Благовещение, леонардо да винчи, около 1472

   Хочу познакомить вас с итальянским историком сохранения произведений искусства Альберто Коттиньоли. Его страничка на сайте встречает читателя чудесной эпиграммой: 

«От долгой ходьбы мои ноги выросли настолько, что теперь я говорю сам с собою поверх облаков»

http://albertocottignoli.over-blog.it/article-annunciazione-di-leonardo-il-vero-significato-una-dichiarazione-d-amore-125075640.html

       Мир искусства — это не только «Красота» (которая спасёт в итоге мир), но и банальное, слепое поклонение МНЕНИЮ критиков искусства. Автор называет их «маленькими умами нормальных людей, пытающимися понять гигантские умы гениев».

Учёный, приведёнными фактами и тонким анализом, доказывает безвозвратную потерю шедевра Леонардо да Винчи «Благовещение» от неправильно принятых решений при реставрации 2000 года.

Беда подстерегала эту работу не в варварстве мастеров-реставраторов, а в неправильном ее понимании, точнее полном ее непонимании современными критиками. Потому что:

«Гений воплощает реальность как гармоническое единство мироздания. Его ум утончает до исключения различия между вещами. Его ум стремится к естественной взаимонеобходимости жизненных структур. Которые нормальные умы считают взаимоисключающими.

Гений стирает границы между материальной и психической реальностью. Нормальные же умы действуют в противоположном направлении, разрушают поток реальности, дробят сложное органическое единство, потому что они питаются исключительно различиями.

И когда таковые различия не обнаруживаются, они их создают».

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

      Леонардо — самый великий криптограф всех времён и народов. Он зашифровал в «Благовещении» грандиозное послание. Предлагаю вам, с помощью Альберто Коттиньоли, научится читать нечитаемое, увидеть невидимое!

I. Начнём с точки схождения перспективы. Далеко на заднем плане мы видим белесую гору. У ее подножья микроскопический город создаёт впечатление ее гигантских размеров.

Какой же смысл в ней заключался до реставрации? Попробуем рассмотреть указанные автором элементы: А — глаза; М — нос; L — овал лица; С,G — ниспадающий покров головы; D,F — плечи; Е — остроугольный вырез одежды; Z — угол книги.

Это Великая Мать — прародительница всего живого.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

II. Перед Великой горой расположена гора пониже и темнее. И в ее центре (прямо над городом) зияет чёрное ущелье. Это вход в Город Мертвых! В подтверждение — маленькое «тумоло» (А) над пальцами ангела — этрусское захоронение.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472 Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

III. На берегу моря Леонардо поместил то, где и происходит Цикл жизни (порождаемой Великой Матерью) и смерти (вход в Царство мертвых) — это ГОРОД.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

      Переместимся на передний план шедевра. Что же мы видим? «Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марие» скажем мы… НО…

      Что же у этих двоих за странные взгляды? У Ангела скромный и стеснительный, а у юной Марии открытый и уверенный. Не должно ли быть наоборот? Конечно, если бы это действительно были Архангел и Девственница. Но если это признание в любви обычного юноши обычной девушке — взгляды обретают смысл!

IV. Рассмотрим Ангела. Его крылья привязаны как у античного Икара — L, E. Электронный микроскоп Лучи Х даже видит в нижнем слое перекрещённые на груди ленты держащие крылья вместе с подмышечными креплениями. В верхнем слое художник перенёс ленту на горло (комуфлируя под воротник-стойку) — F. Чтобы скрыть само место крепления, он изображает лист аканта — С. 

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

      На лбу ангела кудрявый игривый локон — А. Лилию он не даёт Марие, а протягивает вперёд правую руку типа в благословляющем жесте. Но тонкое деревце на фоне расположено так, что кажется зажатым между протянутыми  пальцами ангела — D. Он преподносит возлюбленной Древо Жизни!

       Свет направлен в спину ангелу, отчего отбрасываемая им тень черна. В ней ОТСУТСТВУЮТ какие-либо признаки растительности. Это выглядит парадоксально на фоне подробно выписанной травы и цветов вокруг.

Логичнее видеть в этом пятне поверхность воды — Омут. Ведь Признание в Любви того времени — это не что иное как «Предложение руки и сердца».

А для молодой девушки это не только любовь как таковая, но и страх перед неизвестностью будущего. 

     Но при таком направлении света не может отсвечивать складка плаща в интимном месте ангела! И не абы как, а в форме возбужденной плоти!

V. Теперь рассмотрим девушку. Она как бы защищает поднятой ладонью сердце. До реставрации и в ладони и в сердце были изображены крохотные отверстия, как от стрелы купидона.

      Поглядим на ее колени. Ткань одеяния покрывает парапет слева так, что создаёт впечатление третьей ноги. И тут мы вспоминаем кинематограф. Как заставить двигаться фигуры — быстро меняя изображение чуть сдвинутого предмета. Она не просто отодвигает колено, но и указывает им на красную (как плащ юноши) постель внутри здания слева. 

VI. Правая рука Марии перебирает почти прозрачные листы, исписанные различными языками — Книгу Жизни. С пюпитра под книгой свисает абсолютно прозрачная ткань символизирующая ручей вытекающий из Родника Жизни (книги).

Но на чем стоит пюпитр (и куда спускается ручей)? Саркофаг! И не какой-либо вымышленный. А шедевр Дезидерио да Сетиньяно — погребальный монумент великому гуманисту и политику Карлу Марзупини (находящийся до сих пор в храме Святого Креста во Флоренции).

Но в саркофаге Леонардо есть бунтарское отличие.

Если хозяйкой стиля Возрождения была госпожа Симметрия, то Леонардо не изобразил ни одной детали правой половины гробницы идентичной левой! Может быть потому что молодой мастер уже понимал что не бывает идеальных отношений и что союз двоих людей крепнет в единении противоположностей…

VII. Что же разделяет передний и задний план? На первый взгляд это парапет окружающий двор, но… 

      Знаменитый критик работ Леонардо, профессор университета Лос-Анжелеса Kenneth Clark называет «Благовещение»  «мерзким набором ошибок». Одной из которых и является вышеупомянутый парапет.

Действительно, если речь идёт о заборе, он неестественно широк. Но абсолютно нормален, если это две надгробные плиты, углы которых обозначены кладбищенскими кипарисами! Один — над юношей, второй — над девушкой.

В череде символов жизни и смерти отображена главная идея автора — ЦИКЛИЧНОСТЬ или БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Спасибо Алберто Коттиньоли за проницательность и мужество.

Похожее

Источник: http://italiaguidaitalia.com/ru/blagoveshhenie-leonardo-da-vinchi/

Благовещение / шедевры Леонардо | Вазари | Веронезе

В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Благовещение входит в число двенадцати важнейших праздников православия и является третьим по значению праздником после Пасхи и Рождества Христова. Церковь установила празднование Благовещения в IV ст.

после того, как самостоятельно начали отмечать Рождество Христово.

Празднование Благовещения не отменяется, даже если праздник приходится на Пасху, и пост ради него ослабляется.

Говорят, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева, а потому только после Благовещения можно было начинать полевые работы.

В целом на Благовещение категорически запрещалось делать какую-то работу: «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».религиозный сюжет вдохновил великих на прекрасные живописные полотна,которые отследила с описанием.

  • Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
  • Благовещение
  • — Леонардо Да Винчи.

Около 1472. Дерево, масло, темпера. 98х217

  1. Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
  2. Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
  3. Благовещение
  4. — Сандро Боттичелли.

1485. Дерево, темпера. 19,1×31,4Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

В этой небольшой по размеру картине Гавриил, явившись Марии, все еще летит, что видно не только по его трепещущим крыльям и белому шлейфу, который раздувается за спиной, но и по тому воздуху, который наполняет одежду архангела. А Мария, хоть и склонилась на одно колено, словно стоит на воздушной подушке, которая несет Ее к вестнику.

Этот полет навстречу друг другу зрительно приостанавливает лишь колоннада со светлой драпировкой, разделяющая персонажей. Движение чувствуется и в ангельском одеянии, складки которого ложатся причудливыми волнами, и в струящейся белой занавеси у колонн, но оно несколько сдерживается строгой архитектурой интерьера. Цвета у художника глубокие, но тоже воздушные.

В плаще Марии — насыщенная голубизна небес и морей (в Италии Богоматерь еще и покровительница моряков). Чувство цвета у Боттичелли было настолько тонким, что одних оттенков белого в картине множество: цвет ангельского одеяния, крыльев, лилий, мраморной колонны или драпировки разный. И все краски живописца — словно промытые, новые, никем еще не использованные.

В его картинах всегда царит утро.

  • Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
  • Благовещение
  • — Джорджо Вазари.

1564-1567. Дерево, масло. 216х166 смБлаговещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

В этом полотне Вазари использует ставший каноническим для живописи библейский мотив — явление архангела Гавриила Деве Марии с известием о ее непорочном зачатии. Картина — яркий образец маньеризма — сложные очертания образов, обилие драпировок, замысловатые позы, множество символов.

Все эти детали характерны для работ в этом стиле и для творчества художника этого периода.

На полотне изображены две крупные фигуры — Дева Мария в свободно драпирующихся развевающихся одеждах и женоподобный светловолосый архангел с золотыми крыльями, преклоняющий колена перед будущей Богоматерью и держащий в руках ветку цветущей лилии — символ невинности.

Оба персонажа запечатлены на темном фоне, благодаря чему рельефно выступают из темноты и кажутся воздушными и легкими. Свет падает на них спереди, со стороны зрителя, и исходит сверху, от парящей над ними голубки — символа Святого Духа.

Обращает на себя такая деталь, как место, где встретились Мария и посланец Бога. Это типичная комната эпохи Возрождения, с каменным порталом двери и пышным бархатным балдахином кровати, на которой сидит Дева Мария. Это также характерно для живописи той эпохи, которая использовала современный антураж для изображения давно прошедших событий.

  1. Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
  2. Благовещение
  3. — Паоло Веронезе.
Читайте также:  «улица транснонен 15 апреля 1834 года», оноре домье — описание

1578. Холст, масло. 271х541Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

«Благовещение» было написано для Скуолы Деи Мерканти (ее герб — рука, благословляющая крест — сияет в середине композиции, над аркой), здание которой и сегодня находится близ церкви Мадонны дель Орто.

Первоначально полотно составляло центральную часть триптиха, его боковые холсты изображали Монохромные аллегорические фигуры Милосердия и Beры (сегодня — в Национальной библиотеке Святого Марка в Венеции). На базах колонн помещены гербы заказчиков полотна — семейств Кадабраццо и Копони.

Композиция строится как театральное представление в декорациях с архитектурной перспективой.

В глубине анфилады — маленький храм, словно втягивающий в себя великолепное пространство и напоминающий церковь Санта — Мария Новелла в Виченце, городе Андреа Палладио, не только великого зодчего, но и создателя великолепных сценографических иллюзий, прославивших на весь мир городской Театро Олимпико.

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/532801.html

«Благовещение» картина Леонардо да Винчи. Фото и описание картины

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Одна из ранних работ двадцатилетнего мастера, выполненная маслом на доске, Благовещение — еще не та работа, которая может охарактеризовать стиль Леонардо. На картине изображены: архангел Гавриил на левой стороне, Дева Мария справа, и аналой между ними. Все изображается в архитектурной обстановке, на фоне пейзажа. Коленопреклоненный архангел изображен молодым, прекрасным юношей, с высоким лбом, стилизованными крыльями, в богатой одежде, с лилией в руке. Читающая и удивленная Дева Мария поднимает руку в жесте удивления. Она изображена с тонкими чертами лица, которое некоторые считают холодным. Ее поза, ноги, равномерно покрытые широкой и мягкой драпировкой, придают ей сильный монументальный характер.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472 Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Когда картина Благовещение была привезена из монастыря Сан-Бартоломео, близ Флоренции в Галерею Уффици в 1867 году, она сначала была отнесена к работам художника Доменико Гирландайо, который был, как и Леонардо да Винчи, учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо.

В 1869 Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой художественной колонии экспатриантов во Флоренции, признал Благовещение ранней работой Леонардо да Винчи, одной из первых сохранившихся.

С тех пор предварительный рисунок для рукава ангела был признан и приписан Леонардо.

Многие специалисты утверждают, что Благовещение во многом обязано своим появлением учителю да Винчи, Андреа дель Верроккьо. Однако эта картина считается первой крупной работой да Винчи (ее размер 98 см. х 217 см.). Эта большая картина выполнена его рукой, но, возможно, с помощь мастеров Верроккьо. Дебаты об авторстве разных частей картины продолжаются на протяжении длительного времени.

В течение нескольких лет картина считалась работой Доменико Гирландайо или Лоренцо ди Креди. Креди был подмастерьем в мастерской Верроккьо в то же время, как и Леонардо. Эксперты также не остаются единодушными относительно других элементов картины: крылья ангела, которые были перекрашены, мраморный аналой, возможно скопированный у мастера Андреа дель Верроккьо.

Из всего вышеперечисленного следует, что эта работа может являться коллаборацией нескольких художников, включая да Винчи. Верроккьо использовал краски на основе свинца и тяжелые мазки, Леонардо же рисовал более мелкими мазками, красками без свинца. Когда Благовещение подвергли рентгену, участие в работе Верроккьо стало казаться очевидным.

Также очевидно и то, что архангела Гавриила и фон нарисовал именно Леонардо да Винчи.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Индивидуальность Леонардо выражена на картине в достаточной мере, ведь он один из первых художников, которые стали выделять пейзажи в отдельный жанр. Также он уделял много времени эскизам драпировок. Фоном для картины Благовещение служит замечательный тосканский пейзаж, драпировки на одеждах прорисованы прекрасно.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Изучение драпировки одежды для сидящей фигуры. Леонардо да Винчи.

Даже если Благовещение является результатом совместных усилий, эта картина, тем не менее, является достижением и доказательством врожденного изобразительного таланта Леонардо да Винчи.

Все в этой работе высокого поэтического и стилистического качества: обработка фигур и их атрибутов, пространственная конструкция далеких деревьев и водотока, свидетельствующая о непреходящей любви художника к природе.

После написания этой картины, в его живописи и жизни произошло много изменений, которые сделали Леонардо да Винчи неутомимым новатором. И даже этой картины будет достаточно, чтобы оценить его умения.

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.

Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери…

Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи. Сюжет картины, описание и фото.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/Annunciation/Leonardo.htm

Картины Леонардо да Винчи «Благовещение» 1472 и 1475 гг. (описание)

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472 г. Галерея Уффици, Флоренция

Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых пред­ставлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.

Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки.

Как красивы и благородны лица изображённых персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на коле­ни, не успев сложить красивые узорчатые крылья.

Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то изве­стие, ради которого он оказался на этом цветущем ков­ре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дунове­ния ветерка.

Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мрамор­ной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Бо­жественного послания Мария поднимает руку.

Известно, что эту картину дорабатывали другие ху­дожники, но, несомненно, в ней открывается блестя­щее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!

От величественности и парадности первого «Благо­вещения» Леонардо уходит в другой картине, создан­ной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения.

Художник отказыва­ется от лишних, чересчур пышных архитектурных де­талей. Ничто, по его замыс­лу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький сто­лик с раскрытой книгой.

Вот и всё убранство бедного жи­лища. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1475 г. Лувр, Париж

Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сло­женными на груди руками. Склонив голову, она с благо­говением выслушивает слова архангела.

Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки.

Ина­че представлен и архангел Гавриил: его поза более не­принуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.

Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величе­ственных гор с белыми вершинами. Он изображает обыч­ный сад с низкими деревьями, в глубине которого про­сматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тём­ные, дымчатые вершины гор.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/deva-mariya/blagoveshhenie/kartiny-leonardo-da-vinchi-blagoveshhenie-1472-i-1475-gg.-opisanie

Картина леонардо да винчи — благовещение

11 мая 2018

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

В юном возрасте находясь в мастерской «Верроккьо», когда художнику было всего двадцать лет, Леонардо да Винчи написал картину «Благовещение».

Создавал будущий гений этот шедевр на протяжении 1472-1475 годов. Некоторые считают, что картину с нуля написал да Винчи, другие склоняются к мнению, что юный художник был как бы реставратором картины, то есть, исправлял ошибки и доводил до конца саму картину, которую создали другие ученики мастерской.

Как бы там ни было, но о настоящей предыстории картины, совершенно ничего не известно, да и полотно широкой публике открылось во всей своей красе, только в девятнадцатом веке. Именно тогда, картина попала в Галерею Уффици, а до этого находилась в женском монастыре «Сан Бартоломео».

Считалось до 1869 года, что картину «Благовещение» написал Доменико Гирландайо, но исследователи картины, все-таки пришли к мнению, что работа принадлежит кисти да Винчи.

Сюжет картины основывается на библейских событиях, а именно, Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии, что она избрана для рождения сына божьего — Иисуса Христа.

Архангел становится на колени, и осторожно, чтобы не испугать Марию, робко смотря на нее сообщает это известие.

При этом в левой руке он держит красивый цветок, это белая Лилия, символ непорочности Девы Марии, а правой рукой благословляет ее.

Архангел Гавриил преклонил колено на ковре из трав и цветов, его одежда стелится по ковру. Сцена справа соответствует архитектуре и духу того времени. Образ Марии красив и благороден, поэтичен и одухотворен, движения спокойны и размеренны.

Она сидит у своего дома за пюпитром для чтения и внимательно вслушивается в произносимые архангелом слова, лицо ее спокойное и в тоже время счастливое.

Свою правую руку Мария положила на Библию лежащую на мраморной подставке, что довольно символично, а левую вскинула словно приветствуя архангела. Одежда Марии ниспадает на пол, а складки на ней показывают некое замешательство Девы.

Над ее головой, как и над головой архангела изображены нимбы, свидетельствующие о их святости. Художник показал эту сцены на фоне пейзажа, что, несомненно усиливает впечатление от картины.

Художник на этом полотне, имеет возможность изобразить на заднем плане обширный пейзаж, что собственно он и делает. Там вдали изображены вершины гор, которые окутаны бледно-серой дымкой.

Видны стены порта и уходящая вдаль река, на которой мелькают мачты кораблей, а также деревья, которые величественны и являются символом жизни.

Читайте также:  Радость жизни, анри матисс - описание картины

И конечно горизонталь бесконечного горизонта, дающего понимание о вечности жизни.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Картина «БЛАГОВЕЩЕНИЕ» написана маслом на дереве, имеет размеры 98х217 см, и хранится в музее Уффици во Флоренции.

пейзаж, благовещение, леонардодавинчи, верроккьо, Гавриил.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/kartina-leonardo-da-vinci-blagovesenie

Благовещение — ок. 1472-1475Леонардо да Винчи

Ноябрь 08, 2012

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Благовещение

ок. 1472-1475; 98х217 см; дерево, масло и темпераГалерея Уффици, Флоренция

Авторство картины «Благовещение», находящейся сегодня во Флоренции, было предметом ожесточенных споров исследователей творчества художника.

Одни считали, что картина принадлежит кисти Гирландайо, другие приписывали ее молодому да Винчи. С течением времени споры поутихли: большинство специалистов склонны считать, что произведение было создано именно Леонардо.

Действительно, многие детали самой картины говорят в пользу этой версии: правильно и выразительно написанные руки Девы Марии, выполненные с характерной для стиля да Винчи анатомической точностью, лицо архангела Гавриила, напоминающее лицо ангела из написанного в соавторстве с Верроккио «Крещения Христа», и, конечно, изображенный на дальнем плане затуманенный пейзаж — все это подтверждает авторство Леонардо.

Художник рисует природу, используя постепенные переходы от света к тени. В результате он получает изображение природы, не лишенное точности, хотя и несколько размытое. Этот нежный, обволакивающий туман создает атмосферу полусна-полуяви, и в ней, по мнению Леонардо, „внутренняя природа предметов и людей выявляется гораздо глубже, нежели в резком свете дня”.

Картина была подвержена постороннему вмешательству: неизвестный соавтор зачем-то увеличивал крылья архангела Гавриила, принесшего Благую Весть.

Сохранились дневниковые записи Леонардо, которые свидетельствуют о том, что в оригинале эти крылья срисовывались художником с птичьих, поэтому наверняка изначально они выглядели изящно и соразмерно фигуре архангела.

После «исправления» они стали казаться излишне громоздкими, если не сказать гротескными…

Работая над столь популярным сюжетом, Леонардо, подобно многим художникам, решил не экспериментировать с композицией, однако лица персонажей были изображены им совершенно по-новому — реалистично и точно, без возвышенных интонаций и религиозного пафоса.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Благовещение

ок. 1478-1482; 16х60 см; дерево, темпераЛувр, Париж

Авторство «Благовещения», которое находится в парижском Лувре, также вызывает сомнения, но, в отличие от флорентийской картины, этот вопрос остается открытым до сих пор. Некоторые приписывают эту работу кисти Лоренцо ди Креди, другие считают ее автором Леонардо.

Изначально эта маленькая картина предназначалась для пределлы — нижней части алтаря одной из флорентийских часовен и являлась одним из множества заказов, которые и ди Креди, и да Винчи должны были выполнять во время учебы в мастерской Верроккио. Поэтому вполне возможно, что картина была написана молодыми художниками в соавторстве.

Однако лазурный пейзаж вдали, вне всяких сомнений, выполнен именно Леонардо.

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/blagoveschenie.php

"Благовещение" Леонардо да Винчи — Православный журнал "Фома"

«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане.

До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником.

Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником – Лоренцо да Креди.

Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния.

И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»

И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».

В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто.

Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств.

Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета.

Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.

Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника.

Цветок лилии в руке архангела Гавриила – одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.

Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.

Благовещение, Леонардо Да Винчи, около 1472

Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре.

Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она – единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде.

Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие – не закончены.

Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц.

Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства.

Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение – загадкой.

Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура – вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.

Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его – простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо.

Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника – изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя.

Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.

Источник: https://foma.ru/blagoveshhenie-leonardo-da-vinchi.html

«Благовещение» Леонардо

Справочная информация и описание сюжета картины Леонардо.

Во Флоренции дружелюбная натура да Винчи в сочетании с его совершенными профессиональными навыками позволила ему быстро обзавестись друзьями, покровителями и заказами.

Одно из первых полотен на религиозную тему, продуманное и написанное самим Леонардо, — «Благовещение» (около 1472–1475). Историки искусства пришли к выводу, что эта работа, которую приписывали кисти выдающегося флорентийского художника Доменико Гирландайо, на самом деле принадлежит кисти Леонардо.

Благовещение

Предыстория

К сожалению, не известно, кто мог сделать заказ на «Благовещение», созданное Леонардо около 1472–1475 годов. Леонардо не упоминает эту картину ни в одной из своих записей или писем, дошедших до нас, но мы помним, что многие его записи были утеряны.

В письменном договоре стоит дата заключения сделки и дата предполагаемого завершения работы. В нем есть и описание изображения, обозначено количество фигур, которые должны быть изображены на картине, упоминание необходимых красок.

Возможно, что «Благовещение» было написано Леонардо в мастерской Верроккьо, когда он окончил свое ученичество и стал профессиональным художником.

Исследователи полагают, что эта картина могла быть написана как запрестольный образ для церкви, которая перестраивалась или обновлялась около 1472–1473 годов в женском монастыре Святого Бартоломео в Монте-Оливето, недалеко от Флоренции.

Картина оставалась там до 1867 года, после чего была передана в Галерею Уффици во Флоренции. Надпись на обороте подтверждает, что картина висела в ризнице, судя по другим свидетельствам, некоторое время она украшала стену монастырской трапезной. Прямоугольная форма полотна (78*219 см) указывает на то, что она могла висеть непосредственно над алтарем.

Читайте также:  «девушки на берегу сены», гюстав курбе — описание картины

Геометрическая точность и оптический обман

В этой картине Леонардо использует геометрическую перспективу. Диагональная сетка плиток пола справа от фигуры Девы Марии направляет взгляд зрителя к пейзажу в центре картины и позади здания.

Леонардо не придавал особого значения своему владению линейной перспективой: «Перспектива — это показательное рассуждение, при помощи которого опыт подтверждает, что все объекты посылают глазу свои подобия по линиям пирамид».

Во время работы над картиной Леонардо продолжал совершенствовать свои навыки живописца.

Схожесть со стилем Верроккью

В картине обнаруживаются несколько характерных для Верроккьо способов построения изображения. Вероятно, это произведение могло быть написано Леонардо в мастерской учителя.

Например, движение руки Девы Марии и скульптурность ее одежд могут свидетельствовать о влиянии Верроккьо на творчество своего ученика.

Основание аналоя напоминает скульптуру Верроккьо на могиле Пьеро де Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, которую мастер завершал именно в это время.

Некоторые особенности позволяют судить о том, что работа эта была своего рода практическим заданием — зачетом по окончании учебы. Сюда же можно отнести и богато украшенное основание аналоя, доминирующего в центре картины.

Все это наводит на мысль о том, что картина была попыткой ученика создать самостоятельное произведение, с неточностями и огрехами в изображении, свойственными неопытной руке молодого художника.

Это объяснило бы отсутствие письменных свидетельств о ней, так как картина никем не была заказана, и объяснило бы ее пребывание в монастыре, которому она, скорее всего, была передана в дар.

Благовещение фра Филиппо Липпи (около 1450–1453)

Сюжет

Описание истории, отраженной в композиции, находится в Евангелии от Луки. Там архангел Гавриил, посланный богом, провозгласил«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» и сообщил беременной Деве Марии о ее беременности. Также архангел нарек назвать родившегося сына «Иисусом».

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/blagoveshhenie-leonardo.html

Леонардо да Винчи, картина "Благовещение": история создания, описание картины, репродукция

Картины Леонардо да Винчи уже несколько столетий с завидной регулярностью становятся предметом споров ученых из самых разных областей, художественных критиков и искусствоведов.

В случае с живописными работами художника чаще всего под сомнение ставилось их авторство: поскольку Леонардо свои произведения не подписывал, здесь можно ориентироваться только на его личные дневники с набросками и свидетельства современников.

По поводу картины да Винчи «Благовещение» исследователи так и не пришли к единому мнению: одни утверждают, что работа была написана самим Леонардо от первого до последнего мазка, другие уверены, что у художника был соавтор. После многочисленных исследований были обнаружены детали, которые могут подтвердить как первую, так и вторую версию.

Работа была обнаружена только в 1867 году в монастыре Сан Бартоломео а Монтеоливето и перевезена в Галерею Уффици. На тот момент ее автором считался Доменико Гирландайо, но уже спустя два года картина была атрибутирована Леонардо благодаря изучению дневников художника и сравнению деталей «Благовещения» с набросками.

В пользу версии о том, что картина была написана да Винчи самостоятельно, свидетельствуют скрупулезно прописанный, окутанный дымкой пейзаж на заднем плане и традиционная для художника анатомическая точность. К примеру, крылья Гавриила Леонардо скопировал с реальных птичьих крыльев, об этом он пишет в одном из своих дневников.

Однако некий неустановленный «ретушер», по всей видимости, счел эти крылья недостаточно внушительными для Божьего посланника и довольно грубо удлинил их. Стоит обратить внимание и на лица героев картины. Лицо архангела Гавриила похоже на того ангела, которого да Винчи написал в углу «Крещения Христа» — работы своего учителя Вероккьо, а лик Девы Марии – на знаменитую «Мадонну с гвоздикой», написанную да Винчи несколькими годами позже.

При этом некоторые исследователи придерживаются мнения, что «Благовещение» было написано Леонардо вместе с его учителем. Они считают, что, как и в случае с «Крещением Христа», большая часть картины была создана Андреа дель Вероккьо, а молодому ученику мастер поручил написать пейзаж на заднем плане и фигуру архангела.

Одно из рентгенографических исследований показало, что часть работы, предположительно выполненная Вероккьо, была написана довольно крупными, тяжелыми мазками, а использованные им краски содержали свинец. Что же касается ангела и пейзажа, то здесь слои краски более тонкие, мазки очень легкие, выполненные красками без содержания свинца.

Складки одежды Марии выглядят традиционно для Вероккьо тяжелыми и неподвижными, будто бы вытесанными из камня. Еще одним из аргументов сторонников теории о соавторстве является саркофаг, стоящий между Марией и архангелом. Это копия саркофага Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо, изготовленного Андреа Вероккьо.

Впрочем, вполне возможно, что саркофаг изобразил сам Леонардо, как дань уважения учителю.

Существует еще одна версия «Благовещения», написанная несколькими годами позднее и хранящаяся в Лувре, которая на данный момент считается работой Леонардо. Однако эта картина гораздо более спорная.

Многие исследователи склонны считать ее автором Лоренцо ди Креди. Сохранились документальные свидетельства того, что эта небольшая панель с библейской сценой была частью алтаря собора Пистойи. Большую часть работы выполнил Вероккьо, а «Благовещение» он поручил ди Креди, одному из своих учеников.

Картины Леонардо неоднократно приписывались ди Креди, как и наоборот, поскольку они обучались и работали у Вероккьо в одно время. Как бы там ни было, сейчас автором луврского «Благовещения» признан да Винчи.

Иконописные и живописные традиции изображения Благовещения формировались практически с самого начала существования христианства. Одной из самых первых работ, запечатлевших эту знаменитую библейскую сцену, считается фреска из римской катакомбы Присциллы III века. По большей части, каноны и правила здесь сложились за много веков до появления Леонардо да Винчи на свет. На момент написания «Благовещения» художнику исполнилось всего лишь около 20 лет, он еще не прославился в качестве экспериментатора и новатора, и здесь тоже не пошел наперекор традициям.

Приблизительно в V веке сформировался канон, согласно которому Мария изображалась в правой части полотна, а архангел Гавриил – в левой. Детали же зависели по большей части от того, какой текст с описанием сцены Благовещения брал за основу тот или иной художник.

К примеру, в Евангелии от Луки встреча Марии с ангелом, принесшим Благую весть, описывается довольно коротко и скупо. При этом существует множество апокрифических текстов, в которых эта сцена расписана гораздо более подробно.

Многие живописцы в своих работах опирались на Протоевангелие от Иакова, написанное в середине II века, согласно которому Гавриил приходил к Марии дважды: сначала у источника (или колодца) с водой, а затем в тот момент, когда она пряла нити для пурпурной завесы Иерусалимского храма.

Поэтому на многих картинах Богоматерь изображена рядом с источником либо с веретеном в руках. Согласно же другим апокрифам, в момент появления архангела Мария читала книгу пророка Исайи, в которой предсказывался приход Мессии. Поэтому художники, в том числе и да Винчи, также часто писали ее с книгой в руках или на подставке.

Обычно Дева Мария изображалась не на открытом пространстве. Но зачастую назвать окружающую ее обстановку домашней сложно.

Эти интерьеры больше напоминают дворец или храм, а виднеющиеся из окон пейзажи скорее похожи на сказочные, чем на реальные.

С наступлением эпохи Возрождения живописцы стали добавлять в свои картины больше пространства и воздуха, коснулось это и работ, изображающих Благовещение: Богородицу и архангела Гавриила переселили из комнат на балконы и открытые галереи.

Существует еще несколько деталей, отличающих большинство картин, посвященных теме Благовещения. На некоторых из них, например, источник, у которого Мария впервые встречает ангела, трансформируется в фонтан или сосуд с водой.

На многих полотнах Гавриил держит в руках ветвь белых лилий, символизирующих чистоту и непорочность Марии, иногда эти цветы изображаются в центре между фигурами. В случае с картиной да Винчи лилия служит еще и символом Флоренции. В некоторых работах лилии заменяет оливковая ветвь.

Долгое время большинство ученых и художественных критиков считали, что некоторые детали «Благовещения» выдают неопытность Леонардо, который писал эту картину в возрасте около 20 лет. Считается, что на тот момент да Винчи только учился работать с композицией и перспективой, поэтому допустил ряд заметных ошибок.

К примеру, правая рука Девы Марии выглядит неестественно длинной, к тому же она изображена так, что кажется ближе к зрителю, чем вся фигура женщины. Стена справа от Богородицы слишком длинная, а светильник, стоящий на саркофаге, расположен чересчур далеко.

Однако одно из недавних исследований показало, что все эти «огрехи» волшебным образом исправляются, стоит только зрителю встать на правильную точку относительно картины. Ученые предположили, что, работая над «Благовещением» художник знал: потенциальные зрители не будут стоять прямо перед картиной, а будут смотреть на нее справа и немного снизу.

Вероятно, в том месте, где планировалось повесить работу, она занимала такое место, в котором смотреть на нее можно было только из этой позиции.Теперь же, если в Галерее Уффици встать справа от картины, стена на ней выравнивается и становится пропорциональной, а светильник перемещается ближе к Марии.

Ее правая рука укорачивается до естественных размеров и принимает правильное положение относительно зрителя. Кроме того, если смотреть из нужной точки, фигура Девы Марии увеличивается и становится центром сюжета. Таким образом, работа Леонардо представляет собой вовсе не незрелого первенца молодого художника, а тщательно выверенный результат его оптических исследований и опытов.

Евгения Сидельникова

Источник: https://artchive.ru/leonardodavinci/works/385394~Blagoveschenie

Ссылка на основную публикацию