Тайны Лувра, которые вас поразят
Лувр — одна из самых излюбленных достопримечательностей Парижа. Ежегодно сюда приезжают более 9 миллионов гостей из разных стран. Причина такой популярности — 35 000 бесценных шедевров искусства, которые были созданы в промежутке от VI века до н.э. до XIX-го нынешних времен. Но не только ими славен Лувр. Вот несколько любопытных фактов из его истории.
Самый большой музей в мире
Да, Лувр — самый большой музей в мире. Он настолько велик, что для него не хватит одного визита. Сколько же нужно времени, чтобы познакомиться со всеми его сокровищами? Давайте подсчитаем. Всего в музее 380 000 предметов искусства. Если бы мы имели возможность увидеть все экспонаты и задержались бы у каждого хотя бы на 1 минуту, то на это нам понадобилось: 380000 минут /60 = 6333 часов/24 = 263 дня! Без учета выходных и перерывов в работе.
Прежде чем стать музеем
Лувр не всегда был музеем. Крепость, в которой он позже обосновался, построили в 1190 году. Она защищала эти земли от нападения викингов, приплывавших сюда по Сене. Позже рядом с ней возвели крепостную стену. В XVI веке крепость превратили в королевский дворец. Только в 1793 году, после того как французская монархия переехала во дворец Версаля, первый музей Лувра открыли для публики. В его экспозиции было представлено всего лишь 537 картин.
Странные королевские ритуалы
В королевской резиденции Лувр проживало несколько поколений королей. Среди них был король Генрих IV (Henry IV). В один из днейон принял ритуал, известный как Королевское прикосновение.
В те времена верили, что французские правители обладали божественной властью и даром исцеления. Простого прикосновения руки Генриха IV и глотка святой воды было достаточно, чтобы облегчить страдания больного. Историки писали, что он умел лечить и туберкулез.
Ритуал врачевания сопровождался фразой: «Прикасаюсь к вам, и Бог вас исцеляет».
Лувр и Наполеон
Во времена своего господствования Наполеон переименовал Лувр в музей Наполеона и после расширил коллекцию на 5000 экспонатов. Мона Лиза тогда находилась в его спальне.
Она является одним из самых известных произведений искусства в мире. Размер картины составляет всего 53 x 77 см, картина едва больше листа бумаги размером A2. Сегодня У Моны Лизы свои персональные телохранители, а сама она спрятана под пуленепробиваемым стеклом.
Галереи Лувра
Луврские галереи занимают 15 гектаров земли! В них представлены около 7500 картин, а 66% из них были созданы французскими художниками.
- Галереи разделены на восемь тематических площадок.
- • Ближневосточные древности
- • Египетские древности
- • Греческие, этрусские и римские древности
- • Исламское искусство
- • Скульптуры
- • Декоративное искусство
- • Картины
- • Печать и чертежи.
Лувр и нацисты
Повторимся, Лувр не всегда использовался как музей. Для нацистов он стал складом для хранения украденного искусства во время Второй мировой войны.
Привидение Лувра
Лувр, как вы знаете, восходит к 1190 году, а значит, в нем обязательно должен жить призрак. Верно? Полагают, что в музее хозяйствует фантом Белфегор. Он предстает в обличии женщины, прогуливающейся по залам музея. Среди нас есть и те, кто лично ее видел. Но фотоподверждением этого мы пока не располагаем.
Пионер общественного искусства
В XVII-VIII веках в Лувре жили художники. Они обменивались идеями, делали копии известных картин и рисовали собственные. Постепенно Лувр становился ядром мирового искусства.
После Французской революции (1789-1799) он был официально преобразован из дворца в общественный музей.
Тогда предоставление публичного доступа к великим художественным произведениям было новой концепцией, которая совершила переворот и в искусстве.
Борьба с Пирамидой
В 1983 году французский президент Франсуа Миттеран (Francois Mitterand) решил возродить старинное здание, призвав на помощь американского архитектора китайского происхождения Юй Мин Пея (I. M. Pei).
В течение четырех месяцев Пей держал проект в тайне даже от своей собственной команды. Прежде чем сделать чертежи, он предпринял несколько тайных поездок в Лувр.
В итоге он представил проект, на котором был нарисован новый вход, семь дополнительных комнат с информационным центром и кафетерием и стеклянная пирамида.
Парижане были потрясены, назвав Пирамиду «гигантским, разрушительным гаджетом» и модернистским бельмом. Майкл Флинн (Michael Flynn), архитектор из команды Пея, вспоминал тогда: «Пей хотел, чтобы стекло было «супер-ясным» и не меняло восприятие цвета существующих зданий.
Однако большинство стеклянных поверхностей имели зеленоватый оттенок. И это было большой проблемой». Их разработка была невероятно трудоемкой. Пей старался сопоставить металл с цветом крыш окружающих сооружений. Как оказалось, в них было 11 оттенков серого! И вновь возникла проблема.
Наконец, размер. Высота пирамиды не должна была превышать высоту Лувра. Но если смотреть на нее под разными углами, она-таки превосходит по высоте здание великого музея. И это посчитали несправедливым.
Пей действительно хотел, чтобы пирамида была настолько ненавязчивой, насколько это возможно, чтобы не возникало между ней и Лувром никаких противоречий.
Но желающих утверждать обратное до сих пор великое множество.
Источник: https://journal.homemania.ru/article/sekrety-luvra-kotorye-vas-porazat
Париж. Лувр. Наполеон
День начался завтраком в кафе «Химера». С антресолей открывался удобный вид на бармена и вход. Такие мелочи, как уютное кафе, оставляют приятнейшее впечатление о парижском утре. Тем более, когда тебя провожают стараясь выговорить по-русски «до свидания!»
Лувр, как известно, по средам и пятницам работает до 21.45. Мы решили воспользоваться этим в надежде, что будет поменьше толпа туристов. Билеты были заказаны через интернет, в очереди стоять не пришлось.
С утра решили посетить Собор дома инвалидов, учрежденный еще Людовиком XIV. Сейчас дом по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных разных эпох. Больше всего нас интересовала могила Наполео́на I Бонапа́рта. Но Бонапартов там целых 4!!!
Вид снизу из крипты, открытой сверху:
Саркофаг из красного порфира с останками императора Наполеона в крипте:
На выходе из комплекса дома инвалидов встретилась подъезжающая туда довольно оригинальная экскурсия:
Через парк Тюильри подходили к величественному Лувру.
Сад Тюильри оказался больше, чем я предполагала
С этой пирамидой смириться никогда наверное не смогу: чудовищно неподходящее сооружение, закрывающее весь фасад грандиозного Лувра:
Начали осмотр со средневековых стен — с чего начинался Лувр, на чем он стоит:
Египетские коллекции никогда не обходим вниманием:
И бесконечное множество других шедевров Лувра.
неожиданно встретилась взглядом: 🙂
Очень необычное приятное впечатление производят застекленные многоуровневые пространства, возможно внутренние дворы:
Лестница из сказки про Золушку:)
Вечерняя подсветка пирамиды немного «прощает» её нуместность (имхо)
Поражают футуристическим видом электромобили системы проката Автолиб- это избавление от страховок, штрафов за неправильную стоянку, платы за бензин, мойки машины и прочих нудных вещей.
Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_4246
Эпоха Наполеона (Napoleon Bonaparte)
- Наполеон поддерживал основные реформы Революции, принял новый свод законов, сутью которых стало равноправие и равенство всех граждан (кроме лиц женского пола).
- Французский гражданский кодекс того времени, известный как Кодекс Наполеона, намного пережил саму империю Наполеона Бонапарта и оказал большое влияние на правовые системы многих других стран.
- Наполеон очень много сделал для усовершенствования системы образования и потратил на это больше средств, чем на что-либо другое: он учредил лицеи, степень бакалавра, а также Высший педагогический институт (Эколь Нормаль Сюперьёр) все это сохранилось в системе французского образования до наших дней.
- Еще одна группа долговременных реформ была направлена на создание эффективного, существенно централизованного государственного аппарата, что позволило Парижу осуществлять строгий контроль над остальной частью государства даже в большей степени, чем это было при Людовике XIV.
- Наполеон (Napoleon Bonaparte) заменил власть местных органов управления на префектов, которые отчитывались лично перед ним, превратил судей в государственных служащих, изменил систему налогообложения и основал Банк Франции.
- Наполеон намеревался превратить Париж в самый прекрасный город Европы, «столицу столиц», поэтому сконцентрировал здесь большую часть своих общественных начинаний и прекрасных сооружений.
- При нем вдоль берегов Сены на протяжении более 3 километров были построены каменные набережные, что должно было защитить город от наводнений, также были построены три новых моста через реку, сооружены каналы и водохранилища, обеспечивающие город и поныне действующей системой водоснабжения.
Наполеон построил Триумфальную арку, Арку Карузель и расширил дворец Лувр. Он задумал создать храм славы своей Великой Армии в незаконченном здании, которое по окончании строительства (при Людовике XVIII) превратилось в церковь Мадлен, и перестроил фасад находящегося напротив Бурбонского дворца (здание Национального собрания Франции) в соответствующем романском стиле, чтобы он гармонировал с фасадом церкви.
Наполеон проложил также длинную прямую улицу Риволи и улицу де-ла-Пэ и ввел новую систему нумерации домов (которая используется до сих пор) нечетные на одной стороне, а четные на другой; там, где улицы шли параллельно Сене, нумерация соответствовала направлению течения реки, в прочих случаях нумерация домов начиналась в том конце улицы, который был ближе к реке.
Неуемная энергия Наполеона проявлялась как в мирной жизни, так и в военных походах. В начале 1800-х годов он вернулся на родину, одержав череду блестящих военных побед, а к 1809 году покорил территорию, которая простиралась от юга Италии до Балтийского моря, что превратило Францию в гораздо более обширную империю, чем при Людовике XIV и Карле Великом.
Однако Наполеон переоценил силы своей армии, когда в 1812 году решился пойти походом на Россию. Здесь его ждала настоящая катастрофа. Русские войска отступали, постепенно вовлекая французскую армию вглубь России.
Когда французы достигли Москвы, в городе почти не осталось жителей, и везде были пожары. Наполеон был вынужден оставить город, а на обратном пути десятки тысяч его солдат погибли от жуткого холода русской зимы. Из четырехсот тысяч солдат (половина которых была призвана на службу из покоренных земель) домой вернулись не более двадцати тысяч человек.
Последующие поражения, нанесенные наполеоновской армии коалиционными войсками основных европейских держав, привели к тому, что в марте 1814 года российские, прусские и австрийские войска вошли в Париж (это было первое вторжение в город после 1429 года, когда сюда вошли английские войска).
Наполеон вынужден был отказаться от трона, и королем Франции стал Людовик XVIII, брат казненного Людовика XVI. Уже находясь в изгнании на итальянском острове Эльба, Наполеон предпринял последнюю отчаянную попытку вернуть себе власть.
- Покинув остров, он прибыл в Париж и стал собирать свою армию, но, как выяснилось, только для того, чтобы подвергнуть ее последнему поражению у местечка Ватерлоо 18 июня 1815 года, впоследствии чего на троне вновь оказался король Людовик XVIII.
- Больше фотографий Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) тут: Фотогалерея
Источник: https://www.vparis.net/kratkaya-istoriya-parizha/epokha-napoleona-napoleon-bonaparte.html
Лувр
Более 700 лет насчитывает Лувр, ранее — средневековая крепость, потом дворец королей Франции и сегодня — всемирно известный музей.
Средневековая крепость была построена Филиппом Августом в конце XII века. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.
Строительство Лувра началось в конце XII века, а закончилось во второй половине XIX. Работы по его перестройке продолжаются до настоящего времени.
Король Филипп Август перед тем, как отправиться в Третий Крестовый поход, приказал заложить крепость для защиты западного подступа к Парижу. Лувр был задуман как оборонительное сооружение, а не как королевская резиденция.
Само слово «Лувр» происходит, как полагают, от слова «lower» — крепость на языке франков.
Древний Лувр Филиппа Августа представлял собой громадное сооружение, центральную башню которого окружали еще двадцать три мощных башни, не считая многочисленных башенок.
Постепенно Париж заселялся за крепостной стеной. Король Карл V вынужден был строить новые укрепления. Перестройку Лувра он поручил архитектору Реймону де Тамплю, прославившемуся своим умением в геометрии.
Лувр превратился в королевскую резиденцию, надежно защищенную крепостной стеной. Часть крепости была приспособлена под королевские покои, в одной из башен разместилась королевская библиотека.
Башня, которая носила название «Книжной», находилась на том месте, где сейчас находится так называемая «Часовая башня»
Виктор Гюго писал о жизни королей в Лувре, что она была намного проще, чем, казалось, должна быть. На доме, где жил король, помещались голубятни, в садах выращивались овощи, и никакой особой роскоши не было. Лувр времен Карла V походил на сказочный замок.
При короле Франциске I в 1546 году началась перестройка Лувра, определившая его современный облик. До этого, по установившейся традиции, французские короли жили вне Парижа.
Франциск I дал обет перенести свою постоянную резиденцию в Париж, так как именно этот город внес большую часть выкупа за него, когда он находился в плену.
На этот раз перестройку Лувра поручили архитектору Пьеру Леско, чье имя до сих пор носит левое крыло дворца.
Перестройка шла в стиле эпохи Возрождения. Скульптурные изображения божеств, гениев Славы, Войны и Мира, военные атрибуты и трофеи, так же, как и фриз — созданы Жаном Гужоном, которого не зря называли французским Фидием.
Король Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы по украшению Лувра. При нем на фасаде Лувра появляется королевский вензель с короной.
На некотором расстоянии от начальной буквы имени короля «Н» (Henri) — изображения двух полумесяцев, расположенных таким образом, что если их приблизить к «Н», то получится или буква «С», или буква «D».
Это начальные буквы двух женских имен, дорогих Генриху II: его жены Екатерины Медичи и возлюбленной Дианы де Пуатье.
В Малой галерее Лувра находится «окно Карла IX». Предположительно из него в ночь святого Варфоломея 23 августа 1572 года король собственноручно стрелял в гугенотов.
Гугеноты, приглашенные во дворец и предварительно обезоруженные, оказались в мышеловке — все выходы из Лувра были закрыты и они были лишены возможности защищаться. В ужасе они бросились внутрь дворца, стараясь спастись от верной гибели.
.. В эту ночь кровь потоками текла по ступеням дворца, и стены Лувра были красными от пролитой крови. По собственному признанию Карла IX, всю жизнь его мучили кошмары — «эти искалеченные тела, эти обезображенные, покрытые кровью лица».
В Лувре при Карле IX был построен парк-зверинец. Его наследник Генрих III любил наблюдать из окон своих покоев кровавые бои животных, например, львов с собаками-догами. Зверинец просуществовал до того дня, пока Генриху III не приснился сон, что он будет растерзан животными. В тот же день всех животных по приказу короля перестреляли.
Во дворце существует не только «окно Карла IX», но и «лестница Генриха IV». Смертельно раненного во время прогулки короля привезли в Лувр и положили у лестницы, на том месте, где сейчас вход в службы хранения музея. Король пришел в себя на несколько минут, ему дали глоток вина. Он открыл на секунду глаза, чтобы сразу же закрыть их навсегда.
В XVI веке вход в Лувр был разрешен всем —при непременном условии быть прилично одетым и обязательно передвигаться пешком. Верхом имели право въезжать только принцы крови, королевская семья въезжала верхом или в каретах.
В этом же веке нижний этаж Большой галереи был отдан под мастерские ремесленникам. Одно время там располагалась мануфактура гобеленов, там же был устроен Монетный двор, который посетил Петр I во время своего пребывания в Париже.
- При сыне Генриха IV, Людовике XIII, продолжившем «грандиозный замысел» своего отца, Лувр окончательно потерял вид средневекового замка и увеличился почти в четыре раза.
- Под руководством архитектора Лемерсье строится здание, симметричное крылу Пьера Леско (сейчас эта часть Лувра носит название Сюлли).
- Королевские вензеля на фасаде здания, прилегающего к крылу Сюлли, указывают период, когда была построена эта часть Лувра: переплетенные буквы «L» и «А», начальные буквы имен Людовика XIII и королевы Анны Австрийской, буквы «L» и «МТ» — Людовика XIV и королевы Марии-Терезии.
Во время правления Людовика XIII его премьер-министр кардинал Ришелье выделил в Лувре специальные покои своему другу и советнику Теофрасту Ренодо, издателю первой в истории газеты, которая так и называлась «Газета», вероятно, пото му, что стоила так же дешево, как и в Венеции. В начале XVII века в Венеции самая мелкая монета называлась «gazetta» и на нее можно было купить уличный листок, который и стал называться газетой.
После смерти Людовика XIII Лувр был уже не средневековым замком, но он еще полностью не стал королевским дворцом и длительное время представлял собой обширную, наполовину заброшенную стройку.
Король Людовик XIV не любил Лувра, там он не чувствовал себя в безопасности. В надежде оградить себя от народных бунтов он начал строить Версаль. Но прежде чем окончательно покинуть Лувр, он распорядился продолжить работы по его реконструкции.
Под руководством архитектора Луи Ле Во заканчивается строительство Квадратного двора.
Что же касается парадного входа, он должен был быть соответственно оформлен. Проекты по украшению фасада, представленные архитекторами Луи Ле Во, Жаком Ле-мерсье и Франсуа Мансаром, приняты не были. Специально из Италии приглашается кавалер Джованни Лоренцо Бернини, знаменитый архитектор, один из создателей собора Святого Петра в Риме.
Его проект не понравился королю, но никто, даже сам Людовик XIV, не рискнул сказать об этом итальянцу. Король необычайно почтительно относился к кавалеру Бернини. Великий архитектор предложил снести все, что было построено до него, и заново перестроить фасад.
Чтобы не обидеть приезжую знаменитость, была устроена даже церемония закладки первого камня. Затем Бернини отправили домой, предварительно осыпав почестями и наградами.
В конечном результате утвердили проект Клода Перро, медика по образованию и любителя архитектуры, брата известного сказочника Шарля Перро. Началось строительство колоннады, но вскоре оно опять прервалось. Людовик XIV все свое внимание уделял постройке королевского дворца в Версале.
Лувр в это время превратился в своего рода общежитие. В нем поселились не только придворные, но и разного рода неизвестно откуда взявшиеся люди. Обширные внутренние помещения были приспособлены под квартиры, дворцовые стены прорублены для отвода дымовых труб. Квадратный двор заполнился разными пристройками, лавочками и кабаками, там сушилось белье и дымились трубы.
Одновременно в Лувре жили поэты, ученые, писатели…
Академия художеств начала устраивать ежегодные выставки работ в салоне королевских дворцовых покоев, и с того времени до наших дней подобные выставки стали называться Салонами.
Наконец работы по перестройке Лувра возобновляются.
В 1664—1674 годах возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра.
Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца.
Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли. На лице Короля-Солнца (портрет работы Ш. Лебрюна) — презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении — портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой довольно скучные образцы академического классицизма.
Инициативы короля Людовика ХР/ способствовали формированию художественной коллекции Лувра. В 1662 году по распоряжению министра Ж.-Б.
Кольбера из простой мастерской красильщиков шерсти в предместье Парижа была создана «Королевская мануфактура меблировки» или мануфактура Гобеленов, где производились не только тканые ковры — шпалеры, но и мебель, мозаика, изделия из бронзы. С 1664 года действовала мануфактура Бове, с 1665 — Обюссон, с 1624 — Савоннери.
На рубеже XVII—XVIII веков французское искусство, по впечатлениям современников, создавало ощущение безудержной роскоши и великолепия. Огромные «картинные» гобелены с пышными бордюрами — гирляндами цветов и фруктов, эмблемами и картушами, с вплетенными мерцающими золотыми и серебряными нитями, занимали все стены.
Они не только соответствовали характеру интерьеров «Большого стиля», но задавали им тон. Главным художником мануфактуры Гобеленов был Ш. Лебрюн. Самая знаменитая серия шпалер по его картонам — «Месяцы, или королевские замки» (1666), в которой Лебрюн успешно соединил классический стиль Рафаэля с барочной пышностью Рубенса.
С 1668 по 1682 год серия из двенадцати ковров повторялась семь раз. Прославились и другие серии, также по картонам Лебрюна, «История Людовика XIV», «Стихии, или Времена Года», «История Александра Македонского». Такого обилия шедевров декоративного искусства Франция еще не знала.
Во время Второй Республики была сделана попытка превратить Лувр в Народный дворец.
Император Луи Наполеон III, решив завершить строительство Лувра, поручил работу архитекторам Луи Висконти и Лефюэлю. Считается, что строительство Лувра было закончено в 1857 году.
Королевский дворец стал музеем в 1793 году, после революции, хотя французские короли всегда охотно показывали свои коллекции. Вход в Лувр был открыт для широкой публики. В Большой галерее, «которая длиннее и огромнее всех галерей на свете, — писал в 1790 году Н.М. Карамзин, — …должен быть королевский музей, или собрание картин, статуй, древностей, рассеянных теперь по разным местам».
В настоящее время в Луврском дворце размещено несколько музеев, или отделов: Древнего Востока, Египта, греческих и римских древностей, мировой скульптуры и живописи.
Луврский дворец в течение веков не прекращал увеличиваться в размерах, но был мало приспособлен для экспозиции и хранения произведений искусства.
В 1983 году был принят проект его реконструкции по превращению его внутренних помещений из дворцовых в музейные, представленный американским архитектором китайского происхождения Мин Бэем, создателем Национальной галереи в Вашингтоне и Художественной в Бостоне.
Внешний вид архитектурного ансамбля Лувра существенно изменился — появилась Большая пирамида. По словам архитектора Мин Бэя, «пирамида может быть понята и оправдана только как видимая на поверхности часть подземной архитектуры, вызванная необходимостью перестройки Лувра в музейных целях.
Она представляет собою зримый венчающий элемент “погребенной архитектуры”, как купол здания, подчиняющийся внутренней и неопровержимой логике».
Коллекция Лувра включает экспонаты, датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное предназначение музея.
Окруженная фонтанами, Пирамида архитектора Мин Бэя у входа в новый музей явилась очень небольшой частью уникальных работ по обновлению и расширению.
Дорога была проложена под землей, сад Карусель переобустроен, а террасы, покрывающие улицу Лемон, ера, образовали целый участок, примыкающий к садам Тюильри, которые также были полностью реконструированы.
По решению президента Франсуа Миттерана 5000 служащих министерства финансов из северного крыла Лувра были переведены во дворец Берси (в восточной части Парижа). В результате высвободились 22 000 кв. м выставочной площади, и началась вторая стадия проекта.
В день двухсотлетия луврского музея, 18 ноября 1993 года, Франсуа Миттеран торжественно открыл Крыло Ришелье.
В нем хранятся уникальные коллекции: французских скульптур и экспонатов, относящихся к восточной Античности и Исиусству ислама; особенно интересны те произведения, которые создавались при дворе Хорсабада.
- Один из залов Лувра
Мона Лиза
Первый этаж посвящен прикладному искусству, на втором этаже размещается фламандская и датская живопись, которая хорошо смотрится благодаря новому естественному освещению. На этом же этаже начинается галерея французских художников.
Однако полная программа обновления Великого Лувра не закончена. Особенностью ее остается многократное расширение площади. С одной стороны, предполагается переустройство галерей музея, с другой — размещение различных музейных научных и образовательных служб в луврском дворце.
Загадка улыбки Моны Лизы
Одной из причин завораживающего воздействия знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, помимо загадочной улыбки, является ее взгляд, который направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился.
Как сообщает газета «Кларин», ссылаясь на английскую «Ивнинг стандард», к такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли.
По информации «Кларин», недавно ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что на портрете изображена была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Об этом еще во второй половине XVI века написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари. Существовали и другие версии на этот счет.
Согласно одной легенде, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Д’Эсте, подругой — написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины.
Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет.
В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
- Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра «Джоконду», чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни.
- Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.
- Исследования американцев
Кристофер Тайлер и Леонид Концевич из научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско уверены, что тайна знаменитого произведения Леонардо да Винчи кроется в нас самих. Улыбка Моны Лизы в целом нейтральна.
Как же получается, что люди, стоящие перед портретом, находят в ней и очарование, и иронию, и насмешку над наблюдателем, и сдержанную радость и даже легкую грусть.
Откуда такое разнообразие эмоций в ничего не значащем вроде бы выражении лица?
Все дело в психологии нашего восприятия, говорят исследователи, и в спорадических шумах, которые возникают в нашей «видеосистеме». Это колебания в числе фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, непосредственная ложная активация абсорбирующих пигментов, шумы в работе нейронов, которые несут визуальные сигналы в мозг.
В результате картинка чуть искажается и кажется нам тем более разной и живой, чем больше времени мы на нее смотрим. А ведь посетители галереи именно этим и занимаются — подолгу стоят перед картиной, пытаясь разгадать ее тайну. И обманывают сами себя.
Ученые для проверки версии создали программу, которая вводила случайный визуальный шум — эквивалент снега, замеченного на ужасно настроенном телевизоре, в изображение полотна да Винчи.
Случайные пятнышки, естественно, чуть меняли мелкие детали в ее улыбке. Они спросили 12 человек, как они оценили получающееся выражение лица Моны Лизы.
И получили массу оценок — от «грустного» до «счастливого».
Возможно, говорят исследователи, Леонардо знал об этом эффекте человеческого восприятия. Это одно из объяснений, почему его живопись настолько проникновенна.
Следующая глава
Источник: https://info.wikireading.ru/31964
Вклад Наполеона в Лувр
Вряд ли на нашей планете найдется человек, который ничего бы не слышал об одном из самых крупнейших музеях мира — Лувре. Этот музей находится во Франции, в городе Париже. В Лувре собраны экспонаты самых различных мировых культур, собранных со всего света.
Небольшая изначально коллекция Лувра получила довольно большое пополнение за счет конфискованных у знати скульптур и картин. Кроме того, постоянно воюя в те времена, французские солдаты свозили в Лувр со всех завоеванных территорий Европы и других стран бесценные предметы искусства в качестве военных трофеев.
Постоянными походами тогда руководил Наполеон Бонапарт, который изначально был генералом революционной армии, затем стал первым консулом Республики, и, наконец, императором Франции.
В самый рассвет славы императора Лувр был переименован в музей Наполеона. Тогда же Наполеон начал строительство еще одного крыла здания музея.
Затем по приказу Наполеона на площади между Тюильри и Лувром была построена Триумфальная арка.
Самый весомый вклад в коллекцию Лувра Наполеон сделал в 1798 году, когда еще был генералом во время попыток завоевать Египта. В ту экспедицию Наполеон взял целый штат ученых всех областей. После неудачной попытки завоевания Бонапарт покинул Африканские берега, но ученые продолжали трудиться там.
Тот поход Бонапарта привнес в Европу новую моду — на древнеегипетскую культуру. Тогда же одному известному деятелю удалось раскрыть секрет египетских иероглифов, позднее он открыл в Лувре новый отдел, посвященный античному древнеегипетскому искусству.
Огромный интерес посетители проявляли к этому отделу, который к нашему времени стал практически самостоятельным музеем внутри Лувра.
Со временем в нем появлялось все больше предметов искусства Древней Греции, среди которых можно увидеть папирусы, статуэтки, стелы, драгоценности, предметы быта и посуда, саркофаги, настенные росписи и украшения.
Все эти предметы поведали ученым, а затем посетителям музея о том, какими были древние египтяне, каким был их быт, сельское хозяйство, о том, кто такие фараоны и какова их религия, для чего были созданы пирамиды и что за река Нил, протекающая по территории Египта.
На сегодняшний день египетская коллекция Лувра считается одной из самых больших и разнообразных в мире. Наполеон не сумел завоевать Египет территориально, но в результате его похода стала пополняться коллекция Лувра.
Источник: http://www.muzzeum.net/vklad-napoleona-v-luvr/
Национальный художественный музей Лувр в Париже
Король Карл V (годы правления 1364-1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи этим замок был расширен и переделан.
В 1541 году, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-1574 годах по проекту известного архитектора французского Возрождения Пьера Леско создано одно из лучших сооружений эпохи. В 1578 году, в связи с предпринятым Екатериной Медичи строительством дворца Тюильри, было начато строительство галереи, соединившей Лувр с новым дворцом.
С 1595 года начались работы по надстройке этой первоначально одноэтажной галереи. С 1624 года по проекту архитектора Жака Лемерсье создается композиция замкнутого прямоугольника «Старого Лувра», заключающего квадрат внутреннего двора. Работы Лемерсье были продолжены Луи Лево и Клодом Перро, построившими колоннаду восточного фасада, часть южного фасада.
С 1674 года Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены.
С 1672 года в королевском дворце размещались Королевская академия живописи и скульптуры и созданная в 1671 году Королевская академия архитектуры. С этого же времени в южной галерее формируется собрание картин.
Хранителем картинной галереи был назначен «первый живописец короля» Шарль Лебрен. С 1737 года в одном из залов Лувра – Квадратном салоне стали проводить большие художественные выставки.
- С началом французской революции в 1789 году Лувр использовали для национальных собраний.
- 10 августа 1793 года в Большой галерее открылась выставка картин, конфискованных революционерами у аристократии, и Лувр стал общедоступным музеем.
- В годы Первой империи архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен надстроили второй этаж в южном и северном крыльях Квадратного двора, продлили северную галерею, замкнув площадь Карузель, и возвели в ее центре триумфальную арку в честь военных побед императора Наполеона.
При Наполеоне Бонапарте художественные собрания Лувра особенно интенсивно пополнялись, большая часть из них была захвачена во время войн, некоторые произведения искусства император покупал. По замыслу Бонапарта, «Музей Наполеона» должен был превзойти все художественные собрания в мире. В результате Египетского похода Бонапарта (1798-1799) значительно расширился отдел древностей музея.
После падения Наполеона многие похищенные произведения искусства пришлось вернуть. После реквизиций 1815 года Лувр несколько опустел, но его собрание значительно пополнилось в 1817 году за счет перенесения в его залы экспонатов ликвидированного Музея французских памятников.
В 1939 году с началом Второй мировой войны коллекции музея были эвакуированы. Лувр вновь открылся в сентябре 1940 года.
В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал проект «Большой Лувр», по которому музею отдавались все помещения бывшего дворца.
Для этого министерство финансов, размещавшееся в крыле Ришелье, переехало в новые помещения.
Корпус Ришелье, выходящий на улицу Риволи, по новому проекту, был капитально перестроен, а в двух внутренних дворах, перекрытых стеклянными куполами, разместились произведения скульптуры из королевских парков Версаль и Марли.
В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д'Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала, построенного в 1900 годах. Сюда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 года по 1914 год.
В 1989 году американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей при участии французских мастеров Мишель Макари и Жана Мишеля Вильмота соорудил в центре двора Наполеона стеклянную пирамиду, контрастирующую с историческим сооружением. Под пирамидой был открыт новый главный вход в музей, где разместились рекреации, магазины, лекторий, служебные помещения.
1 января 1993 года Лувр стал государственным учреждением при министерстве культуры.
В Лувре представлены произведения западноевропейского искусства от средних веков до 1848 года, древние цивилизации. Коллекции разделены на несколько отделов: живопись, графика, скульптура, египетские древности, греческие, этрусские и римские древности, восточные древности,
Экспозиция Лувра огромна. Здесь можно увидеть произведения Древнего Египта и Месопотамии: статую писца Каи, крылатых быков из Хорсабада и ассирийские рельефы. Из шедевров античной скульптуры – архаическую статую Геры Самосской, фрагмент фриза Парфенона, статуи Боргезского бойца, Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
В разделе скульптуры хранятся фигуры «Рабов» Микеланжело, произведения французского Средневековья и «Нимфа Фонтенбло» работы Бенвенуто Челлини. В экспозиции живописи – картины Жана Клуэ, Жана Антуана Ватто, Жака Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа и др.
Итальянская школа представлена картинами Паоло Уччелло, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи. Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре – пять картин Леонардо да Винчи, в том числе знаменитая «Джоконда». Это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника.
На втором этаже корпуса Ришелье воссоздана Галерея Медичи, где размещены 24 полотна Питера Пауля Рубенса.
В специальных разделах демонстрируются произведения декоративного и прикладного искусства: шпалеры, эмали, мебель, изделия из золота и слоновой кости, бронзы, фаянса и фарфора.
В сентябре 2012 года в Лувре в новых галереях на площади пять тысяч квадратных метров открылся отдел, посвященный исламскому искусству. Здесь размещено около трех тысяч экспонатов, охватывающих историю искусства исламского мира от Испании до Индии с VIII по XIX век.
4 декабря 2012 года в рамках проекта «Большой Лувр» был открыт первый филиал Лувра – Лувр Ланс, расположенный в северном городке Франции на площади около 20 гектаров. Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1,7 тысячи квадратных метров и театр на 300 мест.
Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa. Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включила 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи.
В музее в Лансе работает полупостоянная выставка «Галерея времени», на которой представлены более 200 произведений, отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа.
В 2015 году откроется филиал Лувра в ОАЭ — «Лувр Абу Даби», расположенный на острове Ас Саадият в пригороде эмиратской столицы. В 2013 году музей показал публике экспонаты, уже приобретенные правительством Абу Даби для будущей экспозиции.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20130810/955156819.html
Лувр
Марк САРТАН
Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене.
Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище.
Впрочем, на этот счет существует множество версий.
Средневековая крепость
Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков.
Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня.
Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.
План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц
У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.
История строительства Лувра
Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить.
Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени.
Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Миниатюра «Октябрь». 1409–1416
После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок.
Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо'льшую часть выкупа.
В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.
Вновь королевский дворец
Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти.
Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г.
возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.
Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.
Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.
Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор.
Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами.
Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.
Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов
Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.
Восточная колоннада
Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.
Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.
Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.
Кольбер хотел убить одновременно нескольких зайцев. Во-первых, Людовик XIV получал в свое подчинение прославляющих его художников – кто платит, тот и заказывает музыку.
Во-вторых, результаты их деятельности служили величию Франции в Европе, утверждению ее ведущей культурной роли.
В-третьих, было положено начало дошедшей до нас традиции верховенства Франции в производстве и экспорте предметов роскоши.
Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».
Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства.
Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства.
Кончились эти проблемы революцией.
В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.
Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени.
Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени.
Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.
Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.
Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств.
Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.
Лувр. Восточная колоннада
В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро.
Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж. Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру.
Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.
Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург
Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени.
Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен.
Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.
В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Необычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.
Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным.
Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину.
Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.
Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.
Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.
Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.
Двор Наполеона
Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в.
, в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле…
Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).
Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор, в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой
Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра.
Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса.
Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.
«Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку.
Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».
Лувр. Двор Наполеона
С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным»… А это ли не благородная задача?
Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.
Дворец Тюильри
Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.
В 1564 г. его начала строить Екатерина Медичи, вдова убитого на турнире Генриха II, которая не хотела жить там, где все напоминало о погибшем муже. Тогда же дворец получил свое название, поскольку был построен на месте фабрики по производству черепицы (фр. tuile). Здесь жил Людовик XIV, пока строился его любимый Версаль, а в 1789 г.
революционные массы заставили вернуться сюда из того же Версаля его прапраправнука Людовика XVI. Тремя годами позже разгоряченная толпа штурмовала Тюильри, желая королевской крови. Находившийся под защитой лишь своих швейцарских гвардейцев Людовик XVI попытался задобрить восставших.
Он отдал приказ не применять против них оружия, после чего скрылся, оставив своих защитников на растерзание бунтовщиков.
Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».
А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.
Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901908