Надежда Ионина. 100 великих картин
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Микеланджело
Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Римский папа одобрил затею, призвал к себе Микеланджело и повелел тотчас начинать эту работу.
Все соперники и недоброжелатели злословили по поводу того, что такой труд поручили Микеланджело Буонаротти, которому было тогда всего 33 года — для художника это совсем молодые годы. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.
Вот тогда и будет на нашей улице праздник». Сам Микеланджело брался за эту работу неохотно, потому что никогда до этого не занимался стенной живописью. Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю.
Но папа решил, что именно Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, и потому не слушал никаких возражений.
Постройку строительных лесов для росписи потолка папа Юлий II поручил Браманте, но тот подвесил платформу на веревках и во многих местах из-за этого потолок был пробит. Микеланджело долго размышлял, каким же образом будут заделаны эти дыры, когда нужно будет расписывать эти места.
Донато Браманте на это ответил, что по-другому сделать было невозможно, а о дырах в потолке можно будет подумать в свое время. Но Микеланджело велел снять эти жалкие сооружения и построил не касающиеся стен подмостки, лежа на которых и приступил к работе.
Свои мысли Микеланджело выразил в таких стихах:
- Я получил за труд лишь зоб, хворобу
- (Так пучит кошек мутная вода,
- В Ломбардии — нередких мест беда!)
- Да подбородком вклинился в утробу.
- Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
- Полез к горбу, и дыбом борода;
- А с кисти на лицо течет бурда,
- Рядя меня в парчу, подобно гробу;
- Сместились бедра начисто в живот;
- А зад, в противовес, раздулся в бочку;
- Ступни с землею сходятся не вдруг;
- Свисает кожа коробом вперед.
- А сзади складкой выточена в строчку,
- И весь я выгнут, как сирийский лук.
Он выписал из Флоренции некоторых своих товарищей, которые были более привычны к фресковой живописи, чтобы иметь помощников в таком ответственном предприятии. Хотя некоторые и утверждали, что сделал он это из-за незнания техники фресковой живописи. Однако Микеланджело остался недоволен работой своих учеников и уничтожил все, что они сделали.
По словам его биографа, он сам растирал краски, приготовлял известковый раствор, приходил в капеллу с рассветом и уходил ночью, довольствуясь лишь легким обедом. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы.
Еще свежие краски вдруг стали покрываться плесенью, причины которой сначала никто не мог понять. Потом, правда, установили, что виной всему стало плохое качество римской извести, и что Микеланджело употреблял свой раствор слишком сырым.
Когда все было исправлено, он с прежним жаром принялся за дело и в 20 месяцев без всяких препятствий выполнил половину работы.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Однако Юлий II был у него несколько раз, и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса.
Он был нетерпелив до предела, и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, поэтому не пускал Юлия II.
Иногда папа проникал в капеллу тайком, и тогда Микеланджело бросал сверху доски, которые обращали в бегство взбешенного старика. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение, и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу.
Юлий II ничего не хотел слышать, и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта.
Весь Рим бросился сюда, все в немом восторге, не исключая бывших завистников и соперников, смиренно склонили головы перед великим гением.
Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и сивилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой, окружен особым орнаментом. Успех был громадный, а злые намерения Браманте только послужили к большей славе Микеланджело.
По прошествии некоторого времени Микеланджело принялся за роспись второй части свода — более обширной. И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. Микеланджело хотел на несколько дней съездить в родную Флоренцию и пошел просить у папы денег. Но тот спросил:
— Когда же ты окончишь мне капеллу?
— Как успею! —ответил Микеланджело.
— Да я сброшу тебя с подмостков! — воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом.
- И тогда Микеланджело вернулся домой, привел в порядок свои дела и только приготовился уехать, как папа прислал к нему своего любимца Аккурзио с извинениями и пятьюстами дукатами.
- — Не мешало бы прибавить фигурам позолоты, — сказал папа, — а то моя капелла покажется очень бедной.
- — Те, кого я написал тут, — возразил Микеланджело, — были все люди бедные.
- И никаких изменений вносить не стал.
- «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.
Измученные и объятые ужасом люди с пожитками поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети.
Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее.
Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.
Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще остается надежда на спасение отчаявшихся людей.
А дальше расположена фреска «Сотворение Адама», которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи. («И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его» («Книга Бытия», I, 27).
Об этом шедевре искусствовед В.Н. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление…
Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство.
И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого».
Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью…
А потом последовали фрески с библейскими пророками:
«Пророк Исайя»
«Пророк Захария»
«Пророк Иона»
и другие), а также мифологическими сивиллами:
«Дельфийская сивилла»
«Эритрейская сивилла»
и другие.
Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы.
Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя»)
до божественного совершенства…
Все это правильно, но ни одно толкование не исчерпывает полностью содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы.
>
Источник: https://masiki.net/books/Nadezhda—Ionina_100-velikikh-kartin/11
Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески, скульптуры и биография. Michelangelo Buonarroti
Микеланджело Картины и биография Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-14), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.
Уже в юношеских произведениях (рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора — монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы «Оплакивание Христа» (около 1498, собор Св. Петра, Рим).
В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую «Давид» (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы.
Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515-1516), исполненных трагизма «Умирающего раба» и «Восставшего раба» (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент)Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Дельфийская сивилла
Микеланджело Буонарроти Ливийская сивиллаМикеланджело Буонарроти Эритрейская сивилла
Микеланджело Буонарроти Кумская сивиллаМикеланджело Буонарроти Персидская сивилла
В которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разумуФреска «Отделение света от тьмы» Человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образыпророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтическиДеталь росписи «Сотворение Адама»
Одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона СикстинскойФрагмент Росписи свода Сикстинской капеллы Страшный Суд (фрагмент) Сикстинская капелла Развернутая панорама росписи Микеланджело Буонарроти свода капеллы Капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, ДавидМоисейПьетаМадонна с младенцем А также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер.
Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи — в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни.
Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска «Страшный Суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550). Сотворение ЕвыГрехопадениеВсемирный потопЖертвоприношение Ноя Пророк ДаниилПророк ЗахарияПророк ИезекиильПророк ИеремияПророк ИоильПророк Исайя К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета Ронданини» (1555-14, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная.
Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти).
Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.
ВакхУмирающий рабВечер (Сумерки)Утро (Аврора)Скованный рабПобеда В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве.
При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.
Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело.
В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия.
Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко. Примечание. 1.
Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Качественные Фрески от производителя Affresco.
Источник: http://www.nitpa.org/mikelandzhelo-buonarroti-kartiny-freski-skulptury-i-biografiya-michelangelo-buonarroti/
Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу в одиночку?
Легенда гласит, что мастер работал без помощников, но в ней есть нестыковки. А виноват во всем Джорджо Вазари.
Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.
«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное». Джорджо Вазари
Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти, 1512
Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело, Джорджо Вазари — крепкого, но не выдающегося живописца и автора «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» — работы, несомненно, бесценной, но местами удивительно неточной.
Джорджо Вазари, «Автопортрет» (между 1550 и 1567). Галерея Уффици, Флоренция
По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте, который «убедил Его Святейшество, чтобы он заказал Микельаньоло Опыта во фресковой живописи у него не было, работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло». Впрочем, возможно, что Юлий дошёл до этой мысли без помощи Браманте — ему явно доставляло удовольствие ставить перед строптивым молодым мастером неудобные задачи и он уже имел опыт точечной схватки с Микеланджело, когда заказывал тому свою бронзовую конную статую (опыта бронзового литья у скульптора не было).
Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра. Эмиль Жан Орас Верне, 1827
Обновить же капеллу и впрямь было необходимо — прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта, проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».
Реконструкция потолка Сикстинской капеллы ок. 1481 года. Гравюра XIX века
Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился, и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное — некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями.
Далее, когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная, и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной.
Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все, вплоть до нижних фресок», — писал Микеланджело другу Фаттуччи.
Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Дельфийская сивилла
То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике «тромплей», или заполненный «гротесками».
Если бы мастер этим ограничился, то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгкий путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).
Мы не можем с уверенностью утверждать, к каким именно богословам Микеланджело обращался за помощью при создании программы росписи, но биографы осторожно называют в качестве консультантов родственника Сикста V, автора множества богословских работ, кардинала Марко Виджеро и кардинала Эджидио Антонини (да Витебро), бывшего главным советником папы Юлия в теологических вопросах.
Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. Опьянение Ноя. Микеланджело Буонарроти, 1509
Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.
Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось — и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел — всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи.
Во всяком случае, он чувствовал себя достаточно к ней способным, чтобы соревноваться с Леонардо да Винчи за право расписать стену дворца Синьории. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов.
Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:
«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников, за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками.
Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них Граначчи, Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».
Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть — получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки, Микеланджело ещё раз встал за талантом.
Люнет Сикстинской капеллы. Иессей, Давид, Соломон. Микеланджело Буонарроти
Разогнав (если верить Вазари) всех лишних людей, мастер наконец-то взялся за потолок, на котором он решил изобразить важнейшие сцены из Ветхого завета.
Писать он предполагал в старой-надёжной технике «по сырому», для чего ежедневно нужно было накладывать тонкий слой свежей штукатурки ровно на ту площадь, что собираешься расписать. Всю неосвоенную к концу работы штукатурку полагалось удалять, а на следующий день пристыковать к ней свежую.
Границы между этими однодневными кусками-«джорнатами» позволяют исследователям приблизительно посчитать количество дней, ушедших на роспись. Надо заметить, что навыков, полученные от выгнанных живописцев, скульптору хватило не вполне — римская известь для верхнего слоя штукатурки отличалась от флорентийской, и начатая фреска принялась стремительно плесневеть.
В этот момент в привычной легенде о потолке, созданном одним мастером, появляется один из ранее изгнанных — живописец Якопо л’Индако (или, по версии Вазари, архитектор Джулиано да Сангалло), посоветовавший добавлять в основу под роспись больше песка. Джулиано Бурджардини (Джулиано ди Пьеро ди Симоне), «Портрет Микеланджело в тюрбане» (1522)
Впрочем, по мнению многих искусствоведов, упомянутые Вазари художники Джулиано Бурджардини и Франческо Граначчи тоже не сразу «постыдно вернулись во Флоренцию», а лишь после того, как существенно помогли Микеланджело.
Все три живописца знали друг друга ещё по мастерской Гирландайо. Известно, что в 1530-х годах Микеланджело помогал Бурджардинив при создании картины «Мученичества св. Екатерины».
Имён его остальных помощников мы не знаем, но они, несомненно, были — участие других авторов признано исследователями в отдельных декоративных деталях — как минимум, в архитектурных тромплеях.
К сожалению, существенная часть их работы погибла при последней реставрации — некоторые фрагменты Микеланджело позволял доводить до совершенства в технике «по сухому», а она, в отличии от крепко сцепляющейся со штукатуркой классической фрески, плохо переносит отмывку химическими средствами.
Именно из-за страха перед гибелью прописей «по сухому» многие специалисты противились масштабной реставрации фрески, несмотря на то, что из-за многовековой копоти она почти утратила цвет.
Почему же Вазари, писавший свою историю пусть и много позже росписи потолка, но, несомненно, при жизни Микеланджело, так убеждён в отсутствии помощников? Возможно потому, что работая конкретно над этой частью своего труда, Вазари был весьма пристрастен — ведь речь шла не о каком-то из мастеров прошлого, а о современнике, учителе и старшем друге. Скорее всего, ему даже не приходило в голову усомниться в том, что рассказывал ему учитель о событиях почти сорокалетней давности. Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Эритрейская сивилла
Мы не знаем, забыл ли сам Микеланджело подробности работы в капелле или сознательно подредактировал свои воспоминания. Но, скорее всего, реальное расставание мастера с флорентийскими помощниками произошло уже после того, как они совместно окончили часть с историей Ноя. Рассказ же о том, как мастер «однажды утром решил сбить все сделанное ими», возможно, относятся к той части фрески, которую пришлось существенно переделывать из-за плесени.
Впрочем, и избавившись от флорентийцев, Микеланджело, несомненно, оставил при себе учеников, потому что специфика фресковой росписи на таких площадях не предполагает, что один-единственный человек (пусть и трижды гений) сам готовит поверхность, сам переносит на штукатурку контур с картона, сам трёт краски — и всё это без «связи с землёй», на высоких лесах. Даже Вазари в своём описание подвига мастера всё-таки упоминает одного человека, растиравшего ему краски.
Сикстинская капелла. Микеланджело Буонарроти
- С другой стороны, даже если по лесам вместе с ним бродили ещё три-четыре человека, работу Микеланджело всё равно проделал невероятную. О её тяготах (несоизмеримых с невысокой оплатой) сам он так писал Джованни де Пистойя:
- Я получил за труд лишь зоб, хворобу
- (Так пучит кошек мутная вода,
- В Ломбардии — нередких мест беда!)
- Да подбородком вклинился в утробу;
- Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
- Полез к горбу; и дыбом — борода;
- А с кисти на лицо течет бурда,
- Рядя меня в парчу, подобно гробу;
- Сместились бедра начисто в живот,
- А зад, в противовес, раздулся в бочку;
- Ступни с землею сходятся не вдруг;
- Свисает кожа коробом вперед,
- А сзади складкой выточена в строчку,
- И весь я выгнут, как сирийский лук.
- Средь этих-то докук
- Рассудок мой пришел к сужденьям странным
- (Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!
- Но ты, Джованни, будь в защите смел:
- Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!
Существует распространённое заблуждение, что Микеланджело писал потолок, лёжа на лесах. На самом деле мастер работал стоя, запрокинув голову вверх — это подтверждает и автошарж Микеланджело и расположение отверстий, сделанных для опоры лесов. Из-за этой неудобной позы Микеланджело и после росписи некоторое время был вынужден читать, держа книгу над головой. Автошарж «Микеланджело пишет фреску» (рисунок на полях письма Микеланджело к Джованни де Пистойя)
Четверть века спустя, когда Микеланджело писал в той же Сикстинской капелле Страшный суд, в рабочий процесс попытался вмешаться Себастьяно дель Пьомбо, до этого бывший другом скульптора.
Желая избавить старого мастера от тягот «настоящей фрески», он уговорил папу Павла III на фреску «по сухому» и даже приказал подготовить под неё поверхность. На что Микеланджело (по словам Вазари) немедля объяснил всем, что работа «по сухому» — удел женщин и богатых лентяев вроде дель Пьомбо, велел всё счистить и загрунтовать заново, как следует.
Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой Марией
Несмотря на возраст, к серьёзной помощи в этой работе мастер допустил лишь Урбино, бывшего ему и слугой, и помощником, и другом, позволив тому местами писать фон, остальной же «группе поддержки» доверялось готовить краски и очередные участки под роспись.
Портрет Микеланджело Буонарроти.
Даниэле да Вольтерра, 1544
Правда позже без масштабного участия в этой работе ученика всё-таки не обошлось — когда в 1564 году было принято решение прикрыть одеждами нагие тела на фреске, эта сомнительная честь выпала именно ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра (получившему за свою работу презрительное прозвище «штанописец»). К чести да Вольтерра, выполнил он свои записи весьма бережно, и все они со временем были достаточно легко удалены, кроме фрагмента со св. Екатериной, вырезанного и полностью замененного росписью да Вольтерра.
Оксана Санжарова, artchive.ru
Подписывайтесь на наш канал
Артхив в Телеграме
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/59e5e83855876bab9b251949
Самые знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонаротти — величайший скульптор, архитектор, мыслитель и художник эпохи Возрождения, настоящий титан среди своих великих современников, таких как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
В первую очередь Микеланджело известен как скульптор, автор не превзойдённого «Давида», но он также является величайшим живописцем, расписавшим фресками Сикстинскую капеллу. Эти фрески наполнены великой мудростью и величием человеческого гения.
Потолок капеллы — это цикл фресок, которые являются иллюстрациями Ветхого Завета начиная с Сотворения мира.
Самые знаменитые фрески Сикстинской капеллы:
Сотворение мира
Микеланджело изображает Саваофа, который разгоняет руками тьму и даёт свету путь на Землю.
Очень советуем посмотреть статью на most-beauty.ru про 10 глупых мифов разных народов о сотворении мира.
«Создание Солнца и Земли»
Огромный размер фрески 570 см x 280 см свидетельствует о титаническом труде Микеланджело. Он рисовал эту фреску в течение одного года, начиная с 1509 г. Фреска изображает действия первой главы Ветхого Завета о сотворении мира, когда Господь сотворяет Солнце и Землю.
Адам и Ева
«Сотворение Адама» известно во всём мире этим знаменитым жестом — касанием пальцев рук Творца и Человека. Это момент божественного творения, когда Господь вселяет в Адама дух и оживляет созданное по своему образу и подобию тело. Фреска создана Микеланджело в 1511 году.
«Сотворение Евы» изображает создание Евы из ребра Адама. Адам спит, а Ева протягивает к Творцу руки, как тянет руки к матери новорождённое дитя. Год создания фрески — 1512 г.
«Изгнание из Рая и Грехопадение»
В центре фрески изображено Древо познания, которое обвил своим телом Змей-Искуситель. Он протягивает яблоко Еве (фигуры слева), Правая часть показывает результат ослушания Бога — грехопадение и изгнание Адама и Евы из Рая.
Сивиллы
В древнем мире сивиллами называли предсказательниц будущего, предрекающих волю Бога. Микеланджело изобразил пять сивилл: Ливийскую, Кумскую, Персидскую, Эритрейскую и Дельфийскую. Это прекрасные женские портреты, изображают женщин разных возрастов.
«Ливийская сивилла»
Она юна и прекрасна. Её светлые волосы уложены в замысловатую причёску, а жёлтое одеяние подчёркивает грацию и свежесть молодой женщины, которая тянется за Книгой Бытия.
«Персидская сивилла»
Изображение пожилой женщины, читающей книгу, раскрывает некоторую её тайну. Она плохо видит и близко подносит книгу к глазам. Сивилла отрешена от мира, её одеяния полностью закрывают и сгорбленное тело и голову.
«Кумская сивилла»
Кумская сивилла напоминает своим крепким и мощным телом больше мужчину, чем пожилую женщину. Сивилла, несмотря на возраст, полна сил и читает ангелам страницы из Книги Бытия. Её одежда состоит из синего платья и накинутой сверху оранжевой накидки, а волосы спрятаны под плотный белый чепец.
«Эритрейская сивилла»
Фреска изображает молодую прекрасную женщину, читающую в вечернее время. Это явно так, потому что ангел подсвечивает ей страницы светильником, который пытается зажечь.
«Дельфийская сивилла»
Дельфийская сивилла — это персонаж мифов времён Троянской войны. Микеланджело изобразил сивиллу, читающую свиток с предсказаниями. Прекрасная энергичная поза и великолепное лицо говорит о величии и почитании этой предсказательницы. По мнению редакции most-beauty, это самая красивая сивилла великого мастера.
Изображения пророков
В Сикстинской капелле Микеланджело изобразил семь библейских пророков: Иеремию, Даниила, Иезекииля, Исайю, Иоиля, Иону и Захарию. Все пророки изображены разновозрастными — от молодого — до глубокого старца. Но все они мыслители и хранители мудрости Бога.
Страшный суд
Тема знаменитой алтарной фрески — страшный суд после второго пришествия Христа на Землю. Размер этой картины грандиозный — 12 метров на 13 метров 70 см. Только Микеланджело был под силу такой масштаб! Его пригласили расписать алтарь, но, только через двадцать пять лет после окончания росписи потолка он приступил к работе, которая продлилась целых четыре года!
Здесь гений Микеланджело достиг своей непревзойдённой вершины. В верхней части фрески в центре изображён Христос и Мария. Христос вершит праведный суд — отделяет праведников от грешников.
Праведники остаются на небесах, а грешники летят вниз, в преисподнюю. У ног Христа святой Варфоломей держит содранную с человека кожу. Предполагается, что лицо этого несчастного — автопортрет Микеланджело.
Он изобразил себя падшим грешником, который недостоин Царствия Небесного.
Подведя черту
Микеланджело Буонаротти прожил долгую плодотворную жизнь. Он покинул свет в 89 лет, что по тем временам было редкостью. Его долгая, полная огромного труда и гения жизнь подарила нам, потомкам, прекрасные шедевры скульптуры и живописи. Никто до сих пор так и не смог превзойти Микеланджело талантом и величием работ. Его наследие бессмертно.
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/freski-mikelandzhelo-buanarotti.html