Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.
Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.
Питер Брейгель Старший
Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.
В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.
Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.
Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям.
Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс.
Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.
К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.
«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html
В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.
«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.
«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)
«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Питер Брейгель Младший
Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.
Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).
Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.
Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.
Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего времени — использует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.
«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.
«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.
«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)
«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.
«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.
Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.
Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший.
Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем.
Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.
«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.
«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.
«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.
«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
Ян Брейгель Младший
Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.
Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.
«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
Абрахам Брейгель
Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.
Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.
«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
Анастасия Платетская
Источник: https://thewallmagazine.ru/guide-to-brueghels/
Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века
Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха.
В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.
Иконография изображения пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) появляется в изобразительном искусстве в Средние века.
Этому способствовали и научные изыскания в области способностей человека воспринимать внешние раздражители, интерес к познавательным механизмам человека, и стремления церкви – крупнейшего заказчика – уберечь человека от пучины чувств, уводящей его душу с пути спасения. В рамках сложного дидактически-морализаторского сценария чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.
Именно тогда, как пишет М. Баттистини, сложилась иконография этого мотива, который в полную силу расцвел в живописи XVI-XVII веков.
Находясь под влиянием средневекового религиозного мировоззрения, когда чувства олицетворялись с грехом, многие художники интерпретировали эту тему в контексте Vanitas (Суета сует) – живописных аллегорий о скоротечности человеческой жизни и бренности земных наслаждений, либо включали ее в произведения, олицетворявшие Благоразумие и Умеренность, в качестве предостережения против излишеств наслаждений.
В эпоху Ренессанса чувства обычно представали в виде пяти женщин, занятых каждая своим каким-то наиболее характерным делом и с атрибутами, соответствующими данному «каналу связи» с внешним миром: Слух обычно ассоциируется с музыкой, Зрение – с зеркалом, Вкус – с фруктами, Обоняние – с цветами, Осязание – с чем-то гладким (мех) или наоборот колючим (еж).
Барочный реализм фламандцев XVII века проявился в том, что тему пяти чувств они раскрывали посредством сцен в тавернах, в которых действовали пьяницы (Вкус), курильщики трубок (Обоняние), певцы, орущие во всю глотку, и деревенские скрипачи (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь. Теме Пяти чувств посвятил множество своих картин Давид Тенирс Младший (1610-1690).
Иногда художник объединял в своем произведении всю гамму чувств, включая в него множество персонажей, оправданных сюжетом.
Так, в картине Жерара де Лересса (1640-1711), написанной в стиле академизма, мы видим аллегорию Зрения – купидон с зеркалом, Слуха – купидон с музыкальным инструментом, Обоняния – девочка с бутонами цветов, Вкуса – женщина с лимоном и жующая что-то на заднем плане обезьянка, Осязания – женщина с попугаем на руке.
В живописи Лересс проповедовал не слишком знакомые голландскому обществу идеи классицизма и академизма, он думал, что искусство можно объяснить, рассчитать, рационально устроить, верил, что красота должна быть стандартной, как в античности, что у искусства есть непогрешимые законы, соблюдение которых обеспечивает высокий результат. В своей книге по живописи он пишет: «Если на картине изображен король, то его должны окружать министры, придворные и охрана, если изображен философ, то он должен быть с учениками, книгами, свитками и в шапочке…».
Глазго, Художественный музей
Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.
В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу епископом Гента Антонием Триестом.
Холст, масло, 207×288 см
Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).
Мадрид, Прадо
На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?).
На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног – астролябия и телескоп, в центре комнаты – глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом – гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией.
Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.
- Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.
- В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.
- Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (1689-1760), безусловно, был знаком с его творчеством.
Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители – французы-гугеноты – работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.
По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет – в 1742 году – в Лондоне торги его картин.
В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера.
В 1726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме.
Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.
В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».
Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского.
В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов.
Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии.
Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.
Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» – исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами.
Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п.
Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.
Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.
Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.
![]() |
Мерсье, Филипп Обоняние Франция, XVIII в. Холст, масло, 90,5×72,5 смБСИИ ASG, инв. №04-1473 (2) |
Мерсье, Филипп Слух Франция, XVIII в. Холст, масло, 90,5×72,5 смБСИИ ASG, инв. №04-1473 (3) | Мерсье, Филипп Вкус Франция, XVIII в. Холст, масло, 90,5×72,5 смБСИИ ASG, инв. №04-1473 (4) |
Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
Будьте в курсе последних новостей из мира искусств:
Источник: http://int-ant.ru/news/art_k/allegory-of-the-five-senses-in-french-painting-of-the-gallant-century/
Ян брейгель орфей описание картины. Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера. Брейгель в России
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия.
Брейгеля (1525/30 – 1569 гг.) часто
называют продолжателем дела . Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.
Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как и . Оба – авангардисты. Но один – про квадраты, другой – про любовь.
Босх – средневековый сюрреалист. У него . Брейгель – реалист. У него – простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.
У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.
Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.
Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.
Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.
1. Падение Икара. 1558 г
Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?
На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.
Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.
Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Почему же такое пренебрежение главным героем?
Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.
Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.
Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?
2. Фламандские пословицы. 1559 г
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
3. Вавилонская башня. 1563 г
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org
В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.
Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.
Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.
А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com
Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.
Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.
Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.
Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.
4. Охотники на снегу. 1565 г
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org
“Охотники на снегу” – один из главных шедевров . Что же в нем такого особенного?
Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.
Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.
Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.
Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.
В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.
Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.
Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.
Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.
Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.
5. Крестьянская свадьба. 1568 г
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Commons.wikimedia.org
“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.
Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!
Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.
Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?
Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.
Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.
Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.
Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.
6. Притча о слепых. 1568 г
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
7. Брейгель в России
В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.
Брейгель – гениальный художник.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
- Проверьте себя: пройдите онлайн-тест
Источник: https://zvdom.ru/yan-breigel-orfei-opisanie-kartiny-kartiny-breigelya-samye/
Аллегория Глупости
?
gorbutovich (gorbutovich) wrote, 2017-04-01 15:00:00 gorbutovich gorbutovich 2017-04-01 15:00:00
Квентин Массейс. Аллегория Глупости, фрагмент / Quentin Massys (Leuven 1466-1530 Kiel). An Allegory of Folly. Price realised USD 374,500. Christie's. Source
Квентин Массейс создал картину «Аллегория глупости» вероятно около 1510 года – в то же время когда появилась «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1466/1469-1536), написанная в 1509 году.
Несомненно, что художник и Эразм встречались, так как Массейс написал парные портреты Эразма Роттердамского (Национальная галерея, Рим) и Петра Эгидия (коллекция графа Реднора, замок Лонгфорд, Уилтшир) как дар Томасу Мору в 1517.
Эти портреты создали новый живописный сюжет – ученый за работой, который повлиял на Гольбейна и других.
2.
Квентин Массейс. Аллегория Глупости / Quentin Massys (Leuven 1466-1530 Kiel). An Allegory of Folly. Inscribed 'Mot./Mondeken/toe.' (upper left). Oil on panel. 60.3 x 47.6 cm. Lot 66. Price realised USD 374,500. Estimate USD 300,000 — USD 500,000. Christie's. SourceВ начале XVI столетия дураки-шуты часто встречались во время праздников, представлений, карнавалов и при дворах правителей. Иногда Дурак был умственно отсталым и публика развлекалась насмешками и издевательствами над ним. Массейс изобразил своего дурака с наростом на лбу, который, как считалось, содержал «камень глупости», ответственный за глупость или умственную отсталость. В других случаях, однако, глупец был умным и проницательным наблюдателем человеческой натуры, комиком, который использовал одеяния дурака в качестве предлога для сатиры и насмешек. Дурак Массейса был почти точным современником «Похвалы глупости» Эразма, в котором Глупость является на самом деле мудрым и проницательным экспертом по глупости в других. Дураки были популярным предметом как в искусстве, так и в литературе этой эпохи, и сочинение Эразма была особенно важна для гуманистических кругов шестнадцатого века в Антверпене.Традиционный костюм дурака включает в себя плащ с капюшоном с головой петуха и уши осла, а также колокольчики, прикрепленные к красному поясу. Дурак держит посох, увенчанный маленькой резной фигурой другого дурака в шутовском колпаке. Этот посох можно использовать в качестве куклы для сатирических сцен или пьес. Непристойный жест фигуры в виде стаскивая штанов с зада символизирует оскорбления, связанные с дураками.
Дурак держит палец на губах – это жест молчания, он отсылает к греческому богу молчания Гарпократу, который обычно изображался таким образом. Молчание считалось добродетелью, связанной с мудрыми людьми, такими как философы, ученые или монахи.
Здесь, однако, Массейс превращает жест в пародию, сопоставляя его с надписью под головой петуха «Mondeken toe», что означает «держи рот на замке». Позднее выше было добавлено слово «Mot.
», вероятно, намек на проститутку – позже в шестнадцатом века или семнадцатом — возможно, это была попытка превратить настоящую аллегорию в фигуру сводницы.
Глупец Массейса становится еще более гротескным из-за его отвратительных уродств. Гротескные фигуры были излюбленной темой художника, регулярно появляясь в его картинах как мучители Христа или в аллегориях Неравных Любовников.
Нидерландский живописец Квентин Массейс / Quentin Massys (1465/6-1530) родился в Лувене, но работал в Антверпене, где стал выдающимся художником своего времени. Несмотря на то, что известна дата его вступления в члены гильдии (1491), о начале его карьеры почти не сохранилось никаких тведений.
Его первые датированные работы — это “Алтарь Святой Анны” (Королевский музей, Брюссель, 1507-1509) и “Оплакивание Христа” (Королевский музей изящных искусств, Антверпен, 1508-1511).
Массейс продолжал традиции великих мастеров нидерландского искусства, а также хорошо разбирался и в итальянском искусстве – преклонялся перед Леонардо да Винти. Для создания своих пейзажных фонов художник даже поднимался в Альпы, где черпал вдохновение.
Массейс также писал портреты и жанровые сцены. Сатирическое изображение банкиров, сборщиков налогов и алчных торговцев было тесно связано с произведениями великого гуманиста Эразма Роттердамского. У Массейса было два сына-художника: Ян и Корнелиус.
[Подробное описание, англ.]
Lot essay
Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/174335.html
Аллегория Зрения
?
Previous Entry | Next Entry
sda1979Оригинал взят у laila50 в Аллегория Зрения.Аллегория Зрения из серии «Аллегория пяти чувств» представляют собой серию из пяти картин, изображающих женские персонификации чувств,это совместная работа Яна Брейгеля Старшего
- и Питера Пауля Рубенса в 1617 и 1618 в Антверпене.
- Самое известное и самое успешное сотрудничество Рубенса и Брейгеля, их также объединяла дружба.
- Аллегория Зрения изображена в в главной резиденции правителей Нидерландов,в замке Coudenberg на Холодной горе в Брюсселе.
Тема Пяти чувств особенно широко представлена в нидерландском искусстве.
Взгляд считался самым важным из чувств со времен Аристотеля.
Здесь, Амур показывает Венере в образе «аллегории зрения» картину на христианскую тему,Исцеление слепого, которая рассказывает о чуде прозрения через веру в Христа и таким образом, затрагивает как физическое, так и духовного зрение.
Ян Брейгель был протеже эрцгерцогов Альберто и Изабелы Клары Евгении, и в этой работе он включает их парный портрет (на большом столе справа) с видом,через арочный проем, на дворец Coudenberg.
Кабинет наполнен богатой коллекцией картин,римскими бюстами.дорогой посудой и научными приборами,все это символы зрения.
Астрономический глобус.
Картина имеет много математических деталей,
портативные солнечные часы, различные компасы, линейки и астролябии.Символы зрения.
Между Венерой и Амуром мы видим два телескопа, компас и много монет.
(деталь) Символы зрения,точные измерительные инструменты.
(деталь) Глобус и картины.
В правом углу мы видим картины П.Рубенса и Яна Брейгеля.На мифологические.христианские и жанровые сюжеты.
Мадонна с младенцем в гирлянде. Вакханалия. Охота на тигров и львов
.Мадонна с младенцем в гирлянде цветов. П.Рубенс и Ян Брейгель.Вакханалия. П.РубенсОхота на тигров и львов 1617-1618. П. Рубенс.
- Пять чувств, обычно предстают в виде пяти женщин, занятых каждая каким-то своим наиболее характерным для неё делом, и с атрибутами-символами, соответствующими данному чувству.
- Символы Зрения- Зеркало, реже горящий Факел.
- Орел (Зрение), знаменитый остротой своего зрения;
- Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя
Источник: https://sda1979.livejournal.com/67850.html
Описание картины Аллегория Зрения – Ян Брейгель
Фламандский живописец и гравер Ян Брейгель принадлежит к династии художников, родоначальником которой был его отец Питер Брейгель Старший. Мастеру была чужда узкая специализация, поэтому он работал почти во всех жанрах: создавал натюрморты, пейзажи, батальные сцены, мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты, а также изображал картинные галереи и животных.
На полотне “Аллегория Зрения” запечатлены прекрасные девы и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение.
Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет. На столе перед ней разложены драгоценные камни, у ног – астролябия и телескоп, в центре комнаты – глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом – гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией.
Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого. Отметим, что центральные фигуры в картине исполнил Питер Пауль Рубенс – выдающийся представитель фламандской школы живописи.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Нидерландские пословицы – Питер Брейгель Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает……
- Притча о сеятеле – Питер Брейгель Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль……
- Пейзаж – Ян Брейгель Ян Брейгель родился в семье великого фламандского художника Питера Брейгеля Старшего, а потому с раннего детства был окружен людьми, призванием……
- Аллегория войны с Турцией – Бартоломеус Шпрангер Картина фламандского художника Бартоломеуса Шпрангера “Аллегория войны с Турцией”. Размер картины 165 x 105 см, холст, масло. Картина написана в……
- Аллегория Плодородия – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Аллегория Плодородия”. Размер картины 180 x 241 см, холст, масло. В 1620-х и 1640-х годах……
- Живописец и Покупатель – Питер Брейгель В этом забавном эскизе Брейгель прокомментировал отношения между художником и покупателем. Живописец с кистью в руке пристально смотрит на картину……
- Аллегория меланхолии – Лукас Кранах Картина “Аллегория меланхолии” создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см,……
- Аллегория Поэзии и Музыки – Ангелика Кауфман Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман “Аллегория Поэзии и Музыки”. Диаметр картины 61 см, холст, масло. Кауфман, как представителю стиля рококо……
- Аллегория американского рождества – Сальвадор Дали Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим……
- Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера – Питер Блейк Обложка знаменитого на весь мир альбома Битлз “Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера” , работы английского художника стиля поп-арт Питера Блейка…….
- Поклонение волхвов в зимнем пейзаже – Питер Брейгель Картина Питера Брейгеля “Поклонение волхвов в зимнем пейзаже” создана на известный библейский сюжет, популярный в западноевропейском искусстве. В творчестве Брейгеля……
- Богоматерь Аравийская (Арапетская, или “О, Всепетая Мати”) По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии. Образ Богоматери полон простодушного обаяния. Край ее……
- Девочка – Алексей Корзухин Бедная обстановка в крестьянской избе. Слева постель с какими-то тряпками, на табурете у окна корзинка с рукоделием, рядом деревянные пяльцы,……
- Сад поэтов – Винсент Ван Гог Сад поэта находился напротив дома Ван Гога на Пляс Ламартин, и представлял собой городской парк наполненный людьми, которые вышли прогуляться,……
- Парочка шалунов – Ханс фон Аахен Картина немецкого художника Ханса фон Аахена “Парочка шалунов”. Размер картины 25 x 20 см, масло, медь. Живописец Ханс фон Аахен……
- Утро – Татьяна Яблонская Как приятно проснуться теплым солнечным утром и распахнуть окно. Именно так и сделала героиня картины Т. Н. Яблонской “Утро”. Девочка……
- Прием евреев в Польше – Ян Алоизий Матейко В 1887 году Ян Матейко был удостоен титула почетного доктора Ягеллонского университета. Год спустя, в июне 1888 года, художник приступил……
- Мариана – Джон Эверетт Миллес В основе поэмы и картины лежит сюжет шекспировской пьесы “Мера за меру”. Мариана отвергнута: тщеславный Анджело, наместник герцога Венского, отправил……
- Портрет инфанты Маргариты – Диего Веласкес Диего Веласкес, находясь на придворной службе у испанского короля, часто на своих полотнах изображал членов королевской семьи, что было очень……
- Дизайн интерьера – Гай Джонсон На картине “Дизайн интерьера” американского художника Гая Джонсона, как на театральной сцене, мы видим комнату, условно разделенную на две части…….
Описание картины Аллегория Зрения – Ян Брейгель.
Источник: https://art.goldsoch.info/allegoriya-zreniya-yan-brejgel/
Ян Брейгель Старший
Июнь 27, 2010
05:21 pm — Ян Брейгель СтаршийЯн Брейгель Старший (1568-1625) вошел в историю живописи под прозвищем «Бархатный» или «Цветочный». Считается, что прозвище оно из-за пристрастия художника к ношению роскошной дорогой одежды, а также из-за особенного теплого колорита и «бархатистости» живописной фактуры его картин. Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (получившего прозвище «Мужицкий»), братом Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище «Адский») и отцом Яна Брейгеля Младшего. Его связывала тесная дружба с Рубенсом, который даже считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Они даже вместе работали над картинами. Брейгель Бархатный знаменит своими натюрмортами, пейзажами и полотнами на мифологические и аллегорические сюжеты. Воздух Аллегория Зрения и Обоняния Христос в бурю на море Галилейском Земля (Первозданный Рай) Пейзаж с охотниками Святой Мартин Пейзаж с гирляндой цветов и золотой чашей Первозданный Рай Огромный букет Святое семейство
Разумеется, это только малая часть творческого наследия Яна Брейгеля Старшего. И еще, думаю, бархатность его картин можно оценить только вживую, вряд ли репродукции ее передают. |
Источник: https://gallery-nikole.livejournal.com/335390.html