Да, можно сказать, что авангардизм придумали Дерен (1880-1954) с Вламинком. Конечно, он появился бы и без них, многие художники в начале того века понимали, что что-то с этим искусством надо уже делать, а некоторые из них были прямо-таки беременны авангардизмом.
Но основные принципы фовизма – а фовизм был первым авангардистским направлением – артикулировали именно Вламинк и Дерен.
Но, поскольку Вламинк нигде искусству не учился, можно предположить, что более активную роль в изобретении этого до сих пор волнующего умы явления сыграл интеллектуал Дерен.
Дерен-то как раз искусству учился. Его отец был кондитером, что уже предполагало наличие некоторых художественных традиций в семье – ведь кондитеры создают торты и прочую свою кондитерскую требуху в соответствии с законами красоты и общепринятой гармонии.
Школу молодой Андре закончил с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам». Учился у местного – дело было в парижском пригороде Шату – живописца Жакомена.
Поступил, чтобы стать инженером, на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже – все-таки тогда в мелкобизнесовой среде профессия художника основательной не считалась.
В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками по фовизму Матиссом, Пюи и Марке, которые уже тогда проявляли некоторое недовольство современным им искусством. Да, еще он ходил в Лувр и смотрел там старых мастеров. Писал он в то время такие картинки:
Похороны
- То, что называется «этюдная манера» — широкий, размашистый мазок, экспрессия, общее впечатление важнее подробностей.
- Году в 1900 Дерен познакомился, наконец, со своим земляком Вламинком, и, шатаясь по родному Шату, они начали формулировать принципы нового искусства, а потом, когда Дерена забрали в армию, закончили это дело в письмах.
Новое искусство получилось веселым, безбашенным и шокирующим – впрочем, о фовизме я уже писал, повторяться не буду. Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского les fauves и обозначает «дикие» — Дерен был одним из самых диких и буйных.
Шату-Сюр-Сен близ Версаля
Вид Коллиура
Биг Бен
Мост. Вид на реку
Вот так это выглядело. Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипых мазков.
Но, если Сера и Синьяк клали эти мазочки ровными горизонтальными рядами, то Дерен этого не делает, но и не мажет как попало, а располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще.
Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.
Дорога среди гор
В 1907 году Дерен, достаточно уже известный художник – почти все его работы, например, купил знаменитый арт-дилер Канвейлер – знакомится с бандой Пикассо.
В то время фовизм начинает потихоньку уставать и перестает радовать публику новизной, а ведь нет в авангардизме, одним из главных принципов которого является заточенность на постоянное новаторство, греха большего.
Пикассо же с ребятами усердно развивали наследие Сезанна и бодро двигались в сторону кубизма – уже были написаны «Авиньонские девицы». Дерен, почувствовав за новым направлением силу и правду жизни, вступил в его ряды.
Натюрморт
Натюрморт на столе
Натюрморт с черепом
Но встал где-то сбоку, полностью доктрину кубизма не принял – самостоятельный был мужчина. Конечно, благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными.
Но вот предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и уж, конечно, никак не показывается изнутри. Тем более, не разбирается на составные части. Т.е. попав в кубизм в его первый, сезанновский период, Дерен на дальнейшие метаморфозы кубизма – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – не обращал никакого внимания.
У него появилась собственная радость – свой период, готический.
Субботний вечер
Стол и стулья
Термин «готический» здесь не более точен, чем «импрессионизм», «фовизм» или «кубизм». Так, некая ассоциация, родившаяся у кого-нибудь из критиков благодаря мрачному колориту, вытянутым пропорциям и ломким силуэтам, что особенно видно в «Субботнем вечере».
Но, конечно, это совершенно отличается от того, что в это время делали его соратники по авангардизму.
Подобные намеки на готику можно было найти разве что у немцев-экспрессионистов, но никак не во Франции, от которой Дерен все-таки не отрывается – уроки родного ему кубизма видны на каждом шагу.
Еще Дерен в это время, т.е. между где-то 1911 годом и началом войны, пишет работу, которую так и тянет назвать по аналогии с готикой как-нибудь так, чтобы актуализировать в ней сходство с северным Ренессансом. Но не получается. Вернее, получается, но криво – северно-ренессансное что-то выходит. Короче, вы поняли.
Пейзаж
Что здесь удивительного? Высокая точка зрения, первый план и за ним – провал в пространство, в самую дальнюю даль, где, несмотря на расстояние, хорошо видны детали. Брейгеля вспомнили?
Падение Икара
Очень нехарактерная картинка для того искусства у Дерена получилась, не единственная такая у него, кстати. Но вполне логичная для развития искусства самого Дерена, о чем разговор еще будет.
Готический период для Дерена закончился с началом Первой мировой войны, которую он всю отвоевал в качестве рядового. Хочется пошутить по поводу готики-готов-немцев-войны-с-ними*, но не буду. В тексте про Дерена шуток быть не может – он был человек серьезный.
После войны Дерен вместе с общим мощным авангардистским трендом впадает в неоклассику. Вот где ему пригодилось то, что он в молодости переступал порог Лувра (его друг Вламинк не переступал и этим гордился) и ездил в Италию.
Какая-то легкая, неуловимая классичность вообще свойственна Дерену после фовизма. Аполлинер и до неоклассики называл его «античным». Эта классичность/античность чувствуется в ритме, в устойчивости предметов и фигур, в пропорциях, в спокойствии как главном состоянии его работ.
А вообще, эволюция Дерена как-то странно совпадает периодизацией в истории искусства. Период его фовизма и кубизма можно назвать архаикой, т.к. оба эти направления во многом ориентировались именно на архаические формы искусства, да и сами выглядят дико.
Потом у него наступила готика, потом – северный Ренессанс. И теперь вот, к началу 20-х гг., он добрался до итальянского высокого Ренессанса и классицизма.
Поворот авангардизма к неоклассике был спровоцирован несколькими причинами. Вместе с дадаизмом закончился период бури и натиска. Авангардизм состоялся, показал всем кузькину мать, захватил большой плацдарм и теперь, в надежной тени традиции, мог заняться перегруппировкой сил.
К перегруппировке склоняла и послевоенная ситуация. Первая мировая война, эта странная и страшная бойня, радикальным образом поставила вопрос – каким должен быть новый мир и, соответственно, новое искусство.
В таких взвешенных состояниях всегда тянет к корням (в 1917 году Дерен писал, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха»).
Кроме того, в то время, после 20 с лишним лет неустанной борьбы с традиционным искусством обращение к его формам выглядело как очередное новаторство, т.е. с этой стороны неоклассицизм полностью вписывался в авангардистскую парадигму.
- Пьеро и Арлекин
- Обнаженная с кошкой
- Фрукты
Дерен так и не слез с неоклассики до самой смерти. Он варьировал в качестве источников искусство разных мастеров – Энгра, Рафаэля, Ватто, Пуссена, Коро, Робера.
Естественно, это не было подражанием, это была традиция, пропущенная через мясорубку авангардизма – все его уроки не были забыты.
Они видны и в вольном обращении с воздушной и линейной перспективой, и в манере наложения краски, и в неправильностях анатомии, и в обобщенной светотеневой моделировке, и в несоответствии цвета в картине природному.
А тем временем, пока авангардизм занимался перегруппировкой, тихонько подкралась Вторая мировая война. Дерен остался в оккупированной Франции. В 1941 году группу французских мастеров культуры — Дерена в том числе – пригласил в Германию на свою официальную и официозную выставку Арно Брекер. Это был главный скульптор Рейха.
В 20-х годах он работал в Париже и познакомился со многими французскими авангардистами. Брекер был во многом создателем нацистского искусства – его работы были сделаны в духе неоклассики, так ласкавшей глаз практически всех начальников тоталитарных режимов.
Неоклассика эта мало чего общего имела с той, о которой я говорил чуть раньше – это было сухое, достаточно подражательное, пафосное и совершенно идеологизированное искусство.
Арно Брекер. Ариец
Нацисты сделали из визита французской делегации пропагандистскую акцию, типа, французы в лице представителей своей культурной элиты приняли новый порядок вещей и готовы к сотрудничеству. В делегацию, кроме Дерена, входили Майоль, Ван Донген, Кокто, Вламинк.
Вообще, по крайней мере, Ван Донгена, Вламинка и Дерена нацисты должны были бы отнести к дегенеративному искусству, но тут они, видимо, из политических соображений на это дело плюнули. Когда же Франция была освобождена, Дерен был объявлен коллаборационистом и пострадал в этом смысле больше остальных делегатов. За дело, конечно – а не езди куда попало.
Нет, его не судили, но он стал нерукопожатным и в обществе практически не появлялся. Работы его в это время, понятное дело, были довольно мрачными.
- Дорога и дерево
- Так он и умер, в затворничестве.
- Натурщица
- Последняя работа Дерена, над ней он работал в день смерти.
- Бонус:
- Тайная вечеря
Это работа кубистического периода. Очень нехарактерный для кубистов сюжет.
* Опять же к вопросу об относительности терминов. По одной из версий, готика названа так ренессансными итальянцами потому, что ассоциировалась у них с отсталыми немцами (готами). Это при том, что готику придумали французы, аббат Сугерий из Сен-Дени, собственно.
Вадим Кругликов
Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/2/89329.phtml
Дерен, Андре (1880 – 1954). Картины художников
01.05.2013 admin
Тропинка в скалах. 1911 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен
Тем, кто неравнодушен к изобразительному искусству XX века и повезло совершить тур во Францию, следует обратить внимание на творчество одного из его наиболее заметных представителей. Андре Дерен – французский живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из основателей фовизма родился 10 июня 1880 г.
Заниматься живописью он начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898-1900 гг. Дерен учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно.
Большое влияние на формирование его художественного стиля оказало искусство В. Ван Гога, П.Сезанна и П.Гогена. В 1900 г. он познакомился с М.Вламинком. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. В 1905 г., вместе с А.Матиссом, Дерен совершил поездку на юг Франции, в Коллиур.
Под впечатлением природы Коллиура и, особенно, южного освещения, он создает яркие и красочные пейзажи. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной.
Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине художника Порт в Коллиуре (1905, Музей современного искусства, Париж). Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца.
Работам художника, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов:
- Порт в Гавре (1905-1906 гг., Эрмитаж).
- Дорога среди гор (1907 г., Эрмитаж).
- Виноградники весной (ок. 1906 г., Художественный музей, Базель).
Вскоре, оставив Средиземноморье, Дерен едет в Лондон.
Пейзажи этого периода, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать природные контрасты. Их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов. Картины художника сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905 г.
Созвучия синих, красных и зеленых тонов создавали ощущение влажной, подвижной атмосферы города:
- Лондонская гавань (1906 г., Галерея Тейт, Лондон).
- Биг Бен (1905 г., частное собрание, Труа).
- Темза (Городской музей, Амстердам).
- Вестминстерский мост (1906 г., частное собрание, Париж).
В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с П. Пикассо, что сильно повлияло на его живописную манеру
Цветовая гамма художника становится более сдержанной, а формы – простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты постепенно становятся ближе работам П.Сезанна и ранних кубистов:
- Монтрёй-сюр-Мер. Гавань (1910 г., Эрмитаж).
- Роща (ок. 1912 г., Эрмитаж).
- Старый мост в Кане (1910 г., Национальная галерея, Вашингтон).
- Натюрморт на столе (1910 г., Музей современного искусства, Париж).
Характерной работой этого периода, стала картина художника “Гавань в Провансе” (1912 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана.
Пейзаж безлюден, у причала стоят пустые лодки, по воде движутся парусники, на которых не видно команды. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен.
Главное средство выразительности в этом произведении не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным.
Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Печальные картины смерти и разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами:
- Тайная вечеря (1913 г., Художественный институт, Чикаго).
- Люси Канвейлер (1913 г., Музей современного искусства, Париж).
- Субботний день (1911-1914 гг., ГМИИ, Москва)
- Девушка в черном (1914 г.)
“Лодки в Нуармутье” (1950 г., частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. С 1920-х гг.
Дерен приходит к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. От последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным, веет печалью и одиночеством – Пейзаж (1954 г. частное собрание, Франция).
Сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.
При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.
Дерен Андре (1880 -1954). Иллюстрации:
Порт в Гавре. А.Дерен
Дорога среди гор. Государственный Эрмитаж. А.Дерен
Тропинка в скалах. 1911 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен
Гавань в Провансе. 1912 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен
Стол у окна. 1913 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен
Субботний день. 1912 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен
Источник: https://www.5arts.info/derain-1880-1954/
Андре Дерен / André Derain /- фовизм — XX век
li_ga2014«Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается».Андре Дерен в письме к Морису Вламинку в 1901 годуAndre Derain«Big Ben»
1906
André Derain, «L’Artiste et sa famille», 1920-21
Balthus, «Le Roi des chats», 1935
от неброского реализма до неистового фовизма
Дерен пробовал себя в ксилографии, скульптуре, фотографии, керамике и кино.
André Derain, «Isabel Lambert», 1934-1939
Alberto Giacometti, «Tête d’Isabel», 1936
André Derain
«Arlequin et Pierrot»
André Derain«Geneviève à la pomme»
1937-38
Andre Derain«La Danse»
1906
Andre Derain«At the Suresnes Ball»
1903
Andre Derain«Vue de Cagnes»
1910
Andre Derain«La Chasse / L’Âge d’or, le paradis terrestre»
1938 — 1944
(1880- 1954)
Андре Дерен в 1928 г.
французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.пейзажи, выполненные в духе фовизма
Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже.
стремился передать напряжённость жизни природыотсюда -предельно интенсивном звучании крупных пятен
чистых контрастных цветов
Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм.Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. В 1910-е гг.
в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников.
Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.
Коллеги: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер
дружил с художниками ,работавшими в Париже — Бальтюсом и Джакометти.
В парижском Центре Помпиду работает крупнейшая за последние двадцать выставка Андре Дерена
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/456323.html
Искусство. Национальные школы живописи. — андре дерен
ANDRE DERAIN (1880-1954) АНДРЕ ДЕРЕН |
Андре Дерен (Andre Derain) родился в 1880 г. в Шату, умер в 1954 г. в Гарше. Живописец и скульптор, занимался также керамикой, книжной иллюстрацией и графикой. В 1905-1906 гг. всесте с другими художниками фовистами выступил в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. Работал в Шату, Париже, на севере и юге Франции.
Писал фигурные композиции, пейзажи, натюрморты и портреты, работал также как театральный декоратор. Учился у Э. Каррьера (1898-1899 гг.) и в академии Жюлиана ( 1904 г.) — в Париже. А затем начал самостоятельно заниматься живописью, черпая вдохновение в работах своего друга Мориса Вламинка и позднее у Анри Матисса, которые оказали огромное влияние на формирование молодого художника.
В 1905-1906 годах писал в духе фовизма пейзажи, стремясь передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906 г., Галерея Тейт, Лондон).
Картины Дерена впервые привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905 года; в них мастер использовал резкие интенсивные цвета и смелый обобщенный рисунок. Эти качества его работ сближали его с фовистами (название направления «фовизм» происходит от французского les fauves, «дикие»). Выполненные им виды Лондона и Темзы (1906 г.
) демонстрируют понимание цвета и рисунка, присущее фовизму, и полный отказ от импрессионизма. Около 1908 года увлечение живописью Сезанна подвигло Дерена к экспериментам в области построения живописного пространства, отчасти родственного ранним кубистическим композициям Пабло Пикассо, раннему кубизму.
композиция приобретает рационалистическую чёткость, формы — геометрическую упрощённость и весомость; колорит становится сдержанным и хмурым, строится на зеленоватых, бурых, свинцово-серых оттенках. В 1910-е годы в творчестве Дерена появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных буден («Субботний день», 1911-1914 гг., Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Москва). В 1920-е годы в пейзажах, натюрмортах и портретах Дерен выработал собственный стиль (строгий, классический рисунок, впадая в бесстрастное, холодное стилизаторство), который принес ему славу одного из ведущих современных художников. Несмотря на то, что он часто обращался к творчеству своих предшественников, его лучшие произведения глубоко индивидуальны.
- центр помпиду
- андре дерен
- метрополитен-музей
- андре дерен
- нац. галерея вашингтон
- андре дерен
- музей оранжери париж
- андре дерен
- бостонский музей изящных искусств
- андре дерен
- галерея тейт лондон
- андре дерен
- эрмитаж санкт петербург
- андре дерен
- королевские музеи изящных искусств брюссель
- андре дерен
- национальная галерея шотландии
- андре дерен
- музей тиссена-борнемисы
- андре дерен
- худож.музей базель
- андре дерен
- худ. музей филадельфии
- андре дерен
XIV(28)
Источник: http://eguarwr.ru/index/andre_derain/0-4789
NeWestMuseum Музей нового западного искусства
Родившись в парижском предместье Шату, Дерен — по настоянию отца — поступил в столичный инженерный коллеж, но вскоре его бросил и начал заниматься в Академии Камилло [Camillo], где преподавал Эжен Каррьер [Eugène Carrière] (1898); там он познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. Много времени проводил в Лувре, копируя картины старых мастеров. В 1900 году Дерен сблизился с Морисом Вламинком, вместе с которым они устроили мастерскую в заброшенном ресторанчике в Шату. В экспрессивных по цвету пейзажах Дерена этого периода проявляется влияние Винсента Ван Гога.
Вскоре художника призвали в армию, где он провел три «адски скучных и тяжелых» года (1902–1904). По возвращении Дерена Матисс убедил его родителей назначить сыну небольшое пособие для продолжения обучения, благодаря чему тот смог посещать Академию Жюлиана [Académie Julian]. Весной 1905 года художнику удалось продать в Салоне Независимых несколько своих картин.
А летом по приглашению Матисса Дерен отправился в рыбацкий городок Коллиур [Collioure] на побережье Средиземного моря. Работая вместе над пейзажами и портретами, они исследовали взаимодействие открытых цветов и добивались с их помощью максимальной экспрессивности образа.
«Краски становились динамитными патронами должны были выстрелить светом», — описывал этот опыт Дерен (1905, «Просушка парусов»; «Вид Коллиура»).
В картинах Матисса и Дерена, представленных в Осеннем салоне 1905 года, критики увидели зарождение нового направления, которое окрестили фовизмом (от французского «fauve» — дикий).
К основоположникам стиля вскоре примкнули Вламинк, Альбер Марке, Анри Манген и некоторые другие.
Амбруаз Воллар решил приобрести все работы из мастерской Дерена и даже оплатил его поездку в Лондон, в результате чего на свет появилась серия «Лондонских мостов».
1 / 2
- Андре ДеренМост Ватерлоо1906Холст, масло. 80,5 х 101Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
- © AKG / East News
- Андре ДеренМост Черинг Кросс, Лондон1906Холст, масло. 81,2 х 100,3Национальная галерея искусства, Вашингтон
- © Bridgeman / Fotodom
Колористические находки сочетались в творчестве Дерена с пуантилистической техникой. Его восхищал Анри Руссо. Он активно интересовался искусством примитивных культур и восточных цивилизаций, одним из первых начал коллекционировать африканское искусство.
В этот период Дерен создал ряд декоративных панно с многофигурными композициями идиллического характера («Золотой век» [«L'âge d'or»], 1906, Музей современного искусства, Тегеран).
Ретроспектива Гогена в Осеннем Салоне 1906 года придала новый импульс творческим поискам художника, и это влияние особенно заметно в его резьбе по дереву, ксилографии и керамике.
Разочарование в фовизме наступило очень скоро; Дерен стремился к геометрическим обобщениям, мечтал о создании образа «прочного, вечного и более сложного». Осенью 1906 года он познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками, жившими на Монмартре в общежитии «Плавучая прачечная» («Bateau-Lavoir»).
- «Плавучая прачечная» на Монмартре, где находились студии Пабло Пикассо и других художников1955
- © AKG / East News
Вместе с поэтами: Гийомом Аполлинером [Guillaume Apollinaire], Максом Жакобом [Max Jacob], Андре Сальмоном [André Salmon], — они образовали художественно-литературную группу.
Дерен стал иллюстрировать книги своих новых друзей: первым опытом был сборник стихов Аполлинера «Гниющий чародей» [«L'Enchanteur pourrissant»] (1909), за ним последовали книги Жакоба («Бурлескные и мистические произведения брата Матореля» [«Œuvres burlesques et mystiques de Frère Matorel»], 1912) и Андре Бретона [André Breton] («Ломбард» [«Mont de Piété»], 1916).
1 / 3
Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»Paris: Henry Kahnweiler, 1909
Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»Paris: Henry Kahnweiler, 1909
Иллюстрация Андре Дерена из книги Макса Жакоба «Бурлескные и мистические произведения брата Матореля»Paris: Henry Kahnweiler, 1912
Для Дерена, как и для Пикассо, ориентиром в поисках собственного пластического языка являлся Сезанн, а открывшаяся в Осеннем салоне 1907 года ретроспективная выставка «отшельника из Экса» послужила своего рода катализатором тех художественных открытий, которые они вскоре совершат. Взяв за основу тезис Сезанна о том, что следует «интерпретировать природу с помощью простейших форм — цилиндра, сферы и конуса», Дерен, Пикассо, а также Жорж Брак [Georges Braque] добивались в своих работах предельного обобщения формы и таким образом пришли к созданию кубизма. Однако уже зимой 1908 года Дерен уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике; одним из немногих сохранившихся примеров его первых кубистических опытов может служить картина «Купальщицы» [«Baigneuses»] (1907, Национальная галерея, Прага).
- Андре ДеренКупальщицы1908Холст, масло. 180 х 223Национальная галерея, Прага
- © AKG / East News
В 1907 году началось сотрудничество Дерена с Даниэлем-Анри Канвейлером. Обретенная финансовая независимость вскоре позволила художнику переехать из Шату в Париж.
До 1913 года Дерен продолжал писать кубистические пейзажи и натюрморты, но начиная с 1910 года он все дальше отходил от бунтарских экспериментов Пикассо и Брака и все настойчивее обращался к живописи мастеров раннего Возрождения.
В предшествующий Первой мировой войне период Дерен создал ряд произведений религиозно-символического характера, среди которых наиболее значимой является картина «Суббота» (около 1912 года).
По образному и формальному строю «готический» стиль этих работ приближается к средневековому искусству. С началом войны Дерен был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом, «вечно под огнем, в грязи, в холоде, без сна» (из письма к Вламинку).
По возвращении с фронта Дерен — уже один из наиболее влиятельных деятелей французской культуры своего времени — написал эстетический трактат «Об основах живописи», оставшийся неопубликованным.
Он продолжал пополнять свою коллекцию восточного и африканского искусства, собирать античную керамику и скульптуру, произведения эпохи Ренессанса, голландских и французских мастеров.
В 1920-е годы Дерен пришел к неоклассицизму, в ряде работ выступая как блестящий стилизатор. Центральное произведение этого периода — «Арлекин и Пьеро» [«Harlequin and Pierrot»] (около 1924, музей Оранжери, Париж) — отличают рафинированность рисунка и скульптурная пластика фигур.
- Андре ДеренАрлекин и Пьеро1924Холст, масло. 175 х 175Музей Оранжери, Париж
- © Bridgeman / Fotodom
C создания в 1919 году декораций и костюмов к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка» началось многолетнее сотрудничество Дерена с музыкальным театром.
Художник продолжал заниматься книжной иллюстрацией и, в частности, выполнил 400 цветных ксилографий для книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле [François Rabelais].Дерен широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги [Prix Carnegie].
В 1937 году в Пти-Пале [Petit Palais] прошла ретроспектива художника, включавшая три десятка произведений. С 1930-х годов Дерен обосновался в Шамбурси [Chambourcy].
В октябре 1941 года немецкие власти склонили художника принять участие в поездке по Германии, обещая не только вернуть ему захваченный дом, но и освободить группу узников нацистских концлагерей.
- Французские художники, среди которых Морис де Вламинк и Андре Дерен, на вокзале в Париже перед отъездом в ГерманиюОктябрь 1941
- © Rue des Archives / Vostock Photo
В той поездке приняли участие несколько видных художников: Вламинк, Отон Фриез, Кес Ван Донген и другие.
Однако мало основательные обвинения в коллаборационизме прозвучали во французской послевоенной печати именно в адрес Дерена, что заставило его вести уединенный образ жизни и сторониться «прогрессивной» общественности.
Оккупанты обманули художника: дом удалось вернуть только в декабре 1944 года, после Освобождения [Liberation]; разумеется, не были отпущены на свободу и узники.
Источник: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/d/deren_a/index.php
Андре Дерен — Краткая биография художников — Изобразительное искусство
Самый первый авангардист на Земле.
Андре Дерен (10.06.1880 — 08.09.1954) — французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника — это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом.
Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже.
Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи.
В 1898 Дерен поступил в «Академи-Карьер», где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией.
1900: Путь к фовизму. В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую.
В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, «Бал в Сюрезне» (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке. Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты.
Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов.
Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в «Осеннем салоне», критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных — «cage aux fauves».
Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование «дикие» (Fauves).
После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа «Лондонский мост» (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) — например, «Л'Эстак» (1906).
1907: Обращение к кубизму. В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной.
С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия.
Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.
1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры.
Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона «Mont de piete» («Гора благочестия») и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя «Объявление»).
Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для «Русского балета» Сергея Дягилева.
С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.
1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940).
Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка.
Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями.
По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как «Угрюмый пейзаж» (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.
