Принять участие в оформлении интерьера только что отстроенного Владимирского собора в Киеве — храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, — Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию… чрезвычайно серьёзным», живописец посвятил ему десять лет жизни.
«Радость праведных о Господе». По клику — на весь экран.
Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошёл к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем.
«Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», — писал он В.Д.Поленову.
Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства, затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Во Владимирском соборе Васнецов при участии помощников выполнил основную работу — расписал весь центральный неф храма, три стороны столпов, отделяющих центральную часть собора от двух боковых нефов, и среднюю часть хор.
Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост.
Среди них «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Бог Саваоф» и «Распятый Иисус Христос» — на плафонах главного нефа…
«Распятый Иисус Христос»
«Бог Саваоф»
«Страшный суд»
П.М.Третьяков высоко ценил творчество Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе.
Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
И хорошо, что выставка расположена в залах, завершающих экспозицию главного здания — очень яркая точка от посещения музея остаётся, так сказать, с сильным послевкусием… Хотя не показать самые знаменитые работы художника, собирающие просто толпы зрителей, было бы неправильно.
Тем более, что на официальном сайте Третьековской галерее представлены далеко не все и, по какой-то печальной традиции, с отвратительной цветопередачей. Не скажу, что наши фотографии — идеальные репродукции, но, даже снятые обычной «мыльницей», выглядят лучше, чем во многих дорогих альбомах, не говоря уж об Интернете… Но лучше, конечно, один раз увидеть — своими глазами!
«Богатыри»
«Три царевны подземного царства»
«Алёнушка»
«Витязь на распутье»
«Иван Царевич на Сером волке»
P.S.Васнецов Виктор Михайлович. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действительный член ИАХ (1893–1905). Почётный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений.
Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), художественного союза «Изограф» (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений.
Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880-х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам.
Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришёл к декоративно-монументальному неорусскому стилю. В 1885–1896 гг. исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.
Источник: https://crimeaphile.livejournal.com/93645.html
Росписи Владимирского собора и другие картины Виктора Михайловича Васнецова
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Идея Филарета Амфитеатрова о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и императором Николаем I в 1852 году. Сбор средств и пожертвований продолжался до 1859 года, за это время было собрано около ста тысяч рублей, а управление Киево-Печерской Лавры пожертвовало дополнительно миллион штук кирпича. Внешний и внутренний облик храма предполагалось создать в старовизантийском стиле, в архитектурном виде древнерусских храмов времен правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Строительство Владимирского собора, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет – с 15 июля 1862 (закладка в честь дня святого князя Владимира) по 1896 год. Над возведением храма в разные годы работали архитекторы Александр Беретти, Рудольф Бернгард, Владимир Николаев. Последнему удалось успешно завершить строительство Владимирского собора.
Христос Вседержитель
Единородный сын Слово Божие
Бог Саваоф
Интерьерными работами внутреннего облика Владимирского собора заинтересовался историк искусства и археолог Адриан Прахов, который добился в 1885 году, чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством.
К работе были привлечены художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Павел Сведомский, Василий Суриков, Вильгельм Котарбинский, Валентин Серов, Михаил Врубель, а также молодые художники школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 году.
Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Виктор Михайлович Васнецов после переписки с руководитерем проекта по оформлению храма Адрианом Праховым счел для себя честью принять участие в росписи Владимирского собора.
Кроме росписи «Богоматерь с младенцем», великолепно выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», расположенной над входом на хоры храма, живописец создал, собственно, «тематические» росписи – «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира».
В куполе Владимирского собора русский художник поместил поясное изображение «Христа Вседержителя» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами. Несколько лет Васнецов работал над большим триптихом «Радость праведных о Господе». А роспись «Воины Апокалипсиса» стала несомненной удачей художника.
Крещение князя Владимира, 1896, Музей русского искусства, Киев
Крещение Руси, 1885-1896, Третьяковская галерея
Воины Апокалипсиса, 1887, Эскиз росписи Владимирского собора
Левая часть
Центральная часть
Правая часть
«Радость праведных о Господе» Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Этот триптих хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Для создания завершенного и целостного образа каждая фреска во Владимирском соборе была обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляла собой продуманное и фантастичное по экспрессии декоративное украшение.
Ведь даже по стилю у самого художника сюжеты, имеющие канонические изображения, выполнены в строгой академической манере, а образы русских святых близки по духу к народному творчеству. В эскизе «Единородный сын Слово Божие» в крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн.
На всю эту грандиозную работу по росписи Владимирского собора у Виктора Михайловича Васнецова ушло около десяти лет.
Распятый Иисус Христос
Богоматерь с младенцем
Страшный суд
Сергий Радонежский, 1882, Музей «Абрамцево», Московская область
Богоматерь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Магдалина, эскиз росписи церкви в Дармштадте, 1899, ГРМ
Богатырь (Витязь), Национальный музей, Бишкек
Портрет Татьяны Мамонтовой, 1884, Третьяковская галерея
Страж, 1914 год, Донецкий художественный музей
Дети разоряют гнезда в лесу, 1874, частное собрание
Варяги (Прибытие Рюрика в Ладогу), частное собрание
Гусляры, Пермская художественная галерея
Нестор-летописец, 1886-1893, Дом-музей В. М. Васнецова
Встреча Олега с кудесником, 1899, Третьяковская галерея
Олег у костей коня, 1899, Литературный музей
Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина в честь столетия поэта в 1899 году, акварель.
Картины Виктора Михайловича Васнецова ►
Источник: http://smallbay.ru/vasneztov_rospisi.html
Православные работы русского художника Виктора Васнецова
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.
- Блаженство рая. 1885-1896
- Искушение Евы змием. 1885-1896
- Вход Господень в Иерусалим
- Спаситель в терновом венце, 1906
- Распятие Христа. 1902
- Распятый Иисус Христос. 1885-1896
- Распятие Христа
- Снятие с креста. 1888-1901
- Плащаница, 1901
- Сошествие во ад, 1896-1904
- Воскресение
- Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
- Мария Магдалина
- Всадники Апокалипсиса, 1887
- Страшный суд. 1885-1896
- Страшный суд, 1904
- Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
- Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
- Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
- Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
- Святой Ангел со светильником, 1885-1896
- Ангел Божий, 1908
- Серафим
- Серафимы
- Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
- Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
- Русские святые, 1885-1896
- Святой Георгий Победоносец, 1919
- Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
- Святой Алипий Живописец, 1885-1893
- Княгиня Евдокия, 1885-1893
- Святая княгиня Ольга, 1885-1893
- Святой Нестор-летописец, 1885-1893
- Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
- Святой Александр Невский, 1885-1893
- Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).
(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.
(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.
Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)
Источник: https://golbis.com/pin/pravoslavnyie-rabotyi-russkogo-hudozhnika-viktora-vasnetsova-2/
ВАСНЕЦОВЫ
братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870).
Виктор Михайлович
(3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н.
Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) — в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль.
Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп.
АХ (в 1905 от звания отказался).
Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ)Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ)
Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма.
Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В.
Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др.
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. Худож. В. М. ВаснецовЦарь Иван Васильевич Грозный. 1897. Худож. В. М. Васнецов
В 1876 г. совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898; ГТГ), ставшей одним из лучших произведений мастера.
Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, ГТГ) открыла новый этап в рус. исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а лит.
сюжет; по мотивам сказок были написаны «Аленушка» (ГТГ), «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Иван-царевич на сером волке» (1889, ГТГ).
Как театральный художник В. М. создал эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1882) для домашней сцены в Абрамцеве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885).
В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерус. каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. кн.
Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря); разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906).
Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».
Как художник-иллюстратор он работал над произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. В жанре портрета В. создал глубокие психологические произведения — портреты В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Е. А. Праховой (1894, ГТГ), Б. В. Васнецова (1889, ГТГ), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ).
Собор святителей Вселенской Церкви. Роспись в алтаре Владимирского собора в Киеве. 1896 г.Собор святителей Вселенской Церкви. Роспись в алтаре Владимирского собора в Киеве. 1896 г.
Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г.
по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн.
Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).
В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп.
Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью.
Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М.
расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов.
Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX — нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант.
, новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность — все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр.
Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.
В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.
В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 — филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.
Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело].
Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
Лит.: Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А. К. В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О. И. Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В. Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В. А. Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н. А. Москва В. Васнецова. М., 1998.
Аполлинарий Михайлович
(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И.
И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г.
член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг.
преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).
Московский Кремль при Иване III. Акварель. 1921 г. Худож. А. М. Васнецов. (МИГМ)Московский Кремль при Иване III. Акварель. 1921 г. Худож. А. М. Васнецов. (МИГМ)
Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы — новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания.
Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю.
Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).
Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).
Красная площадь во 2-й пол. XVII в. 1925 г. Худож. А. М. Васнецов (МИГМ)Красная площадь во 2-й пол. XVII в. 1925 г. Худож. А. М. Васнецов (МИГМ)
Создал эскизы к операм: «Снегурочка» (1885) для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (эскиз «Слобода Берендея» в ГЦТМ), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1906-1907, часть в ГЦТМ), «Хованщина» (1897, часть в ГТГ и ГЦТМ), «Садко» М. П. Мусоргского (1901, часть в ГЦТМ) и др.
