Картина даная, рембрандт, 1636

  •                                                                       ДАНАЯ
  •           Это  — одна из наиболее совершенных и наиболее загадочных картин художника.Самая прекрасная «одалиска» Рембрандта, изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству Рембрандта
  •         Уже более ста лет искусствоведы многих стран ведут дискуссию о нюансах ее трактовки.
  • Картина Даная, Рембрандт, 1636
  • «Даная» Рембрандта, 1636—1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

        Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Портрет Саскии кисти Рембрандта 1633г

           Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

ОСНОВА СЮЖЕТА КАРТИНЫ

        Согласно мифу, аргосский царь Акрисий, поверив предсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственную дочь Данаю в медную башню, куда не мог попасть никто из смертных.

         Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море.

           Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов.

           Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства.

ОПИСАНИЕ.

           Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату.

Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету.

Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

   Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

        Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

  1.     Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана.
  2. ДВА ВАРИАНТА КАРТИНЫ
  3.           Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия и ведется до сих пор. 

         Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю.Кузнецов делает окончательный вывод — на картине изображена Даная.

       Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския.

После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Ю.

Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого — около 1646 года. 

КАКОЙ КАРТИНА БЫЛА ВНАЧАЛЕ

             В первом варианте картины Даная полна только что пережитым счастьем. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз — это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками.

             Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати — закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое.

            Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников. 

                Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни. 

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЁС ХУДОЖНИК В КАРТИНУ.

                На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи.

        Она  ждет Зевса — так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта. 

                    При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек — она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже.

               Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать.

                О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения.

          Многие исследователи, и в том числе Ю.Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью.

                    Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания. Драгоценности, в первом варианте лежавшие на столике рядом с кроватью, теперь украшают ее. (Браслеты на руках в более поздней картине художник дополнительно украсил небольшими розовыми бантиками.) Об ожидании говорит и поза героини, жест ее правой вытянутой руки.

           Если в первом варианте рука была повернута ладонью вниз — Даная как бы прощалась с уходящим Зевсом, представленным на картине в виде угасающих капелек золотого дождя, то во втором варианте рука повернута ладонью вверх. Прощальный жест превратился в приветственный.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

                   Однако чувствуется, что это ожидание не раз было обмануто — отсюда оттенок сомнения, разочарования на лице молодой женщины. Плачущий амур усиливает впечатление неотвратимого крушения надежд.

             Настроение, которое навевает картина, вполне соответствовало душевному состоянию самого Рембрандта. Работу над полотном, как отмечалось выше, он начал в период безмятежного семейного счастья, в зените славы. Но уже тогда, через два года после женитьбы на Саскии, Рембрандт задумывался о непрочности земных радостей.

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
  •                           После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́  После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам
  •            Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции.

         Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная  Тициана.

СЛУЧАЙ ВАНДАЛИЗМА.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

                         15 июня 1985 года в 10 часов утра Эрмитаж открыл двери для посетителей, начался обычный день.

  В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.

После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.

         Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

              Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами.

По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза

            Целых 12 лет продолжалась реставрация картины .С 1997 году картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.

         По признанию реставраторов, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. Она по-прежнему радует посетителей музея, но это уже не совсем то, что написал Рембрандт.

Источники.

http://rembr.ru/happy2.php

http://www.artniderland.ru/shedevr/redan.php

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0284/p0284.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3467066

Картина Рембрандта «Даная»..

?

Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote, 2015-10-14 15:57:00 Евгений Семенихин evgensemenihin 2015-10-14 15:57:00 Category:

  • 1997 — в Эрмитаже вновь выставлена картина Рембрандта «Даная», которая 12 лет находилась на реставрации после того, как психически неуравновешенный посетитель облил её кислотой.

Картина Даная, Рембрандт, 1636«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами.

По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза[5].

Картина Даная, Рембрандт, 1636Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа.Картина Даная, Рембрандт, 1636Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина Даная, Рембрандт, 1636Саския, жена художника…Картина Даная, Рембрандт, 1636 Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах …

Читайте также:  Саломея, танцующая перед иродом, гюстав моро

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопииудалось найти ответ на эту загадку[2].

Картина Даная, Рембрандт, 1636На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции.

Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона.

В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана[3][4]

Источник: https://evgensemenihin.livejournal.com/876993.html

«Даная» Рембрандта: почему вандал выбрал именно эту картину?

Зато возле картины «Даная» остановился невысокий и явно немолодой мужчина. Вначале он осмотрелся и радостно потер руки: рядом с ним не было абсолютно никого.

Потом расстегнул пуговицы пиджака, извлек откуда-то из подмышки литровую банку, наполненную бесцветной жидкостью, поставил ее у ног. После этого он достал нож и полоснул картину два раза. По бедру и животу Данаи.

Затем трижды плеснул на нее серной кислотой.

Месть самому себе?

Картина Даная, Рембрандт, 1636

То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании. Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало…

Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Чахотка. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году.

Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию. Это и она, и одновременно не она. После смерти любимой жены Рембрандт по-прежнему нуждался в Музе, которой бы он посвящал свое творчество.

Он нашел ее не сразу, и ее имя не столь известно, хотя бы потому, что у нее не было такой трагической судьбы, как у Саскии.

Однажды Гертье Диркс, с которой мастер сошелся после смерти жены, увидела картину и устроила художнику большой скандал: «Кого ты любишь? Меня или давно ушедшую из жизни женщину?»

Не показывайте картин любовницам…

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Художник понял, что так будет продолжаться бесконечно. Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме…

12 лет каторжных работ

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть…

В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом…

И никаких угрызений совести…

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? Больше?» На что смотрительница ответила: «Даная» бесценна! У нее нет цены. Это — мировой шедевр!»

Ах, бедная, бедная Саския. Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет. Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов.

Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.

А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье…

Обо всем этом Майгис не имел представления. Он с трудом окончил четыре класса школы…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/28698/

Тайна "Данаи" Рембрандта

admin

Картина Даная, Рембрандт, 1636
Сюжет древнегреческого мифа о Зевсе и Данае, был очень популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. К нему обращались такие видные художники того времени как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Все они изображали дочь древнегреческого царя Акрисия лежащей на постели под дождем золотых монет. Рембрандтовская «Даная» была совсем другая, и мало соответствовала сюжету мифа. В этом выпуске альманаха для любознательных «Хочу все знать» Вы узнаете какую тайну долгое время скрывала «Даная» кисти знаменитого голландского художника Рембрандта?

Главное отличие картины «Даная» художника Рембрандта от полотен других художников изображавших красавицу гречанку — отсутствие дождя из золотых монет. Ведь согласно мифу  царь Акрисий заточил единственную дочь в башню, потому что ему было предсказано умереть от руки внука. Но бог Зевс явился в к красавице гречанке в виде дождя из золотых монет и она родила сына — Персея. Разгневанный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Но Данае с сыном удалось спастись, и спустя годы на спортивных состязаниях Персей совершенно случайно убил своего деда. Таким образом сбылось предсказание оракула.

Хотя историки располагали сведениями, что сам Рембрандт подтвердил название этой картины, при описи его имущества  в далеком 1656 году.

  Тем не менее достаточно долгое время искусствоведы продолжали спорить действительно ли Рембрандт изобразил мифическую Данаю или это какой то другой персонаж. Выдвигались разные предположения.

  Были мнения, что изображенная на полотне женщина — Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида. Допускали что это могла быть Венера, встречающая Марса.

Были даже предположения, что на этой картине Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Несмотря на то что эти предположения противоречили символам, изображенным на картине,  этому не придавали большого значения.

Спор разрешился в 1960-е годы прошлого века, после того как  полотно подверглось рентгеновской обработке. Открылась наконец то тайна «Данаи» Рембрандта. Исследователи выяснили, что под верхним слоем краски есть еще один — более ранний вариант картины. Предположительно этот вариант относится к 1636 году..

Итак подробнее, что показал рентгеновский анализ и о символах присутствующих на картине.

Картина Даная, Рембрандт, 1636
(источник )

