Описание картины:
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,5х71
Эксперименты со светом – любимое занятие импрессионистов. Серов не исключение. Именно свет – главный герой этой картины. В тени дерева отдыхает молодая девушка. Лучи солнца, сначала долго блуждали по густой кроне и, наконец, пробив ее, рассыпались сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке… Чтобы выделить и подчеркнуть роль световых бликов, окружают героиню затененные объекты: ствол дерева, темная юбка, ее собственные волосы. По воле художника, свет минует их. Смешиваясь с добрым душевным теплом самой модели, солнечные лучи на картине превращаются в некое внутреннее мерцание самой девушки. В портрете присутствует мистическая составляющая. Героиня работы — кузина художника. Они хорошо знакомы, но некое напряжение все же заметно. Серов представляет нам свою родственницу с любовью и нежностью. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Поза расслаблена. Солнечный свет, само лето располагают к отдыху и снятию напряжения. Автору прекрасно удалась гениальная задумка — соединить воедино солнечные блики, внутреннюю теплоту и душевность модели. В портрете поражает количество оттенков, полутонов, цветовых и световых нюансов. Ничего лишнего, всякий мазок «в строку».
Гениальность Серова в том, что ему несомненно удалось «поймать» свет, передать ощущение движения, мерцания. В этой работе импрессионистская эстетика художника проявилась особенно сильно и талантливо.
Другие картины Серова
Портрет графа Сумарокова-Эльстон с собакой
Девочка с персиками
Портрет Иды Рубинштейн
После Куликовской битвы
Октябрь. Домотканово
Георгий Победоносец
Мика Морозов
Портрет художника Коровина
Портрет княгини Юсуповой Портрет С. М. Боткиной Автопортрет, 1880-е Волы Портрет писателя Леонида Андреева Заросший пруд. Домотканово Купание лошади Петр I Баба в телеге Похищение Европы Одиссей и Навзикая
Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1390-devushka-osveschennaya-solncem-portret-m-ya-simonovich-serov.html
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). Описание картины
«Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович)» 1888 г. Холст, масло. 89 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Серова В.А. «Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович)»
Картина «Девушка, освященная солнцем», написанная Валентином Александровичем Серовым в 1888 году, сейчас находится в коллекции музея Третьяковской галереи в Москве.
После того, как В.А. Серов окончил работать над картиной «Девушка с персиками», ему захотелось запечатлеть человеческую красоту на фоне русской природы.
Над холстом «Девушки, залитой солнцем» он работал, найдя натурщицу в лице своей двоюродной сестры Марии Симонович.
Ее портрет он решил писать на фоне русского леса. Не потому ли, что красота его кузины была поистине русской?
Картина благодаря этому вышла невероятно гармоничной и непринужденной.
Красавица с картины смотрит прямо в лицо зрителю. Девушка, освещенная солнцем, присела, прислонясь к дереву, на ее щеках играет румянец, что подчеркивает ее чистоту и прелесть всех русских красавиц. Благодаря ее молодости даже задумчивый взгляд подчеркивает ее внутреннее умиротворение и радость от жизни.
Лицо, руки, одежда девушки залиты солнцем. Благодаря этому Мария на фоне темного леса, что изображен на холсте Валентином Александровичем на заднем плане, кажется олицетворением ангельского образа.
В ее позе так же нет ничего искусственного. В девушке все – искренно, струны ее души настроены в унисон окружающему ее миру.
Лучшие картины Серова В.А.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/serov-v-a/serov-v-a-devushka-osveshhennaya-solncem-portret-m-ya-simonovich/
Освещенная солнцем
Вот, смотрите. Перед вами хорошо знакомый портрет. Совершенно очаровательный, поражающий живописным богатством. Это живое лицо, этот юный образ девушки так понятен нам и ограничен нашему восприятию русской красоты…. Потрясающие переливы солнечных бликов, ослепительные на одежде и сияющие на коже волшебным образом создают атмосферу русского лета.
Тургеневская девушка, конечно, тургеневская, ее печатают на календарях, ее используют как иллюстрацию статей «тургеневских барышень», ее знает и любит вся Россия.
Может, не все знают, что она талантливый скульптор и мать нобелевского лауреата, но все знают ее спокойное, светлое лицо.
Только вот ведь странность – эта девушка была еврейкой.
Да, еврейкой, двоюродной сестрой российского художника – еврея Валентина Серова и звали ее Маша Сименович.
Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе».
Валентин нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать лет.
С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил.
Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет в 1888-м.
«Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.
Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем писать», — сказал он.
Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».
За позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, для обоих это были приличные деньги.
Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и Серов написал еще один ее портрет.
Это полотно завершило серию серовских портретов Марии.
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека».
Заросший пруд. Домотканово
Потом кончилась счастливая жизнь обитателей имения в Домотканове. Умер Серов, и революция погубила владельцев и гостей этого славного имения. Маше повезло. Еще раньше она оказалась в Париже, где вышла замуж и осталась там до своей смерти. Она дожила до девяноста лет и скончалась в 1955 году.
Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой). 1887
«Там, где звучат разговоры об искусстве, звук имени Серов и «Девочка с персиками» связаны по принципу условного рефлекса.
Это значит, что Серов в искусстве и искусство в Серове именно в этом произведении проявляется во всей полноте.
Известно, что оно исполнялось, когда в памяти художника были живы впечатления о живописи старых мастеров, вынесенные из заграничного путешествия в Вену и Италию.
«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».
Ажиотаж в Третьяковке
Есть события, о которых приятно писать. Вот такое, например.
Сейчас в Третьяковке проходит выставка картин Валентина Серова, она пользуется такой популярностью, проходит с таким ажиотажем, что администрации пришлось изменить, продлить часы работы Третьяковки – а это, как вы знаете, было незыблемо! По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям Третьяковская галерея работает до 21 часа, и это будет продолжаться до 17 января 2016 года (пока будет функционировать сама выставка Серова).
Все рекорды побиты, такого старта еще никогда не было — в первую неделю выставку увидели 25 тысяч человек!
Так что, дорогие гости столицы, если у вас есть намеренье приехать на каникулы в Москву, посетите Третьяковку! Впечатление останется на всю жизнь. Выставка проходит на Крымском Валу и продлена до 23 января.
-
- Мика Морозов. 1901
-
- Портрет императора Николая II. 1900
-
Портрет С.М.Боткиной. 1899
-
- Дети (Саша и Юра Серовы). 1899
- Портрет Генриетты Гиршман
Портрет С.М.Драгомировой. 1889
Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1888
- Портрет неизвестной. 1895
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902
Амазонка. М.Ф.Мамонтова. 1884
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909
Портрет княгини О.К. Орловой. 1910
Серов
Валентин Серов (1865-1911) — мастер портрета, один из значимых представителей русского реализма и неоклассицизма. Среди его самых известных полотен — «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Девушка, освещенная солнцем», портреты Мики Морозова, Николая II и Константина Коровина.
«Это был человек среднего роста, с виду несколько грузный и неуклюжий, сдержанный, немногословный и в то же время бесконечно обаятельный и деликатный. Общительный и остроумный в кругу друзей, он становился решительно неудобным, когда затрагивалось достоинство человека и художника. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». (К.Коровин)
Источник: https://tanjand.livejournal.com/1588733.html
Искусство, каким вы его еще не видели
#1
Валентин Серов
Девушка, освещенная солнцем
#2
Один из первых русских импрессионистов, художник дома Романовых, известный портретист Валентин Серов еще при жизни получил множество художественных званий.
#4
«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду вдвоем.
Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, где солнце пробивается сквозь листву и создает затейливую игру света и тени. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение.
#5
Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал
Мария Симонович
#6
Валентин Серов работал над портретом три месяца — в самые жаркие часы, ловя каждый солнечный день. Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я — важностью своего назначения». В плохую погоду художник писал полотно «Заросший пруд».
#7
Заросший пруд. Валентин Серов. 1888. Государственная Третьяковская галерея
#9
Мемориально-художественный музей Валентина Серова в Домотканове, Тверская область
#10
Работал над портретом Валентин Серов летом 1888 года. Тогда он гостил в старинной усадьбе Домотканово у своего друга, родственника и товарища по Академии художеств Владимира фон Дервиза.
Двумя годами ранее Серов сам помог Дервизу выбрать это поместье и после покупки дома приезжал сюда почти каждое лето до самой смерти. В усадьбе художник написал более 30 картин, среди них — «Октябрь.
Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие полотна из «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням Ивана Крылова.
#11
2. Баба с лошадью.jpg
2. Баба в телеге.jpg
2. Октябрь. Домотканово.jpg Баба с лошадью. Валентин Серов. 1898. Государственная Третьяковская галерея
Баба в телеге. Валентин Серов. 1896. Государственный русский музей
Октябрь. Домотканово. Валентин Серов. 1895. Государственная Третьяковская галерея
#13
Валентина Серова считают одним из первых русских живописцев, в творчестве которых проявились черты импрессионизма. Исследователи обычно говорят, что у Серова это был своеобразный «период увлечения». Первой работой художника в этой живописной манере стала картина «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году.
#14
Девочка с персиками (фрагмент). Валентин Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея
#15
Создавая «Девушку, освещенную солнцем», художник неслучайно решил работать в саду. Он давно хотел написать портрет на свежем воздухе, чтобы уловить игру цветовых контрастов.
Ее создавали освещенная солнцем Мария Симонович и темная кора дерева, светлая блузка девушки и ее синяя юбка глубокого оттенка, яркая поляна и тенистый парк на заднем фоне.
Палитру оттенков летней природы, тончайшие светотени и солнечные зайчики на фигуре модели Серов выписывал мелкими мазками.
#17
Валентин Серов планировал показать «Девушку, освещенную солнцем» на восьмой выставке московского Общества любителей художеств. Его полотном заинтересовался Павел Третьяков. Валентин Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов. Он писал художнику:
#18
На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее.
#19
Государственная Третьяковская галерея, Москва
#20
Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. 22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя в Третьяковской галерее». Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
#22
4. Летом.jpg
4. Портрет композитора Николая Римского-Корсакова.jpg4. Похищение Европы.jpg Летом. Валентин Серов. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Портрет композитора Николая Андреевич Римского-Корсакова (1844-1908). Валентин Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Похищение Европы. Валентин Серов. 1910. Государственная Третьяковская галерея
#24
Портрет Марии Симонович, который Валентин Серов написал в 23 года, был одной из любимых картин художника. В ноябре 1911 года, незадолго до своей смерти, Серов прогуливался по Третьяковской галерее с другом Игорем Грабарем. Он остановился перед «Девушкой, освещенной солнцем» и сказал спутнику:
#26
Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами — нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет
#25
Валентин Серов (1865–1911)
#30
«Девушка, освещенная солнцем» — не единственный известный портрет Марии Симонович работы Валентина Серова. В 1890 году сестра художника вышла замуж в Париже за русского политического эмигранта Соломона Львова, позже он стал знаменитым врачом-психиатром.
Приезжая в Россию, Мария Львова часто гостила в Домотканове. В один из приездов, в 1895 году, Валентин Серов написал второй ее портрет. Художник подарил его кузине, и она увезла картину в Париж.
Мария Львова хотела завещать полотно Третьяковке, однако ее сыновья позже передали портрет в парижский музей д’Орсе.
#31
Портрет Марии Львовой. Валентин Серов. 1895. Музей д’Орсе, Париж, Франция
#33
Автопортрет (фрагмент). Валентин Серов. 1880-е. Частное собрание
#34
Валентин Серов работал в разных жанрах: писал пейзажи, полотна на мифологические сюжеты, создавал декорации для спектаклей и рисовал иллюстрации к басням Крылова. Однако прославился художник как мастер портрета. Первые работы в этом жанре Серов создал в Абрамцевском кружке, где подружился с семьей Мамонтовых.
Он писал многих своих современников: крестьян и аристократов, двух императоров и членов царской семьи, коллег-художников и балерин Анну Павлову и Иду Рубинштейн. Валентин Серов экспериментировал с техникой и материалами. Он делал гравюры и акварельные наброски, писал маслом, рисовал углем, карандашом и даже мелом.
#35
undefinedundefinedundefined Осень. Домотканово. Валентин Серов. 1892. Ивановский областной художественный музей
Портрет Иды Рубинштейн. Валентин Серов. 1910. Государственный Русский музей
Иллюстрация к басне Ивана Крылова «Волк и журавль». Валентин Серов. 1898-1911
#37
Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя не считал. Он говорил о себе:
#38
Я не портретист. Я просто художник
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/devushka-osveshchennaya-solncem
Художник Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем
Именно свет с его изменчивой природой становится важнейшим элементом ранних работ Валентина Серова.
Только через несколько лет, во время посещения очередной Всемирной выставки в Париже он сможет ознакомиться с произведениями французских художников-импрессионистов.
Это случится в 1889 году, а в середине 1880-х годов Валентин Серов самостоятельно уловил новые европейские искания, их стремление передать подвижность воздуха, освоить пленэр.
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888
Вторым шедевром художника считается портрет его кузины Марии Симонович под названием «Девушка, освещенная солнцем». Картина писалась все лето 1888 года в усадьбе Домотканово Тверской губернии, принадлежавшей другу художника Владимиру фон Дервизу.
Еще в 1884 году Владимир Дервиз, Михаил Врубель и Валентин Серов снимали общую мастерскую для работы. Владимир Дервиз был влюблен во вторую кузину Валентина Серова Надежду Симонович. Их роман закончился счастливым браком.
Михаил Врубель был неравнодушен к Марии Симонович…
М.А.Врубуль, В.Д.Дервиз, В.А.Серов 1883-1884 годы
На знаменитой картине «Девушка, освещенная солнцем» за пронизанной светом зеленью виден уголок старого домоткановского парка.
Тем не менее внимание зрителя приковывает к себе не фон, а открытый и доверчивый взгляд Марии Симонович, сидящей под деревом. Живописец прекрасно передает непосредственную свежесть позирующей натуры. П.М.
Третьяков сразу же приобрел это полотно, сказав: «Большая дорога лежит перед этим художником».
Валентин Серов. Заросший пруд. Домотканово.
В этом же 1888 году одновременно с «Девушкой, освещенной солнцем» Валентин Серов создает картину «Заросший пруд. Домотканово». Первоначально живописец назвал полотно «Сумерки».
Над ней он работал, когда выдавались пасмурные дни, и невозможно было писать портрет Марии.
Застывшие силуэты деревьев, недвижная гладь воды притягивают взгляд, рождая ассоциации с полотнами Саврасова, Поленова, Левитана.
Валентин Серов. У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886
В доме Якова Симоновича воспитывалась девочка Ольга Трубникова, она была лучшей подругой Марии Симонович. Познакомившись с Ольгой, Валентин Серов был ей полностью покорен. Расставаясь, они часто писали друг другу. Их венчание состоялось 29 января 1889 года в Петербурге в церкви Семеновского полка.
Все происходило просто, присутствовали одни родственники. Свидетелем был Илья Ефимович Репин. Молодые арендовали квартиру на Михайловской площади, в которой и состоялось торжественное чаепитие.
В сентябре Валентин и Ольга Серовы совершили поездку в Париж на Всемирную выставку, где художник познакомился с живописью французских импрессионистов.
Валентин Серов. Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Настоящей знаменитостью этой выставки стал французский инженер Эйфель. По его проекту была возведена ажурная металлическая башня. По сообщению газет, она была вдвое выше пирамиды Хеопса, и являлась самым высоким сооружением в мире.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/hudozhnik-valentin-serov-devushka-osveshhennaya-solntsem-3
Мария Симонович – девушка, освещённая солнцем
Она все равно оставила бы свое имя в истории — как талантливый скульптор, как писательница, как мать нобелевского лауреата. Но вряд ли её знала бы вся Россия, если бы Валентин Серов не написал её портрет, известный всем как «Девушка, освещённая солнцем».
Девушку звали Маша Симонович и была она двоюродной сестрой художника.
Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.
Маша обречена была стать незаурядной личностью, потому что родилась в необыкновенной семье, необыкновенными людьми были её родственники и друзья. А её мать не могла не воспитать прекрасных детей. Родителями Машиной мамы — Аделаиды Семеновны Бергман — были почтенные еврейские торговцы колониальными товарами, но она и её младшая сестра Валентина мечтали о высшем образовании и творческой работе. Валентина училась в консерватории, увлеклась, как это часто бывает, своим немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым. В 17 лет она вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего потом знаменитым художником. Валентина Семеновна рано овдовела, она сочиняла музыку, стала первой в России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в Большом театре. Кроме того, она увлекалась идеями Чернышевского и народников, устраивала народные театры и коммуны, словом, ей было не до сына. Вторую семью Тоша, как звали родные будущего живописца, нашел в доме тетки Аделаиды. Аделаида Семеновна сначала выдержала экзамен на звание домашней учительницы, потом попыталась поступить в Московский университет, но из этого ничего не вышло. И она вместе с мужем — детским врачом Яковом Мироновичем Симоновичем уехала в Швейцарию. Там она окончила университет и вернулась в Россию, чтобы положить начало детскому дошкольному воспитанию.
Аделаида Симонович — основательница первого в России детского сада
Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги, ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Герценом, в общем, не имела ничего общего с обычной домохозяйкой. Между тем у нее было пятеро детей да еще сирота Леля Трубникова, да племянник… Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Валентин нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать лет. А самый знаменитый, «Девушку, освещённую солнцем», он напишет девять лет спустя, в 1888-м. С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором. Да и вообще, атмосфера в доме Симоновичей была творческой. Валентин знакомил кузин с друзьями по Академии художеств. Один из них — Владимир Дервиз, женившись на Наде Симонович, купил в Тверской губернии живописное имение Домотканово. Теперь вся компания друзей-родственников — Дервизы, Симоновичи, Серовы — собиралась в Домотканове. Рисовали, музицировали, ставили спектакли, гуляли. Здесь-то и возникла у Серова идея картины. «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. „Тут будем писать“, — сказал он. Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения». Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург, а через некоторое время — в Париж. Здесь она познакомилась с Соломоном Львовым — за участие в студенческих волнениях он был сослан в Олонецкую губернию, откуда бежал за границу. В Париже Львов получил образование, стал известным врачом-психиатром. Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и тогда, тоже в Домотканове, Серов написал еще один ее портрет. Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой. А потом закончилась радостная жизнь в Домотканове. Умерла, молодой еще, Надя, потом — Валентин Серов. Октябрьская революция разметала и погубила обитателей и гостей счастливого имения. Шестьдесят лет хранила Маша письма и рисунки своего кузена. А за несколько недель до Второй мировой войны, словно предчувствуя беду, переслала их в дар Третьяковской галерее. Она хотела, чтобы ее последний портрет тоже хранился в России. Но ее сын — микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — после смерти матери передал его в парижский музей Д’Орсэ.
Андре Мишель Львов, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1965 года
Когда началась Вторая мировая война, Маша писала в Россию: «Дорогие сестры, это мое последнее письмо, может быть. Вся Франция на дорогах, бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю, буду расстреляна как довольно пожившая. Что же Россия не приходит к нам на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, Мари».
Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году.
- ***
- По материалам статьи Татьяны Басовой.
- Женщины со знаменитых картин: кем они были и как сложилась их судьба?
В 1930-е гг., в Париже, в гости к Соломону Львову пришел знакомый инженер, русский. Он увидел висевшую на стене репродукцию «Девушки, освещённой солнцем» и спросил: «Чей это портрет?» — «Моей жены», — ответил Соломон Константинович. Гость крайне удивился. — Я очень изменилась? — спросила Мария. Гость ответил: — Глаза те же. И рассказал, что девушка с портрета была его первой любовью, что чуть ли не каждый день он ходил в Третьяковку и любовался ею. И вот теперь наконец встретил свою мечту… Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза». И поцеловал ей руку. Также читайте:
Источник: http://izbrannoe.com/news/lyudi/mariya-simonovich-devushka-osveshchyennaya-solntsem/
Сочинение по картине Серова Девушка, освещенная солнцем 6 класс
Картина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным, благодаря таланту своего дальнего родственника, а ее образ помог Серову создать шедевр русского творчества, прославивший красоту русского народа и глубину русской души.
На картине изображен образ молодой женщины, свободно сидящей под тенью могучего дерева.
На ее красивом лице запечатлено безмятежность и спокойствие, как будто она присела отдохнуть от припекшего жаркого, летнего солнца, но тень дерева все равно не в состоянии уберечь девушку от солнечных лучей и они, пробиваясь сквозь листву, падают на девушку светлыми пятнами.
На минуту, хочется представит, как дунет теплый ветерок, зашумит громким шепотом листва и заиграют блики по всему телу девушки, а она все также будет сидеть и смотреть немного задумчивым взглядов. Поэтому мы так четко ощущаем этот летний мотив, который художнику удалось так умело передать.
Во внимание зрителя попадают и другие детали картины, как например одежда девушки, которая отличается своей простотой и обыденностью.
Так мы можем заметить обычную рубаху, с небольшими кружевами на воротнике, под поясонную тонким ремнем, верхняя одежда сидит свободно и широко, так же как и юбка, все эти свободные черты передают нам чувство свободы, которое так и излучает картина. Наверное, этим художник хотел подчеркнуть свободу как неотъемлемую часть присущую русскому народу.
На заднем плане произведения различима небольшая поляна, густо освещенная солнцем, а за ней небольшие заросли деревьев, и отдельно стоящее дерево, которое своей кроной обильно покрыло землю прохладной тенью. Задний план так же играет значимую роль в любой картине. Именно на нашем полотне второстепенный план открывается немного сбоку от основной фигуры девушки.
И может показаться, что молодая женщина открывает нам или демонстрирует живописную природу русского края.
И в сочетание с завораживающим образом сестры художника, со всем свободным и безмятежным выражением ее черт, на фоне незаметного, но присутствующего жаркого летнего солнца, в виде бликов создается виденье русской натуры всей ее красоты и утонченности, которую хотел передать художник.
В итоге можно уверенно сказать, что Серов создал поистине настоящий шедевр, который навечно будет символом русской культуры.
6 класс
Описание настроения картины Девушка, освещенная солнцем
Популярные сегодня темы
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/serov/devushka-osveshchennaya-solncem-6-klass-opisanie
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович). Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists
В 1887 году Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
Своей картиной Девочка с персиками (1887) Серов заявил о себе как о зрелом художнике.
Как эта, так и другая картина, — Девушка, освещенная солнцем (1888), дышали светом и свежестью, воспевали юность и красоту, чувство радости бытия.
Оба портрета, будто бы сотканные из солнца и воздуха, наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью.
«Девочка с персиками» — совершенный образец импрессионистической живописи. «Девушка, освещенная солнцем» — шаг в сторону постимпрессионизма с его любовью к длительным состояниям человека и природы. Эти картины, подобно живописным аллегориям, любимым искусством классических эпох, соотносятся, как весна и лето или как утро и полдень человеческой жизни.
Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), создана в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения.
Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» (Заросший пруд. Домотканово, 1888).
![]() |
Картина Девушка, освещенная солнцем написана совершенно по-иному, чем Девочка с персиками.
Здесь иной возраст модели, иной темп жизни, иная пластика и другая живопись — не стремительная и подвижная, а плотная и густая.
Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику — так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру письма.
Когда в 1889 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышание ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис!». В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи.
Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником.
В ноябре 1911 года, незадолго до смерти Серова, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку, освещенную солнцем.
«Он долго стоял перед ней, — вспоминает Грабарь, — пристально ее рассматривая и не говоря ни слова.
Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».
Источник: http://www.tanais.info/art/serov3more.html
Художник Серов и еврейская девушка. | В поддержку Израиля
Маша обречена была стать незаурядной личностью, потому что родилась в необыкновенной семье, необыкновенными людьми были ее родственники и друзья. И ее мать не могла не воспитать прекрасных детей.
Родителями Машиной мамы — Аделаиды Семеновны Бергман — были почтенные еврейские торговцы колониальными товарами, но она и ее младшая сестра Валентина мечтали о высшем образовании и творческой работе.
Валентина училась в консерватории, увлеклась, как это часто бывает, своим немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым.
В 17 лет она вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего потом знаменитым художником.
Валентина Семеновна рано овдовела, она сочиняла музыку, стала первой в России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в Большом театре. Кроме того, она увлекалась идеями Чернышевского и народников, устраивала народные театры и коммуны, словом, ей было не до сына. Вторую семью Тоша, как звали родные будущего живописца, нашел в доме тетки Аделаиды.
Аделаида Семеновна сначала выдержала экзамен на звание домашней учительницы, потом попыталась поступить в Московский университет, но из этого ничего не вышло. И она вместе с мужем, да, она уже вышла замуж за детского врача и педагога Якова Мироновича Симоновича, уехала в Швейцарию. Там она окончила университет и вернулась в Россию, чтобы положить начало детскому дошкольному воспитанию.
Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги, ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Герценом, в общем, не имела ничего общего с обычной домохозяйкой. Между тем у нее было пятеро детей да еще сирота Леля Трубникова, да племянник…
Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Валентин нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать лет.
С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил. Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет в 1888-м, а пока он веселится с кузинами, знакомит с ними своих друзей по Академии художеств — Владимира Дервиза и Михаила Врубеля.
В доме Симоновичей сразу возникла атмосфера романтики. Серов увлекся Лелей Трубниковой, Дервиз — Надей, а Врубель — Машей. В один из вечеров Врубель сделал ее карандашный портрет и тут же подарил его ей. Потом Михаил Александрович написал ее Тамарой в «Демоне», потом Офелией… Но их отношения так и остались только флиртом. А вот две другие пары соединились навеки.
Барон Владимир фон Дервиз принадлежал к богатой семье, в деньгах себя не стеснял и, женившись на Наде, купил в Тверской губернии живописное имение Домотканово. Теперь вся веселая компания друзей-родственников — Дервизы, Симоновичи, Серовы — собиралась в Домотканове. Рисовали, музицировали — Надя была отличной пианисткой, ставили спектакли, гуляли. Здесь-то и возникла у Серова идея картины.
«Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.
Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем писать», — сказал он.
Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».
Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург — ей пора было на занятия в школу Штиглица, где она занималась скульптурой. За позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, для обоих это были приличные деньги.
Через некоторое время Маша уехала в Париж.
Говорила, что совершенствуется там в скульптуре, но когда Серов приехал на открывшуюся в Париже Всемирную выставку, ему стало ясно, что держит кузину во Франции. Ее избранник Соломон Львов жил в России, но за участие в студенческих волнениях был сослан в Олонецкую губернию, откуда бежал за границу. В Париже Львов получил образование, стал известным врачом-психиатром.
…Портрет Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» приобрел для своей галереи Третьяков, а через 50 лет в Париже история с портретом получила для Маши интересное продолжение.
В письме сестре Нине она рассказала, что пришел к ним знакомый, инженер, тоже русский, стал играть в шахматы с Соломоном Константиновичем, а сам все поглядывал на висевшую на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем».
Потом спросил: «Чей это портрет?» — «Моей жены», — ответил Соломон Константинович. Гость крайне удивился.
– Я очень изменилась? — спросила Мария.
Гость ответил:
– Глаза те же.
И рассказал, что девушка с портрета была его первой любовью, что чуть ли не каждый день он ходил в Третьяковку и любовался ею. И вот теперь наконец встретил свою мечту… Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза». И поцеловал ей руку.
Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и тогда, тоже в Домотканове, Серов написал еще один ее портрет.
Портрет вышел красивый, «импрессионистский», его колорит оживлял небольшой букет полевых цветов в левом нижнем углу холста.
Племянница Маши, художница Мария Фаворская, дочь Нади Дервиз, вспоминала: «Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. Но смотреть, как пишется портрет, мне не пришлось. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки».
Это полотно завершило серию серовских портретов Марии.
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой.
А потом закончилась и радостная жизнь в Домотканове. Умерла, молодой еще, Надя, потом — Валентин Серов. Октябрьская революция разметала и погубила обитателей и гостей счастливого имения.
Шестьдесят лет хранила Маша письма и рисунки своего кузена. А за несколько недель до Второй мировой войны, словно предчувствуя беду, переслала их в дар Третьяковской галерее. Она хотела, чтобы ее последний портрет тоже хранился в России. Но ее сын — микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — после смерти матери передал его в парижский музей Д’Орсэ.
Когда началась Вторая мировая война, Маша писала в Россию: «Дорогие сестры, это мое последнее письмо, может быть.
Вся Франция на дорогах, бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю, буду расстреляна как довольно пожившая.
Что же Россия не приходит к нам на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, Мари».
Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году.
Автор Татьяна БАСОВА.
Источник: https://maxpark.com/community/4391/content/3096980
Валентин Александрович Серов Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович: Описание произведения
Летом 1888 года Валентин Серов гостил в Домотканове – имении своего друга и родственника Владимира Дервиза (тот женился на двоюродной сестре Серова Надежде Симонович). Ему было 23 года. Недавно он вернулся из Италии, был полон впечатлений и сил.
Серов жаждал «отрадного» — любви, радости, простых солнечных сюжетов. Однажды, во время прогулки по парку, он усадил другую свою кузину – Марию Симонович — на скамейку под дубом. И, восхитившись тем, как затейливо играют на лице девушки солнечные лучи, просеянные сквозь листву, бросился за холстом.
Традиционно неторопливый Серов работал даже медленнее обычного. Домотканово было одним из самых его любимых мест на планете, и, будь его воля, он навсегда остался бы в том беззаботном солнечном дне.
Портрет он писал в течение трех месяцев, делая перерывы лишь в пасмурную погоду.
Мария, учившаяся на скульптора, была знакома с особенностями профессии, и не роптала. «Сеансы происходили по утрам и после обеда, – вспоминала она позднее.
– По целым дням я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».
В конце концов, Маша Симонович сделала важный вклад в работу: заявила, что, по ее мнению, портрет окончен, и засобиралась в Петербург. Возможно, если бы не ее волевое решение, Серов «пересушил» бы картину.
И утратил ту волшебную игру света и тени, что сделала его достойным наследником таких признанных «солнцепоклонников», как Айвазовский и Куинджи, и дала повод говорить о Серове, как о художнике, который изобрел свой собственный импрессионизм.
В благодарность за терпение Валентин Серов подарил сестре 3 рубля на дорогу. Для них обоих – молодых и пока не ставших на ноги – это была нешуточная сумма. Полвека спустя, в Париже Марию Симонович-Львову и ее мужа навестил знакомый русский инженер.
Заметив на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем», он поинтересовался, чей это портрет. И рассказал, что героиня картины была его первой любовь, что каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, полюбоваться ею.
Сам Серов считал «Девушку» одной из самых главных своих удач.
По воспоминаниям Игоря Грабаря, незадолго до смерти Валентин Александрович долго смотрел на свою картину в Третьяковке, а потом махнул рукой и сказал как будто себе самому: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся»*.
*«Девочку с персиками» Серов написал до «Девушки, освещенной солнцем», когда ему было 22 года. А кузину Марию Симонович (в замужестве Львову) он изобразит еще не раз — один из ее портретов сейчас хранится в Музее д'Орсе.
Андрей Зимоглядов
Источник: https://artchive.ru/valentinserov/works/217784~Devushka_osveschennaja_solntsem_Portret_M_Ja_Simonovich