«Христос в пустыне» 1872 г. 210 x 180 см. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Пустыня у Крамского символизирует неживое леденящее пространство, в котором фигура Христа кажется окаменевшей от своих дум. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.
За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Подобно свету, рождающемуся во тьме и холоде, в душе человека появляется воля, способная преодолеть мрак и хаос окружающего мира.
В произведении нет ярких радостных красок, так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в противостоянии себе и всему миру.
Картина находится на стыке границ эпохи. Крамской не делает образ Христа сверхъестественным и божественным. Его земной облик несёт идею невидимого мира, который и является образом Божьим.
Художник не отталкивается от социального или физического типа, он создаёт собственный мыслимый образ.
Поэтому он не считает, что создал идеал в живописи, правда должна передаваться через подлинную веру художника.
В 1873 году Совет Академии художеств принял решение о присуждении Крамскому звания профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, художник написал отказ от звания, чтобы и дальше как в молодости быть независимым от мнения Академии. Хоть и звания Крамской не получил, к нему посыпались предложения о продаже картины, но согласился он продать её только П.М. Третьякову за 6000 рублей.
Лучшие картины Крамского И.Н.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kramskoj-i-n/kramskoj-i-n-xristos-v-pustyne/
Христос в пустыне, 1872, Крамской
Крамской Николаевич Иван.
Биография:
Крамской Иван Николаевич (годы жизни — 1837-1887 гг.) известен нам сегодня как талантливый портретист и исторический живописец. Его родным городом является Острогожск Воронежской губернии.
Именно там, в семье мелкого чиновника и родился маленький Ваня. Живописью он увлекался с самого детства. При каждой возможности он брал в руки перо или карандаш и старался зарисовывать все то, что видел вокруг себя.
Очень любил читать.
В 1850-м году, после окончания уездного училища, 13-летний Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию.
В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера.
В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.
Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии, создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой.
К тому времени, Иван Крамской окончательно нашел свое призвание в качестве художника-портретиста. Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. Именно ее мы можем наблюдать сегодня в портретах И.И. Шишкина, И. Морозова, Г. Г. Мясоедова, Н.А. Кошелева и не только.
На протяжении некоторого времени Крамской преподавал в Школе Художеств при Обществе поощрения художников. Когда Петербургская артель медленно начала распадаться, он выступил организатором объединения художественных передвижных выставок.
70-80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ («Полесовщик», «Мина Моисеев», «Крестьянин с уздечкой» ). Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематики («Незнакомка», «Неутешное горе»).
На протяжении всего своего творческого пути нередко художнику приходилось брать и заказы церковного характера, которые являлись для него одним из основных источников заработка.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 60-80 гг. позапрошлого века. Талантливый художник, тонкий критик, основатель Петербургской артели, он стал идейным вдохновителем целого поколения, задавшим новый вектор развитию такой ветви искусства в России, как портретный реализм.
- Картины Ивана Николаевича Крамского
-
Мина Моисеев
-
Портрет императрицы Марии Федоровны
-
Христос в пустыне
-
Неизвестная
-
Пасечник
-
Полесовщик
-
Неутешное горе
-
Девушка с распущенной косой
-
Портрет Александра III
-
Созерцатель
- Русалки
- Лунная ночь
- Портрет Софьи Николаевны Крамской
- Портрет Толстого
- Портрет Шишкина
- Портрет Соловьёва
- Девушка с кошкой
- Некрасов в период «Последних песен»
- Хохот
- Крестьянин с уздечкой
- Иродиада
- Портрет Боткина
- Портрет сказителя былин
- Букет цветов. Флоксы
- Христос в пустыне, 1872, Крамской
- o Крамской Иван Николаевич
- o Музей: Третьяковская галерея
- o Год: 1872
Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню — с одной стороны, и небо — мир света и надежды, символ будущего преображения — с другой.
Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.
Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского — «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Вечные, общечеловеческие проблемы, противостояние добра и зла были центральными темами в творчестве художника и писателя.
Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика, но верный своим принципам не иметь ничего общего с официальным искусством художник отказался.
Картина была также представлена на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей которого являлся Крамской. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П.
Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» — одна из его самых любимых картин.
Конец.
Источник: https://studopedia.net/13_72840_hristos-v-pustine—kramskoy.html
«Христос в пустыне» Крамского — История одного шедевра
Сюжет
После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла).
Крамской 10 лет вынашивал идею картины о Христе
Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?
Портрет художника Шишкина, 1880
Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания. Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе.
Он не только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром и злом.
«Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать», — так писал Крамской о замысле картины.
Контекст
Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.
Картина «Христос в пустыне» должна была стать частью цикла
Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа.
Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.
Хохот (Радуйся, царю иудейский)
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.
Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного.
А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий».
Крамской в молодости ретушировал фото с помощью акварели
По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.
Судьба художника
Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами они отказались писать на мифологические темы, требуя возможности самим выбирать сюжеты.
Неизвестная, 1883
Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» — тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.
Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.
Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Источник: https://diletant.media/articles/33403394/
Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне: Описание произведения
Картину «Христос в пустыне» Крамской, по его признанию, писал слезами и кровью. Работал он над ней долго, создавал эскизы, отбрасывал их, искал единственно верную интонацию. Тема искушения Христа занимала его еще в период обучения в Академии. Первым толчком стала картина Александра Иванова «Явление Христа народу» .
Крамской был глубоко взволнован этим произведением. Для себя задачу он сформулировал так: «Поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу». На протяжении 10 лет он к ней постоянно возвращался, писал эскизы, делал наброски. Известен вариант 1867 года, его художник счел неудачным.
И действительно, вертикальному формату недоставало ширины, бескрайности, «контекста», в который заключен погруженный в думы Спаситель. Через два года Крамской поехал в Европу. Осматривая произведения признанных мастеров, он все время держал в уме свой образ, сопоставлял его с другими трактовками, нащупывал верное решение.
Дописывал картину в Крыму, вскакивал спозаранку и мог провести у холста весь день – уже видел, какой она должна быть.
Сюжет картины взят из Нового Завета – искушение Христа в пустыне, куда он удалился на 40 дней после крещения.
Христос Крамского, как и «Христос в Гефсиманском саду» Ге, выглядит не владыкой, а страждущим, мятущимся, сомневающимся человеком.
Крамской хотел показать момент нравственного выбора. Внешнего действия как такового в картине нет, его заменили внутренние переживания героя. По сути, сюжет картины – сама жизнь духа.
В известном письме Всеволоду Гаршину художник дает пояснения к картине: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?». Именно в момент таких раздумий запечатлен Сын Божий.
Композиция картины безупречна. Лицо и руки Христа – два смысловых центра, притягивающие взгляд, всё остальное словно вокруг них написано. На лице – следы мучительных раздумий. Он мог бы сказать:
Если только можно,
Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси (Б.Пастернак)Но есть в его лице уже и смирение, и принятие своей судьбы. Чаша не будет пронесена мимо, он изопьет ее до дна. Линия горизонта разделяет картину на два мира: холодная, безжизненная пустыня и занимающаяся заря. Это зарево нового дня словно провозглашает победу света.
Крепко стиснутые руки Христа расположены точно на стыке миров – этими руками будет создаваться новая жизнь. Ноги Христа изранены о камни, они оставляют ощущение, будто прикасаешься к тому, что болит.
Окровавленные ступни вносят свой элемент в «сюжетность», глядя на них, мы понимаем, что утренним раздумьям предшествовала бессонная ночь, неприкаянный долгий пусть сквозь тьму. Наступает рассвет – и этот путь подходит к завершению.
Критики упрекали Крамского за то, что святости маловато в облике его Христа – слишком уж он живой и чувствующий, мол. Но это тот упрек, который скорее похвала. Крамской выставил картину «Христос в пустыне» на второй выставке передвижников. Она произвела фурор.
Художник признавался, что не было трех человек, которые бы придерживались одного взгляда на его «Христа».
Но сам Крамской считал, что по-настоящему увидеть его картину и услышать то, что он пытался ею сказать, никому не удалось. Однако желающих приобрести полотно было много.
В итоге оно досталось Павлу Третьякову, отдавшему запрошенные автором шесть тысяч рублей. Позднее коллекционер признавался, что это одна из самых любимых его работ. А Крамской обещал: «Продолжение следует…» К сожалению, оно не последовало.
Попытка была – на протяжении многих лет он работал над картиной «Хохот» (альтернативные названия: «Радуйся, царю иудейский!», «Христос во дворе Пилата»), на которой хотел изобразить осмеяние Христа после суда Понтия Пилата. Всей душой Крамской стремился к работе над этой картиной. Но необходимость постоянно писать портреты, чтобы обеспечивать семью, смерть двух любимых сыновей и подорванное здоровье не дали ему закончить «Хохот». Сейчас недописанная картина хранится в петербургском Русском музее.
Алена Эсаулова
Источник: https://artchive.ru/ivankramskoi/works/13762~Khristos_v_pustyne
«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва
Если вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.
Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку и попробуйте пройти мимо этой работы.
Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…
Откуда я это знаю?
Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.
Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.
Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея
Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.
По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.
Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.
Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?
Человечный Христос
В 1835 году была издана необычная книга — «Жизнь Христа» Давида Штрауса.
Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.
Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.
Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.
Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.
Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва
Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.
Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.
Но что это за выбор? О чем Христос думает?
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
О чем думает христос крамского
Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.
И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.
У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.
Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей
А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.
Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург
По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.
Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?
Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.
У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».
Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.
3. Необычные детали «Христа в пустыне»
На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.
Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.
Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.
Внизу полотна — необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?
Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.
А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.
Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким думающим проповедником.
Поленовский Христос тоже очень человечен.
Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов
Но ещё дальше в этом пошел Николай Ге. Его Христос — это внешне непримечательный человек невысокого роста. И только глаза выдают его большой ум и силу воли.
Николай Ге. Что есть истина? 1890 г. Третьяковская галерея, Москва
Цена «Христа в пустыне»
Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.
Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.
Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!
Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.
Насколько я знаю, «Христос в пустыне» — самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн) за картину ещё до того, как ее увидела публика.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/hristos-v-pustyne-kramskoy/
Христос в пустыне (картина Крамского) — это… Что такое Христос в пустыне (картина Крамского)?
«Христо́с в пусты́не» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 180×210 см[1][2][3].
Содержание
|
Сюжет и описание
Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста[3]. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека[4].
На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.
В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения[5].
В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом[6].
Главное внимание уделено лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа.
Картина статична, в ней нет действия, но показана работа его мысли и сила духа, несмотря на все страдания, которые ему пришлось и ещё придётся пережить[6].
На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской[7].
История
Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце 1869 года Крамской посетил ряд европейских музеев, сначала в Германии, а затем в Вене, Антверпене и Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров, но при этом находясь в поисках «своего» Христа[5].
Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. После этого он ездил в Крым — в Бахчисарай и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях[8].
Он продолжил писать картину летом 1872 года на даче, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Как писала в биографии Крамского Анна Цомакион[8],
К.А. Савицкий, живший этим летом вместе с Крамским, рассказывал потом Репину, что он, «страдая в то время удушьем, часто не мог спать по ночам, иногда до рассвета, и был невольным свидетелем, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье, пробирается тихонько в туфлях к своему «Христу» и работает, бывало, забывшись, просто до упаду иногда». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал Крамской Васильеву. С волнением, не лишенным горечи, думал он о том, как примут люди эту песню его души, что скажут, поймут ли ее: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа», и потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в него и критику свою разводить». |
Картина была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») осенью 1872 года[9]. Картина произвела большое впечатление на посетителей выставки. Как вспоминал сам Крамской[5][10],
Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий… |
Картина «Христос в пустыне» на почтовой марке России 2000 года
В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии[7].
У Крамского было несколько предложений от желающих приобрести эту картину — в частности, от Козьмы Солдатёнкова и от Академии художеств[11].
Но первым, кому он назвал свою цену — 6000 рублей, был Павел Третьяков, который тут же приехал и, не торгуясь, купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи[7].
По признанию самого́ Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин[12]:
Спаситель Крамского мне очень нравился , почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень-то нравится, а некоторым и вовсе. По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время — может быть я ошибаюсь. |
Отзывы
Критик Владимир Стасов писал в своём очерке «Творчество Ивана Николаевича Крамского»[13]:
В 1872 году Крамской написал своего «Христа в пустыне», превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению. |
А писатель Иван Гончаров так отзывался о картине «Христос в пустыне»[14]:
Художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо, измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг. Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой. |
Примечания
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1888158
«Христос в пустыне» – удивительная история картины
Художественное произведение «Христос в пустыне» является одним из самых пронзительных и величественных среди всего многообразия картин русской культуры. Создателем данной работы являлся И. Н.
Крамской, для которого она стала делом всей его недолгой и тяжёлой жизни и в которую он вложил все свои душевные терзания и поиски нужного пути.
Именно поэтому «Христос в пустыне» великая картина, некоторые тайны, оттенки и загадки которой до сих пор не до конца разгаданы.
Работу «Христос в пустыне» художник начал писать в 1867 году и завершил её лишь спустя пять лет.
Крамской неоднократно перерисовывал полотно, бесконечно создавал новые и новые эскизы, чтобы в конечном итоге результат его душевных скитаний получился реалистично точным.
