Картина «дама с горностаем», леонардо да винчи — описание

«Дама с горностаем» (итал. Dama con l'ermellino) — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Дерево, масло.54 х 40 см. 1489 – 1490 гг.

Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским. Его мать Изабелла, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году.

Посещение замка Вавель, кроме всего прочего, было связано с осмотром картины Леонардо Да Винчи «Дама с горностаем». Без особой очереди, можно попасть в большой темный зал. В нем, за стеклом, находится картина. Она мягко подсвечена.

Близко к ней не подойти. Подход ограничен красной лентой и контролируется аж двумя смотрителями. Картина не большая. Впрочем, к этому я был готов, поскольку и раньше видел работы Леонардо — все они не большого размера.

К примеру, в Эрмитаже — Мадонна Литта.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Она всего 42 × 33 см. В Эрмитаже она выставлена за стеклом в большой красивой раме.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Я прошел вдоль красной ленты, глядя на лицо прекрасной донны. Считается, что на портрете изображена любовница миланского герцога Чечилия Галлерани. Конечно, точно сейчас не скажешь и многие историки искусства ломают копья в попытках выяснить правду.

Мы будем верить, что модель — одна из возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорцапо прозванию Иль Моро, мать его бастарда Чезаре. Девушка умная и интересная, она была хозяйкой литературного салона, который посещали самые знаменитые поэты того времени.

Но речь сейчас не о Чечилии. Речь о Леонардо.

Дело в том, что когда я проходил вдоль картины, глядя в лицо Чечилии, я, вдруг, увидел, что она повернула плечи! Это было поразительно! Я не мог поверить своим глазам… Я повторил эксперимент — произошло тоже самое… Мне кажется, мой мозг играл со мной. Вернее, это Леонардо Да Винчи играл с моим мозгом через пять веком, разделяющих нас.

Пытаясь разобраться в произошедшем, я вспомнил про эффект, который происходил со мной в кинотеатре или перед экраном телевизора, когда сидишь где-нибудь сбоку. Если ты смотришь на экран сбоку, то картинка для тебя не прямоугольная. Это какая-то трапеция. Ну, сами понимаете — законы перспективы.

Но фильм то мы воспринимаем совершенно прямоугольным! Т.е. дискомфорта от того, что экран смотрится под углом мы не испытываем. Просто наш мозг обрабатывает сигнал и доставляет уже обработанное, скорректированное ощущение. И тут происходит такая же история.

На полотне выбрано такое положение головы и плеч, что мозг пытается его исправить относительно того, как это ему привычно. И возникает ощущение, что модель на картине двигает плечами.

Это очень интересный эффект и, мне кажется, это еще один момент, который говорит в пользу того, что автор работы — именно Леонардо. Все эти технические и физические придумки — это как раз в его стиле.

А по поводу самой работы — это очень красивый портрет. Наверное, самый красивый портрет работы Леонардо.

Кстати, о животном. Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространён в быту. Горностай символизировал чистоту. Он является намёком на фамилию Galleriani, похожую на греческое galee (горностай). Еще один плюс за то, что это работа Леонардо — любителя подобных загадок. А еще есть версия, что горностай — вовсе не горностай а хорек -альбинос .

Даже не смотря на то, что на нем живого места нет. Картину переписывали несколько раз. Её фон стал темнее (возможно, вначале он был тёмно-синим), и дверь (окно), находившаяся справа вверху (за её левым плечом), была удалена. Фон был записан при ремонте картины между 1830—70 гг., предполагают, что это мог сделать Эжен Делакруа.

Как бы то ни было, это шедевр мирового значения. И я всем рекомендую прийти и взглянуть на него.

Тем более, что выставлена картина в красивом замке, в не менее красивом городе, не смотря на смог и печное отопление Кракова.

Немного о Вавеле.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описаниеКартина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Ва́вель (польск. Wawel) — холм и архитектурный комплекс в Кракове, на левом берегу Вислы. Высота — 228 метров над уровнем моря. Находится на территории административного района Дзельница I Старе-Място.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

На вавельском холме расположен комплекс архитектурных памятников, из которых важнейшие — Королевский замок и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава. Вавель — символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа. Архитектурный комплекс находится под управлением учреждения культуры «Королевский замок на Вавеле — Государственное собрание искусства».

