Обычно про Венецию говорят, что это город романтиков, влюбленных и поэтов. Но, на мой взгляд, Венеция — это город живописи. В первую очередь Венецию хочется запечатлеть, увезти с собой изображение какого-либо уголка прекрасного города.
Как же образовался столь красивый город, не похожий ни на один в мире? До VI века на месте Венеции были островки, а бежавшие с материка первые поселенцы строили на них дома. Затем соединяли их между собой вбитыми в ил сваями и искусственными мостовыми. На протяжении веков соединили 118 островов, для этого было построено около 400 мостов.
Расцвет Венеции случился в эпоху Ренессанса. В этот время Венеция стала крупным торговым городом, развивалось производство предметов роскоши (зеркал, кружева, стекла, ювелирных изделий, сукна и шелка), часто проводились различные торжественные церемонии, представления.
Богатые путешественники приезжали со всех концов Европы, каждый мечтал приобрести картину, рисунок или гравюру с пейзажем города. В Венеции существовала своя живописная школа, выдающиеся художники которой известны во всем мире.
Вернувшись из Венеции, я рассматривала полотна великих живописцев и, вспоминая город, поразилась, насколько неизменной осталась Венеция спустя века. Постараюсь показать это наглядно, сравнив знаменитые картины и свои современные фотографии.Легендарный венецианский мастер ведуты (видовой живописи) Джованни-Антонио Каналетто (1697–1768).
Fluorlight
«Вид на собор св.Марка и дворец дожей», А. Каналетто
Fluorlight
2012
Fluorlight
«Большой канал вид с дворца Бальби в сторону моста Риальто»,1724, А. Каналетто
Fluorlight
2012
Крупнейший представитель «фантастической ведуты» Франческо Гварди (1712–1793).
Fluorlight
«Мост Риальто и дворец Камерленги»,1763, Ф. Гварди
Fluorlight
2012
Fluorlight
«Пьяцца Сан-Марко и вид на базилику»,1760, Ф. Гварди
Fluorlight
2012
Fluorlight
«Дож Венеции прибывает 21 ноя на фейверк в память окончания чумы 1630», Ф. Гварди
Fluorlight
2012
Не обходили своим вниманием Венецию и художники из других стран. Федерико Дель Кампо (1837-1927) — перуанский художник.
Fluorlight
«Canale San Giuseppe», Ф. Кампо
Fluorlight
2012
Fluorlight
«Дворец дожей», Ф. Кампо
Fluorlight
2012
Fluorlight
Ф. Кампо
Fluorlight
2012
Fluorlight
«Освещенная солнцем венецианская заводь», Ф.Кампо
Fluorlight
2012
Бельгийский художник Франсуа Антуан Боссюэ (1798-1889).
Fluorlight
«Le grande Canal Venise», 1878, Ф.Боссуэ
Fluorlight
2012
Питер Элленшоу (1913-2007).
Fluorlight
Питер Элленшоу
Fluorlight
2012
Ну и, конечно же, русский художник — Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Fluorlight
Иван Айвазовский
Fluorlight
2012
Источник: https://turbina.ru/guide/Venetsiya-Italiya-119537/Zametki/Zhivopisnaya-Venetsiya-na-polotnakh-i-v-sovremennosti-74050/photo1941701/
Самостоятельно по Венеции (Часть 2 — Гранд-канал и мост Риальто)
22-ой отчет. (О втором путешествии по Италии). Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете, я рассказал, о том как осмотрел в первый день главные достопримечательности Венеции, о чем можно прочитать — здесь — » Самостоятельно по Венеции. (Часть 1 — плошадь Сан-Марко и Дворец Дожей).
Продолжу последовательно.
14-ый день путешествия. — 27 июля.
- В этот день я планировал с утра пройтись на водном такси (кораблике) Венеции, которое называется вапоретто по Главному каналу городу, посмотреть несколько достопримечательностей до обеда и уехать позагорать и покупаться на остров Лидо.
- О маршрутах вапоретто я написал подробно — здесь.
- Гранд канал или Большой Канал — это самый известный канал Венеции, при этом в строгом понимании каналом не является, так как не является искусственно прорытым сооружением, а это всего лишь бывшая мелкая протока между островами лагуны, одним из которых является Риальто.
Канал проходит через весь город. Начинается он с лагуны у железнолорожного вокзала Санта-Лючия и повторяет перевернутую букву S и, завершается соединяясь с каналами Сан-Марко и каналом Джудекка. Именно от вокзала Сан-Лючия я сел на вапоретто, а так как у меня был недельный проездной, то я мог бесконечно ехать и любоваться дворцами расположенными вдоль Гранд-канала
-В самом начале канала стоит церковь делья Скальци — в переводе — церковь Босоногих (на фото внизу), рядом с ней переброшен одноименный мост, сооруженный в 1934 году.
-Далее слева отходит канал Каннареджо
-Длина Гранд-Канала 3800 метров, ширина от 30-до 70 метров, глубина 5 метров — вода в канале морская. Многие туристы жалуются на запахи из каналов — я вообше не почуствовал, а может у меня слабое обаяние. А так, как вода морская и соленая, то она все быстро растворяет, особенно биологические остатки.
-На Гранд-канале сосредоточены самые красивые здания Венеции. Именно из-за этого, сами венецианцы называют его — Каналом -дворцом.
-На берегах Гранд-канала расположено более ста дворцов!!! Построены в 14- 18 веках.
-Набережной у Гранд-канала фактически нет и ее заменяют фасады домов, выходящих на канал. Эти дома построены на сваях и имеют два выхода — на сушу и на воду.
-Внизу на фото — дворец-Ка д»Оро («Золотой дворец») — авторы проекта- зодчие Бартоломео Бон и Маттео Раверти, построен в — 15 веке. Фасад отделан белым мрамором и элегантными оконными проемами, арками и зубцами. Будучи одним из самых ярких представителей венецианской готики эпохи Кватроченто, дворец носит имя из-за золотого декора, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.
В его интерьерах расположена — Галерея Франкетти, в которой находятся картины Беллини, Тициана, Кариаччо и других венецианских художников.
-Когда я проходил Гранд -канал впоследствии поздно вечером, почти ночью, то действительно можно заметить, что половина дворцов- темные — в них не горит свет, в них никто не живет и население островной Венеции постоянно уменьшается!
-Незаметно мы подошли к мосту Риальто. Поскольку основное движение сосредоточено вдоль канала, то через него проложены всего четыре моста — мост Риальто, мост Академии, мост Скальци и мост Конституции между железнодорожным вокзалом и площадью Рома, от которой отходят почти все маршруты вапоретто.
-Мост Риальто является самым древним и самым первым мостом перекинутым через Гранд-канал. Первоначально он был деревянным и неоднакратно разрушался во время мятежей.
В 1444 году мост рухнул, а построенный новый мост имел механизи, который позволял его разводить для прохода судов.
-В 16 веке городские власти решили построить каменный мост и объявили конкурс на лучший проект, в котором участвовали — Микеланджело, Сансавино, Палладио и другие выдающиеся мастера эпохи Возрождения. Победил в конкурсе Антонио де Понте, завершивший в 1592 году порученное ему дело.
-С самого моста Риальто открываются отличные виды на Гранд-канал
-До 1854 года мост Риальто был единственным мостом через Гранд-канал
-На мосту из покон веков расположены 24 живописные лавки, разделенные в центре двумя арками. Благодаря прекрасной панораме — здесь постоянно находятся туристы, художники и фотографы.
-Высота центральной части моста Риальто — 7,5 метров, длина 28 метров, при строительстве моста в канал было вбито более 12 тысяч свай!
-Я немного прошелся по узким улочкам возле моста Риальто
-Вот она настоящая Венеция — с гольдельерами и суперузкими каналами.
-Далее я снова продолжил свой путь на вапоретто от моста Риальто
-Здесь Гранд-канал заворачивает и расширяется
-Водную гладь канала постоянно пересекают вапоретто, гандолы, барки и иные суда.
-Внизу на фото — дворец Корнер-Ка Гранда («Великий дворец»), иначе палаццо Карнер, представляет собой классическую постройку архитектора Якопо Тратти, прозваннного Сансавино — внушительный размер дворца стал причиной его названия. Построен в 1535 году, в настоящее время здесь расположена префектура Венеции.
Подходим к мосту Академии — это самый южный мост на Гранд-канале и соединяет Галерею Академии с районом Сан-Марко, построен в 1857 году архитектором Альфредом Невиллом в виде оригинальной стальной конструкции. В 1934 году архитектор Миоцци создал временный мост вместо металлического, который и стоит до сих пор.
-Правый берег Гранд-канала завершается монументальным собором Санта-Мария делла Салюте, построенный в 17 веке.
-У этой церкви Гранд-канал завершается и соединяется с каналом Сан-Марко
-Вапоретто продолжило свой путь к площади Сан-Марко
-Вскоре показался и дворец Дожей
-У дворца Дожей я пересел на вапоретто, которое шло на остров Лидо и через 20 минут, я уже оказался на этом острове, где есть неплохой городской пляж Венеции, на котором я отдохнул и покупался в теплом Адриатическом море (отчет о пляже и острове Лидо можно прочитать -здесь —«Самостоятельно на городской пляж Венеции»
-Вернулся я в Венецию вечером — бродил по романтичным улочкам этого города
-И смотрел на вечернюю жизнь Венеции
-На набережной у дворца Дожей уже появилась луна
-Так завершился мой второй день в Венеции, продолжение в следующем отчете, который можно прочитать — здесь — » Самостоятельно по Венеции. ( Часть 3- районы Сан-Поло и Досодуро)
7 дней по Венеции — пешком и на вапаретто
Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_13399
Мост Риальто в Венеции: история и легенды | Италия для италоманов
Город на воде с множеством каналов восхищает туристов своей непередаваемой, притягательной атмосферой. Мост Риальто в Венеции считается одним из ее символов, своеобразной визитной карточкой.
Он соединяет два берега Гранд канала и является самым известным, популярным и наиболее древним относительно других, не менее прекрасных венецианских мостов. Чудная пешеходная переправа через Гранд канал расположена в самой узкой его части.
Пройтись по ней стремятся не только вновь прибывшие, но и те, кто приезжает сюда далеко не в первый раз. С моста открывается незабываемый вид на главную водную артерию города. Кроме того, на нем расположено пару десятков сувенирных и ювелирных лавок.
Цены здесь, конечно же, кусаются, но товар непременно находит своего покупатели, поэтому продавцы, как правило, не жалуются.
История моста Риальто
Первая переправа через Гранд-канал появилась именно в этом месте Венеции. В 1181 году она представляла собой понтонный мост с плавучими опорами, который получил название Монетного, или Понте-делла-Монета.
Одни утверждают, что столь необычное имя является результатом того, что за проход через него взимались монеты, а другие уверены, что связано оно было с находившимся неподалеку монетным двором.
Авторство деревянных опор для Понте-делла-Монета приписывают Николо Баратьеро, принимавшему активное участие в обустройстве Венеции во второй половине 12 века.
Деревянный мост Риальто. ок. 1500 г
Довольно быстро Монетный мост стал популярным благодаря расположенному рядом рынку Риальто, поэтому нагрузка на него существенно возросла. Было решено полностью заменить конструкцию на более прочную, деревянную.
В середине 13 века появился новый мост, состоящий из двух поднимающихся пандусов. Такое решение позволило организовать проход по каналу высоких судов. Теперь мост стали называть Риальто, ассоциируя его уже с соседним рынком. В дальнейшем деревянная конструкция то горела (1310г.
), то рушилась под тяжестью зевак, пришедших посмотреть на регату, или же на невесту одного из маркграфов (1444г.), то не выдержала напора толпы при проведении торжественного мероприятия, посвященного императору Фридриху III (1468г.).
Несмотря на то, что очередной деревянный мост Риальто имел более прочную основу, в 1524 году он вновь рухнул во время регаты.
Проект каменного моста Риальто работы Андреа Палладио
Джованни Антонио Каналь (Каналетто). Картина-фантазия на тему проектов Андреа Палладио «Каприччо с палладианскими зданиями» (1756 — 1759)
Хотя предложение о возведении каменного строения появилось еще в 1503 году, о нем вспомнили только после очереднной трагедии. Вскоре венецианский дож (должность выборная, почти всегда пожизненная, но в те времена единоличная власть была ограничена) объявил конкурс на проект каменного моста.
Свои работы представили именитые архитекторы, в числе которых, как говорят, были и Микеланджело Буонарроти, и Андреа Палладио, и Джакомо да Виньола, и Винченцо Скамоцци. В течение нескольких десятков лет представленные проекты отвергались комиссией один за другим по разным причинам. Конкурс то приостанавливался, то возобновлялся вновь.
В большинстве работ предлагались образы римских акведуков, триумфальных арок и даже дворцов.
Мост Риальто на старой иллюстрации
И, наконец-таки, в 1588г. победитель был определен. Им стал Антонио да Понте, наверное потому, что его одноарочная конструкция более всего напоминала первое деревянное строение и смотрелась намного изящнее других.
Критиков было много из числа известных и только начинающих свой путь архитекторов. Они предрекали быстрое разрушение каменного моста Риальто, но сегодня мы его видим именно таким, каким он был построен в период 1588-91гг.
Его возраст составляет более 4 веков! Он оставался единственным переходом через Большой канал Венеции, пока в 1854 году не был сооружен Мост Академии.
Архитектурные особенности моста Риальто
В конструкции моста отсутствуют промежуточные опоры. Его огромный вес приходится на два фундамента, расположенные по обе стороны от Гранд канала. Именно это и стало, в свое время, причиной возмущенных споров в среде архитектурных гениев.
Однопролетное арочное строение в верхней части увенчано своеобразным кружевом в виде аркады, конструктивно представляющей столбы с расположенными между ними арочными сводами.
По обеим сторонам центрального прохода размещаются магазины (бывшие лавки), а по краям моста – своеобразные смотровые площадки на Гранд канал, постоянно заполненные туристами.
Высота верхней точки арочного просвета моста Риальто над уровнем водной глади при отсутствии приливов и отливов составляет 7,5 метров. Его ширина – почти 23 метра, пролет над Гранд каналом – 28,8 метров, а общая протяженность – 48 метров. По мосту проложены три параллельные лестничные конструкции.
Мост Риальто периферийно ремонтировали не раз. Первая крупная реставрация произошла более чем через столетие после его строительства – в начале 18 века. Тогда подправили лестницы и колонны, элементы мостовой и балюстрады, но конструктивную основу даже не затронули. В дальнейшем обновляли дренажную систему и приводили в порядок торговые лавки.
Последняя реставрация закончилась в первой половине 2017-го. В этот раз были учтены все авторские редакции, изучалось влияние предыдущих ремонтных работ, состояние фундаментов и камня, а также производились обмеры с помощью современных приборов и лазерное сканирование.
Кроме того, укреплялись балюстрады и кровля, очищались известняковые плиты и менялись всевозможные коммуникации.
Работы по реставрации моста Риальто
Легенды, передаваемые из уст в уста
Существует поверье о том, что влюбленным мост Риальто в Венеции помогает стать счастливыми. Оказывается, если проплывая на гондоле под его сводом успеть подарить друг другу страстный поцелуй, то любовь будет долгой и счастливой.
А еще мост исполняет заветные желания. Главное, вовремя вспомнить о самом трепещущем из них, проплывая непосредственно под аркой. И чтобы обаятельный гондольер в этот момент не прервал мысли своей завораживающей песней.
Иначе ничего не получится!
В одной из городских легенд Венеции говорится о том, что в назидание скептикам, сомневающимся, что каменный мост Риальто, все же, будет построен, на капителях рядом расположенного Палаццо деи Камерленги были высечены две довольно забавные фигуры, развернутые в сторону моста.
Одна – женская, как бы приседающая на пламя, а другая – мужская, с непонятным предметом между ног. А дело было так… Как-то в один из дней в период строительства моста Риальто на городском рынке завели оживленную беседу о судьбе каменного строения.
И вдруг один из собеседников выкрикнул, что быстрее у него между ног вырастет копыто или коготь, нежели появится новый каменный мост. Его поддержала бойкая дама, сказав, что у нее, в свою очередь, там же загорится пламя.
Так и случилось – мост построили, а необдуманные слова получили свою реализацию в изображениях на капителях. Очевидцы утверждали, что высечь их приказали власть имущие для демонстрации того, что они все видят и слышат.
Микеле Мариески. Мост Риальто. 1740 г
Другая легенда повествует печальную историю о мосте Риальто. Якобы один из мастеров, или даже сам архитектор, заключил сделку с нечистой силой, каждую ночь разрушавшей построенные днем части каменного строения. За прекращение каверз было обещано отдать душу первого, кто пройдет по уже готовому мосту.
Мужчина, у которого к моменту завершения строительства ожидалось появление на свет малыша, задумал перехитрить Лукавого и запустить на мост петуха, преградив на какое-то время доступ людям. Но не тут-то было. Прилично одевшись, нечисть объявилась у дверей дома мастера, сказав жене, что муж с нетерпением ее ждет на другом берегу канала.
Счастливая женщина бросилась со всех ног к любимому и оказалась первой, кто взошел на каменную переправу. Одни рассказчики утверждали, что ребенок родился мертвым, другие – что жена мастера тоже погибла. Говорят, что долгое время под аркой Риальто появлялся так и не родившийся младенец, который беспрестанно чихал.
Однажды проплывавший под мостом гондольер автоматически крикнул в ответ на очередной чих – «Salute!» (Будь здоров!), на что услышал ответ «Grazie!» (Спасибо!). С тех пор призрак исчез навсегда…
Мост Риальто на карте Венеции
Источник: https://unitalia.ru/most-rialto-v-venetsii-vsya-pravda-i-legendy-o-pervoj-pereprave-cherez-grand-kanal/
Дрезденская картинная галерея
Сюжетом для картины явился апокрифический рассказ о видении святой Анне, матери Девы Марии, как ангелы забирают Деву Марию на небо. Не стоит путать с Успением, то есть взятием на небо души и тела Девы Марии через три дня после ее смерти.
Тем не менее в обоих этих сюжетах Дева Мария не сама восходит (поднимается) на небо (что было только с Христом, и это называется Вознесение), а переносится туда ангелами. Анна в экстазе вместе с Иоакимом, отцом Марии, взирают на это чудо. Тьеполо замечательно удалось передать ирреальность происходящего, его чудесную природу.
Взор Анны выражает ее полную отрешенность от мира. Дева Мария в этом видении Анны еще совсем юная, становится понятно, что это есть предвосхищение ее будущего взятия на небо.
Джорджоне (1477–1510) Спящая Венера Около 1508–1510. Холст, масло. 108×175
Джорджоне (подлинное имя — Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) — итальянский художник, представитель венецианской школы, один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Джорджоне прожил 32 года, он умер в Венеции от чумы. Ни один курс истории итальянской или мировой живописи не обходится без его имени. Джорджоне — увеличительное от Джорджо, и то, что так звали мастера его современники, говорит о его признании.
Первое издание знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари содержит патетические высказывания о нем: «‹…› венецианские его работы поражали не только его современников, но поражают и его потомков. ‹…› мастера столь превосходного ‹…›».
Самое поразительное из открытий и достижений Джорджоне — воспроизведение природы в живописи путем передачи света и воздуха. То, что ему удалось в этой сфере, — это истинное волшебство.
https://www.youtube.com/watch?v=TtQvyuyQFAE
Лодовико Дольче, автор «Диалога о живописи», превозносит Джорджоне и Тициана, считая, что они выше Рафаэля и Микеланджело. Примечательно, что эти два упоминаемые вместе художника в полном смысле слова «приложили руку» к представленной картине: Джорджоне не успел ее закончить, это сделал Тициан.
Во всем написанном самим Джорджоне, в первую очередь, в образе Венеры, ощущается мягкость форм, музыкальность линии (мастер, кстати, был замечательным лютнистом).
Но, пожалуй, главное — это то, что Венера впервые предстала не в контексте античности, то есть не отстраненно на почтительном расстоянии, прикрывая свою наготу (сравните с полотном Боттичелли «Рождение Венеры»).
Наоборот, Джорджоне показал Венеру без мифологии и символики, без средневекового страха перед наготой. Так близко, вплотную подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался.
Гвидо Рени (1575–1642) Пьющий Вакх Около 1623. Холст, масло. 72×56
Гвидо Рени — итальянский живописец болонской школы.
Вакх, бог вина и плодородия, со времен Античности был одним из излюбленных персонажей искусства, обычно изображался в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове. Часто он сам пьян. Множество сцен с его участием основано на рассказах «Метаморфоз» Овидия.
Картина Рени «Пьющий Вакх» представляет собой портрет бога в детстве. Он характерно упитан, но, несмотря на малые лета, уже нетрезв. Это состояние талантливо передано художником.
Забавная сценка: Вакх не только пьет, но одновременно и избавляется от излишков жидкости.
«Художественность» сцене добавляет своеобразное «эхо», которое «звучит» в виде выбивающейся струи вина из бочонка, на который божок опирается.
В живописном плане полотно привлекает сочетанием и сопоставлением разнообразных оттенков голубого и зеленого. Рени предстает замечательным колористом.
Якопо Тинторетто (1518–1594) Концерт. Б/г. Холст, масло. 142×214
Тинторетто написал множество женских образов, можно даже говорить о его собственном каноне женской красоты.
Зачастую то, что делается в большом количестве, неизменно несет на себе определенную печать трафаретности.
Так, крайняя левая фигура на этой картине невольно напоминает Венеру с его же полотна «Вулкан, застигающий Венеру и Марса», хранящегося в Старой пинакотеке в Мюнхене. Существуют и другие примеры сходства.
Поистине уникально музицирование дам, произведение дает много сведений любителю музыки, демонстрирует инструменты, нотные книги, по которым играют героини, фиксирует манеру игры на старинных инструментах. В центре — орган-позитив, его особенность в том, что, когда одна из женщин играет (хорошо видна клавиатура), другая накачивает воздух в меха органа.
Если не знать механизма инструмента, трудно объяснить и действия органистки. Другие изображенные инструменты — лира да браччо (в центре на земле), виола да гамба у дамы слева, так называемая поперечная флейта, псалтериум (инструмент, прислоненный к органу).
Неслучайно картина имеет второе, вполне оправданное с точки зрения ее содержания, название — «Концерт».
Позы и ракурсы героинь далеки от естественных: как обычно, Тинторетто интересовали особые повороты, он наделял свои фигуры большой экспрессией. Это зачастую казалось манерным, отсюда, кстати, и название направления — маньеризм, ярчайшим представителем которого был Тинторетто.
Якопо Тинторетто Спасение Арсинои Около 1556. Холст, масло. 153×251
В 1550-1560-х Тинторетто создает серию картин, проникнутых стремлением уйти от конфликтов окружающей действительности в мир мечты. Одна из них — «Спасение Арсинои». Это очень редкий сюжет в живописи Возрождения (возможно, единственное его воплощение). Полотно написано по мотиву французской повести XIII века.
Тициан в свое время определил подобные сюжеты как «поэзии»: очаровательная сказка о том, как рыцарь и юноша-слуга, подплывшие на гондоле к подножию мрачной замковой башни, вырастающей из моря, спасают двух закованных в цепи нагих красавиц. Женщинам пришлось раздеться, поскольку окно темницы было очень узким.
Это заточенная Клеопатрой ее сестра Арсиноя со служанкой. Рыцарь тоже известен — влюбленный в Арсиною Ганимед. Но при всей поэтичности содержания страшит волнение моря, угрожающее успеху операции.
Изображенное полно символического значения и может быть разнообразно истолковано богатой фантазией зрителя, но живописное воплощение сюжета — нагота женщин, блеск доспехов рыцаря, переливы красок бурного моря и грозного неба, — безусловно, реализовано мастерски.
Бернардино Пинтуриккио (1454–1513) Портрет мальчика Около 1500. Дерево, масло. 35×28
Бернардино ди Бетто Бьяджо (прозванный Пинтуриккио) — представитель умбрийской школы эпохи Возрождения, известный как мастер монументально-декоративной росписи. Его привлекали к оформлению Сикстинской капеллы, в которой впоследствии развернулась грандиозная работа Микеланджело. Фрески Пинтуриккио многофигурны, полны любопытных деталей, их интересно рассматривать как сцены.
Большое значение художник придавал пейзажу. Джорджо Вазари отмечал, что к удовольствию Папы Римского Иннокентия VIII Пинтуриккио в Бельведерском дворце «расписал одну из лоджий сплошь одними видами, изобразив там Рим, Милан, Геную, Флоренцию и Неаполь во фламандской манере, что весьма понравилось, так как это давно уже больше не делалось».
Прекрасен вид и на представленном «Портрете мальчика».
До нас дошло не так много станковых работ Пинтуриккио. «Портрет мальчика» принадлежит к числу лучших произведений мастера. Четко очерченная полуфигура ребенка предстает на фоне далекого пейзажа.
Внимание приковывает лицо героя — оно задумчиво и по-детски серьезно, на зрителя устремлен пытливый взгляд ясных глаз.
Весь облик модели одухотворен, а пейзаж добавляет к этому настроению гармонирующие эмоциональные обертоны.
Тициан Вечеллио (1490–1576) Портрет дамы в белом платье Около 1556. Холст, масло. 102×86
Тициан написал множество портретов венценосных особ. Невозможно представить Карла V, Филиппа II, Франциска I или Папу Римского Павла III иными, чем их изобразил мастер. В 1560-е он стал писать себя и своих детей.
Считается, что моделью для этой картины послужила дочь художника, Лавиния, родившаяся после 1530. О портретном сходстве судить нельзя, ведь неизвестны другие изображения Лавинии. Что же касается ее одеяния, то нельзя не восхититься тем живописным мастерством, с каким Тициан передал красоту и богатство шелка платья. Очевидно, что представленный портрет написан с необычайной любовью.
Поскольку характерной особенностью облика модели является не только белое платье, но также и веер, картина часто фигурирует с названием «Девушка с веером».
Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) Большой канал: вид на северо-восток на мост Риальто Около 1725. Холст, масло. 146×234
Любопытный факт: поведение лагуны, важное для прогноза будущего Венеции, города на воде, исследовалось учеными с привлечением… живописных свидетельств Каналетто. Представленная картина — одна из таких. Большой канал художник писал неоднократно, особенно часто в 1720-е.
Ракурс на всех этих полотнах практически не меняется: слева — Палаццо Пападополи, дом семьи Куччина, который в другой перспективе представлен на картине Веронезе «Мадонна семьи Куччина», «декорации» же всегда разные. Но вот что примечательно: точка, с которой открывается вид на Большой канал, довольно высокая.
Кажется, что художник пишет, находясь на мосту, однако в этом месте его нет. Напрашивается вывод, что Каналетто многое писал по памяти и домысливал, в частности, перспективный вид своих пейзажей.
Это предположение будет еще более убедительным, если вспомнить многие его картины в жанре каприччио, то есть написанные полностью «из головы», на которых все виды, кажущиеся реальными, вымышлены.
Источник: https://nemaloknig.com/read-315571/?page=4
Большой Канал, вид на восток с площади Сан-Вио; Каналетто, вторая треть XVIII века
Когда речь заходит о Венеции и пейзажах — всегда вспоминают Каналетто.
Этот вид на Большой Канал специалисты считают одним из первых изображений Венеции авторства Джованни Антонио Каналя (так на самом деле звали художника, а Каналетто — это такое уменьшительно-ласкательное прозвище).
Датируют эту картину (с немалой долей осторожности) периодом между 1719 и 1760 годами. Для особо любопытных сообщу, что написана она маслом по холсту и имеет размер 141 х 205 сантиметров.
Венецианские пейзажи Каналетто действительно хороши. Особенно занимательны в них детали — просто визуальная энциклопедия венецианской жизни XVIII века. Эта картина не исключение. Присмотримся к ней.
Большое здание с арочными окнами — это Палаццо Корнер далла Ка’Гранде, который спроектировал Сансовино. Заказ от семьи Корнер был одним из первых контрактов, заключенных художником в Венеции.
Предыдущий дворец уничтожил пожар в 1532 году и бездомные нобили заказали новый уже прославившемуся на Терра Фирма зодчему, который со временем станет Главным архитектором Венецианской Республики. На картине мы видим дворец ещё в первозданном виде: в 1817 году он опять горел, после чего был продан в государственную собственность Австрии.
Габсбурги сделали из дворца провинциальную администрацию; административные функции он выполняет и по сей день — с 1866 года (именно в этом году Венеция была присоединена к Италии) в Палаццо Корнер находится Префектура Венеции.
Справа, на заднем плане, виднеется круглый купол семидесятиметрового собора Санта Мария делла Салюте, построенного в 1631-1687 годах «из истрийского камня и мрамора». Совсем вдали — Славянская набережная, Рива дельи Скьявони: на ней когда-то располагались склады и лавки далматинских купцов.
На переднем плане справа — самое интересное: Палаццо Барбариго и кусочек площади Сан-Вио. В Палаццо во всю идёт уборка (видимо, весенняя): на крыше, на самом большом дымоходе вы можете увидеть трубочиста, а на балконе второго этажа — что-то вытряхивающую служанку.
Она скорее всего получала всего 11 лир в месяц (за эти деньги как раз можно было купить 30 килограммовых буханок хлеба из грубой пшеничной муки), но ей повезло явно больше, чем синьорам, удобно расположившимся на солнышке под балконом — возможно они надеются подзаработать на разгрузке стоящих возле палаццо барж.
Во времена Каналетто в Венеции насчитывалось около 18 000 нищих — больше одной десятой венецианцев.
То ли дело гондольер — на службе у какого-нибудь нобиля можно было рассчитывать даже на 100 лир в месяц плюс чаевые.
Даже обычному гондольеру жилось неплохо: поездка на гондоле могла обойтись в 3-6 лир (а если с песней — то в два раза больше), но для этого нужно было иметь гондолу или хотя бы наняться к человеку, таковую имеющему, что было отнюдь не легко.
Этот традиционный для Венеции бизнес строго регламентировался — экзамены, специальные разрешения, возрастные ограничения (только достигнув 30 лет венецианец имел право купить место у причала)… Тем не менее канал (точнее картину) бороздит целая масса лодок, барж, грузовых гондол, трагетт (гондол-автобусов), обычных гондол — больших и малых… Есть даже судно, нарисованное дважды — на стене Палаццо Барбариго вы можете разыскать изображение галеры.
Разглядывать картины Каналетто можно долго, находя при этом всё новые и новые занимательные детали; но кроме этого вы можете позабавиться, взглянув как выглядит то же место сейчас на карте Гугл. Приятного вечера ????
Источник: https://tempora.club/bolshoj-kanal-vid-na-vostok-s-ploshhadi-san-vio/
Ведуты Каналетто
- Джованни Антонио Каналь
- Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.
- Площадь Сан-Марко (1730 г.)
- Дворец Дожей (1730-е гг.)
На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.
Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.
- Камера-обскура, схема
- Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.
Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу. В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите.
Двор камнетеса (1727-28 гг.)
Венецианские регаты, регулярно проводившиеся на Большом канале в честь значимых для города события, явились прекрасным для художника поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом.
Большой канал Каналетто писал неоднократно. Не меняя ракурсов картин, он менял лишь их «декорации».
На его картинах представлена будничная жизнь города: различные социальные типажи, дети, собаки, все живет своей исключительной жизнью.
- Регата на Большом канале (1733-34 гг.)
- Регата (1730-е гг.)
- Большо канал (1730-е гг.)
- Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)
Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны.
В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи.
Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.
- Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)
Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)
Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.
Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)
Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио — архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.
Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)
Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)
Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.
Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42379512368/page
Жанровые пейзажи Каналетто
Краткая биография и описание некоторых пейзажей художника.
Джованни Антонио Каналь
Каналетто (1697, Венеция – 1768, Венеция), настоящее имя Джованни Антонио Каналь, первоначально учился у своего отца — художника по театральным декорациям. Около 1719 поехал учиться в Рим.
Большое влияние на него оказали Джованни Паоло Паннини и, прежде всего, Лука Карлеварис, писавший городские пейзажи — так называемые ведуты. Для живописи Каналетто характерны академическое построение перспективы и реалистичное изображение природы.
В топографических видах городов он с точностью воспроизводит красоту архитектуры. Различные настроения природы передают игра света и тени, а также оттенки неба. Каналетто нередко вписывал в свои пейзажи жанровые сцены для оживления композиции.
Работая с 1746 по 1753 в Англии, он способствовал распространению венецианского городского пейзажа за пределами Италии.
Пейзажи
Скуола ди Сан Рокко, после 1730. Холст, масло, 47*80 см.
С помощью пронизанного лучами света Каналетто сознательно подчеркивает пространственную перспективу вокруг здания Скуолы Сан Рокко.
Он написал несколько эскизов, изображающих здание в разных ракурсах, а затем свел их в единую монументальную композицию.
Эта синтетическая манера изображения является достижением художника, принесшим живописцу всеевропейское признание.
Набережная Мендиканти, около 1723. Холст, масло, 143*200 см.
Венецианские пейзажисты эпохи барокко редко обращались к теме бедных кварталов. Их ведуты были ориентированы прежде всего на изображение прекрасного.
Поразительно также то, что Каналетто изобразил трущобы топографически верно и в подробностях, а приглушенная игра света и тени усиливает реалистический эффект картины, создающий интимное и таинственное настроение.
«Бученторо» у мола в день Вознесения, 1729. Холст, масло, 182*259 см.
Cогласно старому обычаю, в день Успения Девы Марии дож — глава города — выходил в море на своей роскошной галере «Бученторо» и бросал в воды лагуны кольцо, что символизировало обручение Венеции с морем.
Это торжественное событие не раз служило сюжетом для полотен Каналетто. Многочисленные подвижные фигуры и пышные декорации придавали им нарративный характер.
Передний план картины, погруженный в тень, переносит внимание зрителя на роскошную галеру в центре и одновременно расширяет перспективу.
Прием посланника императора во дворце дожа, 1729.
Холст, масло, 184*265 см. Возможно, что Каналетто написал эту картину, изображающую сцену передачи посланником дожу вверительной грамоты, по заказу графа Джузеппе ди Болоньи.
Реалистично, в праздничных тонах, передает художник этот акт государственной важности, при котором присутствуют представители различных сословий.
Так, в правом углу картины дворян и простолюдинов отличает не только одежда — они отделены друг от друга забором.
Мост Риальто, вид с юга, около 1737. Холст, масло, 68.5*92 см.
Городской пейзаж представляет панораму Большого канала и построенного в 1591 деревянного моста.
Скользящие по каналу гондолы играют в картине самостоятельную роль. Благодаря контрасту света и тени канал кажется очень узким.
Но это впечатление смягчается светящимся голубым небом, занимающим всю верхнюю половину картины, придающим произведению определенную торжественность.
Большой канал, от палаццо Бальби, напротив Риальто, около 1724.
Холст, масло, 144*207 см. В этом раннем произведении художник изобразил канал в его максимальной перспективе: вдали виден мост Риальто, а за ним — купола собора Санта Мария делла Салюте.
Картина содержит элементы театральной декорации, о чем свидетельствуют стиль изображения архитектурных сооружении и различная степень освещенности переднего и заднего планов.
В отличие от неторопливо текущих вод канала, на котором почти не видно гондол, затянутое облаками небо создает внутреннюю динамику полотна.
Источник: https://artrue.ru/articles/zhanrovye-pejzazhi-kanaletto.html
Гранд-Канал в Венеции
Главная › Достопримечательности
Знаете ли вы, что в Венеции единственным видом транспорта признан лишь водный? Этим как раз и обоснована популярность прогулок по воде, ведь, что может быть проще уютно устроившись, рассматривать достопримечательности, не прикладывая при этом физических усилий.
Сегодня мы вам расскажем о еще одном маршруте по каналу Гранде, который является самым широким в Венеции, и, к тому же, очень популярным.
Канал Гранде
Венецианцы называют его «Каналаццо» («каналище»). Это главный канал Венеции, длиной около 3800 метров. Ширина колеблется в районе 30-70 метров, глубина канала, в среднем, достигает 5 метров.
Гранд канал разделяет город на две части — вдоль линии, похожей на перевернутую букву «S».
Начинается Большой канал у нового моста Конституции и заканчивается у площади Сан Марко, вдоль которого возвышаются величественные здания, построенные в большинстве случаев между XII и XVII веками.
После короткого участка, идущего в юго-восточном направлении, в районе моста Конституции канал поворачивает на северо-восток, а затем идет по большой кривой, вдоль которой расположены мост Скальци и пересечение с каналом Каннареджо. Заканчивается эта первая часть канала мостом Риальто — это самый древний в городе мост, известный как Канал Гранде.
Отсюда русло поворачивает на юго-запад, а затем на юг, после чего идет к мосту Академии в восточном направлении и завершается у Морской таможни.
Воды Канала омывают пять из шести районов Венеции. Протекая через практически весь город, Канал Гранде пересекает 45 малых каналов.
Канал Гранде, по сути, является водной артиллерией Венеции, вокруг которой разрастался город и вдоль которой велась торговля.
Почему канал Гранде так популярен?
- На Канал выходят самые величественные дворцы известейших дворянских родов — эти резиденции становились лицом семьи, настоящей «золотой книгой», в которую нужно было вписать свое имя.
- Как минимум 170 дворцов сегодня остаются свидетелями тысячелетнего величия Республики, а также рассказывают истории их владельцев, которые решили оставить след в своеобразной венецианской архитектуре.
- Пейзаж добавляют церкви и площади, тогда как вдоль Канала почти нет набережных: только передвигаясь по воде можно непрерывно любоваться калейдоскопом зданий и их отражениями на водной глади, вдалеке от шумных улиц, в окружении лишь пестро разукрашенных свай для швартовки.
- Канал Гранде — это та чарующая диковинка, которая сделала Венецию одним из самых популярных городов в мире.
- У тех, кто совершает поездку вдоль всего канала на морском трамвае (вапоретто) или гондоле, остается незабываемое впечатление на всю жизнь.
Достопримечательности канала Гранде
- Маршрут №3.1 : Железнодорожный вокзал — Сан-Марко ( по левому берегу)
- Маршрут №3.2: Железнодорожный вокзал — Сан-Марко ( по правому берегу)
- Маршрут №3.3: Железнодорожный вокзал — Сан-Марко ( по левому берегу)
- Маршрут №3.4: Железнодорожный вокзал — Сан-Марко ( по левому берегу)
Источник: https://veneziagid.ru/canal-grande/