Джованни баттиста тьеполо, биография и картины

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Джованни Баттиста Тьеполо
  • Библиография

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта.

В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву». В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья.

В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни.

Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

ТВОРЧЕСТВО

Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников.

Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург, и др. собрания).

К вершинам раннего творчества Тьеполо относятся фрески, украсившие Патриарший дворец в Удине, куда художник был приглашен в 1726 г. Декорация различных помещений дворца опирается, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытия.

В галерее, или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»).

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

В 1735—50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44, «Несение креста»).

Подлинным шедевром декоративно-монументальной живописи стали росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции, в которых Тьеполо использовал сюжеты из истории древнеримского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры.

Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в создании которых участвовал также художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна.

Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа.

Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей.

Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Несение креста . 1737—38

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Пир Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья — двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо.

Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской».

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Архиепископ был весьма доволен декорацией тронного зала, и в следующем, 1752 г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей. Здесь, на площади около 650 квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве.

В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит.

Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного.

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико — гостевую половину.

По замыслу художников веселые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо — это сюжеты, заимствованные из таких произведений как «Илиада» Гомера («Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону»), «Энеида» Вергилия («Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена»), «Неистовый Роланд» Ариосто («Анджелика и Медор у пастухов») и «Освобожденный Иерусалим» Тассо («Ринальдо, покидающий Армиду»).

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону . 1757

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Анджелика и Медор у пастухов . 1757

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Ринальдо, покидающий Армиду . 1757

К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своем творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины («Царство Флоры»), так и религиозные полотна («Явление Богородицы доминиканским святым», «Мученичество св. Агаты», «Мадонна со щеглом»).

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Царство Флоры . Около 1743

Мадонна со щеглом . Около 1760

Мученичество св. Агаты . Около 1756

Тьеполо выступает также как талантливый портретист («Женщина с попугаем»).

В июне 1762 г. Тьеполо прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля для украшения тронной залы королевского дворца. Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав.

Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г.

Король, весьма довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца.

Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв.

Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.

Интересные факты из жизни художника

Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941
  • Ольшанская Н. И., Тьеполо, М., 1957
  • Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. — Л., 1963
  • T. Hetzer, Die Fresken Tiepolos in der Würzburger Residenz, Frankfurt, 1943
  • A. Morassi, Tiepolo e la Villa Valmarana, Milano, 1945
  • A. Morassi, Giovan Battista Tiepolo, Londra, 1955
  • A. Morassi, A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., 1962
  • A. Pallucchini, L’opera completa di Giambattista Tiepolo, Milano 1968
  • Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971
  • Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, Mil., 1972
  • A. Porcella, La giovinezza di Gianbattista Tiepolo, Roma 1973
  • William L. Barcham (1992). Giambattista Tiepolo, Thames and Hudson
  • M. Gemin, F. Pedrocco, Giambattista Tiepolo. I dipinti. Opera completa, Venezia 1993

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.

org, artclassic.edu.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джованни Баттиста Тьеполо: картины художника

Джованни Баттиста Тьеполо — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/tepolo-dzhovanni-battista.html

Тьеполо ДжованниКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Тьеполо Джованни Баттиста (Tiepolo Giovanni Battista, 1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях).

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Царица Пальмиры Зенобия перед императором Аврелианом, 1717, Музей Прадо, Мадрид

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Триумф императора Аврелиана, 1718, Галерия Сабауда, Турин, Италия

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Сципион Африканский освобождает Массиву, 1719-1721, Музей Уолтерса, Балтимор

В дальнейшем стиль итальянского художника приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов.

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Царица Зенобия обращается к своим солдатам, 1725-1730 годы, Национальная галерея, Вашингтон

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Битва у города Верчелли, 1725-1729, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Агарь в пустыне, 1726-1729, Архиепископский дворец, (Палаццо Arcivescovile), Удине

Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).

Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Ангел спасает Агарь, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Триумф Зефира и Флоры, 1735, Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция

Юнона и Луна, 1745, Музей изящных искусств, Хьюстон

Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов. В процессе поиска собственной манеры интерес венецианского художника вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты.

Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты.

Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

Семейная гармония

Добродетель, венчающая Честь

Читайте также:  Тишина, левитан, 1898

Щедрость, раздающая дары

Эти три фрески созданы Тьеполо в 1734 году на вилле Лоски Зилери близ Монтевиаля в Италии

Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом.

Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками.

Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство.

Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.

Александр Великий и Кампаспа, 1740, Музей Гетти, Лос-Анджелес

Ринальдо, очарованный Армидой, 1745, Институт искусств, Чикаго

Империя Флоры, 1742, Музей изящных искусств, Сан-Франциско

В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два – в Художественно-историческом музее Вены; два – в Метрополитен-музее).

В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории – победами над турками в начале столетия.

Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства.

В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Пир Клеопатры, 1744, Галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Вакх и Ариадна, 1745, Национальная галерея, Вашингтон

Благородство и Добродетель, 1745, Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры».

Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле.

Представленные в венецианских костюмах 16 века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травести.

Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

Святая Екатерина Сиенская, 1746, Музей истории искусства, Вена

Антоний и Клеопатра, 1747, Национальная галерея, Эдинбург

Нептун предлагает богатство моря Венеции, 1750, Дворец Дожей

В 1730-1740-е годы Тьеполо были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-1743).

Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов.

Наряду с образами легендарной истории венецианский живописец создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории.

С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

Сцена из античной истории, 1750, Национальная галерея, Вашингтон

Святая Цецилия Римская, 1750-1760, Музей Каталонии

Смерть Гиацинта, 1752-1753, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом.

В 1756 году Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 года художник работал в основном вне Италии.

Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-1753).

Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К.Ф. фон Грейфенклау.

Святые Фиделий Сигмарингенский и Иосиф из Леонессы, 1752-1758, Национальная галерея, Парма

Риналдо и Армида в саду, 1753, Галерея Резиденции Вюрцбург, Бавария

Аполлон и Дафна, 1755-1760, Национальная галерея, Вашингтон

После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп».

Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы.

Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства.

Сюжеты отвечали восприятию мира итальянским художником, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения.

Моряк и девушка с кувшином, около 1757, Национальная галерея, Лондон

Аполлон и Диана, 1757, Вилла Вальмарана в Винченцо, Венето, Италия

Меркурий, явившийся к Энею, 1757, Вилла Вальмарана в Винченцо, Венето

Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы – Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс).

Сцена «Триумф Испанской монархии» во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей.

В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам.

Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770 году. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века.

Святая Фекла Иконийская, спасшая город от чумы, 1759, Собор Эсте

Непорочное зачатие, 1767-1769, Прадо, Мадрид

Явление трех ангелов Аврааму, 1770, Музей Прадо, Мадрид

С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией Тьеполо передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения. Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль.

В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века.

Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (около 1740-1770) с их загадочными сюжетами до сих пор заставляют исследователей спорить об аллюзиях мастера, заниматься расшифровкой содержания листов.

В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской – как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

Источник: http://smallbay.ru/tiepolo.html

Художник недели: Джованни Баттиста Тьеполо

…Последний подлинный гений итальянской живописи… Величина столь же несоизмеримая со всем тем, что его некогда окружало, как Леонардо и Микель Анджело, или как Тициан и Тинторетто, или как Рубенс и Рембрандт

Александр Бенуа

Все эти восторженные слова блестящих искусствоведов — об итальянском художнике Джованни Баттиста (Джамбаттиста/Джанбаттиста) Тьеполо (Giovanni Battista (Giambattista) Tiepolo) — мастере, творившем в веке восемнадцатом, популярном в веке девятнадцатом и, к сожалению, не слишком известном широкой публике сегодня.

О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Он родился 5 марта 1696 года в родовитой венецианской семье и был крещен в кафедральном соборе.

Судя по всему, интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini; 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет.

Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве, и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682[1])–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benković; 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой.

Постижение ремесла, очевидно, шло у него споро: уже через 5 лет, в 1715 году, он получил свой первый официальный заказ на картины для церкви Оспедалетто. Работа была принята хорошо, и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору.

