Дорога в лесу, мейндерт хоббема, 1670

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Национальная галерея искусств (Вашингтон) ~ Хоббема, Мейндерт — Деревня близ водоёма
Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670Описание: Около 1670. Холст, масло, 81 x 107 см. Мейндерт Хоббема (Голландия, 1638 — 1709). Полный размер: 3000 х 2286 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Национальной галереи искусств»:

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хоббема, Мейндерт — Деревня в солнечном свету

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хоббема, Мейндерт — Лесной пейзаж

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хоббема, Мейндерт — Пейзаж с деревенской дорогой

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хоббема, Мейндерт — Путешественники

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хоббема, Мейндерт — Хижина среди деревьев

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хогарт, Уильям — Сцена из 'Оперы нищих'

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хогер, Йозеф — Замок Вевержи (близ Брно) вечером

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Ходовецки, Даниэль — Портрет женщины за вышиванием

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Хомер, Уинслоу — Больной цыпленок

Хомер, Уинслоу — Дом, милый дом

Хомер, Уинслоу — Молочница

Хомер, Уинслоу — На ступеньках

Количество просмотров: 94 Количество комментариев: 0

© Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/national/22193/

Мейндерт Хоббема (1638 — 1700)

20.07.2008

Публикации

Жизнерадостное творчество Хоббемы достойно завершает великую реалистичную традицию пейзажной живописи Голландии XVII века. Он родился и умер в Амстердаме и учился у Якоба ван Рейсдала.

Благодаря женитьбе на служанке бургомистра Амстердама ему удалось поступить на таможню акцизным чиновником, где он следил за импортом иностранных вин. За краткий период расцвета, продлившийся не более десятка лет, Хоббема успел создать немало превосходных произведений.

Художник не сразу избавился от сильного влияния Рейсдала, однако в творчестве Хоббемы господствовало созерцательное и лирическое восприятие природы, и это существенно отличало его от учителя.

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Деревенская улица с деревьями. Ок. 1665

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Водяная мельница

Всегда изображая солнечный свет, Хоббема писал летние пейзажи с раскидистыми деревьями в сочной и звучной гамме красок, от зелено-бурых на переднем плане до воздушных голубых, голубовато-зеленых с акцентом красного, чаще всего черепичных кровель.

Хоббема с большим мастерством писал небо, придерживаясь и здесь устойчивых приемов. Обычно под зоной более темных облаков располагались голубой просвет, а ниже его — светлая облачная гряда.

Художник любил изображать водяные мельницы, уютно расположенные в уголках леса, окруженные сиянием и шумом воды и мельничного колеса.

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Аллея в Мидделхарнисе. 1689

Пейзажи Хоббемы не были связаны с конкретной местностью, назывались просто Мельница, Дорога в лесу, Водяная мельница. Но существовало исключение, которое сразу вывело Хоббему из среды привлекательных, одаренных, но несколько однообразных пейзажистов на более высокий уровень.

Исключение это — пейзаж, наделенный конкретным названием «Аллея в Мидделхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея), получивший мировую известность.

Находкой живописца стала живая и динамичная композиция, в которой расположенная в центре аллея из сходящихся в перспективе двумя рядами высоких стройных деревьев увлекает взгляд зрителя в глубину к городку Мидделхарнису с розово-коричневой колокольней.

Тонкие стволы, увенчанные довольно скудными кронами, сами по себе не эффектны, но, организованные общим рисунком в пространстве и общим ритмом движения, рисующиеся на фоне голубого неба с белыми облаками, приобретают хрупкую изысканную красоту.

Здесь очевидно проявилась особенность изображения природы Хоббемы, всегда обращенной к человеку и хранящей следы его деятельности. В пору художественного спада голландской живописи и ее подражания иноземным образцам творчество Мейндерта Хоббемы, в отличие от современных ему живописцев, создававших вымышленные чисто декоративные пейзажи, было обращено к реальному образу родной страны.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=576

Хоббема Мейндерт(Meindert Hobbema) | Студия И

Хоббема Мейндерт (1638–1709)-нидерландский живописец,ученик Яна Рейсдала. Один из самых значительных художников-пейзажистов в голландской живописи 2-й половины XVII века.

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670

Известно, что Хоббема и Рёйсдал вместе путешествовали и делали зарисовки с натуры. В ноябре 1668 г. Хоббема женился на поварихе амстердамского бургомистра и через неё получил пост проверяющего качество импортируемых вин. Долгое время считалось, что на этом его занятия живописью прекратились.

Возможно, ему и пришлось уделять живописи меньше времени, чем прежде, но его лучшее произведение, «Аллея в Мидделхарнисе», датировано 1689 годом, а другая лондонская картина, «Развалины замка Бредероде», — 1671 годом. Эти поздние вещи принадлежат к самым удачным свершениям голландской пейзажной живописи и, в сущности, подводят черту в её развитии.

Художник умер в нищете, но уже в XVIII веке ему много подражали, а его произведения стали предметом соперничества коллекционеров.

В отличие от Рёйсдала, который предпочитал запечатлять дикую природу, Хоббему привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев.

В этих сельских идиллиях всё выписано с большой тщательностью, и особенно листва.
Люди и животные играют в картинах Хоббемы второстепенную роль по сравнению с самоценной красотой пейзажей; только пристальный взгляд обнаруживает дома, полускрытые деревьями.

Хоббема был другом и учеником Якоба ван Рейсдаля; оба они порой писали одни и те же виды, но Рейсдаль имел склонность придавать сцене драматичный характер, тогда как Хоббема предпочитал передавать впечатление от конкретной местности.

Продолжатель традиций национальной школы голландского пейзажа 1-й половины середин XVII века, художник Мейндерт Хоббема писал спокойные, залитые солнцем уголки леса, водяные мельницы, уходящие к горизонту аллеи (“Дорога в лесу”, 1663, Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Аллея в Мидделхарнисе”, 1689, Национальная галерея, Лондон; “Лес”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для его творчества характерны тонкое наблюдение природных мотивов и явлений в их сложных взаимосвязях, естественный динамизм композиции, богатая оттенками свежая зеленовато-коричневая гамма.

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/meindert-hobbema/

Мейндерт Хоббема

Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema, 1638-1709). Голландские пейзажисты открыли красоту окружающего мира, красоту «обыкновенной» природы. Они увидели очарование и своеобразие голландской земли.

Они сумели донести до зрителя живописность, эстетическую ценность огромного северного неба, бесконечных морских далей, плоских берегов с рыбачьими лодками, старых домиков, приютившихся у подножия скал, лесных дорог со случайным пешеходом.

Все это была любимая и художниками и зрителями Голландия.

Мейндерт Хоббема, один из ведущих пейзажистов Голландии, работал во второй половине XVII века, когда пейзажный жанр достиг вершин своего расцвета. Хоббеме не надо было быть первооткрывателем. Он был учеником Я. Рейсдаля и унаследовал от него лучшие традиции своих предшественников.

Судьба Хоббемы была очень типичной для Голландии XVII века. Он был великолепным мастером, талантливым живописцем, но не был профессионалом в полном смысле этого слова. У Якоба Рейсдаля он учился всего один год (1656-1657), хотя поддерживал с ним дружеские отношения всю жизнь. Возможно, что Хоббема больше нигде и не продолжал своего обучения.

Его первые датированные картины относятся к 1658- 1659 годам. Можно даже предположить, что еще до учебы у Рейсдаля Хоббема уже имел другую профессию. Но волна энтузиазма по отношению к искусству захватила и его, поэтому он занялся живописью.

Это предположение косвенно подтверждается тем фактом, что в 1669 году мастер бросает живопись и поступает на городскую таможню мелким чиновником. Трудно сказать, какие обстоятельства заставили Хоббему совершить такой поступок. Однако с этого момента его художническая деятельность или значительно сокращается, или прекращается совсем.

Во всяком случае датированных работ Хоббемы после 1669 года мы не знаем (Примечание: судя по другим материалам в интернете, в настоящее время это положение можно считать весьма спорным).

Будучи близким другом Рейсдаля, Хоббема значительно отличался от своего учителя в пейзажной концепции. Он был более трезво глядящим на мир, менее романтичным, но гораздо более интимным по характеру пейзажистом.

В его пейзажах зрителя не устрашают таинственные развалины, и не наводят на философские мысли картины бренности человеческой жизни, не заставляют внутренне содрогаться мрачные и полные драматизма виды дикой природы.

Напротив, в пейзажах Хоббемы глаз привлекают уютные, обжитые людьми домики, водяные мельницы, словом, следы человеческого труда. Изображенная им природа буднична, прозаична.

Мы не найдем здесь рейсдалевской эпичности или трагизма, но всегда художник сумеет выразить определенное настроение, чаще всего радостное, приподнятое. Поэтому и зритель с легкостью входит в этот уютный и радостный мир, где царят спокойствие и гармония.

Все же ранние работы Хоббемы, написанные во времена ученичества или под впечатлением произведений Рейсдаля, свидетельствуют об огромном влиянии последнего. Но даже здесь ученик заимствует у своего учителя лишь те мотивы, которые близки его собственной индивидуальности, его идиллическим настроениям.

Так, в одном из пейзажей, написанных около 1660 года («Пейзаж с хижиной», Будапешт, Музей изобразительных искусств), Хоббема повторяет элементы рейсдалевских композиций, но в итоге создает совершенно независимый образ. Деревья, столь напряженно трагические у Рейсдаля, в картине Хоббемы оказываются в окружении событий простой деревенской жизни и теряют весь свой драматизм.

Полное глубокой символики беспокойное небо в изображении Хоббемы теряет всю свою многозначительность и становится только предвестником непогоды. Не зависимой от Рейсдаля выглядит и живописная манера художника. Его кисть свободнее и легче движется по холсту, отчего фактура полотна становится энергичнее, подвижнее, выразительнее.

Колорит Хоббемы более ярок и звучен, в нем значительно больше теплоты, чем у Рейсдаля, который предпочитал холодные оттенки.

В 1663 году начинается блестящий, но короткий расцвет пейзажного творчества Хоббемы. В это время его пейзажи по своему внутреннему содержанию становятся совершенно независимы от рейсдалевских, хотя в них и встречаются по-прежнему отдельные композиционные элементы последнего.

Якоб Рейодаль и Мейндерт Хоббема более всего отличаются мировосприятием. Учитель видит природу в ее героическом аспекте, остро воспринимает драматическое столкновение ее 275 стихийных сил. Ученик, напротив, воспринимает природу в ее обыденности, особенно выделяя ее лиризм.

Читайте также:  Христос вседержитель, васнецов - эскиз

В такой ситуации, казалось бы, Рейсдаль должен писать фантастические выдуманные пейзажи, а Хоббема — быть слепым подражателем природы. Но все происходит наоборот. Рейсдаль пишет реальные пейзажи, прототипы которых легко обнаруживаются в конкретной местности.

В случае же с Хоббемой не удалось найти ни одного конкретного места (за исключением двух пейзажей), с которых написаны картины мастера. Следовательно, Хоббема писал их не с натуры, а в мастерской, отдаваясь на волю своей фантазии.

В самом деле, если всмотреться в пейзажи Мейндерта Хоббемы, то можно увидеть, насколько мастерски они построены. Он стремится всегда создать уравновешенную, по возможности симметричную композицию. На переднем плане он помещает обычно огромное раскидистое дерево, крона которого занимает полнеба.

Дерево это в буквальном смысле переходит из композиции в композицию, каждый раз немного видоизменяясь. Обычно справа и слева от него открывается лесная поляна или уходящая вдаль дорога. Рядом видны деревенские постройки, будь то мельница или сарай.

Все это оживляется одной или несколькими человеческими фигурками, которые появляются среди деревьев или на дороге. В пейзажах Хоббемы нет ничего случайного; все в них продуманно до такой степени, что создается впечатление реальности, конкретности этого куска природы.

В то же время эти пейзажи глубоко обобщены-в каждом из них художник дает свое представление о природе Голландии, о жизни ее людей. При этом Хоббема никогда не изображает дикой природы. В его пейзажах всегда присутствуют или человек, или следы его деятельности, следы будничного повседневного труда.

Таковы «Водяная мельница» из Лувра, «Дорога в лесу» из Национальной галереи в Вашингтоне или «Пейзаж с мельницей» из лондонской частной коллекции.

Хоббема один из первых делает природу непосредственно близкой человеку. Его пейзажи притягивают зрителя, манят своим уютом и обжитостью. Недаром почти в каждом из них встречается мотив дороги, начинающейся как бы у ног зрителя и ведущей его в глубину картины.

Наиболее характерный пример этого композиционного приема-знаменитая «Аллея в Миддельхарнисе» из Лондонской национальной галереи. Картина датирована самим мастером, однако дата может читаться по-разному: 1669 или 1689.

Первый вариант считается более приемлемым, так как именно в этом году художник почти перестает заниматься живописью ради государственной службы (Примечание: это мнение не совпадает с другими публикациями).

Это и есть один из двух пейзажей мастера, который имеет реальный прототип, чем объясняется необычное для художника присутствие далевого пейзажа, в котором можно различить небольшой городок с возвышающейся над домами колокольней. Все остальные элементы композиции традиционны для Хоббемы и являются, видимо, плодом его фантазии.

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670 «Аллея в Миддельхарнисе» — произведение, необычное не только для творчества Хоббемы, но и для всего голландского пейзажа. Своеобразие симметричной композиции делает ее во многом схожей с пейзажами следующего столетия, в которые очень важен элемент декоративного восприятия природы. Но в той же мере, в какой этот пейзаж является шагом в , будущее, его можно назвать воплощением настоящего. В нем воплотился весь художественный опыт мастера, все, над чем он думал и что пытался выразить своим творчеством. Художник буквально заставляет зрителя последовать за собой, почувствовать себя в окружении этого красивого пейзажа, вдохнуть живительный воздух, посмотреть на огромное голубое небо и плывущие по нему облака. Это вживание в природу, слияние с нею и есть основной пафос творчества Мейндерта Хоббемы.

Использованы материалы статьи А.Сарабьянова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Источник: http://nl-ru.blogspot.com/2009/03/blog-post.html

Мельницы в живописи.Meyndert Hobbema (1638 — 1709)

Мельницы.Мельницы в живописи.Meyndert Hobbema (1638 — 1709). — ч.11.

Интродукция и вариации на тему арии «Как сердце замирает» из оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» для скрипки соло. 

Водяная мельница. 1660-е Рейксмузеум

  Maindert Hobbema  (1638–1709) — нидерландский живописец. Хоббема родился в Амстердаме в 1638 году, сын плотника ; до 15лет он жил в родительском доме с младшей сестрой и братом.

Два года спустя он поступил учеником к пейзажисту Якобу ван Рейсдалу (около 16–1657),  одному из ведущих художников голландского Золотого Века . ППозже их связывала дружба.Работал в Амстердаме.

Продолжатель традиций национальной школы голландского пейзажа 1-й половины середин XVII века, художник Мейндерт Хоббема писал спокойные, залитые солнцем уголки леса, водяные мельницы, уходящие к горизонту аллеи .

Для его творчества характерны тонкое наблюдение природных мотивов и явлений в их сложных взаимосвязях, естественный динамизм композиции, богатая оттенками свежая зеленовато-коричневая гамма. Далее… «> 

  Водяная мельница. (деталь)

Известно, что Хоббема и Рёйсдал вместе путешествовали и делали зарисовки с натуры, многие мельницы на картинах обоих живописцев, возможно создавались  одновременно, судя по годам создания картин. В ноябре 1668 г. Хоббема женился на поварихе амстердамского бургомистра и через неё получил пост проверяющего качество импортируемых вин.

Долгое время считалось, что на этом его занятия живописью прекратились.Возможно, ему и пришлось уделять живописи меньше времени, чем прежде, но его лучшее произведение, «Аллея в Мидделхарнисе», датировано 1689 годом, а другая лондонская картина, «Развалины замка Бредероде», — 1671 годом.

Эти поздние вещи принадлежат к самым удачным свершениям голландской пейзажной живописи и, в сущности, подводят черту в её развитии.

Водяные мельницы. 

Хоббема был не признанным  в течение своей жизни, частично из-за снижения объемов производства от 1668г. , когда он женился и стал зарабатывать на семью другим способом.

 Несколько работ известны из его последних лет , которые явно тяжело ему давались : его жена и двое детей умерли в 1704 году ; сам Хоббема умер в Амстердаме в 1709 году и был похоронен в могиле нищего . Хоббема оставил около 200 картин в течение своей жизни и рассматривается как один из ведущих голландских художников 17-го века.

  В отличие от Рёйсдала, который предпочитал запечатлять дикую природу, Хоббему привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев. В этих сельских идиллиях всё выписано с большой тщательностью, и особенно листва.

Несмотря на свой замечательный талант, он не был по достоинству ценим своими современниками. Хоббема, не имея возможности приобретать достаточные средства к жизни художественным трудом, должен был в ущерб последнему поступить в 1668 г. в присяжные мерщики привозных в Амстердам иностранных жидкостей (вина, масла и пр.

) и нести эту должность до конца своих дней. Потомство было сначала столь же несправедливо к нему, как и современники: имя его пришло почти в полное забвение, а его картины продавались за ничтожные деньги или превращались в руках фальсификаторов в подложные пейзажи схожего с ним Я. В. Рейсдала.  

Путники.

Только с 40-х годов прошлого столетия Хоббема стал пользоваться почетом и вскоре вошел у любителей искусства, особенно у англичан, в такую моду, что его картины, продававшиеся в XVIII ст. за какие-нибудь десятки флоринов, достигли огромных цен 45000, 60000, 75000, 130000 фр.

Владеть хотя бы одним произведением Хоббемы составляет теперь гордость каждого коллекционера старинных картин и  общественных музеев.

Такое пристрастие к еще недавно забытому художнику нельзя не признать чрезмерным; тем не менее, он должен считаться одним из значительнейших живописцев голландской школы, последним крупным представителем национально-натуралистического направления в ее пейзаже . 

Водяная мельница. Дрезденская галерея

Множество вариаций мастера на  тему старинных мельниц  хранится в разных музеях мира, эта картина — одна из них. С мельницей в сознании человека, во всяком случае, европейской культуры, связывается много идей и представлений, всегда эмоционально окрашивающих наше восприятие ее как в реальности, так и в искусстве.

С ней традиционно связано представление об уединенности, окрашенной романтическими переживаниями. Нескончаемо льющаяся вода ассоциируются с мыслью о неизменности бытия, вращающееся колесо — основной механизм мельницы — через аллюзию на «колесо Фортуны» вводит в круг рождаемых образов идею превратности судьбы.

 

  • Водяная мельница 1670
  • Водяная мельница 1663
  •   Водяная мельница у лесной дороги  ок. 1665/68

В пейзаже «Водяная мельница у лесной дороги» М. Хоббема преобразует сцену из повседневной жизни в очаровательную лесную сказку. Пейзажи-фантазии Хоббемы, пользовались особой популярностью у жителей городов, плохо знакомых с настоящей жизнью деревни и деревенской природой. Их привлекали именно такие идиллические виды.

  Водяные мельницы появляются на 35 картинах Хоббемы, большинство из них являются вариациями некогда зарисованных с натуры зданий. Несмотря на это повторение мотива, каждое изображение мельницы Хоббема отличается и композиционно, и по настроению сцены.

Мельница, изображенная на данной картине, ветхая и нуждающаяся в починке крыши, так же повторяется и в других работах художника. Она может быть отнесена к определенному типу, знакомому исследователям по рисункам из Музеев Тейлора (Харлем) и Пти-Пале (Париж), увиденному и изученному Хоббемой в Девентере в провинции Оверэйсел.

Колесо на левой стороне мельницы находится в движении, льется пенистая вода, которая создает рябь нарушая спокойствие блестящей глади воды. Преимущественное использование оранжевого и коричневого характерно для палитры художника, и придает картине привлекательную яркость.

Это идиллическое пространство населено людьми: путник идет по дороге, женщина и ребенок сидят в стороне от неё, и ещё один человек, возможно, владелец мельницы, пересекает мост, чтобы в войти в её здание. Но эти отдельные фигуры сливаются воедино с их окружением и дополняют сцену, гармонично взаимодействуя с природой.  

  1.     Водяная мельница.
  2. Церковь и водяная мельница в Девентере. 1660 Музей Пти-Пале Париж  (Черный мел, отмывка, на бумаге ) 
  3. Водяная мельница.   
  4. Водяная мельница.
  5. Водяная мельница. 
  6. Обширный лесисто-речной пейзаж с фигурами и   водяной мельницей  
  7. Пейзаж с водяной мельницей.
Читайте также:  Национальный музей рима (музей терм)

Пейзаж с водяной мельницей.(Считается, что фигура охотника на переднем плане добавлена на полотно художника много позднее.Сейчас  американские исследователи изучают это полотно. Обычно художник помещал в таком ракурсе рыбака, тоже чаще в красном одеянии- как на картине ниже, а вот охотник посреди деревни- странно…).

  • Пейзаж с рыбаком и путниками

Эта картина с водяной мельницей из частной коллекции, одна из ранних работ художника,  картина маслом на дереве — небольшой голландский пейзаж , кажется чудом заполненный ветром, воздухом и светом из другого места  три с половиной века назад .

Мейндерт Хоббема (1638-1709) известен тем, что почти исключительно создавал живые, заполненные деревьями пейзажи , такие как эта картина ,  которые несут большое чувство пространства и глубины , а также нежное волнение в наблюдении за движением солнечных лучей , облаков и деревьев. 

  1. Водяная мельница.
  2. Водяная мельница 1662
  3. Водяные мельницы в Сингравен близ Денекамп  
  4.  Водяная мельница (1664) Музей искусств Толедо  

  Летний пейзаж с водяной мельницей (1662?),частная коллекция. 

  • Деревня с водяной мельницей среди деревьев (ок. 1665)  Лос-Анджелес, художественный музей 
  •  Пейзаж с водяной мельницей. 
  • Водяная мельница.
  • Пейзаж с водяной мельницей. 
  • Пейзаж с водяной мельницей.
  • Пейзаж с водяной мельницей и рыбаком.
  • Пейзаж с водяной мельницей.
  • А вот ветряных мельниц  у Хоббемы немного:

Коттедж в лесу (ок. 1662)  Музей искусств Кливленда (Слева на возвышенности мы видим ветряную мельницу). 

  1. Пейзаж с рыболовом и  городом вдали (ок. 1664-1665)  Лос-Анджелес, художественный музей
  2. Пейзаж с мельницами.
  3. Пейзаж с мельницей. 
  4. Мельница в Риверсайде

http://visualelsewhere.wordpress.com/category/painters/meindert-hobbema/  

http://www.waterradmolens.nl/Overijssel/Noordmolen.htm  

http://www.art-drawing.ru/gallery/466-hobbema-meindert/detail/16334-hobbema-meindert-2  

http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/201…s-day-sale-l12037/lot.227.html 

http://www.imamuseum.org/collections/artwork/water…vor-landscape-hobbema-meindert 

https://www.rijksmuseum.nl/nl/search/objecten?s=ob…bbema&ii=0#/SK-C-144,0 

http://xaxor.com/images/Oil%20Paintings/Classic%20M/Meindert%20Hobbema%20(1638-1709)/Hobbema_Meyndert_The_Water_Mill_1660s.jpg 

http://agreateuropetripplanner.blogspot.ro/2012/10…ings-at-toledo-art-museum.html

http://visualelsewhere.wordpress.com/category/painters/meindert-hobbema/  

Источник: https://muromlena57.livejournal.com/8512.html

Хоббема, Мейндерт (1638-1709)

10.12.2012

Творчество немногих голландских художников пользовалось в последующие века такой любовью и популярностью, как произведения Мейндерта Хоббемы. Секрет очарования заключается в том, что мажорные пейзажи Хоббемы привлекают зрителя сразу, радуя глаз искрящимися красками и изяществом рисунка.

Они не требуют длительного, сосредоточенного постижения, глубокого сопереживания — достоинства картины видны с первого взгляда, и более внимательное рассмотрение только подтверждает первое впечатление.

Пейзажи художника раскрывают обаяние природы, близкой человеку, цветущей и приветливой, как будто откликающейся на радости его повседневного бытия.

Между тем к самому художнику судьба не была столь благосклонной. Хоббема жил и работал в Амстердаме и не принадлежал к любимцам амстердамского патрициата.

После женитьбы художник был вынужден поступить на службу мелким чиновником городской таможни, так как не мог обеспечить существование семьи своим искусством. Умер Хоббема в бедности.

Но уже через несколько десятилетий после его смерти за те пейзажи, что приносили художнику по 20 флоринов, платили до 130 тысяч.

Хоббема был самым талантливым учеником замечательного пейзажиста Якоба ван Рейсдала, с которым и много лет спустя после окончания обучения его связывала искренняя дружба. Первые работы Хоббемы выдают сильную зависимость от произведений Рейсдала, картины и офорты которого он почти буквально повторял.

Однако уже в них проявляется творческая индивидуальность молодого пейзажиста. Во-первых, Хоббема выбирает из разностороннего искусства учителя только один вид пейзажа, а именно лесной пейзаж. Во-вторых, сравнение произведений двух мастеров показывает, что одни и те же мотивы художники трактуют различно.

Рейсдал ищет возможности героизировать и монументализировать природу, стремится к максимальной концентрации образа; Хоббема по складу дарования лирик, он наделяет те же мотивы камерностью, отчасти их идеализирует и, делая композицию более рассредоточенной, дает возможность полюбоваться каждым из них.

Именно таков характер отличий картины Хоббемы «Деревья у воды» (Лугано-Кастаньола, собрание барона Тиссен-Борнемиса) от рейсдалевского офорта «Путешественники», который она почти точно передает.

Для творчества художника характерен определенный круг излюбленных пейзажных сюжетов.

Хоббема часто пишет водяную мельницу, скрывающуюся под сенью деревьев («Мельница», Париж, Лувр), опушку леса («Пруд в лесу», Лондон, собрание Уоллес), лесную дорогу, ведущую к хижине («Пейзаж», Лейпциг, Музей изобразительных искусств).

В лесных пейзажах Хоббемы нет ничего таинственного и пугающего — они приятны и приветливо открыты людям. Несвойствен им и символический или этический подтекст — содержание произведений Хоббемы составляет изображение природы во всей конкретности и наглядной осязательности ее облика.

Обращение к показу близкой, повседневной природы было завоеванием голландских пейзажистов первой половины XVII века, причем ее будничность подчеркивалась сдержанным тональным колоритом, передающим рассеянный свет пасмурного дня и влажный воздух низинных земель.

Хоббема был одним из немногих мастеров голландского пейзажа, которые изображали национальный ландшафт в солнечную погоду.

Лучи солнца обычно заливают средний план картины, высветляя изнутри листву раскидистых деревьев и создавая богатую игру оттенков зелени — от янтарно-желтого и буро-коричневого до изумрудного и густого темно-зеленого тона.

Среди пышной растительности проглядывает ярко-красная черепица зданий, а в просветах между деревьями виднеется чистая голубизна неба с легкими бело-золотистыми облаками. Звучная красочная гамма создает специфическое отличие пейзажей Хоббемы, придавая его произведениям жизнерадостный характер.

Обращают на себя внимание те пластическая убедительность и материальная телесность, с какими трактованы все элементы пейзажа. За этим стоит хорошее знание натуры, изучавшейся художником в многочисленных рисунках.

Однако в живописи Хоббема не следует прямо натурным зарисовкам, он комбинирует мотивы, со вкусом подбирая удачные сочетания. Художник приглушает звучание центрального мотива, включая в поле зрения все новые подробности пейзажной картины.

Продуманное композиционное решение, яркий колорит, нарядный рисунок крон деревьев служат декоративному перевоплощению природы в пейзажах Хоббемы. не лишая ее, однако, впечатления естественности.

Основной период творчества художника охватывает 1660-е годы. После 1669 года его деятельность сокращается, вероятно, в связи с поступлением на службу, что все же не препятствует появлению значительных работ.

Именно в это время возникло наиболее известное произведение художника «Аллея в Мидделхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Замысел картины существенно отличается от обычных пейзажей художника. Он вдохновлен топографически достоверным видом и отмечен смелостью композиционного решения.

По самому центру в резком перспективном сокращении уходит вдаль аллея тонких деревцов, четко разделяя пейзаж на три части; из глубины навстречу зрителю по дороге движется человек с собакой. В картине соединяются особенности перспективного вида и панорамы.

Откровенно декоративная композиция «Аллеи в Мидделхарнисе» предвосхищает пейзаж XVIII века. К чувству безмятежного покоя, разлитого в пейзаже, примешиваются новые для Хоббемы нотки элегической грусти.

Из голландских пейзажистов второй половины XVII века Хоббема наиболее значительный мастер. Его творчество в известном смысле подводит итог развитию голландского пейзажа в течение столетия.

Искусство Хоббемы было подготовлено достижениями многих голландских художников: в нем отразились и рембрандтовское очеловечивание природы, и пленэрные искания Пауля Поттера, и разработка темы лесного пейзажа Якобом ван Рейсдалом.

Но историческое значение творчества живописца не ограничивается тем, что искусство Хоббемы представляет «заключительный аккорд голландского пейзажа «золотого века»». Оно содержит импульсы для дальнейшей эволюции жанра.

Художник расстается с возвышенным и обобщенным взглядом на природу, истоки которого лежат в искусстве Ренессанса; вместо этого в его творчестве утверждается новый принцип восприятия природы в изменчивости ее свойств, во всей конкретности и дифференцированности ее облика.

Полнота и цельность пейзажного видения сменяются камерностью и склонностью к декоративному; в то же время более явственное выражение получает эмоционально-лирическое переживание природы. Эти тенденции станут основными проблемами творчества пейзажистов XVIII -XIX веков, и неудивительно, что искусство Хоббемы вызывало пристальный интерес художников следующих поколений. Особенно большое значение оно имело для развития английской школы (кстати сказать, основная часть произведений художника сосредоточена в английских коллекциях). Искусство Хоббемы оказало влияние на пейзажное творчество Гейнсборо, на становление творческого метода Констебля.

Н. Маркова

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Источник: http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3906

ЛитЛайф

  • Всеобщая история искусств
  • Искусство 17 века
  • Введение
  • Искусство Италии
  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • Искусство Испании
  • Искусство Фландрии
  • Искусство Голландии
  • Искусство Франции
  • Искусство 18 века
  • Введение
  • Искусство Италии
  • Искусство Франции
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Искусство Англии
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Искусство России
  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • Искусство Украины
  • Искусство Белоруссии
  • Искусство Литвы
  • Искусство Латвии и Эстонии
  • Искусство Германии
  • Искусство Австрии
  • Искусство Чехословакии
  • Искусство Венгрии
  • Искусство Польши
  • Искусство Югославии
  • Искусство Скандинавских стран
  • Искусство Дании
  • Искусство Швеции
  • Искусство Америки
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • Всеобщая история искусств
  • Том четвертый
  • От редакционной коллегии
  • Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.
  • Авторами глав четвертого тома являются:
  • Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Читайте также:  Благовещение, леонардо да винчи, около 1472

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И.

Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И.

Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И.

Шербачевой.

Искусство 17 века

Введение

Е.И.Ротенберг

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений.

Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.

Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть.

В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя.

В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах.

После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.

Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в.

являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.).

Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции.

Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества.

Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли.

Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности.

Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Источник: https://litlife.club/br/?b=204602&p=65

Meindert Hobbema • ru.knowledgr.com

Meindert Hobbema (bapt. 31 октября 1638 — 7 декабря 1709), был голландский пейзажист Золотого Века.

Жизнь

Родившийся к Lubbert Meynerts и Rinsje Eduwarts, Хоббему окрестили как Meyndert Lubbertsz в Амстердаме 31 октября 1638. В возрасте 15 лет он и его младший брат и сестра зарегистрированы как посланный в приют. Хотя он поставил свою подпись М. Хоббема на картинах уже в 1658, он использовал только свое окрещенное имя на юридических документах до 1660.

Брак и карьера

Мейндерт Хоббема женился на Винке Eeltien (Eeltje) в Oude Kerk (Старая церковь) в Амстердаме 2 ноября 1668. Винк был кухонной девицей Ламберту Реинсту, бургомистру Амстердама.

Свидетели брака были братом невесты Корнелиусом Винком и пейзажистом Якобом ван Рёйсдалом.

Это зарегистрировано, что Рисдэель был учителем Хоббемы, поскольку в июле 1660 Рисдэель свидетельствовал о Хоббеме, «обслуживаемом и изученном со мной в течение нескольких лет».

В том же самом году Хоббема женился, он занял хорошо оплачиваемую должность муниципального винного измерителя для Амстердама, даруют (гражданские налоговые инспекторы), работа, которая включила взвешивание и измерение импортированных вин. С женой, работой и зарплатой, его живопись произвела замедленный значительно.

Хоббема и его жена имели пять детей и жили в Rozengracht, недалеко от Рембрандта, который двинулся туда в его позже и обедневшие дни. В 1704 Eeltien умер и был похоронен в группе нищих Лейденского кладбища в Амстердаме. Хоббема выжил до конца 1709 и был похоронен нищий 14 декабря на кладбище Westerkerk в Амстердаме.

Работа

Мейндерт Хоббема специализировался на рисовании лесистых пейзажей, вдохновленных плоской сельской местностью восточной области голландской республики. Почти без Хоббемы исключения предмет был оттянут из в большой степени лесистого пейзажа восточных Нидерландов. Большинство его картин попадает в следующие категории:

  1. грунтовые дороги фермами в лесах;
  2. вода мелет рядом или задержанный в леса;
  3. бассейны на краю лесов, обычно с фермами или деревнями на расстоянии;
  4. руины в лесах.

Воздействие работы Рисдэеля над Hobbema не очевидно до окончания 1660. Более ранняя работа Хоббемы кажется более тесно связанной с более легкими и более тонкими пейзажами дяди Джейкоба Сэломона ван Руисдэеля (нидерландский язык, 1600/1603 — 1670). Хотя он рисовал нечасто после брака Hobbema произвел его самую знаменитую работу, (1689, Национальная галерея, Лондон) во время этого периода.

Сегодня Hobbema рассматривается как один из самых характерных и высоко оценил голландских пейзажистов семнадцатого века, но он не упомянут в единственном семнадцатом веке литературный источник. Самая ранняя ссылка на его работу происходит в словаре Йохана ван Гула 1751 года голландских художников, где Hobbema упомянут мимоходом как нарисовавший “современные пейзажи. ”

Хотя Жорж Брулхит приписывает приблизительно пятьсот картин Hobbema в его монографии, многие его приписывания не могут быть защищены.

Много картин, которые он дает Hobbema, современниками, которые нарисовали в подобных стилях, что касается примера Ян ван Кессель (фламандский язык, 1626 — 1679).

Другие — вероятно, имитации девятнадцатого века, окрашенные в то время, когда стиль Хоббемы был чрезвычайно модным. Тем не менее, диапазон качества действительно существует в картинах, приписывание которых к Hobbema кажется допустимым.

Хотя у нас нет письменного доказательства о его методах семинара, кажется вероятным, что у него были помощники, работающие при его прямом контроле, производя изменения его составов. Он также, возможно, нанял много staffage специалистов, чтобы нарисовать небольшие числа в его пейзажах.

Другой

  • В 1891 деревню в Альберте (Канада) назвали Hobbema после живописца. 1 января 2014 название было изменено на Maskwacis (значение Холмов Медведя) по запросу кри по рождению, кто живет в области.

Примечания

Внешние ссылки

  • Hobbema, онлайн (ArtCyclopedia)

PubHist

  • Биография Hobbema («История Голландии»)

Источник: http://ru.knowledgr.com/00519102/MeindertHobbema

Ссылка на основную публикацию