Геракл и деянира, адриан ван дер верфф, 1699

Адриан ван дер Верфф (1659–1722) Геракл и Деянира 1699. Дерево, масло. 38,5×27,8

Адриан ван дер Верфф, один из известнейших голландских живописцев своего времени, прославился полотнами на античные сюжеты. Его пронизанные тонким эротизмом образы имели большой успех у европейских аристократов. Художник был приглашен в Гейдельберг, ко двору Иоганна Вильгельма, курфюрста Пфальца, где получил признание и прожил вплоть до смерти этого государя.

История любви Геракла и Деяниры, заимствованная из древнегреческой мифологии, была очень популярна в классическом искусстве XVII–XVIII веков. Отважную красавицу Деяниру Геракл взял в жены по просьбе ее погибшего брата, этолийского героя Мелеагра, которого встретил в Аиде.

Однажды, услышав, что возлюбленный собирается жениться на другой, и желая напомнить о совершенном ради нее подвиге, Деянира пропитала хитон кровью кентавра, убитого защищавшим ее Гераклом, и послала его мужу. Но кровь, в которую со стрелы героя попала желчь лернейской гидры, стала ядом и вызвала мучительную смерть Геракла. Узнав о том, что погубила мужа, Деянира покончила с собой.

Эта трагическая история была хорошо известна образованным людям XVII–XVIII столетий, она стала образом «идеальной» любви.

В картине Адриана ван дер Верффа античный сюжет — лишь повод для изображения красивой пары: мужественного, сурового Геракла и прекрасной, нежной Деяниры. Свое внимание художник сосредоточивает на женской фигуре, которая выделена ярким светом и оттенена красным шелком покрывала.

Искусство XVIII–XIX веков

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Антон Граф. Портрет Иоганна Готлиба. Конец 1790-х

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Венцель Лоренс Рейнер (1689–1743) Натюрморт с черепом. Около 1710. Холст, масло. 35×29

Венцель Лоренс Рейнер прославился во второй половине XVII–XVIII веке в качестве декоратора дворцов и замков Чехии. Он писал также и станковые картины, которые ныне представлены в пражской Национальной галерее.

«Натюрморт с черепом» — одна из таких работ. Она представляет собой типичный образец известных в то время композиций, которые назывались «Memento mori» (с латинского — «помни о смерти») или «Vanitas» (с латинского — «пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность»).

Целью подобных изображений было напомнить людям, что мирские удовольствия — лишь обман, человек смертен и ему в течение краткого срока земного бытия нужно не увлекаться плотскими радостями, а думать о Боге и готовить себя к вечной жизни. Этот тип натюрморта, зародившийся в XVII столетии в университетском Лейдене, получил название «ученый».

Он требовал от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.

Иногда на представленных на картине страницах книг или свитках можно было прочесть цитаты из Святого Писания или из произведений античных авторов, посвященные теме «суеты сует»: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой» (из Книги пророка Исаии), «Прошедший мимо розы, не ищи ее более» (Гораций).

Но к XVIII веку этот смысл уже подразумевался сам собой, и картины не нуждались в пояснениях. Натюрморт Рейнера лаконичен, в нем показан только череп — символ бренности, лежащий на свернутом, пожелтевшем от времени листе бумаги, который обычно служил образом бесполезных перед лицом смерти знаний. Вырисовывающееся на темном фоне изображение весьма натуралистично, отчего его суровый смысл становится наглядным и даже пугающим.

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Франц Антон Гартман (1694–1728) Пейзаж со сценой охоты на медведя. Первая треть XVIII века. Медь, масло. 31,1×38,7

Небольшая по размеру картина на меди Франца Антона Гартмана, изображающая пейзаж со сценой охоты на медведя, благодаря своей четкой, классической композиции выглядит весьма внушительно и величественно. Могучие деревья с раскидистыми кронами обрамляют группу загонщиков с собаками, атакующих бурого медведя, а за опушкой леса открывается широкий вид на просторную, светлую горную долину.

Изображение делится на три плана: впереди разворачивается динамичная многофигурная сцена охоты, в глубине картины можно увидеть элегантную даму и кавалера, гордо восседающих на красивых, породистых лошадях, а вдали — тонущие в голубоватой дымке контуры невысоких гор.

На темном переднем плане фигуры людей и животных, отчетливо выявленные цветом и светом, объяты движением и одержимы азартом борьбы. Вторит этой неистовой схватке и природа: стволы и корни дубов изгибаются, на трепещущих от ветра листьях деревьев играют беспокойные солнечные блики.

Занятые друг другом всадники пребывают в ином, гораздо более спокойном настроении. Эту пару аристократов мало заботит драматическое действо. Для них охота — лишь увеселительная прогулка и повод для флирта на фоне красивого пасторального пейзажа. Совершенно безмятежна природа на заднем плане картины.

Тихая и ясная долина дышит миром. Сюда не доносятся ни ярость битвы, ни волнения влюбленных сердец.

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Антонио Каналетто (1697–1768) Лондон. Темза с видом на город и собор Святого Павла 1746–1747. Холст, масло. 118×238

В период 1746–1750 венецианский живописец Антонио Каналетто, прославившийся изображением ведут, то есть городских видов, работал в Англии, куда был приглашен почитателями его таланта.

Годы, проведенные в столице страны, для мастера были очень плодотворными: там он создал даже автопортрет на фоне собора Святого Павла.

Как и в Венеции, в Лондоне Каналетто писал соборы, дворцы и сцены многолюдных празднеств, однако лучшими его работами были изображения широких водных просторов.

В коллекции Национальной галереи Праги ныне хранятся две такие ведуты. Одна из них, «Лондон. Темза с видом на город и собор Святого Павла», изображает широкую спокойную гладь реки, по которой чинно движутся нарядные королевские галеры, снуют лодки мелких торговцев и небольшие парусные корабли.

Вдалеке за Темзой показан оживленный берег Лондона, на горизонте различимы силуэты зданий и грандиозный купол собора Святого Павла.

Использование камеры-обскуры дает художнику возможность точно зафиксировать ракурс избираемого пейзажа и верно, согласно правилам прямой перспективы, выстроить пространство картины.

Каналетто с топографической точностью запечатлевает на ведуте панораму Лондона, создавая, по своему обыкновению, настоящий портрет этого города.

Но, будучи истинным итальянцем, он намеренно избирает для композиции те черты облика английской столицы, которые напоминают ему далекую родину: купол собора вызывает в памяти образ собора Святого Петра в Риме, нарядные суда похожи на гондолы Венеции, а солнце светит по-южному приветливо.

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Антонио Каналетто (1697–1768) Вид на Лондон 1747. Холст, масло. 118×238

Иначе решена другая написанная в Англии картина Каналетто, представляющая вид на Лондон. Ведута, построенная по принципу угловой перспективы, открывает панорамный вид на широкую реку, окруженную впечатляющими постройками.

Здесь показана Темза в ранний предрассветный час, когда деловая суета еще не успела охватить прибрежные кварталы, в темной воде отражаются кучевые облака, а розовые отблески зари вступают в перекличку с красноватыми стенами дворцов.

Легкие суда, скользящие по прозрачной глади реки, не нарушают ее величественного покоя, они кажутся крошечными по сравнению с необъятным водным простором.

Высокая точка зрения, выбранная художником, не позволяет зрителю рассмотреть все неприглядное и мелкое, а дает возможность любоваться спокойной красотой дальнего вида. Утро прохладно и пронизано влагой — это атмосфера северного города, чьи краски сдержанны и глубоки, а воздух плотен и свеж.

Каналетто варьирует силу тона, передавая все более дифференцированные градации света и тени, смягчая геометрическую четкость планов, объемов зданий, приводя к единому тональному звучанию цвета неба, облаков, воды и архитектуры. Картина создает не праздничное, а лирическое настроение, созвучное раннему утру просыпающегося города.

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 1699

Источник: https://dom-knig.com/read_188580-8

Адриан ван дер Верфф

Автопортрет

(Adriaen van der Werff) (21 января 1659, неподалеку от Роттердама – 12 ноября 1722) голландский художник, старший брат Питера ван дер Верффа. Критиками считается выразителем среднего уровня искусства своего времени.
Учился рисованию у Корнелиса Пиколе и Эглона Хендрика ван дер Нера.

После завершения образования жил и работал в Роттердаме. В 1696 году его посетил курфюрст Пфальца Иоганн Вильгельм и заказал два полотна: свой портрет и тему «Соломоново решение», по исполнении которых назначил мастера своим придворным художником и в 1703 году возвёл в рыцарское звание. Позднее А.

ван дер Верфф жил попеременно в Дюссельдорфе и в Роттердаме, где и скончался в 1722 году.
Работал в разных жанрах.

Главными темами произведений художника были библейская и древняя история, античная мифология, бытовые сценки, пасторали и миниатюры, отличавшиеся крайне тщательным и аккуратным исполнением.

