Этот непризнанный гений умер в страшной нищете, а сейчас за его картины на аукционах выкладывают целые состояния.
Имя скандального художника, о котором один из коллег сказал, что «самобытный живописец был звездным мальчиком, и для него не существовала реальность», окутано легендами.
Творчество великого творца, ничего не делавшего напоказ, невозможно уложить в рамки одного художественного направления.
Амедео Модильяни: краткая биография
Итальянский живописец и скульптор Amedeo Modigliani родился в городе Ливорно в 1884 году в еврейской семье.
Его отец объявляет себя банкротом, и главой семьи в тяжелое время становится получившая прекрасное образование мать мальчика.
Обладающая сильным характером и несгибаемой волей, женщина, прекрасно знающая несколько языков, подрабатывает переводами. Младший сын Амедео – очень красивый и болезненный ребенок, и Евгения Модильяни души не чает в своем малыше.
Мальчик сильно привязан к своей матери, которая быстро распознает у него способности к рисованию. Она отправляет 14-летнего сына в школу местного художника Микели. Подросток, получивший к тому времени разностороннее образование, забывает обо всем, он только и делает, что сутками рисует, полностью отдаваясь своей страсти.
Знакомство с шедеврами мирового искусства
Часто болеющего мальчика, у которого к тому же обнаружили туберкулез, в 1900 году мать увозит на остров Капри, чтобы поправить его здоровье.
Амедео Модильяни, побывавший в Риме, Венеции, Флоренции, знакомится с величайшими шедеврами мирового искусства и в своих письмах упоминает о том, что «прекрасные образы с тех пор тревожат его воображение».
Учителями юного живописца становятся признанные итальянские мастера, в том числе и Боттичелли. Позднее художник, мечтающий посвятить свою жизнь искусству, воскресит в своих работах утонченность и лиризм их образов.
Через два года юноша переезжает во Флоренцию и поступает в школу живописи, а позже продолжает учебу в Венеции, где, как полагают исследователи творчества гения, пристрастился к гашишу. Молодой человек вырабатывает индивидуальную манеру письма, которая кардинально отличается от существующих художественных направлений.
Богемная жизнь в Париже
Через несколько лет Амедео Модильяни, потерявший вдохновение в Италии, задумывается о богемной жизни во Франции.
Он жаждет свободы, а его мать помогает любимому сыну переехать в Париж на Монмартр и поддерживает все его творческие поиски.
С 1906 года Моди, как называют художника новые друзья (кстати, слово maudit с французского переводится как «проклятый»), наслаждается особым духом города. Симпатичному живописцу, у которого нет отбоя от поклонниц, не хватает денег.
Он скитается по самым дешевым меблированным комнатам, много выпивает и пробует наркотики. Однако все отмечают, что пристрастившийся к алкоголю художник отличается особой любовью к чистоте, и единственную свою рубаху стирает каждый день.
Никто не мог соперничать по части элегантности с неотразимым Амедео Модильяни. Фото художника, которые дошли до наших дней, как нельзя лучше передают его удивительную красоту и утонченность. Все дамы сходят с ума при виде шагающего по улице одетого в велюровый костюм высокого живописца с этюдником наперевес.
И ни одна из них не могла устоять перед обаянием бедного мастера.
Многие принимают его за итальянца, однако Модильяни, противостоящий антисемитам, не скрывает того, что является евреем. Независимый человек, считающий себя изгоем в обществе, никого не вводит в заблуждение.
Непризнанный гений
Во Франции Амедео ищет свой стиль, пишет картины, а на вырученные от их продажи деньги угощает новых приятелей в барах. За три года, проведенные в Париже, Модильяни не получает признания зрителей и критиков, хотя друзья художника считают его непризнанным гением.
В 1909 году Амедео Модильяни, биография которого наполнена драматическими событиями, знакомится с весьма эксцентричным скульптором Бранкузи и увлекается работой с камнем. Денег на дерево или песчаник для будущих шедевров у молодого человека не хватает, и он крадет ночью со стройки городского метро нужный материал. Позднее он бросает заниматься скульптурой из-за больных легких.
Платонический роман с Ахматовой
Новый период в творчестве мастера начинается после знакомства с А. Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Н. Гумилевым. Амедео увлекается поэтессой, называет царицей Египта и бесконечно восхищается ее талантом.
Как позже признается Анна, их связывали лишь платонические отношения, и этот необычный роман подпитывал энергией двух творческих людей.
Вдохновленный новым чувством, пылкий мужчина пишет портреты Ахматовой, не дошедшие до наших дней.
Большинство работ, отправленных в Россию, пропали во время революции. У Анны остался один портрет, которым она невероятно дорожила и считала главным своим богатством. Недавно были найдены три уцелевших наброска обнаженной поэтессы, хотя сама Ахматова утверждала, что никогда не позировала без одежды, и все рисунки Моди – это лишь его фантазия.
Новые отношения
В 1914 году художник Амедео Модильяни знакомится с английской путешественницей, поэтессой, журналисткой Б. Гастингс, и за бурными выяснениями отношений двух людей следит весь Париж. Эмансипированная муза гения была под стать своему любимому, и после яростных ссор, оскорблений, скандалов, сотрясавших город, следуют перемирия.
Эмоциональный живописец ревнует свою подругу, избивает, подозревая во флирте и изменах. Он таскает ее за волосы и даже выбрасывает женщину из окна. Беатрис старается избавить своего любовника от пагубных привычек, однако у нее это плохо получается. Уставшая от бесконечных ссор журналистка через два года бросает Модильяни, написавшего в этот период свои лучшие работы.
Больше они никогда не виделись.
Главная любовь всей жизни живописца
В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея.
В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается.
Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.
В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете.
Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире.
Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.
В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.
Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.
Человек – это целый мир
Художник ничего не хочет знать, кроме самого человека, личность которого является для него единственным источником вдохновения. Он не пишет натюрморты и пейзажи, а обращается к портретной живописи. Абстрагированный от реалий жизни творец работает и днем и ночью, за что получает прозвище «лунатик».
Живущий в своем мире, он не замечает, что происходит за окном и не следит за тем, как течет время. Совсем не так, как остальные, видит людей восхищающийся телесной красотой Амедео Модильяни. Произведения мастера это подтверждают: на его полотнах все персонажи подобны древним богам.
Художник заявляет, что «человек – это целый мир, который стоит многих миров».
На его полотнах живут не только погруженные в тихую грусть герои, но и их ярко выраженные характеры.
Художник, который частенько расплачивается карандашными набросками за еду, позволяет своим моделям смотреть в глаза творцу, словно в объектив фотоаппарата. Он пишет знакомых людей, детей на улицах, натурщиц, и его ничуть не занимает природа.
Именно в жанре портрета автор развивает индивидуальную манеру письма, свой канон живописи. И когда он его находит, то уже больше не меняет.
Уникальный талант
Творец восхищается обнаженным женским телом и находит гармонию между ним и трепетной душой героинь. Изящные силуэты, по словам исследователей его творчества, выглядят как «фрагменты фрески, написанные не с определенных моделей, а словно синтезированные из других натурщиц».
Амедео Модильяни прежде всего видит в них свой идеал женственности, а его полотна живут в пространстве по своим законам.
Прославляющие красоту человеческого тела произведения становятся известными после кончины мастера, а коллекционеры со всего мира начинают охоту за его полотнами, на которых у людей немыслимо вытянутые головы и длинные шеи идеальной формы.
Как считают искусствоведы, такие удлиненные лица появились из африканской пластики.
Собственное видение героев полотен
Амедео Модильяни, произведения которого нельзя рассматривать бегло, пристальное внимание уделяет характерным лицам, на первый взгляд напоминающим плоскую маску. Чем больше вглядываешься в полотна мастера, тем отчетливей понимаешь, что все его модели индивидуальны.
Многие портреты гения, создающего собственный мир, скульптурны, видно, что мастер тщательно прорабатывает силуэт. В более поздних работах живописец добавляет округлости вытянутым лицам, тонирует розовым цветом щеки героинь. Это типичный ход настоящего скульптора.
Непризнанный при жизни Амедео Модильяни, фото полотен которого передают его уникальный талант, пишет портреты, нисколько не похожие на отражение в зеркале. Они передают внутренние ощущения мастера, не играющего с пространством.
Автор сильно стилизует натуру, но что-то неуловимое он ухватывает. Талантливый мастер не просто срисовывает черты моделей, он сверяет их со своим внутренним чутьем. Живописец видит овеянные печалью образы и использует утонченную стилизацию.
Скульптурная цельность сочетается с гармонией линии и цвета, а пространство впрессовано в плоскость холста.
Амедео Модильяни: произведения
Картины, созданные без единого исправления и впечатляющие точностью форм, продиктованы натурой. Своего друга-поэта он видит погруженным в мечты («Портрет Зборовского»), а коллегу – импульсивным и открытым для всех людей («Портрет Сутина»).
На полотне «Алиса» перед нами предстает девочка с лицом, напоминающим африканскую маску. Обожающий удлиненные формы Модильяни рисует вытянутый силуэт, и понятно, что пропорции героини далеки от классических.
Автор передает внутреннее состояние юного создания, в глазах которого читается отстраненность и холодность. Видно, что не по годам серьезной девочке мастер симпатизирует, и зрители ощущают теплое отношение к ней живописца.
Он часто рисует детей и подростков, и от его персонажей веет произведениями Достоевского, которыми зачитывался Амедео Модильяни.
Картины с названиями «Обнаженная», «Портрет девочки», «Дама с черным галстуком», «Девочка в голубом», «Желтый свитер», «Маленький крестьянин» известны не только в Италии, но и других странах. В них ощущается сострадание к человеку, и каждый образ таит особую тайну и удивительную красоту. Ни одно полотно нельзя назвать бездушным.
«Жанна Эбютерн в красной шали» – одна из последних работ автора. Женщина, которая ждет второго ребенка, изображена с большой любовью.
Модильяни, боготворящий свою любимую, с сочувствием относится к ее желанию отгородиться от недружелюбного внешнего мира, а одухотворенность образа в этом произведении достигает небывалых высот.
Амедео Модильяни, творчество которого освещено в статье, проникает в саму сущность человеческих переживаний, и его Жанна, кажущаяся беззащитной и обреченной, смиренно принимает все удары судьбы.
Невероятно одинокий гений, к сожалению, прославился лишь после смерти, а его бесценные работы, которые он частенько раздаривал прохожим, получили мировую известность.
Источник: https://www.syl.ru/article/293579/amedeo-modilyani-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi
Самые дорогие картины в мире
Мы уже рассказывали о самых дорогих картинах, которые в своё время подверглись жёсткой критике со стороны искусствоведов-исследователей, и впоследствии стали очень дорогими.
Многие из них хранятся в музеях и частных коллекциях. Как определяется их ценовой барьер, нам сложно понять. Открытые и закрытые торги, аукционы чаще решают их судьбу, и к сожалению, приводят к выводу, что искусство покупается и продаётся. Но шедевры всегда остаются бесценны.
$186 млн – » No. 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)», Марк Ротко
Марк Ротко — ещё один абстрактный экспрессионист, который развил это направление среди других художников того времени. Название его картины, созданной в 1951 году, № 6 (фиолетовое, зеленое и красное) говорит само за себя, так как она состоит всего из трёх этих основных цветов и является примером яркой палитры красок. Однако ничто не помешало ей стать одной из самых дорогих картин в истории наряду с тем, чтобы быть в центре скандальной сделки.
Российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев является коллекционером произведений искусства, но оказалось, что он не был так опытен в своем бизнесе, чтобы распознать истинную ценность. Таким образом, в 2014 году № 6 (фиолетовый, зеленый и красный) стал одним из самых дорогих произведений искусства когда-либо, благодаря дилеру Bouvier.
Ив Бувье заставил Дмитрия поверить, что он всего лишь дилер между Дмитрием и Christian и Cherise Moueix, владеющими винодельческим поместьем Château Pétrus. Однако он купил эту картину сам почти за половину цены, после чего продал ее Рыболовлеву – за $186 млн. Позже это дело получило название Bouvier Affairs и стало одной из серий, которые неоднократно выполнял дилер Swills Ив Бувье.
$183.8M – “Wasserschlangen II”, Gustav Klimt
Густав Климт приложил много усилий для производства своего Wasserschlangen II, также известного как водяного змея II. Но современные дилеры, такие, как Ив Бувье, сделали его работу одной из самых обсуждаемых и дорогих работ когда-либо.
История этой картины напоминает историю предыдущего произведения искусства, так как она была собственностью Дмитрия Рыболовлева, который приобрел её в 2012 году. Рыболовлев заплатил комиссионный сбор в размере $ 3,7 млн компании Bouvier and Sotheby’s в дополнение к общей цене картины, $183,8 млн, в 2012 году. Однако предыдущие частники получили только $ 112 млн.
$180 млн – «Подвесные портреты Маертена Соольмана и Оопьена Коппита», Рембрандт
В отличие от предыдущих работ, этот образец состоит из двух картин одновременно. И, к счастью, они не могут быть разделены, так как это портреты будущей супружеской пары, которые были созданы в 1634 году Рембрандтом.
Первоначально обе картины были собственностью семьи Ротшильдов. Но, в 2015 году, Лувр и Государственный музей стали совладельцами после того, как они заплатили половину общей цены за эти картины, $180 млн.
Работы Рембрандта никогда не продавались по более высокой цене, чем эта, поэтому подвесные Портреты Мартена Соольмана и Оопьена Коппита появились в списке самых дорогих произведений искусства когда-либо и самых дорогих работ Рембрандта.
$179,4 млн – «Les Femmes d’Alger (Version O)», Пабло Пикассо
Les Femmes d’Alger (Версия O) — это последняя работа в серии картин Les Femmes d’Alger Пабло Пикассо. Вся серия была создана под вдохновением работ Эжена Делакруа с романтическими тонами, но в индивидуальной манере.
Окончательная версия работы Пикассо выставлялась на продажу дважды: первый раз в 1997 году за $31,9 млн, а второй — в 2015 году. Оценочная цена второй сделки от Sotheby’s (где она и проходила) составляла около $140 млн, но была продана за $179,4 млн бывшему премьер-министру Катара Хамаду бен Джассиму Бен Джаберу Аль Тани.
$170.4 M – «Nu Couché”, Amedeo Modigliani
Неудивительно, но люди уже очень давно наслаждаются человеческим телом, особенно обнаженным телом женщины.
Таким образом, шедевр Амедео Модильяни, созданный в начале 20-го века, примерно в 1917-1918 годах, оказался одним из самых дорогих произведений искусства когда-либо.
На самом деле, даже предпродажные прогнозы показали, что картина была в фокусе и будет продана за довольно высокую цену. Так, в 2015 году картина была куплена миллиардером из Китая Лю Ицяном на аукционе Christie’s за $170,4 млн у частного лица.
$165М – «Шедевр», Рой Лихтенштейн
Следующая работа, которая была продана за чуть меньшую цену, чем предшественница ($165 млн), — это произведение современного искусства, созданное Роем Лихтенштейном.
Современный жанр поп-арта довольно необычен для тех, кто обычно восхищается классическими произведениями искусства, но, возможно, именно из-за этого шедевр Лихтенштейна стал желанной картиной и в результате был продан Агнес Гунд Стивену А. Коэну в январе 2017 года. Это помогло Агнес собрать деньги для начала реформы уголовного правосудия.
$157.2M – “Nu Couché (sur le côté gauche)”, Amedeo Modigliani
Nu Couché Amedeo Modigliani считается уникальной картиной.
14 мая картину итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) «Лежащая обнаженная» (Nu couché) продали с аукциона Sotheby’s в Нью-Йорке за $157,2 млн.
Это самая высокая цена лота в истории этого аукционного дома. Имя нового владельца картины Sotheby’s традиционно не раскрывает.
На торги полотно выставил ирландский бизнесмен Джон Маньер (John Magnier), также купивший его на аукционе в 2003 году за $26,9 млн.
Стартовая цена картины составляла $150 млн. Он был куплен неизвестным человеком по телефону, который был взят соруководителем Sotheby’s по импрессионизму и современному искусству во всем мире – Саймоном шоу.
Узнать больше о самых дорогих картинах вы можете в источнике.
Источник: https://sketchbook.store/samye-dorogie-kartiny-v-mire/
Амедео Модильяни (12 июля 1884 — 24 января 1920). Некролог и биография
В сердцах людей оставил след,
Память о тебе вечно жива.
Биография
Биография Амедео Модильяни — история жизни гениального художника, признанного лишь после смерти. Жизнь Модильяни была наполнена множеством лишений — бедностью, непониманием современников, наркотиками, неудачными отношениями и тяжелыми болезнями. Сегодня же картины Модильяни продаются за баснословные суммы — Амедео считается одним из самых известных художников XIX-XX вв.
Возможно, если бы не тяжелое детство, Модильяни так и не стал бы художником. Мальчик рос в бедной семье итальянских евреев и много болел — сначала плевритом, потом тифом.
Во время лихорадки Амедео бредил картинами итальянских художников, и, когда он выздоровел, родители разрешили ему бросить школу и заняться живописью, чтобы помочь юноше воплотить его мечты.
К его восемнадцати годам мать Модильяни смогла накопить немного денег, чтобы тот продолжил учебу и работу в Париже, куда Амедео и переехал.
В Париже Модильяни постоянно не хватало денег. И не только потому, что его картины почти не продавались, но и потому, что, оказавшись в богемном французском обществе, юный Модильяни вскоре увлекся алкоголем и наркотиками.
Выживал он в основном благодаря своим покровителям, которые видели в молодом человеке большой талант.
Но единственная прижизненная выставка Модильяни была закрыта уже через несколько часов, полицейские из участка напротив были возмущены изображениями на картинах Модильяни обнаженных натурщиц.
Бурной была и личная жизнь Модильяни — поговаривали, что у него были любовные отношения со всеми позировавшими ему женщинами.
Сам же он объяснял это необходимостью, мол, как можно нарисовать женщину и показать ее красоту и чувственность, так и не познав ее. Среди известных романов Модильяни — любовная связь с Анной Ахматовой.
Последней и самой главной моделью Модильяни стала художница Жанна Эбютерн. Фактически они были супругами. Жанна родила Модильяни единственную дочь — ее назвали в честь матери.
Эбютерн была беременна вторым ребенком, когда ее муж внезапно скончался. Смерть Модильяни наступила, когда ему было всего 35 лет. Причиной смерти Модильяни стал туберкулезный менингит.
На следующий день после смерти Амедео Модильяни его жена покончила с собой, выпрыгнув из окна. На момент своей гибели она была на девятом месяце беременности. Похороны Модильяни прошли в Париже, могила Модильяни находится на кладбище Пер-Лашез.
В соседней могиле покоятся останки его жены, перезахороненные спустя десять лет после ее гибели.
Жанна Эбютерн в жизни — и на картине Модильяни, 1919 г.
Линия жизни
12 июля 1884 г. Дата рождения Амедео Модильяни.
1898 г. Посещение Модильяни частной художественной студии Гульельмо Микели.
1902 г. Поступление в Свободную школу живописи обнаженной натуры от Академии искусств во Флоренции.
1903 г. Поступление в венецианский Институт изящных искусств.
1906 г. Переезд в Париж.
1910 г. Знакомство с Ахматовой.
3 декабря 1917 г. Открытие единственной прижизненной выставки Модильяни.
апрель 1917 г. Знакомство с Жанной Эбютерн.
29 ноября 1918 г. Рождение дочери Модильяни, Жанны.
24 января 1920 г.
Дата смерти Модильяни.
Памятные места
1. Ливорно, где родился Амедео Модильяни.
2. Дом Модильяни в Италии.
3. Академия изящных искусств во Флоренции, где учился Модильяни.
4.
Кафе «Ротонда», где часто собирались парижские художники и где Модильяни познакомился с Ахматовой.
5. Дом Модильяни (мастерская) в Париже, в котором он жил и работал в 1916 году.
6.
Дом Модильяни в Париже, где он жил последние годы до смерти.
7. Здание бывшего госпиталя «Шарите», в котором скончался Модильяни.
8. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Модильяни.
Эпизоды жизни
В Париже Модильяни бедствовал, как и многие другие художники. Пристрастившись к алкоголю, он иногда пытался расплатиться за выпивку своими рисунками или набросками, которые никто не покупал.
На такой бартер соглашалась, к примеру, владелица пивного бара на Монпарнасе, испытывающая симпатию к бледному темноволосому юноше в фетровой шляпе.
Правда, Розали была малограмотной женщиной и полученными от Модильяни рисунками растапливала камин, поэтому сохранилось лишь несколько работ. На них Амедео оставлял подпись «Моди» — в переводе с французского «проклятый».
Период отношений с Анной Ахматовой был весьма плодотворным для художника. В общей сложности Модильяни написал около 150 работ, в которых можно обнаружить портретное сходство с русской поэтессой.
Сама Ахматова сохранила всего один рисунок Модильяни.
Когда поэт Анатолий Найман спросил Анну Андреевну, есть ли у нее завещание, она ответила: «О каком наследстве можно говорить? Взять под мышку рисунок Моди и уйти».
Последние годы жизни Модильяни его картины, наконец, стали продаваться. У Амедео с Жанной появились деньги, она забеременела вторым ребенком, и казалось, что дела пошли в гору. Увы, но внезапная болезнь оборвала жизнь художника, вслед за которым ушла и его возлюбленная — уже по собственной воле. После смерти обоих родителей дочь Модильяни забрала к себе сестра Амедео.
Анна Ахматова на рисунке Амедео Модильяни, 1911 г.
Завет
«Счастье — это ангел с печальным лицом».
Телесюжет о жизни Модильяни
Соболезнования
«Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете».
Анна Ахматова, поэтесса
- «Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже, он был последним истинным представителем богемы».
- Людвиг Мейднер, художник
Ссылки
Страница Амедео Модильяни в «Википедии»
Группа памяти Модильяни в социальной сети «ВКонтакте»
Также может быть полезно:
Источник: http://epitafii.ru/necrolog/amedeo-modigliani.html
Картины и биография Амедео Модильяни
- Амадео Модильяни
Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.
В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.
В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.
Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.
С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года.
Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским.
Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.
В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения.
Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.
В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль.
Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни.
В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.
- В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.
- Супруги.1917
- Женщина с черной лентой. 1917
- Желтый свитер. 1918
- Портрет Луни Чековской. 1917
- Эльвира в белом воротнике. 1918
- Виолончелист. 1909
- Алиса. 1915
- Средиземноморский пейзаж. 1918
- Сидящая Альмаиза.1916
- Жоан Эбютерн. 1918
- Портрет Хаима Сутина. 1916
- Девочка в голубом. 1918
- Двое. 1918
- Портрет Полетты Журден. 1919
- Кипарисы и дома. 1918
- Молодая рыжая женщина. 1918
- Юная девушка в блузе. 1917
- Портрет госпожи ван Мейден. 1917
- Материялы взяты с сайтов Библиотекарь.ру и Планета Small Bay
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42027632520/page
Модильяни, Амедео
(1884-1920) итальянский художник, график и скульптор
В современном сознании облик Амедео Модильяни во многом сложился под влиянием блестящей игры французского актера Жерара Филипа в фильме «Монпарнас-19». Он создал образ непризнанного гения, умершего в одиночестве и нищете.
Но это верно лишь отчасти: современники признавали талант Амедео Модильяни. Однако в начале века в Париже было много художников, и не все из них смогли самоутвердиться, стать известными и богатыми.
Тем не менее легенда была создана, и очень трудно изменить сложившийся стереотип.
Биографические сведения о Амедео Модильяни противоречивы и крайне скудны. Так, согласно одной из легенд, предполагали, что мать художника происходила из рода Б. Спинозы. На самом же деле знаменитый философ умер, не оставив потомства.
Что же касается отца, то он не был владельцем банка, как об этом говорили почитатели Модильяни, а являлся лишь его основателем. Поэтому к области выдумки относится и тот факт, что у бедного художника в Италии были богатые родственники, которые вовремя не поддержали его.
На самом же деле и отец и мать Амедео Модильяни происходили из ортодоксальных еврейских семей. Его предки поселились в Ливорно, где мать будущего художника Евгения Гарсен вышла замуж за Фламинио Модильяни.
У них родилось четверо детей — Эммануэле, будущий адвокат и депутат парламента, Маргерита, ставшая приемной матерью дочери художника, Умберто, ставший инженером, и, наконец, Амедео. К моменту его рождения семья находилась на грани разорения, и лишь с помощью друзей Модильяни смогли хоть как-то встать на ноги.
Больше других помог Амедео Гарсен, старший брат Евгении. Он и в дальнейшем помогал будущему художнику, которого назвали в честь дяди.
Амедео Модильяни достаточно хорошо учился, но школа совсем не интересовала его. В 1898 году он перенес тяжелую болезнь — тиф. Видимо, в это время Модильяни и осознал, что может рисовать. Вскоре рисование настолько захватило его, что он начал просить мать найти ему учителя.
В двенадцать лет Амедео начал заниматься в студии, которой руководил Гульельмо Микели, сторонник постимпрессионизма. Однако становление Амедео Модильяни проходило под влиянием многих художников.
На его творчестве сказалось увлечение отечественными художниками, прежде всего представителями сьенской и флорентийской школы — Сандро Боттичелли и Филиппо Лишш.
В конце 1900 года Амедео Модильяни вновь заболел — тиф дал осложнение на легкие. По совету врачей он отправился на юг и два года прожил в Неаполе. Там он впервые начал рисовать скульптуру и архитектуру. В этюдах скульптур неаполитанских соборов уже видны овалы его будущих картин.
В 1902 году Амедео Модильяни вернулся в Ливорно, но вскоре вновь покинул родину. Несколько месяцев он посещал Свободную школу обнаженной натуры во Флоренции. Это учебное заведение являлось филиалом Института изящных искусств в Венеции. Там его учителем стал известный график Фаттори. От него Модильяни перенял непреходящую любовь к линии, простоте формы при постоянном сохранении объема.
Модильяни любил рисовать обнаженных, любуясь хрупкостью и изяществом женского тела. Он создает в основном камерные портреты, избегая нарочитой вычурности, свойственной, например, картинам Пикассо. Он также уделял большое значение пространству, добиваясь нарочитой асимметричности.
Вместе с тем его работы отличает особый лиризм, при их изучении рождается ощущение хрупкости, ненадежности внешнего мира.
С помощью дяди, банкира Амедео Гарсена, Амедео Модильяни несколько раз ездит в Венецию. Но постепенно он начинает понимать, что обязательно должен попасть в Париж, который тогда считался художественной Меккой. В 1906 году Модильяни наконец поселяется в Париже.
Вначале он записался в Академию Коларосси, но вскоре покинул ее, поскольку не мог смириться с рамками академической традиции. Амедео Модильяни снимает мастерскую на Монмартре, где и появились его первые парижские работы. Но через год художник переезжает с Монмартра.
В то время у него появляется почитатель — доктор Поль Александр. Вместе с братом доктор содержал своеобразный приют для бедных художников. Там Модильяни и поселился осенью 1907 года.
Именно Александр стал покупателем «Еврейки», за которую тогда заплатил всего двести франков.
А чуть позже он убедил Амедео Модильяни отдать работы на выставку Салона независимых. В конце 1907 года там были выставлены пять произведений итальянского мастера. Знакомые доктора раскупили эти картины.
Осенью Модильяни снова выставляется в Салоне, но на этот раз его работы никто не покупает.
Депрессия, полное одиночество, в котором художник оказался из-за своего «взрывного» характера, пристрастие к алкоголю стали причиной появления своеобразного внутреннего барьера, который так мешал ему все последующие годы.
Амедео Модильяни постоянно общался со своими современниками — Ж. Браком, М. Вламинком, Пабло Пикассо. Судьба отведет ему всего четырнадцать лет для творчества.
За это время из юноши сложится интересный художник, который создаст свой неповторимый способ изображения фигур и человеческих лиц, где будут доминировать лебединые шеи, удлиненные овалы, несколько вытянутые туловища, миндалевидные глаза без зрачков.
Вместе с тем все персонажи Модильяни легко узнаваемы, хотя перед нами именно авторское видение своих героев, близких одновременно декадентской стилизации и африканской скульптуре.
Портреты Амедео Модильяни написаны отчасти и под влиянием творчества Сезанна, чью большую выставку он видел в 1907 году.
От увлеченности Сезанном идут попытки передать предмет через особое пластическое пространство и новую палитру красок.
Но Модильяни и в этом случае сохраняет за собой необычайное видение героя, почти всегда изображая сидящего человека, как, например, на его картине «Сидящий мальчик».
Жалея художника, некоторые специально заказывали ему картины, чтобы поддержать его. Но в основном он рисовал близких людей — М. Жакоба, Л. Зборовского, П. Пикассо, Д. Риверу.
Один цикл портретов был навеян в 1914 году встречей с русской поэтессой Анной Ахматовой. К сожалению, из всего цикла сохранился только один рисунок, тот, что Ахматова увезла с собой.
В нем доминантой пространства является знаменитая бегущая линия Амедео Модильяни.
Знакомство с Ахматовой нельзя считать случайным. Не следует забывать о том, что уже в юности Модильяни прошел через влияние философа Ф. Ницше, а также поэта и писателя Г. Д'Аннунцио. Он прекрасно знал классическую итальянскую и новую французскую символистскую поэзию, читал наизусть Ф. Вийона, Данте, Ш. Бодлера и Артюра Рембо. В начале XX века придет увлечение философией А. Бергсона.
Разносторонность интересов, страсть к путешествиям, желание постоянно открывать для себя новое в общении с современниками обусловили обращение Модильяни к разным формам искусства. Практически одновременно с серьезными живописными работами появляются и его скульптуры.
Избрав для себя стезю свободного художника, Модильяни ведет богемный образ жизни. Он не заканчивает художественные школы, а только находится в них, пробует гашиш и превращается из застенчивого скромного юноши в культовую фигуру.
Все знавшие Модильяни отмечают его необычную внешность и склонность к неординарным поступкам.
Вместе с тем склонность к алкоголю и наркотикам можно объяснить тем, что он стремился преодолеть внутреннюю неуверенность или просто поддавался влиянию друзей.
Амедео Модильяни многое роднит с Матиссом — лаконизм линии, четкость силуэта, обобщенность формы. Но у Модильяни нет матиссовского монументализма, его образы гораздо камернее, интимнее (женские портреты, обнаженная натура), линия Модильяни обладает необычайной красотой.
Обобщенный рисунок передает хрупкость и изящество женского тела, гибкость длинной шеи, острую характерность мужской позы.
Художника узнаешь по определенному типу лиц: близко посаженные глаза, лаконичная линия маленького рта, четкий овал, но эти повторяемые приемы письма и рисунка ничуть не уничтожают индивидуальности каждого образа.
В конце своего жизненного пути Амедео Модильяни встретил начинающую художницу Жанну Эбютерн, и они стали жить вместе. Как обычно, Модильяни нарисовал портрет ставшего близким для него человека. Но, в отличие от прежних подруг, она стала для него лучом счастья и света. Однако их связь была недолгой.
Зимой 1920 года Модильяни тихо угас в госпитале. После похорон Жанна вернулась к родителям. Но там она оказалась в полной изоляции, поскольку католическая семья не смогла смириться с тем, что ее мужем стал еврей. Несмотря на то, что в это время Жанна ждала их второго ребенка, она не захотела жить без возлюбленного и выбросилась из окна.
Ее похоронили через несколько дней.
После смерти родителей маленькую Жанну воспитывали родственники Модильяни, они сохранили некоторые его картины и не мешали девочке увлекаться живописью. Когда она выросла, то стала биографом отца и создала о нем книгу.
Творческое наследие Амедео Модильяни разошлось по всему миру. Правда, многие работы художника не сохранились из-за кочевого образа жизни автора.
Нередко Модильяни расплачивался своими картинами, дарил их друзьям или отдавал на хранение. Некоторые из них погибли, поскольку шла Первая мировая война.
Так пропала, например, папка с рисунками, оставленная русским писателем И. Эренбургом в посольстве Временного правительства в 1917 году.
Амедео Модильяни стал своеобразным символом своей непростой эпохи. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез. На могиле краткая надпись — «Смерть настигла его на пороге славы».
Источник: http://biografiivsem.ru/modilyani-amedeo
Какой была странная любовь Амедео Модильяни
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья — про знаменитого художника-модерниста Амедео Модильяни. Его жизнь кажется даже слишком нарочитой иллюстрацией к понятию «богемная».
Красавец, талант, любимец женщин, человек с невыносимым характером, он как будто целенаправленно губил свою жизнь, погружаясь в пучину вредных привычек.
При этом он был болен чахоткой, а в те времена эта болезнь звучала как приговор.
Наталья Третьякова. «Амедео Модильяни и Анна Ахматова».
О жизни Модильяни написаны книги, сняты фильмы, где он предстает во всей противоречивости своего больного таланта. Будучи красавцем и обладая мужским магнетизмом, Амедео буквально купался в женском внимании, но не во что не ставил его. Имея многочисленные романы и мимолетные связи, он все ждал любви, и эта любовь была ему подарена.
Все, кто знаком с биографией Анны Ахматовой, знают, что в 1910 году, сразу после замужества, она с Гумилевым поехала в Париж, где познакомилась с Модильяни. На картине Натальи Третьяковой показан эпизод этого знакомства. Здесь художник влюбленно смотрит на поэтессу, и она тоже явно испытывает к нему притяжение.
Амедео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой»
Известно, что Модильяни рисовал Ахматову, и эти рисунки она хранила. Но была ли между ними любовь? Несомненно, между ними были взаимный интерес и притяжение, но что до любви — то вряд ли.
Ахматова была новобрачной, а Амедео кратковременно влюблялся во всех красивых женщин подряд, такова у него была натура. Не думаю, что Анна была чем-то особенным в его веренице женщин.
Конечно, он увлекся ею, и она им, но это было недолгое увлечение.
Вот каким красавцем был Модильяни в те годы:
Амедео Модильяни
Родившись в респектабельной еврейской семье в Ливорно, молодой Модильяни приехал в Париж, потому что в начале ХХ века этот город был центром художественной жизни Европы и диктовал нормы нового вкуса.
Именно здесь, в многочисленных кафе Монпарнаса, клубилась тогдашняя богема, юные гении, которые перевернут представление об искусстве.
Модильяни хотел быть одним из них и действительно стал таким, но сам не узнал об этом…
Уверенный в своем таланте, Амедео хотел жить за счет него, но не разменивать его на коммерческие заказы. Поэтому он фактически нищенствовал, так как на его работы покупателей не находилось.
Амедео Модильяни. «Автопортрет»
Прибыв в Париж, он поначалу примкнул к кружку, возникшему вокруг Пабло Пикассо. Но кружиться в орбите другого гения он не хотел. Его творчество не находило отклика, и Модильяни отдалился от неистового испанца. Тут появился человек, который увидел в Модильяни глубокий талант — поляк Леопольд Зборовски. Он стал его агентом и начал продвигать его картины.
Меж тем Амедео жил почти постоянно то в наркотическом, то в алкогольном угаре. Очнувшись, он обнаруживал в своей постели очередную любовницу, писал очередную картину и опять погружался в дурман. Все это происходило на фоне прогрессирующего туберкулеза.
Жанна Эбютерн. «Автопортрет»
Однажды знакомая скульпторша познакомила его с юной девушкой, студенткой Академии. Это была 19-летняя Жанна Эбютерн. Модильяни влюбился. Ему казалось, что он встретил женщину своей мечты. Вот о ком он грезил!
Так начались их воистину угарные отношения. Образ жизни Модильяни не изменился. Он продолжал пить, доходил до невменяемого состояния, вел себя вызывающе. Жанна относилась к этому с удивительным спокойствием. Она вообще была тихой, терпеливой девушкой. Через год после начала отношений она родила дочь.
Жанна Эбютерн. «Портрет Амедео Модильяни»
Модильяни вел себя, с точки зрения нормального человека, ужасно. Иногда он бил Жанну. Порой они молча сидели рядом на улице, глядя в небо. Говорили друг с другом немного. Но жить друг без друга они уже не могли. Жанна забеременела вновь.
Амедео умирал.
Но вел он себя по-прежнему: с утра, оставив Жанну одну, он уходил пить, шатался по кафе, наконец, доходил по положения риз, тогда Жанна отыскивала его в очередном кабаке или на мостовой рядом с ним, тащила домой, умывала, укладывала в постель.
Зборовски был в отчаянии — Модильяни не выполнял уговор, писать две картины (или рисунка) в неделю. Как-то он упрекнул Жанну в том, что она не останавливает художника на пути к его гибели и был шокирован ее ответом: она сказала, что ему нужно умереть, потому что после смерти наступит его слава, и все узнают, что он гений и ангел.
Когда художник творил, Жанна была воистину его музой. Он создал десятки ее портретов.
Модильяни умер от последствий своей бурной жизни в 36 лет. Жанна была на восьмом месяце беременности. Вернувшись домой после похорон, она бросилась из окна.
- Почитайте еще на моем канале:
- Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников
- Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
- На канале мужа:
- Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника
Источник: https://zen.yandex.ru/media/lichop/kakoi-byla-strannaia-liubov-amedeo-modiliani-5dac6e0c3d873600ae6810a2