Нам повезло и небо над замком было ясное. Проходя вдоль красных мощных стен, любуясь куполами Собора святых Станислава и Вацлава, было очень приятно погулять в зеленом саду, разбитом в замке.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описаниеКартина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описаниеКартина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описаниеКартина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

  • С холма открывается красивый вид на Краков и кроме того, тут можно встретить народных польских музыкантов.
  • Одним словом, всем обязательно ехать в Краков!

Источник: https://golos.io/mapala/@amikphoto/leonardo-da-vinchi-i-dama-s-gornostaem-

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

  • Леонардо да Винчи
  • Музей: Музей Чарторыйских, Краков
  • Год: 1489 – 1490
  • ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Дама с горностаем — Леонардо да Винчи. Дерево, масло.54 х 40 см. 1489 – 1490

   Эта картина – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо. У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству изображений да Винчи. Даже если не углубляться в многочисленные теории о принадлежности титана Возрождения к разнообразным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и игре слов.
   Это полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько, принадлежащих кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.
   Предположительно, на картине изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но точных документальных подтверждений этому факту нет. Косвенным аргументом принято считать игру слов в названии зверька и фамилии героини портрета, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем на руках дамы. Однако нет подтверждения того, что на картине запечатлен действительно горностай, а не куница, белый хорек фуро или даже «блошиный мех» — чучело, призванное защищать свою хозяйку от нападения насекомых.
   Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.
   Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.
   Необычна и композиция картины. Поворот головы и направление взглядов и женщины, и животного дают возможность представить, что в момент создания картины их внимание было отвлечено чем-то, находящимся сбоку от них. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента.

   Колористика картины, как всегда у Леонардо, богатая и благородно сдержанная. Однако многочисленные записи не позволяют в полной мере оценить изначальный замысел творца.

Другие картины Леонардо да Винчи

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Портрет Джиневры де Бенчи

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Святой Иероним

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Мадонна с Младенцем и святой Анной

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Мона Лиза (Джоконда)

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Мадонна в скалах

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Благовещение

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание Поклонение волхвов

Крещение Христа

Тайная вечеря

Битва при Ангиари

Витрувианский человек

Святой Иоанн Креститель

Мадонна с гвоздикой

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_italia/1930-kartina-dama-s-gornostaem-leonardo-da-vinchi-opisanie.html

Картины Леонардо да Винчи: "Мона Лиза", "Иоанн Креститель", "Дама с горностаем"

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Картина «Мона Лиза» написана в 1503-1519 гг. Техника написания картины уникальна, краска накладывалась очень тонкими, практически прозрачными слоями. Современные технологии не способны обнаружить след кисти художника или отпечаток пальца, а также выяснить количество слоев краски. Создается впечатление, что можно увидеть даже воздух на картине.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

фото: mylouvre.su

Официально считается, что на портрете изображена Лиза Герардини (Лиза дель Джокондо 1479—1542 гг.), супруга флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо. Лиза Герардини была многодетной матерью из среднего класса, вела размеренный образ жизни.

Кто изображен на картине «Мона Лиза»?

По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель составлявший труды о современных художниках эпохи «Возрождения», Джорджо Вазари допустил ошибку в описание картины «Мона Лиза». В виде одного из доказательств, служит траурное одеяние «Джоконды», Лизе Герардини на момент окончания работ над «Моной Лизой» было всего 23 года и скорбить на тот момент ей было не по ком.

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи «Возрождения»: биография, факты

Есть мнение о том, что на картине портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи — Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и «Мону Лизу» сообщив, что заказал её Джулиано Медичи.

Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умна, приятна в общении. «Роковая женщина» можно назвать её так, многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею.

Эти качества, можно связать с таинственной улыбкой «Моны Лизы», превосходство и власть над мужчинами.

Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет, Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование, Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью и его женские образы на картинах, часто относят к ранней потере матери.

Красота «Мона Лизы» соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне можно считать идеалом красоты того времени.

Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение.

Если смотреть прямо – улыбка исчезает.

Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая по задумке автора немного увеличена.

«Иоанн Креститель»

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Картина «Иоанн Креститель» была написана в 1514-1516 годах. Картина необычна, у современников Леонардо она вызывала недоумение. Иоанна Крестителя изображали, чаще всего, степенным старцем, да Винчи же представил его юношей с изящными чертами лица и лукавым блеском в глазах. По данным исследователей, образом для написания послужил подмастерье Леонардо, Салаи, который пользовался особым расположением художника – он получил после смерти да Винчи часть его поместья и значительную сумму.

«Дама с горностаем»

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Картина «Дама с горностаем», написанная в 1489-1490 годах, изображает фаворитку герцога Людовико Сфорца Чечилию Галерани, с которой у Леонардо были дружеские отношения. В отличие от других художников своего времени, да Винчи написал девушку не в профиль, а с поворотом головы на три четверти, что подчеркнуло изящество шеи и плеч семнадцатилетней фаворитки.

Горностай в ее руках, вероятнее всего, отсылка к фамилии Галлерани, так как на древнегреческом «горностай» звучит как «гале». По другой версии, горностай действительно мог принадлежать молодой фаворитке – в те времена их разводили для ловли крыс и мышей, как кошек.

«Мадонна Литта»

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Годы написания картины «Мадонна Литта» вызывают споры, называются даты с 1478 до 1495-го. На ней изображена женщина, которая кормит грудью свое дитя. Интересно, что продольный разрез на одной груди ее зашит – так делали, когда отлучали ребенка от материнского молока, но на второй груди нитки, сшивающие разрез, порваны. Будто молодая мать приняла решение об отлучении от груди, но передумала и все же решила накормить свое дитя.

«Мадонна в скалах»

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Картина «Мадонна в скалах» датируется 1483—1486 годами, пейзаж на которой оставался не на заднем фоне, а словно бы окружал фигуры святых. На полотне изображена встреча Иисуса и Иоанна Крестителя в младенчестве. Картина имеет интересную историю создания, существует две почти идентичные такие картины.

«Тайная вечеря» фреска Леонардо да Винчи

Изначально, написание картины заказали монахи для монастыря св. Франциска, однако, когда работа была выполнена, они отказались принять ее в таком виде – у святых не было нимбов. Кроме того, жест ангела, указывающего указательным пальцем на Иоанна, показался им неподобающим.

Тогда да Винчи продал свою картину в иные руки, монахи в ответ подали на него в суд. В итоге Леонардо написал вторую картину для монастыря, соответствующую заявленным ему требованиям. Однако же, некоторые историки предполагают, что вторая картина написана уже не самим Леонардо, а одним из его учеников.

«Туринский автопортрет»

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Написан «Туринский автопортрет» был после 1512 года. На нем изображен пожилой, в возрасте примерно 60 лет, Леонардо да Винчи. Располагается рисунок в Королевской библиотеке города Турин и не выставляется по причине его чрезмерной хрупкости, изображение было написано сангиной на простой бумаге. Однако оно имеет множество репродукций и фотографий, это самое известное изображение да Винчи.

16.02.2019 17:35

Источник: https://densegodnya.ru/kultura/article_post/kartiny-leonardo-da-vinchi-mona-liza-ioann-krestitel-dama-s-gornostayem

Дама с горностаем — 1485-1490 Леонардо да Винчи

«Дама с горностаем» — это второй (после «Портрета музыканта») опыт работы Леонардо да Винчи в портретном жанре.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Дама с горностаем (Lady with an Ermine)

1485-1490; 55х40 см; дерево, маслоНациональный музей, Собрание Чарторыйских, Краков

Картина написана в Милане и представляет Чечилию Галлерани, возлюбленную покровителя Леонардо, миланского правителя Лодовико Сфорца. Во время длительных сеансов позирования между художником и моделью зарождается трогательная дружба.

Самые нежные и трепетные чувства, которые Леонардо испытывал к Чечилии, нашли отражение в его работе. Поражает контраст между обликом молодой женщины, источающим мощный поток внутренней энергии и силы, и образом маленького пугливого зверька — пушистого горностая.

Этот контраст становится еще более разительным, если учесть, что в жизни Чечилия обладала решительным и волевым характером. Однако, учитывая ее положение при дворе Сфорца, была девушкой не слишком строгих правил, горностай же издавна считался символом чистоты и девичества…

Интересно, что Леонардо продумал этот портрет до мелочей: особенно впечатляют побелевшие от напряжения тонкие пальцы женщины, касающиеся шелковистой спинки зверька. Это легкое касание подчеркивает двойственность полученного от портрета впечатления: настолько его атмосфера спокойна, настолько же и тревожна.

Уникально изображение тонкого запястья дамы — рисунок Леонардо, как всегда, безупречен с анатомической точки зрения. На устах красивой женщины играет та самая, едва заметная, таинственная улыбка, которая известна нам и по другим портретам.

Гениальная простота композиции картины, психологическая заостренность образа делают «Даму с горностаем» одним из лучших в истории человечества портретов.