На протяжении 10 лет работал в Комиссии по сохранению древних памятников МАО, с 1918 г. ее председатель. В 1903 г. был избран чл.-кор., в 1906 г. стал действительным членом МАО. В 10-х гг. XIX в. участвовал в создании в Вятке Художественно-исторического музея, к-рый носит имя братьев В.
После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 — оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них — «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).
Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2).
Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив.
Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.
А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.
В 1981 г. в с. Рябове открыт мемориальный Дом-музей братьев В. и в нач. 90-х гг. установлен памятник в их честь.
Арх.: Музей-квартира А. М. Васнецова (филиал ГТГ).
Ист.: Васнецов А. М. Автобиогр. зап. // В мире искусств. К., 1908. № 8/10. С. 8-14.
Лит.: Васнецов А. М. Древняя Москва: Альбом литографий. М., 1922; А. М. Васнецов: Кат. выст. М., 1950; Васнецова Е. К., Шмидт И. М. А. М. Васнецов: [Альбом]. М., 1980; Беспалова А. А. М. Васнецов. М., 1983.
Архитекторы русские Художники русские История искусства. Россия Васнецовы, братья, русские художники Живописцы русские Художники театральные Графики русские Васнецов Виктор Михайлович, живописец, график, архитектор, театральный художник Васнецов Аполлинарий Михайлович, живописец, график, театральный художник БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 — 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график БРУНИ Федор Антонович (1799 — 1875), рус. живописец, график БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 — 1852), рус. живописец ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 — 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? — 1693), живописец Оружейной палаты БЕНУА семья рус. художников и архитекторов БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876 — 1942), русск. живописец, театр. художник, график БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 — 1947), архитектор, художник, историк архитектуры ВИТБЕРГ (1787 — 1855), российский живописец и архитектор ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 (1760?) — 1814), рус. художник и архитектор ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) ИСЦЕЛЁНОВ Николай Иванович (1891-1981), рус. архит., график, художник-иконописец, инженер КАТИН (Катинов) Николай Иванович (1777 — после 1865?), вологодский художник и иконописец АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
Источник: http://www.pravenc.ru/text/149843.html
Православные работы русского художника Виктора Васнецова
Православные работы русского художника Виктора Васнецоваvol_majyaAugust 5th, 2014Оригинал взят у artemov_igor в Православные работы русского художника Виктора ВаснецоваОригинал взят у slavynka88 в Православные работы русского художника Виктора ВаснецоваОригинал взят у radiant_kristal в Православные работы русского художника Виктора ВаснецоваПравославные работы русского художника Виктора ВаснецоваХристос-Вседержитель, 1885-1896Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича ВаснецоваЕдинородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица Владимирского собораБогородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895 Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБогоматерь с младенцемБогоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-КровиМозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.Блаженство рая. 1885-1896Искушение Евы змием. 1885-1896Вход Господень в ИерусалимСпаситель в терновом венце, 1906Распятие Христа. 1902Распятый Иисус Христос. 1885-1896Распятие ХристаСнятие с креста. 1888-1901Плащаница, 1901Сошествие во ад, 1896-1904ВоскресениеМария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899Мария МагдалинаВсадники Апокалипсиса, 1887Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, 1904Архангел Михаил повергает дьявола, 1914Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893Святой Ангел со светильником, 1885-1896Ангел Божий, 1908СерафимСерафимыЭскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.Русские святые, 1885-1896Святой Георгий Победоносец, 1919Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.Святой Алипий Живописец, 1885-1893Княгиня Евдокия, 1885-1893Святая княгиня Ольга, 1885-1893Святой Нестор-летописец, 1885-1893Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896Святой Александр Невский, 1885-1893Сергий Радонежский, 1882Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)Книга русской скорби (обложка, 1910)
Источник: https://vol-majya.livejournal.com/311842.html
«Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Васнецов, вспоминая, как сорвался с лесов под куполом Владимирского собора» — Интересный Киев
На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.
«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»
— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?
— Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ.
Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту.
В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.
Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых
К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо.
Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить.
Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.
— Вы бывали во Владимирском соборе?
— Конечно. И не раз.
Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма.
Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.
С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.
Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.
Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.
В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.
— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?
— Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.
«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»
— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?
— «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.
*Ольга Васнецова: « Роспись «Христос-Вседержитель» украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора
То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.
Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил.
А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги.
А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»
— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?
— Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.
— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».
— Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств.
Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев.
А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.
— А как была создана картина «Аленушка»?
— Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси.
Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.
Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал.
Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».
«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»
— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.
— По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай II, супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.
— Васнецов с Николаем II был знаком лично?
— Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая II.
— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?
— Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере.
Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники.
На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.
— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.
— Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.
— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.
— Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.
— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.
— Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.
Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/menya-sohranil-gospod-govoril-vi/