Выпуск 262. Максимов Василий Максимович(1844-1911)
Василий Максимович Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были единственными жителями деревни, поэтому, когда у мальчика появился интерес к рисованию,они всячески поддерживали его увлечение.
Именно детские впечатления, восприятие которых происходило в окружении красот русской природы северо-запада России, стали определяющими в выборе профессии будущего художника и в его творчестве.
С раннего детства окружённый вековым устоявшимся укладом крестьянской жизни, с красочными обрядами сельских праздников, витиеватой резьбой крестьянских изб и самобытными крестьянскими костюмами из домотканой ткани, Василий на всю жизнь сохранил эти яркие детские впечатления, способствовавшие рождению в его душе поэтической чуткости и умению видеть и ценить красоту.
Как позже отмечал Максимов в своих воспоминаниях, его поистине восхищали чудесные виды Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова, где он смог познакомиться с творчеством О.А. Кипренского(1782-1836), В.Л. Боровиковского(1757-1825) и А.П. Лосенко(1731-1773).
Василий рано потерял отца: когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скоропостижно скончался от простуды, в десять лет — умерла мать.
За год до этого Василий был определён в монастырскую школу, а затем и в послушники Николаевского монастыря.
Послушников ничему не обучали в монастыре, кроме пения, а Василию очень хотелось учиться рисовать, и поэтому в 1855 году он самовольно покинул монастырь и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, которую в свою очередь тоже покинул через два года из-за царившего в стенах мастерской жестокого обращения с учениками, и поступил в работники-ученики к известному в Петербурге иконописцу К. А. Ярыгину.
Несмотря на все сложности обучения(учитель был очень суровым человеком с тяжёлым характером), растянулось оно на целых пять лет… Всё дело в том, что на второй год работы у мастера разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте, а это в свою очередь приближало Максимова к исполнению его самой заветной на тот момент мечты — учиться в Императорской Академии художеств.
Осенью 1862 года Максимов успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, и 7 января 1863 года в качестве вольнослушателя, поскольку не имел отпускной от сельского общества, начал в ней свои занятия.
Его учителями в Академии были выдающиеся мастера живописи: русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Ф. А. Бруни(1799—1875), исторический и портретный живописец, представитель академизма. Т. А.
Нефф(1804-1877), известнейший русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств А. Т. Марков(1802-1878) и известный исторический и церковный живописец академического направления, академик, профессор, П.
М. Шамшин(1811-1895).
Уже в ноябре 1863 года за рисунок «Бойцы» Максимов был переведен из класса гипсовых фигур в натурный класс. Затем, во время всего периода обучения среди талантливых соучеников, среди которых были К. А. Савицкий(1844-1905), В.Д.Поленов(1844-1927) и И.Е. Репин(1844-1930), Максимов практически всегда был в числе первых.
В 1864 году Максимов стал членом Художественной артели, возглавляемой известным художником Петром Александровичем Крестоносцевым(Волгиным)(1837-1897). Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н.
Крамского(1837-1887), но просуществовала немногим более года.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году.
Такие сюжеты были не характерны в то время для русской жанровой живописи,и в новинку для русской публики, соответственно и воспринимались они довольно прохладно.
А вот написанная Максимовым в то же время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали Императорской Аадемии художеств «за экспрессию».
Пройдя весь академический курс за три года, Василий Максимов отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль и права на пенсионерскую поездку за границу, как до этого тремя годами ранее отказалась группа «четырнадцати» во главе с И.
Н. Крамским.
«Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он,- я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
В 1866 году Василий Максимов покинул стены Императорской Академии Художеств с аттестатом на званием художника 3-й степени и чином 14-го класса и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню».
Он уехал в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования.
Шубино — очень значимый этап в творческом становлении художника. Именно там зародились темы всех его значительных картин, По словам художника, ему больше не хотелось писать портреты нарядных городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей….. Отныне всё творчество Максимова было посвящено только русскому крестьянству.
- Летом того же года Максимов совершил творческую поедку по Волге, которая очень обогатила его эмоционально и принесла много ярких впечатлений о жизни простого народа.
- В конце 1867 года Максимов представляет на выставке Императорского общества поощрения художеств(ОПХ) свою картину «Бабушкины сказки», высоко оценённую публикой и критиками.
Картина была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в ещё Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова.
Картина художника была премирована, Академия художеств продлила художнику стипендию и, что самое главное, позднее картина была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым(1832-1898) для своей коллекции.
В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечты о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
Произошло также серьёзное изменение в личной жизни художника — Василий Максимович Максимов женился. Его избранницей стала Лидия Александровна Измайлова, ставшая впоследствии его незаменимой помощницей, и большим другом .
26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Это сразу наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.
В 1878 году Василий Максимов был удостоен звания академика.
Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом наибольшей творческой активности художника.
Большой знаток народной жизни, Максимов много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Заем хлеба» (1879), «Больной муж» (1881), «Бедный ужин» (1879).
- Правдиво изображая крестьянский быт и уклад, художник всегда старался показать положительные начала деревенской жизни, представить российское крестьянство как воплощение лучших качеств русского народа.
- Однако, наиболее полно талант Василия Максимова раскрылся в его эпической картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), отмеченной глубоким знанием деревенского быта.
Тщательно выписанные поэтические образы жениха и невесты, острый профиль колдуна, выразительный типаж стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему:
«Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».
Среди значительных произведений Василия Максимова несколько особняком стоит написанная им 1889 году картина «Всё в прошлом», проникнутая ностальгией по ушедшим временам и продолжающая мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд».
Картина никак не вписывалась в ряд его центральных полотен но представляла художника как выдающегося мастера бытового жанра в русском живописном искусстве. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
Последние два десятилетия жизни Василия Максимова оказались полны горькой нужды, лишений и разочарований. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; на свои картины со «старыми» сюжетами из крестьянского быта,
Незадолго до смерти художник начал картину «Прощеное воскресенье», которую закончить уже было уже не суждено..
Василий Максимович Максимов умер 1 декабря 1911 года в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге. Художник был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на могиле Максимова был установлен новый памятник.
В 1913 году в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова.
С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков и И.Е.Репин.
Репину принадлежал некролог Максимову, в котором он верно и точно подметил, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым.
Лучшие произведения художника: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876), украшают в наши дни экспозицию Третьяковской галереи в Москве.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!
- Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект; - — Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .
Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-8/
Конспект беседы на тему " В.М. Максимов — русский художник"
Биография Василия Максимовича Максимова
Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его — из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины.
Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим.
Это — устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля.
В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного. В своих «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова.
Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. В шесть лет первое горе — смерть отца, в десять — смерть матери.
Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили.
И Максимов решается самовольно уйти из монастыря, едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова, где сталкивается с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убегает из этой мастерской к иконописцу К.А.
Ярыгину; этот хозяин преследует за чтение, сжигает книги, но Максимов остается здесь на пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик живет большой мечтой — учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев.
Осенью 1862 г. Максимов сдает вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку. 7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии.
К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые — жизнь по зову души, без занесенного кулака. Сначала за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер, но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный.
Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников (Савицкий, Поленов, Репин) Максимов был одним из самых первых.
В первой своей картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 г. в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница.
Больное дитя
Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все написано с натуры. Сюжет из крестьянской жизни уже намечает главную тему его искусства.
Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» (1864 г.), «По примеру старших» (1864 г.), «Семейный чай», «Дед-судья» (обе 1865 г.). Такие сюжеты были тогда новостью для русской публики.
Он обращает внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривает предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла.
Эти сценки Максимов пишет умело, являя неплохую подготовку в области рисунка и композиции.
По примеру старших (1864 г.)
О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881).
Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.
В картине он весьма наглядно и реалистично изобразил дух тогдашней деревни. Здесь происходит раздел имущества между двумя братьями. Сразу чувствуется смута.
В небольшой тесной комнате собралось целое семейство на семейный совет, по полу разбросано куча вещей, тканей, мехов, прочей утвари.
Жадность и корысть против беспомощности и скромности – вечная тема борьбы, которая так нагляднее всего показана в женских типах.
Девушка, которая стоит к нам полубоком, наклонив от печали голову – младшая невестка, обманутая и обездоленная. Ее образ печален и поэтичен, как в картинах Венецианова, она вызывает сочувствие и грусть. Противопоставление ей – алчная и злая жена старшего брата. Она сидит на стуле с видом собственного превосходства и с язвительным упреком смотрит на сноху.
Чаще всего в таких случаях, если не удавалось поделить мирным способом – то обращались к наиболее уважаемым людям и решали все по справедливости, а потом уж мирились и расходились по домам. Или же бросали жребий, а жребий считался знаком свыше, самым справедливым решением в тяжелых случаях, которые случались в крестьянской жизни.
Семейный раздел
Осенью 1866 г. Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса и поселился в родной деревне. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим.
Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 г.
Бабушкины сказки
В центре деревенской избы, освещаемой лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттеняется задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки, что рядом с бабушкой.
Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивают и одновременно усугубляют это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.
В картине есть акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном — создается впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.
В картине «Бабушкины сказки» присутствует и предметный натюрморт; в том, как добросовестно художником перечисляются полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все пишет с натуры — избу, которую даже обмеряет, ее убранство. Ему позируют племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, рассказчицу сказок он пишет со старушки Юдишны.
За выставленную в начале 1868 г. в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное — купил П. М. Третьяков для своей галереи.
С этого времени между ними устанавливаются близкие дружеские отношения. Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок.
Все это наполнило желанием работать, наделило уверенностью в себе, на несколько лет обеспечило творческой энергией.
Официальная дата написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1871-1875 гг., но работа фактически начата была уже в 1868 г.
Приход колдуна крестьянскую свадьбу
С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работает над этюдами, накапливает материал и творчески преображает его. И весной 1871 г. Максимов с В.М.Васнецовым отправляются в Киев. Художники наблюдают собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездят по деревням, изучая типы и характеры, заслушиваются пением, смотрят танцы, зарисовывают костюмы.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-besedi-na-temu-vm-maksimov-russkiy-hudozhnik-369724.html
Максимов Василий Максимович
Летописец крестьянской жизни. Представитель жанровой живописи.
Родом из крестьянской семьи, Максимов остался сиротой. Первые уроки живописи русский художник получил в Петербурге, в иконописной мастерской, куда пошёл учиться в 1855 году.
В 1863 году поступил в Академию художеств. В 1864 году вступил в художественную артель П.А. Крестоносцева. В это же время им была выполнена картина «Больное дитя». За экспрессию эта картина была удостоена золотой медали АХ.
Окончив Академию художеств в 1866 году в звании художника 3-й степени, Максимов отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, ему были чужды заграничные поездки и он не желал ехать на пенсионерскую учёбу.
Он остался в России, чтобы писать в своих картинах о жизни российской глубинки.
Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя
В.М. Максимов
По окончании учебы в Академии русский художник поехал в Тверскую губернию в деревню Шубино, где давал уроки рисования в имении Голенищевых-Кутузовых.
Летом 1866 года путешествовал по Волге, продолжая изучать быт крестьянской жизни.
В это время он написал картину «Бабушкины сказки» (1867), которая была показана на выставке Общества поощрения художников, премирована и куплена П.М. Третьяковым.
С 1872 года Максимов участвует в передвижных выставках.
Но картины деревенского быта перестали заказывать, и в жизни художника наступил период нужды и лишений, бедности и болезней.
Известные произведения Максимова Василия Максимовича
В 1875 году Максимовым была создана картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В ней наиболее ярко раскрыт талант русского художника, его знание русской деревни. Крестьяне, позировавшие Максимову, говорили: «Ты наш, если напишешь, то не для смеху».
Ещё одна известная работа Максимова – картина «Всё в прошлом», написанная в 1889 году. Картина переполнена ностальгией по дореформенным временам, мотив вымирающих «дворянских гнёзд. Эта картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
- Знахарь на деревенской свадьбе
Источник: http://rus-artist.ru/maksimov-vm.html
Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)
Максимов Василий Максимович
Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию.
Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве.
Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.
Бабушкины сказки. (1867)
Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки.
Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой.
А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.
Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)
Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга.
Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха.
А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими.
В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары».
В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.
Все в прошлом (1889)
В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.
Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной.
У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни.
На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.
Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.
Больной муж
В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.
Семейный раздел (1876)
Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.
Игра в шашки (1895)
С дипломом (1890)
Сборы на гулянье
Мальчик-механик
Примерка ризы
Слепой хозяин. (1884)
Источник: http://cvetamira.ru/maksimov-vasiliy-maksimovich-1844-1911
Максимов Василий Максимович
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2012-07-13 18:19:00 kolybanov kolybanov 2012-07-13 18:19:00 Categories:
- искусство
- общество
- Cancel
Автор — ЯННА_КОТ. Это цитата этого сообщенияМаксимов Василий Максимович
«Мужской портрет» Максимов Василий Максимович (1844-1911)
«Крестьянская девочка» 1865
В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым.
Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года.
Написанная Максимовым в то время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали АХ «за экспрессию».
Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским.
«Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа.
Позднее он говорил П. М. Третьякову, что «не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни».
Его произведение «Бабушкины сказки» (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.
«Автопортрет и портреты товарищей» 1864
«Аукцион за недоимки» 1880-1881
Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта.
«Бабушкины сказки» 1867
Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».
«Бедный ужин» 1879
В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.
«Больной муж» 1881г.
В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Лихая свекровь» (1893).
«Будущий художник» 1899
О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: «Да, да, сам народ написал свою картину. Вот, жанристы, у кого учитесь». Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями.
«В комнатах»
Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой.
Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. «Кремень передвижничества», «самый несокрушимый камень его основания» — так называл Максимова И. Е. Репин.
«Вид города Рыбинска» 1886
Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889).
«Внутренний вид избы» 1869
Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд». Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами.
«Внутренний вид избы» 1869
Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
«Всё в прошлом» 1889г.
Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений.
Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.
«Голова крестьянина» Этюд
«Девочка»1866
«Девушка у амбара»1874
«Добредет ли?»1896
«Единственный учитель»
«Залом ржи»1903
«Заслушались»1864
«Знахарь на деревенской свадьбе»1874
«Красный угол в избе» 1869
«Крестьянская девочка» 1865
«Крестьянская изба» 1869
«Кто там?» 1879
«Лесной сторож» 1893
«Мальчик-механик» 1871
«Материнство» 1871
«Мечты о будущем» 1868
«Мужской портрет» 1888
«Пережил старуху» 1896
«По примеру старших» 1864
«Портрет задумавшейся девушки» 1880
«Портрет старика»
«После обедни» 1891
«Примерка ризы» 1878
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1875г.
«Русская крестьянка» 1896
«С дипломом» 1890
«Сад при доме Третьяковых» 1877
«Сборы на гулянье» 1869
«Семейный раздел» 1876
«Слепой хозяин» 1884
«Старик» 1881
«Старик-крестьянин»
«У ограды скита»
«У своей полосы» 1891
«Шитье приданого» 1866
http://kolybanov.livejournal.com/3091003.html (Опросы по ВТО в ЖЖ)
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/3326362.html
Василий Максимович Максимов
?
Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote, 2015-01-29 08:05:00 Василий Сергеев vasily_sergeev 2015-01-29 08:05:00 Цитата сообщения Bo4kaMedaСборы на гулянье 1869холст масло 67 х 85
Государственный музей искусств им. Кастеева Республики Казахстан
Кто же, как не сын крестьянский, рано потерявший родителей, смог бы описать жизнь и нравы деревенской жизни, ее боли и проблемы. Естественно, что к знаниям и опыту необходим талант. Всем этим и владел Василий Максимович Максимов, который после окончания иконописной мастерской и обучения в Академии художеств (1863—1866) посвятил себя крестьянской теме. Свое кредо он изложил после отказа в Академии от выпускного конкурса на большую золотую медаль и потенциальную поездку за границу: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».Его работы: Бабушкины сказки (1867), Сборы на гулянье (1869), Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875), Семейный раздел (1876), Больной муж (1881) — лишь небольшая часть из выполненного художником по своей главной теме. Естественно, что В. Максимов — один из наиболее стойких и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины — желанные цели для собрания П. М. Третьякова. Не обойден художник и официальным признанием — в 1878 году ему присваивают звание академика. Картина Все в прошлом (настолько популярная с момента написания, что В. М. Максимов по просьбам и заказам неоднократно повторял ее) стоит в стороне от основного творческого направления художника. Но она чрезвычайно важна и для понимания последующей судьбы живописца, ибо к изменениям жизни в стране и в искусстве В. М. Максимов не приспособился (да, видимо, и не мог приспособиться). Он умер, истощенный нуждой, болезнями, отсутствием заказов. Как умирали некоторые герои его полотен. В них и остался для русского искусства наш замечательный, с обостренным отношением к жизни живописец.
- Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875
- холст масло 116 х 188 ГТГ
- Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагменты)
Русская крестьянка 1896холст масло 343.5 х 34Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар
«Заслушались» 1864Холст, маслоНиколаевский художественный музей им. В.В.ВерещагинаКрестьянская изба 1869Внутренний вид избы 1869холст масло37 х 45.2ГРМВнутренний вид избы 1869Красный угол в избе 1869холст на картоне маслоГРМАукцион за недоимки 1880-1881холст масло 122 х 191Бердянский художественный музей им. И. И. БродскогоБабушкины сказки 1867холст, масло 67 х 92ГТГБедный ужин 1879холст маслоИркутский областной худ-й музей им. СукачеваБольной муж 1881 холст маслоГТГВ комнатаххолст маслоВоронежский областной худ. музейВид города Рыбинска 1886холст масло 20 х 53ГРМВсе в прошлом 1889холст масло 72 х 94ГТГЕдинственный учительХерсонский областной худ. музей имени А.А. ШовкуненкоЗалом ржи 1903Злая свекровьКто там? 1879холст маслоРязанский гос. обл. музей имени И.П. ПожалостинаМальчик-механик 1871холст масло 56.5 х 78Национальный художественный музей республики Беларусь, МинскМужской портрет 1888холст масло 38 х 32.2
Вологодский гос. историко-архитектурный и худ. музей-заповедник
1. Опять на родине2. Торговка. 1881 г. ГТГПережил старуху 1896холст маслоЛьвовская картинная галереяПо примеру старших 1864холст масло 43 х 36
Иркутский обл. худ. музей им. Сукачева
1. Максимов Василий«Автопортрет. Рука. Мужская фигура» 1863Бумага, графитный карандаш, растушка, мел(?) 32,4 х 21,2
Государственный Русский музей
2. Максимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, соус, сангина, белила, пастель 32,8 х 19,3Государственный Русский музей
- ГТГ
Примерка ризы 1878холст масло 35.5 х 44Кировский обл. худ. музей им. ВаснецовыхС дипломом 1890холст маслоПолтавский худ. музейСемейный раздел 1876холст масло 106 х 148ГТГСлепой хозяин 1884Шитье приданого 1866холст масло 65 х 791. Новая Ладога. Успенский монастырь 18752. «Крестьянская девочка» 1865Холст, масло 42 х 32
Государственный Русский музей
Автопортрет и портреты товарищей 1864холст масло 43 х 53,5 ГТГтакже изображены:
Балицкий Иван (служащий сената)
Бобров Виктор Алексеевич (ученик ИАХ)Волков (ученик ИАХ)Дамберг Александр Константинович (ученик ИАХ)Еремеевский Иван Федорович (ученик ИАХ)Калмыков Александр Федорович (ученик ИАХ)Мотвочевский Константин Михайлович (ученик ИАХ)
- ПРАВДА НАРОДНАЯ(И. Репин Далекое близкое)
«Сад при доме Третьяковых» 1877Холст, масло. 33.7 x 28.
5 смГосударственная Третьяковская галерея«Старик-крестьянин».Girl with book SunМаксимов Василий МаксимовичБудущий художник 1899холст масло 46.6 х 22.1Национальный худ. музей республики Беларусь, МинскВзятие Владимира монголамиГолова крестьянинаЭтюдхолст масло 47.5 х 37Севастопольский худ.музей им. М.П. КрошицкогоГород Макарьев на Унже (1893 г.
)Девочка 1866холст масло 31 х 27ГРМДевушка у амбара 1874холст масло 41 х 27.5Пермская государственная картинная галереяДобредет ли? 1896картон масло 26 х 17.5Иркутский областной художественный музей им. В. П. СукачеваКрестьянская девушка 1865Лесной сторож 1893холст масло 207 х 134Одесский худ. музейМаксимов Василий (1844-1911)У своей полосы.
1891Максимов Василий«Будущий кормилец» 1869Холст, масло 52 х 66,8Государственная Третьяковская галереяМаксимов Василий«На берегу. Набросок» 1865Бумага, сепия 16,7 х 20,8Государственный Русский музейМаксимов Василий«Пойман с поличным» 1867Бумага, сепия 14,2 х 15,3Государственный Русский музейМаксимов Василий«Портрет В.А.
Боброва» 1863Бумага, графитный карандаш 32,4 х 19,6Государственный Русский музейМатеринство 1871Мечты о будущем 1868холст масло 58 х 44ГРММужской портретПортрет задумавшейся девушки 1880холст на картоне масло 45.5 х 33.6Гос. худ. музей Алтайского края, БарнаулПортрет старикаПосле обедни 1891картон маслоОмский обл. худ. музей изобр. искусства им. М. А.
