкий, в котором нет ничего человеческого. Поэма называлась «Мечты и ложь Франко».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Иллюстрации для поэмы «Мечты и ложь Франко», 1937 год

Поэма была иллюстрирована 18 сатирическими гравюрами, которые были переполнены картинами ужаса и насилия. Они были изданы в виде открыток. Средства от их продажи (300 тысяч франков) были переданы Пикассо в фонд республиканского правительства Испании.

Одновременно у Пикассо развивались отношения с Дорой Маар, которая в августе 1936-го стала его любовницей. Разница в возрасте у них была в четверть века. Пикассо это не смущало, наоборот: «Жить с кем-то молодым — вот что помогает мне сохранить молодость», — говорил он.

Дора была красива, умна и талантлива. В среде сюрреалистов она была известна как фотограф. Снимок «Портрет Убю» стал ее визитной карточкой.

Читайте также:  Описание картины «царевна-лягушка», васнецов, видеообзор

Дора интересовалась общественно-политическими событиями, ее фотографии были посвящены не только художественно-ассоциативному осмыслению реальности, но и социальным проблемам: в 1934 году она снимала бедняков в рабочих кварталах Барселоны, и критики говорили об особой пронзительности этой серии.

Герника и «Герника»

Когда началась гражданская война, испанское республиканское правительство поручило Пабло Пикассо создать полотно для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Художник согласился, но очень долго не приступал к работе. Взяться за нее его заставила бомбардировка Герники, случившаяся 27 апреля 1937 года.

Герника — исторический и культурный центр Страны Басков, одной из областей Испании.

Небольшой городок, в котором тогда кроме четырех тысяч местных жителей находились несколько сотен солдат республиканской армии, был атакован с воздуха немецкой авиацией.

В нападении, которое длилось чуть более двух часов, участвовали 43 самолета. Герника была разрушена на три четверти. Погибло множество людей: в зависимости от источника, число погибших варьируется от 300 до 1500 человек.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 «Герника», 1937 год

За 33 дня Пикассо создал огромное панно размером восемь на три с половиной метра. Оно получило название «Герника». Поначалу заказчики не оценили картину, написанную в стиле кубизма, и обдумывали ее замену. Но «Герника» все-таки увидела свет 12 июня 1937 года на Всемирной выставке и стала самым известным антивоенным живописным произведением своей эпохи.

Вот как писал советский искусствовед Борис Зернов о впечатлении, которое производит «Герника»:

«Первое впечатление было хаотичным и в то же время подавляющим. Лишь постепенно, переводя глаза с одной группы на другую, зрители восстанавливали картину катастрофы, ощущая себя свидетелями трагедии невиданной силы…

В страшной предсмертной агонии бьется и ржет издыхающая лошадь с громадной рваной раной на боку; всадник, сражавшийся на ней, убит: он упал на землю и раскололся как статуя, его отбитые руки и голова валяются на плитах мостовой; крик ужаса вырывается изо рта женщины, которая со светильником в руке стремительно высовывается из окна; соседний дом горит, среди пылающих стропил человек с воплем отчаяния вздымает руки к небу; по улице бежит женщина: словно в кошмарном сне она еле отрывает от земли свои чудовищно разбухшие ноги; в истошном вое взметнулась мать над мертвым ребенком; безумно и бессмысленно мыча, стоит над нею бык…

Весь этот хаос втиснут в замкнутое, словно сдавленное со всех сторон пространство и вырван из мрака жестоким, неестественным светом солнца, сплюснутого, похожего на глаз с электрической лампочкой вместо зрачка.

И хотя картина молчала, как молчала и застывшая перед ней толпа, но зрители, казалось, физически слышали чудовищную какофонию криков, стонов и треска, перекрываемую гулом самолетов, свистом падающих бомб, оглушительным грохотом взрывов».

  • В проеме спин
  • Клод Руа, писатель, увидевший «Гернику» еще студентом, назвал ее «посланием с другой планеты — ее неистовость ошеломила меня, я был настолько взволнован, что не мог пошевелиться».
  • Мишель Лейрис, писатель и этнограф, говорил о картине так: «Этим черно-белым прямоугольником со сценой из античной трагедии Пикассо словно объявляет нам горестную весть: все, что мы любим, однажды умрет».
  • Герберт Рид, английский поэт, пошел еще дальше и назвал «Гернику» «монументом иллюзиям, отчаянию, разрушению»: «Великая фреска Пикассо — это памятник разрушению, вопль ярости и ужаса, силу которому придает дух гения».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

«Этим черно-белым прямоугольником со сценой из античной трагедии Пикассо словно объявляет нам горестную весть: все, что мы любим, однажды умрет» Мишель Лейрис, французский писатель и этнолог

Кое-кто из первых зрителей «Герники» был сбит с толку. Поэт Луи Арагон сокрушался, что нарочитая склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма». «“Герника” видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей», — писал архитектор Ле Корбюзье.

