Приветствуем вас, дорогие читатели. Это уже третий выпуск журнала «ТИВ» и в нем мы вам хотим рассказать об Эдварде Мунке, норвежском живописце, одном из первых представителей экспрессионизма, чьё творчество повлияло и на современное искусство.~
- В этом выпуске мы расскажем о:
- ╭━─━─━─≪✠≫─━─━─━╮
- :sparkles: Экспрессионизме, стиле, в котором писал Мунк.
- :sparkles: Биография живописца.
- :sparkles: Популярные картины Эдварда.
- :sparkles: Что о нем думаю современные художники.
- ╰━─━─━─≪✠≫─━─━─━╯
Экспрессионизм является необычным течением в искусстве, а также одним из множества стилей живописи. Его цель, а вместе в тем и особенность — упор на выражение и передачу эмоций автора через его работу.
Данное течение распространилось не только на живопись, оно затронуло литературу, музыку, танец, архитектуру и даже получило обширное развитие в кинематографе.
Набирать популярность экспрессионизм начал примерно в начале 20 века, преимущественно в Германии и Австрии.
Это течение в искусстве возникло как вынужденная реакция на боль, страх и усталость людей, переживших Первую мировую войну. Действительность измученные люди воспринимали особенно лично и остро, пропуская всё через свои ощущения и эмоции.
Главной была не художественная красота линий, а то, как эти линии чувственно окрашены, что они в себе несут и какие эмоции вкладывает в них автор.
Искривлялась перспектива, подбирались несочетаемые оттенки, брались невозможные формы, вся реальность размывалась и таяла перед бурей ощущений и впечатлений.
Итак, погрузимся же в жизнь одного из самых первых экспрессионистов.
В 1863 году в Лётене (Норвегия) родился Эдвард Мунк. Родился он в довольно большой семье: отец Кристиан (военный врач), мать Лаура Катрина, старшая сестра Софи, две младшие сестры — Ингер и Лаура, и младший брат Андреас.
Некоторое время спустя туберкулёз жестоко обходится с семьёй Мунков. В 1868 году из жизни уходит мать Эдварда.
Кристиан, отец художника, ранее мечтательный и мягкий по натуре человек, был убит горем. Он ударяется в религию и холодеет к своим детям, наказывая за малейшую провинность.
Семье помогает сестра покойной Лауры, Карен Бьёльстад (художница-самоучка), которая и прививает племяннику любовь к искусству и живописи. Сам Эдвард, который с самого детства был очень болезненным и слабым, после смерти матери в добавок стал замкнутым и молчаливым.
Такая ранняя и страшная потеря сильно впечатлила мальчика, осталась с ним на всю жизнь.
В 1877 году всё тот же туберкулёз беспощадно забирает у Эдварда и его любимую старшую сестру Софи. Это событие ранит его душу только больше.
В 1879 году Мунк поступает в Высшую техническую школу в Осло, но уже совсем скоро, поучившись там, окончательно осознаёт, что его путь жизни связан с искусством, и переходит в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. К такому выбору сына Кристиан, который спустя годы так и не сумел выйти из «христианской комы», относится с опаской и подозревает, что на этом пути Эдварда ждёт только больше соблазнов и искушений.
Вскоре его младшей сестре Лауре диагностируют шизофрению, девочка ведёт себя странно и всё более беспокойно.
Учился он у достаточно известных и примечательных людей: например, живописец-реалист Кристиан Крог. Эдвард учился и развивался, выплёскивая свои мысли в работы.
В 1885 году Мунку удалось съездить в Париж. Там же он и пишет одну из самых известных своих работ «Больная девочка», в которой изливает боль от смерти Софи, своей старшей сестры.
Далее в 1889 году его ждёт первая персональная выставка, переезд в Европу, жизнь в Париже и Берлине на высокую стипендию.
В 1890 году Мунк пишет целый цикл картин, названный «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него Эдвард вкладывает многое: страх с отчаянием и смертью и даже любовь с женственностью.
Окончательное признание пришло к художнику только к последнему десятилетию его жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки.
Прожил художник аж 80 лет, но умер он несчастным и в тревоге, произошло это в 1944 году, близ Осло.
В заключение рассказа о жизни Мунка стоит чуть подробней рассказать о паре интересных фактов о нём и его творчестве.
Как уже было сказано выше, смерь Софи, его старшей сестры, повлияла на художника сильнейшим образом. Ему очень хорошо запомнилось, как во время больных агоний сестры их отец ходил взад-вперёд вдоль стены, сложив руки и читая молитвы. Софи это не спасло. Насмотревшись на ужасы болезни матери, сестры и на ужасающее состояние отца, художник стал отрицать веру, что не удивительно.
Где-то в 1900 годах Эдвард пережил огромный стресс из-за неудачного и жестокого розыгрыша своих друзей. В те времена он имел несерьёзные отношения с богатой и молодой норвежкой, она была по уши в него влюблена, однако художника это больше тяготило.
Друзья решили «разжечь» чувства Мунка, сказав, что девушка умерла, рассчитывая, что после «воскрешения» отношения пары только укрепятся. Однако Эдвард принял всё близко к сердцу и в итоге рассорился с ними в пух и прах.
После этого он ещё часто закатывал разборки и скандалы со своими знакомыми, так что в итоге в 1908 году угодил в психиатрическую клинику Копенгагена, где к нему на протяжении полугода применяли достаточно радикальные и жёсткие методы лечения.
В конце концов психические травмы довели его до мании преследования, алкоголизму и даже галлюцинациям. Он был действительно близок к помешательству. Одно из своих внезапных видений на мосту в Осло он описал так:
«Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.»
Однажды Эдвард всё-таки завёл довольно близкие и тёплые отношения с норвежкой Даньи Жюэль и её мужем Станиславом Пшибышевским (писателем). Даньи на долгий срок смогла по-настоящему стать его Музой и вдохновением. Она частенько ему позировала, свидетельствами чего являются картины «Поцелуй», «Вампир», «Ревность» и «Мадонна».
Первая влюблённость в жизни Эдварда носила имя Милли. Это случилось в 1885 году.
Милли была замужней девушкой, но несмотря на это, любила пофлиртовать и в целом была довольно эффектна, за ней постоянно ходили толпы ухажёров, так что и неопытный Мунк тоже попался в её сети.
Девушка не воспринимала его всерьёз, а для Эдварда роман с замужней женщиной был чем-то запретным, но у них в итоге так ничего и не вышло. Милли не стала героиней ни одной картины Мунка, хотя существует мнение, что она очень схожа с героиней «Голоса».
На одной из выставок один из критиков назвал работы Мунка в период с 1863-1864 год современным словечком «сэлфи». И это не удивительно, т.к. 16 из около 40 представленных работ были автопортретами в разные периоды жизни Эдварда.
Рассмотрим чуть подробнее несколько его наиболее интересных и популярных картин.~
«Вампир»
Усталость, боль, страх, безнадёжность. В этой картине смешалось поистине много неоднозначных чувств и образов, приоткрывая занавес в поток мыслей и мироощущений художника.
Две фигуры, обвившиеся вокруг друг друга посреди тьмы. Бледный и вымотанный на вид мужчина крепко обнимает рыжеволосую девушку, прислонив тяжёлую голову к её груди. Дама же в успокаивающем жесте прижимает его к себе, уткнувшись губами ему в шею. С одной стороны, можно подумать, что та утешает его, а с другой — что она упивается его болью, пьёт из него чувства, словно вампир.
Тревожная и очень неоднозначная работа. Картина «Вампир» была написана в 1893 году, но в разные годы, как и многие другие произведения Мунка, переписывалась и видоизменялась, существуя во многих вариантах.
Эта картина изначально носила название «Любовь и боль», что не удивительно, если оглянуться на отношения Мунка с женщинами и его взгляд на чужие связи в целом.
Однажды Рольф Стенерсен припомнил слова Мунка о недавно женившемся приятеле. Эдвард говорил с опаской:
«Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо».
- И если сопоставить эти слова с «Вампиром», то вряд ли можно будет найти много различий.
- Ещё сам Мунк писал в своём дневнике довольно примечательные и завораживающие строки, которые также хорошо подходят к «Любви и боли»:
- «Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе.»
Спонтанной моделью художника, к его собственному удивлению, стал Адольф Пауль (шведский писатель), зашедший к Мунку в гости. Эдвард рисовал рыжеволосую девушку, чьи пышные кудри сияли не хуже огня.
Только увидев вошедшего в комнату Пауля, Мунк тут же попросил встать перед девушкой на колени и опустить голову ей на руки.
Когда удивлённый мужчина последовал указаниям художника, модель склонилась над ним и опустила губы ему на шею, оплетая голову и плечи локонами. Так и появился знаменитый «Вампир».
«Крик»
Надрывный крик души, тупая боль и больные галлюцинации.
Горящее небо, тёмные воды. Цвета перекрикивают друг друга, стонут, линии крутятся в бешеном водовороте, пульсируют головной болью. Мост и три фигуры на нём. Две дальние — бледные и призрачные, равнодушные, оставляющие в одиночестве. Хрупкая и худая фигура на переднем плане безумна и измотана, она кричит, панически обхватив узкое серое лицо руками.
Картина «Крик» была написана где-то между 1893 и 1910, не думая, чувствуя.
Горящее небо, тёмные воды, голый дальний берег. Мост и три фигуры на нём. Две дальние — бледные и призрачные, равнодушные, оставляющие. Хрупкая и худая фигура на переднем плане безумна и измотана.
Многие эксперты говорят, что «Крик» вполне возможно является первой картиной в жанре экспрессионизма. На то время она была поистине уникальной и необычной для простого ценителя.
Однако, «Крик» являет собой не просто работу художника, это огромный выброс эмоций, чувств и образов, исходящих от Мунка.
Это — не отражение реальности, это — то самое потаённое и глубинное, что другие люди предпочитают хоронить глубоко в себе.
С одной стороны, многие говорят, что Эдвард написал это произведение в память о дне, когда умерла его мать, сохранив в себе кипящую боль утраты. С другой же, есть предположения, что «Крик» был спровоцирован одной из галлюцинаций больного сознания художника.
Да и сам художник частенько говорил, отвечая на вопрос о том, что послужило вдохновением для картины так:
«Однажды вечером я шел по тропинке, городу по одну сторону от меня и фьорду внизу. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и посмотрел на фьорд. Солнце садилось, тучи становились кроваво-красными. Я почувствовал крик, проходящий через природу. Мне показалось, что я слышу этот крик. Я нарисовал эту картину, нарисовал облака как настоящую кровь. Цвета кричали.»
Эмоции остаются эмоциями даже спустя огромное количество лет. Именно поэтому Мунка считают великим художником и в наше время. Его картины — обнажённое, не прикрытое выражение собственных мыслей и чувств, что не может не захватывать и не поражать.
- Рассказать немного о себе и поделиться с нами своим мнение о творчестве живописца согласились художники нашего Амино.~
- Художник: Na_Pug
- Журналист: Lisssa
Одна из работ опрашиваемого художника~
Lissa:
Добрый день, мне бы очень хотелось взять у вас интервью как у художника. Не найдется ли у вас немного времени для ответов на мои вопросы?
- Na_Pug:
- Добрый день, с радостью.
- Lissa:
1. Давно ли вы начали серьезно заниматься рисованием? Посещали ли вы специализированные учебные заведения?
Na_Pug:
Серьезно развиваться в сфере рисования я начала с четвертого класса, собственно, во столько и пошла в художественную школу. Поэтому, примерно с 10 лет. В итоге закончила художественную школу.
Lissa:
2. Что вас вдохновляет в работах других художников? Как вы находите для себя это вдохновение?
Na_Pug:
Сложно сказать, но скорее всего, целостность, техника выполнения, цвета, гармоничность.
Просматриваю работы художников в Instagram, либо на Pinterest, примечаю интересную так сказать «фишку» рисунка. И пытаюсь передать ее в своих работах, если она мне нравится.
Lissa:
3. К какой художественной стилистике вы себя причисляете? Почему вам нравится работать именно в ней, что для вас представляют её особенности?
Na_Pug:
Сложный вопрос для меня. Мне кажется, что мой стиль можно причислить к «абы-как», а вообще, нет у меня единого стиля (или я просто не вижу его), но суть в том, что я рисую так, как мне удобно в определенный промежуток времени.
Lissa:
4. Знакомы ли вы с творчеством Эдварда Мунка? Что в его работах вы находите интересным и привлекательным, а что отталкивает?
Na_Pug:
Знакома, но он меня не вдохновляет, а даже отталкивает. Для меня его работы кажутся пессимистичными и угнетающими. Мне не близка его цветовая гамма работ. Но не все так плохо, в его работах есть своя история и есть то, над чем можно поразмышлять и пофантазировать.
Lissa:
5. Как вы считаете, что современные художники могут подчерпнуть из творчества Мунка? Что из его картин вы могли бы применить в своих работах?
Na_Pug:
Умение придумывать, продумывать и реализовывать истории в своих работах. Собственно, это могу подчерпнуть и я, и другие художники.
- Lissa:
- Большое спасибо за интервью, было очень интересно.
- Na_Pug:
- Не за что.
- Благодарим за внимание~
- Над выпуском работали:
- Редакторы:
- smorodinovoe
- Господин Солис
- Сборщики:
- 平和主
- Журналисты:
- Lisssa
- Писатели:
- Насит Обыкновенный
- Куроми
Источник: https://aminoapps.com/c/artrus/page/blog/tretii-vypusk-tiv-edvard-munk/w743_oPiouWBQkEVGWwZwMrYaol2PEqDEQ
Не только «Крик»: что посмотреть на выставке Эдварда Мунка
К открытию выставки великого невротического художника «Афиша Daily» вспоминает пять картин с рыжими женщинами — и рассказывает истории за ними
Вампир, 1893
Однажды друг (по одной из версий это был шведский писатель Адольф Пауль) зашел к Мунку в мастерскую. В то время Мунк рисовал стоящую обнаженную, и ему позировала натурщица с длинными ярко-рыжими волосами. Художнику пришла в голову идея сблизить двух героев на картине: он попросил друга встать перед натурщицей на колени, а ее — поцеловать его в шею. Но когда рыжие волосы натурщицы стали спускаться по плечам мужчины, богатое воображение художника породило ассоциации со струями крови — так появилась картина «Вампир».
Вокруг них он рисует темную тень, не то предвещающую беды, не то символизирующую, что женщина поглощает мужчину, лишает его воли, высасывает из мужчины все соки. Отсюда пошли интерпретации, гласящие, что Мунк страшно боялся женщин, боялся подпасть под их влияние.
Это было отчасти правдой: художник выходил из любовных отношений, когда чувствовал, что его влюбленность перерастает в страсть.
Можно сказать, что фраза о «токсичных женщинах» отчасти принадлежит и Мунку: он считал, что женщины отравляли его своими ненужными эмоциями, и как только понимал это, переставал с ними встречаться.
Он очень боялся попасть под женское влияние — видимо, был наслышан о тех роковых женщинах, которые ломали мужчинам жизнь.
Он издевательски подшучивал над своими женатыми друзьями, которые начинали угождать своим женам, говорить и вести себя иначе. И, чувствуя, что рискует повторить их судьбу, просто исчезал. Женщины не понимали, что происходит, писали ему письма, пытались поговорить, но Мунк не открывал дверь, уезжал в другой город.
Женщина с длинными рыжими волосами, которую мы можем увидеть на этой картине, кстати, частый типаж Мунка. Он писал, что больше любил брюнеток, но почему‑то ему чаще попадались рыжеволосые, а с ними отношения у художника, увы, не складывались.
Автопортрет между часами и кроватью, 1940–1943
Мунк был знаком с с выдающимися литераторами эпохи — Станиславом Пшибышевским, Стефаном Малларме, встречался с Генрихом Ибсеном. Мунк часто ассоциировал себя с героями ибсеновских пьес. Но одним из его любимых писателей был Достоевский. Впервые Достоевского перевели на норвежский в 1883 году. «Преступление и наказание» в норвежском варианте называлось «Раскольников», и на Мунка Раскольников произвел неизгладимое впечатление.
Интерес к Достоевскому сохранялся у него на протяжении всей жизни. Когда Мунк умер, на его прикроватном столике лежали «Бесы».
На этой картине мы видим этюд обнаженной женской фигуры в голубых тонах и вертикального формата — этюд имеет название «Кроткая» и, конечно, ассоциируется в первую очередь с книгой Достоевского.
Новелла «Кроткая» повествует о мужчине, который своей холодностью и равнодушием изматывает жену, и в результате она убивает себя.
Метаболизм, 1899
Картина «Метаболизм» объединяет темы зарождения жизни и смерти, по замыслу автора она замыкала «Фриз жизни» — цикл картин о любви, тоске, расставании и смерти. На картине мы видим Адама, Еву и дерево познания. Корни дерева прорастают в череп человека, а наверху расположен Небесный град. На заднем плане можно увидеть лес, а через него — море. Лес на берегу моря — любимый пейзаж Мунка, его можно часто увидеть на гравюрах художника — и по невнимательности принять вертикальные полосы за декоративный узор.
В таком лесу у моря Мунк встречался с Туллой Ларсен. Эта картина была написана во время их любви. Они встретились в конце 1890-х годов, и у них случился яркий роман. Мунк тогда очень нуждался в деньгах, его картины почти не покупали, а гравюры приносили не очень много дохода.
В то время Тулла, дочь состоятельного виноторговца, очень сильно выручала его деньгами. Когда Мунк почувствовал, что она занимает слишком много места его жизни, то предложил возлюбленной фиктивный брак, который позволил бы им жить раздельно, а ему, соответственно, больше времени посвящать картинам.
И предложил Тулле самой этот брак оформить, а сам уехал в Италию.
Тулла потратила месяц, чтобы собрать все нужные бумаги, заверить их, принести в мэрию, но ей отказали — тогда она отправилась за Мунком в Италию. Но как только художник узнал, что она в пути, тут же переехал в другой город. Тулла отправилась следом. Так она несколько недель пыталась его догнать, пока Мунк не отправил ее дяде письмо: угомоните вашу племянницу, она мне уже надоела.
Смерть Марата I, 1907
Их расставание длилось еще какой‑то период, пока не заканчилось трагической историей. Мунк узнал, что Тулла хочет убить себя — и отправился к ней. Что дальше произошло — неизвестно, но у Мунка оказалась прострелена левая рука — в результате чего он на всю жизнь теряет фалангу среднего пальца. Он утверждал, что стрелял в себя сам, Тулла говорила, что пыталась застрелиться.
Возможно, именно это событие послужило основой для картины «Смерть Марата». Мунк потом эту картину повторит несколько раз, его очень волновал сюжет убийства великого революционера.
Когда он лечился от алкоголизма в клинике доктора Якобсона, то также позировал в ванной в белых простынях, изображая из себя Марата.
Автопортреты вообще очень важны для Мунка — он очень много рисовал себя, но не из самолюбования, скорее он относился к себе как к художнику-модели, модели, которая постоянно рядом и ей не нужно платить денег.
Танец жизни, 1899
Эту композицию можно трактовать по-разному. У Мунка было несколько любовных отношений, и одни критики видели в этой работе Эмилию Таулов, его первую любовь (она прославится как первая норвежская журналистка, писавшая о гастрономии и моде). Если любовь к Тулле Мунк считал разрушающей, то чувства к Эмилии сам художник находил вдохновляющими.
Но кто‑то из исследователей пишет, что это другая девушка. Тем более что красное платье как будто захватывает мужчину в плен. Обратите внимание, что отражение луны в море приобретает вид восклицательного знака — тот прием, который Мунк часто использует и в других пейзажах.
Если присмотреться, можно заметить, что слева и справа от картины расположены одинаковые женщины — одна в белом платье, а другая в черном. У Мунка есть картина «Три возраста женщины», где изображены девочка, девушка и старуха. Те же изменения в человеке на разных стадиях его жизни он, возможно, стремился изобразить и здесь: тема возраста его очень волновала.
«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала Третьяковскую галерею.
Источник: https://daily.afisha.ru/brain/11697-ne-tolko-krik-chto-posmotret-na-vystavke-edvarda-munka/
Вампир
- Эдвард Мунк — Вампир (норв. Vampyr)
- Год создания: 1984 год
- Холст, масло.
- Стиль: Экспрессионизм
- Период: Европейский период
- Жанр: мифологическая живопись
- Оригинальный размер: 91х109
- Музей Мунка (The Munch Museum), Осло
- Цена — $38,163 млн, год продажи — 2008 (Сотбис)
Описание картины: Вечный страх художника перед женщинами наивысшее свое выражение получил в этой картине. Ярко рыжие волосы — явный намек на кровь — стекает на несчастную жертву. Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Правда, первое впечатление недолговечно. Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. При внимательном рассмотрении картины мы можем видеть лишь крепкие объятия влюбленной пары. Страх и ужас сменяются страстью, а тяжелая и гнетущая атмосфера чудесным образом меняет свою окраску.
Подобная двойственность характерна для нескольких работ мастера. Вечная борьба противоположностей всегда привлекала художника, который таким образом пытался разобраться с собственными страхами и тайными желаниями.
Известно, что эту работу художник долго «режиссировал», для позирования он пригласил своего друга, а натурщицу вызвал профессиональную. Ракурс картины был найден быстро. Очевидно, на полотне перед нами предстает один из кошмарных снов художника.
Сюжет работы так был важен для автора, что работа была выполнена в нескольких копиях одна из которых была не так давно похищена из галереи, правда, достаточно скоро работа вернулась в музей.
На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее.
Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна»), и его страха перед женским началом.
В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину.
Другая цитата (из дневников художника), сопровождающая «Вампира» на сайте Музея Мунка, также соответствует описанию картины, но окрашена уже совершенно иначе: «Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе». Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль[en], а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. „Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего „Вампира“». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский.
Как и многие другие картины Мунка, «Вампир» существует в нескольких вариантах, включая графические. Художник создал также литографию по мотивам этого произведения. В феврале 1988 года одна из копий «Вампира» была похищена из Музея Мунка.
Картина была вновь обретена осенью того же года. В 2008 четвёртый, наиболее поздний живописный вариант «Вампира» был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Картина ушла с молотка за 38.
2 млн долларов, став самым дорогим на тот момент полотном Мунка.
Описание картины Эдварда Мунка «Вампир»
В 1893 году норвежский художник — Эдвард Мунк написал картину «Вампир» Этот холст размером 91х109 см. Многие критики и ценители уверены, что картина более выразительна и более эмоциональна, чем знаменитый «Крик».
Ведь представленное на полотне очень сложно описать словами, картину необходимо прочувствовать, рассмотреть, даже проникнуться ней и, что важно, понимать отношение автора к женщинам и любви в целом. «Вампир» показывает не акт любви, не поцелуй, здесь нет ничего привычного нам, нет здесь и явного насилия.
Есть только ощущение чего-то невероятно горестного, отчаянного. Многие уверены, что автор выразил здесь свой страх перед женщинами, а также ненависть к такому светлому, казалось бы, чувству, как любовь.
Толчком к рождению полотна послужила ситуация, когда Мунк, придя в гости к своему другу, застал его в объятиях полуобнаженной женщины. Молодой человек стоял на коленях и положил голову на колени рыжеволосой красавицы. Мунка особенно заворожили волосы девушки, окутавшие пару. Они были столь насыщенного цвета, что казались кровавым пятном.
Спустя час плотно «Вампир» было готово. Однако, в отличие от увиденного, там был представлен не любовный акт, а отразилось все отношение художника к светлому чувству — неприятие, страх, непонимание и даже ужас. Критики и историки считают, что Мунк ненавидел это чувство.
Все Грани картины открываются постепенно: на первый взгляд мы видим лишь крепкие объятия мужчины и женщины, но спустя несколько минут страсть сменяется ужасом, рыжие волосы героини все больше напоминают кровь, а мужчина видится не как участник любовной игры, а как безвольная жертва, в чью шею впилась искусительница. Что интересно, картину можно прочитать и в обратном направлении: от ужаса до любви и нежных объятий.
Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь.
«Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову». Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего «Вампира»».
Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.
Эдвард Мунк.
«Вампир», 1893.
На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее.
Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна»), и его страха перед женским началом. В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину.
Эдвард МункВампир, 1893.Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь.
«Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову». Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего «Вампира»».
Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Vampir/
Описание картины Эдварда Мунка «Вампир»
Описание картины Эдварда Мунка «Вампир»
Жуткое полотно. По степени страха оно даже ужаснее другого произведение Мунка – «Крик». Там ужас в лице и безмолвный крик с полотна заставляет закрывать уши и почувствовать себя неуютно. А здесь…
Здесь более, чем неприятная ситуация. И не поцелуй, и не акт насилия, а что-то непонятное, но отчаянное и горестное.
История этого полотна немного странная. Художник пришёл в гости к своему коллеге и застал его сидящего на корточках перед полуобнажённой женщиной и положившего ей на колени голову. А та просто склонилась над ним и при этом её волосы как бы обволокли мужчину сверху.
Ощущение что это льётся кровь придавалось за счёт цвета волос – огненно рыжими. Мунк так и застыл на пороге, а потом прошептал им: «Остановитесь! Я зарисую!». И вскоре, через часа полтора на свет появилось полотно «Вампир». Хотя на самом деле то была любовь, нежность.
Но сам Мунк воспринимал любовь, как вампирство, как нечто злое и чуждое ему самому. Он ненавидел это чувство.
Причины такого отчуждения скрывались под его личностью. Он вообще был странен для того времени и кажется даже сейчас он вряд ли был бы понятен. Почти все его полотна мрачные, зловеще-предостерегающие о чём-то злом и неприятном.
Вот и здесь, особо не стараясь прикрыть чем-то красивым, он делает фон мрачно-чёрным, лица загадочно странными и почти не видными для нас. Жутко, но рациональный человек более спокойный, сможет различить волосы от потока крови, нежный поцелуй в шею от вампирского укуса в шею.
Скорее всего, тогда замерев в этих позах, они оба разговаривали. Это не мешало Мунку, он просто работал и никакие чувства не могли его затуманить.
Мунк так и остался для нас, простых обывателей, загадкой, которую так и не раскрыли до сих пор. Странные его картины уже давно высоко оценены не только искусствоведами, но и богатыми собирателями коллекций.
(4 votes, average: 4.75
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-edvarda-munka-vampir/
История создания картин "Вампир" и "Пепел"Эдварда Мунка
Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.
В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.
Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни» .
Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению) .
О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь» , «Голос» , «Вампир» , «Мадонна» , «Крик» , «Страх» , «Смерть в комнате больного» , «Пепел» , «Ревность» и некоторые другие.
Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз» . Это «Поцелуй» , «Меланхолия» .
Заклейменная нацистами как «дегенеративная», картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Любовь и боль» («Вампир»).
Мунк написал «Любовь и боль» в 1894 году для большой серии «Фриз жизни», в которую входило и самое знаменитое его полотно — «Крик». У картины с двумя названиями существуют четыре варианта.
С раннего возраста, Мунк боролся с плохим состоянием здоровья, сильные эмоции, депрессии и суицидальные наклонности, хотя он в конце концов прошел терапию, перестал пить и дожил до своего восьмидесятилетия.
Вампир 1895 Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего.
Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена.
И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас.
Пепел является примером попытки производить наиболее убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна.
Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви. (?)
Источник: https://otvet.mail.ru/question/66053900
"Я остался с открытой раной в груди": любовь и смерть в картинах Эдварда Мунка
12 декабря исполняется 155 лет со дня рождения художника. О чем хотел сказать своим творчеством норвежский экспрессионист — в материале ТАСС
Кажется, что Мунк мучился всю свою жизнь. Его преследовали смерти близких, любовь приводила к депрессии, а природа, которой творческие люди, как правило, вдохновляются, вызывала страх.
Он лечился в психиатрической клинике, страдал от галлюцинаций и был бесконечно одинок. Все это нашло отклик и в его картинах.
Будучи в зрелом возрасте, он говорил: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели».
«Больная девочка» (1886)
©CC BY 4.0 Munchmuseet
«Крик» (1893)
В 1892 году Мунку предложили показать картины в Берлине, после чего начались 16 немецких лет творчества, которые стали для него самыми плодотворными.
В этот период он создал серию работ под общим названием «Фриз жизни», или, как называл ее сам художник, «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
Туда входят такие известные работы Мунка, как «Мадонна», «Вечер на улице Карла Юхана», «Пепел» и «Крик».
©CC BY 4.0 Munchmuseet
«Вампир» (1893)
В цикле «Фриз» у Мунка есть много работ, посвященных теме любви: это «Голос», «Мадонна», «Поцелуй» и «Вампир», который пугает при первом взгляде на него. Однако если присмотреться — открывается удивительная история любви и нежности.
©CC BY 4.0 Munchmuseet
«Танец жизни» (1899–1900)
У исследователей творчества Мунка есть разные версии о том, что вдохновило художника на создание этой картины, но вот что говорил он сам: «Однажды я танцевал с любимой девушкой и вдруг заметил поодаль прекрасную женщину со светлыми вьющимися локонами.
Она улыбалась мне настолько открыто и зазывно, что мне стало неловко перед моей партнершей, — я не мог оторвать взгляд от этой странной женщины. В итоге остаток вечера я танцевал с ней, напрочь забыв о своей возлюбленной. И лишь спустя время, пережив тяжелое разочарование, я понял: эта женщина безжалостно сорвала цветок моей любви, а новый так и не подарила.
После того как мы расстались, я часто видел ее — в неизменном черном платье, со страдальческим выражением лица, она потухла и подурнела».
©CC BY 4.0 Munchmuseet
«Звездная ночь» (1922)
Инцидент с револьвером и изматывающий роман с Туллой пагубно сказались на душевном состоянии художника. После нескольких нервных срывов, в 1908 году он оказывается в психиатрической клинике в Копенгагене. В 1909 году Мунк возвращается в Норвегию и, в покое и уединении, начинает писать пейзажи, картины становятся более мирными.
©CC BY 4.0 Munchmuseet
Кадрия Садыкова
Источник: https://tass.ru/kultura/5896890
Описание картины Вампир – Эдвард Мунк
Написанная в 1893 году картина “Вампир” входит в цикл “Фриз жизни”, над которым мастер работал в 1890-1900 годах. На ее основе Мунк соpдаст несколько десятков гравюр – настолько “колоритным” покажется ему образ главного персонажа. В целом же, цикл “Фриз жизни”, как писал сам мастер, – “это поэма о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Счастье и Горе, Покое и Страхе”.
Один из друзей Мунка, свидетель всех этапов создания “Фриза”, вспомнил, что художник придумал композицию “Вампира” за несколько минут, а воплотил свой замысел “буквально за пару дней”.
По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номере “Lа Revue Blanche”, в котором, стремясь подогреть интерес публики к новой картине мастера, приводит несколько строк “белого” стиха собственного сочинения: “Золотым дождем волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Но несчастен ли он? Или он молил ее об этой последней ласке – ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью и небытием?
Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением – пусть и мгновенным – того, что ты любишь и любим?”.
Пряди золотистых волос символизируют, как в статье Стриндберга, так и в картине Мунка, узы, связывающие влюбленных. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей кровь из его шеи. Эта сцена является воплощением амбивалентного представления о женщине как о существе желанном и опасном, которое было особенно популярно у символистов конца XIX века.
Рыжие волосы женщины привлекают внимание зрителя, но не могут отвлечь его от мыслей о жертве; мужчина кажется изолированным от окружающего мира, точнее, он словно растворяется в небытии – Мунк подчеркивает это слиянием его темной одежды с фоном картины.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Влюбленные – Эдвард Мунк Мунк был одним из выдающихся граверов XX века. Любимыми его техниками всегда оставались офорт, литография и гравюра по дереву. Трудно……
- Крик – Эдвард Мунк Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик. Эта работа,……
- Мужчины на пляже – Эдвард Мунк Обнаженные фигуры привычны в творчестве Мунка. Мужскую обнаженную натуру художник чаще всего изображал вполне бесстрастно – как, например, в работе……
- Мадонна – Эдвард Мунк Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк. С каноническим……
- Солнце – Эдвард Мунк Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло, обозначили перелом в мироощущении художника. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске……
- Автопортрет – Эдвард Мунк На автопортрете Эдварда Мунка мы видим фигуру мужчины с зажженной папиросой, окутанную сизым табачным дымом, который призван увеличить на картине……
- Весна – Эдвард Мунк 1889 год стал трудным для художника, он тяжело болел, но после болезни, во время выздоровления, написал очень автобиографичное плотно “Весна”…….
- Девушки на мосту – Эдвард Мунк К своим излюбленным мотивам Мунк возвращается всю жизнь. Картина “Девушки на мосту” – одна из восемнадцати живописных версий этой темы,……
- Больной ребенок – Эдвард Мунк В норвежской живописи восьмидесятых годов XIX века “детская” тема весьма популярна, особенно часто художники выбирают мотивы страдающего, обездоленного или больного……
- Меланхолия – Эдвард Мунк Эта картина – одна из тех, что завершает парижский период Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для……
- Утро – Эдвард Мунк Эдвард Мунк пишет “Утро” на двадцать втором году жизни. К тому времени он уже второй год является учеником Христиана Крога,……
- Ревность – Эдвард Мунк Ревность – опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Художник анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не……
- Расставание – Эдвард Мунк Расставанье – маленькая смерть. Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Скорее всего,……
- Дикий красный виноград – Эдвард Мунк На картине “Дикий красный виноград” внимание зрителя привлекает, прежде всего, серо-зеленое лицо па первом плане, а затем взгляд сам собой……
- Пепел – Эдвард Мунк Сюжет картины можно пересказать одной пушкинской строкой: “Все кончено: меж нами связи нет.” Художник привлекает внимание зрителя к эмоциональному состоянию……
- Храм любви – Эдвард Берн-Джонс Уильям Моррис, который познакомился с Берн-Джонсом во время учебы в Оксфордском университете, был плодовитым автором, публиковавшим рассказы, политические статьи, поэмы…….
- Тихий вечер – Эдвард Берн-Джонс Репутация Берн-Джонса уже достигла пика, когда он приступил к работе над “Тихим вечером”. Его картины на сюжет “Спящей красавицы” произвели……
- Мерлин во власти чар – Эдвард Берн-Джонс Образ Мерлина дошел до нас из глубин веков кельтской культуры как образ воспитателя, верного советника и духовного защитника короля Артура…….
- Леди Элизабет Делме и ее дети – Рейнольдс Джошуа Очень нарядный, изысканный групповой портрет матери с детьми. Женщина очень красивая, с нежным спокойным лицом, с высокой прической каштановых волос…….
- Виоланта – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Виоланта”. Размер картины 65 x 51 см, холст, масло. Наиболее полно воплотить идеал физически и духовно……
Описание картины Вампир – Эдвард Мунк.
Источник: https://art.goldsoch.info/vampir-edvard-munk/