Фракийское золото из болгарии. ожившие легенды

До 30.11.2013 в Государственном Историческом музее

Выставка, посвященная культуре Древней Фракии, проводится под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Болгарии.

На выставке впервые столь масштабно демонстрируются великолепные произведения искусства мирового уровня — археологические памятники VIII в. до н. э. – III в. н. э. из погребений высшей фракийской аристократии и многочисленных кладов.

На выставке экспонируется также большая коллекция произведений древней торевтики — искусства производства рельефных художественных изделий из металла — представленная как отдельными сосудами разнообразных форм из золота и серебра, так и целыми драгоценными сервизами, связанными с различными ритуальными обрядами.

Не меньший интерес вызывают ювелирные изделия, богато украшенное конское снаряжение, оружие, античная расписная керамика, терракотовые статуэтки, изделия ритуального назначения из золота, серебра, бронзы, железа, глины, мрамора и других материалов.

Основные разделы выставки посвящены фракийскому правителю – воину и жрецу. Здесь представлены царские знаки отличия, ритуальные сервизы, погребальный инвентарь. Среди других разделов – мифологическая Гиперборея, миф о золотом руне, кентавры и амазонки во фракийской идеологии и иконографии, римская экспансия на балканском полуострове.

Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Знаменитый клад из Панагюриште — Конец IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Фиала с рельефным орнаментом из клада в Панагюриште — Конец IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Ритон с головой барана из клада в Панагюриште — Конец IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Амфора-ритон из клада в Панагюриште — Конец IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Ритон с головой оленя из клада в Панагюриште — Конец IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Маска и ленты — Первая половина V в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Нащечники от шлема — Вторая половина IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Ритон с головой лани — Первая половина IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Один из трех великолепнейших ритонов с головой оленя — Вторая половина IV в. до н.э. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды Конское снаряжение — Первая половина — середина III в до н.э. Ритон с протомой кентавра — III-I вв. до н.э. Фиала из Рогозенского клада — Первая половина IV в. до н.э. Детали конского снаряжения — IV в. до н.э. Канфар со сценой гибели Орфея — Последняя четверть V в. до н.э. Сопровождающие экспозицию методические материалы

Информация (на 30.09.2013):

  • Государственный Исторический музей
  • Адрес: Красная площадь, дом 1-2 (ближайшие станции метро – «Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»)
  • Время работы: понедельник, среда, пятница – воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг с 11:00 до 21:00, выходной день – вторник
  • Стоимость билетов – 300 рублей, пенсионеры, школьники и студенты – 100 рублей.

Источник: http://cultobzor.ru/2013/10/frakiyskoe-zoloto-iz-bolgarii/

Фракийское золото — Ожившие легенды и кое что о Фракийском всаднике. Часть 3

vladimirdar[ancient_ru] Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легендыВсего 67 фотоВот и третья, заключительная часть моего повествования о Фракийском Золоте и оживших легендах в недрах столичного Исторического Музея. Первоначально я планировал написать лишь один пост об этой выставке, но количество визуального материала и заинтересовавшей меня информации так «распирало», что я решил рискнуть и опубликовать три поста, поскольку держать все это в себе и для себя я не видел реально возможным. Эта выставка как никакая другая всколыхнула во мне мощный поток неведомых чувств и неосознанных впечатлений. Погрузившись в саму Историю, историю этого народа, его мифы, сказания, и, конечно, попытавшись поймать зыбкие отражения эманаций уникальных сохранившихся артефактов тех времен, я захотел по возможности донести это все для Вас, мои дорогие читатели.Здесь, конечно же, будет и Золото и Серебро и сами чУдные изделия из этих драгоценных и таинственных металлов. Но важнее то, что они несут с собой в наше время…, свою Историю, связь времен, чувства и эмоции древних мастеров, владельцев этих артефактов, безусловно с любовью отраженных на этой выставке.

Часть 1 — Фракийское золото — ожившие легенды или тайны древнего народа. Часть 2 — Фракийское золото — ожившие легенды или археологическая золотая лихорадка.

Продолжение под катом…Конь играл немаловажную роль в жизни фракийцев, что естественно отражалось и на мифологии и религиозных ритуалах. Так называемый Фракийский всадник как раз и являлся таким мощным и глубоким символом этого народа. Он был безусловным объектом поклонения и культа фракийцев. Это божество очень близко по духу с греческими героями.

В греческих и римских письменных источниках имя ему было Херос или «герой». Римская иконография отождествляет его с Асклепием, Апполоном и Дионисом.Официально, древнейшие памятники посвященные Фракийскому всаднику, где он начал изображаться  относятся к IV в. до н.э.

Но, совсем недавно у древнего культового святилища Перперикон археологи обнаружили древнее изображение Фракийского воина на керамической урне возрастом около 7000 лет!При его  описании используются такие эпитеты как Soter — «Спаситель» и Iatros «Целитель». У фракийцев он был более известен как Derzalas «Дерзалас» и его описывали как Великого Бога.

Почему он был великий и занимал такое ведущее место фракийских богов понять не трудно – лошадь являлась одним из главных мерил богатства, воинской мощи, объектом мечтаний, возможностей и ресурсов для человека тех древних земель.

Недаром в захоронения древних царей и правителей вместе с золотом, оружием, ритуальными предметами, женами, слугами очень часто размещали любимых коней, их богатую сбрую и богатые конские украшения. Именно поэтому мне захотелось отдельно выделить пост, где я смогу рассказать о Фракийском всаднике, символе победы, храбрости, власти, неудержимой воле к победе.

Ну, а пока, продолжим к осмотр этой чУдной и совершенно «умопомрачительной» экспозиции фракийского золота и оживших легенд.Золотой венок. Вторая четверть IV в до н.э. В передней части венка можно рассмотреть аппликацию богини Ники. В левой руке она держит венок, а в правой фиалу…02.

Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

  • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
  • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
  • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

03.Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э.04.05.Поножь для левой ноги воина. Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э. Поножь обильно украшена мифологическими сценами и персонажами.06.

Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

07.

Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

Наконечники копий. Железо. Первая половина IV в до н.э.08.

Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

Ритон с головой лани (серны). Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э.

09.

  1. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
  2. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

Поверхность фриза покрыта сценой охоты на вепря. Такой сюжет был очень популярен в Древней Греции и Фракии. Это одна из находок в погребении фракийского царя. Национальный музей истории.10.Правда динамично и экспрессивно!?11.12.А это – золотой перстень. Первая половина IV в до н.э. На перстне отображена встреча правителя-всадника  его женой. В своих руках она держит фиалу.13.А это – бронзовый поднос. Под его устьем припаяна платина с изображением сцены схватки двух обнаженных мужчин, возможно здесь изображен Тесей, убивающий разбойника Синиса. Хоть это и простой поднос, но он явно использовался для обслуживания военачальника.14.А на этом золотом кувшине из Могеланского клада изображены две летящие навстречу друг другу колесницы, запряженные четверками крылатых коней несущиеся бешеным галопом, которыми правят боги.15.Канфар. Серебро, позолота. 420-400 гг. до н.э. На нем изображен сюжет из трагедии Еврипида «Елена».16.17.18.Серебряный кувшин. А на этом восхитительном кувшине из Рогозенского клада изображены две летящие навстречу друг другу колесницы, запряженные четверками крылатых коней несущиеся бешеным галопом, которыми правят богини-воительницы.19.Другие ракурсы…20.21.22.Фиала. Серебро. Первая половина IV в до н.э. Рогозенский клад. На дне фиалы изображены шесть рельефных бычьих голов, чередующихся с декоративными элементами в виде желудей. Бычья голова – символ солнца и мужского начала.23.Фиала. Серебро. Первая половина IV в до н.э. Рогозенский клад. На дне фиалы изображены в первом ярусе орнамент из изображений плодов миндаля, чередующихся с цветками лотоса, а во втором ярусе – восемь женских голов, между ними выбиты трехлистные пальметты. Изображения переданы объемно на внешней части фиалы.24.Ритон с протомой бегущего кентавра. Серебро, позолота. III-I в до н.э. В руках у кентавра трехструнная кифара.25.По вертикали рог ритона разбит на три фриза: в самом верхнем изображены кентавры, бегущие навстречу друг другу, под ними,– сцена охоты на кабана, под ними на нижнем фризе – зооморфные сцены охоты. Между кентаврами изображен фронтально орел. Стиль изображения характерен для эллинизма. Очень тщательно изображены охотники-фракийцы, детали их костюмов, снаряжения и вооружения, что очень редко изображалось на ритонах…26.

    27.28.29.30.А теперь еще раз коснемся немного темы Фракийского всадника. В захоронениях фракийских аристократов и властителей, как правило, находят своё место детали конского снаряжения и характерных украшений. Это не удивительно. Лошадь для фракийца была всем. Даже греческие историки писали с восхищением о фракийских лошадях и виртуозном управлении ими их хозяев.Во Фракии более тысячи изображений посвящены Фракийскому всаднику, конное изображение которого особенно широко распространилось именно в первые века нашей эры, то есть в период переселения фракийцев на север и восток. Фракийский всадник — не только спутник массового переселения, он его символ и надежда, символ движения и развития. Всадник и конь составляли неделимую и единую фигуру правителя-воина. Именно конь являлся главной ритуальной жертвой на похоронах правителя, это гарантировало ему новое его перерождение.Человек и конь вместе проходили военные, ценностные испытания сливаясь в обрядовых священнодействах в синтетический образ наездника – сына Великой богини-матери в учении орфийского орфизма, тем самым становясь эмблематичным символом всей фракийской культуры.Поэтому я решил уделить внимание и деталям фракийских конских боевых и парадных украшений. На выставке они представлены в изобилии.Чтобы легче понять, где применялись эти украшения, взглянем на контур конской головы. Обычно конское снаряжение состоит из серебряного налобника, двух блях-нащечников, четырех фаларов с декором, зооморфных блях, и множества полусферических бляшек. Фалары – это украшение для скрепления между собой сбруйных ремней. Обычно круглой формы. Фалары бывают наплечные, нагрудные, фалары оголовья. Поэтому их размеры бывают разными.31.Фракийский всадник. Слишком явно напоминает знакомый нам образ Георгия Победоносца. Не правда ли!?32.

    • Источник
    Читайте также:  Хуан пантоха де ла крус — биография и картины

    Вот некоторые детали конского снаряжения правителя Фракии. Серебро, позолота. IV в до н.э.13 — Сцена священного брака Героя с Великой богиней-матерью.14 — Всадник с копьем в руке. Лошадь здесь является зооморфным символом Солнца и одновременно заместителем царской жертвы в ритуале жертвоприношения.16 — Всадник с копьем наперевес.33.17 – Скачущий всадник с фиалой в руке. За ним волк – символ таинства приобщения смертных к Божественному началу.18 — Орел-грифон, разрывающий оленя. Символизирует разрывание Бога на куски и его последующее перерождение.19 – Мистериальный брак Богини со Змеем.34.20 — Всадник, с копьем поднявший его над головой медведя. Под копытами волк. Изображение символизирует цикл возрождения после смерти.35.36.Лев и орел-грифон.37.

      Геральдическая пара орлов. За ними – пара грифонов.38.Свастикообразная бляшка. Серебро. Середина III в. до н.э.39.Другие детали конского снаряжения.40.41.42.43.44.Свастикообразная бляшка. Серебро. Середина III в. до н.э.45.46.Бронзовые удила.47.48.49.Украшение конской сбруи. Золото. Конец IV – начало III в. до н.э.50.51.52.Серебряные украшения конской сбруи.53.54.Гидрия. Сосуд для воды.55.Ну и в заключении немного о вине. Вино составляло неотъемлемую часть жизни фракийцев. Вино изначально было мистерией. Из древних источников известно, что фракийцы были искусными виноделами, об их вине ходили легенды. Для них вино было питательной жидкостью для духа и тела. Появление бога вина не зря связывают именно с Фракией. Его звали Загрей, который потом постепенно переродился в Диониса. Согласно древней мифологии силы Земли поглотили Загрея, но сердце его спас Зевс, дав ему вторую жизнь, после чего его и стали называть Дионисом. В ходе орфических ритуалов, потребляя вино, фракийцы входили в экстатическое мистическое  состояние. Сейчас это бы назвали измененным состоянием сознания.Для проведения этих ритуалов, празднований, поминок использовались такие предметы.Гидрия. Бронза. Середина VI до н.э. Сосуд для смешивания вина с водой.В декоре гидрии присутствует обнаженная женская фигура. Гидрии использовались наполнения ими воды или вина для пиршеств.56.

      Черпак — киаф. Серебро, позолота. IV-III до н.э. Самый необходимый предмет для пиров, им наполняли сосуды вином для питься пиршествующих.

      Ситечко. Серебро, позолота. IV до н.э. Предназначалось для процеживания вина. Оно часто входило в состав сервизов для питья. Ситечки по всей вероятности использовались  во время поминального пиршества, после чего их как другие предметы размещали в захоронении в качестве погребальных даров.

      Элементы декора гидрии.57.

        58.59.60.А здесь мы видим ситулу в виде стилизованного ведерка. Бронза. Вторая половина IV до н.э. На ситуле изображена сцена битвы между Эфебом и амозонкой. Эфеб – это 16-ти летний юноша, вскоре становящийся гражданином, проходящий для этого испытания.61.62.Это фиала. Серебро. IV до н.э. Рогозенский клад.

        Во внешнем декоративном ярусе изображены изящные объемные фигуры четырех пар львов-грифонов. В античной мифологии грифоны являлись стражами золота, обитателями пограничной зоны между физическим и потусторонним миром, спутниками богов.63.Пелика краснофигурная. Керамика. Вторая-третья четверть IV до н.э. На ней изображены головы коня, грифона и лик амазонки.64.

        Гидрия-калнис краснофигурная. Керамика. Конец первой четверти IV до н.э. Изображен миф о жервоприношении Ифигении, дочери Агемнона, превращенной Артемидой в лань и впоследствии перенесенной ей в Херсонес Таврический в качестве своей жрицы.65.Фиала. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э. На внутренней стороне стенок фиалы изображена битва греков с амазонками.

        Представляете, как великолепно это выглядела эта фиала тогда, в те времена?!66.Ну, вот мы и закончили наше путешествие в мир фракийцев, царей и аристократов, воинов и мистиков, художников и открывателей новых земель. Наверное еще чуть-чуть мы с Вами смогли приоткрыть те тайны древнего народа фракийцев, что скрывала такая седая и своенравная История.67.

        В заключение мне хочется дать ссылку на полную версию 47 минутного болгарского фильма Стилияна Иванова «Фракийцы». Кому-то наверное захочется с удовольствием вдумчиво ознакомиться с этим замечательным видео рядом.  Я думаю, что даже то, что фильм идет на болгарском языке не остановит энтузиастов. Именно этот фильм непрерывно показывается  на самой выставочной площадке.

        Полную версию фильма с русскими титрами мне так и не удалось найти.

        Источники:

        Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.htmlФракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/Информация о фракийцах как о народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.htmlМатериалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: смотреть здесьО святилище Орфея: смотреть здесьО самом древнем изображении Фракийского всадника – нажать сюдаЛюбопытный этнономический анализ истории Геродота в рассуждениях о  Фракии, фракийцах и сходности образов Фракийского всадника, Георгия Победоносца и египетского Гора Бехдетского… поинтересоватьсяСайт Глеба Черного: Древняя Фракия — родина винной культуры — зайти на сайтФракийское искусство в Болгарии: смотреть здесьМатериалы выставки Фракийское золото. Ожившие легенды.Словарь религий, обрядов и верований. Мирча Элиаде, Ион Кулиано.

        Изображение фракийского всадника — источник

        © Vladimir d’Ar

        Источник: https://ancient-ru.livejournal.com/258297.html

        Фракийское золото — ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка. Часть 2

        Фракийское золото — ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка. Часть 2.vladimirdarNovember 9th, 2013Фракийская культура достигла своего расцвета в VIII-XII в. до н.э. Торговые и социальные связи фракийцев с Грецией, греческими колониями и другими важными соседями были очень тесными. Благодаря этому во Фракии при дворах вождей возникали целые центры художественного промысла. Были распространены живопись, скульптура, и особенно тонкое производство золотых и серебряных изделий. Спрос рождал предложение. На фракийской земле  изготавливалось большое количество изделий из драгоценных металлов, благо золота и серебра здесь хватало в избытке. Болгарии везет на уникальные находки. В последние годы здесь найдено огромное количество не разграбленных склепов, захоронений фракийских аристократов и вождей. Археологи извлекли из глубин Времени множество бесценных произведений искусства и восхитительные ритуальные принадлежности из золота и серебра, украшенные сложным богатым орнаментом и неповторимыми по своей красоте и выразительности мифологическими сценами.

        Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

        Всего 77 фото

        Далее вся информация об этих сокровищах – под катом…

        Таким же и был клад из Панагюриште. Около двух с половиной тысяч лет назад Пловдив был важнейшим городом фракийского племени одрисов, и звался он Эльмольпия. В сорока километрах от него и находится Панагюриште, небольшой болгарский городок. Болгарские археологи говорят, что стоит здесь копнуть, как сразу найдется важный и ценный артефакт.02.

        • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
        • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
        • Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

        8 декабря 1948 года два брата, простые крестьяне, отправились на заготовку глины для производства кирпичей и только начав копать один из братьев извлек из земли вот эту ритуальную фиалу с рельефным орнаментом розетт, желудей и изображений голов эфиопов. Эта была плоская ритуальная чаша с омфалом (пупом земли, ритуальным средоточием всего сущего). Всего было извлечено девять тяжелых золотых ритуальных сосудов. Весило все это великолепие более шести килограммов! Конец IV в. до н.э. Листовое золото.03.Амфора-ритон. Рельефная композиция на амфоре являет семь персонажей из трагедии Эсхила «Семь из Фив».04.05.Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

        1. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
        2. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
        3. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды
        4. Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

        06.07.Ритон с головой Геры.08.Ритон с головой Афины.09.Ритон с головой Афродиты. Все три ритона, по всей видимости, изображают амазонок.10.Ритон с головой барана. В центре композиции сидит Дионис и вакханка Эриопа.11.Ритон с головой оленя. Эпизод изображенный на ритоне известен как «Суд Париса», где Парис выносит свой вердикт о том, какая из трех богинь Гера, Афина и Афродита обладает самой совершенной красотой… Как общеизвестно эта история с подачи Париса привела к жестокой Троянской войне.12.13.Ритон с головой оленя. На нем изображены сцены схватки Тесея с Марафонским быком и поимка Гераклом Керинейской лани.14.Ритон с протомой козла. В центре на троне сидит Гера. Слева от неё стоит Аполлон с луком, справа Артемида и между близнецами — Ника.15.Болгарский археолог Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришел к выводу, что этот уникальный сервиз не был изготовлен во Фракии — родился он в ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Ученый пришел к этому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов и колоний. В основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет — статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Вот такая причудливая история и путь этого тщательно сбалансированного по своему набору ритуальных сосудов сервиза.16.А это уже другие находки.17.Ритон с протомой козла. Серебро, позолота. Греческая школа. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э.18.19.В верхнем фризе ритона изображена сцена убийства Орфея.20.

          Читайте также:  Тонущий корабль, айвазовский, 1854

          Возможно этот ритон, как и множество других изделий, оказался во Фракии в качестве дипломатического дара – в период Пелапонесских войн афиняне отчаянно нуждались в военной поддержке одрисских  (фракийских) правителей.Метафоры Орфея являют образ Учителя, посвящающего фракийцев-аристократов стать после смерти посредником между этим и тем миром. Сохранились следы святилища Орфея у подножия гор Родопи у с.Татул. Это был целый священный город с пещерными храмами и трех этажными зданиями. По преданию на его могиле – в скальной пещере, пересеченной пирамиде пророчествовала голова фракийского Орфея. Святилище существовало еще около 6000 лет назад, гораздо раньше, чем оракул в древнегреческих Фивах.21.Канфар. Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.22.Ручки прикреплены к устью двумя позолоченными атташами с изображением Силена, спутника и воспитателя Диониса. На сосуде изображена два мифа – о Диоскуриях и убийстве Орфея. Как мы видим миф об Орфее довольно популярный для тех времен. Орфей является самой яркой персонификацией эллинского взгляда на фракийскую древность, что явно подпитывает древнегреческое мифотворчество. Кстати, миф об Орфее появился на несколько веков ранее, чем его начали использовать в греческой мифологии.23.Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Под устьем проходит фриз, на котором представлены лев и грифон. За ними два козла. В этом ритоне бросаются в глаза не пропорционально малые по размерам ноги оленя.24.25.26.Фиала. Серебро, позолота. Начало III в. до н.э. С внутренней стороны фиалы на омфал посажена серебряная с позолотой эмблема головы сатира.27.Изящная вещь…!28.29.Это лебес. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э. Такие сосуды использовались на свадебных церемониях, также их дарили победителям состязаний. Не догадываетесь откуда пошли современные спортивные кубки?)30.

            Любопытный полусферический сосуд с растительным орнаментом. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.31.Серебряный кувшин в форме еловой шишки. Серебро. IV в. до н.э. Найден в Могиланской могиле, г.Враца. Шишка интерпертировалась как вакхический символ. В обрядах связанных с Дионисом такие сосуды использовались как ритоны.32.Краснофигурные лекифы. Лекифы – это сосуды характерной формы для благовоний и ароматических масел. По всей видимости лекифы использовались также и в погребальных обрядах, поскольку их находят в самих захоронениях.33.Белофонный лекиф. Керамика. Около 460-450 гг. до н.э. На белом фоне изображена сцена «Посещение захоронения». Именно белофонные лекифи использовались исключительно в похоронных обрядах.34.Лекиф краснофигурный. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь). Центральная часть таких изображенных сцен обычно являет Эрота и одну-двух женщин.35.36.37.

              Килик. Серебро, позолота. V в. до н.э. На дне сосуда в лавровом венке изображена сцена отъезда Прекрасной Елены в Египет. По сюжету мифа Гермесу было поручено обмануть Париса, и Гермес создал мистический фантом Елены, который Парис и увез в Трою.38.Килик. Серебро, позолота. Около 430 г. до н.э. Сюжет изображенный на дне сосуда представляет фракийца Орфея, который аккомпанирует себе на кифаре (лире). Он задумчиво созерцает перед собой юношу, что возлежит перед ним. Сюжет подчеркивает церемониальный мужской характер посвящений.39.40.41.Кратер краснофигурный. Керамика. 435-420 гг. до н.э. Сюжет представляет из себя шествие с музыкой и танцами, характерное для праздников Диониса в древней Греции. Во Фракии Дионис – покровитель жизни и смерти в потустороннем мире.42.43.44.Кувшин-амфора. Керамика. Середина  IV в. до н.э.45.Кратер. Керамика. Вторая-третья четверть IV в. до н.э.46.Кувшин с изображением Эрота. Керамика. 360-340 гг. до н.э.47.48.Серебряная амфора. Серебро, позолота. Середина IV в. до н.э. Вертикальные ручки крепятся к горловине и основе амфоры атташами в виде головы Пана.49.Канфар. Серебро, позолота. Середина V в. до н.э.50.Терракотовые статуэтки. Керамика. IV-III в. до н.э.51.Терракотовые маски с изображением Сатира и Аттиса во фракийском головном уборе. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь).52.Чаша-рог в форме головы барана. Серебро, позолота. Начало III – I в. до н.э.53.Изящная вещица. Какая тонкая работа!54.Ритон в виде головы барана. Серебро, позолота. Около 410 г. до н.э.55.Ритоны с завершение в виде головы барана были очень распространены в древнем мире. Очевидно это связано с популярностью мифа о золотом руне в те времена. Голова бараны выполнена с исключительной пластичностью и точностью. Техника гравировки и чеканки указывает на время изготовления на IV до н.э. и эллинским мастером. Вероятно, эти предметы изготовили в Элладе в качестве дипломатических даров фракийскому правителю.56.А это вещи из погребения близ с. Синаморен. Середина III в. до н.э. В 2006 г. здесь было обнаружено одно из самых богатых захоронений эллинского периода. Оно было женским, и осуществлено после кремации. В еще теплый пепел было положено около 180 золотых и 30 серебряных предметов, множество керамических даров. Захоронение принадлежало, по все видимости, богатой фракийской аристократке.Золотой венок. Венок состоит из ленты, в которую вставлены золотые листья, плоды и розетта цветка мака.57.А это фото сделано через большую установленную увеличительную линзу. На пластине прямоугольной формы изображена миниатюрная скульптурная композиция колесницы с двумя запряженными конями. Управляет колесницей, держа поводья Ника – богиня Победы. Виртуозная и мастерская работа. К моему сожалению, снять так, чтобы передать все это совершенство этого истинного произведения искусства не совсем удалось.58.Ожерелье. Золото. Использованы крупные подвески амфорообразной формы (5 шт.) и крупные и мелкие бусины (48 шт.). Мой взгляд надолго задержался на этом ожерелье. Чем дольше я всматривался в это украшение, тем отчетлевее перед моими глазами начинал вырисовываться смутный но конкретный образ этой женщины, затерянный во Времени… Необычное ощущение…59.Совершенно чУдное ожерелье с подвеской в виде головы быка. Замечательно выполненная тонкая и изящная работа.60.Диадема с пластиной в центре. По обеим сторонам пластины в орнаментальный рельеф вписана надпись на греческом языке «Мастер Диметриос сделал для Кортодзунтоса». В мире найдется немного текстов, относящихся к фракийскому периоду.Представьте это диадему на голове прекрасной фракийской принцессы!… ЗдОрово!… Я представил)61.Другие клады и более поздние…Так называемая шейная гривна. Шейная гривна – это украшение в виде обруча, носившаяся на шее. Золото. III в. Замечательное украшение.62.Золотой браслет. III в. Золотая округлая пластина в которую вплавлены золотые монеты римских императоров.63.Массивный золотой браслет. Сколько золота на такой изящной женской ручке!)64.Золотая крышка. Золото, халцедон. III в. Серьги, кольца, шпилька для волос, подвеска.65.А это – трогательный клад женских украшений в сосуде в форме граната. Гранат является символом потустороннего блаженства. В мифологии он связан с Персефоной, которая не смогла устоять перед искушением и попробовала его из рук Аида, за что и была вынуждена проводить часть своего времени с ним. Во время элевсинских посвящений жрецы Диметры, матери Персефоны, были увиты веточками граната, и он для них был запрещен для употребления.66.Серьги. Золото, халцедон.67.Статуэтки-солонки. Серебро, позолота. Кроме того, они использовались для религиозных обрядов культа Ларов – покровителей домашнего очага и общины в целом.68.69.Скульптурная голова Юлии Месы. Серебро. Первая четверть I в. Мать Юлии Соемии, бабушка римских императоров Гелиогабала (с 218 г.) и Александра СевЕра (с 222 г.).70.Статуэтка Геракла. Серебро. II в.71.Статуя Эрота. Бронза. II в.72.

                Прекрасная работа!73.А это декоративная пластина с бюстом Минервы в анфас в доспехах, на голове у неё коринфский шлем. Поверхность плиты занята богатым и затейливым резным и рельефным декором на тему сражений и участия в них богов. Возможно использовалась для украшения на боевой колеснице. Минерва – богиня мудрости в римском пантеоне, в греческом соответсвует Афине Палладе-воительнице. Медный сплав. II-III в.74.И в заключении, так назывемая вотивные плиты с изображением Фракийского всадника (Хероса), архетипного образа фракийцев, как символа свободы, воинской доблести этого народа.75.А в этом изображение не угадывается ли образ Георгия Победоносца!? По мне так угадывается)76.Заключительной фоткой этой второй части моего рассказа о выставке Фракийского Золота захотелось сделать именно эту…77.Источники:

                Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.html

                Фракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/Информация о фракийцах как народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.htmlМатериалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: нажать сюдаО святилище Орфея: смотреть здесь http://www.letun.ru/guide/country/Bulgaria/articles/page/3/8348Материалы самой выставки о фракийском золоте.

                Часть 1 Фракийское золото. Ожившие легенды или тайны древнего народа.Часть 3 Фракийское золото. Ожившие легенды и кое что о Фракийском всаднике.

                © Vladimir d’Ar

                Читайте также:  Музей автоэкзотики в петербурге, россия

                Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/10744.html

                Исторический портал «Московия» — Выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды»

                Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легендыВ Государственном историческом музее тридцатого сентября 2013 года открывается выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды». Выставка, посвящённая культуре Древней Фракии, проводится под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Болгарии. Партнёрами проектами выступили Национальный исторический музей Болгарии (София), Фонд «Фракия» с музеем «Васил Божков» (София). В выставке также участвуют региональные исторические музеи Пловдива, Враца, Русе, Ловеча и частный музей Фонда «Арете-Фол».

                На выставке впервые масштабно демонстрируются удивительные произведения мирового искусства – археологические памятники VIII в. до н. э. – III в. н. э. из погребений высшей фракийской аристократии, а также многочисленные клады: сервиз Аполлона, Рогозенский клад, Летницкое сокровище, драгоценности из Панагюриште, Боровский клад.

                В экспозиции будет представлена большая коллекция произведений древней торевтики – искусства производства рельефных художественных изделий из металла, представленная как отдельными сосудами разнообразных форм из золота и серебра, так и целыми драгоценными сервизами, связанными с различными ритуальными обрядами.

                Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легендыНе меньший интерес вызывают ювелирные изделия, богато украшенное конское снаряжение, оружие, античная расписная керамика, терракотовые статуэтки, изделия ритуального назначения из золота, серебра, бронзы, железа, мрамора и других материалов.

                Основные разделы выставки посвящены фракийскому правителю – воину и жрецу. Здесь представлены царские знаки отличия, ритуальные сервизы, погребальный инвентарь. Среди других разделов – мифологическая Гиперборея, миф о золотом руне, кентавры и амазонки во фракийской идеологии и иконографии, римское влияние на Балканском полуострове.

                Выставка подводит итог кропотливой работе учёных Болгарии и России по изучению древней истории Фракии и северного Причерноморья. Без сомнения этот совместный выставочный проект представляет большой интерес и является хорошим примером эффективного и плодотворного сотрудничества России и Болгарии в сфере науки и культуры.

                Отметим, что к выставке подготовлен подробный научный иллюстрированный каталог. Выставка будет работать с 1 октября по 30 ноября 2013 года.

                Источник: http://moscowia.su/news/vistavki/739-l-r-80242919

                «Фракийское золото из Болгарии» в ГИМ

                В Историческом музее открывается выставка «Фракийское золото из Болгарии» — одна из самых дорогих экспозиций, гастролирующая в Москве. И дело не только в грудах драгоценного металла, но и в истории, стоящей за каждым кладом.

                Нашли и прослезились

                Блюдо-маска. V век до н.э. Как и в троянском кладе Шлимана (сейчас в Пушкинском музее), среди сокровищ фракийцев есть немало масок, которые клались на лица умерших аристократов

                Братья Цветановы в 1924 году копали свой виноградник, когда их лопаты наткнулись на груду замшелого металла. Они долго вытаскивали из земли распластанные круги, прямоугольники и всякого рода плошки. За ненадобностью в хозяйстве весь скарб был выброшен на свалку.

                Осталась только одна лохань с двумя ручками. Ее решили приспособить для кормления свиней. После того, как свиньи отполировали дно лохани, оно заблестело чистейшим золотом в 23 карата. Вот тогда семья Цветановых бросилась на свалку и стала дрожащими руками выуживать клад из груды мусора.

                Затем все братское золото было сдано в администрацию города Плевена, а оттуда уже попало в национальный музей Софии. Теперь золотой набор весом в 12,5 килограммов известен как клад Вулчитран (Vulchitran).

                Он считается самым древним из всех золотых кладов, найденных в Болгарии, и относится к эпохе Троянской войны — к началу I тысячелетия до нашей эры.

                Кувшин в виде головы богини из клада Панагюриште. IV век до н.э. Скорее всего, это голова амазонки со шлемом Афины. Музей Пловдива

                Дальше — больше. Как только болгарские музеи открыли прием от населения найденных цветных металлов, клады посыпались как из рога изобилия. Власти, как могли, пытались предотвратить «черную археологию», но результатов это приносило мало.

                Появилась даже шутка, что после виноградников, рассады помидоров и перца, у болгарского крестьянства имеется еще один промысел — кладоискательство.

                Если же серьезно, то даже сегодня у каждой состоятельной крестьянской семьи помимо трактора и косилки в обязательном порядке найдется металлоискатель.

                Золотоносная Фракия

                Болгарии (а вместе с ней еще Румынии, северной Греции и части Турции) повезло, что она находится на территории древней Фракии. На самом деле Фракия — это не какое-то конкретное государство, а легендарная страна: так древние греки называли земли, лежащие к северу от их благословенной страны.

                По версии греков, фракийцы — это последние цивилизованные племена, с которыми еще как-то можно иметь дело. Дальше уже идут дикие скифы и прочие ужасы на заснеженных степях, куда не стоит соваться приличному человеку. Еще Гомер в эпосе о Троянской войне рассказывает о том, как на помощь осажденной Трое подошли фракийские вожди.

                На них возлагались большие надежды, ведь Фракия была известна неистовыми воинами.

                Фиала с изображением африканских голов. Iv век до н.э. Такие блюда с африканскими масками называли «айфиопис». Скорее всего, это блюдо создавалось на Сицилии

                Говорящие ритоны

                В Археологическом музее Варны, например, те, кто хочет получше рассмотреть золотые изделия, специально захватывают с собой стулья, чтобы сесть у витрины и изучать мельчайшие подробности ритонов, ваз, кувшинов и других питейных приспособлений.

                Вряд ли наш Исторический сможет обеспечить стульями посетителей, хотя здесь каждый сосуд —  почти кинолента.

                Так, клад из Панагюриште включает ритоны с развернутыми сюжетами: «Суд Париса» (когда несчастному Парису пришлось судить конкурс красоты среди трех богинь), «Битва Тесея с марафонским быком», «Геракл и керинейская лань» (герои побеждают непобедимых животных). Каждый из рельефов достоин отдельной выставки.

                Кувшин с изображением богини (возможно, Артемиды), сидящей на крылатой квадриге. IV век до н.э. 

                К слову, если болгары и наши экспозиционеры отважатся на смелый шаг, они, возможно, выставят «Летницкое сокровище» целиком — еще один клад с накладками для конской упряжи, найденный в 1963 году. Там среди прочих красот есть одна откровенная эротическая сцена, которая даст фору многим нынешним «картинкам для взрослых». Не пропустите зрелище.

                Вертолеты кентавров и амазонок

                После Москвы болгарская выставка отправится в тур по Европе – ее с особым нетерпением ждут в Лувре. Но уже сейчас сами устроители рассказывают о беспрецедентных мерах безопасности и космических страховках. Например, в аэропорт Софии контейнеры с золотом доставляли вертолетами в сопровождении мобилизованных военных.

                Впрочем, Москве раскошеливаться, как и усердствовать в защите, не пришлось. Дело в том, что болгарское золото давно и основательно раскапывают и изучают наши (советские) археологи. Они знают всех амазонок и кентавров Фракии (а это самые распространенные персонажи) как свои пять пальцев.

                Ритон в виде сфинкса. Из клада в борово. Возможно, ценность принадлежала царю Котису I

                Так вышло, что нынче туристические маршруты российских граждан редко проходят через дружественные болгарские музеи. Поэтому сейчас самое время напомнить, что старый друг лучше новых двух. А если учесть фракийские килограммы и караты — еще и дороже.

                Источник: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/71375/

                Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды

                Изготовленные почти 2000 лет назад тончайшей работы ювелирные украшения, конское снаряжение, расписная керамика и другие уникальные вещи.

                У каждой эпохи свои представления о ценностях и их хранении.

                Древние фракийцы, населявшие территории от Балкан до Днепра, любили золотые и серебряные украшения так сильно, что шокировали рафинированных соседей — еще более древних греков.

                И — что еще важнее, — заботясь о загробной жизни больше, чем о земной, не употребляли изделия из драгоценных металлов с пользой, не передавали их по наследству, не выменивали, а аккуратно хоронили вместе с умершими.

                Экономическая отсталость и некоторая заброшенность восточных земель помогли сохранить то, что в культурных центрах давно нашли и переплавили, так что музеи, даже самые богатые, гордятся чаще собраниями керамик и мраморов, чем золотыми и серебряными изделиями.

                Эти сокровища, надежно укрытые землей, пережили века, чтобы благополучно осесть — большей частью в государственных музеях Болгарии. А те, что извлекли из недр не пользующиеся государственной поддержкой «черные» археологи, собирает, возвращая родному народу и миру, частный фонд «Фракия» Васила Божкова.

                Несмотря на то что лучшего, не вызывающего упреков в поощрении уголовно наказуемой деятельности способа вывести в музейный свет незаконно добытые предметы, кажется, пока не изобрели, предоставивший для выставки больше трети экспонатов «Фракии» пользуется сложной репутацией.

                Изготовленные почти два тысячелетия назад триста драгоценных предметов привлекают блеском и выглядят замечательно — как новенькие, иногда даже слишком новенькие: реставраторы не жалели ни золота, ни серебра.

                Хронология выставки охватывает почти двенадцать веков — с восьмого до нашей эры до третьего нашей, демонстрируют весь спектр влияний и зависимостей фракийских художеств. А также разнообразие легенд, которые не имевший письменности народ фиксировал лишь изобразительными средствами, и смелые варварские интерпретации классических историй об амазонках и кентаврах, многочисленных богах и героях.

                Роскошное конское снаряжение, тончайшей работы ювелирные украшения, расписная керамика, изысканные ритоны, украшенные скульптурами животных, загадочные предметы, использовавшиеся, возможно, в таинственных ритуалах, выглядят изысканно и удивительно современно. Поражая и тонкостью работы, и простодушным вкусом заказчиков и исполнителей, умевших подать товар лицом — чтобы ценность его, и красота, и содержание, и форма, и вес, и материал всякому были видны сразу.

                Источник: http://www.TimeOut.ru/msk/artwork/310232

                Ссылка на основную публикацию