Но «спины посетителей» не помешали мировому турне «Герники». После Всемирной выставки полотно увидели в Лондоне, Скандинавских странах. В 1939 году она прибыла в США и там осталась.

Хранилась в Нью-Йоркском музее современного искусства. В начале 70-х Пикассо предложили передать «Гернику» в Испанию, но он поставил условие — установление там демократии.

При жизни Франко это было невозможно осуществить.

После смерти Франко в 1975 году и долгих переговоров «Гернику» увидели посетители музея Прадо в 1981 году. В 1992 году она «поселилась» в Центре искусств королевы Софии.

«И тогда они начали драться»

Мастерскую на улице Гран-Огюстен, где была написана «Герника», нашла для Пикассо Дора Маар. Она была рядом с ним все то время, пока художник работал над картиной, снимая весь процесс на пленку.

Дора знала о существовании Мари-Терез и Майи. А Мари-Терез догадывалась о том, что у Пикассо есть «еще кто-то»: все чаще светловолосая Мари-Терез замечала на полотнах возлюбленного брюнетку с пронзительным взглядом. Обеим женщинам суждено было очень драматично встретиться друг с другом в период создания «Герники».

Однажды в мастерскую на Гран-Огюстен без приглашения пришла Мари-Терез и увидела, что Дора фотографирует Пикассо за работой. Мари-Терез попыталась отстоять свои права на возлюбленного, указывая Доре, что у нее с ним общий ребенок. Дора отвечала сопернице, что наличие ребенка не имеет значения.

Назревал скандал, но Пикассо продолжал работать, словно его никоим образом не касалась их перепалка. В конце концов Мари-Терез потребовала решения от Пикассо и спросила его, которой из них уйти.

Пикассо вспоминал о той истории с удовольствием: «Принять решение было трудно. Мне нравились они обе, но по разным причинам: Мари-Терез была ласковой, послушной, а Дора — умной. Я решил, что выбирать не буду. Меня устраивало все, как есть. И еще я сказал — ну что, подеритесь, что ли? И тогда они начали драться. Это одно из моих самых приятных воспоминаний».

Пикассо рисовал обеих своих женщин. Но Дора воплощалась в портретах, где было много слез и изломов. Так, в 1937 году он написал «Рыдающую женщину», говоря, что уродовал Дору не из наслаждения — он «просто подчинялся своему видению».

Кто-то из исследователей творчества Пикассо писал о том, что, рисуя женщин, доведенных до отчаяния, художник тем самым выражал свое негодование по поводу войны.

Но сам Пикассо говорил так: «Портреты должны обладать не физическим, не духовным, но психологическим сходством».

Впоследствии Пикассо говорил о своей «умной» музе: «Я не любил Дору Маар, она нравилась мне, как мне нравятся мужчины, и я повторял ей: “Меня не тянет к тебе, я тебя не люблю!” Вы не представляете, сколько за этим следовало слез и истерик!»

Окончательный разрыв с Дорой случился в 1945-м, когда она, не выдержав душевных мучений, которым подвергал ее Пикассо, попала в психиатрическую клинику, где Жак Лакан лечил ее электрошоком.

«Хорошая картина должна резать, как лезвие бритвы»

Когда нацисты вторглись во Францию, Пикассо остался в стране. Власти США предлагали ему убежище, но художник отказался. В оккупированном Париже его работы были объявлены «дегенеративным искусством», их было запрещено выставлять в галереях. Но нацисты не трогали Пикассо — мировая слава стала щитом художнику.

Существует легенда о том, как однажды немецкий офицер, увидев у Пикассо фотографию «Герники» на столе, спросил: «Это ваша работа?». «Нет, ваша», — ответил художник.

В первую оккупационную зиму в Париже Пикассо почти не рисовал, но написал пьесу «Желание, пойманное за хвост». В ней нет места надежде, никакому просвету. Тяжелое внутреннее состояние художника в том числе отражали мрачные натюрморты и скульптура «Череп». «Череп» — это память о смерти, которая ходит и дышит где-то рядом.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

«В конце концов, работать можно только против чего-то, если надо, даже против самого себя. Это очень важно… С тех пор, как я завел Казбека (собаку — Прим. ред.), мои картины кусаются. Насилие, грохот меди, взрывы… Хорошая картина должна резать, как лезвие бритвы» Пабло Пикассо

Пикассо говорил: «Я не рисовал войну, я не из тех художников, кто ищет, что бы изобразить, как фотографы. Но война, без сомнения, присутствует в картинах, что я рисовал в то время». Как пишут некоторые биографы художника, это была личная война Пикассо с миром, которая не была ограничена датами Второй мировой.

