Альбрехт Дюрер. Блудный сын. 1497.
Бартоломео Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына. 1660-1680.
Василий Кузьмич Шебуев. Возвращение блудного сына. 1810-1820-е.
Генрих Семирадский. Блудный сын.
Гюстав Доре. Возвращение блудного сына. 1864-1866.
Иероним Босх. Блудный сын. Около 1510.
Лионелло Спада. Возвращение блудного сына.
Николай Лосев. Блудный сын. 1882.
Помпео Ботрим. Возвращение блудного сына. 1763.
Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн. Блудный сын.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1636.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1668.
Тарас Григорьевич Шевченко. В хлеву. Из серии «Притча о блудном сыне».
Тарас Григорьевич Шевченко. Проигрался в карты. Из серии «Притча о блудном сыне».
Ян Сондерс ван Хемессен. Блудный сын. Около 1540.
Источник: http://aria-art.ru/0/B/Bludnyj%20syn/1.html
Блудный сын иеронима босха
- Примерно в 1510 году нидерландский художник Иероним Босх написал «Блудного сына», но это было не возвращение в отчий дом и горький и радостный плач и объятия, к которым привычен современный зритель, а сцена обдуманного и воплощенного ухода из беспутной жизни.
- ********
Как и прочие творения Босха, «Блудный сын» построен на символах и намеках; к сожалению, сегодня мы не пользуемся сложной системой знаков и аллегорий, присущей средневековью, поэтому до полного понимания Босховских загадок нам очень далеко. Мы можем только догадываться, но Босх — это настоящая зарядка для ума и тренировка логики. Итак… Что покидает Странник Босха?.. И что ждет его впереди? Посмотрим внимательнее и прочтем историю, рассказанную кистью великого Иеронима.
Дом, из которого навсегда уходит странник Иеронима Босха — это, скорее всего, грязная таверна, злачное место. На это указывают сразу несколько признаков — вывеска с белым лебедем, раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости.
Женщина в окне глядит вослед путнику, и в её лице можно прочесть (или угадать, зная сюжет?) богатую гамму чувств — от глубокой печали до зависти — оторваться от распутной жизни и уйти в жизнь ИНУЮ — это Поступок, требующий моральных сил и хотя бы искры веры в лучшее… У нее нет ни того, ни другого. Лицо испещрено морщинами, глаза потухшие; годы, проведенные здесь, лишили её надежд и воли.
Некоторые посетители не гнушаются справлять нужду прямо за углом… Этим Босх показывает нам, что покинутый путником дом грязен не только изнутри, но и снаружи. Люди, живущие в нем, люди, приходящие в него… никто не уважает этих стен и хозяев — видимо от того, что они и не достойны уважения.
- Интересно, что у входа в клетку усажена сорока, а из верхнего окна свисают подштанники или рубаха.
- У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть.
- У Брейгеля, к примеру, сороки и вовсе сидели на виселицах.
- Клетка для птицы — это дом, поэтому мы можем выстроить некую (не лишенную основания:) логическую цепочку: раз сорока — распутство, неудача и гибель, а клетка — дом, значит Босх намекает на то, что в доме, покинутом странником, царит именно этот порок.
- Прямой наводкой служит парочка в дверях, не случайно размещенная художником в «опасной» близости с сорокой…
- К тому же если вспомнить, что сам Босх принадлежал еретической секте адамитов, проповедающих возвращение к невинности первых людей в раю, а сладострастные герои его картин неизбежно обрекаются на адские муки, то можно считать эту догадкой близкой к истине.
- Чувственные «клубничные» наслаждения приводили его персонажей из райских кущ в мрачные чертоги, населенные невообразимыми демонами — вспомним «Сад земных наслаждений (центральную часть и правую створку).Да и подштанники на окне…
- В то время, как крыша почти развалилась, хозяева и гости предаются отдыху без штанов… что это, как не распутный образ жизни во всех смыслах?
Кстати, явных сорок две штуки. В старинной английской песенке рассказывается о пророческих способностях сорок: одна сорока — это печаль, две — радость, три — свадьба, четыре — рождение, пять — крещение, шесть — смерть, семь — небеса, восемь — ад, а девять — дьявол.
На картине есть еще птицы, которых сложно идентифицировать — в небе, в ветвях, на крыше. Если предположить, что это тоже сороки, то их уже шесть, и согласно песенке они пророчествуют смерть оставшимся.
Конечно, это лишь домыслы, к тому же нельзя сказать, как давно появилась песня и знал ли её Босх, живущий в Нидерландах (вряд ли), но интересен тот факт, что современный зритель может прикладывать к картинам и более поздние символы, находя косвенные подтверждения сюжету или новые смыслы.
Раз уж речь зашла о птицах, вернемся к белому лебедю на вывеске. Почему именно лебедь? Не свинья, не собака… Известно, что в средневековых бестиариях лебедь предстает как олицетворение лицемерия и обманчивости внешего вида — прекрасное белое оперение скрывает черное мясо, посему облик противоречит сущности.
Что там и говорить — всем нам известно, что самый распрекрасный снаружи дом может таить внутри боль и отчаяние жильцов, радушный и милый снаружи человек — злобу и ненависть внутри. Времена Босха ничем в этом смысле не отличаются.
И совсем уж незаметная, но такая любимая Босхом… сова. Она почти сливается с листвой дерева, и разглядеть её не просто. Это грустный и страшный символ, излюбленный Босхом. Нагие девицы близки к разврату именно под совой… влекомые бесами души осенены совами… совы сидят на сухих мертвых деревьях и властвуют в аду. И это пристанище порока тоже — «под совой» не случайно.
А тут еще и свинья! Да не одна, а с выводком и кормится хорошо!.. Что же свинья в христианской Европе? Самое что ни на есть подтверждение «сорочьего дома» — символ плотских грехов, чревоугодия, похоти.
Если бы Босх избражал не таверну с оторванными ставнями, а ухоженный дом какого-нибудь порядочного семейства, где царит любовь и благоразумие, такая свинья с поросятами означала бы прямо противоположное — материнство, заботу, но контекст — великая вещь. В контексте таверны свинья — явное зло.
- А что же сам странник — блудный сын?
- Рассмотрим его повнимательней.
- Худощавая фигура — он явно не переедал и голод или скудная пища ему знакомы не по наслышке.
- Фигура «прибита» к земле, это не гордая поступь уверенного в себе человека.
- Он рано состарился и поседел, в глазах его — усталость, разочарование, горькая усмешка… надежда.
- Голова повернута к покинутому пристанищу и озлобленной «двухцветной» собаке, ощетинившейся, недружелюбно пригнувшей голову…
Собака — символ клеветы, негативный символ. Вся её фигура словно водораздел на картине — именно отсюда её явное недружелюбие к путнику.
Его штаны и вся одежда вообще — в дырах, не очень-то чисты и сильно поношены.
Это не тот гардероб, который имеет смену — в нем спят, где упадут от вина или изнеможения, в нем живут двадцать четыре часа в сутки… За спиной — корзина/котомка (?), в которой все небогатое имущество путника. И этот человек не совсем опустившийся, нет.
В шляпе продето шило и что-то вроде ниток, шкурка убитого пушного зверя — на обмен или продажу на еду и кров в непогоду, из-за пазухи выглядывает что-то, напоминающее оленье копытце (? — в Европе средних веков олень часто противопоставлялся козлу и символизировал уединение и непорочность, с другой стороны убитого оленя можно считать умерщвленным героем).
Среди вещей также ложка, кошель у пояса, да и сама корзина вполне добротная — возможно, заработанная какой-нибудь черновой работой или той же охотой. Нож в ножнах, больное колено заботливо перевязано тряпицей… а вот обувь все же выдает его с головой — туфли на нем разные… — все это случайное, найденное.
И путь ему до отчего дома Босх определил долгий — можно было идти и босиком, да и пейзаж служит здесь не просто фоном, а намеком — велика земля, протащила жизнь лихая блудного сына далече от заботливого отца… Так мог бы символично выглядеть любой человек — найденное, заработанное, случайное, полученное в дар или украденное… в дырах и в то же время с добротной корзиной за плечами… путь по долгому жизненному пути — от греха к радости, от таверны, где незаметно для хозяев рушатся крыши, до любящего Отца Небесного.
Босх был вполне религиозно настроенным творцом, поэтому его «Блудный сын» именно об этом. Не просто иллюстрация библейской истории, а наставление зрителю и напоминание — это про всех, это не конкретные Нидерланды или Германия, или Святая Земля — это весь мир без преувеличений.
Что вполне доказуемо — округлая форма доски прямо указывает на смысловую всеобщность показанного сюжета. Такие уж они были, эти старые мастера ушедших эпох: от формата до самой последней сороки — все имеет смысл и ничего случайного.
А почему на крыше кувшин — угадывайте сами…
04.01.2011
(с) Д.Л.
https://anni-manninen.livejournal.com/696643.html
Источник: http://www.klaipeda1945.org/eto-interesno/bludny-j-sy-n-ieronima-bosha/
Блудный сын (картина Босха) — это… Что такое Блудный сын (картина Босха)?
«Блудный сын» («Путник», «Странник», «Пилигрим») — картина нидерландского художника Иеронима Босха. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.
В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Аллегорические изображения странника тщательно изучались, зрители искали намёки на опасности и искушения, на то, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться.
Картина обнаруживает заметное сходство с изображением на внешних створках триптиха «Воз сена». Ещё более измождённый и оборванный скиталец изображён на фоне одного из самых изысканных пейзажей, выполненных художником. Приглушённый желтовато-серый колорит тонко передаёт пасмурный день, столь характерный для дождливой Голландии.
Внешние створки триптиха «Воз сена». «Путник» («Странник», «Пилигрим»)
Картина открывает пессимизм Босха, который повсюду видел опасности, подстерегающие человека. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух.
Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.
О сомнительном характере этого заведения можно судить по его посетителям — справа мужчина, отойдя за угол, справляет нужду; в дверном проёме пара ведёт любовную игру; в окне с выбитыми стёклами и полуоторванными ставнями видна голова женщины, с любопытством выглядывающей наружу.
По одной из версий, касающихся сюжета картины, считается, что посетитель, которого поджидает женщина, — и есть сам странник, который, миновав таверну на своём пути, теперь остановился в раздумье, привлечённый теми удовольствиями, которые она сулит.
Одежда пилигрима и все его дорожные «аксессуары» символически объясняют его нынешний плачевный вид, греховные наклонности, доведшие странника до такого состояния, и готовность вновь поддаться искушению. В сравнении с персонажем триптиха «Воз сена», душевное состояние пилигрима передано конкретней и непосредственней — Босх изменил его жест: если на створках триптиха он отбивался от собаки, то в роттердамской версии он колеблется в нерешительности, полуобернувшись к таверне с почти страдальческим лицом.
Литература
- Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
- Г. Мартин. Босх. М., 1992
- К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/356232
Иероним Босх Странник: Описание произведения
Музей Бойсманса ван Бёнингена (Роттердам) датирует «Странника» приблизительно 1500-м годом, однако в босховедении весьма авторитетной и устойчивой является точка зрения, что картина создана лет на 10, а то и 15 позже и, следовательно, это одно из последних произведений Босха, своего рода итоговое размышление художника о прожитой жизни.
Изображение вписано в круг. Считают, что изначально картина имела прямоугольный формат, который позднее был превращён в восьмиугольный (предположительно, в XVII веке).
Второе название, иногда применяемое к картине, – «Блудный сын».
Оно отсылает к соответствующей библейской притче, иконография которой складывалась из трёх частей: «Уход из дома», «Сцена в кабаке» и «Возвращение в отцовский дом». Однако Босх не придерживается этой традиционной схемы. На заднем плане героя действительно поджидает кабак, но нет никакой уверенности, что блудный сын в раскаянии вернётся в отцовские объятия.
Впрочем, в духовном смысле любой из христиан является пилигримом, странником, бредущим среди враждебных реалий в поисках утраченной небесной отчизны.
Путники-двойники
«Странник» из Роттердама очень напоминает другого странника Босха – с внешних створок триптиха «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Но, при явном сходстве центральных фигур и общей композиции, есть и значительные расхождения в смысловых нюансах.
Роттердамский «Странник», по сравнению с персонажем мадридского триптиха, кажется более оборванным и более растерянным. Его колено торчит из прорехи на брюках, а лодыжка другой ноги перебинтована.
Это могло указывать не только на физические болезни: повреждение ног в символическом смысле означало разврат. Различающаяся обувь на правой и левой ногах, ботинок и тапочка, указывает на неразборчивость в связях.
Неясно, что должны символизировать два головных убора героя – один на голове, а второй в руке. Большой соломенный короб за плечами намекает на жизненные тяготы. К боку короба привязана большая ложка и кошачья шкура, также символы порока.
Специалисты по средневековой культуре отмечают, что избиение дохлой кошкой считалось одним из самых позорных наказаний.
От опасностей к искушениям
Пилигрима с внешних створок «Воза сена» окружали сплошные опасности: на него кидалась собака, рядом над обглоданными костями кружило вороньё, разбойники неподалёку грабили прохожего, а на горизонте возвышались виселицы. Но герой «Странника» из Роттердама движется в окружении не настолько враждебном.
Собака здесь не проявляет агрессии и страннику не нужно отгонять её посохом. Скорее, собака символизирует клевету и злословие, которые сопровождают путника на жизненном пути. Пейзаж в роттердамском «Страннике» не содержит ничего особо зловещего.
Наоборот: считается, что это один из наиболее тонких и прекрасных пейзажей Босха, бежево-серая гамма которого прекрасно передаёт световоздушную среду пасмурного голландского дня. Явным и грубым опасностям «Воза сена» в «Страннике» из Роттердама противостоят более тонкие духовные угрозы – искушения. Важнейшим пунктом притяжения для путника становится таверна.
Нет единого мнения, вышел ли герой из неё или борется с собой, чтобы туда не свернуть. Но таверна в изображении Босха однозначно выглядит отвратительным прибежищем грубости, грязи и разврата. Её драная крыша, разбитые окна и покосившиеся ставни вопиют об отклонении от здорового жизненного уклада.
Свиньи у лоханки с едой и курица на куче мусора ассоциируются с посетителями злачного места, один из которых справляет нужду на виду у всех, а двое других без смущения обнимаются в дверном проёме. В руках у женщины и на верхушке дома изображён кувшин, символический «сосуд греха».
Нерешительная поза и растерянное выражение лица «Странника» делает более логичным предположение, что он испытывает внутреннюю борьбу и имеет шанс избежать искушения, а предполагаемое многими исследователями внешнее сходство героя с самим Босхом позволяет видеть в картине личную исповедальность.
Плачевный вид героя недвусмысленно указывает на то, что он грешник, но всё-таки не окончательно падший, как герои многих эсхатологических картин Босха о конце мира и страшном суде, а имеющий перспективу спасения. Сова на дереве, символ зла и смерти, не дремлет и пристально наблюдает за путником.
Но мирные поля впереди и корова за деревянной калиткой справа, возможно, служит указанием на правильный путь и благополучное возвращение домой. «Есть даже основания увидеть в этой калитке и полях, открывающихся за ней, какую-то связь со словами Христа, который в Евангелии от Иоанна говорит: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин.10:9)»», пишет Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем».
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/231025~Strannik
Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника
Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.
Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.
1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org
“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?
Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?
Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.
2. Корабль дураков. 1495—1500 гг
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org
4. Блудный сын. 1500 г
Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org
На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.
Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.
Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды
Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.
Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.
Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид
Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?
5. Несение креста 1515—1516 гг
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu
Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.
Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.
Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.
Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org
Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.
На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.
***
Босх был художником Эпохи Возрождения. Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.
Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Источники:
Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-kartiny/
Мораль Босха через призму "Сада земных наслаждений"
veneyaВходим в пространство, растворяемся в нем с помощью музыки
http://music.yandex.ru/#!/album/1105528
http://music.yandex.ru/#!/album/1600426
Хертогенбос, что в Нидерландах,
родной город для одного из самых необычных и величайших творцов Северного Возрождения в 15 веке – Иеронима Босха,
с возвышающимся над всем готическим Собором святого Иоанна, оказывающий почти гипнотическое воздействие на людей того времени, живших в жутком религиозном страхе перед адскими муками за земные грехи…
в мрачном мире инквизиции и нескончаемых войн …тьма опустилась на это мир, накрыв собой все вокруг, оставив только животный ужас…
- Мы сделаем это, точнее попробуем, все вместе, просто внимательно поизучаем и рассмотрим каждый сантиметр его величайшего творения – «Сад земных наслаждений» (кстати, название картине дал не автор).
- Псалом 32
Лишь одно могло спасти их души – неистовые молитвы, подняв глаза к небу…Босх, будучи глубоко религиозным человеком, создавал свои творения, следуя Библии слово в слово. Он, как и все живущие в 15 веке, чтил и знал ее наизусть, веря в бога и дьявола, грехи и искушения, а кроме того он был членом религиозного братства, которое проповедовало строгое следование религиозным догмам. В своих произведениях художник дает мораль своему и будущим поколениям, зашифрованные в символах и, на первый взгляд, казалось бы непонятных, фантастических сюжетах. Но, все становится ясно, стоит только узнать больше о том времени, когда жил художник, чем он дышал, что его тревожило, погрузиться в его картины, атмосферу той эпохи, чтобы понять его чувства и чаяния, и, конечно же, надо превосходно знать Библию.Чтобы осознать — надо почувствовать. Приступаем!
«6. Словом Господа сотворены небеса, и духом устЕго — все воинство их:7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил
бездны в хранилищах».
Псалтирь
Картина наполнена символами, соткана из них, где одно плавно перетекает в другое… Известно, что Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
- • лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
Другие часто встречающиеся символы:• перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;• ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
• отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
• стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
• сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости).
Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху.
Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
- • черные птицы — грех
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.
Ее адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придает алхимии негативные, демонические черты.
Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола.
- Мы видим отсылки к Библии.
- «… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
Вот Бог создает наш мир, наблюдая со стороны (см. верхнюю часть слева. На обратной стороне триптиха).Библия, Ветхий Завет
- Босх знал только латинскую версию, где пар значился как фонтан, поэтому в центре картины мы видим фонтан.
Во многих картинах мы можем увидеть его лицо, он как бы наблюдает за реакцией зрителя, пытается уловить настроение, желая понять, помогают ли его сюжеты в осознании прописных истин, в человеческих слабостях и его стремлении бороться с ними до конца.
Иероним Босх «Блудный сын», ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бенингена. Роттердам
- Эгоизм
- Жадность
- Обжорство
Общая картина обнаженных тел кажется сейчас нечто похотливым, извращенным, но это не так…Босх изобличает человеческие пороки через обнаженных людей, потому что в день Страшного суда мы все предстанем как пришли в этом мир, без ничего, ничто не укроется от Бога.Художник осуждает мир за его пороки и грехи.
Птицы — символ порока. Босх использует их для нападения на церковь, попустительствующую развитию всем этим порокам.
В то время были развиты секты, их мы видим в виде нескольких групп, которые движутся против часовой стрелки. (см. людей, идущих по кругу)
Он противопоставляет два учения друг другу: богословие с его близорукостью и бесполезными доводами, возглавляющее кардиналом в красном, связанный с вечным преклонением Риму. И чистую веру братства, с другой стороны, символизирующую его истинные догматы.
Справа наверху мы видим трех человек под прозрачным куполом, монах и его ученики, которые с ужасом глядят на этот грешный мир.
Страх перед разнузданной музыкой, не религиозной и не почитающей Христа и Бога. Вот что с ними будет.
- Каждый из деталей значим, и им нет конца.
Его картины написаны с целью назидания. Художник хотел возбудить любопытство, зрители должны были задавать вопросы, получая ответы — они обучались.
Интересно, что спустя тридцать лет после смерти Босха, Питеру Брейгелю Старшему заказали картины в стиле Босха. В 1557 году он пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами. Приведу некоторые из них.
- Зависть, 1558 г.
Обжорство, 1558 г.
Скупость, 1558 г.
Впоследствии такой стиль был прозван «Злой шуткой», а сам художник получил прозвище «Клоун Питер». Все, кто впоследствии собирал картины Босха, считались странными, например король Филипп II, который был уверен, что это сатира на все греховное, не считая творчество Босха еретическим, как его воспринимали в то время.
А Сигуенса так оценивал творчество Босха:
«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
И вот в 20 веке его картины получают вторую жизнь через призму теорий Фрейда и Юнга. Его сексуальные и развращенные обнаженные тела привлекают внимание наших современников, но это НЕ ТО, что он хотел сказать, будучи ревностным католиком.
Другой смысл был вложен, совсем иной…
P.S. В ходе исследования творчества художника и его картины «Сад земных наслаждений» случайно наткнулась на одну занимательную историю по одному из фрагментов, верить или нет решать вам.
Одна из посетительниц, студентка по имени Амелия Хамрик из Оклакхомского Харистианского Университета, заинтересовалась нотами, изображенные на попе лежащего человека, и задала «детский» вопрос: «А что это за ноты?»
Но не получила на него ответа. Нигде. Студентку удивил столь вялый интерес к картине, наполненной аллегориями и символами. Тогда она решила сама восстановить мелодию.
Исходя из того, что в средневековых хоралах самой популярной тональностью была до мажор, Амелия переписала ноты по современной системе. На картине длительности не обозначены, поэтому никаких догадок на этот счет студентка не сделала.
А вот что у нее получилось в исполнении хора студентов Христианского Университета.
Источник: https://veneya.livejournal.com/26026.html