ВрубеляСтарик 1881холст маслоГТГУ колыбелиГосударственный Русский музейУ ограды скита 1898холст масло 34 х 26Луганский обл. худ. музейУ своей полосы 1892холст масло 76.5 х 51.5Одесский худ. музейШвейцар (старый служака) 1880Холст, масло. 33 х 26,5Свердловская картинная галереяБольное дитя.
1864Чувашский государственный художественный музейChouvashia State Art MuseumВиктор Алексеевич Бобров (1842—1918)Портрет В. М. Максимова 1864холст, масло 44,6 х 34,2 см (овал)Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)watercolor and gouache on brown paper29.
4 × 22 cmКремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа.
Даже судьба Василия Максимовича всю жизнь колотила его, как злая мачеха, — точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не дает ему ни отдыху, ни сроку — дубасит его в самые больные места. Так и наш бытописатель, — в живых картинах, полных любви и смысла, весь свой век был заглушаем за беззаветную преданность, кровную любовь и неизменную службу своему великому народу.
В этом служении было единственное счастье Максимова, и его назначение определилось в самой ранней юности. В самом искреннем искании веры в свое дело он встретил учение о величии и значении своего обездоленного народа.Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен. А чем? — Это вовсе не загадка и не таинственный символ, — это самая простая русская вечная правда. Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.Какой бы культуры ни достиг в будущем русский гражданин, каких палат ни понастроил бы он впоследствии для развлечений, обучений и общежитии своим молодым орлятам, во всех этих великолепных хоромах и обширных чертогах картины В. М. Максимова займут почетное место; и из поколения в поколение будет традиционно переходить к ним любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного быта предков; а имя автора будет вспоминаться и чествоваться, и будет бессмертен скромный художник со своею простою наружностью. И все реальнее и знакомее будут казаться возвеличившемуся потомству его дорогие черты, и все дороже будут ценить его правдивые картинки. Их будут любить и вечно ими любоваться.Вот награда художнику.И это не фантазия к случаю, не утешение в горькой юдоли. Нет, счастье художника как художника, несомненно, заключается в этой счастливой находке своей “зеленой палочки”; только она и укажет ему путь в его “царство небесное”.Может показаться, что Максимову просто и без борьбы пришлось достигнуть своей художественной вечности. Нет, в действительности на пути его было много искусов и соблазнов, много заманчивых дорог и более блестящих перспектив.В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке. Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора.Как! Имея в виду такую блестящую художественную карьеру, Максимов отрекся от нее и остался в России для своих бедных мужичков?!— Вот простота!..— Да, простота и правда, — можно ответить на это недоумение эстета… Эстет равнодушен и к России, и к правде мужицкой, и даже к будущему своей родины… Кто там ее разберет!.. Искусство для искусства, совершенство — одно всем. И наконец: эта “бедность да бедность, да несовершенство нашей жизни”… Все это так тяжело… Так рассуждает эстет, купаясь глазами, как сыр в масле, в героических историях Горациев и Куриациев, мучеников в колизеях и Юлиев Цезарей и т. д.Эстет опьянен этим абсентом; он давно уже алкоголик этих холодных экзерсисов на исторические темы. Что ему, что родина иронически нема на его долголетние ухищрения в техниках “последнего слова” искусства… Он никогда не задумывался, сколько стоили отечеству все эти никчемные совершенства…Да, никчемные. Разверните “Войну и мир” Л. Н. Толстого, начните читать эту великую книгу жизни, которую написал русский человек, и вы невольно сконфузитесь перед величием искусства, воплощающего русскую правду.И художнику, желающему стать живым, сбросить весь хлам и пошлость, прививаемые методически курсами авторитетных учреждений, предстанет колоссальный, самостоятельный и трудный путь искусства правды и жизни; чтоб идти по этому пути, нужно беспощадно отречься от усвоенной пошлости общих мест, готовых форм (как в литературе — от литературности, навевающей скуку). Нужно стать подвижником, как Александр Иванов, преодолевавший ложные, мертвые формы искусства в течение двадцати семи лет.И Василий Максимович понял с юных лет этот путь правды и жизни в живописи.Ничто не дается даром. И ему долго надо было отучаться от шаблонных условностей — и работать, трудиться наново: видеть, чувствовать, искать и, что всего важнее, уметь перенести на холст свое новое, излюбленное. Много было труда, и бессмертие нелегко достигнуто им.
- Максимов Василий «Автопортрет» 1863Холст, масло80,5 х 62
- Государственный Русский музей
Bo4kaMeda
Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/6900959.html