Найти тонкую грань между гениальностью и безумием очень непросто. Особенно сложно разобраться в мировосприятии и чувствах человека, который творил четыре столетия назад. Над секретом Хосе де Риберы (Jose de Ribera), испанского живописца эпохи Барокко, искусствоведы и психологи бьются до сих пор, то оправдывая Мастера, то находя новые доказательства его одержимости.
Ни для кого не новость, что творцы эпохи Средневековья знали толк в изображении пыток, казней и мучений. Что поделать — жителю Европы в те времена истязания и смерть были особо близки, так как окружали их повсюду.
Эпидемии чумы, черной оспы и холеры, войны, а также регулярные показательные казни на площадях и городских стенах сделали присутствие за спиной старухи с косой вполне обыденным.
Не отставали и церковники — сложно вспомнить хотя бы одного почитаемого в христианстве святого, который бы умер без затей, в своей постели.
Изображения мук и изощренных способов ухода из жизни присутствуют в творчестве практически всех мастеров эпох Ренесанса и Барокко, но и среди них есть те, которые особо отличились. Ни один живописец в истории европейского искусства не был настолько искушен в изображении пыток и смертей, как Хосе де Рибера (1591-1652).
«Прометей» около 1630 года
Рибера родился в испанской Валенсии, там же начал карьеру живописца, а к 20 годам перебрался в Италию. В Риме молодой талант получил фундаментальные знания в классической живописи, а также обзавелся серьезными долгами. Это заставило его в 1619 году покинуть Вечный город.
В Неаполе, где обосновался художник, его творчество особо пришлось по душе духовенству, которое засыпало юного Хосе заказами и обласкало достойными гонорарами.
Священнослужители сразу заметили, что лучше всего у юноши с круглым добродушным лицом получались полотна, на которых изображены страсти и убийства.
Мученичество св. Филиппа. 1639
Это было так — смерть получалась у художника очень реалистичной, а орудия пыток и раны он прорисовывал с большим знанием дела. Лучше всего суть творчества Хосе де Риберы сформулировал французский поэт и критик XIX столетия Теофиль Готье:
«Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов».
Суеверные и подозрительные обыватели не слишком жаловали Риберу — художника всю жизнь преследовала дурная слава — он слыл душегубом и людоедом.
Не сохранилось ни одного достоверного упоминания о преступных наклонностях или психических отклонениях художника, но его работы говорят сами за себя.
Большинство людей, впервые столкнувшись с картинами Хосе, заявляли, что так достоверно изобразить страдания может лишь человек, привыкший их причинять.
Отличной иллюстрацией темного гения Риберы могут служить две его работы, посвященные мученичеству Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов. Особо почитаемый армянской церковью святой принял смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса. Согласно каноническому описанию, с Варфоломея живьем сняли кожу, а затем обезглавили.
Впервые Рибера обратился к этому сюжету в юности. На одном из его ранних полотен запечатлен момент перед казнью — обнаженное тело святого, его смиренный лик и торжествующий палач, осматривающий жертву. Картина вызывает сильные эмоции, но не повергает зрителя в ужас.
Совсем иначе воспринимается другая работа художника, посвященная тому же мученику. На ней торжествующий палач приступил к своей страшной работе и со смехом сдирает кожу с руки Варфоломея. Полотно вызывает жуткое ощущение, и основным его акцентом является не отреченное лицо апостола, а плотоядная усмешка его истязателя.
Вообще, тема снятия кожи с живого человека, была особо любима Риберой. Еще одно полотно на эту тему изображает сцену из античной мифологии — на нем Аполлон сдирает кожу с сатира Марсия, осмелившегося вызвать бога на музыкальное состязание. Каждая деталь сцены прописана с ужасающей точностью, и зрителю кажется, что он слышит крик умирающего в муках Марсия.
Значительный вклад в демонизацию Риберы внесли его менее одаренные конкуренты.
Говорили, что он запугивал других художников, чтобы самому получить желанный заказ, а один раз его даже обвинили в убийстве.
Один из соперников испанского живописца, Доменикино из Болоньи, умер в самом расцвете сил при очень странных обстоятельствах, что сразу же дало пищу слухам о вероломном отравлении конкурента.
Святой Себастьян и святые женщины
Очередная попытка разобраться в неоднозначном творчестве Хосе де Риберы была предпринята недавно организаторами выставки шедевров художника в лондонской галерее Далича.
Экспозиция представила наиболее жуткие творения Риберы и имела соответствующее название: «Рибера: искусство жестокости».
Свое мнение о работах барочного художника высказали ведущие европейские эксперты средневековой живописи, которые пришли к общему вердикту — «Невиновен».
Итог прений вокруг работ Хосе де Риберы отражает мнение одного из кураторов выставки, Эдварда Пейна:
«Рибере совсем не нужно было быть садистом, чтобы отражать насилие и жестокость. Картины или графические рисунки художника совершенно не обязательно отражают его внутренний мир».
Чтобы убедить посетителей в том, что Хосе де Рибера не маньяк, а просто гениальный художник своего времени, на выставке в Лондоне также были представлены документы XVI-XVII столетий, описывающие правосудие той эпохи.
Эти артефакты демонстрируют, насколько обыденным было во времена Риберы равнодушие к чужим страданиям, и подводят гостей экспозиции к тому, что испанский живописец виновен лишь в том, что в высокой степени освоил мастерство передачи эмоций и анатомических деталей.
Источник: https://BigPicture.ru/?p=1087050
Хосе де Рибера: был ли знаменитый художник садистом? Судите сами
Среди ценителей искусства и историков весьма популярно мнение, что Хусепе де Рибере просто нравилось изображать на своих холстах пытки и мучения. Устроители выставки в Лондоне пытаются разобраться, насколько справедлива такая репутация знаменитого художника XVII века.
Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: MUSEO E REAL BOSCO DI CAPODIMONTE, NAPLES
Ни у одного живописца не получалось так рисовать человеческие страдания, как это делал испанец Хосе де Рибера, чьи жуткие холсты с телами, с которых содрана кожа, и графику, изображающую казни и пытки, предлагает ошеломленному посетителю довольно бескомпромиссная выставка в картинной галерее Далича, что на юге Лондона.
Выставка называется соответственно — «Рибера: искусство жестокости». Для этого художника жестокие страдания (реальные или воображаемые), хоть мучеников раннего христианства, хоть мифических сатиров, были не просто темой, к которой испанец снова и снова возвращался. Похоже, пытки вдохновляли его краски.
Пытаясь сформулировать жестокую сущность видения де Риберой окружающего мира, французский поэт и критик XIX века Теофиль Готье описал наследие этого художника эпохи барокко так: «Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов».
Де Рибера вроде бы никогда не был уличен в каннибализме, но его репутацию не так легко обелить — на ней налипло множество слухов о его варварском поведении. Некоторые историки были убеждены, что такой аутентичности в изображении чужих страданий можно добиться, лишь имея собственный богатый опыт их причинения.
Такие картины, как, например, эта, на которой святая Ирина промывает раны святому Себастьяну, погружают вас в тщательно выписанные детали физических страданий. Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: MUSEO DE BELLAS ARTES DE BILBAO
- Де Рибера родился в 1591 году под Валенсией в Испании, а когда ему было чуть за 20, переехал в Рим, где его наградили прозвищем Спаньолетто («маленький испанец»).
- В Риме Спаньолетто оттачивал свое мастерство художника, графика и умение накапливать огромные долги.
- В 1616 году он бежал от кредиторов в Неаполь, который тогда был под владычеством испанцев, встретил там свою будущую жену и обрел множество поклонников своего специфического таланта, в том числе и весьма богатых покровителей, готовых спонсировать его своеобразную смесь захватывающего дух реализма, мелодраматической игры тенями и светом à la Караваджо и зловещего предмета изучения.
Плоть и кровь
Ходили слухи, что Рибера побеждал конкурентов за богатые заказы в Неаполе, не только доводя свое мастерство до совершенства, изучая каждый изгиб мускулов у натурщиков, каждый спазм мышц, рожденный болью, но и запугивая, а то и просто убивая соперников-живописцев (например, он якобы отравил художника из Болоньи Доменикино).
Организаторы выставки «Рибера: искусство жестокости» не считают эти обвинения справедливыми. «Рибере совсем не нужно было быть садистом, чтобы отражать насилие и жестокость. Картины или графические рисунки художника совершенно не обязательно отражают его внутренний мир», — настаивает Эдвард Пейн, один из кураторов выставки.
Де Рибера пользовался услугами натурщиков, делая множество набросков высокой анатомической точности — таких, например, как этот (1622 г.). Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: THE TRUSTEES OF THE BRITISH MUSEUM
Нам уже не узнать, действительно ли Маленький испанец состоял в так называемой Неапольской шайке вместе с коллегами-художниками Белизарио Коренцио и Джованни Баттистой Караччоло, но чудовищные плоды его воображения, запечатленные в кровавых картинах пыток, — один из самых темных переулков в истории искусства.
Выставка в картинной галерее Далича приглашает посетителей пройти этим мрачным переулком.
Она открывается болезненным размышлением над мученичеством святого Варфоломея, с которого живьем сняли кожу, а затем обезглавили в наказание за несокрушимую веру.
(Святой Варфоломей — один из 12 апостолов, принял мученическую смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса Христа. Апостола Варфоломея и апостола Иуду Фаддея армянская церковь почитает своими основателями. — Прим. переводчика)
Посетители галереи найдут здесь самые разные изображения пыток апостола, привезенные сюда из Флоренции, Барселоны и Нью-Йорка.
Сравнительно ранняя (1628 г.) работа маслом на холсте, посвященная этому предмету, выполнена со сдержанностью, не характерной для позднего Риберы, и изображает момент перед началом пытки. К устрашающе сияющей плоти святого еще не притронулся нож палача — его затачивает поострее человек, чье лицо теряется в тени.
К 1644 году де Рибера начал изображать страдания святого более откровенно, не избегая жутких подробностей. Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: CALVERAS/MÉRIDA/SAGRISTÀ
Напротив, более поздний холст 1644 года демонстрирует, что художник полностью погрузился в откровенную жестокость. Здесь хихикающий палач медленно сдирает кожу с руки Варфоломея с наслаждением голодного человека, облизывающегося при нарезании ломтиков хамона.
Чтобы раскрыть шаг за шагом, слой за слоем уровни воображения де Риберы, экспозиция разбита на тематические секции. Для подкрепления заявления организаторов о том, что потомки несправедливо изображали художника как гения жестокости, представлен широкий спектр материалов, демонстрирующих, что жестокость вообще была свойственна тому времени.
В разделе «Преступление и наказание», например, можно ознакомиться с рукописными документами той эпохи — хроникой жутких наказаний, к которым суд приговаривал виновных — от порки до сжигания на столбе. Что, по мысли организаторов, должно продемонстрировать, насколько обычной в дни Риберы была бесчувственность к чужим страданиям.
В подборке офортов французского художника Жака Калло из серии «Большие бедствия войны» (Les misères et les malheurs de la guerre), впервые опубликованной в Париже в 1633 г., — сцены массовых повешений, сожжений на костре. Это тоже должно подкрепить убеждение кураторов выставки в том, что воображение де Риберы питалось из общей культуры жестокости, свойственной тому времени.
В разделе «Кожа и пять чувств» исследуется страсть Риберы к плоти и его мастерство рисовальщика, набившего руку на изображении страдающего тела.
Среди наиболее западающих в память работ, представленных здесь, — загадочный рисунок красным мелом, датируемый началом 1620-х и названный «Летучая мышь и два уха».
Загадочный символизм «Летучей мыши и двух ушей» по-прежнему озадачивает знатоков искусства. Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART/ART RESOURCE/ SCALA
На нем тщательно выписанная, ухмыляющаяся летучая мышь держит в когтях свиток с надписью на латыни: «Добродетель сияет в веках». Ниже и по бокам от мыши в воздухе парят два левых человеческих уха.
Как отмечают в красочном каталоге выставки ее кураторы, летучая мышь была на гербе родного региона художника — Валенсии (существует легенда, что она села на шлем арагонского короля Хайме I Завоевателя, когда в XIII веке он сражался с мусульманами за то, чтобы вернуть эту территорию под свой контроль).
Однако это все равно не помогает адекватно истолковать смысл рисунка де Риберы, раскрыть его символику. Пытаясь понять многоплановую мрачность темного искусства Спаньолетто, наш запутавшийся разум как будто слепнет.
Экспозиция грамотно аранжированной жестокости, кажется, уже окончательно засосала вас в свою странно притягательную трясину, когда перед вами в качестве финального аккорда вдруг предстает еще один жуткий шедевр — «Аполлон и Марсий» (1637 г.).
Здесь вновь возникает излюбленная художником тема сдирания кожи заживо, и холст изображает — с большим размахом и детально — бесчеловечное умерщвление сатира Марсия, наказанного за то, что осмелился состязаться в исполнении музыки с самим Аполлоном, покровителем музыки, и, естественно, проиграл.
Как известно из мифа, разгневанный бог велел повесить Марсия за руки и содрать с него живого кожу, и Рибера своей кистью с удовольствием участвует в этой мерзости.
Любимая тема де Риберы — сдирание кожи заживо — отражена в холсте «Аполлон и Марсий». Работа художника Хосе де Рибера. Изображение: MUSEO E REAL BOSCO DI CAPODIMONTE, NAPLES
- Маэстро страдания мазок за мазком творит симфонию сладкозвучной жестокости.
- Наши глаза как будто превращаются в органы слуха и с брезгливостью вслушиваются в диссонирующие ноты, которые срезает с тела Марсия, как с огромной распластавшейся перед ним и в ужасе завывающей фисгармонии, жестокий бог музыки и искусства.
- «Каждая деталь, — комментировал когда-то Теофиль Готье с благоговением, смешанным с отвращением, — прописана со страшной правдивостью».
Источник: https://news.tut.by/culture/612616.html
Хосе де Рибера: был ли знаменитый художник садистом? Судите сами
Келли Гровьер BBC Culture
Правообладатель иллюстрации Museo e Real Bosco di Capodimonte, Naples
Среди ценителей искусства и историков весьма популярно мнение, что Хусепе де Рибере просто нравилось изображать на своих холстах пытки и мучения. Устроители выставки в Лондоне пытаются разобраться, насколько справедлива такая репутация знаменитого художника XVII века.
Ни у одного живописца не получалось так рисовать человеческие страдания, как это делал испанец Хосе де Рибера, чьи жуткие холсты с телами, с которых содрана кожа, и графику, изображающую казни и пытки, предлагает ошеломленному посетителю довольно бескомпромиссная выставка в картинной галерее Далича, что на юге Лондона.
Выставка называется соответственно — «Рибера: искусство жестокости». Для этого художника жестокие страдания (реальные или воображаемые), хоть мучеников раннего христианства, хоть мифических сатиров, были не просто темой, к которой испанец снова и снова возвращался. Похоже, пытки вдохновляли его краски.
Пытаясь сформулировать жестокую сущность видения де Риберой окружающего мира, французский поэт и критик XIX века Теофиль Готье описал наследие этого художника эпохи барокко так: «Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов».
Де Рибера вроде бы никогда не был уличен в каннибализме, но его репутацию не так легко обелить — виной тому множество слухов о его варварском поведении. Некоторые историки были убеждены, что такой аутентичности в изображении чужих страданий можно добиться, лишь имея собственный богатый опыт их причинения.
Правообладатель иллюстрации Museo de Bellas Artes de Bilbao Image caption Такие картины, как, например, эта, на которой святая Ирина промывает раны святому Себастьяну, погружают вас в тщательно выписанные детали физических страданий
- Де Рибера родился в 1591 году под Валенсией в Испании, а когда ему было чуть за 20, переехал в Рим, где его наградили прозвищем Спаньолетто («маленький испанец»).
- В Риме Спаньолетто оттачивал свое мастерство художника, графика и умение накапливать огромные долги.
- В 1616 году он бежал от кредиторов в Неаполь, который тогда был под владычеством испанцев, встретил там свою будущую жену и обрел множество поклонников своего специфического таланта, в том числе и весьма богатых покровителей, готовых спонсировать его своеобразную смесь захватывающего дух реализма, мелодраматической игры тенями и светом а ля Караваджо и зловещего предмета изучения.
Плоть и кровь
Ходили слухи, что Рибера побеждал конкурентов за богатые заказы в Неаполе, не только доводя свое мастерство до совершенства, изучая каждый изгиб мускулов у натурщиков, каждый спазм мышц, рожденный болью, но и запугивая, а то и просто убивая соперников-живописцев (например, он якобы отравил художника из Болоньи Доменикино).
Организаторы выставки «Рибера: искусство жестокости» не считают эти обвинения справедливыми. «Рибере совсем не нужно было быть садистом, чтобы отражать насилие и жестокость. Картины или графические рисунки художника совершенно не обязательно отражают его внутренний мир», — настаивает Эдвард Пейн, один из кураторов выставки.
Правообладатель иллюстрации The Trustees of the British Museum Image caption Де Рибера пользовался услугами натурщиков, делая множество набросков высокой анатомической точности — таких, например, как этот (1622 г.)
Нам уже не узнать, действительно ли Маленький испанец состоял в так называемой Неапольской шайке вместе с коллегами-художниками Белизарио Коренцио и Джованни Баттистой Караччоло, но чудовищные плоды его воображения, запечатленные в кровавых картинах пыток, — один из самых темных переулков в истории искусства.
Чудовищные плоды его воображения, запечатленные в кровавых картинах пыток, — один из самых темных переулков в истории искусства
Выставка в картинной галерее Далича приглашает посетителей пройти этим мрачным переулком.
Она открывается болезненным размышлением над мученичеством святого Варфоломея, с которого живьем сняли кожу, а затем обезглавили в наказание за несокрушимую веру.
(Святой Варфоломей — один из 12 апостолов, принял мученическую смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса Христа. Апостола Варфоломея и апостола Иуду Фаддея армянская церковь почитает своими основателями. — Прим. переводчика.)
Посетители галереи найдут здесь самые разные изображения пыток апостола, привезенные сюда из Флоренции, Барселоны и Нью-Йорка.
Сравнительно ранняя (1628 г.) работа маслом на холсте, посвященная этому предмету, выполнена со сдержанностью, нехарактерной для позднего Риберы, и изображает момент перед началом пытки. К устрашающе сияющей плоти святого еще не притронулся нож палача — его затачивает поострее человек, чье лицо теряется в тени.
Правообладатель иллюстрации Calveras/Mérida/Sagristà Image caption К 1644 году де Рибера начал изображать страдания святого более откровенно, не избегая жутких подробностей
Напротив, более поздний холст 1644 года демонстрирует, что художник полностью погрузился в откровенную жестокость. Здесь хихикающий палач медленно сдирает кожу с руки Варфоломея с наслаждением голодного человека, облизывающегося при нарезании ломтиков хамона.
Чтобы раскрыть шаг за шагом, слой за слоем уровни воображения де Риберы, экспозиция разбита на тематические секции. Для подкрепления заявления организаторов о том, что потомки несправедливо изображали художника как гения жестокости, представлен широкий спектр материалов, демонстрирующих, что жестокость вообще была свойственна тому времени.
В разделе «Преступление и наказание», например, можно ознакомиться с рукописными документами той эпохи — хроникой жутких наказаний, к которым суд приговаривал виновных, от порки до сжигания на столбе. Что, по мысли организаторов, должно продемонстрировать, насколько обычной в дни Риберы была бесчувственность к чужим страданиям.
В подборке офортов французского художника Жака Калло из серии «Большие бедствия войны» (Les misères et les malheurs de la guerre), впервые опубликованной в Париже в 1633 г., — сцены массовых повешений, сожжений на костре. Это тоже должно подкрепить убеждение кураторов выставки в том, что воображение де Риберы питалось из общей культуры жестокости, свойственной тому времени.
В разделе «Кожа и пять чувств» исследуется страсть Риберы к плоти и его мастерство рисовальщика, набившего руку на изображении страдающего тела.
Среди наиболее западающих в память работ, представленных здесь, — загадочный рисунок красным мелом, датируемый началом 1620-х и названный «Летучая мышь и два уха».
На нем тщательно выписанная, ухмыляющаяся летучая мышь держит в когтях свиток с надписью на латыни: «Добродетель сияет в веках». Ниже и по бокам от мыши в воздухе парят два левых человеческих уха.
Правообладатель иллюстрации The Metropolitan Museum of Art/Art Resource/ Scala Image caption Загадочный символизм «Летучей мыши и двух ушей» по-прежнему озадачивает знатоков искусства
Как отмечают в красочном каталоге выставки ее кураторы, летучая мышь была на гербе родного региона художника — Валенсии (существует легенда, что она села на шлем арагонского короля Хайме I Завоевателя, когда в XIII веке он сражался с мусульманами за то, чтобы вернуть эту территорию под свой контроль).
Однако это все равно не помогает адекватно истолковать смысл рисунка де Риберы, раскрыть его символику. Пытаясь понять многоплановую мрачность темного искусства Спаньолетто, наш запутавшийся разум как будто слепнет.
Экспозиция грамотно аранжированной жестокости, кажется, уже окончательно засосала вас в свою странно притягательную трясину, когда перед вами в качестве финального аккорда вдруг предстает еще один жуткий шедевр — «Аполлон и Марсий» (1637 г.).
Здесь вновь возникает излюбленная художником тема сдирания кожи заживо, и холст изображает — с большим размахом и детально — бесчеловечное умерщвление сатира Марсия, наказанного за то, что осмелился состязаться в исполнении музыки с самим Аполлоном, покровителем музыки, и, естественно, проиграл.
Как известно из мифа, разгневанный бог велел повесить Марсия за руки и содрать с него живого кожу, и Рибера своей кистью с удовольствием участвует в этой мерзости.
Правообладатель иллюстрации Museo e Real Bosco di Capodimonte, Naples Image caption Любимая тема де Риберы — сдирание кожи заживо — отражена в холсте «Аполлон и Марсий»
- Маэстро страдания мазок за мазком творит симфонию сладкозвучной жестокости.
- Наши глаза как будто превращаются в органы слуха и с брезгливостью вслушиваются в диссонирующие ноты, которые срезает с тела Марсия, как с огромной распластавшейся перед ним и в ужасе завывающей фисгармонии, жестокий бог музыки и искусства.
- «Каждая деталь, — комментировал когда-то Теофиль Готье с благоговением, смешанным с отвращением, — прописана со страшной правдивостью».
- —
Работа выставки «Рибера. Искусство жестокости» в картинной галерее Далича (Лондон) продлится до 27 января 2019 г.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-cul-45878393
«Бородатая женщина» Хосе де Риберы — История одного шедевра
Сюжет
Жизнь Магдалены Вентура шла своим чередом. Муж, трое детей, хлопоты по хозяйству. И однажды что-то произошло с ней. Сегодня мы можем назвать ее выросшую бороду следствием гормонального сбоя.
В XVII веке о подобных «шутках» природы еще не знали и воспринимали произошедшее с Магдаленой как кару или испытание свыше.
На таких и сегодня смотрят с любопытством, а несколько веков назад люди были готовы платить, только бы поглазеть на диво-дивное.
«Бородатая женщина». (britannica.com)
Одним из тех, кто тоже был готов платить, оказался вице-король Неаполя Фернандо Афан де Рибера и Теллес-Хирон. Увидев как-то необычную женщину на улице, он поручил придворному художнику Хосе де Рибера написать ее портрет. Картина задумывалась как шутка, развлечение, но вышло все иначе.
Три года ушло у Риберы на этот портрет. Он выписал чуть ли не все морщины на лице женщины. В глазах ее застыли слезы. Добавив в композицию младенца и мужа Магдалены, художник наполнил полотно драматичным содержанием.
Женщина выглядит большим мужчиной, чем ее супруг. И дело не в бороде. Ее поза и взгляд выглядят более устойчивыми, нежели робкая фигура мужчины, который стоит за ее спиной, как за каменной стеной.
Образ женщины заставляет задуматься, как непредсказуема природа, как тщетны попытки человека управлять ею.
«Страдания святого Андрея», 1628. (wikipedia.com)
Судьба художника
Хосе де Рибера родился в Испании, но большую часть жизни провел в Италии. Всячески подчеркивая свое испанское происхождение, Рибера при этом на родину не спешил, и когда позднее получил приглашение поработать в Испании, предпочел остаться в Италии.
«Кающаяся Магдалина», 1641. (wikipedia.org)
О ранних годах жизни художника неизвестно почти ничего: ни кем были его родители (отец был, по одним данным, сапожником, по другим, — военным), ни образование, ни время переезда в Италию. Первая дата в биографии Риберы, в которой можно не сомневаться, — год его женитьбы бы неаполитанке, 1616-й. Вероятно, до этого он 3−4 года учился у итальянских мастеров, возможно, в Парме и Риме.
В качестве сюжетов Рибера по молодости выбирал в основном подвиги первых христиан. Будучи поклонником Караваджо, художник с шокирующим натурализмом изображал страдания и следы пыток. Драматизм усиливался за счет свето-теневой работы, заимствованной опять же у Караваджо.
Хосе де Рибера за работой. (britannica.com)
Постепенно круг его заказчиков расширялся, включая испанский двор, римскую католическую церковь, а также частных лиц всех национальностей. Тем временем в Испании его работы активно копировались, и к 1620-м образовалась масса подражателей.
В начале 1630-х он познакомился с Веласкесом во время его визита в Неаполь. Эта встреча заставила Риберу пересмотреть свои художественные взгляды.
С того момента гамма его полотен «теплеет», натурализм сглаживается, сюжеты становятся менее драматичными. К этому же периоду относится и портрет Магдалены Вентура.
Видимо, та теплота, с которой написана эта женщина, тоже результат влияния Веласкеса.
Источник: https://diletant.media/articles/40179073/
Рибера хосе де
Спаньолетто (ит. Lo Spagnoletto — «маленький испанец»). / Ориг.: исп. José de Ribera
Рисовальщик, представитель валенсийской школы живописи, художник из плеяды мастеров «золотого века» испанской живописи. Работал в стиле караваджизма.
1610-1620-е годы
Несмотря на то, что Хосе де Рибера родился в Испании, его творческий путь неразрывно связан с Италией, где он прожил большую часть своей жизни. Рожденный в 1591 г.
в Хативе в семье сапожника Симона Риберы и Маргариты Куко, Хосе вместе с братом Хуаном, который также посвятил себя художественному ремеслу, в 1611 г. оказался в Парме. Жизнь семейства Рибера до этого события до сих пор покрыта тайной. Вероятно, братья покинули Испанию по экономическим соображениям.
В Италии они посещают разные города, некоторое время живут в Риме неподалеку от Академии св. Луки. Можно предположить, что именно в этот период состоялось их знакомство с живописью последователей Караваджо.
Однако точное повторение световых, композиционных приемов и колорита прославленного итальянского художника натолкнуло некоторых исследователей на мысль, что, возможно, Рибера лично знал Караваджо и мог посещать его мастерскую.
Если принять это предположение, то выходит, что братья находились в Италии уже в 1605-1606 гг. Так или иначе, Хосе де Рибера не остался в Риме, а отправился в Неаполь, тогда входивший в состав испанских владений. Этот шаг позволил ему выполнять заказы для более широкого круга заказчиков, не ограниченного только Италией.
Летом 1616 г. Рибера поселился в доме художника Джованни Бернардино Азолини, на чьей 16-летней дочери спустя всего три месяца он женился. Уже через несколько лет Хосе стал известен не только в Неаполе, но и по всей Европе. Так, например, среди ценителей его творчества значится Рембрандт Хармс ван Рейн, имевший в своей коллекции несколько работ «маленького испанца».
В среде религиозных деятелей и частных коллекционеров из аристократической и торговой сферы работы Риберы пользовались одинаковым успехом.
Для изображения различных сюжетов художником использовались универсальные приемы караваджизма: часто абстрактное пространство служило темным пятном, на котором при помощи контрастной светотеневой моделировки натуралистично изображались фигуры и предметы.
Темный колорит, потрясающая эмоциональная выразительность и интерес к теме пыток и страдания во многих произведениях Риберы способствовали складыванию черных легенд вокруг его фигуры.
Среди самых знаменитых сплетен такая: «маленький испанец» очень любил посещать тюрьмы, где во время пыток заключенных делал многочисленные зарисовки. Вполне вероятно, что художник мог посещать пыточные.
Безусловно, одной из самых неоднозначных работ, выполненных мастером, является «Портрет бородатой женщины» (1631) из серии «Философы». Картина была создана по заказу Фернандо Авана де Рибера, нового вице-короля Неаполитанского королевства, ставшего покровителем художника.
1630-1640-е годы
Если для работ 1620-х гг. характерен суровый натурализм и неотступное следование принципам тенебризма, то под влиянием творчества Ван Дейка и венецианской живописи в 1630-е годы палитра Хосе де Рибера светлеет.
В этот период на первый план выходят религиозные сюжеты, создается серия изображений апостолов. Однако «маленький испанец» никогда не был автором одного жанра.
Он продолжает работать в жанрах портрета, пейзажа и создает замечательные аллегорические сюжеты.
В 1630-е успех и известность продолжают сопутствовать художнику. Во время своего визита в Италию его посетил Диего Веласкес.
Филипп IV пополняет свою коллекцию работами «маленького испанца» (благодаря этому именно в Испании, в Музее Прадо находится самое большое собрание работ этого мастера).
На вопросы современников, не желает ли он после такого оглушительного успеха вернуться на родину, которая готова принять его с распростертыми объятиями, Рибера отвечал, что вполне доволен жизнью в Неаполе и не хочет менять комфортный образ жизни на интриги при королевском дворе.
В 1640-е Рибера продолжал работать в мастерской, передавая свои знания новому поколению художников. Среди его учеников, пожалуй, наиболее выдающимся был Лука Джордано. Развившийся к этому времени тромбоз негативно сказался на продуктивности «маленького испанца».
Последние годы Хосе де Риберы, как гласит легенда, были омрачены скандалом. По одной версии, его дочь, по другой племянница, была соблазнена Хуаном Хосе Австрийским, внебрачным сыном Филиппа IV. Преступная связь сильно подкосила эмоциональное здоровье Хосе.
Как считается, это событие ускорило развитие других болезней, и в возрасте 61 года 3 сентября 1652 г. Хосе де Рибера скончался в своем доме в Неаполе.
Его наследие составляют как результаты плодотворной деятельности в живописной сфере, так и многочисленные гравюры, которые делают Хосе де Рибера самым значительным испанским рисовальщиком не только этого периода, но и за всю историю Испании.
Верный последователь Караваджо, «маленький испанец» был восприимчив к композиционной и цветовой выразительности полотна, которого можно было добиться не только тенебризмом.
Жестокая реалистичность созданных им образов, которой Рибера добивался, прежде всего, техническими приемами, производила неизгладимое впечатление на современников и вводила его в круг великих мастеров «золотого века» испанской живописи. Влияние его видения жизни и в этой связи задач живописи прослеживается в нескольких поколениях европейских живописцев.
Х. Рибера. «Портрет бородатой женщины». 1631 г.
Литература
- Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. М.,2007.
- Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
- Мартирова М. История мировой живописи. Испанская живопись XV-XVIII веков. М., 2008.
- Pérez Sánchez, Alfonso E.; Spinosa, Nicol. Ribera (1591-1652) (catálogo de la exposición). Madrid, 1992.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ribiera_khosie_die
Хосе де Рибера (Хусепе де Рибера), картины и биография художника
Хосе де Рибера (исп. Josе de Ribera, известен также как Хусепе де Рибера (Jusepe de Ribera) и Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист XVII века, живописец и гравёр. Яркий представитель искусства барокко. С 1629 года — член Римской академии святого Луки.
Особенности творчества художника Хосе де Риберы. Будучи придворным живописцем испанских вице-королей в Неаполе, Рибера создавал картины на мифологические и библейские сюжеты, причём особенно ему удавались сцены из житий святых. Темы отшельничества и мученичества Рибера решает в ключе острого драматизма, используя контрасты света и тени и выразительные положения фигур.
В конце 1620-х годов, потеряв после смены власти в Неаполе влиятельных покровителей и живописные заказы, Рибера занялся графикой, транспонировав караваджиевскую контрастную светотень из сферы живописи в гравюру. Опыт оказался успешным: офорты Риберы («Пьяный Силен», «Мученичество св. Варфоломея» и др.
) поражают реалистичностью изображённого и считаются лучшим, что было создано испанскими гравёрами до Гойи.
Известные картины Хосе де Риберы: «Магдалена Вентура с мужем и сыном», «Святая Инесса», «Прометей», «Святой Иероним и ангел», «Хромоножка»
Он родился около 1591 года в городе Хатива, близ Валенсии. Правда, в возрасте чуть более двадцати Рибера навсегда переберётся в Италию. С 1612−13 гг. он будет вести бродяжнический образ жизни, кочуя без гроша в кармане из Рима в Парму, из Пармы — в Падую.
А в 1616-м объявится в Неаполе, где и проживёт всю свою жизнь. Как и многие художники-современники, Рибера живо интересовался классическим искусством Италии и испытал серьезное влияние Караваджо.
Но ни один из этих факторов не сделает Риберу итальянским художником, не заставит даже мысленно изменить Испании.
В начале XVII века Испания продолжала оставаться главным мировым гегемоном. Неаполь, где жил Рибера, был испанской колонией. Правители и чиновники Неаполя назначались испанцами.
Некоторые полотна Риберы почти сразу отправлялись во дворцы Мадрида, становясь достоянием испанской короны.
К подписям своих работ, которые он принципиально никогда не делал по-итальянски, Рибера будет упорно добавлять слово «испанец».
Сведения о детстве и юности Риберы обрывочны. Предполагается, что в Валенсии он станет учеником караваджиста Франсиско Рибальты, а в Риме примкнёт к мастерам «погребной школы» — эпигонам Караваджо, писавшим в затемнённых комнатах с маленьким окошком наверху, чтобы добиться выразительной светотени. Но документальных свидетельств этого не нашлось. Ранние работы Риберы не сохранились.
Мы почти ничего не знаем о характере и объеме образования, полученного Риберой. Одно можно сказать точно: он неплохо знал античность, поскольку часто подписывал свои картины на латыни. И даже щеголял эрудицией: вместо современных названий городов указывал древние.
Взамен «Неаполя» писал «Патренопея», а испанскую Хативу, город, где родился, называл «Сетабен». По-видимому, отец Риберы хотел, чтобы Хосе посвятил себя благородному занятию — медицине или служению Богу, для чего и заставил его изучать латынь.
Но вышло иначе: Рибера увлекся живописью.
Мы также не знаем периода ученичества у Риберы: он сразу предстаёт мастером.
В Неаполе талант Риберы довольно скоро был оценён по достоинству: он получил место придворного художника. Согласно легенде, произошло это так. Рибера завершил «Мученичество св. Варфоломея» и, будучи чрезвычайно доволен своей работой, выставил её на балкон для всеобщего обозрения.
Толпа зевак, глазевших на картину, привлекла внимание герцога Педро Хирона де Осуны — вице-короля Неаполя, назначенного испанцами. Осуна был известный демагог и популист. Он вёл свою игру, чтобы неаполитанское государство вышло из-под эгиды Испании и получило суверенитет. Но кроме этого, он ценил искусство, был весьма щедр.
И, конечно, популярный в народе художник должен был украсить его двор.
С самого начала Рибера раскрывается как остро драматический художник. Он пишет на традиционные мифологические и религиозные темы, но отбрасывает благостный и сочный итальянский мелодраматизм, культивируя мрачную испанскую угрюмость.
Его привлекает подвиг за веру («Мученичество св. Себастьяна» — 1, 2, «Мученичество св. Андрея Первозванного«), религиозная стойкость («Св.Онуфрий», «Св.Павел-отшельник»), ценность человеческого познания («Архимед», «Диоген», «Аристотель»).
Однажды до испанских властей докатились слухи об антигосударственных кознях Осуны. Он был отстранен от дел, вместе с ним лишился места и Рибера. Осуну сменили кардиналы и герцоги, которым не было дела до искусства. Однако неожиданным образом это пошло Рибере на пользу.
Оставшись без живописных заказов, он заинтересовался гравюрой.
Увлечение оказалось столь серьезным, что за последующие 9 лет, отданных гравюре и офорту в ущерб живописи, Рибера сделается крупнейшим гравером, которого знала Испания вплоть до Гойи. Его гравюры стали абсолютным новаторством.
Рибера открыл, что фигуры можно делать выпуклыми и осязаемо рельефными не только посредством живописных контрастов, но и при помощи миниатюрных штрихов иглы.
Одна из лучших его гравюр — «Пьяный Силен» (1628). Пластическая выразительность её невероятна. Тупое лицо Силена и его рыхлое тело трудно забыть.
Но интересно, что Рибера и здесь остаётся в русле испанской национальной традиции: ревностный католицизм смотрит на чувственное и языческое начала с нескрываемым отвращением.
Пьянство не поэтизируется и, тем более, ему не придается эротической окраски, как в «Пьяном Вакхе» Караваджо. Оно просто безобразно. И в этом Рибера продолжает оставаться испанцем, воспитанным на идее бренности всего земного.
Творческое развитие Риберы — это, определённо, случай удачного преодоления караваджизма. Отказ от чисто внешней выразительности натуры в пользу содержательного начала. Ставка не на живописную эффектность, а на силу и глубину переживания. Это делает Риберу одним из величайших мастеров реалистического искусства.
Фортуна опять улыбнулась Рибере, когда к власти в Неаполе пришел просвещенный герцог де Алькала. К тому времени Рибера уже был признан даже своими идеологическими противниками — римскими академистами.
Он был избран членом римской «Академии св. Луки» в 1626-м.
И в 1629-м Алькала вновь пригласил его занять вакансию придворного художника, в чьем ведении будут находиться все художественные работы в монастырях и дворцах Неаполя.
Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес — придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор.
Однако умрёт он всё равно в бедности и безвестности 2 сентября 1652 года — к тому времени и Испания, с которой отождествлял себя Спаньолетто, погрузится в катастрофический кризис, потеряет территории и имперское величие.
Принято считать, что красота и уродство одинаково притягивают великих художников. Но это, пожалуй, неправда. Диковинное и безобразное интересовало Риберу гораздо острее, гораздо интенсивнее.
На одну прекрасную, как ангел, «Святую Инессу» приходится добрых три десятка мучеников с изможденными телами и искаженными лицами. А чувственной и красивой «Марии Магдалине» противостоит куда более впечатляющая «Св.
Мария Египетская» — полуобнажённая, постаревшая, с обвисшей грудью и ввалившимися щеками, но пылающим верой взором. Дух, превозмогающий слабость человеческой плоти, — вот главная тема Риберы.
Где «маленький испанец», ставший большим художником, мог искать для себя натуру? Говорят, он не брезговал писать обветренные лица рыбаков и мозолистые руки крестьян, с особым тщанием зарисовывая морщины, бородавки и опухоли.
Пресловутая «испанская суровость» Риберы неизменно брала верх над изнеженностью итальянского маньеризма. Даже дети («Хромоножка», «Девочка с тамбурином«) в изображении Риберы более всего далеки от миловидности.
Кроме того, вокруг имени Спаньолетто всё время вились жутковатые и не лишенные оснований слухи о том, что он проводит целые часы в неапольских тюрьмах, зарисовывая, как корчатся под пытками заключенные.
Но в этом Рибера был не одинок. Не его одного занимало диковинное и страшное. Этим интересом проникнуто всё искусство и быт эпохи барокко. Трудно представить себе королевский двор без карликов и уродов. Всё выходящее за рамки нормы любил и герцог Алькала.
Это он однажды привёл в мастерскую Спаньолетто Магдалену Вентуру — немолодую бородатую женщину, чтобы художник запечатлел ошибку природы. К чести Риберы нужно сказать, что он не педалирует уродство.
Не глумление, но человеческое сочувствие художника читается в усталых лицах бородатой женщины, изуродованной взбесившимися гормонами, и её несчастного мужа. В этом — весь Рибера.
Художник и знаток искусства Пачеко, увидев картины Спаньолетто среди других первоклассных работ в коллекции герцога де Алькала, воскликнул: «Только картины Риберы кажутся живыми, а остальные — нарисованными».
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/artists/1229~Khose_de_Ribera
Хусепе Рибера “Бородатая женщина”. Аллегория или портрет?
Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.
Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.
Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.
Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.
Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?
История Магдалены Вентура
Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.
На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.
Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.
Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.
На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.
Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек.
Мода на аномалии
Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.
Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org
Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Любопытные детали картины
Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.
Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.
Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.
Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?
Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?
Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?
Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.
Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.
Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com
О других картинах сериала читайте в статье “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/ribera-borodataya-zhenschina/