Христос в доме марфы и марии, диего веласкес — описание картины

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 15.03.2017 13:34 Просмотров: 1900

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Диего Веласкес (1599-1660) – знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. 

Полное имя художника – Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес.Его жизнь была насыщенной, общение – многогранным, его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда считались гордостью испанского искусства.

Но мировая известность пришла к нему только через 200 лет, в конце XIX-начале XX вв. благодаря французским художникам-новаторам Эдуарду Мане, Сальвадору Дали, Пабло Пикассо, которые создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.

Его творчество отличается смелостью в решении тем, реалистичностью (несмотря на эпоху барокко, в которую он жил), поиском новых приемов, переосмыслением обыденных сюжетов. Влияние на его творчество других художественных авторитетов присутствует только в самых ранних работах. Далее же Веласкес идёт своим путём, руководствуясь своим уникальным стилем. 

Произведения раннего периода творчества Веласкеса (Севильский период (1617-1622)

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Христос в доме Марии и Марфы» (1620). Холст, масло. 60х103,5 см. Национальная галерея (Лондон)

Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Этот сюжет очень популярен в искусстве, на эту тему художественные полотна созданы Веласкесом, Тинторетто, Вермеером, Рубенсом, Семирадским, Караваджо и др.Бытовая сцена в этой картине сочетается с религиозной – Веласкес использует приём «картина в картине».

Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Евангелие от Луки. 10:38-42).На переднем плане картины Веласкеса – кухарка, которая подгоняет недовольную и, видимо, нерасторопную служанку, чтобы присоединиться к обществу Иисуса и сестёр.

Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Плач святого Петра» (1617-1619). Холст, масло. 130х96 см. Частное собрание (Испания)

Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости.

Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.

Произведения первого мадридского периода (1622-1629)

Этот период творчества художника связан в основном с портретной живописью. Он становится придворным художником.

Д. Веласкес «Портрет Филиппа IV с прошением» (1623-1628). Холст, масло. 198х101,5. Музей Прадо (Мадрид)

Портрет исполнен в полный рост. Молодой человек с аристократической внешностью стоит, опираясь левой рукой на стол, а в правой держит прошение, которое его несколько озадачило.Точно переданы портретные особенности молодого короля: удлинённый тяжелый подбородок, полные губы, проницательные глаза, стройное телосложение.

Итальянские путешествия Веласкеса

Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам.

Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось.

Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)

В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры.

Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии.

В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью.

Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид.

К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея

В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.

Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса?В 1914 г.

на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.

Поздний период творчества Диего Веласкеса

По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи».

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Д. Веласкес «Менины» (1656). Холст, масло. 318х276 см. Музей Прадо (Мадрид)

Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV».Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене. В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой.

Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей).Пятилетняя девочка полна собственного величия. На фрейлину она не обращает внимания.

Взгляд девочки и почти всех присутствующих обращён к королевской чете, сидящей перед картиной. Инфанта показывает им, как она может себя держать.При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства.

На картине изображён и сам художник Диего Веласкес.

Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь, и могилы были уничтожены французами.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/678-zhivopis-diego-velaskesa

Веласкес Христос В Доме Марии И Марфы

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Описание картины Диего Веласкеса «Христос в Доме Марфы и Марии»

Любителя красивых женщин, Прекрасно написано лицо этого человека образованного – монарха и изысканного кавалера.

И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.

Написанная в 1631-1632 годах, Картина Филипп 4 в Испанский коричневом и серебряном, считается одной из лучших во всей обширной галерее портретов этого друга и покровителя Веласкеса. В любом случае, эта картина уникальна.

Что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, Мастерство художника достигает такого уровня, становясь незаметными зрителя для и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.

Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого : «Слишком правдиво».

Синтезирующая тончайшие цветовые оттенки, Чрезвычайно любопытна в этих полотнах цветовая палитра, придающие картины фрагментам необычайную красоту. «Христос в доме Марфы и Марии» – «Поклонение волхвов», а также ранние его религиозные картины.

В отображении которых уже столь виден характерный для Веласкеса реализм изображения, в основном это представители простого народа. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».

Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Таинственно, Великолепно, более жизненно, непостижимо, чем сама – жизнь именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса.

Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.

В течение долгого времени специалисты вели споры и о содержании картины. Интригующим подбором цветов и оттенков, Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией, в которых с искренним уважением и теплом отображается жизнь испанцев, простых и сюжетами.

Плотная и тяжеловатая манера изображения, Для них характерна темная цветов, палитра резкие светотеневые контрасты.

Придают необычную изюминку композиции полотна, Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона, это как делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха. Как известно и его невеста работала служанкой.

Так как изображённый на ней философский сюжет – диалог и победителя побеждённого, Эту картину можно назвать полотном вне времени, мог быть присущ любому времени и народу. Обиженных жизнью и судьбой, На мастер них с величайшим сочувствием передает трагедию людей.

И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.

Невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, Вероятно, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого живописца испанского всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства.

Шедевр, в течение нескольких веков, считался картиной-головоломкой, выставленный в Галерее Национальной в Лондоне. Он понимал, что его дарование не сможет полностью развернуться в одной Севилье.

Написанной художником в 19-летнем возрасте, Исследователи раскрыли тайну создания картины Диего Веласкеса в Христос доме Марфы и Марии. Поэтизируя красоту и величие человеческого труда таланта и Мастер дает собственную трактовку старинного мифа.

В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.

За которым вершит свои государственные дела, Изображенный в полный рост роскошно одетый стоит монарх между столом, как бы подчеркивающими величие короны и ярко-красными свисающими драпировками.

Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства. Считается, что именно его работы оказали влияние на Гойю и Мане. Своей особой философией дышит и природа произведения.

Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.

– неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в «Венера с зеркалом», картине редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.

– харчевня или трактир). На этих полотнах обычно присутствует несколько полуфигур в бытовых кухонных или сценах за скудными завтраками.

После завершения Марфы и Марии Диего стал Веласкес придворным художником испанского короля Филиппа IV.

Особенно детей, Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние изображении в героев, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды.

Которая смотрится в зеркало, Перед нами женщина со стройной и фигурой, грациозной где очень неясно отражается ее лицо. К которому относят Севильский период – – 1617 1623 гг, Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

ДВИПиП – официальный сайт Дальневосточного Института Психологии и Психоанализа

Правда, в этот период одна за другой появляются несколько картин с изображением монарха, этого не всегда точно датированных. Эслер и Бойд предложили свое толкование. Также на стене позади художника могла висеть работа другого автора изображавшая Марфу и Марию, которую он копировал по ее отражению.

Читайте также:  Музей ленина в финляндии, тампере

Ибо католическая церковь запрещала писать нагое тело, Картина Веласкеса Венера с – зеркалом одна из жемчужин Лондонской Национальной галереи – это единственное изображение обнаженной натуры в творчестве художника.

Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. Интерпретация великим испанцем обнаженной женской фигуры может быть истолкована самым различным образом, Впрочем и как многие из его загадочных полотен.

При этом имея назначенное юным королем высокое по тем временам жалованье в дукатов, 20 в качестве придворного художника Веласкес делает быструю карьеру. Что жест и это несмотря на то, движение и аксессуары отдельные в его портретах отсутствуют.

Веласкеса манила столица. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».

Амур опирается руками на раму с привязанными к ней розовыми лентами, окаймляющую зеркало.

Творчеством Ван-Дейка, Тин-торетто, венецианских колористов – Тициана, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен – Леонардо да Винчи, в этот период Веласкес Диего продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи.

Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

помогите с аналезом картины Христос в доме Марфы и Марии Диего Веласкеса или дайте ссылку

То за свою жизнь он написал количество огромное портретных работ, Так как Диего Веласкес был придворным живописцем. На переднем плане старая кухарка ругает свою помощницу за лень и призывает трудиться усерднее и это вызывает у художника недовольство униженным положением девушки.

Работавшие над разгадкой секрета картины в течение пяти лет, Профессор-религиовед Филип Эслер и художница Джейн Бойд, что художник рисовал не с натуры, пришли к выводу, а с отражения в зеркале, моделей располагая между мольбертом и зеркалом.

Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику.

«Старая кухарка», к наиболее известным полотнам этого периода картины относятся «Завтрак», «Водонос», «Завтрак двух юношей».

В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора.

(«Триумф Вакха»). Также написанный по изображению зеркале, в Одна из самых известных работ Веласкеса – автопортрет.

Раскрыта тайна самой загадочной картины Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии»

Именно к этому времени относятся первые известные нам работы Веласкеса. Развитию колористической техники, Годы в пребывания Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса.

Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Которое не волнуют и не человеческие задевают страсти, Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания.

Его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона и тем не менее, тончайшего красок синтеза и эффектов цветовых сочетаний.

Порою умных и талантливых, Людей или по-настоящему блаженных, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания внешнего и уродства, не могущих понять трагичность своей судьбы. Синтезируя тем самым мифологию и жизнь реальную своего времени, в них мастер крайне необычно соединяет мифологический сюжет с простонародными бытовыми сценами.

Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь подлинную и правдивость изображения. Королевы Марианны Австрийской инфанта Филиппа Просперо инфанты Маргариты, портрет стареющего Филиппа IV – инфанты Марии к Терезы, этому периоду относятся женские и детские портреты членов королевского двора.

Задорно торчат кончики закрученных Мягкими усов, локонами падают на плечи золотые волосы, грудь украшает орден Золотого Руна.

Допущенные художником – неправильное расположение пуговиц на женских платьях и поднятая левая рука Иисуса Христа – по традиции религиозной Испании это считалось грубым нарушением канонов, Это доказывают и неточности. В 1622 году он в первый раз едет в Мадрид, а в 1624 году обосновывается там надолго, чтобы работать для короля Филиппа IV.

Но его психологическая характеристика неизменно точна, портретах На король всегда по-разному одет. Упрекающий Марфу и Марию за излишнее рвение к домашнему На хозяйству, заднем плане картины изображен Христос.

В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко собственное опередил время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников.

Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.

Начиная от короля и самых могущественных лиц Испании, Кого бы ни изображал Веласкес, как они есть, он изображает своих героев такими, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю образа индивидуальность характер своих персонажей.

Рефлексов и теней, в них еще нет синтеза того цвета и объемных форм, отличающих более поздние произведения мастера искусного изображения световоздушной среды. Веласкесу несказанно повезло.

Проводящий жизнь в общении с монархами, Придворный художник, он был обласкан славой еще при жизни имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, получив заслуженное не признание только королевской семьи, но и других живописцев своего времени.

Сюжет посещения Христом дома Марфы и Марии основан на 10-й главе Евангелия от Луки. Показ контрастов знатности и нищеты, Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной Испании жизни XVII века, народного быта и жизни аристократов.

«Вакх или пьяницы», с характерной для них ироничностью и достоверностью жизненной – «Кузница Вулкана», в этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна.

И по смелости отображения Он героев, превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по художественному замыслу. Присутствие юного бога словно говорит о быстротечности минут счастья.

Как считают исследователи, в образе Бога-Сына Веласкес изобразил себя.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Раскрыта тайна самой загадочной картины Веласкеса Христос в доме Марфы и Марии

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/velaskes-hristos-v-dome-marii-i-marfy/

Диего Веласкес "Христос в доме Марфы и Марии"

Диего Веласкес «Христос в доме Марфы и Марии» [Mar. 2nd, 2009|10:33 pm]
Еда в искусстве
eda_v_iskusstve[ten_o_clock]

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картиныДиего Веласкес«Христос в доме Марфы и Марии»1618Холст, масло60 x 103,5 cm National Gallery

London

*Картинки кликабельны

**На переднем плане кухарка и служанка, Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене_

Comments:
From: gera_gerka2009-03-02 09:07 pm (UTC) (Link)

Интересно, ЧТО именно она толчет? Рыба, яйца — библейские продукты. Интересно, с чесноком и перцем (как и с тем, что в толкушке), связан ли тайный смысл символов или они всего лишь прихоть Веласкеса?

From: lyudavitaya2009-03-02 11:26 pm (UTC) (Link)

Ниже я дала ссылку на статью в википедии на английском языке об этой картине Веласкеса, в которой предполагается, что в ступке готовится айоли, традиционный средиземноморский соус к рыбе (и другим морепродуктам), из оливкового масла, чеснока и яичного желтка.

From: biostamps2009-03-02 10:06 pm (UTC) (Link)

Холст, масло, яйца, рыба. Приятного аппетита!)

From: lyudavitaya2009-03-02 11:12 pm (UTC) (Link)

У меня вопрос по поводу замечания **. По сюжету Марфой должна быть молодая обиженная женщина на первом плане, которая со ступкой. А Марией — сидящая на заднем плане перед Иисусом.

Неужели Веласкес другую идею вложил в изображение? Я пыталась найти толкование его «Марфы и Марии», в котором подтверждалась бы версия, что они обе отражаются в зеркале и не нашла…

Присутствие двух пожилых женщин за спиной у каждой из сестёр находится за рамками традиционного сюжета. Мне кажется, что это внутренний голос каждой из них.

From: ten_o_clock2009-03-03 05:56 am (UTC) (Link)

я прошла тот же путь, что и вы))сначала мне тоже показалось, что Марфа должна быть на переднем плане и только потом я прочитала о том, что «принято считать». думаю связь «кухарка — Марфа» настолько явная, что здесь любой бы засомневался)

From: zhabba2009-03-04 11:16 am (UTC) (Link)

«Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.»(Лк.10:38—40)Вот, специально цитату нашла.»Соль» сюжета именно в том, что две сестры выбрали две разные модели поведения. Так что не служанка, нет:)

From: flying_fruitfox2009-03-04 12:54 pm (UTC) (Link)

Ваша цитата мало что опровергает.Кто вторая женщина рядом с Христом? Не Марфа ли, говорящая «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». А Христос, обращенный к Марфе не отвечает ли: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».Но если в сцене на заднем плане Марфа, то может ли она же быть изображена еще и на переднем плане? Так могло бы произойти, но в данном случае — определенно нет. И вот почему:Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картиныВеласкес обыгрывает этот сюжет, и, вынося на первый план кухонную сцену (с изображением служанки) усиливает контраст между двумя «моделями поведения», делает его более ясным и наглядным.Так что служанка, да.

From: zhabba2009-03-04 01:03 pm (UTC) (Link)

цитата не моя.ваша версия тоже имеет право жить, я согласна.

From: lyudavitaya2009-03-04 02:21 pm (UTC) (Link)

Это известная цитата. Я ею и руководствовалась, предполагая как очевидное, что суетящейся Марфой должна быть одна из женщин на первом плане, а не одна из отражающихся в зеркале. У Луки нет чётких указаний на состоятельность и наличие слуг у сестёр. В разные века, в разных странах, библейские и евангельские сюжеты обычно интерпретировались художником для предполагаемой аудитории. Это был процесс, называемый сегодня в маркетинге «локализацией». 🙂 Конфузии подобные моей возникают как раз когда воспринимающий находится за пределами эпохально-культурных представлений. Мне визуально естественным кажется, что Марфой должна быть готовящая сама. А Веласкес, вероятно, ориентировался на аудитоию, представителям которой такое даже в голову прийти не могло, а «суетой и заботой» было руководить процессом готовки.

Извините за многословность, я, скорее, сама с собой рассуждаю. 🙂

From: flying_fruitfox2009-03-04 02:45 pm (UTC) (Link)

не совсем понимаю, кому именно вы отвечаете, но я, по большей части, с вами согласна)

From: mishablank2009-04-18 05:40 pm (UTC) (Link)

ой спасибо большое за картину и ссылку на википедию. потрясающе интересно оказалось

Источник: https://eda-v-iskusstve.livejournal.com/3021.html

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Исследователь литературы и кино Григорий Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно «Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте» Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо, или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Текст в тексте связан с удвоением внутри себя, говорящим о рождении самого феномена искусства.

Именно так о нем повествуют мифы: рифма как порождение эха, живопись как обведенная углем тень на камне, отражение в воде и т. д. Но это не только об искусстве тогда, в историческом плане, но и о вечном рождении искусства сейчас, на наших глазах.

Отсюда и роль зеркала, простейшим образом повторяющего структуру и содержание материнского текста, как, например, в «Венере и Амуре» Веласкеса, «Портрете четы Арнольфини» ван Эйка и многих других.

Но это не полный повтор. Как правило, зеркало охватывает и отражает лишь часть картины. Полный повтор и зеркальная симметрия исключаются, потому что тогда бы требовалось, чтобы зеркало было равно миру, который оно отражает, что невозможно по определению, и оно обречено быть частью.

Следствием этого являются перспективный разлом, иная точка зрения, другие смысловые горизонты, возможности движения и торжество глубины.

Будучи источником фантазмов, желаний, страхов, надежд и той борьбы с собой, на которую мы обречены, просто глядя в него, зеркало, в рефлексивности своей позволяющее в одно и то же время увидеть и быть увиденным, познать и быть познанным, — не объект изображения и не копировальная машина, а субъект и орудие преобразования всего мира, его содержащего.

Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции — «Менины» Веласкеса (около 1656–1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением.

Парадокс в том, что в строгом смысле текста в тексте здесь нет: то, что подлежит зеркальному удвоению, располагается вне картины, а то, что попадает в пространство «Менин» (фигура Веласкеса, загадочный холст в центре зала и т. д.), окончательно редуцирует и разрушает и так на ладан дышавшее удвоение.

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Застыв между красками и огромным холстом, повернутым тыльной стороной к зрителю, стоит живописец. Он весь в работе. Его фигура в черном камзоле отнесена в затененный средний план интерьера и как бы призвана оттенить блеск и значение центральных персонажей.

Веласкес смотрит. Мы ловим его взгляд на себе. И он смотрит на нас так, как индеец слушает землю. Может быть, маэстро еще только объявляет войну чистому нетронутому холсту, а может, уже салютует кистью о блистательной виктории. Свет выхватывает из тени его лицо и руки. И события развернутся между кончиком кисти и острием взгляда.

Между ними целая вселенная, рождающаяся на наших глазах и в становлении смысла не знающая «да» и «нет», субъекта и объекта (рисующий рисует себя рисующим); это одновременно начало и конец, первый мазок и последний штрих, точка первого и последнего касания кистью, первого и последнего звука, заключающего в себе целостное бытие произведения.

Взгляд, как говорит Фуко, удерживает руку мастера и, в свою очередь, покоится на прерванном движении. Они друг для друга — и елочная лапка, и повисшая на ней игрушка, они продолжают друг друга, переплетаясь и чутко вслушиваясь друг в друга.

Художник смотрит, слегка повернув лицо и наклонив голову к плечу. Взглядом быстрым, цепким, все примечающим, как у портнихи, он поддевает невидимую точку, в которой расположены мы, зрители, и которая, как потом выяснится, совпадает с местом модели. На кого он смотрит? Что на его холсте? Мы не знаем.

Позади комнаты ряд картин. Среди них одно полотно сверкает особым блеском и обнаруживает пространство, уходящее вглубь. Его рамка шире и темнее, чем у других, однако мы видим свет, идущий изнутри и высвечивающий два странных силуэта, а над ними, чуть позади, тяжелый пурпурный занавес.

На остальных полотнах ничего подобного, они скрывают содержимое, драпируются во тьму. Это зеркало, не отражающее ничего из того, что представлено на картине, — ни художника, ни остальных персонажей, — все оказываются спиной к нему.

Первая примерка такой структуры Веласкесом — картина «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1618, Лондон, Национальная галерея).

Первый план картины — две женские фигуры: молодая кухарка со ступкой и старуха позади нее. Рядом с ними натюрморт: четыре рыбины на тарелке, кувшин, яйца, головки чеснока и красный острый перец.

Второй план — Христос, сидящий в кресле и беседующий с опустившейся на колени у его ног Марией и стоящей рядом Марфой. Одни считают, что это картина, висящая на стене, другие — что это реальная беседа в соседней комнате, которая видна через окно.

И наконец, третья точка зрения — это зеркало на кухне, отражающее фигуры Христа, Марфы и Марии, находящиеся в пространстве перед картиной.

Последняя интерпретация ближе всего к тому, что происходит в «Менинах», осталось только совместить отраженное в зеркале с точкой зрения зрителя.

В «Менинах» придворные своими глазами видят то, что попадает в зеркало, мы — нет. При этом только мы видим зеркало, герои же видят то, что мы получаем лишь отраженным в зеркале, в котором не видим себя (а должны были бы, занимая место моделей), будучи и частью картины под названием «Менины», и стоящими перед ней зрителями.

  • Место модели и трансцендируется за пределы картины, и еще глубже погружается в ее колодезную глубину, подобно двери справа открывая выход в другое измерение (с той лишь разницей, что дверь являет то, что за ней, а зеркало — то, что перед ним).
  • Такому художнику, как Веласкес, само понятие о пределе в искусстве показалось бы абсурдным: даже в минуту величайшего торжества гармонии он чувствовал себя на пороге каких-то новых, таинственных и недостижимых свершений, и каждый запечный сверчок обещал долгий и длинный путь.
  • Художник, вовлекая нас в густую паутину игры означаемых и означающих, отменно чувствует динамическую природу зеркальных эффектов, в русле которых пассивное пребывание некоей видимости уступает место бурному извержению желаний, стремлений и надежд, грез, фантазий, потаенных ходов смысла и явного жмыха бессмыслицы.

Зеркало — место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне.

Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника, и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце.

В запредельной невидимой точке сходятся взгляды почти всех персонажей и все линии композиции (даже пес сонной мордой направлен на нее).

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3923/

Диего Веласкес. Христос с доме Марфы и Марии

?

obitel_ladogi

February 28 2018, 20:24

Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес — описание картины

Художник  склонил голову набок и, зорко прищурившись,рассматривал ее красное лицо  так, как он рассматривал медные кувшины или стеклянную утварь.

Он  спросил, знает ли она историю, которую рассказал святой Лука, – историю о  Христе в доме Марфы и Марии. Нет, ответила она.

Она знает только  катехизис и еще – что ждет грешников в день Страшного суда, это в церкви  на стене нарисовано. Ну и еще про то, как мучеников казнили, это тоже в  церкви на стене.

Это были сестры, поведал ей художник. Жили они в  Вифании. Иисус иногда приходил к ним и отдыхал там. И Мария садилась у  ног Его и слушала слова Его, а Марфа, как сказано у святого Луки,  заботилась о большом угощении и стала жаловаться.

Сказала она Господу:  «или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи  ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей: «Марфа! Марфа! ты заботишься  и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую  часть, которая не отнимется у нее».

Долорес подумала, сердито сдвинув брови, и сказала:

– Сразу видно, что это мужской рассказ. Кто-то всегда должен служить и заботиться об угощении… Когда уж тут слугам благую часть   избирать. Это Господь наш умел сотворять хлебы и рыбу из воздуха, а  простым смертным такое не под силу. Вот и мы с Консепсьон стараемся,  работаем на тех, кто избрал благую часть .

Консепсьон  остерегла Долорес: так недолго дойти и до богохульства. Нужно научиться  принимать то звание, в какое произвел тебя Господь. И она обратилась за  поддержкой к художнику: так ведь? Долорес ведь нужно научиться  довольствоваться своей долей, быть смиренной? Глаза Долорес наполнились  горючими слезами.

Художник сказал:

– Ничего подобного. Главное не в  том, чтобы принимать звание, которое предназначили нам люди, а в том,  чтобы научиться жить несуетно. У Долорес свой путь к благой части  , как и у меня, и, подобно моему, он начинается с хлебов и рыб.

Не то  важно, что глупые барышни возят ее работу туда-сюда вилкой по тарелке, а  то, что работа эта – хорошая; важно, что Долорес понимает то, что  понимают мудрецы: природу чеснока и лука, масла коровьего и масла  постного, яиц и рыбы, перцев, баклажанов, тыквы, зерна. Не только  художник, но и повар постигает суть естества.

Но повар постигает ее не  так, как я, – не созерцанием света, играющего на поверхностях, а другими  чувствами: вкусом, обонянием, осязанием, которые Господь тоже дал нам  не случайно.

К благой части , Долорес, можно прийти через  понимание смесей, через умение отличить свежее от не очень свежего,  заметить самые первые признаки порчи на листьях и в мясе, через то, как  смешать вино, кровь и сахар, чтобы соус вышел вкуснее, – так же, как  прихожу к благой части я, и, наверное, лучше, чем молодые барышни,  которые изгибают изящные шейки, чтобы свет заиграл на изящных ожерельях.  Ты еще очень молода, Долорес, очень сильна и сердита. Вот урок, который  тебе надо усвоить сейчас, пока есть здоровье: разделение пролегает не  между тем, кто служит и кому служат, не между праздными и теми, кто  трудится, а между теми, кому интересен  мир во всем многообразии  его форм и сил, и теми, кто просто существует, суетясь и зевая от скуки.  Когда я пишу яйца, рыбу, лук, я пишу божество – и не только потому, что  яйца считают символом воскресения, так же как и прорастающую  луковицу, – не только потому, что буквы, из которых состоит имя  Христово, складываются в греческое слово «рыба», но потому, что мир  полон светом и жизнью, и не влечься к ним душой – сущее преступление.  Перед тобою достойный земной путь. Следуй же по нему. Он может оказаться  и путем на Небеса, как всякое доброе ремесло. Церковь учит, что Мария  выше Марфы, как размышление превыше делания. Но всякий живописец  задастся вопросом: сколь ясно между ними различие? И повариха тоже

размышляет над тайнами.– Вот уж не знаю, – нахмурилась Долорес.Он  склонил голову на другой бок. А у нее в уме пронеслись образы рыбьих  скелетов, золотистая яично-масляная смесь в миске, узор мышц на козьей  лопатке.Она сказала:– А хоть бы и так – какая разница! Все тут же исчезает. Приготовила – и съели, или испортилось – отдали собакам или выбросили.

– Такова  участь всего живого, – сказал художник. – Мы едим, и нас едят. И нам  очень повезет, если мы доживем до указанных в Библии семи десятков лет,  что в глазах ангела меньше, чем миг. Но то, что было однажды нами  понято, на какое-то время пребудет. И в твоем ремесле, и в моем.– И  добавил: – В твоем хмуром взгляде заключена большая сила.

Я задумал  написать Христа в доме Марфы и Марии. Можно тебя нарисовать? Я заметил,  обычно тебе это не нравится.– Я некрасивая.– Да. Но в тебе есть сила. Не только в твоем гневе, но и в тебе самой.

Несколько  недель и месяцев он время от времени приходил и рисовал их с  Консепсьон, ел и хвалил  приготовленный Долорес чесночный майонез или  жареный красный перец с изюмом, а она думала, что он изобразит ее в  героическом духе, этакой богиней, орудующей, вместо копья и меча,  вертелом и разделочным ножом.

Она почувствовала, что невольно пытается  принять соответствующую позу, поняла, что он это заметил, и постаралась  этого не повторять. Его интерес к кухонному художеству, ко всем  съедобным материалам вызвал и у нее к ним новый интерес. Она  превосходила себя, пробуя новые сочетания, предлагая ему новые смеси  соков, взбивая новые напитки из молока, вина и пряностей.

Консепсьон  опасалась, что девушка влюбится в художника, но он как-то незаметно и  ловко сумел этого избежать. В его прищуренных глазах, в собранном,  сосредоточенном взгляде не было и намека на чувственность.

Он  разговаривал с девушкой как бы на равных, словно их объединяла общая  тайна его ремесла, и Консепсьон видела, сама того не осознавая, что от  этого Долорес обретает некое достоинство, благородство, которых никакими  романтическими ухаживаниями не вызвать. Хотя он отдавал женщинам  небольшие рисунки головок чеснока или длинного перца и позволял забрать  их к себе, набросков их самих он не показывал. А когда наконец картина  «Христос в доме Марты и Марии» была закончена, он пригласил их к себе в  мастерскую. Впервые, кажется, его волновало их мнение.

Консепсьон  взглянула на полотно, и у нее перехватило дыхание. Вот они обе, на  переднем плане, слева.

Она сама увещевает девушку, указывая пальцем на  сценку в правом верхнем углу полотна: непонятно, что это, вид через  окно? через дверь? изображение изображения, висящего на стене? Там  Христос обращается к сидящей у его ног и внемлющей ему благочестивой  женщине, а сзади бесстрастно стоит сестра (моделью ее послужила  опять-таки она сама, Консепсьон, но писанная с другого ракурса). Свет  выхватывает четыре места на картине: серебристых рыб, которые были  живыми так недавно, что глаза их еще блестят; сияющие белизной яйца;  головки чеснока, полуочищенные, с бледно-лиловой шелухой; и мрачное,  мясистое, сердито нахмуренное лицо девушки с полными красными руками в  рукавах из грубого, ноского коричневого гаруса. Он увековечил ее  уродство, подумала Консепсьон, она никогда ему не простит. Консепсьон  привыкла видеть на картинах смиренных и бесплотных Мадонн, а здесь –  живая плоть, смятенная, настороженная, недовольная.Консепсьон сказала:– Смотри, какие глаза у рыб – совсем как настоящие.И голос ее как-то неловко дрогнул, сошел на нет; они с художником смотрели, как живая Долорес разглядывает свое изображение.Долорес стояла и смотрела. Смотрела не отрываясь. Художник переступил с ноги на ногу.Наконец она сказала:– Вот  оно что… Вот, значит, какой вы меня увидали. Но как же странно, как  странно, – продолжала она, – когда так внимательно смотрят на тебя со  стороны!А потом начала смеяться. От смеха опущенные уголки ее  губ,все обвислые складки на щеках приподнялись и раздвинулись. И  насупленные брови тоже раздвинулись, в глазах засветилось удовольствие, а  голос, молодой, зазвенел. Мимолетное сходство картины и живой женщины  исчезло, как будто гнев, застывший на картине, принадлежал вечности, а  сама женщина перенеслась в подлинное время. Смех был заразительным,  каким обычно смех и бывает, и скоро уже и Консепсьон, и художник тоже  смеялись. Художник достал вино, а женщины – принесенное угощение: пряную  тортилью и зелень. Они сели и стали есть вместе.

Энтони Сьюзен Байетт

Источник: https://obitel-ladogi.livejournal.com/2932.html

Описание картины Диего Веласкеса "Христос в доме Марфы и Марии"

  • Доклад
  • Описание картины Диего Веласкеса
  • «Христос в доме Марфы и Марии»
  • Выполнила
  • Морозова ЮлияСергеевна , учительискусства и технологии МБОУ БСОШ №2

р.п. Благовещенка

2019

План

  1. Краткая историческая справка об авторе

  2. Рождение замысла, постановка проблемы. Место данного произведения в творчестве автора

  3. Сюжет

  4. Средства художественной выразительности

  5. Характеристика художественного образа данного произведения

  6. Вывод

  7. Список литературы

1. Краткая историческая справка об авторе

Крупнейший испанский художник Родригес де Сильва Веласкес (06.06.1599 Севилья — 06.08.1660 Мадрид) родился в Севилье в 1599 году.

В 1609 году одаренный мальчик поступает в мастерскую Франсиско Эрреры Старшего, но уже через несколько месяцев уходит от него, чтобы стать учеником Франсиско Пачеко, у которого остается до 1617 года, когда получает звание мастера.

Веласкес сдает экзамен своему учителю и другому мастеру Хуану де Усаде и вступает в корпорацию севильских живописцев. В 1618 году он женится на красавице Хуане — дочери Пачеко, а в 1620 году открывает собственную мастерскую. Именно к этому времени относятся первые известные нам работы Веласкеса.

Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет Короля Филиппа III (1635) , папы Иннокентия (1648), а также портретов карликов.

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза 1651, инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).

  1. Рождение замысла, постановка проблемы. Место данного произведения в творчестве автора

Иван Есаулков

Библейская история проста:Мы видим в доме у сестёр Христа…На кухне Марфа трапезу готовитИ жест Учителя угрюмо ловит.Чеснок и рыба в чашке перед ней…А зеркало на кухонной стенеХриста с Марией ярко отражает,На что старуха-зависть* обращаетВниманье Марфы. По её лицуМы видим — проповедь идёт к концу.Христа послушать тоже ей охота, Но некогда — на кухне есть работа!

Вот потому-то, видимо, она,Завидуя сестре, напряжена:На ухо ей старуха нашептала -И Марфа за сестрой следит устало…——-

  1. * Зависть в картинах часто изображалась в образе некрасивой старухи
  2.  Диего Веласкес был большим поклонником библейских сюжетов, но изображал их, как и другие свои картины по своему, в свойственной ему одному манере письма.
  3. В картине «Христос в доме Марфы и Марии», написанной в 1618 году, художник низводит толкование евангельского сюжета до простой житейской сцены.

 Работа над этой картиной относится к Севильскому периоду, т.к. в ней прослеживаются черты бодегонов. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon  трактир). В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Этот период продлился с  1617- 1623гг.

Картина «Христос в доме Марфы и Марии» была создана после долгих месяцев кропотливого труда и являла собой собственную интерпретацию Веласкесом одного из рассказов, записанных в Евангелие от Луки и повествующем о приходе Иисуса в дом к двум сестрам – Марфе и Марии.

Сюжет этого повествования таков: Марфа и Мария незамужние сестры, живущие в одном доме, который однажды посетил сам Христос. При виде гостя Марфа бросилась готовить угощение и суетиться по дому, Мария же села у ног Сына Божьего и начала с ним разговаривать. 

Рассматривая картину , мы увидим следующее.

На первом плане старая и молодая кухарки готовят немудреный ужин. Младшая женщина что-то перетирает в медной ступе, а старшая указывает цветущей, но сердитой девушке на то событие, что изображено на заднем плане.

Но прежде чем последовать за ее взглядом, зритель видит прекрасный натюрморт: четыре рыбины на облупленной керамической тарелке (как известно, символизирует Христа), рядом — кувшинчик то ли с маслом, то ли с уксусом, тут же тарелка с яйцами и головки чеснока на столе (Марфа приготовила Христу и его спутникам).

Только в висящем на стене зеркале (а возможно, это картина) мы видим сидящего в кресле Христа, опустившуюся у его ног на колени Марию и стоящую за спиной Марфу. Напряжение в ее виде выдает то, что она постоянно о чем-то думает и, как гласит библейский сюжет, не может сосредоточиться на том, что говорит Христос.

 Мария с удовольствием не отрываясь, слушает Христа. Марфа, уставшая и злая, пожаловалась на нее Христу, на что получила ответ, которого никак не ожидала. Христос похвалил Марию, а ей, такой заботливой и трудолюбивой, сказал, что думать надо не о материальном, а о духовном.

Веласкес, как нельзя лучше, сумел передать этот момент недовольства Марфа и кротости Марии. Как мы видим, Марфа изображена на втором плане в образе той самой старухи, которая ей указывает на зеркало на переднем плане. Видимо, действительно, это образ зависти, в котором Марфа стоит за спиной Марии.

В чем смысл? А в том, что перед лицом Христа ничего тайного нет, Ему видна вся сущность каждого человека, каким бы он ни был снаружи.

  1. Средства художественной выразительности

Композиционный центр – фигура Марфы, с озлобленным выражением лица, обидой, что ее сестра ей не помогает. Ей столько предстоит сделать, ей хочется угодить гостям. Внутренний посыл автор передает через опущенные уголки губ, припухшие губы, румянец ей на щеках говорит о том, что Марфа торопится, нервничает, а тут еще ей подсказывает старуха, что надо идти ко Христу.

Смысловым же центром данной картины является – Христос и его жест, направленный на сестер. В иконописи такой жест означает отречение от всего земного. Таким образом, Он предлагает Марфе последовать примеру Марии.

Если проследить схему картины, то мы обнаружим овал. Как мы знает круг и овал – это фигуры бесконечности, и действительно, сюжет картины можно рассматривал в контексте бесконечности. Данная тема всегда будет актуальна.

Композиция асимметрично, что придает ей движение от Марфы ко второму плану, где разворачивается другое действие.

Колорит картины теплый, Веласкес применяет новаторский метод – деления картины на планы, в данном случае мы видим 3 плана: первый с женщинами, второй Христа и сестер и третий более темный — дверной поем, в котором мрак. Второй план более светлый и холодный.

Таким образом, художник передает воздушную и линейную перспективу (фигуры, гораздо меньше и выше, чем на переднем плане). Передний же план имеет более насыщенные краски, черты предметов и фигур женщин более четко прописаны краской. Лучше прослеживается светотень кожи, лица. Складки одежды выглядят реалистичными.

Очень правдоподобно выглядит ступка, ложка яйца, ложка, кувшин и рыба.

Кстати яйца – имеют свой символический смысл. Яйцо — это символ вечной жизни. Недаром, на Пасху красят яйца. Этот момент художник и отобразил на холсте. Что для Марфы не все потеряно, она также может приобрести спасение.

Фактура красочного слоя характерна для этого времени, гладкое письмо, лессировки, благодаря такой технике, особенно на дальнем плане, появляется ощущение воздушности, легкости, светлотности.

Четкость силуэтов, конструктивность создает неповторимость в изображении. Живописные приемы строятся на контрастах, сочетании цветов, четкости линий. В данном случае применяется 2 источника освещения: На первом плане – как обычно, слева направо, а на втором плане справа налево, это тоже новаторский прием Веласкеса.

В творчестве автора прослеживается уважительное отношение к своим героям, не только, ко Христу, но и к обычной девушке – Марфе. Здесь есть и жалость, и подчеркивание ее достоинства, чувствуется любовь к своим героям, кто бы они не были.

Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. В своих портретах он не льстил моделям, но представлял каждого в индивидуальной неповторимости, национальной и социальной характерности.

Своеобразие метода Веласкеса проявилось в эмоциональной сдержанности, с которой он стремился раскрыть в целостном единстве существенные черты характера, душевного и умственного склада человека в их сложности и противоречиях.

Диего Родригес де Сильва Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Валернаяживопись старых мастеров — это живопись, тяготеющая к одной тональности, в пределах которой, цвета насыщаются различной силой света.

Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии. Виртуозный мазок разнообразен.

Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей световоздушной средой. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством меры.

Веласкес жил и творил в эпоху Барокко, но эту картину трудно назвать барочной, потому что черты барокко, извитые, кучерявые, ломанные, пышные линии, а здесь лишь маленький намек, и то только в отдельных элементах, например, в лице, рукавах, в складках одежды Марии. А вот той пышности, помпезности, величавости, напыщенности нет, и дать четкую характеристику стиля нельзя. У него был свой индивидуальный стиль отличающийся умеренностью в формах и красках.

  1. Характеристика художественного образа данного произведения

В этом сюжете, видимо, такой замысел привлек автора – обращение к Евангелию. Что же он передает? Какие мысли и чувства героев?

Обратимся к сюжету, написанному в Евангелии: Сначала Евангелие рассказывает нам, как Иисус пришел в дом Лазаря и был принят его сестрами Марией и Марфой. Марфа, желая получше принять дорогого Гостя, хлопотала на кухне, занятая домашними делами, а Мария села у ног Учителя и ловила каждое слово, им произнесенное, как бесценное сокровище.

Марфа, придя в горницу, сказала: «Господи! Или Ты не видишь, что моя сестра оставила меня служить Тебе одну. Скажи ей, чтобы она мне помогала».

Марфе тоже хотелось послушать божественных глаголов, но ее хозяйственная натура хотела в то же время получше угостить Гостя… Иисус отвечал ей: «Марфа, Марфа, хлопочешь и беспокоишься о многом, Мария же избрала самое главное, и это от нее не отнимется!»

Не этот ли образ (Марфы) мы, зрители, представляем собой. С одной стороны прослеживается сочувствие бедной Марфе — она всегда в деле, помощи не от кого нет. С другой стороны – суть этого образа заключается в том, что мы всегда были и будем загружены, у нас столько забот и работы, « а кто же это все будет делать, если ни я?!», поэтому главное – это земное для нас.

Мария же полностью отдала свое внимание Христу. Она оставила все – заботы, мысли о насущном, и, главное для нее – Слово Божие, смысл которого — в спасении собственной души, а не тленного тела.

Эти два образа следует понимать как наше внутреннее двойственное состояние.

Изучая творчествоДиего Веласкеса приходим к выводу, что автор имел свое неповторимое письмо того времени. Его произведения полны глубоких смыслов, художник передает не только внешнюю человеческую красоту, в которой заключается достоинство простого люда, но и внутреннюю красоту и глубину человеческой души.

Сюжет картины «Христос в доме Марфы и Марии» заставляет зрителя обратится к вечному, к своей внутренней сущности, призывает исследовать себя и окружающих. Несет воспитывающую функцию и просто радует глаз зрителя.

Список литературы

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/905214

Источник: https://multiurok.ru/files/opisanie-kartiny-diego-velaskesa-khristos-v-dome-m.html

Ссылка на основную публикацию