1.Лицо.
Как показала рентгеновская съемка, первоначально лицо Данаи было похоже на лицо Саскии — супруги Рембрандта, которая умерла в 1642 году. В исходном варианте картины лицо напоминает Гертье Диркс, с которой художник жил после смерти жены. 2 Рука.
В первом варианте рука Данаи была опущена вниз, как будто приглашая. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте. Искусствовед Сергей Андронов, высказал по этому поводу предположение, что Рембрандт запечатлел не момент встречи, а момент прощания — когда Зевс покидал спальню Данаи 3. Присутствие Зевса
В первоначальном варианте присутствие Зевса  было согласно мифу — в виде золотого дождя, в окончательном варианте присутствие Зевса на картине художник обозначил золотым сиянием. 4 Амур.
Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. 5. Ложе
Белая не смятая постель символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой Данае видели прообраз Девы Марии 6 Жемчужный браслет..
Жемчуг считался украшением богини любви Венеры. 7 Браслет с кораллами.
Этот браслет на руке Данаи указывает на её будущего сына  — Персея,  рожденного от Зевса. Так как коралл стал символом победителя Медузы горгоны, согласно легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем чудовища. 8 Изумродное кольцо.
Является еще одним символом невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством. 9 Туфли у кровати
Это символ женской покорности. 10 Ножки кровати с орлиными головами.
Еще один символ присутствия Зевса. Так как орел считался спутником и символом Зевса. 11 Служанка.
 Считается, что она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не традиционный чепец, а бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете). 12 Ключи.
Служанка Данаи в руках держит ключи — это является указанием на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и еще одним намеком на то что она провела Зевса в спалю Данаи. 13 Кошелек.
 В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после ухода Зевса. Сам же кошелек является символом божественной милости.

Но, это еще далеко не все тайны «Данаи» Рембрандта, у этой картины очень непростая история.

Источник: http://www.inqui.ru/2014/04/taina-Danai-Rembrandta.html

Даная

Живопись эпохи барокко Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах.

Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя.

Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».

Но что сделал Рембрандт в этой картине? Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Лишь чудесный блеск света освещает переливающееся тонами слоновой кости тело. Мотив становится таким образом интимнее, он лишается гласности и приобретает скрытую и доверчивую человечность. Даже тело женщины не обладает общепринятыми чертами.

Оно очень индивидуально, его положение – случайно, с его отвисшим животом, прижатой грудью, с прикрытыми покрывалом ногами оно сильно отличается от античного идеала красоты. Кроме того – это мгновенное, неповторимое воздействие света, который гладит тело, окутывает его теплыми прозрачными тенями и создает свое собственное пространство. Оно охраняет тело, не скрывая его.

Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Каждый жест, каждое выражение лица, каждое движение тела Данаи предполагают невидимого партнера, женщина на ложе предназначена ему, только ему» (Рихард Гаманн). Вместо дождя – золотой свет, олицетворение счастья, любви, избавления.

«Подобное символическое толкование света полностью соответствовало общим художественным устремлениям Рембрандта» (Якоб Розенберг).

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Новейшие рентгенологические исследодования доказали, что такое глубокое одухотворение образа и всей сцены является следствием более поздней переработки. Выяснилось, что, наряду с другими существенными изменениями (например, усиление неприкрытой чувственности), лицо и волосы в первоначальном варианте принадлежали другой модели.

Первый, записанный вариант был создан под явным впечатлением лица Саскии, окончательное изображение передает, вероятно, черты Геертье Диркс.

Поэтому не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта».

Картина Даная, Рембрандт, 1636

Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка.

В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника.

Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.

Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал.

Читайте также:  Музей транспорта в стокгольме: фото и описание, адрес, карта

Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды.

Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_17.html

Описание известной картины Рембрандта "Даная" на artatac

Картина Даная, Рембрандт, 1636У некоторых картин есть своя тайна и своя история. Одной из таких картин есть полотно «Даная» Рембрандта. Писалась картина в более десяти лет с 1636 года по 1637 год.

Сюжет картины связан с древнегреческим мифом.

Царь узнал от пророков о своей смерти, а смерть его связана со своим внуком, который должен был родится от его дочери Данаи. Не долго думая он посадил свою дочь в подвал, но Зевс просочился в подземелье в виде дождя из золота. В определенное время Даная родила сына Персея.

  • Кстати этот сюжет можете посмотреть в исполнении художника Климта.
  • Так вот, на картине молодая женщина пытается дотронуться до света, проходящего к ней в подземелье.
  • Благодаря современной технологии, а именно рентгеноскопии, удалось узнать процесс создания картины.

Полотно было написано дважды. Между первым и вторым вариантом прошло около десяти лет, и модели для образа Данаи были разные.

  1. Картина Даная, Рембрандт, 1636«Даная» (1636—1647)
  2. Рембрандт
  3. style=»display:block; text-align:center;»
    data-ad-layout=»in-article»
    data-ad-format=»fluid»
    data-ad-client=»ca-pub-6527330309399456″

  4. data-ad-slot=»1415582392″>
  5. Первый вариант Рембрандт писал со своей жены Саскии.

Брак Рембрандта и Саскии заключен по любви, но был драматичным. Первые трое детей умерли, а при рождении четвертого сына, умерла и Саския. Надо заметить, что художник посвятил много картин своей жене, не исключением была и «Даная».

С помощью рентгена, в первоначальной версии, был обнаружен золотой дождь, взгляд Данаи направлен вверх, а не в сторону, как сейчас. Также ладонь правой руки, Данаи была, развернута вверх, и лик ангела был улыбающийся, а в данном варианте ангел выражает печаль.

После смерти своей жены Рембрандт сблизился с Гретье Диркс. Она была кормилицей сына Титуса.

Второй вариант картины Рембрандт писал с Г. Диркс. Даная была переписана так, что в лице можно угадать черты обеих любимых женщин.

В 1985 году картина была под угрозой уничтожения. Одним из посетителей галереи она была облита серной кислотой, и порезана ножом в двух местах. Посетитель оказался психически болен.

Более десяти лет проводились реставрационные работы, после чего картину вернули в галерею.

Надо заметить, что похожий случай был с картиной Репина «Иван Грозный убивает своего сына».

Источник: https://artatac.ru/bloknot/kartina-rembrandta-danaya.html

Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала

ТАСС-ДОСЬЕ. Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная» написана в 1636 г.

по мотивам древнегреческого мифа о явлении Зевса в виде золотого дождя дочери аргосского царя Данае, заключенной отцом в подземелье.

Рембрандт изобразил лежащую на постели молодую обнаженную женщину, фигура которой окутана потоком золотистого света, льющегося сквозь отдернутый полог. Размеры полотна — 185×202,5 см.

Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г.). После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. переработал полотно. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини.

По мнению ряда искусствоведов, живописец придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. Установлено также, что в первоначальном варианте полотна был изображен льющийся сверху золотой дождь, который в окончательном варианте художник заменил на золотистый свет. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда.

В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками.

В 1656 г. после банкротства художника его имущество было конфисковано, в том числе и «Даная». След картины потерялся на многие годы, лишь в XVIII в. она была обнаружена у французского коллекционера барона Пьера Кроза. В 1772 г. российская императрица Екатерина II купила полотно для Эрмитажа у наследников Кроза, скончавшегося в 1770 г.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

«Даная» Рембрандта после нападения, 1985 год

© AP Photo/DMITRY LOVETSKY

15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, объяснивший свой поступок политическими мотивами. Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г.

Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда.

Спасение шедевра Рембрандта началось сразу же после инцидента. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты.

Когда химическая реакция была остановлена, стало ясно, что 30% авторского письма утрачено навсегда.

Пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали исчезли практически полностью.

Специально созданная государственная комиссия приняла решение восстанавливать «Данаю». К работе привлекли реставраторов Евгения Герасимова, Александра Рахмана, Геннадия Широкова. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь госкомиссии по восстановлению «Данаи», специалист по научно-методической части Татьяна Алешина.

К концу 1985 г. была завершена консервация полотна: укреплен красочный слой и грунт, подведен новый дублировочный холст, восстановлен покровный лак и др. Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта.

При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю. При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту.

Процесс восстановления занял 12 лет.

«Даная» Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г.

На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы, фотографии и другие свидетельства уникальной реставрации картины.

С тех пор полотно демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.

Источник: https://tass.ru/kultura/2041305

Рембрандт. "Даная". Описание одной картины

Рембрандт. «Даная». Описание одной картины.

С Рембрандтом я встретился в раннем детстве, еще в ту пору, когда рос в родном селе, значит, когда учился в начальной школе. Помню, как ночью, весь под впечатлением от фильма о художнике, я возвращался домой из клуба, словно проваливаясь в ямы на неровностях дороги, а в вышине гирлянды ярких звезд, с их отражением на речной воде.

Пройдет время, я часто буду заглядывать в Эрмитаж и нет-нет проходить по длинному залу со множеством поперечных стендов со стороны окон, где выставлены картины Рембрандта, одно из богатейших собраний шедевров великого голландского художника.

В разные годы я отдавал предпочтение Рубенсу или малым голландцам, но Рембрандт оставался мерой сокровенной подлинности искусства и жизни, что почувствовал я, как мне ныне кажется, еще в раннем детстве при первом соприкосновении с жизнью еще неведомого для меня мастера.

