«девушки на берегу сены», гюстав курбе — описание картины

15 января 2019

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Куртизанки, дамы полусвета, содержанки, кокетки, танцовщицы, лоретки, гризетки, девушки из пивных – так в XIX веке называли женщин, живших за счет своего очарования во всех слоях – от высших кругов общества до самых низов. Иногда их можно было принять за уважаемых дам из общества. Блудница или целомудренная жена и мать – грани социальных норм стираются.

Какой парадокс – во время затянутых корсетов, Второй Французской империи, одержимости целомудрием, стремительно развивалась проституция. Она стала проблемой для правительства и вдохновением для художников.

Поскольку лишь проститутки соглашались позировать обнаженными, художники представляли все больше работ с изображением женщин легкого поведения.

Из-за того ли, что проституция была широко распространенным явлением, или такого было истинное лицо придворного общества, или это был способ нарушить табу, или они искали новые художественные формы?

С середины XIX – начала XX века (во время Второй империи и Третьей республики) во Франции каждое десятилетие в мире живописи случались новые скандалы, связанные с продажной любовью. Первый скандал разразился в 1847 году на Парижском Салоне, где Тома Кутюр представил огромную картину «Римляне времен упадка».

Несмотря на его пояснение, все поняли одно – разврат обрушился на Париж. В те времена аллегория была единственным способом преподать урок горожанам. В определенных переделах художником была продемонстрирована некоторая дерзость.

Художник стремился раскритиковать развращенное общество, в котором буржуазия безрассудно спускала деньги на вино и женщин.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Тома Кутюр «Римляне времен упадка». Музей Орсе, Париж. 1847

Куртизанки часто жили в виллах для принцесс. Пример такой виллы – здание на Елисейских полях, возведенное Маркизой Паивой. Медальон с изображением дамы, лестница из оникса, декорированный камин, позолоченные рамы – по великолепию убранства можно оценить ее успех.

  • «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины
  • «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины
  • «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины
  • Картина «Вечер у Паивы» кисти Монтичелли

Кто позировал для «Женщины, укушенной змеей» Огюста Клезенже, выставленной на Салоне в 1847 году и вызвавшей не меньший скандал, чем «Римляне времен упадка»? Посетители выставки были шокированы узнав в псевдо-Клеопатре женщину, послужившую моделью скульптору — Аполлонию Сабатье, покорившую литературный бомонд Парижа.

Эта женщина с 16 лет была любовницей бельгийского воротилы, который заказал эту работу. Художник пошел на смелый шаг – он сделал слепки с ее тела, представив нам не аллегорию, а простое женское тело со складками и целлюлитом. Этой скульптурой, по стилю более реалистичной, чем идеальные античные скульптуры, Клезанже ввел женщину легкого поведения в мир искусства.

Отныне эти женщины занимают место аллегорических богинь и королев.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Огюст Клезенже «Женщина, укушенная змеей». Музей Орсе, Париж. 1847

По подсчетам литератора Максима Дюкана, тонкого наблюдателя, была собрана статистика проституции в Париже — 120 тысяч женщин занимали эту нишу. Эта цифра показывает насколько распространенным явлением стала торговля очарованием во второй половине XIX века.

Художника Жана Беро восхищали изысканные дамы Парижа, которые ежедневно проезжали в карете по Елисейским полям или прогуливались по просторным бульварам, открытым Бароном Османом в центре города.

Жан Беро мало известен в России, но очень почитаем в Европе.

Это французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа (в том числе ночного) и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Жан Беро «Прогулка по набережной (Парижская проститутка)». 1905

«Девушки на берегу Сены» Густава Курбе – проститутки. Работа была представлена в 1857 году.

Соломенная шляпа мужчины, забытая в лодке; брюнетка, чьи руки не в перчатках, а шляпа висит на дереве – все эти детали позволяют предположить, что мужчина уже получил все, что хотел.

Курбе считал, что для картин не следует придумывать никаких сложных сюжетов, а нужно лишь с достаточной убедительностью изображать то, с чем повседневно сталкивается художник.

 «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Густав Курбе «Девушки на берегу Сены». Национальная галерея, Лондон. 1857

Впервые изображение повседневной жизни проституток на их рабочем месте было создано не художником, а газетным иллюстратором. В 60-е годы XIX века карикатурист Константен Гис написал проституток в кафе, на народных гуляниях и впервые в домах терпимости.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Константен Гис «Four women on a sofa»

Олимпия – «девица из богемы с лицом распутного ребенка». Господине Мане нельзя обвинить в идеализации глупых девиц, она плоская, не хватает рельефа.

В этой обнаженной женщине, которая для нас так же прекрасна, как Венера Урбинская Тициана, зрители узнали проститутку тогда, когда картина была выставлена в Салоне в 1865 году. Зрителям казалось, будто Мане скопировал визитку проститутки.

Чтобы создать эту современную обнаженную фигуру, Мане закрывает перспективу, как будто в студии, в то время как Тициан делает точку схода в окне, выходящем на небо.

В картине Эдуарда Мане занавеска делает пространство плоским, и не дает глазу отклониться от сюжета обнаженного тела, предоставленного в распоряжение клиента, о прибытии которого возвещает букет.

У Тициана на полотне собачка преданно спит у ног хозяйки, а кошка Олимпии с торчащим вверх хвостом смотрит зрителю в глаза дерзко, так же, как ее хозяйка. Олимпия стала первой современной обнаженной натурой. Художник отказался от исторических и мифологических условностей, заставлявших изображать тело гладким. Хотя букет цветов, служанка, высокая ложа, покрытая кашемиром, украшения, обстановка – все это свидетельствует о том, что она достигла определенного положения.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Эдуард Мане «Олимпия». Музей Орсе, Париж. 1863

Вальтесс де Ла Бинь воплотила мечту завоевать Париж. Благодаря ей имя Нана стало синонимом всех женщин из определенной среды, которые вели определенную игру. В прочем, Эдуард Мане решил представить под именем Нана портрет актрисы Генриэтты Хаузер. Цветовой колорит полотна «собран» из противопоставлений холодных и тёплых тонов.

Белоснежная искрящая юбка гармонирует с голубым корсетом и контрастирует с окружающей обстановкой. Одежды женщины «перекликаются» цветом с гобеленом на задней стене, а тёмный костюм джентльмена уравновешивается туфельками Наны и стойкой для её зеркала.

Это необычайное мастерство Мане — гармонично сочетать цвета в картине — привело к тому, что готовая работа будто переливается на солнце, искрится как жемчужина.

Эдуард Мане «Нана». Гамбургский кунстхалле. 1877

Дега – художник, представлявший мир танца таким, каким он был, без преувеличений и прикрас, как настоящий летописец современной жизни. Он писал движение танцовщиц, раскрывал цвета и свет, но нередко показывал манеры их матерей, стремившихся обеспечить дочери выгодный союз и окружающих их мужчин.

Как и многие из его окружения, Дега часто бывал в борделях, но социальные нормы были слишком сильны для него, чтобы он мог представить публике жестокую реальность торговли телами, выставив их напоказ. Тем не менее, он находил сюжеты, в которых проявлял свой талант рисования с натуры.

Он начал писать сцены в борделях в 1877 году. В последствии он прятал эти картины от посторонних взглядов. Лишь спустя несколько десятилетий, после его смерти в 1917 году, Огюст Ренуар увидел их и посчитал невероятно глубокими.

Поскольку эти работы суждены были пылиться в ящике стола долгое время, Дега без колебаний показывал истинные условия этих девушек, обреченных на жизнь в ожидании и скуке.

Эдгар Дега «Две девушки в борделе»

Картина Эдуарда Мане «официантка» весьма неоднозначна. Нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть связь между персонажами картины и проституцией.

Эдуард Мане «Официантка». Музей Орсе, Париж. 1879

На картине «Бар в «Фоли-Бержер» Эдуард Мане фокусирует наш взгляд на барменше, которую размещает в центре полотна. Он попросил позировать для него Сюзон, одну из официанток.

Чтобы понять на кого она смотрит с таким усталым и разочарованным видом, надо заметить отражение мужчины в зеркале за ее спиной.

Слева можно заметить акробата — в «Фоли-Бержер» давали не только концерты и спектакли, но и цирковые представления.

Эдуард Моне «Бар в «Фоли-Бержер». Институт искусства Курто, Лондон. 1882

Начало последнего десятилетия XIX века ознаменовано началом новой эры в живописи. Двусмысленные сцены с дамами полусвета и барменшами ушли в прошлое, но Мане, Дега и Курбе не были забыты.

Авангард превратил бордели в недвусмысленные сюжеты своих произведений – такова была цена модернизма, еще больше реальности и грубости.

Первым заявил об этом намерении Винсент Ван Гог, он долгое время поддерживал отношения с проституткой, которая, очевидно, служила ему моделью. Но он решил пойти дальше – отправиться вместе со своим мольбертом в публичный дом.

На первый взгляд заведение кажется обычной пивной, но парочка на заднем плане и название картины «Бордель» свидетельствуют о том, что границы стерлись. В письме своему другу Эмилю Бернару, Ван Гог часто писал о своем замысле. Эмиль Бернар, который в то время служил в Алжире, решил изобразить жизнь борделя изнутри. Некоторые его рисунки оказались в письмах Ван Гогу.

Винсент Ван Гог «Бордель». 1888

В 1890 году он сам написал картину, которую торжественно назвал «Бордель». Несмотря на резкие контраст и неровные штрихи, он, как и Ван Гог, застенчиво оставался в салоне, где ждали девушки, дошедшие до исступления от алкоголя, тоски и усталости.

Винсент Ван Гог «Портрет проститутки». Музей Винсента Ван Гога, Амстердам. 1885

Художник, сделавший полноценным сюжетом публичный дом, который он открыто изображает и который неразрывно связан с его жизнью и работой, Анри Тулуз Лотрек. Художник состоял в дружеских отношениях со многими проститутками, которые принимали его.

С 1891 по 1896 год он делал наброски и этюды маслом на небольших листах картона в своей комнате в Ля Флер Бланш, парижском борделе на улице Мулен.

Находясь в таком выгодном положении, он писал сцена за сценой, демонстрируя личную жизнь девушек в борделе: домашние заботы, приемы пищи, ожидание, игры в карты, отдых, даже прохождение медосмотра. Интересно, что его положительное восприятие лесбийских отношений шло в разрез с ценностями эпохи.

Если он находился не в публичном доме, часто его можно было найти в Мулен Руж, где он был одним из официальных художников-плакатистов. Он был любимчиком певиц и танцовщиц. Этот модный, чрезвычайно подвижный танец, во время которого можно было мельком увидеть панталоны, стал символом периода беззаботной прекрасной эпохи в Париже.

Анри Тулуз-Лотрек «В салоне на улице де Мулен». Музей Тулуз-Лотрека. 1894 

Многие художники – Мане, Дега, Тулуз-Лотрек имели на теле признаки сифилиса, однако на своих картинах они никогда не изображали это заболевание, будто это был рок, с которым они должны были справиться сами. В отличие от них, бельгийский художник- символист, Филисьен Ропс в сатирической манере затронул эту тему в своих работах.

Во время «Голубого периода» Пабло Пикассо часто ездил в Сан-Лазар, чтобы наблюдать за пациентами. Написанные им в это время портреты полны меланхолии, проститутки выступают жертвами, которым не избежать смерти.

В начале 1920-х проституция перестала быть запретной темой. Молодые художники, такие как Вламинк, Матисс, Дерен в поисках новых цветов, довольно часто обращались к проституткам с их кричащим макияжем.

Между тем, ни одно изображение проститутки не было вывешено в 1905 году во время скандала, устроенного фовистами на Осеннем Салоне, за исключением работы Жоржа Руо, представившего изображение тел этих женщин в работе «Девки».

Читайте также:  Самый большой музей в мире » музеи мира и картины известных художников

Руо не искал ничего карикатурного в этих измученных, замерзших телах с расплывчатыми очертаниями, им двигала жалость. Он приглашал проституток с парижских бульваров погреться у него в мастерской.

Жорж Руо «Девки». 1907

Страх быть задержанными и связаться с плохим клиентом вывел на сцену новое действующее лицо – сутенера. Его задачей было защищать их и собирать заработанные ими деньги. Появился новый тип пар, который Франц Купка, чешский художник, большую часть жизни проживший во Франции, не замедлил изобразить – сутенер с косым взглядом и его девка гордо идут рядом.

В 1907 году Пабло Пикассо пишет своих «Авиньонских девиц», ознаменовавших начало ХХ века в искусстве. Здесь в большей степени шокировала форма, нежели сюжет, настолько, что почти забываешь, что изображено.

Изначально художник планировал назвать картину «Авиньонский бордель» в честь улицы в барселонском районе красных фонарей.

Глядя на этих женщин, которые смотрят зрителю прямо в глаза, как «Олимпия» за сорок лет до этого, мы видим лишь их формы угловатые, выполненные полосками, почти абстрактные и забываем об обстоятельствах, о том, что они проститутки.

В этой работе зритель может наблюдать совокупность разрушений – сюжета, тела, перспективы, ориентиров, гармонии цветов. Пикассо объявил о том, что с этого чистого листа может начаться эра реконструкции. Реконструкции сюжетов, линий, цветов, тем. И это станет одним из величайших вызовов, который примут авангардистские движения ХХ века.

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1907

Искусствовед Манеева Анна

этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, пикассо, Ван Гог, натурщицы, натурщица, муза, кокетка, куртизанка, девица, Эдуард Мане, Константен Гис, Густав Курбе, Огюст Клезенже.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/koketki-i-kurtizanki-glazami-hudoznikov-2

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин) — Бэйбики

Приближается Международный Женский День, и поэтому свою публикацию я хочу посвятить милым и очаровательным женщинам — ведь без них человечество просто не существовало бы.

В этой публикации вы сможете увидеть женщин разных эпох, народов, национальности, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.

Рафаэль Санти “Дама под покрывалом (Донна Велата)”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Джон Уильям Уотерхаус “Прекрасная Розамунда”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Каприз в пурпурном и золотом”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Франческо Айец “Певица Матильда Джува-Бранка”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Клод Моне “Дама в саду”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Гюстав Моро “Единороги”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Фредерик Лейтон “Девушка кормящая павлинов”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Эдгар Дега “Балет”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Альфонс Муха “Зодиак”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Клод Моне “Женщина с зонтиком”

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

  • Огюст Ренуар “Большие купальщицы”
  • Поль Гоген “Таитянские пасторали”
  • Джованни Больдини “Прогулка в парке”
  • Франц Винтерхальтер “Княгиня Татьяна Александровна Юсупова”
  • Огюст Ренуар “Зонтики”
  • Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет графини Луизы д'Оссонвиль”
  • Гюстав Моро “Галатея”
  • Александр Кабанель “Рождение Венеры”
  • Альфонс Муха “Зима”
  • Альфонс Муха “Осень”
  • Альфонс Муха “Лето”
  • Франц Крюгер “Портрет императрицы Александры Федоровны”
  • Джеймс Тиссо “Девушки, разглядывающие японские безделушки”
  • Данте Габриэль Россетти “Возлюбленная (Невеста)”
  • Гюстав Курбе “Женщина с попугаем”
  • Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Симфония в белом”
  • Гюстав Курбе “Девушки на берегу Сены”
  • Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”
  • Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет мадам Инес Муатесье”
  • Поль Гоген “Ее звали Вайраумати”
  • Фредерик Лейтон “Пылающий июнь”
  • Иоганн Фредерик Овербек “Италия и Германия”
  • Жан Огюст Доминик Энгр “Жанна д'Арк на коронации карла 7 в реймсском соборе 17 июля 1429 года”
  • Джон Уильям Уотерхаус “Магический круг”
  • Жан Огюст Доминик Энгр “Большая одалиска”
  • Клод Моне “Камилла Моне в японском костюме”
  • Эдуард Мане “Олимпия”
  • Джеймс Тиссо “В ожидании парома”
  • Гюстав Моро “Саломея танцующая перед Иродом”
  • Энтони Сэндис “Фея Моргана”
  • Адольф Бугро “Рождение Венеры”
  • Джон Уильям Уотерхаус “Леди Шалот”
  • Никола Ланкре “Портрет танцовщицы Камарго”
  • Питер Рубенс “Вирсавия возле фонтана”
  • Джорджоне “Спящая Венера”
  • Антонис ван Дейк “Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео”
  • Лукас Кранах старший “Венера и Амур”
  • Себастьяно Риччи “Диана и Каллисто”
  • Томас Гейнсборо “Портрет достопочтенной миссис Грэм”
  • Франсиско Гойя “Зонтик”
  • Никола де Ларжильер “Элизабет Трокмортон”
  • Ангелика Кауфман “Портрет дамы в образе Венеры”
  • Ян Вермер “Молочница”
  • Жан Оноре Фрагонар “Молодая девушка за чтением”
  • Караваджо “Святая Екатерина Александрийская”
  • Аньоло Бронзино “Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни”
  • Тициан “Венера Урбинская”
  • Якопо Амигони “Юпитер и Каллисто”
  • Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”
  • Жан Оноре Фрагонар “Качели”
  • Франсуа Буше “Туалет Венеры”
  • Жан-Батист Шарден “Молитва перед обедом”
  • Франсуа Буше “Юпитер и Каллисто”
  • Франсуа Буше “Туалет Венеры”
  • Диего Веласкес “Венера перед зеркалом”
  • Франсуа Буше “Диана после купания”
  • Иоганн Баптист Лампи старший “Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины
  • Тициан “Даная”
  • Уильям Хогарт “Портрет Мэри Эдвардс”
  • Корреджо “Юпитер и Ио”
  • Ян Вермер “Молодая женщина с кувшином”
  • Ян Госсарт “Даная”
  • Ян ван Эйк “Портрет Маргариты ван Эйк”
  • Ян Вермер “Девушка с жемчужной сережкой”
  • Франсиско Гойя “Маха обнаженная”
  • Питер Рубенс “Соломенная шляпка (Сусанна Фоурмен)”
  • Мартен ван Хемскерк “Портрет Анны Кодде”
  • С. Кендрик «Зимняя роза»
  • Леонардо да Винчи “Мона Лиза”
  • Пьеро ди Козимо “Портрет Симонетты Веспуччи”
  • Аньоло Бронзино “Портрет Лукреции Панчатики”
  • Рембрандт “Даная”
  • Франсуа Буше “Отдыхающая девушка”
  • Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”
  • Ян Сиберехтс “Пастушка”
  • Симон Вуэ “Аллегория богатства”
  • Тициан “Венера перед зеркалом”
  • Петрус Кристус “Портрет девушки”
  • Рафаэль Санти “Поэзия”
  • Леонардо да Винчи “Леда с лебедем”
  • Леонардо да Винчи “Портрет Беатриче д'Эсте”
  • Клод Моне “Девушки в лодке”
  • Леонардо да Винчи “Женщина с распущенными волосами”
  • Рубенс “Портрет Елены Фоурмен”
  • Рафаэль Санти “Портрет Иоанны Арагонской”
  • Рафаэль Санти “Портрет молодой женщины с единорогом”
  • Рафаэль Санти “Портрет Элизабет Гонзаго”
  • Сандро Боттичелли “Весна”
  • Сандро Боттичелли “Женский портрет”
  • Сандро Боттичелли “Портрет Симонетты Веспуччи”
  • Рубенс “Портрет Марии Серра Паллависи”
  • Рафаэль Санти “Портрет Маддалены Дони”
  • Клод Моне “Дамы в саду”
  • Сандро Боттичелли “Возвращение Юдифи”
  • Леонардо да Винчи “Портрет Джиневры де Бенчи”
  • Рафаэль Санти “Донна Гравида”
  • Рубенс “Туалет Венеры”
  • Леонардо да Винчи “Портрет Лукреции Кривели”
  • Леонардо да Винчи “Леда”
  • Клод Моне “Читатель”
  • Рубенс “Шубка”
  • Рафаэль Санти “Портрет дамы”
  • Леонардо да Винчи “Голова девушки”
  • Франц Винтерхальтер “Императрица Евгения в окружении фрейлин”

Источник: https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/39336.html

Курбе Гюстав

Другие известные художники

Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом моего знакомства с историей искусства».

Затем Курбе провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Приехав в Париж, Курбе был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности.

У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали «Курбе-проповедник». Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед картинами Эжена Делакруа и спросили, что он думает о них.

Затем повторяли его дерзкие слова:

«Я завтра бы сделал также, если бы посмел».

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Автопортрет («Отчаявшийся», 1843-1845)

Курбе пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в музеях.

Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки.

Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру. Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов.

В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами «Реформ» и «Насиональ» за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории.

Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться, и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов — это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них — «Автопортрет с собакой» — был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году — «Гитаристка», в 1846 году — «Автопортрет».

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Автопортрет с собакой

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника.

Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.

Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Человек с трубкой

История жизни Гюстава Курбе

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады:

«Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек».

Для французского искусства осенняя выставка 1849 года в Салоне имела особенно важное значение. Курбе представил жюри семь картин, все были приняты.

Среди них были «Сбор винограда в Орнане», автопортрет «Человек с кожаным поясом» и «Послеобеденное время в Орнане». Последняя картина вызвала наибольшую сенсацию.

В общество знаменитых французских художников ворвался молодой живописец, и в связи с его творчеством впервые было произнесено слово «реализм». Эта картина получила вторую золотую медаль.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

После обеда в Орнане

В том же 1849 году Курбе создает грандиозную картину (3,14 на 6,65 метра) «Похороны в Орнане». Курбе не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, также как и викария.

Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении «Курбе универсален. В «Похоронах в Орнане» плачущие женщины — это все женщины, собака — это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем.

Читайте также:  Этюд натурщика, теодор жерико

Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Похороны в Орнане

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.

Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность. Особо надо отметить картины «Возвращение крестьян с ярмарки»(1850) и «Здравствуйте, господин Курбе! (Автопортрет)» (1854).

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Здравствуйте, господин Курбе»

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая композиция «Мастерская художника».

В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» из 39 картин и 4 рисунков.

Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика называет «революционностью Гюстава Курбе».

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось «Реализм, совокупность моих работ…»

Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый» «Дробильщики камня», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста — «Мастерская художника».

Об этой картине сам автор сказал «Мастерская художника» — реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе.

По своему живописному и идей ному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Купальщицы

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены», по словам Прудона — наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Девушки на берегу Сены

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок.

Незаурядность и мощь — вот чего не могли простить ему его враги.

Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал также естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил:

«Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

  • В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника:
  • «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков»,
  • на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови:

«Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».

  1. Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, — густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы «Убежище ланей» (1866), «Водопада Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах»(1874).
  2. Убежище ланей
  3. Хижина в горах

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году орден, он пишет министру изящных искусств М. Ришару:

«Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах».

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил 136 своих работ «Травлю оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар», а также скульптуру «Маленький рыболов». Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве.

Матушка Грегуар

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание.

В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он в центре внимания.

Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

Дробильщики камней

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев.

Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции.

Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи.

«Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», — вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины — великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа «Это не относится к области искусства».

Натюрморт. Фрукты

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…

Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти.

Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур де Пейлтц на берегу Женевского озера.

Источник: https://tunnel.ru/post-kurbe-gyustav

«Жизнь Адель»: Феминистский реализм Абделлатифа Кешиша и Гюстава Курбе

В 2018 году выходит в свет новый фильм Абделлатифа Кешиша под названием «Мектуб, моя любовь: Песнь первая».

Будучи одним из крупнейших современных кинорежиссеров, Кешиш получил всемирную известность в 2013 году, когда его предыдущая картина «Жизнь Адель» была удостоена главного приза Каннского кинофестиваля.

Предваряя выход новой работы франко-тунисского режиссера, Concepture вспоминает «Жизнь Адель» и публикует перевод эссе Марии Хименес Кавальо, в котором смысловая и эстетическая наполненность фильма раскрывается в контексте творчества Гюстава Курбе, классика реалистической живописи XIX века.

Целый ряд французских живописцев в период от начала девятнадцатого века и вплоть до его заката находили классический идеал красоты в обнаженном женском теле с правильными пропорциями.

Большинство этих художников расценивали объекты своих картин как абстракции, как богинь, как сверхчеловеческие фигуры: от Буше и его Дианы после купания до вытянутой экзотической одалиски Энгра, вдохновением для которой была Венера.

Гюстав Курбе, родившийся в 1819, также писал интимные портреты женщин – но пока Академия изящных искусств поощряла идеализированное изображение женского тела, Курбе представлял своих моделей как реальных женщин из плоти крови.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Купание Дианы» (Франсуа Буше, 1742)

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Большая одалиска» (Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1814)

Крупномасштабное полотно Курбе «Похороны в Орнане» (1950) произвело революцию в иерархии изящных искусств. До этого считалось, что таких размеров и масштабов были достойны только tableaux d’histoire, то есть исторические картины: размашистые изображения исторических, религиозных или мифических сцен.

Напротив, «Похороны в Орнане» представляют собой обычные похороны в присутствии горожан – таким образом представители рабочего класса неявно возводятся до уровня королей или даже богов. Цель Курбе была демократичной: придать крестьянам величественный вид. В то же время, он был аккуратен в том, чтобы их не идеализировать. Неизменно будучи реалистом, он также подчеркивал их физические изъяны.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Похороны в Орнане» (Гюстав Курбе, 1850)

Пожалуй, из того, что мы имеем сегодня, трехчасовые фильмы наиболее близки к tableaux d’histoire. По крайней мере в коммерчески распространяемом повествовательном кино такой формат фильмов обычно резервируют для историй эпических пропорций – от древнегреческих трагедий до покрывающих целую эпоху романных адаптаций, – чем для историй про юную девушку, достигающую совершеннолетия.

«Жизнь Адель» Абделлатифа Кешиша – дерзкое исключение: на протяжении 179 минут мы следим, как главная героиня ходит в школу, влюбляется и проходит через все те жизненные испытания и горести, какие и можно было ожидать. Как и Курбе, Кешиш превращает повседневную жизнь в нечто величественное, и делает он это именно гиперболизируя повседневность, её неряшливость и мелкие несовершенства.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

Камера Кешиша сфокусирована на лице Адель. Каждый из многочисленных крупных планов в фильме воспринимается как вопрос: это предпринимаемая Кешишем попытка понять, о чем думает его героиня, какие она испытывает чувства и ощущения.

Очень часто он получает ответ: Адель, которую сыграла дебютантка Адель Экзаркопулос, излучает широкий спектр эмоций – от любви и желания до глубокого несчастья и разочарования – и всё это посредством легкого искривления губ или же чуть нахмуренных бровей.

Кешиш всецело предан убеждению, что мы можем полностью узнать Адель изучая, лаская и рассматривая её лицо, – схожая мысль вдохнула жизнь в картину Курбе «Портрет художника» (1845). Эта работа – интроспективный автопортрет, написанный, как мы бы могли сказать сегодня, в формате среднекрупного плана.

Кажется, что Курбе пытается узнать лучше собственное «я», принимая позицию вне самого себя, внимательно всматриваясь в свои широко раскрытые глаза, приоткрытый рот и вопросительно вскинутые брови, как если бы всё это могло ему открыть доступ к его собственным эмоциональным состояниям.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Отчаявшийся» (автопортрет Гюстава Курбе, 1845)

Работа Курбе «Прекрасная ирландка (портрет Джо)» (1865) – не тот тип портрета, который обычно мог бы быть заказан аристократами. Курбе был далек от того, чтобы стать первым художником, изобразившим женщину в наиболее интимный для нее момент, – в момент занятия своим туалетом, но его версия имеет мало общего с, к примеру, Венерой Тициана.

Курбе отказывается идеализировать Джо, которая была его любовницей в то время; вместо этого он точно воспроизводит её естественную форму: вьющиеся волосы, румяные щеки, усталые глаза.

Вместо того, чтобы использовать свою музу в качестве лекала для создания богини, он просто пишет её такой, какая она есть – тем самым он практически дает понять, что его любовница заслуживает быть изображенной не меньше, чем Венера, но изображенной на своих условиях и под собственным именем.

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Прекрасная ирландка (портрет Джо)» (Гюстав Курбе, 1865)

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

«Венера Урбинская» (Тициан, 1534)

Таким же образом, когда Кешиш решил заняться адаптацией романа в комиксах «Синий – самый теплый цвет» Жюли Маро, он изменил название на «La Vie d’Adèle» («Жизнь Адель»), ссылаясь на свою ведущую актрису – факт, о котором Экзаркопулос узнала только после своего приезда в Канны на премьеру фильма. Камера следит за тем, как Адель спит, плачет, причмокивая уплетает спагетти и жует гирос, и Экзаркопулос при этом выглядит настолько грациозной, настолько свободной от комплексов быть на виду, что очень легко полностью отождествить её с её персонажем.

Она собирает волосы в небрежный пучок, редко смотрится в зеркало, чтобы убедиться, что она выглядит по-голливудски идеально, в то время как свежести её лицу придает использование почти одного только мыла. Позже в фильме мы видим, как она неистово рыдает: её глаза полны слез, а из носа течет рекой – и кажется, в этом нет никакого тщеславия или же беспокойства о собственной внешности.

Читайте также:  Фракийское золото из болгарии. ожившие легенды

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины «Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины

В этом отношении «Жизнь Адель» очень близка по духу к картине Курбе «Девушки на берегу Сены» (1857). Зрители тех времен могли бы предположить, что изображенные на холсте женщины были проститутками: ни одна хорошо образованная леди не разлеглась бы на траве столь беспечно, с таким безразличием к собственной внешности в глазах других людей.

Напротив, Джо Курбе сидит перед зеркалом, расчесывая свои волосы и пристально рассматривая свое лицо на предмет недостатков. В определенном смысле мы получаем привилегию увидеть её до того, как она будет готова или же пожелает открыться нам – и есть те, кто обвинял Кешиша в том, что он пошел на схожий вуайеристский шаг.

  • Однако, если Джо рассматривает свою внешность, чтобы увидеть, какой она является для окружающего мира, Кешиш отводит себе место наблюдателя вовне, используя внешние черты Адель как своеобразный ключ к её психическому опыту.
  • «Девушки на берегу Сены» (Гюстав Курбе, 1857)
  • «Происхождение мира» (Гюстав Курбе, 1866)

«Происхождение мира» (1866) может считаться самой противоречивой и известной картиной Курбе: откровенный крупный план неприкрытых гениталий женщины в полулежащем положении.

Парадоксально, но обращая такое прямое внимание на сексуальные функции женщины, послужившей ему моделью, Курбе надеялся воспрепятствовать тому, чтобы зрители превратили изображенную женщину в объект сексуально обремененного взгляда.

Для Курбе сексуальность является биологической функцией того же порядка, что материнство или рождение детей и не воспринимается как нечто постыдное, что надлежит подавлять ради приятного возбуждения и сексуального напряжения. В самой середине фильма Кешиша есть параллельный крупный план Адель, в котором она обнаженной позирует Эмме, своей чуть более старшей девушке-художнице.

Кешиш снимает Адель, ведя камеру от её ступней к её лицу, медленно раскрывая, что она лежит в позе, вдохновленной «Олимпией» Мане. Пожалуй, эта сцена не настолько наглядна, как картина Курбе, но она производит схожий эффект: прославление, а не игнорирование и подавление биологических функций женщины-модели, а также позволение женскому телу существовать как автономная сущность.

  1. На каком-то уровне фильм активно поощряет Адель чувствовать себя уютно в отношении собственных сексуальных желаний – а также требует от нас, зрителей, принимать её такой, какая она есть.
  2. «Олимпия» (Эдуард Мане, 1863)

Это лишь дело случая, что рассматриваемые желания направлены на другую женщину, но фильм Кешиша никогда не снискал бы успеха, если бы он являлся политической пропагандой в ответ на запрет однополых браков во Франции.

В мире Кешиша каминг-аут связан не столько с борьбой, сколько с обычным взрослением.

Когда позже в фильме действительно возникают социальные конфликты, то они больше основаны на классовом различии, чем на принадлежности к одному полу.

Маро обвинила Кешиша в «опошлении гомосексуальности», что по-своему является добродетелью. Фильм производит впечатление именно потому, что отношения Адель и Эммы примечательны не вследствие их принадлежности к одному полу, а скорее ввиду чего-то в их личном, повседневном взаимодействии друг с другом.

  • Тот факт, что «Жизнь Адель» представляется как история о любви, а не как ЛГБТ-фильм, не создает разделения между традиционными и альтернативными сексуальными предпочтениями; во всяком случае, этот фильм вдохновляет нас воспринимать гомосексуальные отношения так же, как и любые другие.
  • «Спящие» (Гюстав Курбе, 1866)

Подобная непосредственность присуща картине Курбе «Спящие» (1866). Данная работа является одним из самых откровенных изображений сексуальной любви между женщинами в творчестве этого художника.

В те времена изобразительное искусство благоговело перед картинами с обнаженными женщинами, которые щекотали воображение намеками на едва скрытую лесбийскую эротику.

Любовницы на холсте Курбе, с другой стороны, заключают друг друга в нежные, недвусмысленно посткоитальные объятия.

Это крайне личная картина: как и одинокий образ в работе «Женщина с попугаем», две женщины здесь обращены вовнутрь, прильнув друг к другу, а зритель, следовательно, расположен таким образом, чтобы он вуайеристски вторгался в интимный момент. (Курбе написал «Женщину с попугаем» в ответ на «Рождение Венеры» Александра Кабанеля, чья модель, напротив, лежит раскинувшись, словно приглашая зрителя изучить её.)

  1. То же самое справедливо и в случае с пресловутой семиминутной лесбийской секс-сценой из «Жизни Адель» – кажется, что эта сцена сделана так, чтобы заставить нас чувствовать дискомфорт, словно мы посягаем на приватность двух людей, которые на короткое время дают себе волю.
  2. «Женщина с попугаем» (Гюстав Курбе, 1866)
  3. «Рождение Венеры» (Александр Кабанель, 1863)

В номере «Кайе дю синема», вышедшем в октябре 2013 года, заведующий редакцией Жан-Филипп Тессе неоднократно называет Адель «огрессой» [т. е. девушкой-огром – прим. пер.] из-за её ненасытности как в еде, так и в сексе. При этом, однако, именно этот фокус на физических и телесных желаниях Адель делает её вовсе не отвратительной, а в высшей степени человечной.

В отличие от Джо Курбе, Адель не готовит себя к тому, чтобы предстать перед нашим пристальным взором. Вместо этого она предстает такой, какая она есть – без комплексов, макияжа или нарочитой неестественности изящных искусств – и в процессе этого она дает нам доступ к чему-то еще более интимному: к своей внутренней жизни.

Об авторе: Мария Хименес Кавальо (Maria Giménez Cavallo) родилась в Нью-Йорке. Её отец испанец, а мать – итало-американка. Мария впервые осознала, что кино являет собой настоящее искусство, когда познакомилась с фильмами Бастера Китона.

С тех пор её главными вдохновителями были Робер Брессон, Витторио Де Сика и Микеланджело Антониони. Мария изучала кинематограф в Колумбийском университете, а сейчас её приоритетом является авторская карьера писателя/режиссера. Она свободно владеет английским, итальянским, испанским и французским.

В настоящее время работает первой ассистенткой и редактором у режиссера Абделлатифа Кешиша.

Оригинал

  1. Абделлатиф Кешиш «Увертка» (2003)
  2. Абделлатиф Кешиш «Кус-кус и барабулька» (2007)

Источник: https://concepture.club/post/linija_melesa/portret-adel-feministskij-realizm-abdellatifa-keshisha-i-gjustava-kurbe

Гюстав Курбе рисовал женщин, как он их видел. Самые смелые его картины сочли за порно

«Девушки на берегу Сены», Гюстав Курбе — описание картины Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе шокировали французскую публику

Французский художник Гюстав Курбе, написавший скандальную эротическую картину «Происхождение мира», потряс общество XIX века своими реалистичными полотнами, на которых он изображал не исторические и библейские сюжеты, как тогда было принято, а повседневную жизнь простых людей.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, небольшой коммуне во французском регионе Франш-Конте, в многодетной семье процветающего фермера. Любовь к семье и своему родному региону Курбе сохранял на протяжении всей жизни и отразил в своих картинах.

Пейзажи Франш-Конте художник неоднократно использовал в качестве фона для своих картин и оставил много портретов своих близких, которых он также часто изображал в качестве персонажей своих картин.

В 20 лет Курбе приехал в Париж, чтобы поступать в юридическую школу, однако позже отказался от этой идеи. Он проводил много времени в Лувре, делая копии работ Рембрандта, Рубенса, Караванджо и Тициана.

Среди французских художников ему нравился Эжен Делакруа (Делакруа его произведения тоже нравились), наиболее яркий представитель французского романтизма, автор знаменитой «Свободы, ведущей народ» (1830 год).

Однако Курбе стремился найти собственное направление в живописи. Он написал несколько автопортретов, в том числе «Автопортрет с черной собакой», который был выставлен в Парижском салоне 1844 года, престижной ежегодной французской выставке и официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств.

Академики стиль Курбе не приняли.

Реалист-бунтарь

Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.

Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными.

Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики.

Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.

Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе

Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.

На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.

Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.

Пьяница, забияка и скандалист

«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного.

Его картина «Происхождение мира» (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое, для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.

«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство.

Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.

Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.

Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45655189

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector