Балетный класс, эдгар дега, 1881

Эдгар Дега. Коллекция картин.

Эдгар Дега в музеях

Эдгар Дега: литература

  • Эдгар Дега в домашнем электронном музее(100 электронных альбомов великих художников,
  • включая импрессионистов)
  • Постеры картин Эдгара Дега
Произведения по годам: 1858-1872
1873-1878
1879-1885
1886-1899
«Мисс Лола в цирке Фернандо». 1879 г.Холст, масло. 117х77 см.Национальная галлерея, ЛондонЗаказать постер
О картине
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Сидящая балерина». 1879 — 1880 гг.Картон, древесный уголь, пастель.63,5х48,7 см.Эрмитаж, Санкт-Петербург.Заказать постер
О картине
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Голубые танцовщицы». 1880 г.Музей А.С.Пушкина, Москва. Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Звезда». 1871-1881 гг.Пастель.Институт искусств, Чикаго.
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Балетный класс». 1881 г.Филадельфийский музей искусств. Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Балерина и женщина с зонтом». 1882 г.
«Танцовщицы». 1883 г.Пастель. 64,8х50,8см.Даллас, Музей изобразительного искусства. Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Гладильщицы». 1884 г.Холст, масло. 76х81 см.Музей д’Орсэ, Париж.
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Танцовщицы в розовом». 1880-1885 гг.Музей изящных искусств, Бостон. Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Балерина, завязывающая туфлю». 1880-1885 гг.Частная коллекция, Лондон.
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881«Певица в зеленом».Метрополитан-музей, Нью-Йорк.Заказать постер

Источник: http://impressionnisme.ru/edgar-dega-kollektsiya-kartin-3/index.php

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Эдгара Дега

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Может ли столь, мягко говоря, мало обворожительное произведение искусства трогать сердца публики на протяжении более ста лет? Да! Если это не просто скульптура, а воплощение истории и реальности своего времени.

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Эдгара Дега, одно из самых реалистичных произведений современного искусства, история маленькой танцовщицы кордебалета, которая повергла в шок Париж…

Скульптура, нарушившая все существующие правила того времени. Это не попытка изобразить прелестную девочку, а попытка показать девочку, которая занимается самым тяжелым искусством на свете — она хочет стать балериной! Девочка не отвечает зрителям взаимностью, она, похоже, вовсе не просит, чтобы ею восхищались. Она в своих мыслях. Слушает и думает…

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Давайте обратимся к истории. Балет в Париже того времени — это не позитивный балет сегодняшних дней, куда отдают детей из обеспеченных семей. Он был сосредоточением порока, сплетен и интриг.

В балетные школы принимались девочки с 5 лет, принадлежавшие к низшим классам.

У балерин была репутация проституток, а их клиентами были богатые мужчины, обладавшие сезонным абонементом в оперу, которые имели право видеть танцовщиц за кулисами.

Дега прожил в Париже всю жизнь, город был его холстом. Он писал то, что видел: сценки в кафе, жизнь на ипподромах, работниц в прачечных, но основной темой его картин был Балет. Его не интересовал балет как спектакль, его интересовали возможности выразительного изображения балетной танцовщицы во время движения.

Дега исполнилось 45 лет, когда он начал работу над «маленькой танцовщицей». При создании своего произведения он поставил очень амбициозную цель — создать реалистичную скульптуру, которая бросит вызов всем представлениям зрителей об искусстве.

Четырнадцатилетняя танцовщица — это реальный подросток Мари ванн Гётем из бедной семьи, средняя из трех сестер ванн Гётем. Ее отец был портным, а мать зарабатывала стиркой. Работа художника над скульптурой началась в 1879 году, когда Мари исполнилось 14 лет. Перед созданием скульптуры он рисует свою модель в 17 видах и в итоге ставит ее в четвертую балетную позицию.

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Дега до этого никогда не занимался скульптурой и решил сделать ее из воска — мягкого и хрупкого материала, который наиболее реалистично передает все черты, которые художник хотел вложить в свою скульптуру.

Самая удивительная идея Дега — одеть танцовщицу в настоящую одежду — пачка была настоящей, каркас был покрыт желтым воском. «Танцовщица Дега постоянно балансирует между предельно реалистичным и странно искусственным» — и это по словам критиков.

Размер скульптуры — 2/3 натуральной величины. Эдгар Дега как будто говорит: «Смотрите! Это очень реально!.. Но в то же время необходимо помнить, что это искусство, имитация…»

Дебют Дега как скульптора состоялся в 1881 году на выставке импрессионистов в Париже. «Маленькая танцовщица» привела зрителя в ужас. В то время люди привыкли к изображению лучшего, что есть в натуре человека, в скульптурах из бронзы и мрамора, к изображению гладкого тела, без морщин и дефектов, отметин тяжелой жизни.

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Дега же вступил в противоречия с традициями глянцевой женской красоты. В его скульптуре зритель увидел не девочку в балетном классе, а девочку, лицо которой отмечено чертами порочности. Говорили, что она похожа на обезьяну, чудовище, цветок трущоб, грубого и вульгарного ребенка. Работа Дега показала то, о чем зрителю не нравилось думать.

Художник сам помещает «танцовщицу» в атмосферу порока. В 1881 году на выставке он также вывешивает портреты преступников.

Если бы он разместил скульптуру среди изображений балерин и балетного зала, возможно, она казалась бы вышедшей из картин. Но с самого начала о «танцовщице» судили по ее «окружению».

Для одних это было откровением, для других загадкой. Это не просто произведение искусства, это сама жизнь.

«Четырнадцатилетняя танцовщица» находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал: «Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе — слишком большая ответственность — этот материал вечен».

Но его танцовщице была суждена вечная жизнь. После смерти Дега его наследники подписали контракт о переводе скульптуры в бронзу. 28 бронзовых отливок с оригинала Дега попали в крупнейшие музеи мира.

Оригинал из воска в настоящий момент хранится в Национальной Художественной Галерее в Вашингтоне.

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Прима-Балерина NYCB Тайлер Пек в 2014 сыграла и спела в новом мюзикле Стивена Флаэрти и Линн Арэнс «Маленькая танцовщица» о Мари фон Гетем, юной балерине из Парижской Оперы, позировавшей для знаменитой скульптуры Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица».

Не пропустите самое важное из жизни балета — подпишитесь на наш телеграм канал — https://t.me/balet24

Источник: http://balet24.ru/?p=24686

«Танцевальный класс» Эдгара Дега — УМБРА

Французский импрессионист Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже. Он мог стать юристом, но будучи студентом Парижского университета, понял, что его призвание – живопись. Дега поступил в Парижскую школу изящных искусств, учеба в которой на всю жизнь привила ему интерес к человеческой фигуре.

Эдгар Дега наиболее известен картинами, изображающих танцовщиц. Его картины на темы театра, балета и оперы изображали не только представления на сцене, но и моменты закулисной жизни и репетиции. Но мало кто знает, что до середины 1880 года он не мог получить разрешение посещать репетиции балерин, ему разрешали только бывать в пустых классах.

Поэтому художник составлял композиции из изображений танцовщиц, которые ему позировали по отдельности. Картина «Танцевальный класс» (87х75, холст, масло, около 1871-1874 годов) стала первым полотном Дега большого формата с изображением танцовщиц.

Сейчас эта работа, заказанная у живописца певцом-баритоном Жаном-Батистом Фором, хранится в музее Орсе во Франции.

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Эдгар Дега «Таневальный класс» 1871-1874

На картине зрители видят танцевальный класс мастера Жюля Перро, стоящего во властной позе. Танцовщицы, расположившиеся вдоль стены студии, репетируют. А балерины на переднем плане пока ожидают своей очереди, чтобы предстать перед мастером.

Яркие краски поясов, костюмов и других украшений выражают энергию и элегантность танцовщиц, падающий справа свет подчеркивает их позы. Все внимание сосредоточено на танцовщицах, поэтому фон сведен к минимуму.

Края композиции срезаны, как это мог бы сделать фотограф, сфокусировав внимание на балеринах.

Фон картины выглядит нейтральным, благодаря чему с ним живо контрастируют детали костюмов танцовщиц. Красный, зеленый, голубой вспыхивают по всей композиции, заставляя зрителя переводить взгляд от одной фигуры к другой.

В работе Дега сочетает точный рисунок с эскизностью деталей, выполненных свободным мазком. Художник точно передает выражения лиц танцовщиц, а волосы, платья, костюмы наоборот написаны свободными мазками сухой кисти, которые лишь намекают на фактуру и цвет. Местами слой краски такой тонкий, что просвечивается холст, который тоже участвует в создании текстуры.

В ранних изображениях танцовщиц палитра Дега была приглушенной, и лишь отдельные детали выделены яркими красками. Когда он смог присутствовать на репетициях, цвета костюмов стали все более насыщенными и выразительными, поскольку он использовал весь спектр чистых цветов пастели.

Балетный класс, Эдгар Дега, 1881

Эдгар Дега «Автопортрет с приветствием» 1862

Из-за проблем со зрением художник вынужден был оставить живопись. Дега занимался скульптурой. Умер художник в возрасте 83 лет от воспаления легких.

В материале использованы данные из книги Дианы Ньювол «Импрессионисты».

Источник: http://umbra.media/arhiv/tantsevalnyj-klass-edgara-dega/

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.

Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.

Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.

Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.

Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?

Читайте также:  Музей футбольного клуба «барселона», испания

Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.

1. Голубые танцовщицы

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.

Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.

Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

2. Таз для мытья

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.

На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.

3. Балет из оперной ложи

Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.

Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо

Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.

Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.

Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.

5. Абсент

Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.

Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.

Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.

У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.

6. Танцовщица в своей гримерной

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

7. Гладильщицы

Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым  обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

***

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

  • Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:
  • “Дружба Эдгара Дега с Эдуардом Мане и две порванные картины” 
  • Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
  • Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/edgar-dega/

Эдгар Дега

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д.Энгра. Но в 1856г. неожиданно для всех Э.

Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.

Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма.

Вернувшись в Париж, Э.

Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.

Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафе-шантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.

Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868-1869, Музей Орсэ, Париж)

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал «Портрет в хлопковой конторе» (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства.

Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Э.Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873-1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, ГМИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).

При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела.

Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки («Чтение письма», 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; «Гладильщицы», Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.

Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.

Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом («После ванны», 1885, частное собрание), Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Одна из излюбленных тем Э.Дега — изображение лошадей перед стартом.

Для того, чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований («Скаковые лошади перед трибуной», 1869-1872; «На скачках», 1877-1880 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Жокеи перед скачками», 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

http://fishki.net/1601161-jedgar-dega.html?mode=recent

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42924729264/page

Эдгар Дега. Живописец танцовщиц

179 лет назад в аристократической семье в Париже, родился Эдгар Дега (Эдгар Жермен Илер Дега).

Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя в действительности его с этой группой художников очень многое разделяло. У Дега всегда был независимый стиль, его в отличие от большинства импрессионистов не привлекали пейзажи.

Самой большой художественной страстью Дега было изображение жизни танцовщиц – он рисовал и ваял их фигуры в течение 40 лет своего творческого пути. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек.

Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.

Розовые, жёлтые, голубые, зелёные… В такой цветовой гамме видел балерин этот знаменитый французский художник. Однако он крайне редко изображал бвлерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцкласса и на балетных репетициях. Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создаётся то, что потом так восхищает нас на сцене театра…

Дега для многих представляется каким-то до маниакального дошедшим специалистом балета.

Значительная доля его творения действительно посвящена служительницам Терпсихоры — как тем классам, в которых они получают специальное и весьма трудное воспитание, так и тем спектаклям, в которых они, одетые в совершенно отличные от всего на свете костюмы, должны изображать какие-то эфирные существа… Не только никакого памфлета на женщину в «балетомании» Дега и в его «подсматривании» женщины за её туалетом — нет, но, напротив того, оба цикла картин являются на самом деле прославлением прелести женщины, и прославлением таким знатоком её, равного которому не найти на пространстве веков. Сравнить эти «гимны женщине» Дега можно только с некоторыми фресками египтян, с рисунками на греческих вазах или с японскими эстампами.А.Н. Бенуа «Выставка Дега»

Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом. В России работы Дега можно увидеть в Музее изящных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже. Очень интересный художник и до конца ещё неразгаданный…

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/7382351/

Эдгар Дега. Балетная тема

  Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра.

К этому располагала среда, из которой вышел Э.

Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.  

  Репетиция на сцене

  Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет.

«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.

Ренуару, например, было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения.

Но они были далеки друг от друга, и Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные.

  Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям… 

Танцевалбный класс

  Настоящая сцена представляет перерыв во время урока танцев, когда разрешается отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.

Седовласый Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке, которая четко видна в раме дверного проема позади нее. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены.

Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.

  Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

  Танцовщицы на поклонах

  Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар.

Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной.

И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Читайте также:  Сад любви, рубенс, 1632

  Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права.

Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы.

Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца. 

  Балетная школа

  Балетные картины Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.

С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

  В «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.

Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные.

Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях…

Завершающий арабеск

redov.ru›kulturologija/100_velikih_kartin_s_…

«Маленькая танцовщица» Дега — одна из трех или четырех самых известных скульптур современности. Наравне с «Поцелуем» и «Мыслителем» Родена, а также, возможно, статуей Свободы Бартольди.

  В 1881 году художник Эдгар Дега продемонстрировал свое новое творение — восковую скульптуру «Четырнадцатилетняя танцовщица». Когда она впервые была показана на выставке, зрители пришли в ужас. Со временем восприятие изменилось. Сегодня это одно из самых любимых скульптурных произведенийЭто единственная вещь, которую художник выставлял при жизни.

  Работая над скульптурой, мастер решал творческую задачу, объявленную его современниками непосильной: как превратить несовершенное формирующееся тело девочки-подростка в шедевр? Говорят, когда скульптура была готова, Дега был в целом доволен работой, если бы не одно «но»: ему не нравилось то место, где ноги «крепились» к туловищу. Тогда Дега принял удивительное для конца XIX века решение – надел на скульптуру юбку.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/167091.html

Описание картины Танцевальный класс (Урок танцев) – Эдгар Дега

Дега часто писал танцовщиц, их будни и выступления. Используемая им техника импрессионизма как нельзя лучше передавала воздушные, лишенные статичности образы. На картинах художника хрупкие и невесомые фигуры балерин предстают перед зрителем то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха, то, как на этой работе, в стенах танцевального класса.

Изображенная на полотне сцена кажется случайно подмеченной: балерины выполняют упражнения под руководством известного танцора и балетмейстера Жюля Перро. Ракурс несколько необычен – зритель видит все происходящее немного сверху. Композиция строится вокруг пожилого преподавателя.

Жюль Перро изображен опирающимся на трость, которая достает ему до плеч, а окружающие его балерины выглядят скоплением белых облаков. Однако, несмотря на всю их легкость, видно, что балет – это тяжелый физический труд. Следует также отметить, что изображение танцовщиц на картинах Дега лишено какого-либо личного человеческого контакта.

Художник не более чем беспристрастный наблюдатель сцены.

Тема театра и в особенности балета интересовала Дега всегда. Художник стремился показать не только красоту движений танцовщиц, но и их нелегкие будни, проходящие в бесконечных репетициях и уроках. Когда художника спросили, чем его так привлекает эта тема, он ответил: “Танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения”.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Урок танца – Эдгар Дега Изящество, красота и утонченность – вот что сквозит во всех картинах Эдгара Дега, посвященных балету. Мастер живописи писал балерин в……
  2. В ожидании выхода на сцену – Эдгар Дега В своем наброске “В ожидании выхода на сцену”, сделанном пастелью, Дега изобразил танцовщиц в момент, когда вот-вот откроется занавес. Композиционное……
  3. Танцовщица у фотографа – Эдгар Дега После 1870-го года, Дега практически перестал писать маслом, и картина “Танцовщица у фотографа”, представляет редкое исключение из этого правила. Поза……
  4. Две танцовщицы – Эдгар Дега Во второй половине 1890-х годов Дега много работал над изображением танцовщиц перед самым выходом на сцену. Обычно в этот момент……
  5. Скульптура – Эдгар Дега Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все……
  6. Упавший жокей – Эдгар Дега Приблизительно в 1873-м году, художник временно перестал обращаться к теме, связанной со скачками, а после 1876-го, только периодически изображал сюжеты……
  7. Четыре танцовщицы – Эдгар Дега “Четыре танцовщицы” – одна из картин, которые Дега написал маслом, но уже с ощущением “привкуса” пастельной живописи. Плавные жесты, воздушные……
  8. Площадь Согласия – Эдгар Дега Эта картина является важной вехой в развитии не только французской, но и европейской живописи XIX века прежде всего потому, что……
  9. Две гладильщицы – Эдгар Дега В творчестве Дега не существовало понятия превосходства каких либо социальных групп или слоев над другими, или проведения любой параллели, сравнивавшей……
  10. Любительница абсента (Люди в кафе) – Эдгар Дега Одну из самых известных своих работ – “Абсент” Эдгар Дега написал в 1893 году, первоначально назвав ее “Люди в кафе”…….
  11. Мисс Лала в цирке Фернандо – Эдгар Дега В 1873 году в столице Франции начал работу цирк Фернандо и почти сразу превратился в одно из самых притягательных и……
  12. Женщина, сидящая у вазы с цветами – Эдгар Дега Очередной картиной, свидетельствующей о растущем мастерстве Дега, является работа “Женщина, сидящая у вазы с цветами”, где художник шлифует свой талант,……
  13. Ария собаки или Певица с перчаткой – Эдгар Дега “Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое……
  14. После купания – Эдгар Дега Работа Эдгара Дега “После купания” написана автором в том возрасте, когда мужчину уже нельзя искусить или чем-то удивить. Опытность художника……
  15. Семья Белелли – Эдгар Дега Вершиной мастерства раннего Дега, где он заявил о себе как мастер портретного жанра, считается “Семья Беллелли”. Создавая картины, художник не……
  16. Похищение – Эдгар Дега Так же известная “Интерьер” – наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ……
  17. Женщина за туалетом – Эдгар Дега Картина Женщина за туалетом В Эрмитаже хранится одна из лучших “пастельных” работ мастера – “Причесывающаяся женщина” или “Женщина за туалетом”…….
  18. Танцевальный зал в Мулен де ла Галетт – Анри де Тулуз-Лотрек Работа “В Мулен де ла Галетт” особо выделяется среди работ Тулуз-Лотрека, т. к. считается первой и последней картиной, где нет……
  19. Опасный урок – Рене Магритт Одним из выдающихся художников прошлого столетия является Рене Магритт. Его раннее творчество привязано к кубизму и дадаизму, но в 1925……
  20. Балетная уборная. Снежинки – Зинаида Серебрякова Характерно, что художница не писала сцены балетного действа, как иногда Э. Дега или К. А. Сомов, моменты разучивания танца и……

Описание картины Танцевальный класс (Урок танцев) – Эдгар Дега.

Источник: https://art.goldsoch.info/tancevalnyj-klass-urok-tancev-edgar-dega/

Ссылка на основную публикацию