В портрете старушки у входа в зал я узнавал нечто родное от бабушки, а картины на библейскую тематику мне никогда особо не нравились. В дальнем углу у окна картина с изображением молодой обнаженной женщины в юности меня даже пугала, но и с годами я останавливался перед «Данаей», если там оказывался один.

Обнаженных женских тел, от идеальных по пропорциям до весьма дородных, в Эрмитаже предостаточно. Даная Рембрандта не просто модель, в воспроизведении которой всегда есть условность, что заметно и у Тициана в его версиях «Данаи», а женщина сама по себе в волнующие мгновенья ее жизни.

Между тем мы ее видим в обстановке, скорее голландско-библейской, чем древнегреческой, согласно мифу о Данае, которую посетил Зевс в виде золотого дождя. Миф у Рембрандта проступает как сама жизнь, и это в большей степени, чем у Леонардо да Винчи или Тициана. В отношении Рембрандта говорят о реализме и психологизме, все это так, но налицо при этом – эстетика Ренессанса!

И эпоха Рембрандта по явным признакам – эпоха Ренессанса в Голландии, с ее победой в национально-освободительной войне против владычества Испании и с завершением буржуазной революции.

Голландия быстро становится крупнейшей торговой и колониальной державой, с открытием университетов, в частности, в Лейдене, где родился Рембрандт.

Именно в этот период, с расцветом наук и искусств, в Голландии формируется национальный литературный язык, с чем связано и сложение нации, – это явления ренессансные.

Как Дюрер , как Рубенс, Рембрандт – это ярчайший всплеск Северного Возрождения с его специфическими особенностями.

Только такой взгляд объясняет универсализм и масштабы гения среди его соотечественников малых голландцев и его одиночество, что обернется к концу жизни чуть ли не нищетой.

Эстетика Ренессанса у Рембрандта настоена на гуманизме – не элитарного, а обращенного к человеку вне сословной иерархии, можно сказать, антибуржуазного, как в России XIX века.

Основная доминанта его миросозерцания и творчества – это человек, кто бы он ни был, при этом он воплощал для него всю природу наравне с фауной и флорой.

В природе же правильных форм нет или мало, художнику важно быть верным природе, это кредо Рембрандта, отсюда его реализм, который, казалось бы, не очень отличается от поэтического натурализма малых голландцев, но масштабы не те.

Дело даже не в размерах полотен, Рембрандт просто гигант по сравнению с ними по масштабам своего гения и творчества, и реализм его одухотворен психологизмом, в чем проявляется его гуманизм, любовь и сострадание к человеку, кто бы он ни был.

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника среднего достатка; он был восьмым ребенком и единственным, об образовании которого родители позаботились особо.

Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье.

Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии.

Затем для продолжения обучения отправляется не в Италию, а в Амстердам, и поступает в мастерскую Питера Ластмана, главы амстердамской школы исторической живописи, по тем временам события из истории, из мифологий и литературы равно назывались историями и служили темами исторической живописи. Рембрандт провел в мастерской Питера Ластмана всего полгода (1625), верно, его потянуло в большей степени к Франсу Хальсу, к его полнокровному искусству, по сути своей, ренессансному. Академизм исторической живописи Голландии Рембрандт преодолевает изображением конкретного человека, каким он его видит сегодня и сейчас. В библейских и античных сюжетах у него миф и жизнь смыкаются, что отмечают как новое качество, которое с Рембрандтом вошло в голландскую живопись. Между тем это свойство эстетики Ренессанса.

Картина Даная, Рембрандт, 1636

По возвращении в Лейден Рембрандт отдается самостоятельной работе и в течение пяти лет достигает известности, с тем он поселяется в Амстердаме (1631). Самосознание нации находит выражение в расцвете портретной живописи. Рембрандт работает по преимуществу над портретами, соперничая с Франсом Хальсом.

Это касается и групповых портретов, корпоративных, можно сказать. Первый же опыт «Урок анатомии доктора Тюльпа» приносит молодому художнику из Лейдена успех и известность. У него свой дом, ученики.

Рембрандт собирает произведения живописи и графики, античной скульптуры, образцы драгоценных тканей и художественного оружия.

В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх, сироте из богатой патрицианской семьи, с весьма значительным приданым. Все говорит о том, что этот брак, помимо естественной в то время деловой сделки, был освящен любовью, столь плодотворной для творчества. Он постоянно писал Саскию. Эрмитажная «Флора» – это всячески разубранная Саския во всей силе ее молодости.

Хорошо известен «Автопортрет с Саскией на коленях». В пору успеха и счастья Рембрандт пишет с себя пирующего блудного сына, предаваясь беззаботной жизнерадостности молодости, как художники эпохи Возрождения в Италии.

И знаменитая картина «Даная» (1636) естественно связана с Саскией, только облик ее не совсем узнаваем, да и живопись кажется более позднего времени, чем известная дата создания несомненно лучшего шедевра Рембрандта.

У Саскии, слабой здоровьем, рождались слабые дети и умирали (вообще детская смертность в те времена была большая); выжил лишь последний ребенок Титус, а мать через год умерла – в 1642 году.

Этот год отмечен и конфликтом с заказчиками из-за картины, получившей впоследствии название, «Ночной дозор»; это должен был быть всего лишь групповой портрет стрелков, а Рембрандт создал цельное художественное произведение, в котором не все узнавали себя в достойном, по их разумению, виде.

С этого времени популярность художника пойдет на убыль. Эпоха Ренессанса, с торжеством буржуазной действительности, закатилась еще при жизни Рембрандта, что я ныне наблюдаю воочию в России.

В том же 1642 году Рембрандт пишет картину на библейскую тему «Прощание Давида с Ионафаном», представляя себя в виде Ионафана, а Саскию – в виде юного Давида.

В творчестве художника замечают исследователи романтическую приподнятость, обозначая время как переходное, к чему? Снова к реализму? Нет, здесь снова налицо эстетика Ренессанса, в которой романтическое содержание миросозерцания или эпохи воплощается в классическую форму, у голландского художника весьма своеобразную.

Рембрандт, пережив горе со смертью Саскии, снова влюблен в жизнь и в женщину, пусть это его служанка Гертье Диркс. Именно эта новая любовь художника наложила завесу тайны на картину «Даная».

Рембрандт особо дорожил «Данаей», ведь это не была одна из очередных его картин, которую следует выгодно продать, а интимный портрет молодой жены.

Он не хотел расставаться с нею, но картина могла вызвать ревность возлюбленной служанки. Сохранились известия о ссорах между художником и Гертье Диркс и в конце концов о разрыве.

Между тем у Рембрандта могло явиться неудовлетворение версией картины 1636 года и искушение переписать ее. Так и случилось.

Рентгеноскопия показала изменения в центральной части картины и черт лица героини. На лицо Саскии наложилось лицо Гертье. Теперь лицо Данаи – сочетание черт жены художника и его возлюбленной.

Лишь на рентгеновском снимке проступает явственнее лицо Саскии. Рембрандт же и без рентгена видел ее черты, ее улыбку любви и счастья.

Даная с трогательной радостью раскрывается навстречу золотому сиянию.

Говорят, что Рембрандт не стремился к изображению идеально прекрасного тела, как другие художники, и что внешность его модели далека от совершенной красоты.

Но такова эстетика Ренессанса в Голландии, какой она была и у Шекспира.

Женственность в ее зрелости, естественность ее движений и чувств, исполненных любви и грации, выделяют молодую особу как исключительный образ, достойный любви и восхищения Юпитера и самого Рембрандта.

Возможно, первоначально картина была более интимна и даже романтична как настоящий портрет молодой жены художника; спустя годы, с возросшим мастерством Рембрандт не просто изменил черты Саскии под Гертье Диркс, а создал классическое произведение искусства, непревзойденный шедевр ренессансного гения.

Рембрандт достигает классической простоты, что видно в его разработке в ряде картин темы «Святого семейства». Богоматерь предстает у Рембрандта в облике жены голландского ремесленника – плотника. Это не жанровая картина в духе малых голландцев, здесь жизнь и миф сливаются, национальное и библейское, что и лежит в основе классического стиля Северного Возрождения.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/323079

Даная. Рембрандт

Картина, для которой Рембрандту позировала ненаглядная Саския, была создана не для продажи. Написанная в период расцвета их любви, она была слишком сокровенной, не предназначенной для чужих равнодушных глаз. Того, что спустя годы он навсегда утратит эту картину, а через несколько веков её чуть не лишится всё человечество, предугадать он не мог.

Безудержно скупавший произведения искусства, старинные доспехи, музыкальные инструменты и превративший купленный в Амстердаме особняк в подобие антикварной лавки или небольшого музея, Рембрандт израсходовал на эти цели немалые средства, включая наследство любимой жены.

Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах.

Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная». В конце XVIII, в 1772 году, Екатерина II приобрела часть коллекции легендарного французского коллекционера Пьера Кроза.

Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану.

Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа.

Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение. Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз.

Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей.

Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море.

Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину.

Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому.

Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили. На одном из спортивных состязаний, где царь присутствовал в качестве зрителя, Персей случайно угодил в деда спортивным снарядом.

Сюжет этого мифа использовался в мировой живописи неоднократно, но именно работа Рембрандта отличается от всех прочих неканоническим изображением главной героини и вызывает массу вопросов.

Практически каждый из фрагментов картины может иметь неоднозначное толкование. Согласно традиционной версии, лежащая на кровати обнажённая женщина изображена в момент пробуждения.

Несмятое ложе — символ невинности, как и кольцо с изумрудом на пальце.

Подземная келья заполнена золотистым светом, беспрепятственно проникающим сквозь отдёрнутый служанкой полог. Рука женщины, простёртая навстречу сиянию, будто приветствует новую жизнь и счастье, с ней входящее.

На губах её улыбка, одновременно невинная и чувственная. Повсюду мерцающие блики: на бархатной скатерти, на тяжёлых складках полога, на сброшенных на пол изящных туфельках, словно на них попали брызги золотого дождя.

Именно отсутствие явных признаков последнего стало причиной сомнений не одного поколения искусствоведов. А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи.

Неопровержимым доказательством оказались результаты рентгенологического исследования, согласно которым золотой дождь на полотне был. Известно, что для достижения эффекта завораживающего золотого сияния художник смешивал краски с измельчённым янтарём.

О посещении Зевса свидетельствует присутствие на кровати декоративных орлиных голов. Эти мощные птицы традиционно считаются его символом.

Рентген помог найти ответы и на многие другие загадки. Удалось установить, что первоначальный вариант был написан в соответствии с античным мифом. Взгляд узницы с обликом Саскии был обращён вверх, к тому месту, откуда падал дождь.

Жест руки можно было охарактеризовать не как приветственный, но прощальный. По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой — он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной.

От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго.

Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда.

Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу.

Кораллы — застывшая кровь убитой горгоны.

Большой интерес представляет фигура служанки. Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью. Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт.

Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение. Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа (как и для многих других), произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника.

Постепенно эта связь привела к желанию Гертье Диркс не просто занять место ушедшей жены, завладеть её драгоценностями, но и стереть её образ из памяти Рембрандта. Поддавшись её уговорам, он внёс немалые поправки в облик героини античного мифа. Настойчивость Диркс вышла ей боком.

Решением суда она была отправлена на каторгу на 12 лет.

В связи с Данаей невозможно не упомянуть о трагическом происшествии, случившемся 15 июня 1985 года. Психически больной посетитель несколько раз плеснул в центр полотна серную кислоту и дважды ударил ножом. Было утрачено до 30% поверхности картины. Длившаяся в течение 12 лет реставрация позволила вернуть шедевр поклонникам живописи. Сейчас он защищён бронированным стеклом.

Источник: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-712876013

Картина Рембрандта "Даная"

2015-06-15T10:07Z

2015-06-15T10:07Z

https://ria.ru/20150615/1069216884.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/103748/61/1037486109_0:157:3058:1889_1036x0_80_0_0_b5c2bc9704a147fdb0538f984e01db09.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Тридцать лет назад, 15 июня 1985 года, в Государственном «Эрмитае» вандал облил серной кислотой и дважды порезал ножом одну из самых знаменитых полотен музея — картину Рембрандта «Даная».

  • Картина Рембрандта «Даная» – одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа.
  • Картину считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века.
  • Сюжетом картины послужил миф о дочери царя Акрисия, ставшей женою Зевса и матерью Персея – одного из любимых героев древних греков.

Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука, и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами походит на творения более позднего периода его творчества.

Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс.

Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повернута ладонью вверх.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и «Данаю». После распродажи имущества художника след картины потерялся. Лишь в XVIII веке картина обнаружилась у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану.

Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона.

В числе приобретенных картин была «Даная» Рембрандта.

15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.

После этого он подошел к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет – в склянке была серная кислота.

Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению Ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провел шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был вскоре выпущен, ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Процесс реставрации картины начался сразу же. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа.

Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как бронированное стекло.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150615/1069216884.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector