440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым.
Джузеппе Арчимбольдо обладал разносторонними талантами: создавал витражи, писал портреты, был архитектором, устроителем фонтанов, инженером-гидравликом, декоратором, организатором торжественных мероприятий и процессий. Современники высоко ценили его и за личные качества: ум, эрудицию, изобретательность, стремление сделать жизнь красочной и интересной.
Но подлинную славу ему принесла ошеломившая современников его новая живописная техника.
Джузеппе Арчимбольдо начал составлять изображения и портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Черты лица на таких картинах проступают вследствие весьма искусной пространственной компоновки элементов, и тонкой игры света и тени.
Современники художника были сразу очарованы эти стилем, и у него появилось много подражателей.
Император Рудольф II заказал Джузеппе Арчимбольдо написать в этом стиле свой портрет. Художник представил поясной портрет императора в виде древнеримского бога времён года, растительности и изменений в природе. Образ Рудольфа II состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Император был восхищен этой работой.
Несмотря на свои многочисленные таланты Джузеппе Арчимбольдо, скорее всего, был бы забыт в последующие века, как это произошло со многими талантливыми художниками той эпохи.
Однако создание им нового живописного стиля подарило ему бессмертие. Многие современные искусствоведы именно Джузеппе Арчимбольдо считают предтечей сюрреализма.
Талант Джузеппе Арчимбольдо прорвал завесу времени, он органично вошел из эпохи позднего Ренессанса – маньеризма в эпоху Интернета. Очень часто его портреты, составленные из овощей и фруктов, используются во всемирной паутине в качестве аватарок.
- 1. Джузеппе Арчимбольдо, «Весна», 1573, Лувр, Париж
- 2. Джузеппе Арчимбольдо, «Лето», 1563, Художественно-исторический музей, Вена
- 3. Джузеппе Арчимбольдо, «Осень», 1573, Лувр, Париж
- 4. Джузеппе Арчимбольдо, «Зима», 1573, Художественно-исторический музей, Вена
- 5. Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590, Замок Скоклостер, Стокгольм
Источник: http://eaculture.ru/gallery/1043
Картины Джузеппе Арчимбольдо
На старинной гравюре, которая считается «автопортретом» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.
- Надпись гласит:»Я в образе горы, и это мой портрет,
- Природа, выраженная искусством».
- Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом — поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.
Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома — глаза, поднятая решетка — рот, вздыбленный мост — усы, древняя башня — нос, деревья — волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.
Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.
На «Автопортрете» лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд — все обличает яркую, незаурядную личность.
Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.
Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.
Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.
Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.
Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.
Обязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый «Кабинет», который включал в себя коллекцию редкостей, или «курьезов» и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: «Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры».
На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры «Кабинета», которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.
Титул «Мастера Празднеств» носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы.
Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: «Цветовой клавикорд» и «Перспективная лютня». Первое фигурирует в «Мантуанском диалоге» Г.
Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй — в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.
Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: «Стихии» («Земля», «Воздух», «Огонь» и «Вода») и «Времена года» («Зима», «Весна», «Лето» и «Осень»).
К 1563 году относится первый вариант серии «Времена года» Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии («Зима» и «Лето»). В мадридской Академии Сан-Франциско находится «Весна», а «Осень» — утеряна.
1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.
К 1566 — 1571 году относится серия «Стихии». В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.
Итак, «Времена года» Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца — улыбка, гром — речь, ветер — дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну — с детством, осень со средним возрастом, зиму — со старость.
В серии «Времена года» художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.
«Весна» (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь.
Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках «Весны» заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий.
Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.
«Лето» (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды «Лета» вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный «летний» цвет, «знойный».
Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни — вот колорит «Лета». Одна деталь в картине «Лето» дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо.
Это латинская надпись на шее у «Лета»: «Givseppe Arcimboldo. F», ниже «1573».
Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.
«Осень» (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема «среднего возраста» в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы — это все создает картину богатства и изобилия природы.
«Зима» (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке — зимние плоды: апельсин и лимон.
Тему увядания раскрывает и цвет — желтовато бурый с фиолетовыми пятнами.
Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на «голове», разной формы пни, листья, сучья — это все придает образу живописность и оригинальность.
Работу «Зима» можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 — 1541 гг.): «Дерево — то же тело. Кора его подобна коже, ветви — волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать».
Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле «Стихии». В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.
Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 — 1535 гг.).
Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот — все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно — своим всем существом притягивает к себе силы его.
В своей работе «О тайной философии» (1510 г.) Агриппа пишет: «Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода.
Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое — переход к следующему элементу.
Огонь горяч и сух, земля — суха и холодна, вода — холодна и влажна, воздух — влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля — воздуху, огонь – воде».
Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566 год; Вена), которая входит в цикл «Стихии». В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа.
Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа — к растительной сфере, третьего — к животной сфере, четвертого — к человеческому миру.
Художник интересно решил третий и четвертый типы.
Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого — аркебузу и пушки.
«Огонь» Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы «сух и горяч», а «Вода» (1568 г., Вена) — «холодна и влажна».
Решена картина «Вода» в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы «сверхточно» и «сверхосязательно».
Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.
В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо «Флора». Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.
На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: «La Flora dell'Arcimboldo».
В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 — 1801 гг.): «Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень». Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить «дух природы», ее «внутренний разум». Человек и природа объединяются воедино. Так, в «Флоре» разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.
«Натюрморты» Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда «одушевлены», это можно объяснить его натурофилософскими идеями.
Для последней его картины «Вертумн» эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину «Портретом Рудольфа II». Они также сообщают и дату ее создания — 1590 год.
Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.
Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.
Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II.
Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).
Однако «Вертумн» не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, «астральный двойник» императора.
Картина «Вертумн» считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.
Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли «арчимбольдесками».
Источник: https://VintageTorg.com/predmety-interera/kartiny/51-kartiny-dzhuzeppe-archimboldo.html
Zhilistar.Ru
Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. В возрасте 22 лет он работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Через друзей отца юноша знакомился с живописью великих живописцев. Среди произведений встречались наброски Леонардо – это были изображения всяких гибридов растений и животных, составляющие человеческие лица. Карикатуры и наброски странных чудовищ для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.
Будучи уже сложившимся мастером 35 лет Арчимбольдо был приглашён германским императором Фердинандом Первым в Вену на должность придворного портретиста. 25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге. Это был период царствования Фердинанда Первого, Максимиана Второго, Рудольфа Второго.
Рудольф Второй очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное. Картиной «Вертумн» он был восхищён и наградил 64-летнего художника титулом пфальцграфа. Вертумн – этрусское божество садов и обработки земли. В картине это существо очень похоже на короля Рудольфа Второго. Виртуозно переданы плоды, овощи и цветы, удивительно броские и декоративные.
До нашего времени дошли картины двух его циклов: «Времена года» и «Стихия». Эпоха, в которую творил художник, имела главную идею – идею о живом космосе. Времена года и стихии сопоставлялись с процессами, происходящими в организме человека.
Ветер – дыхание, гром – речь, восход солнца – улыбка, осень – средний возраст, зима – старость и так далее. В картинах Арчимбольдо всё это ясно читается.
Из цикла «Времена года» в работах «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» ярко выражены соответственные темы.
В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Всё славит обильный урожай.
Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Образ ствола сухого дерева подчёркивает тему увядания.Знаменитый Парацельс когда-то говорил: «Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать.
».
В цикле «Стихии» художник так же точно характеризует состояния природы. Холст «Вода» решён в холодной гамме, обитатели воды изображены с предельной достоверностью. Восхитительна картина «Флора», она полна разнообразнейшими цветами, все эти нежнейшие лепестки сливаются в загадочный женский образ. Этот холст вдохновил поэта Г. Команини на такой мадригал:
- «Тысячи цветов, одна Флора.
- Живые цветы, живая Флора.
- Но если из цветов составлена Флора,
- А из Флоры – цветы,
- Понимаете ли Вы, как это получилось?
- Цветы в Флору
- Художник мудрый превратил,
- А Флору – в цветы.»
Джузеппе Арчимбольдо носил придворный титул «Мастер Празднеств». Так же, как и знаменитый Леонардо, он изобретал и строил разные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Например, его современники описывают «цветовой клавикорд», в котором звуки соответствуют тому или другому цвету на специальной шкале, составленной художником.
Его картины имели огромный успех, но не все понимали главный смысл его произведений. А поэтому многочисленные подражатели усвоили лишь внешние его приёмы. Масса картин, похожих на произведения Арчимбольдо, наводнили в 17 веке Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Но они не обладали глубиной мастера и были все заслуженно забыты.
[svgallery name=»archimboldo»]
Самые комментируемые записи
Источник: https://zhilistar.ru/iskusstvo/neobychajnye-kartiny-archimboldo.html
Описание картины Зима – Джузеппе Арчимбольдо
“Зима” аллегорически изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками.
Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями, маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.
Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона – желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла.
Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу императора.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Лето – Джузеппе Арчимбольдо “Лето” открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения художник изображает в образе……
- Флора – Джузеппе Арчимбольдо Человеческий портрет, состоящий из цветов – так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием “Флора”. Из бутонов и лепестков складываются……
- Библиотекарь – Джузеппе Арчимбольдо Джузеппе Арчимбольдо – это новатор своей эпохи, который приподнял завесу времени и заглянул в будущее, предвосхитил появление сюрреализма. Становление Арчимбольдо……
- Весна – Джузеппе Арчимбольдо “Весна” – прямая противоположность “Зиме”: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна – это……
- Осень – Джузеппе Арчимбольдо “Осень” завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это……
- Повар – Джузеппе Арчимбольдо Сведений о ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо крайне мало. Как и большинство итальянских художников, он начал свою карьеру с исполнения различных……
- Портрет императора Рудольфа II – Джузеппе Арчимбольди Вертумн был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это – поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога……
- Пятна лунного света в лесу. Зима – Архип Куинджи Период творчества Куинджи, который иногда называли “тихим”, пришелся на 1880-е гг., и характеризовался впечатляющими находками художника, на высочайшем уровне овладевшего……
- Зима – Иван Шишкин Картина Ивана Шишкина “Зима” относится к позднему периоду творчества художника-пейзажиста, который давно мечтал изобразить зимний лес с замерзшими деревьями и……
- Зима в городе – Хендрик Аверкамп Картина голландского художника Хендрика Аверкампа “Зима в городе”. Размер картины 29 x 46 см, дерево, масло. Живописец Аверкамп в своих……
- Русская зима. Лигачево – Константин Юон Этот художник был признан одним из лучших пейзажист нашей страны. Его картины показывают нам не только свою любовь к природе,……
- Зима – Алексей Степанов Зима. Снег засыпал деревню, избы. По дороге в путь отправилась упряжка лошадей с санями. В сторону с дороги отступили две……
- Зима пришла – Сергей Тутунов На картине С. А. Тутунова “Зима пришла” изображен мальчик, стоящий у окна. Он стоит спиной к нам, поэтому мы можем……
- Зима – Скотт Прайор На картине Скотта Прайора “Зима” мы видим небольшой городок в морозный зимний вечер. Он выглядит нарядным, как на рождественской открытке…….
- Зима в лесу (Иней) – Иван Шишкин Знаменитого художника Шишкина Ивана Ивановича считают певцом русского леса. Именно благодаря картинам с изображением леса во всех его видах он……
- Зима – Никола Ланкре Картина французского художника “Зима”. Размер картины 69 x 89 см, холст, масло. Эта картина Ланкре входит в серию полотен художника……
- Зима. Ростов Великий – Константин Юон Пейзаж “Зима. Ростов Великий” был написан в 1906 году. Картина нарисована маслом и изображает любимый город К. Ф. Юона Ростов-на-Дону…….
- Зима в Лапландии – Константин Коровин Север буквально очаровал Коровина, в восторге он говорил Серову: “Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет……
- Автопортрет – Джузеппе Мария Креспи Среди немногочисленных портретов Креспи встречаются выдающиеся произведения, к которым относится и его “Автопортрет”. Созданный на рубеже столетий, он уже полностью……
- Коронование Девы Маpии – Эль Греко В центре, на облаках в окружении ангелов сидит Дева Мария. Она в темных, контрастирующих с фоном одеждах глубокого сине-зеленого и……
Описание картины Зима – Джузеппе Арчимбольдо.
Источник: https://art.goldsoch.info/zima-dzhuzeppe-archimboldo/
Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.
Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на… Автопортрет Джузеппе.
Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане.
История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник.
Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).
Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо
Карьера Джузеппе Арчимбольдо
Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем.
Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».
Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора.
Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II.
В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.
Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан.
В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.
Картины Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».
Впечатления от картин Арчимбольдо
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета.
Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам.
Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни.
Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».
Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная).
Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции.
Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.
Времена года Арчимбольдо
Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее.
Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Кликабельно.
Весна Лето Арчимбольдо, осень Зима Четыре времени года в одном портрете
Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.
Четыре стихии Арчимбольдо
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Кликабельно.
Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо Воздух Земля Огонь
Рекомендую читнуть. Название стати появляется если навести на картинку. Кликабельно.
Внешние ссылки:
Полное собрание картин Арчимбольдо с названиями можно скачать тут — turbobit.net/e93va22lq8vl.html Лучшие картины мэтра. Размещены в папки по сериями (стихии, времена года, професии и т.д.).
Источник: http://figgery.com.ua/vakhanaliya-prirody-v-polotnah-dzhuzeppe-archimbol-do/
Собственный стиль Арчимбольдо
Арчимбольдо — ярчайший визуалист эпохи позднего Возрождения, создал свой собственный причудливый стиль. Его портреты — это виртуозные коллажи из овощей, фруктов, цветов, рыб, животных и предметов.
Из самых разных предметов — плодов, цветов, овощей, дичи, книг и множества других — он составляет аллегорические образы стихий, времён года, профессий.
В его картинах образ человека сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части — и, наоборот, из разрозненных предметов составляется очень отчетливая внешность и иногда даже характер.
Серия картин «Времена года»
Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну — с юностью, лето — с молодостью, осень — со зрелостью, зиму — со старостью. И художник это выразил в портретах.
Юное лицо «Весны» как будто соткано из нежных цветов. «Лето» — женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а «Зима» — лицо старика. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа.
Портрет человека можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного комизма, и умение творить.
«Зима» одно из самых выразительных годов в серии аллегорических картин. Джузеппе Арчимбольдо: в корявом и древнем стволе дерева из остатков сломанных ветвей преображаются нос и уши; суженные глаза родились из трещин на коре; а древесный гриб прирос в форме губ. Остевые волосы увиты плющом, а веточка с нависшим лимоном и апельсином выступают из груди фигуры.
Джузеппе Арчимбольдо. «Зима». 1563 г.
«Весна» — это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она олицетворяет весну. На картине Арчимбольдо проявляет себя как большой знаток флоры.
Джузеппе Арчимбольдо. «Весна». 1573.
«Лето» открывает вторую половину года. Пору плодоношения художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Художник включил сюда редкие сорта овощей, такие как кукуруза и баклажаны. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.
Джузеппе Арчимбольдо. «Лето».1563 г.
В картине «Осень» тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки.
Джузеппе Арчимбольдо. «Осень». 1573 г.
Четыре стихии Арчимбольдо
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких_то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь, создают необычный, как будто сошедший с магической книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимилиана.
Портрет императора Рудольфа Второго
Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1591 г.
Картины «Перевертыши»
Особый интерес представляют картины-перевертыши, меняющие при повороте на 180 градусов не только жанр, но и смысл изображения.
Источник: https://studwood.ru/1575086/kulturologiya/sobstvennyy_stil_archimboldo