Балаганы, кустодиев, 1917

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. 

Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Балаганы, Кустодиев, 1917

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

 Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

«Морозный день». 1913

Балаганы, Кустодиев, 1917

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

 «Портрет Федора Шаляпина». 1922

Балаганы, Кустодиев, 1917

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

 Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

 На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

«Зима». 1916

Балаганы, Кустодиев, 1917

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

«Балаганы». 1917

Балаганы, Кустодиев, 1917

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

«Масленица». 1916

Балаганы, Кустодиев, 1917

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

«Масленица». 1919

Балаганы, Кустодиев, 1917

«Масленица». 1920

Балаганы, Кустодиев, 1917

«Лыжники». 1919

Балаганы, Кустодиев, 1917

«Зимняя ярмарка». 1921

Балаганы, Кустодиев, 1917

Источник: http://astrakult.ru/zimnee-tvorchestvo-borisa-kustodieva-prazdnik-i-koloritnost/

Балаганы, Кустодиев, 1917

Балаганы, Кустодиев, 1917

Описание картины:

Балаганы — Борис Михайлович Кустодиев. 1917. Холст, масло. 93х80

   Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный. Таким его и изобразил Кустодиев в картине. Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника — главный источник вдохновения.    Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху людям.    А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще только в надеждах…

   Год создания работы — 1917. Не было масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Картина — воспоминание о другой, утерянной жизни.

Другие картины Кустодиева

Балаганы, Кустодиев, 1917 Масленица

Балаганы, Кустодиев, 1917 Купчиха за чаем

Балаганы, Кустодиев, 1917 Портрет Шаляпина

Балаганы, Кустодиев, 1917 Волга. Радуга

Балаганы, Кустодиев, 1917 Деревенский праздник, 1910

Балаганы, Кустодиев, 1917 Голубой домик

Балаганы, Кустодиев, 1917 Красавица

Балаганы, Кустодиев, 1917 Купание

Балаганы, Кустодиев, 1917 Купец в шубе

Купчиха с зеркалом

Купчиха и домовой

Портрет Ивана Билибина

Московский трактир

Портрет женщины в голубом

Троицын день

После грозы

Яблоневый сад

Ярмарка

На террасе

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1395-balagany-kustodiev-1917.html

Кустодиев : Мир искусства

April 10, 2013

Балаганы, Кустодиев, 1917

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. В 33 года художник почувствовал первые признаки тяжелого заболевания, которое диагностировали как опухоль спинного мозга.

Молодой мужчина, обреченный на неподвижность и медленную смерть, превозмогая жуткие боли, писал яркие художественные произведения: веселые праздненства, пышущих здоровьем женщин, ярко одетых людей.

Читайте также:  Дом-музей леонардо да винчи в замке кло-люсе, франция

Осознавая, что смерть уже рядом, Кустодиев по-прежнему творил в присущей ему праздничной манере, краски его оставались яркими, насыщенными, сочными. В самом конце своей недолгой жизни Борис Михайлович решил написать серию картин, напоминающих народный лубок в новой для него технике.

Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Названия этих работ совершенно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное.

Балаганы, Кустодиев, 1917

Праздник в деревне

В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни? Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным? Нет, конечно.

Чтобы ответить на это, надо вернуться на много лет назад в Астрахань, где в 1878 году в семье учителя семинарии родился Борис Кустодиев. Провинциальные будни тянулись тихо, однообразно, но наступали праздники, и мирный патриархальный уклад жизни нарушался.

Женщины доставали из сундуков ярко вышитые сарафаны, открывались богатые ярмарки, возводились красочные балаганы, продавались пестрые глиняные игрушки, лубки, лапти, поделки из дерева — глядеть было не наглядеться.

Вся изначальная самобытность народной жизни, вся ее красота сохранилась лишь в праздничном обиходе. Кустодиев, очарованный красотой всего русского, национального, с жадностью вбирал виденное.

В 1887 году произошла первая встреча с искусством: в Астрахани открылась Передвижная выставка. Потом были уроки у местного художника Власова, а с 1896 года — Петербург, Академия художеств, мастерская Репина.

В 1903 году за дипломную работу «Базар в деревне» Кустодиев получает звание художника и командировку во Францию и Испанию сроком на два года. Художник не пробыл там так долго. Познакомившись с классикой, он спустя полгода вернулся в Россию.

Работ почти не привез. Париж был чужд ему.

Балаганы, Кустодиев, 1917

Масленица (1920)

Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями, игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Односторонность такого подхода к народному быту искуплялась глубиной проникновения в избранную тематику и мастерским исполнением.

«Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере.

Конечно, ограничить этими вещами список работ художника — значит не знать его по-настоящему.

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Интерес к портрету привил ему Репин, оказавший большое влияние на молодого Кустодиева.

Еще будучи студентом, в 1901 году пишет он портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Балаганы, Кустодиев, 1917

Купчиха за чаем

Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года.

Кустодиева интересует определение человека через быт, а не только его внутренняя характеристика. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.

Борис Михайлович работал над портретами, применяя разную технику: масло, темперу, цветные карандаши, пастель.

Кустодиеву, знатоку провинциального быта, режиссер Комиссаржевский предлагает в 1911 году оформить спектакль «Горячее сердце» Островского. С этого времени Кустодиев увлеченно работает как театральный декоратор.

Балаганы, Кустодиев, 1917

Утро

А еще он прекрасный график. Книжную иллюстрацию полюбил с 1905 года, когда оформлял гоголевские «Шинель», «Коляску», произведения других классиков.

В последние годы жизни особенно охотно создавал Кустодиев плакаты и советские лубки. Плакаты и лубки были последовательным развитием одной из основных тем его творчества — темы революции.

Художник всегда шел в ногу со временем, всегда был верен передовым идеям века. В 1905-1907 годах Кустодиев сотрудничает в прогрессивной демократической печати.

Делает рисунки на темы революции 1905 года, создает гневную сатиру на представителей самодержавия.

Балаганы, Кустодиев, 1917

Большевик

В 1917 году Кустодиев одним из первых отдает свой талант на службу народу. Появляются картины «Февраль 1917 г.», «Праздник на площади Урицкого», «Большевик», монументальные панно, изображающие людей труда.

Спецодежда в Санкт-Петербурге интернет-магазин купить спецодежду ООО Профессионал.

Читайте также:  Дама у вирджинала, ян вермеер

Балаганы, Кустодиев, 1917

Мадонна Фиренце

Балаганы, Кустодиев, 1917

«Купающаяся в ручье женщина»

Балаганы, Кустодиев, 1917

«Пейзаж с замком Стен»

Балаганы, Кустодиев, 1917

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=1874

Самые известные картины Кустодиева: список с описанием

Красивые картины Кустодиева давно обрели всемирную известность, хотя её не бывает слишком много. Имя Бориса Михайловича Кустодиева сразу ассоциируется с живописным полотном «Купчиха за чаем». Его нарочитая «русскость», «ярмарочность», и присущая некоторым работам «лубочность» — это не весь Кустóдиев.

Мир Кустодиева — художника, иллюстратора и театрального декоратора — намного шире и мощнее. Многогранность творчества художника и любовь к родине позволило ему не затеряться в недрах революционного движения.

Кустодиев не уехал в эмиграцию, а остался в СССР. Неизлечимо больной, прикованный к инвалидному креслу, он работал не щадя себя.

Ему трудно было держать кисти, но благодаря непревзойдённому таланту и силе воли, на свет появились его блистательные, яркие, полные жизни и радости, полотна.

Перед вами самые известные работы Кустодиева:

1

 Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

2

 На террасе (1906)

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен.

На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня.

Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

3

 Московский трактир (1916)

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

4

 Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Читайте также:  Радость жизни, анри матисс - описание картины

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида.

Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно.

На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

Хотите посмотреть на красивые фотографии лошадей разных пород? Переходите по ссылке! Это одна из самых популярных статей на most-beauty.ru.

5

 Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

6

 Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина.

Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене.

На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

 Купчиха с зеркалом (1920)

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

8

 Голубой домик (1920)

Это идиллическая картина того, как должна выглядеть русская семья. Это жизнь, которая подразделяется на определённые периоды: счастливого детства, беззаботного юношества, романтичной молодости, мудрой зрелости, уважаемой старости, увядания и завершения земной жизни. Дом утопает в зелени и солнечном свете. Голубой цвет — символ мира и счастья.

9

 Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам.

За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка.

Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

10

 После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Самые красивые картинные пейзажи в мире.

Послесловие

«Автопортрет». 1912

Борис Михайлович Кустодиев — талантливый, самобытный русский художник, работы которого вселяли надежду в самые тяжёлые годы жизни страны. Его работы — гимн жизни, радости и здоровья. Редакция most-beauty.

ru просит вас написать в х какие картины Кустодиева произвели на вас наибольшее впечатление.

И хоть формат нашего сайта не позволяет нам сооружать в статьях картинные галереи, мы всё же решили добавить ещё несколько прекрасных работ Бориса Михайловича Кустодиева без описания.

Ещё картины Кустодиева:

Возмущение слобод против бояр (1897)

Портрет Ю.Е. Кустодиевой (1903)

Гулянье на Волге. 1909

Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский (1915)

Зима. Крещенское водосвятие (1915)

Фонтанка у Калинкина моста (1916)

Балаганы (1917)

Вербный торг у Спасских ворот (1917)

Матрос и милая (1920)

Большевик (1920)

На этом мы завершаем нашу статью. Спасибо за внимание.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-kustodieva.html

Ссылка на основную публикацию