Первые шаги в живописи
В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена.
Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта.
Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.
Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.
Служба в армии
Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».
Влияние Матисса. Рождение фовизма
После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь.
Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех.
Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.
В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов.
Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его.
Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.
Выставки. Заказы
Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок.
Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков.
Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.
Сотрудничество с Пикассо
Возвратившись из Лондона. Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П.
Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали.
В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.
Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры.
Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г.
у него маленький этюд ко второй версии композиции.
В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.
Международное признание
Кризис закончился. Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.
Годы Первой мировой
Когда началась Первая мировая война. Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб.
Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне.
Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.
После войны. Премия Карнеги
Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз.
Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии.
Он стал по-настоящему модным художником.
В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.
В Шамбурси
В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.
Французский скульптор, а так же график, керамист, декоратор и художник Андре Дерен родился в 1880 году недалеко от Парижа, где и получил художественное образование.
Источником вдохновения для Дерена являлись работы Мориса Вламинка, а позднее картины Анри Матисса, которые оказали самое значительное влияние на становление живописного стиля молодого художника.
Картины Андре Дерена написаны в духе фовизма, для которого характерны сильная эмоциональная подача произведения за счет использования динамичных стихийных мазков и ярких чистых контрастных цветовых сочетаний. При этом фовисты стремились свести форму к простейшим очертаниям и отказывались от объема, свето-тени и линейной перспективы.
Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. За счет преобладания в работах интенсивных цветов, использовании контрастов, чистого колорита и крупных пятен его произведения очень декоративны.
Впервые картины Андре Дерена были замечены публикой на Осеннем Салоне, проходившем в Париже в 1905 году. Выставленные полотна отличало смелое использование резких интенсивных цветов и крайне обобщенного рисунка.
Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом.
Позднее художник начинает экспериментировать с пространством, а точнее с его построением, к чему его подвигло увлечение Сезанном. Композиции на картинах Андре Дерена становятся рационалистически чёткими, а формы приобретают весомость и геометричность.
По цветовому решению произведения намного сдержаннее и даже хмурые, а основной колорит, использующийся мастером находится в палитре зеленовато-бурых, серых и свинцовых оттенках.
Постепенно в творчестве Дерена начинают преобладать застылые и сумрачные образы, а темами его работ все чаще становятся тоскливые и однообразные будни провинции.
К 20-м годам картины Андре Дерена явственно отражают собственный стиль, для которого характерен классический рисунок, строгое и бесстрастное настроение. Именно это и прославило художника, как одного из значимых художников современности.
Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/1445-andre-deren
Андре Дерен: жизнь и творчество художника
Андре Дерен (10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.
- Биография Андре Дерена
- Творчество Дерена
- Работы художника
- Картины Андре Дерена
- Библиография
Французский художник Андре Дерен появился на свет 17 июня 1880 г. в небольшом городке Шату, неподалеку от Парижа. Его отец, хоть и имел простую профессию молочника, но в городе его уважали, даже выбирали в городской совет.
Сначала Андре учился в школе и лицее, потом поступил в парижский институт Политехникум. В конце учебы он занялся живописью. Первым учителем его был отец одноклассника – Жакомин, а первыми работами – пейзажи на берегах Сены.
Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса де Вламинка и позднее — Анри Матисса, оказавших на него огромное влияние.
Творчество Дерена
- После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы.
- Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон).
- Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.
Мощные работы Дерена по заявленной чистоте, ярким цветам представляли движение фаувизма. Его портрет Матисса (1905, музей искусств Филадельфии) является характерным для фаувистов.
Не смотря на это, рано в своей биографии Андре Дерен открыл тенденцию грядущих архитектурных расположений и форм. Творчество Дерена понемногу переходило к более консервативным выражениям.
Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках.
В 1910-е гг. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников.
Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.
Работы художника
- Похороны
- Шату-Сюр-Сен близ Версаля
- Вид Коллиура
- Биг Бен
- Мост. Вид на реку
- Дорога среди гор
- Натюрморт
- Натюрморт на столе
- Натюрморт с черепом
- Субботний вечер
- Стол и стулья
- Пейзаж
- Падение Икара
- Пьеро и Арлекин
- Обнаженная с кошкой
- Фрукты
Библиография
- Sutton D., André Derain, L., 1959.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, 2mir-istorii.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Андре Дерен: картины художника
Андре Дерен — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Андре Дерен: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Источник: https://allpainters.ru/deren-andre.html