Техническое замечание

Леонардо не был выдающимся колористом, как, положим, Тициан, и стремился передать положение предметов в пространстве не за счет цвета, а при помощи светотени. Стендаль отмечал, что большинство картин да Винчи «имеет меланхоличный, нежный колорит, в основе которого — живые цвета, триумфально шествующие в окружении светотени».

Цвета платья «Дамы с горностаем» не яркие и не контрастные, однако мастерское владение светотенью позволило Леонардо, даже при столь приглушенном колорите, не только показать фактуру ткани, но и передать ее малейшие складки и изгибы.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Голова женщины

ок. 1483; 18х16 см;итальянский карандаш, мел, бумага

Королевская библиотека, Турин

В эскизе женской головы из собрания Туринской Королевской библиотеки некоторые исследователи также склонны видеть портрет Чечилии Галлерани. Этот рисунок был выполнен раньше, чем портрет, и интересен тем, что художнику оказалось достаточно сделать несколько штрихов серебряным стержнем, чтобы передать как внешнюю привлекательность, так и внутреннюю красоту этой женщины.

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …о такой глубине?Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/dama-s-gornostaem.php

Дама с горностаем

Искусство Италии 15 и 16-го веков Картина «Дама с горностаем» (или же иначе «Портрет Цецилии Галлерани») написана художником около 1490 года. Размер работы 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. Портрет хранился долгие годы в музее Чарторыйских.

В картине «Дама с горностаем» художник Леонардо да Винчи внес новое в прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, подчас даже резкой пластикой своих образов.

Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Более всего, как известно из «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, художника увлекал свет в сумерках в пасмурные дни, когда лица приобретают особую интимную мягкость.

Нечто от подобного освещения есть и в картине «Дама с горностаем», где свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу Цецилии Галлерани ореол своеобразной романтической поэзии.

Цецилия Галлерани (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца, мать его бастарда Чезаре, предполагаемая модель знаменитого портрета «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи.

Цецилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Цецилия познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца, как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет.

Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки, и лично председательствовала на этих встречах.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Цецилии Галлерани и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…»; достоверно известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы».

Также по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина «Дама с горностаем» явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной.

Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Цецилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей.

После смерти мужа в 1515 году переехала в замок Сан Джованни ин Кроче в окрестностях Кремоны. Историограф Маттео Банделло описывает Цецилию Галлерани как покровительницу искусств; по другим свидетельствам, её салон признавался одним из первых в Европе.

Как большинство образованных женщин своего времени, графиня Галлерани занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала свои стихи и тексты.

Цецилия Галлерани умерла в возрасте 63 лет и была погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан Заведро.

Источник: http://smallbay.ru/artreness/da_vinci07.html

"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи, описание картины, репродукция (фото), где находится "Дама с горностаем"

Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина — лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как «Джоконда»: она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет.

 

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки.

Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца, мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели.

Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга.

Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone).

Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех.

Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб.

Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»). Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью.

У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани.

Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет.

По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте, и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка.

Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой.

Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году.

Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла.

Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела. О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов.

Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти.

В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией.

Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной.

Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» — рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской.

Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон. Многочисленные исследования картины «Дама с горностаем» показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды.

В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета.

И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех).

В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос.

Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, — на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами.

Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства. Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани.

Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным». Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице.

Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного.

Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера», хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин.

Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу.

Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

Евгения Сидельникова

Источник: https://artchive.ru/leonardodavinci/works/11163~Dama_s_gornostaem_Tsetsilija_Chechilija_Gallerani

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем» | #искусство

Картину Леонардо да Винчи (1452-1519) «Дама с горностаем», которая хранится в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове, часто называют самым ценным произведением искусства, хранящимся в Польше.

«Даму с горностаем» в Польшу привез князь Адам Ежи Чарторыйский: он приобрел картину около 1800 года — вероятно, в Италии. Он подарил полотно своей матери, княгине Изабелле Чарторыйской, которая в 1801 году открыла в Пулавах первый в Польше публичный музей.

Изначально считалось, что на картине изображена неизвестная женщина.

Чарторыйская полагала, что перед ней полотно «Прекрасная Ферроньера» — видимо, из-за сравнения с гравюрой, выполненной на основе другого портрета авторства Леонардо (написанного предположительно в 1495 году), который сейчас хранится в Лувре.