В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а затем, в 1719-м, женившись на Сесилии Гварди, вошел в круг одного из самых влиятельных в художественном мире того времени семейств.

Брак этот подарил Тьеполо не только родство с известной фамилией, но и 10 детей, двое из которых — Доменико и Лоренцо — продолжили отцовское дело и стали художниками.

До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался.

В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже; две — в Художественно-историческом музее Вены, и две — в музее Метрополитен).

Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света.

Интересно, что античность (и историческая, и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства.

Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков — места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием».

«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого.

Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке». Одну из первых таких росписей художник выполнил в 1725 году в Палаццо Санти в Венеции, и с этого времени фресковая роспись плафонов становится визитной карточкой Тьеполо.

Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. В них Тьеполо находит свой собственный художественный почерк, принесший ему прижизненную общеевропейскую славу.

К слову, нашел он этот почерк далеко не сразу. В своих ранних фресковых циклах он опирается на творчество художников, которых считает идейно близкими собственному искусству.

В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734) — и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур.

Читайте также:  Глиптотека в мюнхене, германия

Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения — искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов.

На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык — легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный.

Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Ведь барокко, как, впрочем, и рококо, — это игра, игра с иллюзорным пространством и фигурами в нем, игра со светом, цветом и различными композиционными приемами.

Это попытка открыть окно в другой мир — мир бесконечного праздника, движения, безболезненного и беспечального существования в мифическом пространстве Золотого века, мир, старавшийся максимально оторваться от приземленной реальности и уйти в круговерть утонченных образов, оттенков и всего того, что только могло вообразить человеческое сознание.

Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов.

Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона), и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала — в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на совершенно новый уровень восприятия. «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).

К 1728 году у него уже нет недостатка в заказчиках, он даже может позволить себе выбирать предложения.

Он начинает работать за пределами Венеции — сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов, и в соседних странах — от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался.

В 1732 году Тьеполо — придворный художник дожа Джованни II; он создает наддверные росписи дворца, пишет портреты членов семьи дожа, ведает покупкой предметов искусства и их распределением в интерьерах дворца.

В 1740-х он делает росписи дворцов, пишет масштабные полотна для итальянских церквей и соборов, много работает в технике офорта: именно в этот период изданы его самые известные серииVari Capricci (ок. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743–1757).

В 1750–1753 Тьеполо работает над росписями резиденции князя-епископа в баварском Вюрцбурге; потолочные фрески над лестницей, в придворной церкви и в Зале кайзера — один из самых известных шедевров художника.

В 1756 году Тьеполо стал главой только что открытой Академии искусств в Венеции, а еще через 4 года получил приглашение короля Испании Карла III приехать в Мадрид для росписи плафонов королевского дворца.

Художнику, находящемуся в этот период в весьма почтенном возрасте, очевидно, не очень хотелось покидать родную Италию, и он тянул с отъездом до последнего. Но, как известно, короли отказов не принимают.

В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца.

Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии; плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику. Его слава распространилась по всей Испании.

Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года. После него осталось несколько десятков набросков к росписям; их собрал и сохранил друг художника граф Альгаротти. Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования.

Станковые же произведения в наследии Тьеполо составляют небольшую часть: за 300 лет многие из них были повреждены или утрачены; и строго говоря, современные исследователи творчества Тьеполо даже не имеют возможности отнести живописные произведения Тьеполо к конкретным датам и периодам, так как самые ранние датированные его работы относятся к 1737 году, когда художнику был уже 41 год.

Сегодня принято считать, что картины, написанные более густыми мазками в насыщенной цветовой гамме, принадлежат к раннему отрезку его творчества.

К середине XVIII века барокко, да и рококо уже утрачивали свое значение больших стилей искусства. Им на смену шел строгий и рассудочный классицизм, апологеты которого склонны были снисходительно-скептически относиться к представителям легкомысленного барочного искусства. Особенно способствовал такому отношению И.

 Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии) — возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века. Почитатель строгих линий и пропорций античного искусства, он неоднократно резко высказывался против барочных представлений о красоте и стиле.

И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят — семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет.

Однако в XIX — начале ХХ века, на волне интереса к декоративному искусству и общей усталости от строгостей классицизма, барочное искусство вообще и творчество Тьеполо в частности снова оказались востребованными.

Сегодня, после круговорота восторгов и охлаждений, Тьеполо наконец занял подобающее ему место. Он признанный мастер итальянского барокко (рококо).

Его работы с гордостью выставляют в своих постоянных экспозициях крупнейшие музеи мира — от Эрмитажа до Лувра или Метрополитен музея.

И пусть имя его в последнее время не на слуху, зато настоящим любителям искусства и специалистам оно хорошо известно; и последние, кстати, высоко оценивают инвестиционный потенциал его произведений.

Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах. Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется, и перепродажи).

Основная масса продаж (почти 90 процентов) — это, конечно, сделки с графикой. Картины входили в аукционные каталоги 101 раз.

Интересно, что самыми результативными для работ Тьеполо стали сложные для арт-рынка 2008–2012 годы, а самым удачным аукционным домом — Christie’s, на торгах которого были показаны все рекордные для художника результаты.

Рекордная цена за картину Тьеполо составляет 5 906 500 долларов (5 200 000 без комиссии): именно столько было заплачено на работу «Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года.

Второе место в тройке самых дорогих работ художника (в долларовом эквиваленте) сейчас занимает «Портрет Леди в образе Флоры» за 4 308 755 (3 791 250) долларов (02 декабря 2008).

Третье — крупноформатное полотно «Оплакивание Христа» из парижского музея Пти Пале, за которое отдали 2 396 070 (2 168 880) долларов 10 июля 2002 года.

Совсем неплохо дела идут и в текущем году. Так, 31 января 2013 года на том же Christie’s был поставлен рекорд продаж графических произведений Тьеполо. Рисунок углем на бумаге «Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» ушел за 542 500 (450 000) долларов.

Мария Кузнецова, AI

Источники:

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

  • 22.10.2019 25–26 октября 2019 года Sotheby's покажет в Москве топ-лоты осенних русских торгов Холст Клюна из коллекции Костаки, масло Юона и другие ценные лоты ноябрьского каталога выставят в Музее архитектуры на Воздвиженке, 5/25

Источник: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130814_tiepolo.html

Тьеполо Джованни Баттиста

    Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины Тьеполо Джованни Баттиста Крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.  

Другие известные художнкики

Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его отец, Доменико Тьеполо, капитан торгового корабля, умер через год после рождения сына.

После смерти отца Джованни Тьеполо совсем юным поступил в обучение к авторитетному венецианскому художнику Ладзарини, у которого воспринял основы монументально-декоративной живописи.

Одновременно он учился на образцах творчества величайших венецианских мастеров — Тициана, Тинторетто и в особенности Веронезе. 

В 1716 году двадцатилетний художник имел первый крупный успех, выставив свою картину, которую современники называли «Тонущий фараон», перед Скуоле ди Сан Рокко. В 1719 году Тьеполо женится на Цецилии Гварди, сестре знаменитого пейзажиста. 

Примером раннего периода деятельности Тьеполо могут служить фрески в венецианской церкви дельи Скальции — «Апофеоз св.

Терезы» (1720-1725), где он впервые вводит свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы.

Среди последних — большое полотно «Похищение сабинянок», исполненное около 1720 года. Картина написана темпераментно и свободно, манера живописи Тьеполо решительна и быстра. 

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

О рано созревшем мастерстве Тьеполо свидетельствуют и созданные около 1725 года десять огромных декоративных панно для украшения дворца венецианского патриция Дольфино.

Для них характерна сильная и выразительная передача героических сюжетов, пластическая, жизненно убедительная трактовка фигур, пространственная живописная композиция, построенная на ярких красочных контрастах с применением светотеневых эффектов. 

После 1725 года, когда он получает приглашение расписывать фресками собор и резиденцию архиепископа в Удине, Тьеполо полностью изживает влияние Пьяцетты и находит свой собственный живописный стиль.

Фрески дворца на сюжеты из библии трактованы им с необычайным остроумием и смелостью. Его персонажи одеты в костюмы эпохи Возрождения и живут в залитых солнцем итальянских пейзажах.

Легкое изящество и ирония, смесь сказки и реальности характерны для этих фресок. 

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Ринальдо, покидающий Армиду . 1757

Репутация Тьеполо была к тому времени столь высока, что он получает заказы далеко за пределами Венеции.

В последующие годы крупные заказы на фресковые росписи помогали ему выполнять двое его сыновей — Джованни Доменико и Лоренцо, а также Менгоцци Колонна, мастерски писавший иллюзионистические архитектурные композиции.

Среди этих работ надо упомянуть фрески в Палаццо Аркинто в Милане (1731) и в церкви Санта Мария дель Розарио деи Джезуати в Венеции (1737-1739). 

Около 1740 года манера Тьеполо резко изменилась: темные тона исчезли, уступив место огромному разнообразию светлых и ярких красок. Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740).

Для церкви Сант-Альвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста». Тогда же он исполняет для одного из венецианских дворцов цикл из четырех больших декоративных полотен на мифологические темы.

Одна из этих картин — знаменитый «Триумф Амфитриты». 

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Стенопись Вюрцбургской резиденции.

Между 1740-1743 годами художник создает огромные плафонные композиции для венецианских церквей Джезуати, дельи Скальци, Скуолы дель Кармине и других.

Семьи венецианских патрициев, равно как монастыри и церкви, состязаются между собой в стремлении обладать произведениями его кисти.

В марте 1743 года министр Саксонии Брюль поручил графу Альгаротти приобрести для его галереи наряду с картинами прославленных мастеров прошлого полотна современных художников. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо.

Из заказанных ему картин в том же 1743 году были закончены «Триумф Флоры» и «Меценат представляет императору Августу свободные искусства».

В 1744 году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии.

Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной фресковой живописи — росписи палаццо Лабия в Венеции (1745-1750). 

История жизни Джованни Баттиста Тьеполо

В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции.

Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и всей католической церкви.

Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.

Читайте также:  Крестный ход в курской губернии, репин

Оставляя в центре свободное пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы, растения… 

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину.

Поездка в Вюрцбург принесла художнику огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы, почести следуют одни за другими.

В 1756 году Тьеполо был избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской Академии. 

К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804). 

Последними большими работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для большого Китайского дворца в Ораниенбауме.

В апреле 1762 года художник покинул родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру плафона.

Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767). 

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Несение креста . 1737—38

Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749). 

Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия.

Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой. 

Тьеполо так и не вернулся в родную Венецию. Он умер в Мадриде 27 марта 1770 года.

Источник: https://tunnel.ru/post-tepolo-dzhovanni-battista

Джованни Баттиста Тьеполо, Изображений: 366

В залитой солнечным светом галерее, сквозь арки которой видны изящный дворец и сверкающая гладь вод, Меценат представляет искусство императору Августу. К подножию трона склонились три женщины.

Одна из них держит палитру и кисти, вторая – мраморную маску, третья – угольник. За ними, опираясь на посох, приближается к трону слепой старик. Почти все изображенные на этой картине итальянского художника Джованни Б. Тьеполо (1696-1770) – фигуры символические.

Три женщины-богини – это три искусства: живопись, скульптура и архитектура, а древнегреческий поэт Гомер олицетворяет поэзию. Только двое в этой сцене исторические лица – император Август и Гай Цильний Меценат.

Со временем имя Мецената стало нарицательным – так стали называть богатых людей, покровительствующих художникам, актерам и поэтам.

В начале XIX века слыл меценатом князь Н.Б. Юсупов, дипломат и коллекционер. В 1810 г. он стал владельцем усадьбы «Архангельское» По приглашению старого князя туда приезжал А. С. Пушкин. Красота и гармония этого уголка Подмосковья, вдохновили поэта, и в стихотворении «К вельможе».

Славилось имение не только удивительной стройностью и целостностью архитектуры дворцово-паркового ансамбля, но и коллекциями произведений искусства. Шедеврами картинной галереи по праву считались полотна Тьеполо. «Последний мастер итальянского барокко», «последний великий венецианец», «мастер лучезарных, заоблачных апофеозов» – так называли Тьеполо.

В юности Тьеполо учился у венецианского живописца Грегорио Ладзарини, но более сильное влияние на формирование его художественного стиля оказали Дж.Б.Пьяцетта и Себастьяно Риччи.

Особый интерес молодой живописец проявлял к произведениям Веронезе, мастера «золотого века» венецианского искусства. Тьеполо внимательно изучал декоративные циклы и картины Веронезе, творчески воспринял художественные приемы мастера и торжественно-приподнятую праздничную атмосферу его живописи.

Джованни Тьеполо известен как мастер грандиозных фресковых циклов. Но им было создано немало и станковых картин на религиозные и мифологические сюжеты, портретов, а также оригинальных по технике и тематике рисунков и офортов. Известность пришла к мастеру в 1720-е годы, когда он выполнил свои первые фресковые декоративные ансамбли.

Среди них – десять картин для дворца видного венецианского семейства Дольфин в Венеции. В настоящее время произведения этого цикла хранятся в Вене, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге.

Четыре картины, находящиеся в Эрмитаже, – это драматические и героические сцены из римской истории, живописные диалоги, дискуссии о героизме Муция Сцеволы и Порсены, Кориолана и его матери.

Действие в них лаконично и показано в момент кульминации, подчеркнуто движением и колоритом, созвучием свежих и неповторимых красок.

Растет его слава мастера монументальной декорации. Тьеполо создает ансамбли во дворцах Венеции, Милана, Удины, Виченцы и за пределами Италии. В России, в которой он никогда не работал, уникален зал, украшенный таким ансамблем. В 1800 г. Юсупов вместе с серией картин приобрёл в Петербурге «картины Тьеполо для зала, 2 большие, 4 малые и плафон».

Но ансамбль в своей целостности просуществовал недолго. В 1810 г. князь продал петербургский дворец и, купив Архангельское, перевез туда все коллекции. А плафон с композицией, изображающей богов Олимпа и аллегории стран света, остался на прежнем месте. Был он снят только в 1949 году а в 1962 передан в Екатерининский музей-дворец города Пушкина.

Произведния Тьеполо в Архангельском разместили в отдельном зале. Но зимой 1820 года при пожаре многие из них сгорели или значительно пострадали. Зал Тьеполо после пожара был восстановлен, и в I пол. XIX в. опись картин открывали два полотна художника.

К историческим сюжетам Тьеполо обращался неоднократно.

Он довольно часто варьировал два сюжета: пир, данный Клеопатрой в честь Антония, когда она растворила в бокале драгоценную жемчужину, и встреча Антония и Клеопатры.

На холсте, хранящемся в Архангельском, изображен момент их встречи после успешного похода Антония в Армению, где полководец захватил в плен царя Артавазда и завладел его сокровищами.

Сюжеты римской истории постепенно из рисунков перешли в знаменитые росписи палаццо Лабиа в Венеции.

Так моделло картин из Архангельского являются небольшие полотна «Пир Клеопатры», хранящиеся в Лондонской национальной галерее, и «Встреча Антония и Клеопатры» – в собрании Райтсмен в Нью-Йорке.

Но вершиной разработки этой темы становится монументально-декоративный ансамбль. Это созданный живописцем преображенный мир фантастических образов.

Сцены картин многолюдны. Фигуры изображены в спокойных позах, но все пронизано внутренним движением.

Жесты, позы героев и персонажей невольно заставляют наш взгляд переходить от свиты царственной египтянки к её образу, затем к статной фигуре Антония, к склоненному позади него Артавазду и, наконец, – к военным трофеям у края холста.

Картины открыты в реальное пространство, на зрителя, как бы вовлекая каждого в свой праздничный строй. К нам сбегают ступеньки лестницы, на нас смотрит ландскнехт.

Карлик, взбирающийся по парадным ступеням, также приглашает нас в условный, театрализованный мир, где герои античной истории чувствуют себя легко и непринужденно в костюмах разных эпох и народов, среди классической архитектуры, напоминающее театральную декорацию. Яркие всплески красного, ярко-желтого, жемчужно-голубого, холодного серебристого и тончайшие оттенки зеленого создают изящную и радостную цветовую гармонию, передающую ощущение света и воздуха.

Ещё с большей силой колористический дар Тьеполо проявлялся в небольших по размеру моделло. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина есть картина «Смерть Дидоны». Быстрая, свободная живопись, хранящая движение кисти художника, здесь особенно светоносна и неуловима в многообразии оттенков, сочетающихся с глубокими, насыщенными тонами.

Яркие цветовые акценты на картинах из Архангельского выделяют главных действующих лиц.

В картине «Встреча Антония и Клеопатры» одетого в красные одежды римского полководца как бы обрамляют холодные тона царицы Египта и царя Артавазда.

На холсте же «Пир Клеопатры» фоном для царицы, подобной жемчужине в её серебристо-голубом платье, становятся красно-желтые пятна одежд Антония, слуги и двух старцев.

Полотна, находящиеся в зале Тьеполо несколько десятилетий составляли изумительный неповторимый ансамбль в убранстве интерьеров. В сер. XIX в. потомки князя многое вывезли в свой петербургский дворец. С 1870 г. во дворце Юсуповых на Мойке находилось две картины Тьеполо.

Вернулись они в Архангельское только в 1919 году, когда здесь был создан музей. В 1928 году по сохранившимся архивным данным и уникальным рисованным каталогам воссоздали и зал Тьеполо, таким, каким он был.

Его по сей день украшают два шедевра Джованни Батисты Тьеполо – «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры».

Наталья Абдуллаева

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1001685885/

Тьеполо Джованни Баттиста (1696 — 1770)

Расцвет итальянского искусства наблюдается 18 веке только в Венеции, сохранившей свою независимость вплоть до неаполитанского нашествия.

Конечно, Венеция перестала в этот период быть полновластной владычицей Средиземного моря, утратив роль в международной торговле. Она потеряла многие богатства, и прежде всего свои восточные владения.

Но при всем том она избежала разорений от руки чужеземных наемников и сохранила республиканский строй.

Венеция 18 века была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия. Венеция славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста.

Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции 18 века.

В этот период был высокий спрос на декоративные росписи дворцов венецианской знати и картины. Продолжаются традиции барочного искусства. Известны имена таких венецианских художников, которые работали в это время: Себастьян Риччи, Джованни Батиста Пьяцетта, Джузеппе Креспи, Алессандро Маньяско.

Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем 17 века, был Джованни Тьеполо, последний представитель барокко в европейском искусстве.

Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Аифитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны.

Тьеполо — автор гигантских росписей, как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток.

У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая культура колорита, как правило, вообще присущая венецианским художникам.

В одном из полотен для палаццо Дольфино в Венеции «Триумф Сципиона» особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия, праздничную толпу, разрабатывая при этом только десяток фигур, а все остальные намечая одной сплошной массой.

Тьеполо — не исторический живописец. Обращаясь к таким сюжетам, он не стремился передать точностью деталей достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа.

Его роднит с ренессанскими мастерами то, что он работает во всех жанрах, и в разных техниках.

Одна из знаменитейших его картин — «Триумф Амфитриты» изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре («Пир Клеопатры»), и в его Венерах, и в Данаях.

Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески «Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры»), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753).

Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

Последние восемь лет жизни Тьеполо жил и работал в Мадриде, где написал плафон Тронного зала королевского дворца и несколько алтарных образов для церквей. Тьеполо оставил множество блестящих по артистизму рисунков; так же плодотворно он занимался гравюрой в технике офорта и оказал определенное влияние на графику Гойи.

Источник: http://cvetamira.ru/tepolo-dzhovanni-battista-1696-1770

Ссылка на основную публикацию