В мае 1942 года он написал огромную (195 x 265 см) и, возможно, одну из самых страшных картин этого периода — «Серенаду», в которой классический сюжет Тициана «Beнepa с органистом и купидоном» переместился в пространство, больше похожее на застенки гестапо. В центре картины — искореженное тело «Венеры» на нарах и «музыкант», который скорее напоминает палача.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 «Серенада», 1942 год

В 1943 году Пикассо знакомится с 21-летней художницей Франсуазой Жило. Позже об этой встрече Пабло вспоминал как о «чуде, невероятной и счастливой случайности». Франсуаза годилась ему во внучки, но была самостоятельна, трезво смотрела на жизнь и… несмотря на юный возраст, ловко уходила от попыток Пикассо подчинить ее своей воле — что вызывало у художника неподдельный интерес и уважение.

«Я — его враг»

Освобождение Парижа стало ярким моментом славы для Пикассо, после которого он стал не просто известным во всем мире художником: он стал художником, который высказался против фашизма, — и пережил его.

К мастерской Пикассо выстраивались очереди американских военных, которые хотели пожать Пабло руку, сфотографировать художника и его работы, выпить.

Франсуаза Жило вспоминала, что однажды насчитала около их дома двадцать спящих солдат. По легенде, первым в мастерскую на Гран-Огюстен явился Хемингуэй.

Не застав Пикассо дома, он оставил консьержу для художника коробку ручных гранат с надписью: «Пикассо от Хемингуэя».

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937 Хемингуэй и американские солдаты, 1944 год

В октябре 1944 года Пикассо объявил о своем вступлении в Коммунистическую партию. Это удивило многих: коммунизм и многомиллионное богатство, которым Пикассо к тому моменту обладал, как-то не очень сочетались. Но Пикассо с радостью приняли в «товарищи».

Официально Пикассо объяснял свою политическую волю так: «Вступление в Коммунистическую партию стало закономерным следствием всей моей жизни, всей моей работы.

Я горд заявить, что никогда не рассматривал живопись исключительно как простое развлечение или бегство от реальности; я стремился рисунками и цветом, коль скоро они даны мне как оружие, глубже познать мир и человека и этим знанием освобождать нас всех, постепенно, день за днем; я по-своему старался выразить то, что считал наиболее истинным, верным, лучшим, то есть — самым прекрасным, для всех великих художников естественен такой порядок… […]

Коммунистическая партия больше всех прочих движений стремится понять и упорядочить мир, помочь ныне живущим и грядущим поколениям очистить свое сознание, освободиться, стать счастливыми.

Именно коммунисты показали себя самими отважными во Франции, как и в СССР и моей родной Испании.

Почему же я так долго сомневался? Возможно, я боялся брать на себя обязательства? Но теперь я свободен, как никогда, теперь я обрел себя! Я так хотел вновь обрести родину — я всегда жил в ссылке, как беженец, но теперь мое изгнание кончилось.

Испания однажды примет меня к себе, но я уже нашел во французской Коммунистической партии тех, кого ценю превыше всего — великих ученых, великих поэтов и все те славные, красивые, непокорные лица, что я видел в августе, когда Париж восстал, — теперь я снова окружен своими братьями!»

Читайте также:  Христос в пустыне, 1872, крамской

Еще в одном интервью — главному редактору школьной газеты Женевьеве Лапорт, которая позже стала его любовницей, — Пикассо рассказал о мотивах, побудивших его стать «товарищем Пикассо», несколько по-другому: «Мой враг — Франко. И единственное, как я могу во всеуслышание заявить об этом, — это вступить в Коммунистическую партию и показать, что я — его враг».

Война для Пикассо не кончилась. В феврале 1945 года он начал картину «Склеп»: под столом лежит груда изломанных тел. Ее называли самой безысходной картиной Пикассо. Но у него начинались многообещающие отношения с молодой Франсуазой Жило. И, как он надеялся, — вся жизнь впереди. Пикассо на тот момент было «всего» 64 года.

Getty Images Russia, РИА Новости

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/gmii-im-a-s-pushkina/picasso/guernica/

Герника картина Пабло Пикассо

«Герника» — картина, которую можно назвать самой известной и самой значительной в творчестве великого испанского художника Пабло Пикассо. Картина в стиле кубизм была написана по заказу правительства Испанской республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Картина «Герника» была написана в 1937 году. Холст, масло. 349 × 776 см. В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75% построек города.

Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб. После налёта город горел на протяжении трёх суток. Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек.

Картина освещает не только ужасы той самой бомбардировки, когда от взрывов и пожара погибали люди, но также и сам ужас испанской революции, проходившей с 1931 по 1939 годы, и Гражданкой войны в Испании.

После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию. На создание у художника ушло прядка месяца. После того как картина была представлена на Всемирной выставке в Париже, в адрес Пикассо посыпались не самые лестные высказывания.

Не многие оценили масштаб задумки полотна, так как кубизм, и в те времена и сегодня, остаётся непонятным для многих любителей живописи. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Однако у картины оказалось и немало приверженцев, способных понять всю глубину замысла художника, который при помощи образов и символов смог передать не только ужас войны, но также характер и некоторые тонкости тех событий.

Всё действие картины происходит в комнате. По всей вероятности, таким образом Пикассо отразил в своей работе события бомбардировки, когда около двух тысяч жителей оказались под завалами.

Голова быка в левом углу, по некоторым трактовкам, является символом Испании, которая отвернулась от происходящих ужасов в Гернике. Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток.

Вместо языка у скорбящей по убитому ребёнку женщины, быка и лошади находятся кинжалы — символы пронзительного крика. Пол в комнате напоминает карту боевых действий.

Интересная история, связанная с Герникой, произошла в 1940 году. Тогда германские войска вошли в Париж. К Пабло Пикассо пришли из гестапо. Увидев на столе Пикассо репродукцию картины «Герника», его спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы».

«Герника» картина Пабло Пикассо

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Пабло Пикассо: Герника (Guernica)

Дата написания: 1937 г.

Тема: Бомбардировка испанского города Герника немецким «Легионом Кондор» 26 апреля 1937 года. Ужас Гражданской войны в Испании.

  • Направление: Кубизм
  • Холст, масло
  • Размеры: 349 × 776 см.
  • Национальный музей Центр искусств королевы Софии, Мадрид.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

???? Блинцов | 2017-01-10, 13:34 | ???? 653

Источник: https://art-assorty.ru/12832-gernika.html

Пабло Пикассо «Герника». Описание картины

Самое эпичное и гневное произведение Пабло Пикассо – полотно «Герника».

Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор».

  На город было сброшено более 1000 бомб, и те участки города, которые не разрушили снаряды, в течение 3 дней попросту сгорели.

Погибших было очень много, более чем треть всего населения, выжившие остались без крова, под руинами погибло множество памятников старины и культурных артефактов.

Как ни странно, сам художник  никогда не был в Гернике, однако, весть о трагедии впечатлила Пикассо чрезвычайно, впрочем, никто их испанцев не смог остаться равнодушным к новости об уничтожении целого мирного города.

Свой гнев и гражданскую позицию мастер воплотил в масштабном полотне, которое было представлено на Всемирной выставке в Париже. Сегодня можно только диву даваться – картина три на восемь метров была написана всего за месяц. Сохранились свидетельства, что автор мог проводить за работой по 12 часов в сутки.

Своим внушительным форматом и композиционным строением картина напоминает триптих – среди всеобщего хауса фигур и эмоций, можно выделить три чётких фрагмента.

Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий. Горе, страдание, ужас, отчаяние пронизывают полотно. Это, несомненно, трагедия общечеловеческая – вне места, вне времени, вне реализма. Именно такой эту трагедию и изобразил Пикассо.

Действие происходит в тесном подвале, где «замкнуты» люди, звери и птицы. Набросочно представлен скупой, но характерный интерьер – потолочные балки подвала, плиты на полу, проёмы окон и дверей.  Передний план как бы подсвечен треугольником, охватывая главные персонажи. Свет идёт от символического глаза-лампы.

В центре треугольника изображена агонизирующая лошадь, к голове которой тянется чья-то рука со светильником. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разнято или разрублено на отдельные части.

Колоссальное впечатление на зрителя оказывает зажатый в руке цветок, символ невинности, в сочетании с широко открытыми, но уже мёртвыми глазами. На руках мужчины можно рассмотреть стигматы, как подтверждение невинного убиенного человека.

Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. К мёртвому мужчине устремилась женщина, нога её почти оторвана, а глаза устремлены к лампе.

Ещё одним сильным по эмоциональному накалу героем является мать, вопящая над умершим ребёнком, обвисшим на руках. Её взор обращён к небесам, а рот застыл в нечеловеческом крике. Крохотные ножки и ручки, маленькие пальчики, запрокинутое личико – самый душераздирающий образ на полотне, квинтэссенция ужаса происходящего.

В картине преобладает необычная линейная перспектива. Кроме линейного построения, полотно, безусловно, обладает неким объёмом и глубиной. В стилистическом плане также достаточно просто найти разночтения — откровенный кубизм сочетается здесь с элементами реализма (подкованное копыто лошади).

Разглядывая полотно, неизбежно приходишь к ощущению того, что передний план разглядываешь как будто через прозрачную стеклянную стену – этакий аквариум, где в замкнутом пространстве разворачивается трагедия.

При первом «прочтении» работы сразу замечаешь быка и он тоже здесь неспроста. Минотавр, бык – это расхожий символ войны в Испании.

Если агония и страдания в картине проиллюстрированы явно и понятно, то главной загадкой остаётся причины всеобщего хаоса. Кто убил ребёнка, изувечил мужчину, ранил лошадь, устроил пожар? Враг невидим, незрим, но неизбежен и неуловим. Не понятно кому нужно противостоять, от кого бежать и спасаться – именно это и вселяет ужас.

Феномен Пикассо в работе – удивительное реальное ощущение ужаса, даже апокалипсиса при весьма условной технике, далёкой от реалистичности.

Картину общество приняло неоднозначно. Некоторые свидетели утверждают, что к полотну были чаще повёрнуты спинами, однако, признание оно всё же снискало. Так, например, Долорес Ибарурри Гомес была впечатлена увиденным, и заявила, что работа является громким обвинением фашизму и режиму Франко.

«Герника» принесла известность Пикассо на весь мир. К ней снова обратились после трагических событий в Нагасаки и Хиросиме.

Полотно долго находилось в музее Прадо, как и хотел того сам Пабло Пикассо, но в 90-х её перевезли в Мадрид.

И как полстолетия назад картина привлекает внимание и вызывает сильнейшие эмоции, возле неё можно стоять очень долго, находя в каждой её части новые элементы и их прочтения, пронизанные болью и страданиями человеческими.

Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937

Картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника» 1937 г. Холст, масло. 349,3 x 776,6 см. Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания

Источник: http://picasso-picasso.ru/pablo-pikasso-gernika/

Скрытые символы в картине Пикассо "Герника"

26 апреля 1937 года массовый воздушный налет немецкого люфтваффе на баскский город Герника, расположенный на севере Испании, потряс мир. Сотни мирных жителей были убиты в результате рейда, который стал самым кровавым событием гражданской войны в Испании.

Случившееся так потрясло Пикассо, что он начал рисовать свой величайший шедевр … «Герника».

Картина стала своевременным и пророческим видением Второй мировой войны, ее часто называют … «самым важным произведением искусства двадцатого века», но ее значения до сих пор не раскрыты.

Хаотический характер изображенной сцены может затруднить выбор конкретной фигуры для изучения. Хаос преднамерен, он вызывает ужас и путаницу, дезориентируя зрителя. В этой комнате смешались животные и люди настолько, что трудно отличить одних от других.

  • Вот, лошадь упала, после того, как была убита копьем, а вот, бык стоит рядом с плачущей матерью и ее мертвым ребенком.
  • Интересные детали:
  • — языки заменены кинжалами,
  • — хвост быка превращается в дымящееся пламя,
  • — отрубленная рука солдата все еще держит меч, который прорастает лепестками цветов,
  • -рана на руке мертвого солдата похожа на стигматы
  • — лампочка напоминает Злой Глаз, цыганское проклятие.
  • Подсознательная тема Герники — это, конечно, смерть; усиливая это, в центре картины находится скрытый череп, который доминирует над подсознательными впечатлениями зрителя.

Череп показан сбоку и был изобретательно наложен на тело лошади. Механический вид черепа представляется подходящим для современного вооружения, используемого при бомбардировке 1937 года. Попробуйте его найти, он в самом центре.

Ниже умирающей лошади в центре картины находится скрытая голова быка, содержащаяся в контуре передней ноги лошади. Его местоположение указывает на то, что он погружает свои рога в живот лошади снизу .

Когда Пикассо спросили о символизме в этой картине, он сказал: «… этот бык — бык, и эта лошадь — лошадь … Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это может быть очень верно, но это не моя прихоть, дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были».

Это подводит итог к поиску символики в искусстве 20 века. Все домыслы, это лишь Ваша личная интерпретация увиденного и того, что вы, как зритель, ощущаете в данной работе. В этой картине чрезмерный интерес к символическому значению можно пропустить. Общее чувство ужаса и хаоса более важно, чем то, что символизирует составные части.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5acc50988c8be3993481eb45/5acfa7707ddde83a6581a11a

Ссылка на основную публикацию