Вероятно, именно тогда в верхнем правом углу картины появилась сохранившаяся до сих пор надпись: «LA BELLE FERONIERE / LEONARD D’AWINCI»,  с орфографической ошибкой в фамилии художника. Скорее всего, тогда же фон картины с серо-голубого был изменен на черный. Черным также были подчеркнуты некоторые элементы наряда модели.

Польские историки искусства Ежи Мыцельский (1893) и Ян Болоз-Антоневич (1900) первыми предположили, что картина из коллекции Чарторыйских может быть портретом Чечилии Галлерани, возлюбленной герцога Милана Лодовико Сфорца.

В то время портрет считался утраченным. О том, что Леонардо написал портрет Галлерани, было известно из сонета придворного поэта Бернардао Беллинчони (1493) и из переписки самой Чечилии с герцогиней Изабеллой д'Эсте.

Исследователи обнаружили, что греческое название горностая — gale — соответствует двум первым слогам фамилии Галлерани. Это подтвердило гипотезу Болоза-Антоневича.

На нее опирался и Генрик Охенковский (1919), который обратил внимание на то, что горностай также может символизировать герцога Сфорца, которого иногда называли ermellino (что в переводе означает «горностай»).

Спустя годы эту теорию развил историк искусства Карло Педретти (1990), отметивший, что прозвище герцога связано с признанным ему в 1448 году королем Неаполя Фердинандом I Арагонским «Орденом горностая». Горностай с древних времен считался символом чистоты. Это животное также фигурировало на рисунке Леонардо да Винчи (ок.

1490), который, по мнению Педретти, был проектом медали для Лодовико Сфорца. На рисунке были изображены охотник и горностай. Зверек не убегает от охотника, потому что предпочитает быть схваченным, чем наступить в болото. Судя по всему, рисунок дополняла надпись malo mori quam foedari («Предпочитаю смерть бесчестью»), которая виднелась около фигуры горностая на эмблеме Лодовико Сфорца.

Чечилия Галлерани, отличавшаяся красотой и эрудицией, познакомилась с Лодовико Сфорца в начале 1489 года. Вскоре она стала официальной возлюбленной герцога, который к тому времени уже был помолвлен с Беатриче д’Эсте, младшей дочерью герцога Феррары Эрколе д’Эсте.

16 января 1491 года состоялась свадьба Лодовико и Беатриче, а вскоре, 3 мая того же года, Чечилия Галлерани родила Лодовико первенца, которого назвали Чезаре. В честь рождения сына герцог Милана подарил Чечилии в собственность землю в Саронно. На протяжении нескольких месяцев Галлерани вместе с ребенком пребывала при дворе, однако окружение герцога было недовольно.

Наконец, поддавшись уговорам жены и ее отца, Лодовико решился  выдать свою возлюбленную за Людовико ди Брамбилла, графа Бегамино, и отправить ее вместе с сыном в роскошный дворец Карманьола — подарок маленькому Чезаре. Чечилия Галлерани скончалась в 1536 году, в возрасте около 63 лет. Она успела прославиться как выдающаяся поэтесса, писавшая стихи на итальянском и латинском языках.

Новеллист Маттео Банделли называл ее «gran lume de la lingua italiana» («великое светило итальянского языка»). К сожалению, ее произведения не сохранились.

Исследователи анализировали и фигуру небольшого зверька из семейства куньих, изображенную на полотне. Животное отличается от горностая, который меньше размером и не приручаем человеком.

Однако в картине Леонардо зверек является символом и, несомненно, аллюзией на герцога Сфорца, которого называли «горностаем», и его возлюбленную, чья фамилия ассоциировалась с греческим названием горностая  — gale.

По мнению большинства ученых, художник действительно хотел изобразить горностая: только это животное могло придать портрету аллегорический смысл.  

Уже в ХХI веке возникла еще одна теория на тему таинственного животного, которое держит в руках Чечилия Галлерани. Кристина Мочульская из Музея Чарторыйских обнаружила связь между полотном Леонардо и мифом о рождении Геракла, сына бога Зевса и Алкмены, описанном в «Метаморфозах» Овидия (Леонардо читал «Метаморфозы» и даже пробовал их перевести).

Жена Зевса Гера попросила богиню Илифию задержать рождение Геракла. Но  молодая служанка Алкмены, Галантис, намеренно ввела Геру в заблуждение и помогла родиться Гераклу. Разгневанная Илифия из мести превратила служанку в ласку. Овидий пишет, что ее руки превратились в передние лапы животного.

Передняя лапка горностая, которую можно разглядеть на картине да Винчи, не похожа на лапы животных из семейства куньих. Однако Леонардо, несомненно, знал, как выглядят эти звери.