Картина «Христос в пустыне» имеет размеры более 2-х метров в ширину и примерно 1,8 м в высоту, из-за чего занимает целую стену в Третьяковской галерее (где она хранится на сегодняшний день).
Процесс создания данной работы доводил Крамского до исступления – глубоко верующий, чуткий и сострадательный художник хотел запечатлеть того Бога, которого, по его мнению, сможет понять и принять каждый человек.
Иван Николаевич искал способ наиболее точно и возвышенно выразить Иисуса не как представителя высшей карательной силы, а как человека, наделённого своей собственной болью, своими страхами и душевными муками. Примечательно, что после того, как картина вышла «в свет», Крамской не желал слышать мнения других людей касательно творения, в которое он вложил всего себя.
Несмотря на то, что его представили к награде Академии Художеств, художник от неё отказался. Объяснил он это тем, что создавал произведение не для этого.
Сюжет картины «Христос в пустыне» заимствован Крамским из Библии, Нового завета. Иисус запечатлён Крамским во время своего длительного нравственного и физического поста в необитаемой пустыне, где его начинает искушать дьявол.
Молодой мужчина, в страхе пасть перед вкрадчивым голосом дьявола, привлекает на помощь все свои внутренние силы. В глубокой задумчивости он сцепляет ладони в замок, словно заключая в них всю свою волю.
Печаль, избороздившая его лицо морщинами, придаёт его взгляду сосредоточенности и вместе с тем неизъяснимой грусти.
Величественная пустыня, простирающаяся вокруг героя, молчалива и пуста, равнодушна к терзаниям Иисуса, но вместе с тем именно её небо, возрождающийся у линии горизонта рассвет и просторы помогают чужаку выстоять в схватке нравственности и чистоты с ложью и запретами.
Композиция картины сосредоточена на сгорбленной фигуре Христа. Причём его сцепленные в замок руки являются центром композиции, её самым главным элементом, который в первую очередь и останавливает взгляд зрителя.
Художник вовсе не случайно сделал акцент именно на руках Христа – в них заключена вся его борьба, вся сила витающих в его голове мыслей. Именно от них взгляд зрителя направляется далее на лицо Иисуса. И только затем – на окружающее его пространство.
Ничто не мешает диалогу Христа со зрителем, так как пейзаж пустынен, тем не менее холодные камни и светлые краски создают определённую атмосферу грусти и надежды.
Картина «Христос в пустыне» – великое произведение великого художника. Чтобы истинно понять её смысл и ощутить исходящую от неё силу, необходимо очутиться с ней один на один.
Тот диалог, который складывается между героем картины и наблюдателем, приоткрывает для каждого одну из сотен своих загадок и подтекстов.
Возможно, именно поэтому картина «Христос в пустыне» не утратила своей красоты и притягательности – ведь то, что затрагивает душу своей красотой и кротостью неизменно делает лучше нас самих.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b2226839b403c334853fb10
Иван Крамской Христос в пустыне. Ivan Kramskoy. Christ in the desert
В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину Христос в пустыне, им было много сделано набросков, но все они, как бы не устраивали его. Такое положение вещей он мучительно переживал, вдруг общество его не правильно поймет его и не так растолкует, засмеют.
В глубине своей души он отчетливо понимал, что он на правильном направлении, но выбор Крамского очень был затруднительным, как правильно изобразить Иисуса Христа? в то самое затруднительное время, сорокадневного поста в пустыне искушаемый сатаной, отказавшись от различных земных благ.
Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир.
Чтобы отбросить все сомнения в 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, тровчества тамошних художников, и как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны, размышляя о создании задуманного образа в своем понимании согласно евангельского повествования. Посещая другие города Европы Париж, Вену, Антверпен он упорно изучает все, что связано с образами Иисуса Христа в картинных галереях, изучая искусство старых мастеров.
Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины.
Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос.
Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Человек уставший в изнурительной дороге, присел на серые камни, склонив голову, размышляя о жизненных трудностях о роде человеческом.
Когда картина была закончена, она была выставлена на передвижной выставке художников передвижников.
Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими.
В 1873 году Совет Художественной Академии постановил за это произведение , присудить Крамскому звание профессора, но художник отказывается от звания, считая себя независимым от Академических кругов. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.
Картина была куплена у Крамского Павлом Михайловичем Третьяковым за 6000 рублей. Сегодня это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Источник: https://www.art-portrets.ru/hristos_v_pustyne.html
История картины Ивана Крамского "Христос в пустыне"1872г. Христос в пустыне. Описание картины Крамского
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ
Иван Крамской
Картина «Христос в пустыне» занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание.
В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости.
Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.
Главная мысль И.
Крамского тех лет, сильно занимавшая его, — это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказались от всякого личного счастья, и самым лучшим, самым высшим и чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос. И у Н. Ге, и у А. Иванова, позднее у В. Поленова, Христос — это философ, странствующий проповедник, ищущий истину, а не всемогущий властитель мира, все знающий и всем указывающий.
Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворил.
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж.
Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.
«Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.
Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?» Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю.
Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении».
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. И «я понял, — писал И.
Крамской, — что это — такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».
И после этого, как вспышка, рождается образ — сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу.
Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского, что ему не потребовалось делать много эскизов, хотя в набросках к картине он искал наиболее выразительные жесты рук, характерный облик, рисунок одежд Христа.
Известны небольшая голова Христа, вылепленная из глины, и два живописных этюда к этой картине.
Второй этюд (хранящийся в Санкт-Петербурге) отличается большой психологической выразительностью, так как в нем художником уже найдено то «состояние» Христа, которое осталось и в самом полотне.
Промахом первого варианта картины, который не удовлетворил И. Крамского, был вертикальный формат холста. И художник тотчас написал сидящего на камнях человека на холсте горизонтальном и большего размера. Горизонтальный формат давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни, по которой в немом молчании день и ночь брел одинокий человек.
Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход, и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его.
Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, помрачневшем лице, тяжесть дум словно легла на его плечи и склонила голову.
Картина «Христос в пустыне» решена И. Крамским в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают мерцать оживающие краски дня. Этот час на исходе ночи соответствует тексту Евангелия и вместе с тем, как отмечала прогрессивная критика, символизирует начало новой жизни человека.
Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.
Одеяние Христа написано И. Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, более нужные для психологической убедительности образа.
В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли.
Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и течет время.
А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.
Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Например, писатель И.
Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Противники картины говорили, что Христос у И.
Крамского совершенно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа.
Во время рождения этого полотна и крестьянин Строганов, и один молодой охотник, и интеллигенты-разночинцы, да и сам И. Крамской отдали этому образу все самое лучшее, что роднило их с возвышенным образом Христа.
Недаром зрители узнавали на картине типичные черты-разночинца, подмечали сходство и с самим художником: то же худое, угловатое, с резко обозначившимися скулами лицо, глубоко посаженные глаза, прекрасно вылепленный лоб, слегка растрепанная борода.
Как всякое великое творение, «Христос в пустыне» вызвал многие толки и самые разнообразные размышления. Передовая критика, как уже указывалось выше, увидела в картине тот перелом, который происходит в душе человека, решившего душу положить за «други своя». Однако еще русский критик В. В. Стасов отмечал, что «скорбная нота явственно звучит в общем психологическом строе произведения».
Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения.
А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа? Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И.
Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему? И к чему тогдапустыня? Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.
«Увлекший И. Крамского образ, — пишет Г. Вагнер, — это никакой не миф, не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинцев. Это внутреннее движение души необыкновенно чуткого художника, одаренного даром божественного озарения».
Много лет думал он о «своем» Христе, «молчал и страдал», договорился даже до сомнения, действительно ли он создал Христа? Не кощунство ли это? «Это не Христос, — писал художник, — то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей».
Для И. Крамского, как исторического художника, выбор этой темы был вполне логичен, и в пустыне для него Христос искушался не тем, «чтобы превратить камни в хлебы», как предлагал ему дьявол.
Для художника это искушение состояло в показе (или проверке?!), действительно ли Богочеловек-Христос есть то, кем он является.
Этот вопрос-искушение относится не столько к дьяволу, сколько к самому Христу: кто он такой как Богочеловек, что должен (или может) или не должен (не может) делать?
«В основе картины, — утверждает Г. Вагнер, — лежит не надуманная идея выбора пути («Куда пойти — направо или налево?»), и еще менее — борьба божественности с дьяволом. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».
Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда
ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН
Илья Репин
Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой — положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо
Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер
Из книги Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.
автора Зимин Игорь Викторович
Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин
Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич
Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович
XXIV.
И. H.
Крамской
Как оно ни странно, но, думая о живописи 60-х и 70-х годов, менее всего приходит на ум главный художественный деятель того времени — Крамской. Однако если разобраться, то окажется, что оно вполне естественно. Значение Крамского выразилось не в его картинах.
Источник: https://mode-house.ru/istoriya-kartiny-ivana-kramskogo-hristos-v-pustyne-1872g-hristos-v/