Гротесковый портрет старухи («безобразная герцогиня»), квентин массейс

12:03, 11 сентября 2017 Лайк   12   387

  • Карикатура
  • Уродливая герцогиня
  • Маргарита Маульташ

Ну вот, побывала в северной Италии. Италия-то северная, но территория на севере страны – это самый нижний, самый южный кусочек Тироля.

И кроме осмотра всяких немыслимых красот я там зацепила ещё темку – старинные тирольские семейства, Траутмансдорфы например.

Пока что-то там выискивала про Траутмансдорфов, натолкнулась на интереснейший феномен под названием безобразная (или уродливая) герцогиня. И уж тут открылось столько всяких аспектов, что грех не покопаться в этом:)

Карикатура

Слово карикатура, как оказалось, имеет итальянские корни. Caricare означает нагружать, преувеличивать.

Почему ж и тут не обошлось без Италии? Да потому что основателями этой формы искусства считают итальянских живописцев – братьев Агостино и Аннибале Каррачи. И про Леонардо да Винчи тут можно вспомнить.

С одной стороны маэстро неустанно искал идеальные пропорции человеческого тела, результат этих поисков визуально зафиксирован в знаменитом рисунке Леонардо Витрувианский человек:

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

С другой стороны художник питал интерес к исследованию всякого рода аномалий в человеческом облике – это как бы обратная сторона медали. И один из ранних рисунков Леонардо можно тоже считать одной из первых карикатур:

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Это я так – кратенько о карикатуре, возможно кое-кто и так уже недоумевает: к чему я веду? Я всё объясню чуть позже, а пока не могу удержаться от описания такого крайне любопытного факта.

Бонопарт Наполеон очень болезненно воспринимал карикатуры на себя.

Поэтому во время Отечественной войны 1812года, гениальный Михаил Кутузов придумал дополнительный вид оружия: психологическая кампания против врага с использованием карикатур на императора!

Уродливая герцогиня

Искусствоведы предполагают, что существовала ранее какая-то неизвестная нам картина, которая послужила источником сюжета как для Леонардо, так и чуть позже для другого художника – Квентина Массейса из Фландрии. Предположительно в 1513 году он создал картину под названием Уродливая герцогиня.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

И это, конечно же, насмешка, карикатура! Мало того, что умышленно и утрированно деформированы все черты лица – это бы ещё ладно, можно поверить , что природа так распорядилась. Но это показное кокетство: оголенная грудь, корсаж, алый бутон в руке – при том, что герцогиня, мягко говоря, не молода и не прекрасна собой!

Но можно ли считать картину портретом? Изобразил ли художник реальную даму? На этот счет существует два взаимоисключающих ответа:

  1. Нет. Это как бы собирательный, абстрактный образ. Как Витрувианский человек служит эталоном идеальных пропорций, так Безобразная герцогиня напротив собрана из отдельных черт, каждая из которых есть противоположность идеалу красоты. Доказательством этой версии может послужить наличие идентичных изображений у разных художников. Кроме уже упомянутых работ Леонардо и Массейса, практически то же лицо встречается и у Вацлава Холлара в “Королеве Туниса”, и в иллюстрациях к Алисе в стране чудес у Джона Тенниела.
  2. Да. Этот ответ более подобен народным преданиям. Но преданиям очень распространенным. Кого же считают прототипом Уродливой герцогини? А вот кого – графиню Маргариту Маульташ, последнюю правительницу независимогоТироля.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Вацлав Холлар, Королева Туниса

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Джон Тенниел, иллюстрация к Алисе в стране чудес

Маргарита Маульташ

Лично я склонна поддерживать первую версию, невзирая на свою любовь ко всякого рода легендам.

Есть и другая причина для такого моего мнения: если в историческом описании я встречаю названия мест, где побывала лично – для меня эти места и люди, их населявшие, становятся как бы родными. А читая про Маргариту, я встретила два названия – Больцано и Мерано.

Я ведь только что оттуда и не просто побывала, а неумно восхищалась! Поэтому первый эмоциональный порыв: защитить Маргариту от этой исторической клеветы!

Но что ещё пишут? Существует устойчивая традиция, согласно которой эту графиню считают самой, мягко говоря, несимпатичной женщиной в истории. В своё время с огромным интересом и удовольствием читала “Безобразную герцогиню” Л. Фейхтвангера. Эта книга о ней, о Маргарите Маульташ. И там она описана как какая-то безобразная жаба.

Но была ли Маргарита действительно так некрасива в жизни? Боюсь, этого мы не узнаем уже никогда. Но во всяком случае, и так безоговорочно принимать факт её уродства я тоже не собираюсь. Потому как имеются – достоверные или нет – свидетельства современников: она была если не красавицей, то весьма привлекательной особой.

На портрете 16-го века графиня Тироля изображена такой себе симпотягой:

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Сдаётся мне, что слухи о внешнем уродстве были вызваны скорее всякими эпатажными событиями из жизни этой женщины.

Весьма скандальным оказался её  первый брак, за ним последовали войны, отлучение от церкви, отречение от своих владений, запрет на посещение Тироля в конце жизни.

Маргарита имела и политических противников, и личных недоброжелателей. Думается, что всё это вместе взятое и заклеймило графиню, как самую уродливую женщину…

Источник: https://turov.top/cultura-traditcii/byila-li-grafinya-tirolya-bezobraznoy-gertsoginey.html

С праздником, милые дамы!

Дамы!
С весенним праздником!
Надеюсь, все оценят юмор:)

Герцогиня, может, и безобразная, но вот крохотная розочка в её пальчиках, говорит о нежных чувствах. Весна входит в любое сердце.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс
Квентин Массейс. Безобразная герцогиня, ок. 1513

  • Холст, масло. 64,0 × 45,5 см , Национальная галерея, Лондон
  • На вебинаре, посвящённом готике, я показывала исторический портрет “Безобразной Герцогини” Маргариты Маульташ, – теперь же можем дополнить информацию восхитительными шалостями нескольких художников.
  • Интересные факты, связанные с этим портретом:
  • Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Рисунок, Леонардо

Сведения разноречивы, ИБО. За древностью лет.

Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции». Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях.

Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской.

Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

«Королева Туниса», Вацлав Холлар

По мнению  автора книги «Аннотированная Алиса»Мартина Гарднера, прообразом Герцогини Тенниела была реально существовавшая историческая личность — Маргарита Маульташ, какой она изображена на картине фламандского художника XVI века Квентина Массейса «Уродливая герцогиня». Маульташ имела репутацию самой уродливой женщины в истории.

  1. Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс
  2. Джон Тенниеэл, иллюстрация  к “Алисе в стране чудес”
  3.  Illustration by John Tenniel, published in 1865 in Alice’s Adventures in Wonderland.
  4. Настоящей  Маргарите Маульташ посвящён роман Лиона Фейхтвангера “Безобразная герцогиня”, интересный для тех, кто любит исторические романы или самого писателя ( я , например). Вот её  портрет 16 века

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Герцогиня очень лихо правила Тиролем и не раз проявляла неженское мужество и недюжинный ум!

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Историческая справка:

Маргарита Маульташ (нем. Margarethe Maultasch; 1318 — 3 октября 1369) — графиня Тироля в 1335—1365 годах, последняя правительница независимого Тирольского графства. Согласно популярной традиции, считается самой уродливой женщиной в истории.

Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), и Адельгейды Брауншвейг-Грюбенхаген. Её старшая сестра Адельгейда умерла в возрасте восьми лет в 1325 году.

В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии].

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

Скандальный брак

В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано. Папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, и её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт.
Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа — Маргарита не впустила Иоганна Генриха, вернувшегося с охоты, в замок, в Тироле никто не дал ему убежища, он нашёл приют лишь у патриарха Аквилейского, и новый брак тирольской графини стали широко известны в Европе. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.
В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позднее Карл помирился с Людвигом и Маргаритой.

В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года.

Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией.

Читайте также:  Сад любви, рубенс, 1632

При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.

  • ===================================
  • ВСЕ ПОДРОБНОСТИ У ФЕЙХТВАНГЕРА!
  • С праздником ещё раз))))))))))))))))))))))))))))))))))))

А кроме того – подарок,  нежный и лиричный, сохраняйте, пожалуйста с помощью правой кнопки! Презентации в браузере не открываются!

СКАЧАТЬ ПОДАРОК

Источник: http://arthistoryonline.ru/dopolnitelnyie-materialyi/s-prazdnikom-milyie-damyi/

Квентин Массейс Уродливая Герцогиня

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club – сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности). Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина Массейса, часто рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую, вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы.

203 года назад родился Джеймс Педжет – один из основателей патологоанатомии. Сэр Джеймс ПеджетДжеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Сегодня у нас медицинский текст, которым мы с удовольствием делимся.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы.

Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес» Джон ТенниелПервоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Маргарита и Людвиг были отлучены от церкви, а на Тироль наложен интердикт.

В народе о ней стали слагать легенды. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие и чуть было не умер от инфекции из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску.

В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы. В 1816 г. Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги».

В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище «Маульташ» (нем. Таким образом Тироль потерял независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.

Каждый день у нас публикуется текст из истории науки. Против раздела, однако, выступили сами тирольцы. В 1360-ых гг.

Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. Портреты более позднего времени изображали внешность Маргариты нейтрально.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Кто поставил диагноз Уродливой герцогине

Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому, должно было создать впечатление о графине как уродливой шлюхе.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура— оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел». Ее прозвище Маульташ трактовали по разному: пельмень (маульташ – тирольское национальное блюдо наподобие пельменей), рот кошельком (оба прозвища очевидно должны были отражать непривлекательную внешность графини), проститутка (вероятно, как следствие светского брака с Людвигом Баварским). В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось.

Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек.

Папская курия не признала развода.

Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала. ».

Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Современные Маргарите хронисты описывали её как очень красивую женщину. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Согласно договору 1282 года владения Горицко-Тирольского дома должны были перейти к Габсбургам. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».

В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году).

Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Скандальный брак тирольской графини стал широко известен в Европе. Тем не менее, за Маргаритой Тирольской закрепилась репутация редкостной уродины.

между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам.

Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп.

В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.

Модель круглого червя Trichinella spiralisDavid Ludwig/Wikimedia CommonsПосле сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). В соответствии с договором, заключённым в 1282 гг. Вот таким образом следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Один из авторов блога, помимо всего, трудится научным редактором портала Indicator. Ru. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

Согласно традиции Маргарита считается самой уродливой женщиной в истории. Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas.

После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать).

Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала. ».

Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского.

Читайте также:  Музей естествознания в вене, австрия

Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club — сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности).

В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал.

Страшно красиво: топ-10 уродливых картин, которые стоят миллионы

В сентябре 1342 года Маргарита вышла замуж за Людвига Баварского, сына императора.

За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название граничит с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).

Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. «Уродливая герцогиня» Квентин МассейсВ честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал.

В 1335 году умер отец Маргариты, Генрих Хорутанский.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Квентин Массейс «уродливая герцогиня»

Вот таким образом следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне и он редко работал меньше 16 часов в сутки.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kventin-masseys-urodlivaya-gercoginya/

Картина «Безобразная герцогиня» Квентин Массейс

«Гротесковый портрет старухи» или «Безобразная герцогиня», Квентин Массейс

В каждую эпоху в каждом месте мира существовал определенный идеал красоты. Красота — это хорошо, но, когда она на всех картинах одинаковая, становится скучно. «Во внешности не должно быть отклонений от нормы» — диктовала мода. Но Квентин Массейс решил сделать все с точностью наоборот.

Карикатура

Особенности внешности «герцогини» были не просто блажью художника. Массейс хотел высмеять ее желание выглядеть молодой и привлекательной, игнорируя возрастные изменения. Героиня полотна — это образ давно не молодой и больше не подходящей под стандарты внешности женщины.

рисунок Леонардо да Винчи

Но явные аномалии во внешности «герцогини» — это признак не старости, а болезни Педжета. У Массейса не было никакой натурщицы. Основой картины послужил набросок Леонардо да Винчи, который увлекался медициной и писал работы по анатомии. Можно переложить, что да Винчи срисовал интересный с медицинской точки зрения случай, а Массейс уже использовал его для создания карикатуры.

Для сатиры над этой темой больше подойдет полотно Бернардо Строцци «Старая кокетка». По-моему, оно будет более честным в плане внешних особенностей.

«Старая кокетка», Бернардо Строцци

«Безобразная герцогиня» в массовой культуре

Специфичный образ ушел в массы. Его часто стали применять на тех, кто не нравится. Например, карикатура на королеву Туниса, принцессы Порчи, графиню Маргариту Тирольскую. «Герцогиня» даже появляется, как персонаж, в сказке Кэрролла «Алиса в стране чудес».

«Королева Туниса», Вацлав Холлар иллюстрация к «Алисе в стране чудес», Джон Тенниел

Интересный факт

Смех у современников художника вызывала не внешность женщины с картины, а ее одежда. Подобный стиль давно устарел. Полотно было написано в начале 16 века, а головной убор, как на «герцогине» перестали носить до 1450 года.

Что думаете про «герцогиню»? Правильно ли подобрал образ художник для подобной сатиры? И как вы относитесь к карикатурам?

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии и ставьте пальцы вверх!)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d05a3fa818600ae386814/5c9f23a53dd2f700b3b09d69

Читать онлайн "Лондонская Национальная галерея" автора Майкапар А. — RuLit — Страница 11

Квентин Массейс (1466–1530) Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня») Около 1513. Дерево, масло. 64,2×45,5

Квентин Массейс — один из крупнейших представителей антверпенской школы живописи. С него обычно начинают историю нидерландского Возрождения.

Картина «Гротесковый портрет старухи» всегда привлекала внимание, по-разному интерпретировалась, долгое время как сатира на старость. В этом ключе анализировался тот факт, что Леонардо да Винчи, питавший интерес ко всяким аномалиям, сделал с нее два рисунка.

В данном ряду уместен гораздо более поздний пример — работа Б. Строцци «Старая кокетка» (около 1637), хранящаяся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. В пользу такой трактовки говорит цветок в руке «герцогини», традиционный символ бренности в европейской живописи.

Но возможно и другое объяснение появления этого произведения. Как установили медики, на нем изображена женщина, страдающая болезнью Педжета — редким недугом, характеризующимся аномалией строения костей.

Если так, то работа — не карикатура, а раннее свидетельство заболевания, которое было изучено и описано сэром Джеймсом Педжетом лишь в 1877. Картина в данном случае оказывается одновременно и «монументом» (творением искусства), и «документом» (историческим свидетельством в той или иной области).

И если первое — цель художника, то второе, как правило, — непроизвольное следствие творчества. Восприятие и оценка шедевра в значительной степени зависят от точки зрения зрителя.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Дама в соломенной шляпке Около 1625. Холст, масло. 79×55

Питер Пауль Рубенс — великий фламандский художник, как никто другой воплотивший жизненность и чувственность европейской барочной живописи. Хотя он был знаменит масштабными работами на мифологические и религиозные темы, также являлся виртуозным мастером пейзажа и портрета.

Шляпа — столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность! Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером? Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.

Рубенс и себя не раз писал в ней. Вспоминаются слова Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол» — не верь глазам своим». Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).

Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского — «фетр»).

На картине изображена прекрасная женщина — Сусанна Фурман, дочь антверпенского торговца гобеленами и шелком, вышедшая замуж. Мастер написал ее свадебный портрет с обручальным кольцом, которое привлекает к себе внимание и могло бы, как и шляпа, фигурировать в названии в качестве отличительной детали работы.

В 1630 Рубенс взял в жены ее младшую сестру Елену. Он создал столь же восхитительный портрет супруги в подобной шляпе, где ее никто не назвал «соломенной»!

Антонис ван Дейк (1599–1641) Конный портрет Карла I Около 1637–1638. Холст, масло. 367×292,1

Антонис ван Дейк — фламандский живописец, мастер портрета, мифологической и религиозной картины, офорта.

В 1625 Карл I стал преемником своего отца Якова (Джеймса) I как король Великобритании и Ирландии. С 1632 Ван Дейк был назначен придворным художником и постоянно писал короля и его супругу, королеву Генриетту Марию.

Всего он создал 35 портретов монарха, семь из них — конные. Эти картины полностью удовлетворяли короля, поскольку передавали его убежденность в божественном предназначении править страной.

Ван Дейк своим искусством утверждал титул — «Карл — король Великой Британии».

На данном портрете Карл I представлен как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке, как если бы руководил своими рыцарями. Он облачен в так называемые гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI веке в Гринвиче в Англии).

Показательно, что работа, вероятно, преднамеренно напоминает «Портрет императора Карла V перед битвой при Мюльберге» кисти Тициана (1548), хранящийся в Прадо в Мадриде. На ней император тоже предстает как воин, он только что одержал победу над Протестантской лигой в Мюльберге.

Сравнение портрета Ван Дейка с произведением Тициана должно было внушить зрителю мысль о Карле I как о таком же защитнике веры.

Источник: https://www.rulit.me/books/londonskaya-nacionalnaya-galereya-read-429974-11.html

Уродливая герцогиня — это… Что такое Уродливая герцогиня?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 июля 2011.
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.
Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа — желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Рисунок, Леонардо

Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом.

Читайте также:  Утро в горном селении, семен афанасьевич чуйков, 1967

Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка[1].

По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела[2].

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Портрет жены, Ян ван Эйк

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях.

Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской.

Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

«Королева Туниса», Вацлав Холлар

По мнению автора книги «Аннотированная Алиса» Мартина Гарднера иллюстратор первого издания «Алисы в стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Массейса[3].

См. также

  • Безобразная герцогиня
  • Маргарита Маульташ

Примечания

  • «Уродливая герцогиня» в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/235908

Читать

Карел ван Мандер

Книга о художниках

Карел ван Мандер и его «Книга о художниках»

1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») — первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда — Карел ван Мандер (1548–1606) — был человеком типичным для своего времени.

Ученик нидерландского художника и поэта Лукаса де Хере, он с юности был приобщен к гуманистической культуре, проявлял живой интерес к античным авторам, занимался не только живописью, но и литературным творчеством. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств».

Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма.

Предпринятая затем Мандером поездка через Базель в Вену, где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением.

Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства.

С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый живописец нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Вместе с тем, обладая всеми признаками переходности, художественная культура этого периода была во многом неповторима. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Именно тогда, впервые в истории, рисунок — искусство более интеллектуальное, нежели чувственное, — выделяется в самостоятельную сферу художественного творчества. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи»[1]. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической, или «ученой», поэзией; некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве; развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны, и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства; склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма.

Карел ван Мандер был как раз из тех, кто охотно чередовал кисть живописца с пером писателя, причем его литературный дар был, пожалуй, значительнее и оригинальнее художнического. Мысль написать книгу для живописцев и о живописцах возникла у него, возможно, еще в юности.

Вдохновляющим примером мог быть его первый учитель — Лукас де Хере, биография которого открывает второй том настоящих жизнеописаний. Сын скульптора и художницы, человек одаренный и широко образованный, знаток древностей, он, несомненно, оказал большое влияние на своего ученика.

Его перу помимо поэтических произведений принадлежала дошедшая до наших дней лишь во фрагментах и, возможно, оставшаяся незаконченной стихотворная книга о живописцах, о которой упоминает Карел ван Мандер: «…Он начал описывать в стихах жизнь художников, но, как я ни старался, не мог отыскать этого начатого им произведения, которым, хотя и в малой степени, хотел воспользоваться сам или же напечатать его». Вслед за учителем с юных лет Карел уделял много времени литературным занятиям: на первых порах, если верить биографу, они даже превалировали над живописью. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). По-видимому, именно это сочинение укрепило нидерландца в намерении создать нечто подобное на родном языке. Это подтверждается тем фактом, что, находясь в Италии, Карел ван Мандер начал собирать и записывать сведения о местных художниках, чьи жизнеописания отсутствовали в сочинении Вазари. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев».

Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св. Луки.

С этим голландским городом — одним из важнейших художественных центров Северных Нидерландов — связан зрелый и наиболее плодотворный период его творчества. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру.

Имея за плечами путешествие в Италию, Карел ван Мандер играл в этом содружестве ведущую роль.

Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них — харлемской камеры «Белая гвоздика»).

В Харлеме началась и педагогическая деятельность Мандера. По сообщению биографа, у него было много учеников.

Цель «Книги живописцев» и была, прежде всего, учебно-воспитательной: она должна была стать своего рода пособием для молодых художников, приобщая их к основам профессии, к классическому репертуару, служа иконографическим источником, демонстрируя примеры жизни и творчества выдающихся мастеров прошлого и предостерегая от ошибок и заблуждений; наконец, знакомя их с современными представителями художественного мира. Эта цель определила структуру книги, включавшей в себя шесть больших самостоятельных разделов (томов), каждый со своим посвящением:

  • I. Основы благородного истинного искусства живописи;
  • И. Жизнеописание античных художников;
  • III. Жизнеописание знаменитых итальянских художников;
  • IV. Жизнеописание знаменитых нидерландских и немецких живописцев;
  • V. Изложение «Метаморфоз» Овидия и толкование их символики;

VI. Как изображать, понимать и представлять фигуры.

Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи.

Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства; он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок, их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д.

, давая попутно массу практических советов. Он знакомил читателя с известными в ту пору жанрами, причем в отличие от итальянских авторов посвятил отдельную главу пейзажу, который зародился и получил интенсивное развитие в заальпийских странах — Нидерландах и Германии. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение.

Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов, издавна питавший классическое искусство.

Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=279591&p=24

Ссылка на основную публикацию