Если же считать, что миф о Галантис соотносится с историей Чечилии (чья фамилия перекликается с именем Галантис), то получается, что в момент написания портрета Чечилия была беременна.

Художник же нарисовал Чечилию так, чтобы скрыть ее состояние (модель сидит вполоборота), поскольку не беременность была главной темой картины. Заданием художника было увековечить Чечилию как идеал красоты, избранницу правителя, которая вскоре подарит ему первого наследника.

После смерти Чечилии Галлерани ее портрет на несколько веков исчез из поля зрения. Снова он появился лишь около 1800 года — в Польше.

В конце XIX-начале ХХ века авторство картины часто приписывалось другим художникам. Благодаря многочисленным исследованиям ученым удалось доказать, что «Дама с горностаем» действительно принадлежит кисти Леонардо да Винчи.

Кроме того, исследователям удалось установить истинное состояние картины, которая, несмотря на реставрации, оказалась одним из наиболее хорошо сохранившихся творений мастера.

Большинство важных элементов экспозиции (лицо модели, животное) никогда не подвергались изменениям.

Полотно является важным достижением портретного искусства. Картина, которую написал выдающийся ученый, исследователь природы, знаток физики, анатомии и психологии, художник, в совершенстве владеющий техникой рисования, на фоне своей эпохи была полностью новаторским произведением.

В конце 2016 года картина, вместе с остальной коллекцией Музея Чарторыских, перешла в собственность польского государства.

Статья написана на основе текстов Януша Валка и Катажины Бик из Национального музея в Кракове, сервиса РАР и информации прессы.

Источник: https://culture.pl/ru/work/leonardo-da-vinchi-dama-s-gornostaem

Картина «Дама с горностаем»

Тип: масляные краски на деревянной панели. Габариты: 55*40 см.

История работы

«Дама с горностаем» — известный труд, авторство которого приписывается знаменитому художнику Леонардо да Винчи. Данная работа является одним из четырех женских портретов данного художника.

Критики и искусствоведы считают, что в качестве главной героини изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей самого Людовико Сфорца.

По одной версии считается, что Леонардо написал портрет этой юной особы, когда работал на герцога миланского, при его дворе, что было примерно в 1490-х годах.

Возраст главной героини полотна предположительно составляет семнадцать лет, утверждается, что именно тогда начались ее отношения с герцогом.

По второй версии, написание данной картины приписывают к 1480-м годам, что полностью противоречит тому, что героиней работы является Чечилия, так как в то время ей было около десяти лет. Третья версия гласит, что портрет был создан после 1490-х, ссылаясь на прическу юной девушки. Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века.

Дама с горностаем

Наряду с проблемой определения даты создания картины, немало сложностей возникло и с установлением ее подлинного создателя. Леонардо был не единственным, кто «претендовал» на авторство портрета.

«Дама с горностаем» была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны. Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи.

Однако, лицо главной героини проработано очень тщательно, что говорит о большом опыте и мастерстве живописца. На ее губах изображена незаметная улыбка, еще один аргумент в пользу авторства мастера, предпочитавшего намекнуть на эмоцию, вместо ее явного изображения.

Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов. В данном случае они украшены лентами.

Животное в руках героини, предстает перед зрителем с поразительной точностью и живостью, однако, подробный анализ изображения дает основание предполагать, что это хорек. Вероятно, в силу природы дикого горностая, использовать его в качестве модели было сложно, в отличие от более послушного хорька.

Рентгенография

После проведения рентгенографии картины выяснилось, что произведение претерпело много изменений: фон был заменен на более темный, очертание окна за спиной девушки было закрашено.

Помимо этого изменены некоторые элементы внешности героини: изначально другую форму имела переносица; вуаль, которая прежде была на волосах дамы, была убрана; переработке подверглись также положение пальцев на руках.

Переписывание фона отнесли к середине 19 века, предполагая, что некоторую работу с картиной проводил Эжен Делакруа.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-dama-s-gornostaem.html

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе

 Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» принадлежит к числу четырех женских портретов Леонардо.

Итак, мы знаем, что изучать что-то, — это обычно очень скучно, поэтому редакция  публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога.

3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д'Эсте.

После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов.

У да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы».

Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.

4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца.

Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты.

По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

7. И вообще это не горностай… Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название же картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», созвучно с фамилией Галлерани.

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30592398877.mirtesen.ru/blog/43549824950

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector