Антокольский марк матвеевич — скульптуры

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея).

Марком Антокольским исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей).

Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей).

статуя «Иван Грозный»

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

«Мефистофель».

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

Христос

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

  • Ермак
  • Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры
  • ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО»

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

Смерть Сократа

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

  1. Нестор-летописец
  2. Спиноза
  3. Статуя «Петр Первый
  4. Русалка
  5. * смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву.

Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург.

Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В.

Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

«Правда в искусстве — выше всего, — писал Антокольский В. В Стасову, — но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным».

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы — горельефах «Еврей-портной» (1864), «Еврей-скупой» (1865), «Нападение испанской инквизиции на евреев» (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика — книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над «Иваном Грозным», скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение — статую «Петр Первый» (1872).

Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске.

Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания («Христос перед судом народа», 1874 1876; «Смерть Сократа», 1876; «Спиноза», 1882; «Мефистофель», 1883, и другие).

Наиболее удачное из произведений этого плана — «Христос перед судом народа», в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, «восставшим за правду, за братство, за свободу». В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории.

В 1889 году им была закончена статуя «Нестор-летописец». Почти одновременно с этой работой он исполнил статую «Ермак Тимофеевич» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге.

До конца своих дней он оставался верен Родине. «Вся душа моя, — писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня…»

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html

Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

Васнецов. ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1884.

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя – Мордух Матысович) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье.

Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье.

Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыИлья Репин. Портрет Марка Антокольского (после утренней молитвы)Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова – А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры Еврей-портной. 1864. Горельеф. ДеревоУчился Антокольский в классе Н.С. Пименова, а после его смерти – с 1863 по 1868 год – у гравера и скульптора И.И. Реймерса. В 1864 году М.М. Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной. Вечерний труд старика» (дерево, ГРМ),Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры«Скупой»В 1865 году – серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф «Еврей скупой» (слоновая кость, дерево, ГРМ).Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры«Мальчик, крадущий яблоки», 1866. Гипс. Марк АнтокольскийУже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника.Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыНАПАДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ НА ЕВРЕЕВ В ИСПАНИИ ВО ВРЕМЯ ТАЙНОГО ПРАЗДНОВАНИЯ ИМИ ПАСХИ. 1868 – 1870-еВ 1868 году М.М. Антокольский сделал из воска и дерева эскиз «Спор о Талмуде», в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету «Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху» (ГТГ) и к ней этюд-голову под названием «Натан Мудрый». Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873«Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. Многие евреи приняли тогда христианство. Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыВо время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный»,Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика Императорской академии Художеств. В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. В 1909 году, в связи с 200-летием Полтавской победы, в Санкт-Петербурге были установлены две бронзовые скульптуры императора Петра I. Памятник Петру I находится в центральной части Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани.АЛЕКСАНДР III. 1897 – 1899АЛЕКСАНДР III. 1897 – 1899 ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА. 1876Государственная Третьяковская галерея. Москва «Христос перед судом народа» (1874, мрамор) Как антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.Его «Мефистофель», названный ранее «XIX век» (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), — не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы «Смерть Сократа» (1875, мрамор, ГРМ) и «Спиноза» (1882, мрамор, ГРМ). Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы. Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. МраморХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО». 1887 – 1888 В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений – надгробие княгини М.А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875-1877, гипс).АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙБарельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга 1878. Гипс. Ленинград, Академия художествМарк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза Антокольским выполнены портреты В.В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), с которым его связывала многолетняя дружба,С.П. Боткина (1874), С.С. Полякова (1877), барона М.Г. Гинцбурга (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Половцева, С.И. Мамонтова и других.Лучшее произведение Антокольского в этом жанре – портрет И.С. Тургенева (1880, гипс, ГРМ), выполненный им незадолго до смерти писателя. ПОРТРЕТ САМУИЛА СОЛОМОНОВИЧА ПОЛЯКОВА. 1877Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г.Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты.В 1891 году он завершает еще две работы – майолику «Ярослав Мудрый» (ГРМ) и статую «Ермак» (1891, бронза, ГРМ). Фрагмент скульптуры «Ермак»РУСАЛКА. 1900. Мрамор. Государственный Русский музей. Санкт-ПетербургПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ. 1896ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ. 1896 Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам – в городе Бад-Хомбург). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище. ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1897 Илья Яковлевич Гинцбург – русский скульптор, ученик М.М. Антокольскогоhttp://funeral-spb.ru/necropols/evreyskoe/antokolskiy/http://www.liveinternet.ru/community/2281209/profile

Источник: https://edwardjournal.livejournal.com/977538.html

Call of Zion

. Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры

***

Мы благодарны Богу, что число посетителей нашего портала растёт. Это говорит о том, что размещённые на нём материалы, по меньшей мере, интересны и, надеюсь, полезны для них.

Крайне редко на страницах «Зова Сиона» встречаются и совершенно удивительные встречи, которые мы воспринимаем, как чудо от Господа! Так на статью о жизни и творчестве величайшего российского скульптора Марка Антокольского мы получили отзыв от его пра-пра-правнучки Марины Лужиковой, который, думаю, станет прекрасным дополнением к статье. От всего сердца благодарю госпожу Лужикову за её внимание к нашему порталу!

С уважением Борис Васюков, главный редактор журнала и портала «Зов Сиона»

Уважаемые господа!

Прочитала статью относительно Марка (Мордехая) Антокольского и хочу Вам сообщить несколько интересных фактов: 1. Антокольский происходит вовсе не из бедной семьи, семья Виленских — Антокольских, к которой я принадлежу, была среднего достатка.

Семья матери Антокольского, урожденной Виленской, пришла в Вильно в 1912 году с  наполеоновскими войсками. До этого семья жила на границе Италии и Испании. Мать скульптора — урожд. Виленская — всячески способствовала тому, чтобы сын не только занимался ваянием, но и покинул Вильно. 2.

Читайте также:  «мадонна с гвоздикой», леонардо да винчи — описание и видеообзор

В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками — он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке — что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам).

Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды. 3. К русской культуре у него было весьма специфическое отношение.

Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство. 4.

Марк (Мордехай) Антокольский оставил своей сестре в наследство ряд картин и малых форм, которые пропали во время оккупации Киева — сестра выщла замуж за киевлянина. Многие работы, которые значатся в каталогах, пропали (возможно, вывезены немцами). 5. Один из потомков Антокольского стал ребе и уехал в Великобританию, а его сын — сэр Рой Веленски с 1956 по 1963 был премьер — министром объединенной Родезии. С наилучшими пожеланиями –

  • Марина Лужикова.
  • Я являюсь пра — пра -правнучкой сестры Антокольского по линии Виленских.
  • Источник: Майя Басс, “Спектр”

Еврейство Балеарских островов

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры Первые еврейские поселенцы появились на Балеарах во втором веке. Они приезжали в поисках мирного пристанища. До XIII века жизнь их была относительно спокойной, лишь с частными случаями антисемитизма. В результате в середине двенадцатого века в Пальме уже существовала одна большая синагога и две поменьше. Тем не менее, ненависть к евреям, как скрытая, так и явная, переходила из поколения в поколение. Священники могли прийти в дом и угрозами и оскорблениями склонять евреев к крещению. Невежественный народ всерьез …

читать — Еврейство Балеарских островов

Российский еврейских конгресс

На территории РФ около 500 мест массового захоронения жертв Холокоста. Мемориалами, памятниками отмечено лишь около десятка. В США – 50 мемориалов Холокоста и, по счастью, ни одного места массового убийства евреев… Несправедливо получается. Тем более, что восстановление памяти о Холокосте неустойчиво. Вот открыты в последние годы мемориалы в Калининграде и Любавичах. А в Ростове-на-Дону, где имел место самый массовый акт Холокоста, наоборот убрали мемориальную доску, упоминавшую евреев и Холокост. Теперь о…

читать

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры В рыболовных историях в статье о семье Каплун в журнале «Зов Сиона» №56 2010 года звучат такие слова: «Судьбы живых — как трудно они пишутся, и какая радость, когда жизнь продолжается»! Наши отношения не заканчиваются только помощью в отправке дорогих друзей, которым мы помогаем — общаемся с ними и дальше тогда, когда они уже совершили алию. Радуемся их успехам, сопереживаем, когда у них что-то не получается и они испытывают временные трудности. История нашего общения с семьей Каплун, беженцев из Узбекистана…

читать

 

Источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=76

Центральный Дом Знаний — Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич - скульптурыАнтокольский Марк Матвеевич [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской АХ (1862—68) у Н. С. Пименова. Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с конца 1877 — в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах («Портной», дерево, 1864, «Скупой», кость, дерево, 1865, — оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). А. исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей). Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей). Некоторым из этих работ А. («Спиноза», мрамор, 1882, Русский музей; «Не от мира сего», мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова, СПБ—М., 1905: Дружинин С., Антокольский об искусстве и своём творчестве, «Искусство», 1952, № 4; Варшавский Л. P., Марк Матвеевич Антокольский, в кн.: Русское искусство. Очерки… второй половины 19 в., [кн.] 1, М., 1962.

АНТОКОЛЬСКИЙ, Марк Матвеевич (1843—1902)— выдающийся русский скульптор-реалист, близкий к передвижникам. А. родился в г Вильпо, в не­богатой еврейской семье. Следуя рано пробудив­шемуся интересу к скульптуре, он в 1862 посту­пил вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге. Его первым руководителем был извест­ный скульптор Н.

С Пименов, после смерти к-рого А. занимался в мастерской И. И Реймерса. Уже в период пребывания в Академии, благодаря сближе­нию с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским и В. В. Ста­совым, А. становится убеждённым сторонником пе­редового демократии, направления в искусстве.

Идейность содержания, стремление к художе­ственной правде являются основой его творчества и воззрений на искусство. «Правда в искусстве, — писал Антокольский В. В. Стасову, — выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством.

— Такой задачи теперешнего реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах» («Мастера искус­ства об искусстве», т. 4, 1937, стр. 204).

Антокольский Марк Матвеевич - скульптуры«Нестор-летописец», 1890

А. в первых же своих работах отошёл от обычных для Академии религиозных и мифологических сюже­тов, выступив против условных канонов скульптуры. А.

, в противоположность казённому академизму, воспринимал греческую пластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внут­реннего настроения греков, греческих идеалов.

«Мы же, — говорил он, — должны любить свои идеалы, как греки любили свои» (там же, стр. 219).

Творческую деятельность А. начал созданием не­больших горельефов из дерева и кости — «Портной» (1864), «Скупой» (1865) и др. С большой наблюда­тельностью запечатлел он взятые из реальной дей­ствительности и хорошо знакомые ему народные ти­пы и жанровые сценки.

Уже в начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция»(1863—69), А. проя­вил интерес к историч.сюжетам, к сильным и мужест­венным характерам. В дальнейшем свои передовые демократия, взгляды А.

воплотил в образах людей, жизнь к-рых была связана с возвеличением России, с большими государственными преобразованиями и военными подвигами, совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотич. чувства А. наиболее яркое и полное выражение получили в соз­данной им галлерее историч.

образов — «Иван Грозный», «Пётр I», «Ермак» и Др. Именно этими произведениями определяется место А. в истории русского искусства.

Уже первая работа скульптора па историч. тему — статуя Ивана Грозного (1870—71), показанная на 1-й выставке Товарищества передвижных художе­ственных выставок, доставила А. широкую извест­ность в России и за границей. Стремясь к правдиво­сти исторического и психологического содержания статуи, А.

показал Грозного не в короне и порфире, не в ореоле царского величия, а в простом монаше­ском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бы наедине с его тревожными мыслями о судьбах ро­дины. Вместе с тем, нсихологич. образ, созданный А., раскрывает в Грозном сложный драматизм характера.

О впечатлении, произведённом появле­нием статуи на широкие художественные и общест­венные круги, свидетельствуют восторженные отзы­вы современников, в том числе И. С. Тургенева и В. В. Стасова. Последний подчёркивал, что А., «по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все преж­ние на эту тему» (см. журнал «Искусство», 1936, № 2, стр.

121). Под влиянием большого успеха ста­туи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим устремлениям А., была вынуждена при­судить ему звание академика (1871).

К 1871 относятся также и другие работы А. на историч. тему — эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр 1» и др.), предназначавшиеся для Александровского моста через Неву. Статуя Ипана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения А. — большой статуи Петра I (1872), в к-рой воплощены противоречивые стороны историч.

личности Петра: сила его харак­тера, его государственный ум, прозорливость и анергия выдающегося человека,преобразователя рус­ской общественной жизни 18 в. и, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего по­литику возвышения класса помещиков и купцов за счёт жестокой эксплоатации крепостного крестьян­ства.

Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера Преображенского полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение историч. мощи русского государства.

Благодаря такой трак­товке, исполненная в бронзе статуя приобретает особую выразительность и силу, превосходя мно­гие монументальные произведения других скульп­торов 2-й пол. 19 в.

В годы длительного, связанного с тяжёлой хронич. болезнью, пребывания в Риме и Париже А. обращается к темам морально-философского содер­жания. Одна за другой появляются работы: «Хрис­тос перед народом» (1874), «Смерть Сократа» (1876), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Не от мира сего» (1888) и др.

Во всех этих образах, трак­тованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и спра­ведливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». По, уйдя на время от русской историч. темы, в которой он не знал себе равных в области ваяния, А.

сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа», или абстрактной «всечеловеческой» скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». По большей части в произведениях А. этого времени имеется ложный оттенок сентиментальной покорности.

Вполне осно- вательвыми поэтому следует считать замечания Ста­сова, к-рый возражал против того, что Спиноза был изображён слабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этого плана— «Христос перед народом» — близка к подобным по­лотнам И. Н. Крамского и Н. И. Ге. В ней рели­гиозную тему А. стремился разрешить, как тему этически социальную.

Изображая Христа со связан­ными назад руками, он хотел показать его «рефор­матором, восставшим против фарисеев и саддукеев за их аристократическую несправедливость, восстав­шим за правду, за братство, за свободу» (см. кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, 1937*, стр. 177).

За границей А. тяготился своей вынужденной оторванностью от России.В письмах кСтасову, друж­бу с к-рым А. поддерживал до конца жизни, он жа­ловался, что его жизнь в Риме «пуста, сера и гладка».

Он негодовал по поводу упадка европейской скульп­туры и живописи. Из Парижа А. писал: «…Париж,— он, право, не по мне… там преобладает форма, форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты» (письмо к С. И.

Мамонтову, февраль 1880).

Глубоко ощущая свою связь с родиной, А. постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми. Эпистолярное наследие скульптора, составляющее ок. 800 писем, поражает богатством мыслей и сви­детельствует о том, что А.

постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры, непреклонно убеждённым, что именно Россия «скажет свое особенное, свежее слово среди международного искусства» (письмо к В. В. Стасо­ву, получ. 8 янв. 1883). Откликаясь на всякое зна­чительное событие, происходящее на родине, А.

Читайте также:  Портрет сумасшедшей, теодор жерико, 1822

в 1875 принял участие в конкурсе па памятник А С. Пушкину и создал два эскизных проекта па­мятника. В обширный перечень произведений А. входят также портреты его знаменитых современни­ков — В. В. Стасова (1872—73), И. С. Тургенева (1880) и др.

Портреты эти, простые и безыскусствен­ные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристик, живостью выражения.

В последние годы жизни А. вновь обратился к национальным историч. темам,, С 1881 по 1891 он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобра­зив его в боевых доспехах, с топором в правой руке и с колчаном стрел у левого бедра. В этом новом героическом образе А.

воплотил патриотизм, сме­лость и силу русского воина, с чьим именем связа­но присоединение Сибири к многонациональному Русскому государству. Одновременно он создаёт эпическую статую «Нестора-летописца». А. пола­гал, что патриотическая и историческая темы отве­чают демократическим и национальным ивтересам передовой русской культуры.

В произведениях А. получили развитие лучшие традиции русской скульптуры.

Самыми важными чертами русского искусства А. считал стремление «понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его вастроение и стрем­ление» (письмо к В. В. Стасову, получ. 8 янв. 1883). Неудивительно, что А. одив из первых оценил свое­образие таланта великого мастера русской истори­ческой живописи — В. И. Сурикова.

Страстная вера А. в русский народ, глубокая идейность его творчества, выразительность его пла­стического языка, его высокое реалистическое ма­стерство свидетельствуют о первенствующей роли А. в мировой скульптуре 2-й половины 19 века.

Главные произведения А. собраны в Государствен­ной Третьяковской галлерее в Москве и в Государ­ственном Русском музее в Ленинграде. Помимо упо­мянутых, к числу наиболее значительных произве­дений А.

относятся: «Безвозвратная потеря» (1876), «Последняя весна» (1878), горельеф «Ярослав Муд­рый» (1889) и др. Некоторые памятники Анто­кольского, рассчитанные на связь с тем или иным архитектурным ансамблем, сохранились на мес­тах, где были установлены: памятник К. К.

Гроту в Ленинграде, надгробие М. А. Оболенской в Ри­ме и др.

Лит. Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 1, СПБ, 1889; его же, Альбом русской скульптуры. Произ­ведения М. М. Антокольского, СПБ, 1893; С о б к о Н.П., Словарь русских художников, т. 1, вып.

1, СПБ, 1893; Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи, под ред. В. В. Стасова, СПБ— М., 1905; Мастера искусства об искусстве, т. 4, М.—Л., 1937; Вар­шавский л., Антокольский Марк Матвеевич.

1843— 1902, М,—Л., 1944.

Антоко́льский Марк Матве́евич (Мо́рдух Ма́тысович Антоко́льский, 21 октября (2 ноября) 1843, Вильно, Российская империя — 26 июня (9 июля) 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя), знаменитый скульптор-реалист, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880. 

Фамилия происходит от названия пригородаАнтоколь (Antakalnis, ныне один из районов города).

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Pодители относились резко негативно к увлечению сына.

Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств.

Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год).

Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II.

 Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). 

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущиескульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работыклассиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России.

Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона.

Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».

Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.

Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург —Москва, 1905).

Внучатый племянник М. М. Антокольского — известный поэт Павел Антокольский.

Произведения

Наиболее известные произведения:

  • «Еврей-портной» (1864, дерево)
  • «Скупой» (1868, кость, дерево)
  • «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость)
  • «Спор о Талмуде» (1868, воск, дерево)
  • «Нападение инквизиции на евреев» (1863—1869, воск)
  • «Иван Грозный» (1870 или 1871, гипс, утрачен; 1871, бронза; 1875, мрамор; в 1871 за эту скульптуру получил звание академика),
  • Портрет В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина),
  • «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ)
  • «Смерть Сократа» (1875, мрамор)
  • Надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим)
  • Барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба — 1876)
  • Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга (1878)
  • Портрет И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ)
  • «Спиноза» (1882, мрамор)
  • «Мефистофель» (1883, мрамор)
  • «Не от мира сего (христианская мученица)» (1887, мрамор, выставлена в Третьяковской галерее)
  • «Ярослав Мудрый» (1889, майолика)
  • «Нестор-летописец» (1890, мрамор)
  • «Ермак» (1891, мрамор)
  • «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895)
  • Статуя императора Александра II (1896)
  • Статуя императора Александра III (для установки в залах Музея императора Александра III),
  • Памятник императрице Екатерине II для Вильны (1897; открыт уже после смерти автора в 1902 году)
  • [[Памятник Петру I (Таганрог)|Памятник Петру I в Таганроге (1898)]]
  • Памятник создателю училища для слепых детей К. К. Гроту в Санкт-Петербурге (1906)
  • Памятник Петру I в Архангельске (1911)

Лит.: Э. В. Кузнецова. М. М. Антокольский. Жизнь и творчество. Москва, 1989. Olga Litvak. Rome and Jerusalem: The Figure of Jesus in the Creation of Mark Antokol’skii // The Art of Being Jewish in Modern Times. Eds. Barbara Kirshenblatt-Gimblett and Jonathan Karp. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2007 (Jewish Culture and Contexts)

Источник: http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-23590

Неизвестный Марк Антокольский

Цитата сообщения rinarozenПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Неизвестный Марк Антокольский

Неизвестный 

Марк Антокольский

Марк Антокольский — первый скульптор–еврей, который, благодаря своему таланту, приобрел известность в России и завоевал мировую славу.Казалось, Антокольский всем нам хорошо известен. Мы часто видели репродукции его работ во многих альбомах, где обычно Антокольскому уделялось несколько строк: родился тогда–то, умер там–то. Нам было этого достаточно. И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе.Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году. Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Они содержали нечто вроде харчевни. В семье было семеро детей.

Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок. Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь.

Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. «Моя страсть, — писал он, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.

Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни.

Как–то к резчику пришла жена купца–еврея Апатова с дочкой. Обе были в восторге от работ юноши. Между молодым резчиком и дочкой купца начинается серьезный роман. Но Марк беден, и об их будущем союзе не может быть речи.

О юном резчике узнает известная покровительница искусств жена Виленского генерал–губернатора. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо–просьбу в Петербург, в Академию художеств. Благодаря высокому ходатайству, Антокольского в академию приняли.

Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Васнецов, Репин. С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет.

Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве. Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни.

Наиболее известны его работы в те годы — «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Его друзья–художники бурно приветствовали эти работы. А профессора Академии скрипели зубами, но ничего не могли противопоставить его таланту и побаивались покровителей. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна. Она высоко оценила последнюю работу молодого скульптора и заказала себе ее копию.Во время учебы в академии Антокольский увлекся российской историей и литературой. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались её смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии. Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту (!) Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург. А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице, дочке купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.Молодые уезжают в Италию. То был счастливый период в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие. Его избирают член–корреспондентом Парижской академии.В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона. И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:Большинство героев Антокольского — жертвы тирании толпы. Сократ отравленный, Христос связанный, Спиноза всеми оставленный, Иоанн–Креститель обезглавленный. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Это Петр I, Ермак, Ярослав Мудрый и другие.Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников. Он мечтал сгруппировать еврейских художников где–нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.Но тяжким горем и крушением многих надежд стала для него смерть единственного сына. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Обострилась его болезнь легких, и вскоре, в 1902 году, он скончался во Франкфурте–на–Майне. Погребен Марк Антокольский в Санкт–Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.Главные работы Антокольского находятся в России: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и в музеях других российских городов.Перу Марка Антокольского принадлежат несколько статей по истории искусства. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен–Изак. Хроника из еврейской жизни». Напечатать его он не успел. Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. Антокольский написал также свою автобиографию. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи».Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти — почти ничего. Ни книг, ни исследований, посвященных жизни и творчеству этого выдающегося художника, не было все эти годы. Советская власть стремилась не акцентировать внимание на том, что великий русский скульптор Антокольский — еврей.

Читайте также:  Балетный класс, эдгар дега, 1881

Время, тем не менее, все расставляет на свои места.

Письмо-отзыв порталу «Зов Сиона» на статью о скульпторе Марке Антокольском от его пра-пра-правнучки Марины Лужиковой.

Прочитала статью относительно Марка (Мордехая) Антокольского и хочу Вам сообщить несколько интересных фактов:1. Антокольский происходит вовсе не из бедной семьи, семья Виленских — Антокольских, к которой я принадлежу, была среднего достатка.

Семья матери Антокольского, урожденной Виленской, пришла в Вильно в 1912 году с наполеоновскими войсками. До этого семья жила на границе Италии и Испании. Мать скульптора — урожд. Виленская — всячески способствовала тому, чтобы сын не только занимался ваянием, но и покинул Вильно.2.

В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками — он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке — что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам).

Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.3. К русской культуре у него было весьма специфическое отношение.

Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.4.

Марк (Мордехай) Антокольский оставил своей сестре в наследство ряд картин и малых форм, которые пропали во время оккупации Киева — сестра выщла замуж за киевлянина. Многие работы, которые значатся в каталогах, пропали (возможно, вывезены  немцами).5. Один из потомков Антокольского стал ребе и уехал в Великобританию, а его сын — сэр Рой Веленски с 1956 по 1963 был премьер — министром объединенной Родезии.С наилучшими пожеланиями –

  • Марина Лужикова.
  • Я являюсь пра — пра -правнучкой сестры Антокольского по линии Виленских.

Источник: Майя Басс, “Спектр”

источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=76

Источник: https://borisliebkind.livejournal.com/756889.html

Антокольский М.М — русский скульптор (стр. 1 из 2)

  • Российский государственный социальный университет
  • Филиал в г. Чебоксары
  • Специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.
  • Контрольная работа
  • По дисциплине «Культурология»

Тема: «Антокольский М.М. – русский скульптор»

Введение

Искусство скульптора приносит людям такие минуты, с которыми ничто не может сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему скульптору реалисту, с которым мы общаемся через его работы, способствуют нашему общему развитию, расширению художественного кругозора.

Русское искусство всегда пользовалось большой популярностью на родине и за рубежом. Многие работы становились подлинно народными. Искусство скульптора в наше время не так сильно продолжает функционировать в жизни общества, но все же остается одним из самых прекрасных видов искусства.

Из огромного количества выдающихся, талантливых, реалистичных русских скульпторов 2-й половины 19 века добившегося небывалых высот в своем творчестве и истинно признанным в художественных и общественных кругах является Антокольский Марк Матвеевич.

Эти индивидуальности приковали к себе на целые десятилетия внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже с уверенностью сказать, мировойкультуры.

В чем секрет этой притягательности? Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.

Но, пожалуй, главной составляющей этого секрета стало его личностная реалистичность и стремление к художественной правде.

Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые работы Антокольского.

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич, выдающийся русский скульптор реалист, близкий к передвижникам. Антокольский родился в 1843г. в городе Вильно, в небогатой европейской семье, скончался в 1902 году. К рано пробудившемуся в нём интересу к скульптуре, он поступил в 1862 году вольнослушателем в академию художеств в Петербурге.

Его первым руководителем был известный скульптор Н.С. Пименов, после кончины, которого Антокольский занимался в мастерской И.И. Реймерса. Уже в период пребывания в Академии, благодаря сближению с И.Е. Репиным, И.Н.Крамским и В.В.Стасовым, Антокольский становится сторонником передового демократического направления в искусстве.

Идейность содержания стремления к художественной правде являются основой его творчества, взгляды на искусство. «Правда в искусстве, — писал Антокольский В.В.Стасову,- выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством.

— Такой задачи теперешнего, реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах»

Антокольский в первых — же своих работах отошел от обычных для Академии религиозных и мифологических сюжетов, выступив против условных канонов скульптуры. Он воспринимал греческую пластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внутреннего настроения греков греческих идеалов. «Мы же,- говорил он,- должны любить свои идеалы, как греки любили свои».

Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной»(1864), «Скупой»(1865). С большой наблюдательностью запечатлел он взятые из реальной действительности и хорошо знакомые ему народные типы и жанровые сценки.

В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция»(1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам.

В дальнейшем свои демократические взгляды Антокольского воплотил в образах людей, жизнь которых была связана с возвеличением России, большими государственными преобразованиями и военными подвигами совершёнными на пользу отечеству.

Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов. Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства.

Уже первая работа скульптора на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1870-1871) царского величия, а в простом монашеском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бы наедине с его тревожными мыслями о судьбах родины.

Вместе с тем, психологический образ, созданный Антокольским, раскрывает в Грозном сложный драматизм характера. О впечатлении, произведённом появлением статуи на широкие художественные и общественные круги, свидетельствуют восторженные отзывы современников, в том числе И.С.

Тургенева и В.В.Стасова. Последний подчёркивал, что Антокольский, « по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему».

Под влиянием большого успеха статуи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим стремлениям Антокольского, была вынуждена присудить ему звание академика в 1871 году.

К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву.

Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI(1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра.

Сила его характера, его государственный ум, прозорливость и энергия выдающегося человека, преобразователя русской общественной жизни 18 века и, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего политику возвышения класса помещиков и купцов за счёт жестокой и зверской эксплуатации крепостного крестьянства.

Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера преображённого полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение исторической мощи русского государства. Благодаря такой трактовке, исполненная в бронзе статуя приобретает, особую выразительность и силу, превосходя многие монументальные произведения других скульпторов 2-й половине 19 века.

В годы длительного, связанного с тяжёлой хронической болезнью, пребывания в Риме и Париже Антокольский обращается к темам морально – философского содержания. У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом»(1874г.), «Смерть Сократа»(1876г.), «Спиноза»(1882г.), «Мефистофель»(1883г.), «Не от мира сего»(1888) и множества других образов.

Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее».

Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа», или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». Большей части в произведениях Антокольского этого времени имеется ложный оттенок сентиментальной покорности.

Поэтому вполне основательно следует считать замечания Стасова, который возражал против того, что Спиноза был изображён слабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» — близка к подобным полотнам И.Н.Крамского и Н.Н.Ге.

В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Изображая Христа со связанными назад руками, он хотел показать его реформатором, восставшим за правду, за братство, за свободу.

За границей Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, в письмах к Стасову, дружбу с которым он поддерживал до конца жизни, он жаловался, что его жизнь в Риме пустая и серая.

Он переживал по поводу упадка европейской скульптуры и живописи. Из Парижа Антокольский писал: «Париж, он, право, не по мне там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты», это письмо было написано С.И.

Мамонтову в феврале 1880 года.

Глубоко ощущая свою связь с родиной, Антокольский постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми.

Эпистолярное наследие скульптора, составляющее около 800 писем, поражает богатством мыслей и свидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры.

Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В.В.Стасову, получившее 8 января 1883года. Откликаясь на всякое значительное событие, происходящее на родине, Антокольский в 1875 году принял участие в конкурсе на памятник А.С.

Пушкину и создал два эскизных проекта памятника. В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В.В.Стасова(1872Г.-1873Г.), И.С.Тургенева (1880г.). Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристики, живостью выражения.

В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам. С 1881г. по 1891г. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра.

В этом новом героическом образе Антокольский воплотил патриотизм, смелость и силу русского воина, с чьим именем связано присоединение Сибири к многонациональному Русскому государству. Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца».

Антокольский полагал, что патриотическая и исторические темы отвечают демократическим и национальным интересам передовой русской культуры. В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры.

Самыми важными чертами русского искусства Антокольский считал стремление «понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его настроение и стремление» эти строки были написаны в письме, которое предназначалось В.В.Стасову, полученному 8 января 1883 года. Не удивительно, что Антокольский один из первых оценил своеобразие таланта великого мастера русской исторической живописи В.И.Сурикова.

Источник: https://mirznanii.com/a/130535/antokolskiy-mm-russkiy-skulptor

Ссылка на основную публикацию