#1
Пабло Пикассо
Девочка на шаре
#3
#9
Тонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре.
Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904–1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени.
Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.
#4
#10
В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа.
Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».
#5
#12
По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»).
Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.
#6
#18
Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию.
По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом.
В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено.
#19
Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком. 1903 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина
#7
#14
Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта.
Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко.
Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж*: живописцы XVI–XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа.
Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.
#15
* Стаффаж — фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
#8
#16
«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».
#20
Пабло Пикассо. Семья комедиантов. Эскиз к картине «Les Bateleurs». 1905 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/devochka-na-share
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? — Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?
Хрупкая девочка и мощный атлет, неустойчивый шар и прочный куб – как они связаны между собой? В чем смысл этих контрастов? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.
Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Мария Ревякина: Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.
Андрей Россохин: Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.
1. Центральные фигуры
Мария Ревякина: Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи.
Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.
2. Девочка на шаре
Андрей Россохин: Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре.
Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен.
Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.
3. Атлет
Андрей Россохин: Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет.
Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли.
Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.
Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.
4. Гиря
Андрей Россохин: Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости.
Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя.
Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.
Фигуры на заднем плане
Мария Ревякина: На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.
Андрей Россохин: Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре.
Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию.
И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.
Шар и куб
Мария Ревякина: Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.
Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.
Цветовая композиция
Мария Ревякина: В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.
Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.
Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.
Андрей Россохин: Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.
Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.
Белая лошадь
Андрей Россохин: В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.
Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.
Об экспертах:
Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».
Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».
Источник:
http://www.psychologies.ru/standpoint/devochka-na-share-pablo-pikasso-o-chem-govorit-mne-eta-kartina/
К другим работам по психоанализу искусства
Источник: https://www.hse.ru/ma/psyan/article/Psychologies/220617
История одного шедевра: «Девочка на шаре» Пикассо
Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.
Сюжет
Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.
Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.
Девочка на шаре. (wikipedia.org)
Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение.
В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).
На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.
Контекст
«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.
Семья акробатов, 1905. (wikipedia.org)
То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.
Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.
«Мальчик, балансирующий на шаре», Йоханнес Гётц. (wikipedia.org)
Судьба автора
Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.
В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.
«Герника», 1937. (wikipedia.org)
Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни.
Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника.
Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.
Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс.
Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время.
Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.
«Алжирские женщины», версия О, 1955. (wikipedia.org)
Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.
И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.
Основоположник кубизма, автор около 20 тыс. работ. Один из самых узнаваемых и дорогих художников в мире.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Источник: https://diletant.media/articles/38404045/
Девочка на шаре картина Пабло Пикассо
«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, которая была написана в 1905 году. Холст, Масло. 147 × 95 см. Картину приобрёл в Париже в 1913 году российский предприниматель, меценат, коллекционер искусства Иван Абрамович Морозов. В настоящее время работа находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Картина «Девочка на шаре» является ярким примером «розового периода» творчества Пабло Пикассо, а точнее произведением переходного периода от «голубого» к «розовому».
Если в «голубом периоде» Пикассо всё больше отдавал предпочтение различным человеческим страданиям, из-за чего они были довольно мрачными и унылыми, то «розовый период» в его искусстве является более радостным и жизнелюбивым.
В этой картине мы можем увидеть, что в творчестве Пикассо ещё сохранились некие последствия «голубого периода» — унылый пейзаж, но уже намечаются позитивные изменения в пользу нового периода — изображение весёлых циркачей.
В центре картины находятся две фигуры — девочка, которая балансирует на шаре, и мужчина, который сидит напротив на кубе. На дальнем плане мы можем увидеть женщину с ребёнком, собаку и лошадь.
Данная картина построена на контрастах — хрупкая девочка и грузный мужчина, девушка голубого цвета и мужчина розового цвета, неустойчивый шар, на котором сложно устоять, и монолитный куб, весёлая подвижность девочки и застывшая молчаливость циркача.
Идеей картины было показать время и постоянство, движение и неподвижность. Контраст противоположностей также дополняет и местность. В отличие от привычного окружения артистов цирка — толпы зрителей, здесь лишь выжженная пустыня с двумя людьми и двумя животными.
В такую обстановку артистов цирка Пикассо поместил ещё и потому, что хотел показать сущность циркачей, у которых в жизни бывают не только выступления и аплодисменты, но также тяжёлые тренировки, нужда, переживания, страдания.
«Девочка на шаре» картина Пабло Пикассо
Для качественной печати вам необходимы профессиональные услуги заправки картриджей? Компания Ирвин — это именно то, что вам необходимо. Профессионалы своего дела с большим опытом выполнят быструю заправку любых принтеров и ксероксов.
???? Блинцов | 2017-01-12, 12:13 | ???? 573
Источник: https://art-assorty.ru/12931-devochka-na-share-pikasso.html
Культурный код: «Девочка на шаре» Пикассо
morethantraveliterra_travel
Девочка и атлет. Она — юная, хрупкая, гибкая, подвижная. Он — зрелый, крепкий, массивный, застывший. Она стоит, балансируя, на шаре, он прямо и ровно сидит на кубе. Вокруг — мёртвый, застывший пейзаж с маленькими фигурами женщины, ребёнка, лошади, но всё внимание приковано к двум главным персонажам. «Девочка на шаре» — одна из самых контрастных картин в истории, и это — поворотная работа для всей жизни Пабло Пикассо.
В 1905 году молодой испанец жил в Париже. До этого момента он находился в глубокой депрессии — его картины не продавались, он находился в нищете, был одинок, а его лучший друг Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством.
Эти печальные годы в жизни Пикассо называют «Голубым периодом» за их холодную цветовую гамму, отражающую внутренний мир художника. Среди его излюбленных тем — смерть, увядание, немощность, потеря.
Среди его ориентиров — мрачные картины испанских художников.
Но в 1904 году Пикассо встречает француженку Фернанду Оливье, урождённую Амели Ланг. Их знакомство почти сразу перерастает в бурный роман, и девушка переезжает в квартиру художника в знаменитом Бато-Лавуар.
В этом общежитии на Монмартре жило множество творческих личностей — Макс Жакоб, Амедео Модильяни, Хуан Грис. Здесь постоянно тусили Гийом Апполинер, Анри Матисс, Гертруда Стайн, Жан Кокто. Причём «богема» в те времена была фактически синонимом нищеты, поэтому художники и поэты питались из общего котла местного злачного заведения «Проворный кролик».
Кроме обретения Фернанды, у Пикассо в 1905 году случилось ещё одно радостное событие — его картины начали покупать. Художник постепенно выбирался из депрессии, у него хватало денег на хорошее освещение для работы — раньше он писал картины при свечах. В 1908 году Пикассо был обеспечен настолько, что мог позволить себе дать банкет в собственной студии в честь своего друга Анри Руссо.
«Девочка на шаре» была написана именно в этот момент перехода от мрачного «Голубого» к оптимистичному «Розовому» периоду. Пейзаж уныл, атлет и мелкие фигурки на заднем плане застыли, но эта девочка — она похожа на жизнь, снова вернувшуюся к художнику. И ещё она очень похожа на его Фернанду, которая стала моделью для 60 работ Пикассо.
Где всё это можно увидеть: «Девочка на шаре» была куплена в 1913 году Иваном Морозовым и после революции оказалась в собственности советского народа. Сейчас картина находится в коллекции Музея им. Пушкина.
«Бато-Лавуар» и «Проворный кролик», как уже упоминалось, расположены в Париже, в паре кварталов друг от друга. Они до сих пор действуют, как общежитие для художников и кабаре.
К «Бато-Лавуар» ближе всего идти от станции метро «Abbesses», а к «Проворному кролику» — от станции «Lamarck — Caulaincourt». Обе станции расположены на 12-й линии.
Источник: https://morethantravel.livejournal.com/20996.html
История картины «Девочка на шаре» Пикассо
Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.
>> «Крот» должен сидеть в тюрьме
Сюжет
Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.
- >> «Джульетта ураганов» и революционер
- Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.
- >> Картина Моне, с которой начался импрессионизм
Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение.
В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).
На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.
Контекст
«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.
То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.
Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.
Судьба автора
Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.
В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.
Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни.
Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника.
Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.
Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс.
Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время.
Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.
Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.
И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38906879-istoriya-kartiny-devochka-na-share-pikasso/
Девочка на шаре — Пикассо
14.10.2015
Пабло Пикассо — Девочка на шаре. Год создания: 1905 Холст, Масло. Оригинальный размер: 147 × 95 см
Пушкинский музей, Москва
«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году. Крупное произведение «розового» периода в творчестве художника. В 1913 году её приобрёл в Париже И. А. Морозов.
Картина была национализирована после революции и попала в Государственный музей новой западной живописи (ГМНЗИ), откуда после его расформирования в 1948 году была перенесена в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
«Девочка на шаре» — ключевая картина «розового периода» Пикассо. В начале прошлого века среди художников большую популярность обретает жизнь и быт бродячих циркачей – именно этому посвящена эта картина. На полотне изображена репетиция уличной труппы.
Хрупкая и стройная девочка легко балансирует на шатком шаре, а рядом с ней мощный, словно монолитный, гимнаст, внимательно наблюдающий за молодой партнершей, он готов в любой момент помочь ей, как реально, так и советом.
В глазах гимнаста сквозит забота и тревога за будущую жизнь гимнастки. Голубой цвет, доминировавший в работах прошлого периода, еще присутствует на картине, но уже заметно преобладание более светлого и позитивного розового.
Бросается в глаза немного иное построение пространства полотна, появляется перспектива, оживает задний план.
Главная идея картины – конфликт форм. Устойчивость и тяжеловесность куба противопоставлена неустойчивости и подвижности шара. А герои полотна еще сильнее подчеркивают этот контраст – непостоянству и неустойчивости юности противопоставляется стабильность и надежность зрелости.
Картина наполнена воздухом, в ней много полностью чистых цветовых полей. Пейзаж на заднем плане пустынен, его оживляет только несколько случайных персонажей, в том числе мирно пасущаяся лошадь. Эти, на первый взгляд, второстепенные детали играют важную роль в сюжете.
Пикассо таким образом возвращается к жизни, он начинает замечать её многообразие и динамику. Картина полна энергии и подвижности. Художнику удается передать не только надежность и устойчивость куба, но неустойчивость и ненадежность шара. В этой картине Пикассо нетипично смело работает с цветом, причем иногда его выбор буквально спонтанен.
Зеленоватые оттенки неба и розоватые пейзажа делают полотно теплым и добрым, а темно-красные детали добавляют сюжету игривость и некоторое легкомыслие.
назад к списку новостей »
Источник: https://8-poster.ru/onenews/710/
«Девочка на шаре» Пикассо. О чем рассказывает картина?
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г. Пушкинский музей, г. Москва
На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими. Можно сказать, что они были в вечных гастролях.
В том числе поэтому профессия циркача считалась маргинальной. Это были люди бедные, без определенного места жительства. И занесло их в эту профессию не от лучшей жизни. Сиротство или крайняя нужда семьи, которая не смогла прокормить всех детей.
Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи». А любая травма могла лишить их не только скудного заработка, но и кинуть в пучину одиночества.
Когда смотришь на героев, сразу становится очевидно: атлет это понимает. Он поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя.
А девочка-акробатка ещё в том беспечном возрасте, когда о таких вещах не задумываются. Она радуется своей ловкости и окружающей ее компании.
Пабло Пикассо. Девочка на шаре (фрагмент). 1905 г. Пушкинский музей, Москва
Многие детали подчеркивают жалкость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета. Спина атлета вторит пустынным грядам, которые служат фоном. Куб и шар тоже землянистого цвета.
Лишь контуры тел отделяют персонажей от окружающего пространства. А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Не позволяя в нем раствориться, пропасть. Их жизни хрупкие, несмотря на ловкость одной и силу другого.
Да, синий цвет играет очень важную роль в картине.
Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане.
Цвет как бы теряет свою насыщенность от переднего плана к дальнему. Это даёт возможность блуждать взгляду по диагонали картины.
От сильного человека к человеку хрупкому. От мужского к женскому. От тяжелого к легкому. Возникает ощущение маятника: туда-сюда, туда-сюда.
Это как нельзя кстати подчеркивает то, что девочка балансирует на шаре. Начинаешь ощущать покачивание, желание удержать равновесие.
Изображение балансировки также подходит к описанию жизни бродячих циркачей. От одного заработка к другому. Из одного города в другой. Бесконечная вереница зрителей. Никакой стабильности. Никаких гарантий.
И это касается не только героев картины «Девочка на шаре». А всех циркачей Пикассо.
Пабло Пикассо. Два акробата с собакой. 1905 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)
Но жизнь продолжается. И Пикассо вносит нотки радости. Бледно-алый цветок в волосах девочки. Безмятежно пасущаяся белая лошадь. Ребёнок на руках у женщины. Яркий наряд на девочке рядом с женщиной. Так что не все потеряно. И не так уныло.
***
Цирк изображали и до Пикассо. Например, Эдгар Дега. Но если у Пикассо персонажи скорее выдуманные. То Дега писал реальных звёзд цирка. В самых экстравагантных нарядах. На пике славы.
Совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на его Мисс Ла-Ла.
Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.
Да, среди циркачей тоже была элита. Которая могла позволить себе работать в стационарном цирке Парижа. Но это не про героев Пикассо.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/devochka-na-share-pikasso/
Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет
В Музее Орсе открылась выставка «Пикассо. Голубой и розовый периоды» («Picasso. Bleu et rose»), подготовленная совместно с Музеем Пикассо в Париже и посвященная двум важнейшим периодам в творчестве художника. Во французской столице представлена работа из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, крайне редко покидающая стены музея, — «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.
Пабло Руис Пикассо. Девочка на шаре. 1905. Холст, масло. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Во времена СССР картина несколько раз экспонировалась за рубежом, в истории современной России шедевр покидал пределы страны лишь однажды: в 2011-м в рамках перекрестного Года Испании и России картину показали в Музее Прадо в Мадриде.
В этот раз путешествие имеет особое символическое значение: «Девочка на шаре», написанная Пикассо в Париже, со времени своего создания была на родине только один раз — в 1971 году на выставке «Пикассо в советских музеях».
Таким образом, картина будет представлена в столице Франции впервые за 50 лет.
Произведение «Девочка на шаре», написанное в 1905 году, часто называют переходным между голубым и розовым периодами: в то время художник — частый посетитель цирка Медрано, героями его картин становятся арлекины, бродячие актеры, акробаты. Пикассо увлекает жизнь цирковых артистов: с одной стороны, романтичная и свободная, с другой — бедная и голодная.
В 1913 году картину «Девочка на шаре» купил в галерее Даниеля-Анри Канвейлера в Париже московский предприниматель и коллекционер Иван Морозов. После революции работа вместе с другими произведениями из его собрания была национализирована и в 1948 году передана в коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Для выставки «Пикассо. Голубой и розовый периоды» реставраторы ГМИИ им. А. С. Пушкина выполнили комплекс специальных работ, чтобы обеспечить сохранность картины во время её транспортировки и экспонирования в Музее Орсе.
Сотрудничество ГМИИ им. А. С. Пушкина с французскими музеями на этом не закончится: 20 ноября 2018 года в Пушкинском музее откроется выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная музе и жене Пабло Пикассо. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, иллюстрирующие судьбу Ольги Хохловой, из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций.
Выставку «Пикассо. Голубой и розовый периоды» можно посетить в Париже с 18 сентября 2018 года по 6 января 2019 года. С 3 февраля по 26 мая 2019 года в несколько измененном составе она будет представлена в Фонде Бейелера под Базелем (Швейцария).
Источник: https://gallerix.ru/pr/kartina-pablo-pikasso-devochka-na-share-okazalas-v-parizhe-vpervye-za-50-let/
Пикассо, " Девочка на шаре " 1905 г. Анализ картины
- Одна из самых известных картин Пикассо.
- В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.
- Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.
- Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко
- подействовало на молодого Пикассо.
- При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .
- Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах.
Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» 1905 г. .В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,
пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .
Картина «Девочка на шаре» не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).
Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.
- На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.
- В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.
- Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.
- Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.
- Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.
- Двое артистов резко контрастируют друг с другом.
- С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на
- кубе.
- Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.
- Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью
- нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого
- картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.
В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.
- Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.
- В ней есть также нужда, горе, болезни.
- Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.
- Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.
- А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.
- Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?
Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения .Первое, на что можно обратить внимание — противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.
Таким образом есть контраст и конфликт — не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно — это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.Все это достаточно очевидно и общеизвестно.
Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет — в теплых.Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник.
Но, если вспомнить свой подростковый период — разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила — формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.
В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.
Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки — не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета — солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета — сила и готовность к быстрым, ловким движениям.
Направление девочки — вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины — детство, юношество, зрелость.Теперь проведем несколько экспериментов.
- Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…
- а еще — уберем людей…
- …и лошадь с заднего плана.
С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.
- Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки — картина «высохнет» окончательно.
- После этого стоит еще раз оценить решения художника — внешне несложные — которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.
- автор автор: Саид Абишев
- источник
А вот ещё одно мнение…
- Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.
- Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.
- Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.
- Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.
Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.
Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.
По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.
Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.
В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.
Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.
Место расположения акробатов — на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.
Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.
- В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо.»
- СЕВЕРОВ А,С,
В 1913г приобретена И.А.Морозовым в Париже, в настоящее время находится собрании Государственного Музея Изобразительных Искусств им.Пушкина в Москве.
источники : Здесьещё ТУТ
Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/11722265