Полотна ван дер Верффа высоко ценились современниками как за совершенное исполнение рисунка человеческого (женского) тела, так и за совершенное владение искусством передачи его цвета — от слоновой кости до блестяще-фарфорового оттенка кожи. Картины мастера охотно приобретались многими европейскими дворами.

Читайте также:  Музей истории искусств, вена, австрия

16 из них хранится ныне в мюнхенской Старой Пинакотеке, 12 — в Дрезденской галерее. Кроме того, работы ван дер Верффа можно увидеть в крупнейших музеях Санкт-Петербурга (Эрмитаж), Берлина, Парижа, Лондона, Амстердама, Роттердама, Дюссельдорфа, Бонна, Энсхеде и других городов.

(Биография взята (в основном) с Википедии).

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 16991. Либерия, 2000. Серия «К 200-летию Государственного музея Рейксмюсеум. Живопись голландских мастеров». На одной из марок, номиналом 20 долларов картина Адриана ван дер Верффа «Пастух и пастушка».

Геракл и Деянира, Адриан ван дер Верфф, 16992. Сьерра-Леоне, 28 ноября 1984. Серия «Рождество в живописи». На марке номиналом 3 леоне картина Адриана Ван дер Верффа. Скотт 669 (А96)

3. Вануату, 12 ноября 1980. Серия «Рождество в живописи». На марке номиналом 30 новогибридских франков – картина Адриана Ван дер Верффа «Отдых на пути в Египет».  Скотт 299 (А54).

Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2013/05/30/adriaen-van-der-werff/

Читать онлайн "Национальная галерея Прага" автора Акимова Т. — RuLit — Страница 13

В «Натюрморте с фруктами и чашей» Миньон проявил максимум своих умений: тонко и скрупулезно прорисованы детали изображаемых объектов, их формы красивы и изящны. Пирамидальная композиция выверена и уравновешена, в ней каждый предмет занимает строго определенное его символическим значением место.

Картина наполнена философско-религиозными ассоциациями в духе «vanitas» — аллегории бренности земного существования человека.

Здесь можно видеть раскрытые и перевернутые раковины, олицетворяющие пустые плотские удовольствия, и наполовину очищенный лимон, который, как мирские соблазны, обманывает своей внешней привлекательностью, будучи кислым внутри, и сломанные ветки растений — образы скоротечности и бренности жизни.

Поодаль располагаются предметы, призванные напомнить о спасении души: лопнувший плод граната и белый хлеб — символы жертвы Христа, прозрачный сосуд с чистой водой — знак Крещения.

Адриан ван дер Верфф (1659–1722) Геракл и Деянира 1699. Дерево, масло. 38,5×27,8

Адриан ван дер Верфф, один из известнейших голландских живописцев своего времени, прославился полотнами на античные сюжеты. Его пронизанные тонким эротизмом образы имели большой успех у европейских аристократов. Художник был приглашен в Гейдельберг, ко двору Иоганна Вильгельма, курфюрста Пфальца, где получил признание и прожил вплоть до смерти этого государя.

История любви Геракла и Деяниры, заимствованная из древнегреческой мифологии, была очень популярна в классическом искусстве XVII–XVIII веков. Отважную красавицу Деяниру Геракл взял в жены по просьбе ее погибшего брата, этолийского героя Мелеагра, которого встретил в Аиде.

Однажды, услышав, что возлюбленный собирается жениться на другой, и желая напомнить о совершенном ради нее подвиге, Деянира пропитала хитон кровью кентавра, убитого защищавшим ее Гераклом, и послала его мужу. Но кровь, в которую со стрелы героя попала желчь лернейской гидры, стала ядом и вызвала мучительную смерть Геракла. Узнав о том, что погубила мужа, Деянира покончила с собой.

Эта трагическая история была хорошо известна образованным людям XVII–XVIII столетий, она стала образом «идеальной» любви.

В картине Адриана ван дер Верффа античный сюжет — лишь повод для изображения красивой пары: мужественного, сурового Геракла и прекрасной, нежной Деяниры. Свое внимание художник сосредоточивает на женской фигуре, которая выделена ярким светом и оттенена красным шелком покрывала.

Искусство XVIII–XIX веков

Антон Граф. Портрет Иоганна Готлиба. Конец 1790-х

Венцель Лоренс Рейнер (1689–1743) Натюрморт с черепом. Около 1710. Холст, масло. 35×29

Венцель Лоренс Рейнер прославился во второй половине XVII–XVIII веке в качестве декоратора дворцов и замков Чехии. Он писал также и станковые картины, которые ныне представлены в пражской Национальной галерее.

«Натюрморт с черепом» — одна из таких работ. Она представляет собой типичный образец известных в то время композиций, которые назывались «Memento mori» (с латинского — «помни о смерти») или «Vanitas» (с латинского — «пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность»).

Целью подобных изображений было напомнить людям, что мирские удовольствия — лишь обман, человек смертен и ему в течение краткого срока земного бытия нужно не увлекаться плотскими радостями, а думать о Боге и готовить себя к вечной жизни. Этот тип натюрморта, зародившийся в XVII столетии в университетском Лейдене, получил название «ученый».

Он требовал от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.

Иногда на представленных на картине страницах книг или свитках можно было прочесть цитаты из Святого Писания или из произведений античных авторов, посвященные теме «суеты сует»: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой» (из Книги пророка Исаии), «Прошедший мимо розы, не ищи ее более» (Гораций).

Но к XVIII веку этот смысл уже подразумевался сам собой, и картины не нуждались в пояснениях. Натюрморт Рейнера лаконичен, в нем показан только череп — символ бренности, лежащий на свернутом, пожелтевшем от времени листе бумаги, который обычно служил образом бесполезных перед лицом смерти знаний. Вырисовывающееся на темном фоне изображение весьма натуралистично, отчего его суровый смысл становится наглядным и даже пугающим.

Источник: https://www.rulit.me/books/nacionalnaya-galereya-praga-read-440381-13.html

Adriaen van der Werff

Adriaen van der WerffSelf-portrait, 1699.Born(1659-01-21)21 January 1659Kralingen, Dutch Republic (modern-day Netherlands)Died12 November 1722(1722-11-12) (aged 63)Rotterdam, Dutch Republic (modern-day Netherlands)NationalityDutchKnown forPaintingMovementBaroque
In this Dutch name, the family name is van der Werff, not Werff.

Adriaen van der Werff (21 January 1659 – 12 November 1722) was an accomplished Dutch painter of portraits and erotic, devotional and mythological scenes. His brother, Pieter van der Werff (1661–1722), was his principal pupil and assistant.

Life

At the age of ten he started to take lessons, two years later moving in with Eglon van der Neer, specializing in clothes and draperie. At the age of seventeen he founded his own studio in Rotterdam where he later became the head of guild of Saint Luc.

In 1696, he was paid a visit by Johann Wilhelm, Elector Palatine and his wife, Anna Maria Luisa de' Medici. The couple ordered two paintings to be sent to Cosimo III of Tuscany, Anna Maria Luisa's father, in Florence. During the next years Van der Werff traveled regularly between Düsseldorf and his home town.

In 1703, he became the official court painter and a knight, when his former teacher and predecessor Van der Neer died. Van der Werff, with a perfect technique, was paid extremely well by the Elector for his biblical or classical (erotic) paintings.

In 1705, he painted a portrait of Gian Gastone de' Medici, Grand Duke of Tuscany. In 1716, he lost his job when the Elector died because the treasury was empty.

Van der Werff became one of the most lauded Dutch painters of his day, gaining a European reputation and an enormous fortune.

Arnold Houbraken, writing in 1718, considered him the greatest of the Dutch painters and this was the prevailing critical opinion throughout the 18th century: however, his reputation suffered in the 19th century, when he was alleged to have betrayed the Dutch naturalistic tradition. In the Victorian Age people could not appreciate his art, so most of his work went into the cellars of the Alte Pinakothek.

Van der Werff also practised as an architect in Rotterdam, where he designed a few houses.

Works

  • Hedwig Elisabeth (1673)
  • Family Portrait (1680-1689)
  • Children Playing Before a Hercules Group (1687)
  • Shepherd and Shepherdess (1689)
  • Flora with Putti Strewing Flowers (1696)
  • Diogenes (1699)
  • Sarah Presenting Hagar to Abraham (1699)
  • Maria Anna Luisa (1700)
  • Portrait of Johann Wilhelm, Elector Palatinate (1700)
  • Portrait of John Churchill Marlborough (12 December 1701)
  • Adam and Eve (c. 1711)
  • Homage to the Arts (1713)
  • Mary with the Christ-child and John the Baptist (1715), mahogany, 46 x 34 cm, Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden
  • The Holy Family and Infant Saint John the Baptist (1715)
  • The Judgement of Paris (1716)
  • The Annunciation (1718), transferred from oak to canvas, 71 x 52 cm, Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden
  • Mucius Scaevola, pencil on paper. 29.4 × 20.6 cm. Herzog Anton Ulrich-Museum, Braunschweig (Brunswick)
  • Noli me tangere (1719)
  • Nymphes dasant (1720), also painted by his brother
  • Perkeo, uncertainly painted this portrait, painted by Johann George Dathan
  • Portrait of Simon Martin Haake
  • Portrait of Mary II of England, also painted with Étienne-Jehandier Desrochers
  • Portrait of Friedrich von Schomberg
  • Portrait of William II of England, also painted with Étienne-Jehandier Desrochers
  • The Visitation, ink, washed on paper, 29.4 x 20.6 cm. Herzog Anton Ulrich-Museum, Braunschweig (Brunswick)
Читайте также:  Музей луксора, египет

Gallery

  • Noli me tangere (1719)

  • Nymphes dansant (1720), also painted by his brother

  • Adam and Eve (c. 1711)

  • Shepherd and Shepherdess (1689)

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Adriaen_van_der_Werff

WERFF, Adriaen van der, ВЕРФ, Адриан ванн дер. Юпитер и Антиопа

Адриан ван дер Верф (1659-1722). Когда произносится имя голландского живописца Адриана ван дер Верфа, то мало у кого возникает ассоциация с определенной картиной или даже школой.

В свое время очень знаменитый, ван дер Верф ныне известен только узкому кругу специалистов по голландскому искусству. Он был одним из типичнейших представителей той эпохи, которая наступила вслед за расцветом голландского искусства в середине XVII столетия.

Будучи способным художником он, однако, не сумел подняться над средним уровнем искусства, а, напротив, стал его выразителем.

Ван дер Верф родился в окрестностях Роттердама и всю жизнь прожил в этом городе. Сначала он учился живописи у Корнелиса Пеколе, а потом у Е. ван дер Неера.

Его учителя были современниками великих живописцев Стена, Терборха, Хальса, Рембрандта, наконец это были художники одного поколения. Поэтому А. ван дер Верф тем или иным способом усваивал лучшие приемы их мастерства. Этому способствовала его природная одаренность.

Результаты учения не заставили себя долго ждать: в семнадцать лет ван дер Верф становится признанным историческим живописцем.

В это время голландская живопись приходит в упадок. Уже умерли Хальс, Рембрандт, Вермеер, через несколько лет за ними последуют Стен, Терборх, де Хох. Молодой художник несомненно ощущал себя наследником «великого поколения» голландских живописцев, продолжателем их дела. Но жизнь диктовала свое.

Изменились не только нравы и вкусы самих голландцев; изменилось настроение эпохи. Культурные и политические условия, которые сложились в стране, уже не могли способствовать расцвету демократического искусства. Напротив, все было направлено на процветание официального академического стиля.

И Адриан ван дер Верф пошел по проторенному пути славы и почестей.

Основа постигших голландское искусство перемен—в глубоких социальных изменениях всего голландского общества второй половины XVII века. Еще Рембрандт в значительной мере стал жертвой этих событий. Суть их заключалась в следующем.

То, что было достигнуто нидерландской революцией в XVI веке, демократические настроения бюргерства— все это перерождается. Бюргеры, которые становятся все более богатыми, начинают с завистью смотреть на аристократию. Они копируют ее, стремясь к той же роскоши в манерах, в одежде, в устройстве своей жизни, в быту.

Этот «псевдоаристократизм» становится господствующим стилем эпохи. Уже Николай Мае, некогда ученик Рембрандта и мастер сцен домашнего быта, преобразил претензии бюргерства в элегантный художественный стиль.

В дальнейшем его начинания продолжили Тенирс в роли придворного живописца, Франс ван Мирис с его салонной живописью и последовательный подражатель французского искусства Каспар Нетшер. Результатом этого процесса было окончательное проникновение идей французского академизма в голландское искусство.

В 1667 году в Амстердаме поселяется льежский мастер Герард Лересс, получивший впоследствии прозвище «нидерландского Пуссена».

Он основывает новое академическое направление в живописи, которое сознательно противопоставляет голландскому реализму. Своими классическими по форме и профессиональными по живописи композициями Лересс добился большого признания.

Почувствовав себя классицистом, он сформулировал свою теорию искусства в «Книге об искусстве», изданной в 1707 году в Амстердаме.

Художником, в котором современники усматривали блестящего представителя новой манеры и который соединил элегантный артистизм с лучшими живописными традициями своих старших современников, был Адриан ван дер Верф.

Будучи знаменитым он привлек внимание пфальцграфа Иоанна Вильгельма, который в 1696 году проезжал через Роттердам. Последний заказал художнику свой портрет, а также композицию «Суд Соломона». Исполненные заказы ван дер Верф сам отвез в резиденцию пфальцграфа—Дюссельдорф и имел там колоссальный успех как официальный портретист.

Действительно, портреты—самый удачливый для ван дер Верфа живописный жанр. Свидетельство тому—блестящий автопортрет из амстердамского Рейксмузеума (1699). Художник изобразил себя с палитрой в левой руке и одним из портретов собственного исполнения в правой.

Автор демонстрирует свою работу зрителю, как бы говоря: «Посмотрите, как они похожи! Они как живые!» И в самом деле он оживляет свои персонажи. Они сходят с холста, запутываясь в складках одежды своего создателя.

Ван дер Верф явно гордится не только своей картиной, но и самим собой. Он изображает себя в позе настоящего маэстро, благородного аристократа (через четыре года после написания этого автопортрета ему действительно даровали дворянство).

На шее массивная цепь с медалью, на которой выбит профиль Иоанна Вильгельма— знак монаршей милости.

И если автора этого автопортрета можно упрекнуть в излишней холодности и официальности, то, говоря о технике исполнения картины, можно только восторгаться. С высочайшим мастерством и достоверностью переданы складки бархатного плаща и шелковой куртки, лицо и фигура самого художника, как и персонажей портрета, буквально дышат жизнью.

Но Адриан ван дер Верф был не только потретистом. Его кисти принадлежат картины на исторические, мифологические и библейские темы. В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся десять его полотен. Причем подобные композиции ван дер Верфа более академичны и классичны, чем его портреты, в которых уже проглядывают черты стиля рококо.

Адриан ван дер Верф был истинным сыном своего времени. Ему не удалось преодолеть холодность и бездушность официального искусства, да и неизвестно, хотел ли он этого. Но его умение отражать реальную действительность было поистине мастерским. Этим художник через голову XVIII столетия предвосхитил XIX век. Ссылка на статью

Источник: http://int-ant.ru/about-institute/assembly/zapadnoevropeyskaya-zhivopis/verf-adrian-vann-der-yupiter-i-antiopa/

Верф, Адриан ван дер

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

Но богаче всех академиков представлен в Эрмитаже ученик Эглона ван дер Нэра, Адриан ван дер Верф, выдающийся и разносторонний художник, не только писавший исторические картины, бытовые сцены и портреты, но занимавшийся и зодчеством.

Ван дер Верф был когда-то в чрезвычайной милости у любителей, а ныне потерял ее и оказался в совершенной опале. Но ни то, ни другое отношение несправедливо. Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя.

Но и преувеличенный восторг меценатов XVII и XVIII века, забывших о настоящем величии и о подлинной красоте в искусстве, тоже не имеет оснований. Чистенькие, гладкие, точно на фарфоре писанные, картинки мастера раздражают отсутствием всякого чувства и навязчивой своей рассудочностью.

Но нельзя в них не видеть редкой искусности, а иные среди них привлекательны живостью красок, остроумными комбинациями действительно изящных форм (например, наше “Изгнание из рая”, 1700 год) или приятной, очень яркой светотенью (например, наша “Вирсавия, представляющая Давиду Ависагу”, 1696 год, или еще лучше “Лот и дочери”, 1711 год). О портрете самого художника и о его бытовых сценах мы уже говорили. Его религиозные композиции, имеющие вид уменьшенных церковных картин Альбани “Магдалина”, 1720 год, “Взятие Богоматери на небо”, “Положение во гроб”, 1703 год, “Св. Семейство” и “Ce человек”), — скучнее и мертвеннее всего остального.

Следующая глава

«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий При всех тех ужасах и преступлениях, о которых выше шла речь, империи не был чужд и некий плебейский демократизм… Вот, скажем, фигура императора Веспасиана (9—79 гг. н. э.), о котором Тацит говорил, что он – единственный

Блес, Херримет де
Изенбрандт, Адриан Ранний пейзаж представлен в Эрмитаже поэтичным и наивным “Бегством в Египет”, носящим имя Блеса (1480 — 1521?), и привлекательной по краскам картиной “Св. Иероним”, считающейся произведением Изенбрандта.

Броувер, Адриан
Фламандского происхождения был и Броувер. Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего

Венне, Адриан ван де Адриан ван де Венне; бывший придворным художником принцев Оранских, служил таким же точным протоколистом празднеств и всевозможных событий общественного значения, каким в портретной области был Миревельт. Венне достигает иногда удивительной

Читайте также:  Я и деревня, марк шагал - описание картины

Остаде, Адриан ван
Адриан ван Остаде представлен в Эрмитаже шестнадцатью картинами, из которых лишь одну невозможно оставить за ним. [158] Эти картины рисуют нам его развитие, и остается без иллюстраций лишь полоса в его творчестве, когда он превратился в изумительно

Вельде, Адриан ван дер
Адриан ван де Вельде, племянник не раз упомянутых Эзайаса и Яна, сын мариниста Виллема-старшего и брат мариниста Виллема-младшего, занимает в истории голландской живописи место рядом с Поттером, который был на 10 лет старше его. Адриан одно время

Верф, Адриан ван дер
Но богаче всех академиков представлен в Эрмитаже ученик Эглона ван дер Нэра, Адриан ван дер Верф, выдающийся и разносторонний художник, не только писавший исторические картины, бытовые сцены и портреты, но занимавшийся и зодчеством. Ван дер Верф был

Источник: https://culture.wikireading.ru/40564

Адриан ван дер Верфф

Адриан был сыном римского сенатора Публия Элия Афера, предки которого во времена Сципиона перешли из Адрии в Пиценум, в Италию, и Домиции Паулины. Отец Адриана достиг в своей карьере должности претора в Риме. Когда будущему императору было десять лет, он лишился отца.

Адриан воспитывался под опекой двоюродного дяди, императора Траяна, на внучке сестры которого он женился в 100 году. Именно Адриан первым сообщил Траяну, находившемуся в Колонии Агриппины (совр. Кёльн), о смерти Нервы. Он участвовал в войнах с Децебалом. Дважды награждался за отвагу и был избран в сенат.

Во время второго похода против даков Адриан сражался с задунайскими сарматами. В 108 году стал консулом. Через несколько лет воевал в Армении и Месопотамии. В 117 году сделан наместником Сирии, в Антиохии, где его провозгласили императором. О кончине Траяна в киликийском городе Селинус Адриан узнал 11 сентября 117 года.

Сирийские легионы провозгласили его императором, но Адриан был вынужден остаться в Сирии, того требовала создавшаяся там непростая ситуация.

Внешность и личные качества

«История Августов»:

Правление

Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил Траян. Прежде всего Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам. Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима.

Решив все проблемы на Востоке, император осенью 117 года покинул Антиохию. Но он направился не в Рим, а в низовья Дуная, где требовалось обуздать притязания роксолан, которые нарушали границы Дакии.

Сюда прибыли гонцы из столицы с сообщением, что в Италии был раскрыт заговор, возглавляемый Луцием Квиетом и соратниками Траяна. Вскоре сам Квиет был казнён. Но опасения, что Адриан будет править в духе Нерона или Калигулы, не оправдались. Адриан появился в Риме летом 118 года.

Его встретили с большой помпой. Кроме традиционных великолепных зрелищ, устроили и посмертный въезд Траяну, чья статуя стояла на колеснице.

Правление Адриана оказало роковое влияние на жизнь Палестины. Основание на месте Иерусалима города Элия Капитолина с храмом Юпитера Капитолийского (и, как полагают, запрет на обрезание) стало одной из причин восстания Бар-Кохбы (132 г.).

Восставшие были разгромлены в 135 году, а разорение страны, по результатам иудейско-римского противостояния, было колоссальным. Тысячи людей погибли, многие попали в рабство, а Иерусалим оставался городом Элия Капитолина, куда иудеям было вовсе запрещено входить.

На месте старого Храма действительно выстроили храм Юпитеру Капитолийскому.

Путешествия

В столице Адриан пробыл три года. После этого он отправился в первое путешествие — в Галлию и в провинции по верхнему Рейну и Дунаю. В треугольнике между этими реками император укрепил систему фортификаций. На следующий год он отправился в Британию, где начались работы по возведению Вала Адриана.

В 122 году император вернулся в Галлию. На юге в Немаусе он воздвиг храм в честь императрицы Помпеи Плотины, которая недавно скончалась. Зиму 122/123 годов Адриан провел в Испании, откуда отправился в Африку, в Мавретанию. Там ему пришло известие о грозившей Риму войне с Парфией и он поспешил явиться к месту событий.

Адриан сумел разрядить обстановку путем переговоров, но там он оставался до 124 года. Он посетил Антиохию и Пальмиру. В 124 году император объездил балканские провинции Рима. Им был заложен город Адрианополь во Фракии. Зимой 124/125 годов Адриан решил провести время в Афинах. В следующем году он принял посвящение в Элевсинские мистерии.

В Италию Адриан вернулся через Сицилию, где он совершил восхождение на вулкан Этну, откуда любовался заходом солнца. В Риме император пробыл до лета 128 года, а потом снова отправился в Африку. В Нумидии он проинспектировал военный лагерь и наблюдал за учениями пехоты и конницы.

Потом через Малую Азию отправился в Сирию, где совершил восхождение на гору Кассий, откуда опять же любовался заходом солнца. В 130 году Адриан посетил Иерусалим, который лежал в развалинах с 79 года.

Адриан принял решение возвести на этом месте город под названием Colonia Aelia Capitolina, а на месте храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского — политическое решение, которое привело к гражданской и оккупационным войнам и разорению Палестины. Потом путь императора лежал в Египет, где в Ниле утонул его любимец Антиной.

21 ноября 130 года Адриан посетил памятник поющего Мемнона. Обратный путь пролегал через Сирию и Малую Азию. А когда Адриан собирался из Афин отправится в Рим, ему пришла весть о новом восстании иудеев, которое было подавлено с огромным трудом.

Строительство

Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй.

В Риме сооружен мавзолей Адриана, так называемый замок Святого Ангела, построена знаменитая вилла в Тибуре, проведен канал от Стимфало в Коринф. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию.

Император украсил свой любимый город Афины многими великолепными зданиями, среди которых, например, храм Зевса Олимпийского. Он также заботился и об укреплении юго-западных границ Германии и Британии, где воздвигнул так называемый Адрианов вал (в 122 году) и улучшил войска.

В Италии Адриан завершил начатый Клавдием проект осушения Фуцинского озера. Он создал совет при своей особе. Италию разделил на 4 части с четырьмя императорскими консулами, на государственные должности назначал только римлян.

Последним крупным мероприятием Адриана стала кодификация римского права, проведённая совместно с юристом Сальвием Юлианом. В 138 г. император сильно заболел, страдая от болезни, он принял сильную дозу лекарства и умер в Байях 10 июля 138 г., оставив наследником усыновленного им Антонина Пия. Перед смертью написал себе эпитафию:

Личная жизнь

Самой большой любовью Адриана был, несомненно, юноша Антиной. Адриан познакомился с Антиноем в 124 году, когда следовал по провинции Вифиния на северо-востоке Малой Азии. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре.

В 130 году, когда они находились в Египте, Антиной утонул в Ниле. Обстоятельства трагедии были загадочны и дали почву для многих слухов. Доподлинно известно, что горе Адриана было безутешно и он приказал жрецам обожествить Антиноя.

На месте гибели своего фаворита Адриан основал город Антинуполь (Антинойполис), где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по всей империи; он был последним богом античного мира, заслужившим много проклятий от ранних христиан.

Бесчисленные статуи отобразили его чувственную, меланхоличную красоту — до нашего времени сохранилось около пяти тысяч таких статуй, которые император воздвиг в честь своего любимца во многих городах, было выполнено также множество его скульптурных портретов.

Масштабы увековечивания его памяти были исключительными — до нас дошло больше изображений Антиноя, чем очень многих других знаменитых (и гораздо более выдающихся) римлян.

Придворные астрономы выделили на небе созвездие Антиной, иногда использовавшееся вплоть до XIX века, но ныне отменённое.

Интересные факты

  • Адриан был первым римским императором, отпустившим бороду.
  • Когда Аполлодор раскритиковал архитектурные планы Адриана для храма Венеры, Адриан добился казни Аполлодора.
  • Именно Адриан, согласно христианскому преданию, был инициатором мученической смерти христианских святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи.

Адриан в литературе

Адриану посвящён роман бельгийско-французской писательницы Маргерит Юрсенар «Записки Адриана» («Воспоминания Адриана») (фр. M?moires d'Hadrien), написанный от лица императора, а также роман выдающегося немецкого египтолога Георга Эберса (1837—1898) «Император» (1881) (нем. Der Kaiser), описывающий посещение Адрианом Египта и одну из версий гибели Антиноя.

Источник: http://people-archive.ru/character/adrian-van-der-verff

Ссылка на основную публикацию