Дама у вирджинала, ян вермеер

Британская Королевская коллекция — это одно из крупнейших и наиболее важных собраний произведений искусства в мире, а также одна из немногих великих коллекций европейских монархов, сохранившихся в неприкосновенности.
Дама у вирджинала, Ян Вермеер

«Урок музыки» (правильное название этого произведения — «Дама у вирджинала с кавалером») — это одна из 36-ти редких сохранившихся работ Яна Вермеера. Картина датируется 1660 — 1662 годами и изображает женщину и мужчину у вирджинала, «брата» клавесина. Над инструментом висит зеркало, в котором отражается подножие мольберта Вермеера.

Музыка, несомненно, является символом любви в этой сцене, что подтверждается и названием инструмента (он латинского virgin — «девушка», «девственница»).

Слева: Ян Вермеер, «Дама у вирджинала с кавалером» («Урок музыки»), ок. 1661

Эту картину купил король Великобритании Георг III в 1762 году. Тогда её приписывали Францу ван Мирису Старшему и лишь позже признали шедевром Вермеера. Кстати, это полотно не числилось в «любимцах» монарха. Не последнюю роль в этом сыграла «неизящная» и «безвкусная» композиция: в центре находится стол, покрытый ковром, а люди «задвинуты» на задний план. Так что произведение довольно долго висело в дальнем углу Виндзорского замка.
Дама у вирджинала, Ян Вермеер
Дама у вирджинала, Ян Вермеер

  • Питер де Хох, «Двор в Дельфте вечером. Пряха» (1657)
  • Герард Терборх, «Кавалер, заставляющий даму пить» (1659)

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

В коллекции Маурицхёйса есть три работы Вермеера: «Диана с нимфами» (1654), «Вид Дельфта» (1661) и «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665). Однако в этом собрании не хватает жанровых сцен, которые так любил художник, и потому галерея рада возможности продемонстрировать ещё одно полотно, хоть и непродолжительное время.

Слева: Виллем ван Мирис, «Позабытая лютня» (1710)

Ниже: картины старых голландцев из Британской Королевской коллекции в залах галереи Маурицхёйс. mauritshuis. nl
Дама у вирджинала, Ян Вермеер
Дама у вирджинала, Ян Вермеер
Другой «изюминкой» выставки «Домой, в Голландию» стала «Дама за туалетом» Яна Стена, датированная 1663 годом.На картине мы видим молодую женщину, которая, судя по следам на икрах, не надевает, а снимает чулки, при этом в упор глядя на зрителя. Здесь тоже просматривается амурный подтекст. Такие образы были чрезвычайно популярны в своё время. Изобразив в дверном проёме череп под лютней с лопнувшей струной, Стен намекает на мимолётность физических удовольствий.
Дама у вирджинала, Ян Вермеер
Дама у вирджинала, Ян Вермеер

  • Годфрид Схалкен, «Игра “Дама, приди в сад”» (1760-е)
  • Питер де Хох, «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658)

Помимо двух уже упомянутых «хедлайнеров», на выставке представлены ещё 20 жанровых картин голландских художников Золотого века из Британской Королевской коллекции. Обычно они висят за закрытыми дверями в Букингемском дворце и других королевских резиденциях. В свою очередь Маурицхёйс добавил к ним одно полотно из своего собрания.Выше: Картина Геритта Доу «Молодая мать» (1658) — единственный шедевр из коллекции Маурисхёйса на выставке «Домой, в Голландию: Вермеер и его современники»Выставка «Домой, в Голландию» представляет жизнь той эпохи во всём её многообразии: крестьянские драки, флиртующие дамы и господа, любящие матери и простые лавочники.Некоторые бытовые сцены имеют более глубокое, часто моралистическое значение, которое может быть как явным, так и скрытым. Но привлекательности полотнам добавляет то, как умело художники изображали своих персонажей и их окружение.
Дама у вирджинала, Ян Вермеер
Дама у вирджинала, Ян Вермеер

  • Франц ван Мирис Старший, «Девушка, продающая виноград старухе» (1655)
  • Годфрид Схалкен, «Семейный концерт» (поздние 1660-е)

Кстати, 11 октября в Маурицхёс должна приехать герцогиня Кембриджская. Её королевское высочество осмотрит выставку «Домой, в Голландию», часть которой перед этим побывала в Букингемском и Холирудском дворцах у неё на родине, а также постоянную коллекцию галереи, включающую «Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеера, «Щегла» Карела Фабрициуса и «Быка» Паулюса Поттера. Затем супруга принца Уильяма, которая получила степень в области истории искусства в университете Сент-Эндрюс, посетит урок рисования в художественной мастерской галереи.Выставка «Домой, в Голландию: Вермеер и его современники» в Королевской галерее Маурицхёйс открывается 29 сентября и будет работать до 8 января 2017 года.По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге

Источник: https://artchive.ru/news/2151~Domoj_v_Gollandiju_Vermeer_i_ego_sovremenniki_pribyli_v_Gaagu

Делу Лейдена верны

28 марта в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Об одном из крупнейших в мире частных собраний голландской живописи XVII века и его избранных произведениях, которые впервые предстанут перед российской публикой, «Огоньку» рассказала куратор коллекции Лара Ягер-Красселт

Выставка в Пушкинском музее — четвертая остановка в мировом турне Лейденской коллекции. Стартовали гастроли в парижском Лувре около года назад, когда собрание впервые было представлено широкому зрителю.

Прежде даже в среде искусствоведов звучало мнение, что коллекция эта чуть ли не плод фантазии, так как за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком.

Вернисаж, где были показаны три десятка шедевров старых голландцев, и прежде всего Рембрандта, разубедил скептиков.

Следом за столицей Франции собрание принимали у себя Национальный музей Китая в Пекине и Long Museum в Шанхае. Теперь пора Москвы: в ГМИИ им. Пушкина выставят 80 картин и два рисунка из Лейденской коллекции.

Затем выставка переедет в Санкт-Петербург в Эрмитаж, где откроется 5 сентября.

И оттуда уже отправится в Лувр Абу-Даби: «младший брат» парижского музея, открывшийся в столице Арабских Эмиратов в прошлом году, покажет собрание в отличной от российской конфигурации.

Союз мастеров

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

Сourtesy of The Leiden Collection

— Выставка представляет золотой век голландского искусства через призму Лейдена — города, где в 1606 году родился Рембрандт и в честь которого коллекция получила свое название,— объясняет «Огоньку» ее куратор Лара Ягер-Красселт.

— Фокус делается на художественном сообществе, которое в ту пору сформировалось в Лейдене, а также на традициях живописи, сложившихся тогда в городах по всей Голландской Республике.

Выставка Лейденской коллекции позволяет воссоединить произведения с их собратьями в Пушкинском музее и Эрмитаже, благодаря чему голландское искусство XVII века предстает с новой, впечатляющей стороны.

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

На выставке покажут 12 картин и один рисунок Рембрандта из Лейденской коллекции. Притом что всего в частных собраниях сейчас около трех с половиной десятков полотен великого голландца. Остальными работами (в целом известно о 350 картинах Рембрандта) владеют ведущие музеи мира.

— Мы особенно рады представить в России ранние шедевры мастера,— замечает Ягер-Красселт.— Это работы из серии аллегории чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавнее приобретение коллекции — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» — самая ранняя из работ, подписанных художником.

Как известно, в этой серии было пять полотен, три из них удалось собрать в Лейденской коллекции. И последняя из названных картин, как отмечает Ягер-Красселт, стала находкой.

Ее обнаружили в малоизвестном аукционном доме в Нью-Джерси (США) два французских дилера: она не имела авторства, лишь описание «континентальная школа» и изначально оценивалась в 1-1,5 тысячи долларов.

Дилеры определили в ней кисть Рембрандта, но не придали это огласке и выкупили картину в итоге за 1 млн долларов, для чего даже взяли кредит, а затем перепродали в Лейденскую коллекцию. Позже полотно по подписи было атрибутировано как творение Рембрандта.

Увидеть работы его раннего, «светлого периода» — редкая возможность в России, где в основном представлены шедевры его позднего, «темного периода».

— Зрелый период творчества Рембрандта уже в Амстердаме, куда мастер переехал в 1631 году, на выставке представляют «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами»,— добавляет куратор коллекции.— Зрители увидят и знаменитую «Минерву», которую можно отнести к тому же ряду, что «Даная» и «Флора» в коллекции Эрмитажа.

Будут показаны на выставке и рембрандтовские tronies, так называемые экспрессивные головы, из Лейденской коллекции: «Женщина в белом чепце», «Портрет старика», а еще «Голова девушки», которая служила эскизом для Девы Марии в «Святом семействе» (картина находится также в Эрмитаже).

Экспозиция включает и произведения художников, «попавших в орбиту Рембрандта».

«Это и работы его прославленных современников — Франса Халса, Яна Ливенса, Яна Стена, и творения успешных его учеников — Говерта Флинка, Фердинанда Бола, Карела Фабрициуса»,— говорит Ягер-Красселт.

В Лейденской коллекции собраны полотна старых голландцев, созданные между 1620 и 1700 годом. Она содержит картины на исторические сюжеты, жанровые сцены и портреты.

В ней нет пейзажей, и лишь два натюрморта — как исключение.

Из творений Карела Фабрициуса сохранилось лишь 15 полотен. Один из самых талантливых учеников Рембрандта погиб молодым: взрыв на пороховом заводе уничтожил целый квартал Делфта, где находилась мастерская Фабрициуса.

На выставке будет показано «Явление ангела Агари» — единственная картина художника, которая находится в частном собрании.

Долгое время работа приписывалась Рембрандту, подпись Фабрициуса была обнаружена как раз перед тем, как полотно попало в Лейденскую коллекцию из собрания австрийских графов Шенборн-Буххайм, где оно хранилось более 250 лет.

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

Сourtesy of The Leiden Collection

«Отдельный раздел экспозиции посвящен работам лейденских художников — представителей так называемой тонкой живописи, которые уже в свое время были крайне востребованы коллекционерами, а позднее интерес к ним лишь рос»,— рассказывает «Огоньку» Лара Ягер-Красселт.

На выставке это будут полотна основателя направления Геррита Дау (ученика Рембрандта, отошедшего от художественных традиций мастера) и его последователей — Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю и ряда других мастеров. На раннем этапе творчества тонкие живописцы изображали сцены повседневной жизни.

В Лейденской коллекции это, в частности, «Торговка сельдью» Дау. Близкая по сюжету его же картина «Торговка селедкой» находится в коллекции Пушкинского музея.

Позднее некоторые художники этого направления переключились на светские портреты в элегантных интерьерах, как, например, «Девушка, читающая письмо» Метсю из Лейденской коллекции и близкая к ней «Девушка за работой» в ГМИИ.

В название выставки вынесено имя другого голландского гения — Яна Вермеера Делфтского.

В Лейденской коллекции хранится его «Девушка за верджинелом» — единственная картина из всех 36 сохранившихся работ мастера, которая находится в частном собрании, и она тоже будет выставлена в России.

Картина относится к позднему периоду творчества Вермеера: она написана на холсте из того же рулона, что и «Кружевница» из постоянной экспозиции Лувра.

Охотники на Рембрандта

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

Сourtesy of The Leiden Collection

Лейденская коллекция — случай феноменальный в новейшей истории коллекционирования. Американский миллиардер Томас Каплан с женой Дафной Реканати-Каплан за какие-то 15 лет с нуля собрали 250 шедевров золотого века голландской живописи.

Задавшись амбициозной целью создать коллекцию музейного уровня, они, истовые поклонники Рембрандта, «по наводке» прославленных арт-дилеров скупали почти все работы великого художника и других мастеров северного барокко, которые появлялись на аукционных торгах.

Впрочем, случалось это не так часто, как, наверное, хотелось бы супругам Каплан: произведения старых голландцев уже давно находятся главным образом в ведущих национальных музеях и частных собраниях, имеющих долгую историю.

Но с владельцами последних велись успешные переговоры — и коллекция семейства Каплан стремительно пополнялась.

«В первые пять лет мы приобретали в среднем по картине в неделю,— вспоминает Томас Каплан в эссе «Портрет маслом», в котором рассказывает, как создавалась коллекция.— Бывало, что приобретали одну картину утром, одну вечером. Случалось, что и три-четыре произведения разом».

Масштабная скупка старых голландцев не могла оказаться незамеченной. Американская и европейская пресса писала о появлении ненасытных охотников, которые устраивают «рейды на Рембрандта» и производят опустошительный эффект на рынке старых мастеров. Более того, их сравнивали с пылесосами. А обозреватель The New York Times даже назвал происходившее кутежом.

Интерес подогревало то, что супруги Каплан приобретали шедевры через дилеров и других посредников. «Анонимность была с нашей стороны осознанным выбором,— рассказывает Томас Каплан (в предисловии к единому каталогу двух выставок его собрания в России) и цитирует далее знаменитого коллекционера Чарльза Саатчи: — «Истории интересны художники, а не коллекционеры»».

Супруги Каплан подчеркивают, что не держали дома ни одной картины. Коллекция по мере пополнения располагалась в их галерее в престижном районе Нью-Йорка Верхнем Ист-Сайде, куда по запросу могли получить доступ лишь исследователи и кураторы.

Читайте также:  Русалки, маковский - описание картины

Оставаясь в тени все эти годы, коллекционеры сумели собрать работы почти 80 художников, относящихся главным образом к золотому веку голландской живописи.

Предпринимательская жилка послужила семье Каплан и на ниве искусства: около 170 произведений из их собрания предоставлялись и продолжают предоставляться в музеи по всему миру — на выставки и в долгосрочную аренду. Финансовые показатели, как можно догадаться, не раскрываются.

Томас и Дафна Каплан вышли из тени относительно недавно, когда решили, что коллекция собрана «достаточно солидная» и надо создать онлайн-каталог, чтобы сделать ее общедоступной.

Первое «живое» представление Лейденской коллекции состоялось в феврале 2017 года в Лувре.

В отзывах специалисты отметили не только финансовые возможности супругов Каплан, но и то, без чего коллекция бы не состоялась,— страстную увлеченность, амбиции, упорство. Словом, харизму коллекционера.

Именно после луврского вернисажа, куда была приглашена директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, она предложила владельцам Лейденской коллекции представить ее в России. Идею поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Американец с русским азартом

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

Сourtesy of The Leiden Collection

Лейденская коллекция — дело семейное. У Дафны Реканати-Каплан солидный опыт коллекционирования: многие годы она собирает мебель европейских модернистов. Дафна всегда была верным советчиком мужа: коллекция голландского искусства — инициатива Томаса Каплана.

В редких интервью Каплан признается, что ему по нраву охотничий азарт и яркие ощущения, которыми сопровождаются поиск и приобретение новых шедевров старых голландцев. Он замечает, что его подход к коллекционированию кто-то может счесть хищническим.

Однако сам связывает свой успех с тем, что руководствуется принципом «Покупай, что любишь».

«То, что после выставки в легендарном французском музее два американских еврея со своей коллекцией голландского искусства отправляются дальше на восток, чтобы найти точки соприкосновения с Китаем, Россией, а затем и с арабским миром, говорит само за себя»,— так Каплан объясняет свое намерение через гений Рембрандта, гуманистический посыл его творчества, соединить Запад и Восток.

Томас Каплан родился в Нью-Йорке в 1962 году. Он выходец из зажиточной еврейской семьи, окончил частный пансион в Швейцарии, где выучил французский и, как признается сам, стал франкофилом.

Впрочем, Каплан — еще и выпускник Оксфорда, обладатель докторской степени по истории. После учебы он занялся инвестициями в добычу серебра, золота, платины.

В 2007 году бизнесмен продал активы партнерам и переключился на консалтинг.

Сегодня его семья живет между Нью-Йорком и Парижем, где родились двое из трех его детей.

Когда в 2009 году на открытом аукционе дилеры от Каплана обошли представителей Лувра в борьбе за картину «Ребекка и Элиезер у колодца» Фердинанда Бола, коллекционер предоставил ее музею на экспонирование, а спустя время и вовсе подарил. Франция оценила жест: Томас Каплан удостоен ордена Почетного легиона.

Рембрандт для Каплана, по его же словам, стал любовью с первого взгляда. Мать будущего коллекционера отвела его мальчишкой в Музей Метрополитен, где состоялось его знакомство со старыми голландскими мастерами.

Мечтой маленького Каплана стало посещение Амстердама: там жил и творил Рембрандт. Родители пошли сыну навстречу. Каплан замечает, что не задумывался о создании коллекции, так как был уверен: шедевры голландского искусства давно и полностью распределены между музеями и частными собраниями.

Первой, кто подкинул ему идею собрать свою коллекцию, стала теща — Мира Реканати, урожденная Летичевская, дочь эмигрантов из России, сама художница.

Каплан вспоминает, что она отметила в нем «страсть и меткость русских» — ценные для коллекционера качества.

Решающую же роль сыграл друг семьи Каплан сэр Норман Розенталь, долгие годы занимавший пост главного куратора британской Королевской академии художеств. Он рассказал Томасу Каплану, что старые голландцы пусть изредка, но появляются на аукционах.

Первым приобретением Каплана стал «Портрет Дирка ван Берестейна» Геррита Дау (картину представят в Москве и Санкт-Петербурге). Это единственная работа мастера, выполненная не на дереве, а на основе из особого сплава меди и серебра.

Именно эта необычность изначально вызывала сомнения в авторстве, но экспертиза показала: это творение основателя тонкой живописи.

Не имея еще заключения, Каплан приобрел ее в 2003 году: эта деталь (он, напомним, инвестировал в добычу серебра) его скорее привлекла.

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

Сourtesy of The Leiden Collection

Первый Рембрандт в стремительно пополнявшейся коллекции Каплана появился лишь три года спустя — рисунок «Отдых молодого льва». Этот выбор тоже неслучайный: вместе с женой Каплан финансирует проекты по охране больших кошек в дикой природе. Рисунок будет представлен российской публике вместе с рисунком Леонардо да Винчи «Голова медведя» из Лейденской коллекции.

Свой азарт собирателя Томас Каплан (без ложной скромности) сопоставляет с «аппетитами» Екатерины Великой, которая в свое время скупала целые коллекции для Эрмитажа. Это означает: «Лейденский проект» будет расширяться…

Мария Портнягина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3578015

Стихи о Яне Вермеере

Дама у вирджинала, Ян Вермеер

А впрочем, иногда ещё и в картах!).

О чём поговорим, любезный Ян?
(Давайте, выпьем — тост за женщин, сударь!)
Предупреждаю — ежели я пьян,
О ней лишь только говорить я буду.

Ну, ладно, ладно, можно о твоих,
Одну я видел, помнишь ту, «У сводни»?
Но всё же речь сегодня не о них,
Мы о моей поговорим сегодня.
Я, пригласил Вас, собственно, зачем?
Я попрошу Вас о её портрете.

Ты изо всех своих богинь богем,
Поверишь ли, такую и не встретил.
Её увидев, ты воспрянешь духом,
Таких среди натурщиц нету, друг.
И даже та, с жемчужиною в ухе,

Ей не чета… Я попрошу без рук!

Ну, ладно, ладно, извини, приятель
(Давай, ещё вина себе плесни,
А я вторую откупорю, с Ятъ’ем,
Или, пожалуй, лучше «Журавли»)
Ну, ты пойми, что не корысть мной движет,
Тебя я завтра к милой приведу,
Она тебя увидела в Париже,
И в Амстердаме, на мою беду.
Она считает, ты ей послан свыше,
Прожить тебя уже не может без…
Я и подумал — пусть её напишет,
Я не богат, но заплачу, как Крез.
Пускай она, глазам своим не веря,
Вглядится в полотно, где свет вокруг,
И думает — Писал меня Вермеер,

  • Но заказал портрет мой верный друг!
  • Кац Семён
  • *****
  • Как здорово дойти — допиться ль? — до итога,
    Когда на полотне любого образца
    Я снова вижу тень потрепанного Бога,
  • Что на мое плечо с улыбкой оперся.
  • Де Гильотена тень, Бойкота или Линча
    Помянут знатоки, но я шепчу во снах,
    Что мастер не солгал, и женщины да Винчи
  • И Бога, и меня видали в зеркалах.
  • Красавец Рафаэль, не жалуя обновку,
    Шлифует мастихин о новенький колет;
    Взор полон до краев, но глянь — за лессировкой
  • Видны Его следы, и я иду вослед.
  • Игрушечный Икар в игрушечные волны
    Стремится головой; а Брейгель, ренегат,
    Ушел, чтоб не видать, как свято и упорно
  • Мы с Богом топчем снег в четыре сапога.
  • Кляня себя в душе за тот еще характер,
    С винтовкой на плече, в кресте оконных рам
    Шагает в никуда уайетовский скваттер;
  • И я ушел за ним, а Бог и ныне там.
  • Я в тысяче холстов сжимал его десницу,
    Закинув на плечо последний ветер дня…
    И лишь на полотне вестфальской кружевницы
  • Вермеер не нашел ни Бога, ни меня…
  • Белоглазов Егор
  • *****

«Спящая девушка» Яна Вермеера

Cпокойный сон, воздействие вина,
Пъянящее сознанье сразу,
Явились результатом, чем она
Щадила свой уставший разум.
«Анабиоз» во всём поможет ей:
Явиться обновленной миру,

Даст силы и воможности милей
Ей выглядеть — все для кумира.
Вермеер дал название холсту,
Устлав небрежно стол скатеркой.
Шик здесь не виден. Эту простоту,
Когда посмотришь, видишь только.
А вот графин с вином. Причина — в нём.

Ханин Борис

*****

«Служанка с кувшином молока» Яна Вермеера

Выпукло-крупно телесные формы, свет глубоко золотистый,
гимны Деметре, стихий земли хоры, и в глубине красок — искренность.

Женщина — будто кормилица света,солнечного, да и лунного,
зрелость плодов и цветения лета,и ей неведома сумрачность.

Льет молоко, и кувшин золотистый словно поет колыбельную,
Охра и золото, и терракота — цвета и форм песнопение.
Свет на челе, на груди, руках, хлебе — мыслей простых просветление,

  1. синий и желтый — контраст земли с небом, и молоко — как моление.
  2. Улекса фон Лу
  3. *****

«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера

  • Я вижу взгляд, пугливо-дерзкий взгляд
    и белый жемчуг, и тюрбан из шелка,
    и озорство вчерашнего ребенка,
    и женских губ карминно-теплый яд,
    и холод стен, что света лишены,
    и яркий луч, играющий на коже,
    и долгий день, что был когда-то прожит,
    и тишину… и тайну тишины…
    А за квадратом старого холста,
    за деревянным сном тяжелой рамы
    мелькают лица — живы и румяны,
  • мелькают залы, страны, времена…
  • Я вижу сад, цветущий белым сад,
    зовущий жить, встречающий рассветом…
    Забудь, красавица, забудь об этом,
  • храня один, слегка усталый, взгляд…
  • Знакомая Алиса
  • *****
  • «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера

Девушка с жемчужной сережкой,
блеск в глазах — застигнуто мгновенье,
кажется еще чуть-чуть, немножко,
засмеется, прочь сбежит скорее!
Юная совсем, почти подросток,
жемчуг ей защитою от сглаза,
Фон глубок — душа в процессе роста
от познанья мира расцветает!
Вечно молодою ты осталась,
смотришь из портретной рамы в залы,
хоть мгновенье жизни — это малость,

  1. мастер дал ему веков признанье!
  2. Улекса фон Лу
  3. *****

«Девушка с письмом» Яна Вермеера

  • Она стояла у окна,
    Задумчива, письмо читала
    И тонкая ее рука
    К письму прижавшись согревала
  • Его холодные края.
  • Что в нем сокрыто? — Неизвестность
    И в этом жизни неизбежность
    Мечты пленительная суть
  • Суметь увидеть и вернуть
  • И нам оставить теплый свет
    Там, среди звезд, среди планет
    Среди холодной пустоты —
  • Прикосновение Мечты.
  • *****

«Молочница» Яна Вермеера

  1. Уж очень прощаний не хочется
    Со скарбом людским, не людским…
    В причудливой раме молочница
  2. На стенке с кувшином своим.

  3. И утро, залившее комнату,
    Синеет густым молоком;
    Торговку с дарами запомню я —
  4. В чепце, словно ландыш, благом…
  5. И этих, что нищими кровами
    И скудостью чаш бытовых,
    Надеждой и верой безбровою
  6. Всех песен надёжней моих —
  7. Корзиною, глиняной трубкою,
    Бутылкой без пробки, смычком…
    И жизнью огрубленно-хрупкою,
  8. Как крынка с парным молоком.
  9. Мялин Владимир
  10. *****

«Кружевница» Яна Вермеера

Кружат нити, и кружатся лица…
Сквозь века ей не остановиться.
между Дельфтом и Линцем, и Ниццей
облаков кружева — вереницей.
И любимой Дали «Кружевнице»
счастья белой манжетою снится.
Кроткое и земное создание,
единица Дали мироздания.
Милая девушка-кружевница
опустила в работе ресницы,
руки вяжут из петель ажуры —

  • и планеты, и звезды из кружев.
  • Улекса фон Лу
  • *****
  • Кружевницы Яна Вермеера
Читайте также:  Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

В «Кружевницах» есть мудрости тайна,
и в тропиниской, и Вермеера.

звездный путь в кружева заплетают,
и, не ведая, а лишь веруя…
в торжество трудовых результатов —
с красотою сплетенного кружева,
только кто-то увидит когда-то
в петлях ниточных звездное вьюжево…
Кружевница — галактике матерь,
мегаатом вселенских симметрий,
Древняя кружевница Арахна —
прародительница геометрий.
В лабиринтах тончайших фракталей —
рост семян и цветочков кружение,
закодированные астрали
и аналог планеты движения…
Рассуждения и размышления —
не размах для открытия таинства,
пред шедеврами изумление,

  1. бросишь взгляд — то ль запеть, то ль раскаяться.
  2. Улекса фон Лу
  3. *****

«Дама, стоящая у вирджиналя» Яна Вермеера

Вирджинал. Играет дама
сердца нежного напевы,
как легко звучит анданте!

  • Света серебристы перья.
  • И Амур глядит с багета,
    словно слушает триоли.
    Пульс старинного брегета
  • ровен, и любовь — без боли!
  • Дама — с легкою улыбкой,
    пальцы тонут в вирджинале,
    полутеней легких рыбки
  • тонут в шелке складок платья.
  • Слышишь музыку? Жизнь — радость
    дамы в сине-золотистом,
    светом Солнца — отзвук рамы,
  • звука нежность — в клавиш искрах.
  • Улекса фон Лу
  • *****
  • «Дама, стоящая у вирджиналя» Яна Вермеера

Девственно чист тихий звук вирджинала.
Явственно видимо тонкое тело.
Белым на белом,
Легким лекалом,

Мастер рисует по воздуху мелом.

Веер Вермеера ловит мгновенье.
Помнишь о Неуловимых Указах?
Слышишь ли голос любви и терпенья?

Можешь ли небо увидеть в алмазах?

Вечер покоя, пусть время плохое,
Снова война, снова бунт маргиналов.
В доме же тихо. И думать не стоит
Вам ни о чём.

  1. Только звук вирджинала.
  2. Просперо Михаил
  3. *****

«Молодая женщина с кувшином воды» Яна Вермеера

  • Девушка с кувшином для воды,
    девушка с письмом и ожерельем…
    Дни — мечты, беседы и труды,
  • и в окне витражном дремлет время…
  • Золотое охрою поет,
    обретя покой, день равновесен
    девушка всегда кого-то ждет,
  • у того, кто в море — жизнь чудесна.
  • Карта на стене — окно в моря,
    и моряк — герой в воображенье,
    и, в мечтах над волнами паря,
  • девушка прочь гонит наважденье.
  • Ангелом-хранителем в штормах,
    на путях далеких в испытаньях,
    светом золотым души храня,
  • девушка спасет на расстояньях.
  • Кобальта глубокая вода,
    в скатерти ковровой — алость чувства,
    не заходит в этот дом беда —
  • отгоняет ангел светлой грусти.
  • Улекса фон Лу
  • *****

Книга Вермеера

I

Сон о Вермеере, Рассказанный Микаэлю

  1. Сегодня ты мой гость, Ян Вермеер,
    И дом мой тихой магией наполнен.
    Витражный сумрак вышитых портьер
  2. Сквозь море времени цветные катит волны.

  3. И льется свет медовою струей,
    И знаками становятся предметы,
    Служение художника-поэта —
  4. Одновременно буря и покой.

  5. Для формы — страсть, для смысла — тишина,
    И только тень создать объем готова,
    Но форма исчезать обречена,
  6. Ей жизнь продляет подлинное Слово.
  7. Ты создал Вещи, а Господь — Слова,
    И в их сплетеньи — сущность естества…
  8. II

Книга Вермеера, Прочитанная с Микаэлем

Мой день — листок из книги Вермеера.
Я чищу овощи, я примеряю бусы.
Вот тыквы — желтые космические сферы,
Живой водой сочится плоть арбуза.
А хлеб — земля. Я бережно разрежу
Пахучий холст ржаной. По-детски свежий
Привычный запах в пальцах унесу.
Струя воды впитает эту нежность
И в землю снизойдет бессмертный запах,

Алмазы превращаются в росу.

А в чайнике, как в камере-обскуре
Меняется привычный интерьер.
Открылась дверь и входит Вермеер,
Единым бликом усмиряет бури,
Прорвавшиеся из иных миров,
И заключает в сферу массу света,
И отделяет тенью зерна слов.
Пусть прорастут слова, взойдут ответы,

Что дать Всевышний ищущим готов!

Ломает время неприступность Башни,
Напрасно горд буфета зиккурат.
«Се Час Шестой. И прожит день вчерашний» —
Бесстрастные часы мне говорят,
Неумолимо отбивая время.
Рассвет наивный и мудрец закат,
Приемлющий твоих ошибок бремя…
Преодолев грошовые искусы,
Без сожаленья оглянусь назад:
Я чищу овощи, я примеряю бусы
Листая книгу Яна Вермеера,

Я совершаю свой дневной обряд.

III

Жемчуг Вермеера

Не чудо ли? Сегодня выпал снег…
Вилась поземка по земле, как кошка.
Ушел октябрь, поднявши воротник.
Рябиновую кисть оставив мне —
Я пальцем обвожу ее в окошке.
И замер сад, предчувствуя мороз.
Сарай соседский инеем оброс.

Но чудо! Я сегодня не грущу.
А первый снег — как жемчуг Вермеера.
Со мною ты, щекой к щеке приник…
Не ищет бренных подтверждений вера.
И солнечному зимнему лучу,
Что робко, как ребенок, строгий Лик
Иконы тронул, улыбнусь светло.

Не чудо ли? Как лед растает зло…

Не завтра, так весной… Или спустя столетье…

IV

Предостережение Вермеера, Разгаданное с Микаэлем

Загадочная женщина (судья?)
Неторопливо взвешивает жемчуг,
А шумный мир устал и тихо дремлет,
Шуршит листами Книга Бытия.

  • И снег, как жемчуг, падает на землю…
  • Но возомнил докучливый стаффаж
    Себя единым центром мирозданья,
    За истину приняв пустой мираж,
  • Поставив во главу угла желанье.

И Час грядет. Архангел вострубит,
Крыл лезвия разрежут груди неба.
И карточные толпы Божьим гневом

  1. Безглазый Абадонна напоит.
  2. Но, может, не раздастся трубный глас?
    И грозный пурпур не затопит уши…
    Загадочная женщина-судья
    В который раз спасает наши души,
  3. Улыбку легкую под веками тая.
  4. Цинман Жанна

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-yane-vermeere/

Как это понимать? ян вермеер

ВЕРМЕЕР Девушка с жемчужной сережкой (1665) / Маурицхёйс, Гаага

Кажется, нет ни одного человека, которому бы не нравились картины Яна Вермеера. Его «Девушка с жемчужной сережкой» всегда на вершине списков самых популярных картин всех времен. «Северная Мона Лиза». Хочешь показаться человеком с изысканным вкусом в искусстве? Говори, что твой любимый художник — это Вермеер, и все будут одобрительно кивать головой.

И в этом нет ничего странного. Мы, здесь в 21 веке, очень любим картины Вермеера. Мы интуитивно выбираем именно их. Они для нас притягательны. Но чем и почему?

Все дело в двух основных чувствах, которые вызывают у нас любые работы Вермеера. Это: умиротворённость и спокойствие. Stay calm and watch Vermeer. Slow down your life.

Сейчас молочница выльет молоко из кувшина и пойдет дальше по своим делам. У неё все хорошо. Тихая размеренная жизнь.

ВЕРМЕЕР Молочница (1658) / Рейксмюзеум, Амстердам

Сейчас девушка допишет письмо и улыбнется.

ВЕРМЕЕР Дама, пишущая письмо (1665) / Национальная галерея искусства, Вашингтон

Другая девушка дочитает письмо и облегченно выдохнет.

ВЕРМЕЕР Женщина, читающая письмо (1662/1663) / Рейксмюзеум, Амстердам

Всё хорошо. Урок музыки продолжится.

ВЕРМЕЕР Прерванный урок музыки (1658/1659) / Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Кружевница дошьет, а гитаристка доиграет

ВЕРМЕЕР Кружевница (1669/1670) / Лувр, ПарижВЕРМЕЕР Гитаристка (1672) / Кенвуд-хаус, Лондон

Жизнь идет своим чередом. Спокойствие и умиротворенность. Вся наша жизнь состоит из этих небольших моментов и фрагментарных переживаний, подсвеченных дневным светом из окна.

Если бы к картинам Вермеера нужно было подобрать саундтрек, то это был битловский «Hey, Jude». Take a sad song, and make it better и так далее. Так и просится напевом из уст дамы, сидящей за вирджиналем.

ВЕРМЕЕР Дама, сидящая за вирджиналем (1670/1672) / Лондонская Национальная галерея, Лондон

Или стоящей. Или молочницы. Кружевницы, гитаристки. В красной шляпе. С сережкой. Её напевает географ и астроном.

ВЕРМЕЕР Географ (1669) / Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-МайнеВЕРМЕЕР Астроном (1668) / Лувр, Париж

И затем все вместе: Na Na Na. Na-na-na. Na-na-na. Hey, Jude.

Это то, чего нам так не хватает в 21 веке. Make it better. Посмотреть по-другому на простые вещи. Сделать их лучше. Просто наливать молоко, просто заниматься музыкой, просто выпить бокал вина. Наконец, просто вздремнуть облокотившись на стол рукой. ВЕРМ

ВЕРМЕЕР Спящая девушка (1656/1657) / Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Мы все куда-то бежим. Мы всё постоянно держим под контролем. События сменяются одно за другим и у нас нет времени, прочувствовать этот свет из нашего собственного окна, который озаряет нас и умиротворяет нас.

ВЕРМЕЕР Женщина с жемчужным ожерельем (1662/1665) / Старая национальная галерея, Берлин

Поэтому мы залипаем возле картин Вермеера. Мы хотим туда. Сесть на этот стул и послушать, как девушка играет на лютне. Нам хочется чуть-чуть спокойствия. И эти приглушенные тона, этот уютный домашний интерьер создают для нас это ощущение.

ВЕРМЕЕР Женщина с лютней (1662/1663) / Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Желтое с жёлтым. Синие с синим. Красное с красным. Нам нравится эта продуманность сочетаний и цветовых решений. Вермеер расставляет предметы интерьера, подбирает цвета и фактуры, освещение, позы, аксессуары, детали – мы словно смотрим не картину 17 века, а какой-то каталог ИКЕИ из 2017-ого.

Представьте ценник возле синего стула на картине «Женщина, читающая письмо» и вам тут же захочется его купить.

А плетеную корзину с картины «Молочница»?

Всего за 899р. Нет? Тогда может знаменитый дельфийский фарфор? Сине-белый кувшин с картины «Прерванный урок музыки» — 1999р. Почти даром.

Вермеер современен. Он воздействует на нас по принципам нейромаркетинга: сначала ты создаешь в голове приятный образ и возбуждаешь какие-то личные положительные воспоминания, а затем всё — ты в ловушке. Ты покупаешься. Звуки музыки, вкус вина или запах молока. Теплота и уют. Даже материалы – они кажутся осязаемыми. Ткани, скатерти, платья – их хочется потрогать. Ощутить их совершенство.

И это ровно то, что хотел от этих картин сам художник. Это был его мир спокойствия и умиротворенности. Мир фантазий, потому как в реальной жизни Ян Вермеер переживал совсем иные эмоции.

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера (1656)

Он был родом из нидерландского городка Дельфт. По крайней мере, факт его крещения записан именно в городской книге Дельфта. Из обычной семьи торговца. Он был протестантом-кальвинистом. Банальная скучная биография, которая предрекала ему заурядную жизнь местного предпринимателя. Но все вышло иначе.

Уже к 21 году Вермеер получил членство в гильдии Святого Луки. А это означало, что он на протяжении нескольких лет должен был обучаться живописи у одного из мастеров. Мы не знаем, кем именно был этот мастер, но, судя по всему, это был хороший учитель. Есть гипотеза о наставничестве Карела Фабрициуса, который в свою очередь был учеником Рембрандта.

Но главное событие в жизни Вермеера — это его брак с Катариной Болнес. Это была любовь. Настоящая. Способная преодолевать трудности. Он протестант. Она католичка. Он из не самой богатой семьи. Она из весьма преуспевающей. Это союз был явно вопреки обстоятельствам. Вермееру пришлось принять католичество. А Катарине справиться с несогласием своей матери на этот безумный и невыгодный брак.

Читайте также:  «старые сосны», ларс хертервиг — описание картины

15 детей! Вот, что из этого вышло. Большая любовь.

Хотя это звучит как идиллия, на самом деле, все было не так гладко. Во-первых, четверо из пятнадцати детей умерли в младенчестве. Да и, в принципе, воспитывать и содержать такое количество детей — это то еще испытание. Во-вторых, Вермеер, вряд ли, зарабатывал только живописью.

Для этого он слишком мало писал. Всего 2 картины в год. Этого мало, чтобы прокормить такую большую семью. Скорее всего он был зависим от доходов своей тещи и помогал ей следить за трактиром. Возможно он еще приторговывал предметами искусства.

В общем, его жизнь мало походила на спокойную и размеренную жизнь с его картин.

Представьте эти постоянные дети, беременности, и работа, работа, работа. Вот, что такое жизнь художника Вермеера.

А еще были частые скандалы с родственниками, например, брат Катарины врывался в их дом и избивал мать и сестру, которая была на сносях. Не забывайте, это ведь середина 17 века.

Дельфт – это все еще скорее средневековый город, чем цивилизованный городок, каким мы представляем его сейчас. Во времена Вермеера это был грязный город, с засильем преступности, пьянства и болезней.

В этом смысле, интересно посмотреть на мою самую любимую картину Вермеера:

ВЕРМЕЕР Маленькая улица (1658) / Рейксмюзеум, Амстердам

Это пейзаж одной из улочек Дельфта. Все тоже ощущение умиротворённости. Дети играют возле лавочки. Одна женщина, села у порога и вышивает. Вторая что-то стирает во дворе. Common life. Обычные люди, занятые своим ежедневными делами. Но Вермеер хочет рассказать нам не о них, а о том месте, в котором они живут.

Эта улочка, лавочки, дом, ставни, двери. Этот растущий плющ. Эти окна, через которые комнаты наполняются светом. Каждый элемент важен для художника. Посмотрите, как он прорисовывает стену возле лавочки, рядом с которой играют дети. Там видны потертости от спин тех, кто сидит на ней каждый день. Это ощущение дома и уюта – вот, что важно для художника.

Привычная, спокойная обстановка.

ВЕРМЕЕР Вид Дельфта (1660/1661) / Маурицхёйс, Гаага

Это чувство улавливается на всех его городских пейзажах. Он хочет показать Дельфт с лучшей стороны. Чистый, красивый, уютный городок, с прогуливающимися по набережной реки жителями. Комфортное место для жизни. То, что, на самом деле, едва ли, было таковым.

А в 1672 году Дельфт и вся Голландия и вовсе превратились в поле боя. Война с Францией высасывала все ресурсы из региона, и Вермеер и его семья начали испытывать серьезные проблемы с деньгами.

Художник был вынужден продавать картины по заниженным ценам и брать кредиты. В таком режиме он продержался всего три года.

В декабре 1675 года Вермеер умирает после скоропостижной болезни, оставив свою многодетную семью в долгах.

ВЕРМЕЕР Девушка с жемчужной сережкой (1665) / Маурицхёйс, Гаага

Но мы навсегда запомним его как того, кто пытался найти красоту в простых вещах. Его самая знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» — это же просто взгляд. Просто девушка. Спуститесь в метро или прогуляйтесь по набережной и там будут десятки таких девушек и взглядов.

Но сможем ли мы их различить, вот в чем вопрос? Сможем ли мы подчеркнуть красоту в простых отблесках света из нашего окна? В полуповороте шеи, слегка приоткрытых губах, чистоте взгляда? Вермеер подталкивает нас к тому, чтобы учиться видеть мир лучше, чем он есть.

Take a sad song and make it better.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/594240658e557d06ef797818/5a0d3456256d5c0bb8d01e3d

Вермеер Ян Делфтский. Картини й біографія. Jan Vermeer van Delft

Вермеер Ян Делфтский Картини й біографія Яна Вермеера Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632-1675), голландський живописець, найбільший майстер нідерландського жанрового й пейзажного живопису.

Дата народження художника невідома, однак по збереженому записі про його хрещення в Новій церкві Делфта (хрещений 31 жовтня 1632) можна припустити, що майбутній великий нідерландський художник народився наприкінці жовтня.

Працював Вермеер у Делфте, як художник, імовірно, зложився під впливом трагічно загиблого при вибуху порохового складу талановитого майстра Карела Фабрициуса. Існує версія, що молодий Вермеер міг навчатися в «итальяниста» Леонарта Бреймера, з яким його родина підтримувала досить близькі відносини.

Достеменно відомо, що 29 грудня 1653 року починаючого художника прийняли вільним майстром у делфтскую гільдію Святого Луки, що поєднувала живописців всіх жанрів, майстрів скляних і фаянсових справ, ювелірів і торговців картинами.

Ранні картини Вермеера відзначені тягою до монументальності й височини образів, і, крім того, свідчать про вплив італійського барокко («Христос у Марфи й Марії», Національна галерея, Единбург; «Діана й німфи», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).

У крупнофигурном полотні «У звідниці», яскраво життєвої композиції, повної молодого запалу й повнокровної чуттєвості, елементи тонального колориту сміло сполучаються з великими звучними плямами чистого кольору.

Безумовно сильний вплив на творчість Вермеера зробило мистецтво голландського майстра жанрового живопису Питера де Хооха, що проживав у Делфте з 1652 по 1662 роки.

Стиль цього живописця надалі знайшов розвиток у картинах Вермеера.

20 квітня 1653 року Ян Вермеер женився на Катарине Болнес, дочки процвітаючого власника цегельної фабрики на околицях міста Делфта. Кальвіністське віросповідання художника спочатку викликало невдоволення в католицькій родині Болнес, однак згодом взаємини значно покращилися.

Немає достовірних відомостей, що Вермеер став католиком, прийнявши віросповідання своєї дружини Катарини, але відомо, що своїх дітей художник виховував у релігії їхньої матері.

Діана й німфи 1650-е, Маурицхейс, Гаагау звідниці 16, Картинна галерея, Дрезден Заснула дівчина, 1657 Музей Метрополітен, Нью-йоркдевушка з перловою сережкою 1660-е, Маурицхейс, Гаага Вид міста Делфта, 1658-1660 Маурицхейс, Гаагаулочка Делфта, 1658 Рейксмузеум, Амстердам Із другої половини 1650-х років Вермеер писав невеликі картини з однієї або декількома фігурам у залитому сріблистим світлом інтер'єрі міського будинку («Дівчина з листом», Картинна галерея, Дрезден; «Служниця із глечиком молока», Державний музей, Амстердам), приділяючи увагу не стільки сюжетно обґрунтованій дії, скільки загальному ліричному настрою сцени, щиросердечному стану персонажів. Ретельна, любовна виписанность деталей воссоздающая фактурне багатство предметного миру, тонке використання природного висвітлення, що як би перетворює інтер'єр, розкривають поезію повсякденного домашнього буття, органічна єдність людини й навколишнього його середовища. Свята Пракседа 1655Офіцер і весела дівчина, 1657Дівчина, що читає лист у вікна, 1657Дама й два кавалери 1659Служниця із глечиком молока, 1660 До кращих картин цього жанрового плану належать «Дама й два кавалери» (Музей Антона Ульріха, Брауншвейг), «Офіцер і весела дівчина» (Збори Фрик, Нью-Йорк), «Дівчина, що примірить намисто» (Картинна галерея, Берлин-Далем), «Дама в блакитному, читаючий лист» (Рейксмузеум, Амстердам), «Дівчина із глечиком води» (Музей Метрополітен, Нью-Йорк). Навіть, здавався б, чисто побутовий, зовсім не галантний жанр («Молочарка», Рейксмузеум, Амстердам; «Мереживниця», Музей Лувр) повний у полотнах Вермеера чарівності несказанної таємниці, що досягає особою, алегоричної складності в картині «Мистецтво живопису» (також «Майстерня художника» або «Алегорія живопису», Музей історії мистецтва, Відень).

Келих вина 1661Дівчина із глечиком води, 1662Дівчина, що примірить намисто, 1662-1664Дама в блакитному, читаючий лист, 1663Жінка, зайнята вагами, 1663 Класична ясність, природність і живаючи виразність композиції, легка вібрація світла й повітря, светонасищенность звучного кольору, багата гра відтінків і ковзних рефлексів, барвистість відблисків одухотворяють мир людей і предметів, повідомляють їм внутрішню значущість. Наприкінці 1650-х років Вермеер створив два шедеври пейзажного живопису: лірично проникливу, тонку по виконанню картину «Вуличка» (Державний музей, Амстердам) і сяючою свіжою, чистою, м'якою фарбами «Вид міста Делфта» (Маурицхейс, Гаага). В 1660-е роки творчість Вермеера стає більше споглядальний і вишуканим, живопис — більше холодної, емалевою-емалевій-матово-емалевої, витриманої в перловій гамі з яскравими плямами лимонно-жовтих і блакитнувато-синіх тонів («Дівчина з перловою сережкою», Маурицхейс, Гаага). Дама у вирджинала й кавалер, 1662-1665Концерт 1665Дівчина, що пише лист, 1665Любовне послання 1666Мистецтво живопису 1666-1667 В 1662-1663 і 1670-1671 роках Ян Вермеер обіймав посаду декана гільдії Святого Луки в Делфте й успішно керував її діяльністю. Посада декана гільдії живописців і інших майстрів, пов'язаних з мистецтвом, уважалася дуже почесної й це свідчить про авторитет Яна Вермеера в Делфте, як художника й знавця мистецтв. За полотна Яна Вермеера ще при житті художника пропонували досить великі суми, хоча в основному делфтский живописець писав картини для своїх замовників-меценатів. Головними заступниками Вермеера й шанувальниками його мистецтва були власник типографської майстерні Якоб Диссиус, пекар Хендрик ван Бейтен і богатий бюргер Питер ван Рюйвен.

Дама і її служниця З листом, 1667Відповідне послання 1667Портрет дівчини в червоному уборі, 1668Астроном 1668-1669Географ 1668-1669 Наприкінці 1660-х років художник став часто зображувати багато обставлені кімнати, у яких дами й кавалери музицируют, ведуть галантні бесіди («Любовний лист», Рейксмузеум, Амстердам, і ін.).

Особливою чарівністю володіють створені в цей період образи людей праці, мистецтва, науки, що передають самозаглибленість людини в мінути творчості («Мереживниця» і «Астроном», обидві картини в музеї Лувра, Париж; «Географ», Штеделевский художній інститут, Франкфурт). Багато хто з жанрових сцен Вермеера суть узагальнені жанрові портрети.

Їхній ліризм настільки переконливий, що вони здаються уособленнями жіночності як такий, втіленнями душі, що як би тужить на темному, нічному тлі в «Дівчині з перлиною», або, навпроти, допитливого розуму — у пізніх картинах «Географ» і «Астроном».

Мереживниця 1669-1670Дама в спінета 1670-1672Алегорія віри 1670-1672Дама у вирджинала 1670-1672Молода жінка з гітарою, 1671-1672 В останні роки життя Вермеера його фінансове становище сильно погіршилося у зв'язку із франко-голландської війною, що почалася в 1672 році

Попит на картини різко впав, живописець змушений був брати позички, щоб прокормити одинадцять дітей і інших членів родини. Важке матеріальне становище, імовірно, прискорило наближення смерті.

Невідомо, що відбулося, гостре захворювання, або неминуча депресія у зв'язку з постійними фінансовими проблемами, що підточувала здоров'я художника останні кілька років, але поховали Вермеера 15 грудня 1675 року в сімейному склепі Вделфте.

Яскраво індивідуальне мистецтво Вермеера після його смерті не було оцінено сучасниками й надовго забулося. Інтерес до нього відродився лише в XIX столітті, завдяки діяльності художнього критика й історика мистецтва етьена Теофиля Торі, що «відкрив» Вермеера для широкої публіки в 1866 році

Творчість Яна Вермера Дельфтского При підготовці описів ряду картин художника («Астроном», «Географ» і деяких інших) використана частина текстових матеріалів прекрасного сайту, присвяченого життю й творчості Яна Вермеера Делфтского .

Виражаємо авторові сайту Ірині Епифановой свою подяку. Примітка. 1. Клич по мініатюрі картини перехід на сторінку скрипта зображення, регулювання від 25 до 200%. 2.

Клич за назвою картини перехід на сторінку із зображенням максимального розміру й описом

Мистецтво Франції. Паризькі художники, скульптори, архітектори, майстри гравюри. Історія закордонного мистецтва. Від епохи романського стилю й готики середньовіччя до сучасності

Источник: http://www.nitpa.org/vermeer-yan-delftskij-kartini-j-biografiya-jan-vermeer-van-delft/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector