Белорус, илья ефимович репин, 1882

Запрос «Репин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (5 августа 1844, Чугуев, Харьковская губерния—29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Биография

Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 г. в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуев Харьковской губернии. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г.

поступил в Академию Художеств в Петербурге. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». В 1872 г. получил большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира».

Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 г. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств.

С 1873 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».

По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г.

На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Жил в своей усадьбе «Пенаты» в посёлке Куоккала, который после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Художник скончался 29 сентября 1930 г. в Куоккале, где и был похоронен.

В 1940 г., когда Куоккала перешла Советскому Союзу после Советско-финской войны (впоследствии она была переименована в Репино), там был открыт мемориальный музей Репина.

Мемориальный музей Репина есть также в его родном Чугуеве. В 1958 году в Москве на Болотной площади (называвшейся в 1950—1990-е годы площадью Репина) был открыт памятник И. Е. Репину (скульптор М. Г.

 Манизер, архитектор И. Е. Рожин).

В честь Репина названы:

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1864 год — дом Я. А. Крылова — 15-я линия Васильевского острова, 20;
  • 1867 — весна 1868 года — флигель — 15-я линия Васильевского острова, 30;
  • весна 1868—1869 — дворовый флигель дома М. С. Воронина — 5-я линия Васильевского острова, 4;
  • весна 1870 года — доходный дом И. Н. Шмидта — 5-я линия Васильевского острова, 30;
  • весна 1872 года — дом Я. А. Крылова — 15-я линия Васильевского острова, 20;
  • лето 1872 — весна 1873 года — доходный дом В. И. Жерихова — 6-я линия Васильевского острова, 41, кв. 2;
  • 09.1877 года — доходный дом Н. П. Гребенки — Малый проспект Васильевского острова, 16, кв. 4;
  • начало 03.1880 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • конец 02. — начало 03.1881 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 09.1882 — зима 1887 года — доходный дом К. И. Григорьева — Екатеринского канала (ныне — канал Грибоедова), 135, кв. 1;
  • зима 1887 — осень 1895 года — мастерская в доходном доме К. И. Григорьева — Екатеринского канала (ныне — канал Грибоедова), 135;
  • осень 1895—1903 — 4-я линия, 1, кв. 12;
  • 1903 — 29.09.1930 года — усадьба «Пенаты» в Куокала, Выборгская губерния, Финляндия. Современный адрес: Репино, Приморское шоссе, 411.

Выставки

Галерея

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

«Осенний букет», 1892, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Портрет Витте с картины «Заседание Государственного Совета»

«Садко в Подводном царстве», 1876, Государственный Русский музей

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

«Яблоки и листья», 1879, Государственный Русский музей

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

«Выбор великокняжеской невесты», 1885

«Портрет Льва Толстого», 1887

«Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу», 1893

«Портрет писателя Александра Жиркевича», 1894

«Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны», 1894

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре»

«Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи»

«Император Николай II» (набросок)

«Портрет протодиакона», 1877, Государственная Третьяковская галерея

«Портрет профессора Иванова» (незнакомое лицо), 1882, Музей Атенеум (Национальная галерея Финландии), Хельсинки.

Библиография

  • Москвинов В., Репин в Москве, М., 1955;
  • Иванов С., Москва в жизни и творчестве И. Е. Репина, М., 1960;
  • Грабарь И. Э., Репин, т. 1—2, М., 1963—64;
  • Новое о Репине, Л., 1969;
  • Лясковская О. А., И. Е. Репин, 3 изд., М., 1982;
  • Стернин Г. Ю., И. Е. Репин. Альбом, Л., 1985;
  • Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1989.
  • Репин и Здравнёво. Библиографический указатель. 1995—2001 / Сост. Шишанов В. А. Витебск: Витебский областной краеведческий музей, 2001. 20 с.[1]
  • Сухоруков А., Шишанов В. К истории создания музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво» // Белорусско-русское культурное взаимодействие конца XIX-начала ХХ в.: Материалы научной конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения И. Е. Репина и 100-летию пребывания художника в Беларуси. Витебск, 1995. С.111-117.
  • Шишанов В. Здравнёво. Исторический облик и музеефикация усадьбы // Матэрыялы II Міжнароднай канферэнцыі па праблемах музеефікацыі унікальных гістарычных тэрыторый. Полацк, 1996. С.38-44.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Музей-сядзіба І.Я.Рэпіна «Здраўнёва» як цэнтр развіцця беларуска-рускіх культурных сувязяў// Нацыянальныя меншасці Беларусі. Кн.3. Брэст-Мінск, 1996. С.18-19.
  • Шишанов В. Репин в Белоруссии // Служба спасения 01 (Минск). 2000. № 5. С.54-57.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва // Віцебскі сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шышанаў В. Беларусь і беларусы вачыма Іллі Рэпіна // Гісторыя, культуралогія, мастацтвазнаўства: Матэрыялы III Міжнар. кангрэса беларусістаў «Беларуская культура ў дыялогу цывілізацый» (Мінск, 21-25 мая, 4-7 снеж. 2000 г.). Мн.: «Беларускі кнігазбор», 2001. (Беларусіка = Albaruthenica; Кн. 21). С.311-316.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Рэпіна І.Я. Музей-сядзіба «Здраўнёва» // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.6. Кн.1. Мн.: БелЭн, 2001. С.174.
  • Шишанов В. А. Здравнёво: после октября 1917 // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.80-89.Текст на сайте: muzeum-repin.iatp.org.ua/zdravnevo.htm
  • Шишанов В. А. К истории коллекции работ Репина в Витебском областном краеведческом музее // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.90-97.

См. также

  • Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнево»

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/938515

Репин Илья Ефимович

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов.

В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И.

Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.

Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории.

Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» — Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

Читайте также:  Портрет сумасшедшей, теодор жерико, 1822

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания.

Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году.

Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.  Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции.

Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году.

Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа.

Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин.

Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю.

Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина».

Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу.

В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно  реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого.

Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает.

Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина.

Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица.

На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.

Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.

Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.

В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание.

В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.

Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.

  Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков.

Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей.

Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев.

Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение.

Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз.

Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Садко в подводном царстве

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Портрет композитора М.П. Мусаргского

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Крестный ход в Курской губернии

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Осенний букет. Портрет дочери

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

  • Заседание Государственного Совета
  • Иван Грозный и сын его Иван (Иван Грозный убивает своего сына)

Источник: http://rus-artist.ru/2013-04-07-14-40-55.html

Репин Илья Ефимович. Портреты, избранное

?

anabelle215

July 3 2018, 01:40

Category:

 «Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса.

Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами «просятся» на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией.

Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение.» (Репин И.Е.) 

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Илья Ефимович Репин. Блондинка. Портрет Ольги Тевяшевой. 1898
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Горбун. Этюд. Илья Ефимович Репин 1880, 30.7×22.2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов — вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России.

По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.

Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны.» (Н.А.Бенуа)

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Илья Ефимович Репин. Актриса Пелагея Стрепетова. 1882
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Портрет мальчика. Илья Ефимович Репин 1867. Таганрогский художественный музей
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Портрет мальчика. Илья Ефимович Репин 1881, 34.5×25 см. Частная коллекция
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Илья Ефимович Репин. Портрет жительницы Чугуева С.Л.Любицкой. 1877
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Илья Ефимович Репин. Портрет Е. Н. Званцевой 1889, 89×69 см • Масло, Холст
Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882 Репин Илья Ефимович. Портрет К. Б. Болеславовой 1913, 106.8×85 см • Масло, Холст. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Илья Ефимович Репин.Портрет С. Ф. Мамонтовой 1879, 89×69 см • Масло, Холст. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Москва и Московская область
Портрет С. А. Репиной, урожденной Шевцовой. Илья Ефимович Репин 1900, 53×44.5 см

Читайте также:  Пирс в брайтоне, джон констебл - описание картины

Софья Алексеевна Репина — жена брата художника, Василия, и сестра Веры Алексеевны Репиной, первой жены художника.

Илья Ефимович Репин. Дама, играющая зонтиком. Этюд для картины «Парижское кафе» 1874, 42×28.5 см • Масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Ефимович Репин.Портрет Марии Борисовны Чуковской 1909, 44×35.4 см • Акварель, Итальянский карандаш, Бумага на картоне. Частная коллекция.
Илья Ефимович Репин. Портрет Ю.Б.Репман. 1881
Портрет Л. П. Штейнгель. Илья Ефимович Репин 1895, 205.3×114.7 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь

ilya-repin.ru

Смотрите также — Репин Илья Ефимович. Семья. Портреты дочерей, сына и первой жены художника

russian artРепин Ильяакварельженский портретживописьживопись 19 векапортрет

Источник: https://anabelle215.livejournal.com/78081.html

Умер художник Илья Ефимович Репин :: Издательство Русская Идея

29.09.1930. – Умер художник Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Илья Ефимович Репин. Автопортрет

Илья Ефимович Репин (24.07.1844–29.09.1930) – знаменитый художник. Родился в г. Чугуеве в семье военного поселянина-кантониста, занимавшегося торговлей. В 1855 г. посещал топографическую школу, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты.

Скопив денег, в 1863 г.

уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину «Бурлаки на Волге» (1873). За программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на трехгодичную командировку в Италию и Францию после окончания академии в 1871 г.

Впечатления Ильи Ефимовича от первого Рима с его христианскими святынями было весьма примечательным для понимания складывавшегося у него міровоззрения как основы его творчества. В 1875 г. В.В. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. «Что вам сказать о пресловутом Риме? – писал он в одном из них.

– Ведь он мне совсем не нравится! Отживший, мертвый город, и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, – не то что во дворце дожей, в Венеции! Только один Моисей [работы] Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется…

Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой».

Вернувшись в Россию, в 1878 г. примкнул к «прогрессивному» Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи.

Его картины почти всегда были социально-критичны; была серия картин даже с симпатией к революционерам: «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1880–1889), «Отказ от исповеди» (1879–1885), «Не ждали» (1884).

Церковная тематика у Репина также часто дышит критическим духом, таковы, например, картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), изображающий верующих как тупую фанатичную толпу;  «Протодьякон» (1877), – по словам критика: «экстракт наших дьяконов…

у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…». Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.

Репин, впрочем, создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников – А.Ф. Писемского (1880), М.П. Мусоргского (1881), Н.И. Пирогова (1881), П.А. Стрепетовой (1882), Л.Н. Толстого (1887).

В них также нередко чувствуется оценочное содержание. Особенно в портретах на грандиозном полотне «Торжественное заседание Государственного совета» (1901–1903), которое Репин создал вместе с группой своих учеников.

Вероятно, талантливый художник стал заложником социальной и художественной среды, в которой жил и работал (и он был не единственным таким деятелем: см. биографии Лескова, Ключевского…).

Уклониться от неписанных «интеллигентских» норм поведения для многих означало критику или профессиональное забвение. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции «К русскому обществу.

По поводу кровавого навета на евреев» в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина…

Возможно, здесь сказалось и происхождение Ильи Ефимовича. Можно предположить, что предки Репина были из евреев, поскольку и с отцовской, и с материнской стороны были кантонисты.

«Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты», – писал К.П. Победоносцев о причинах критической настроенности художника. О теплой дружбе Репина с еврейством см.

: Григорий Островский. Илья Репин и евреи // «Вести», приложение «Окна». Тель-Авив, 1.1.2004.)

В результате Репин снискал себе симпатии и либералов, и революционеров. В советской школе его картины, как и других передвижников, служили примером «гневного протеста против деспотизма» и доказательствами «темной» и «реакционной» царской России.

Тем не менее в этой «реакционной» стране изрядный вольнодумец Репин, происходивший из довольно низкого социального слоя, стал в 1893 г. действительным членом Петербургской академии художеств.

В 1894–1907 гг. преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 гг. – ее ректор) и надо полагать не бедствовал.

«Торжественное заседание Государственного совета» писал как правительственный заказ.

Власть большевиков знаменитому художнику также не понравилась. Он стал эмигрантом, но не эмигрируя. Еще в 1899 г. он поселился в финляндской усадьбе «Пенаты» в Куоккале, которая после Октябрьского переворота оказалась за границей. Попытки советского правительства вернуть «прогрессивного» Репина в СССР не удались.

Помещение этой заметки о Репине в календаре «Святая Русь» объясняется его огромной популярностью в среде «прогрессивной интеллигенции» и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа «от обратного» того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты «русской культуры» от осознания исторического призвания России. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его міровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. Как, например, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891) и др. Да и «Бурлаки на Волге» – хотя это изображено утрировано – тоже были в недавней русской истории. Однако подлинно русский художник должен был бы не только «бичевать социальные язвы», но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович.

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092903 Оставить свой комментарий

Белорус, Илья Ефимович Репин, 1882

Источник: https://rusidea.org/25092903

Описание картины Ильи Репина «Белорус»

Описание картины Ильи Репина «Белорус»

Великий русский живописец Илья Репин всегда настойчиво искал новые методы и идеи, которые делали его работу более полной и глубинной. Считается, что у него был набор любимых предметов и, соответственно, ограниченный круг людей, чьи портреты он рисовал.

Картину «Белорус» Репин написал в 1892 году. Обладая глубоким чувством целеустремленности и эстетики, а также великим художественным даром, чтобы прочувствовать душевное состояние и его отражение в жизни и персонажах картин. Белорус – по-другому называется портрет Сидора Шаврова.

В деревне, которая находилась по соседству с имением Репина жил мальчик, очень рано оставшийся слепым. Однако много лет спустя зрение чудесным образом вернулось к возмужавшему юноше. Репин был настолько восхищен произошедшим, что попросил юношу позировать ему для портрета. Мы видим молодого человека с улыбкой на лице, уверенного, сильного, только что победившего страшный недуг.

Поиски истины и идеала привели Репина ко всему многообразию тем и направлений его картин, написанных под влиянием скрытых аспектов социального и духовного опыта, а также национальной культуры. Как и большинство русских реалистов своего времени, Репин часто основывал свои работы на драматических конфликтах, взятых из современной жизни или истории.

Его метод был противоположным общему подходу художников-импрессионистов. Художник производил работы медленно и осторожно. Они были результатом тщательного и детального изучения. Репин никогда не был доволен своими работами и часто рисовал несколько версий, совершенно непохожих друг на друга.

(No Ratings Yet) ← Описание картины Алексея Степанова «Волки»Описание картины Михаила Врубеля «Воскресение» → Моне Лягушатник

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-belorus/

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «Искусства для искусства». » Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.

Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.

Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.

Читайте также:  Даная, густав климт - описание картины

Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра.» Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.

Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно «Бурлаки на Волге», которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно «Бурлаки на Волге» на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине «Бурлаки на Волге» художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний «Далекое близкое».

С 1900 года Репин поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Источник: http://cvetamira.ru/repin-ilya-efimovich-1844-1930

Илья Репин биография

Илья Ефимович Репин – величайший русский художник, профессор, а потом и академик русской Академии художеств, создатель русского реализма в живописи, педагог, из-под «крыла» которого «вылетели» такие художники, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов. Биография Репина уникальна. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована.

Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов.

В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил  не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.

За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.

С 1873 по 1876  год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым.  В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III).

На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова, Н.

Некрасова.

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова.  Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым. Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/r/repin-ilya-repin-ilya

Илья Ефимович Репин (Ilja Efimovich Repin). Великий русский живописец реалист

Апрель 9, 2010

12:29 am — Илья Ефимович Репин (Ilja Efimovich Repin). Великий русский живописец реалистРодился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине,  в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Абрамцево.1880 Арест пропагандиста.1880-82 Бурлаки на Волге.1870-73 Воскрешение дочери Иаира.1871 Запорожцы пишут письмо турецкому султану.1880-81 Заседание Государственного Совета.1903 Иван Грозный и сын его Иван (Иван Грозный убивает своего сына) Крестный ход в Курской губернии.1880-83 Лев Толстой босиком.1901 Летний пейзаж.1879 М.И. Глинка пишет оперу «Руслан и Людмила».1887

  • Макар Симак (пластун)
  • Манифестация.1907
  • Мужичок из робких.1877
  • Не ждали.1884-88
  • Негритянка.
  • Осенний букет (портрет дочери).1892
  • Портрет Бочаровой, тётки художника.1859

Портрет В.В. Стасова.1889 Портрет В.И. Боткиной.1901

  1. Портрет императора Николая 2.1896
  2. Портрет композитора Мусоргского.1881
  3. Портрет Менделеева.1885

Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева.1911 Портрет П.М. Третьякова.1883

  • Прием волостных старшин императором Александром.1885-86
  • Проводы новобранца.1879
  • Пушкин читает свою поэму…
  • Репин в мастерской в «Пенатах» (фотография 1906 года)
  • Садко.1879
  • Царевна Софья в Новодевичьем монастыре.1879

Ссылка на источник  http://bibliotekar.ru/kRepin/index.htmНаписано Свет_Лана__Цветкова Прочитать цитируемое сообщение Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://gallery-nikole.livejournal.com/277897.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector