Женский портрет, корреджо (антонио аллегри)

Главная => Художники Ренессанса
Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)  

Антонио Корреджо (Correggio, Antonio Allegri). Род., вероятно, в 1487 или 1488 году, ум. в 1534 г. в Корреджо. По-видимому, ученик своего дяди Лоренцо и Франческо Бьянки — Феррари; позднее формировался как художник под влиянием Коста. Работал в своём родном городе, а с 1518 г. — главным образом в Парме.

Биография

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии — области северной Италии — начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка.

Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию — это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения.

Возможно, что портрет так называемого «Медика» из Дрезденской галереи — это изображение Ломбарди.

Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари.

Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо. По возвращении на родину Корреджо вскоре становится известным живописцем и получает большой заказ в Парме, главном городе Эмилии. Ему было предложено расписать несколько помещений монастыря св.

Павла, игуменья которого была известна своей оригинальностью и своенравием. Возможно, этим объясняется специфика сюжетов, выбранных Корреджо.

Им были совершенно исключены религиозные сцены и изображены мифологические сюжеты, В столовой на стене он пишет фреску «Возвращение Дианы с охоты», а потолок расписывает в виде беседки, увитой гирляндами зелени. Сквозь нее в овальные проемы выглядывают пути. несущие охотничье снаряжение и трофеи Дианы.

Изображенные здесь путти — одна из лучших декоративных работ того времени по изяществу форм и свежести чувств. В целом же фрески монастыря св. Павла (1517-1520) представляют собой первый шаг мастера в освоении приемов монументально-декоративного искусства.

Следующей была роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520-1524) в том же городе. Естественно, что заказ этот последовал после того, как в Парме распространилась молва о великолепном мастерстве молодого художника. В этой фреске Корреджо создал новый тип купольной росписи.

До него купола разделяли на части или естественными архитектурными членениями или же их живописной имитацией. В каждой части помещалась отдельная композиция или фигура. Корреджо поступает иначе. Он как бы уничтожает реальные пространственные границы интерьера и создает иллюзию небесного свода, на фоне которого парит фигура Христа.

Вокруг располагаются апостолы, также изображенные в смелом ракурсе и смотрящие вверх на видение. Позы свободны, а лица выражают охвативший героев трепет при созерцании чуда. Пронизанная сильной внутренней динамикой, композиция поражает необыкновенной жизненностью, с которой трактует художник сверхъестественное событие.

В росписи огромного купола Пармского собора, начатой в 1524 году, Корреджо доводит до совершенства созданные им принципы купольной росписи. Заказ на нее художник получил, еще будучи занятым работой в Сан Джованни Эванджелиста.

Когда эти фрески были уже в стадии завершения, монахи-бенедиктинцы увидели их и были настолько поражены, что тут же вступили в переговоры с художником по поводу росписи собора.

В куполе Корреджо изобразил сцену «Вознесение Богоматери на небо», вновь прибегнув к приему создания иллюзорного пространства неба, которое он заполнил облаками и сонмом полуобнаженных фигур святых и ангелов.

В центре композиции в ослепительном сиянии архангел Гавриил встречает Богоматерь. Навстречу ему устремлена группа ангелов и святых, поддерживающих Марию.

Движения отдельных фигур сливаются в единую динамическую композицию, разрушающую границы реальности и уносящую воображение зрителя в сферу мистических переживаний.

Однако современники не оценили должным образом фреску Корреджо. Сложные ракурсы, удивительные эффекты светотени, сложность и новизна композиции оказались вне пределов привычного восприятия. Настоятель монастыря сравнил живопись Корреджо с блюдом лягушачьих ног. Всю степень новаторства мастера мог оценить только истинный художник.

Им оказался Тициан, проезжавший несколько лет спустя через Парму и видевший фреску Антонио. Монахи спросили у него, стоит ли фреска той суммы, которую они затратили на нее. «Возьмите этот купол, — отвечал Тициан,- переверните его, наполните золотыми монетами, и тогда еще вы не заплатите то, что стоит эта живопись». К сожалению, сам художник не слышал этих слов.

Он умер в возрасте сорока лет, не успев закончить свое последнее произведение.

Станковая живопись Корреджо раскрывает нам иные грани его искусства. В алтарных образах 1520-х годов мастер болеетрадиционен, чем в монументальной живописи. Как в «Мадонне со св. Франциском», так и в «Мадонне со св. Себастьяном», Корреджо стремится сохранить гармонический строй образов Высокого Возрождения.

Но если в первой картине автору это удается, то во второй он настолько увлекается динамикой фигур и аффектацией движения, что говорить о ренессансной основе уже трудно.

Перед нами уже произведение иной эпохи, маньеристической, когда художника привлекают светотеневые и пластические контрасты, экспрессия движения, внешняя красивость формы, а за всем этим стоит возможность субъективного самовыражения, погружения в стихию сверхчувственного.

К наиболее зрелым алтарным картинам Корреджо следует отнести «Мадонну со св. Иеронимом» (так называемый «День», 1527-1528, Парма, музей) и «Рождество» (так называемая «Ночь», ок. 1530, Дрезденская галерея).

«День» — излюбленный итальянскими мастерами тип «святого собеседования». Сохранив внешнюю традиционную форму, Корреджо превращает его в полную нежных чувств сцену материнства.

Художник как бы нисходит с высот тех сверхъестественных видений, которые он воплощал в купольной росписи Пармского собора. Он погружается в уютный мир простых человеческих отношений, любуется красотой самых светлых человеческих чувств.

Взор художника обращается и к природе, находя в ней отражение своим переживаниям. Пейзаж в картине — один из самых прекрасных в творчестве мастера.

Знаменитая «Ночь» пронизана теми же настроениями. Художник прежде всего стремится отобразить человеческие переживания, чувственно-эмоциональную сущность события.

Даже сверхъестественное освещение приобретает в картине характер обыденного: источающее свет тело младенца объято руками матери, которая прижимает его к себе и смотрит на него с умилением и любовью.

Все остальные персонажи, даже парящие в воздухе ангелы, изображены в самых непосредственных позах.

Следует отметить, что `Рождество` — одна из самых первых «ночных сцен» в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля «Освобождение апостола Петра из темницы».

Но там был подчеркнут скорее элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения.

Этим он предвосхитил многие приемы живописи XVII столетия.

Однако эстетика маньеризма все более захватывает Корреджо. Особенно это заметно на примере его поздних живописных произведений — парных композиций «Юпитер и Ио» и «Ганимед» (обе в Музее истории искусств в Вене, ок. 1530) или «Данаи» (нач. 1530-х гг.. Галерея Боргезе, Рим), где трансцендентное восприятие мира берет верх над образами простого человеческого бытия.

Если окинуть единым взглядом творчество Корреджо, то прежде всего в нем поражает диапазон поставленных художественных проблем.

Во фресковой живописи он намного опережает своих современников, предвосхищая плафонные росписи XVII и XVIII веков (вплоть до Тьеполо!).

В станковой живописи Корреджо проделывает огромный путь от проникнутых духом величия и патетики образов Высокого Возрождения до взволнованных и экспрессивных композиций, открывающих путь новой эпохе — барокко.

Картины Антонио Корреджо

Святая Екатерина Александри

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Портрет знатной дамы

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Отдых по пути в Египет

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Мадонна со святым Франциско

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Отдых по пути в Египет со св. Франциском

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Мадонна, поклоняющаяся младенцу

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Мистическое обручение Святой Екатерины

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Мистическое обручение Святой Екатерины

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

  • Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
  • Мадонна с младенцем и ангелами
  • Мадонна Кампори
  • Мадонна дела Скала. Мадонна у лестницы
  • Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами
  • Отдых по пути в Египет со святым Франциском
  • Прощание с Христом
  • Рождество с маленьким Иоанном
  • Снятие с креста
  • Мученичество святых
  • Венера, Сатир и Купидон
  • Даная
  • Диана, отправляющаяся на охоту
  • ИО
  • Ганимед
  • Венера с Юпитером и Купидоном
  • Не прикасайся ко мне
  • Аллегория порока
  • Аллегория добродетели
  • Иоанн Креститель
  • Леда и лебедь
  • Мадонна св. Георгия
  • Апостолы Петр и Павел
  • Юдифь
  • Успение богородицы Марии
  • Поклонение волхвов

Источник: https://renesans.ru/renaissance/artist_04.shtml

Книга: Государственный Эрмитаж

Боттичелли, перенявший черты утонченного, поэтического стиля мастера.

Начиная со второй половины XIV века итальянские художники стали трактовать сцену Рождества Христова как сцену Поклонения.

Эту традицию продолжает и Липпи, представив новорожденного и Мадонну в прекрасном райском саду, где крылатые ангелы с золотыми волосами охраняют их покой. Фоном выступает сказочный пейзаж с горами и замками в легкой дымке.

Все здесь пронизано ощущением свершившегося таинства.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Рафаэль Санти (1483–1520) Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле) 1504. Холст, темпера, перенесено с дерева. 17,5×18

«Мадонна с Младенцем» — одна из самых ранних работ, исполненных итальянским гением Рафаэлем. В ней еще нет классической красоты и блеска живописного исполнения, которые так характерны для более позднего творчества мастера.

В камерной и скромной Мадонне Конестабиле иная особенность — тонкий лиризм, который присутствует в образе молодой девушки, в мягком, наивном пейзаже с отдельно стоящими тоненькими, едва распустившимися деревцами.

Выбрав форму тондо (круга), Рафаэль построил соответственно и композицию. Все линии в картине мягкие, плавные. Тельце мальчика располагается под тем же наклоном, что и голова его матери. Этим приемом достигается необычайная гармоничность построения композиции.

Следует отметить, что позолоченная и расписанная рама, в которой находится картина, сделана по рисунку самого художника.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) (1476/1477-1510) Юдифь 1504. Холст, масло, перенесено с дерева. 144×68

Джорджоне, венецианец по происхождению, учился у известного живописца Джованни Беллини. Он не только блестяще усвоил глубину и теплый колорит произведений наставника, но и во многом превзошел его.

«Юдифь» — одно из самых известных произведений Джорджоне — изображает прекрасную библейскую героиню, которая спасла свой город и народ, соблазнив, а потом и обезглавив спящего Олоферна, вождя вражеской армии. Джорджоне показал не сам подвиг, а момент, когда Юдифь осталась одна с головой поверженного врага, которую она попирает ногой.

В ее образе чувствуются и гордость победительницы, и грусть, вызванная совершенным поступком. Фигура девушки и ее поза подчеркнуто женственны, но правая рука твердо сжимает меч. Исследователи предполагают, что Джорджоне придал Олоферну собственные черты лица.

Читайте также:  18 мая - международный день музеев!

Возможно, это и объясняет тот факт, что вопреки сложившейся традиции голова Олоферна не выглядит чудовищной и мерзкой, наоборот, лицо побежденного воина красиво.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Корреджо (Антонио Аллегри) (1494–1534) Женский портрет. Около 1518. Холст, масло. 103×87,5

Жанр портрета достаточно редкий в творчестве итальянского мастера эпохи Ренессанса, а представленная картина — единственное произведение Корреджо, хранящееся в русском музее.

Загадочен образ прекрасной молодой женщины в контрастных коричнево-белых траурных одеждах под сенью лавра, который, вероятно, символизирует ее поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, означает любовь и супружескую верность.

На потерю близкого человека намекает сосуд, на котором написано название травы забвения из древнегреческой мифологии. По одной из версий, на портрете представлена Джиневра Рангоне, супруга Джангалеаццо да Корреджо, которая принадлежала к ордену францисканцев и овдовела в 1517.

По другому предположению, это поэтесса Вероника Гамбара, покровительница художника, жена правителя города Корреджо Джиберто, умершего в 1518.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Скорчившийся мальчик Между 1530 и 1534. Мрамор. Высота 54

Деятельность Микеланджело, как и многих других крупных мастеров эпохи Возрождения, была весьма разнообразной: он высекал статуи из мраморных глыб, покрывал фресковой росписью огромные площади стен и потолков, воздвигал величественные здания.

«Скорчившийся мальчик» — одна из четырех задуманных скульптур, но единственная воплощенная в жизнь. Статуя должна была стоять в нише стены капеллы при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мальчик изображен в сложной и необычной позе: присев на корточки, он обеими руками с силой сжимает больную или пораненную ступню правой ноги.

Все тело выражает страдание и боль, особенно выразительна линия согнутой спины и выпуклая мощная лепка вздувшихся мышц тела.

И хотя скульптура не совсем закончена (ее поверхность не отшлифована, кисти рук и ступней ног недоделаны), в ней можно увидеть особенности зрелого творчества мастера, вся фигура цельная, собранная и напряженная.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Баччо Бандинелли (1488–1560) Фавн. Фрагмент 1540-е. Мрамор. Высота 58

Баччо Бандинелли — флорентийский скульптор и художник эпохи маньеризма, соперник Микеланджело. Вдохновленный античными образцами, Бандинелли по-своему понял и воплотил образ Фавна, лесного божка Италии.

Здесь он не веселый спутник бога вина Диониса, а натянуто улыбающийся напряженный человек, погрузившийся в свои мысли. Возможно, скульптор изобразил Фавна-прорицателя в момент, когда он пытается вспомнить пришедшие ему во сне откровения.

Мраморный бюст поражает четкой проработкой деталей: завитков волос на голове и растительности на лице, шерстки на звериной шкуре.

Бандинелли отличался большой работоспособностью, лояльностью к заказчикам и оставил после смерти обширное скульптурное наследие.

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) Святой Себастьян Около 1570. Холст, масло. 210×115,5

Большая часть произведений великого венецианского художника XVI века Тициана, хранящаяся в Эрмитаже, относится к позднему периоду творчества мастера. Его талант с годами не блекнул, а приобретал новую глубину и совершенство исполнения.

«Святой Себастьян» — одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян — гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам.

Мощное тело Себастьяна — воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям.

Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя

Источник: https://litvek.com/br/345866?p=6

Работы Антонио Аллегри, прозванного Корреджо (ок.1489-1534) — продолжение

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Юпитер и Ио Написано около 1531 г. Холст, масло; 163,5 х 74 см. Музей истории искусств. Вена

Из журнала «Великие музеи мира» №19 «Музей истории искусств. Вена»:

Полотно входит в группу произведений, выполненных Корреджо для герцога Мантуанского Федериго Гонзага, который заказал их в качестве подарка императору Карлу V. Речь идет о знаменитой серии, посвященной любовным историям Юпитера, из которых были закончены только «Антиопа», «Похищение Ганимеда» (также в Вене), «Юпитер и Ио», «Даная и Леда».

Автор изображает здесь прекрасную нимфу Ио в чувственных объятиях целующего ее Юпитера, который превратился в тучу, чтобы скрыть от Юноны свою неверность.

Между 1526 и 1530 годами Корреджо было поручено украсить купол собора Пармы, где он написал поразительное «Успение», изобразив потрясающий водоворот фигур, окутанных пушистыми облаками, уносящими всю композицию за пределы времени и пространства. При помощи виртуозной техники мастер пытается увлечь зрителя внутрь живописного пространства.

Внимательно изучая школу Леонардо и предвосхищая будущие решения Бернини, Корреджо создает композицию, в которой смелый разворот плечей нимфы сочетается с мягкой атмосферой текстуры красок и сфумато.

Овидий в «Метаморфозах» берет за отправную точку первобытный Хаос космоса, чтобы рассказать мифы и легенды о звездах, родниках, камнях, растениях и животных, преображающихся в высшую реальность — человека. Здесь же, наоборот, бог превращается ради любви в низшую по отношению к человеку сущность — тучу.

Облака, которые скрывают теплые объятия Юпитера, кажутся почти осязаемыми, что делает ощутимой чувственность встречи. Бог появляется в форме серого облака, описанного с большой тщательностью. Он относится с почтением к робости молодой нимфы, погруженной в золотой свет.

Перспективному иллюзионизму мантеньевских моделей Корреджо предпочитает свободу текучей композиции, где свет рисует белые драпировки, а цветовая палитра светлеет, чтобы придать рельефность нежному телу нимфы и вдохнуть в него жизнь.

Сильвия Боргезе

ANTONIO ALLEGRI, CALLED CORREGGIO. MADONNA AND CHILD WITH THE INFANT SAINT JOHN THE BAPTIST. Oil on panel. 45 x 35.5 cm — Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 45 х 35,5 см
Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Портрет дамы. Написан около 1519 г. Холст, масло 103 х 87,5 см . Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Из журнала «Великие музеи мира» №3 «Эрмитаж. Санкт-Петербург»:

Из немногих дошедших до нас портретов кисти Корреджо этот, безусловно, один из самых очаровательных, благодаря сдержанному достоинству и загадочности героини. Она сидит под лавровым деревом в одеждах, символизирующих траур. Полумонашеский франсисканский капюшон виднеется из-под чаши на ее коленях.

Плющ, обвивающий ствол дерева, символизирует вечность. Вдоль ободка чаши — надпись, говорящая о напитке, позволяющем забыть боль. На основании этих признаков можно утверждать, что портрет написан со знаменитой в те годы поэтессы Вероники, с 1518 года вдовы Джильберто Гамбара, которому принадлежал городок Корреджо.

Этот портрет можно считать посвящением представительнице литературных кругов того времени, когда женщины могли играть отнюдь не второстепенную роль. Слева, на стволе дерева виднеется подпись «Антон. Лаэт».

Это настоящее имя Корреджо, недавно вернувшегося из Рима, где он был глубоко потрясен работами Рафаэля и Себастьяна дель Пьомбо.

По краю чаши выгравированы три надписи, из которых можно прочесть только одну, по-гречески, цитирующую — Одиссею» и повествующую о Елене, добавляющей в вино некое снадобье, обладающее успокоительными и болеутоляющими свойствами.

Александра Фреголент

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Цыганская Мадонна. Написано около 1515-1516 гг. Дерево, масло 46,5 х 37,5 см Неаполь. Национальный музей Каподимонте

Из журнала «Великие музеи мира» №14 «Неаполь. Национальный музей Каподиммонте»:

Среди первых картин, приобретенных в коллекцию Фарнезе, эта Мадонна с Младенцем (сюжетом, на самом деле, является бегство в Египет без святого Иосифа) уже состоит в инвентарной описи гардероба Рануччо Фарнезе в 1587 году под названием «Мадонна в одежде цыганки».

Несмотря на плохое состояние картины, «Цыганская Мадонна» остается одним из шедевров молодого Корреджо и датируется приблизительно 1515-1516 годами.

Здесь заметны аналогии с картинами тех лет, отмеченными холодным колоритом, тонкими мазками и четкими очертаниями форм, еще далеких от знаменитого «сфумато» его зрелого периода.

Более скрупулезная критика выявила связь с «Мадонной с Младенцем» из Музея истории искусств в Вене и двумя лондонскими работами: «Пъета» из галереи Института искусства Курто и «Прощание Христа» из Национальной галереи.

«Цыганская Мадонна» является современницей другой картины Корреджо, хранящейся в Каподимонте, работы «Святой Антоний Аббат».

Эти произведения доказывают внимательный интерес молодого пармского художника к современной ему феррарской живописи Досо Досси, Мазолино и Гарофало.

Абсолютно личной является глубокая нежность, чем этой маленькой картине удается наполнить душу зрителя, несмотря на повреждения, причиненные временем.

Особенное значение приобретает естественное положение руки матери, которая, засыпая, все же продолжает оберегать ребенка. Рука замыкает полукруг — от склонившейся головы до самой руки, окутывающий Младенца ореолом нежной защиты.

Маттия Гаэта

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)
Корреджо (Антонио Аллегри). Даная. Написано в 1531 г. Холст, масло, 161 х 193 см. Рим. Галерея Боргезе

Из журнала «Великие музеи мира» №6 «Рим. Галерея Боргезе»

Картина входит в цикл «Любовные похождения Юпитера», среди которых — «Даная», «Ио», «Ганимед» и «Леда». Серия из четырех картин была заказана Корреджо Фридрихом II Гонзаго в дар Карлу V по случаю его коронации в Болонье в 1530 году.

Не будучи законченной к моменту церемонии, серия была разделена: «Ганимед» и«Ио» находятся в Музее истории искусств в Вене, а «Леда» — в Государственном музее Берлина. «Даная», приобретенная Рудольфом II, перешла к Кристине Шведской, которая привезла полотно в Рим.

После различных перипетий картина была приобретена в Париже в 1827 году князем Камилло Боргезе.

Созданный в тот же период, что и роспись куполов церкви Сан-Джованни-Эванджелиста и Пармского собора, цикл «Любовных похождений» использует те же технические приемы вовлечения зрителя в живописное пространство: фигуры появляются на переднем плане, а затем быстро скрываются по направлению внутрь.

В первом издании «Жизнеописаний» Вазари помещает Корреджо среди инициаторов «Третьего возраста», отмечая его как «первого, кто в Ломбардии начал делать вещи в новой манере».

Живопись Корреджо, эмоционально заряженная, живая и чувственная, выступает в качестве третьего пути между венецианским красочным хроматизмом и римским маньеризмом. Мягкая, расплывчатая атмосфера, изменчивые цвета, соблазнительные формы — это мотивы, берущие свое начало в теории чувств Леонардо.

Движения тела вызывают движения ума, поэтому красота показана не в статике, а в движении, не в равновесии и симметрии, а в нежности улыбки и очаровании светового блика на волосах.

В женщине, написанной Корреджо, сливаются духовность и природа. Лицо Данаи выражает ту нежную естественность, ту сладкую чувственность, ту грацию, за которые Вазари хвалит художника в первом издании «Жизнеописаний».

Даная и купидон приподнимают простыню, собирая в нее золотой дождь, в который превратился Юпитер, чтобы соединиться с царевной, запертой в башне за бронзовой дверью. От союза Данаи, дочери аргосского царя Акри-сия, и Юпитера родится Персей.

Читайте также:  «мадонна с младенцем», мазаччо — описание картины

На переднем плане два амура, земной и небесный, проверяют на пробном камне наконечник стрелы. Вместе с купидоном-подростком, два амурчика восходят к «Леде», где, бросив колчан у подножия дерева, они забавляются, трубя в рожки. 

 Франческа Кастрина Маркетти

Женский портрет, Корреджо (Антонио Аллегри)
Корреджо (Антонио Аллегри) — Noli me tangere (He прикасайся ко мне). Написано около 1522-1525 гг. Дерево, масло, перенесенное на холст 130×103 см Музей Прадо. Мадрид

Из журнала «Великие музеи мира» №1 «Прадо. Мадрид»:

Картина, упоминаемая Вазари в доме Эрколани в Болонье, всегда вызывала восхищение как один из ранних шедевров художника. Она была написана в те годы, когда Корреджо был занят строительством церкви Св. Иоанна Евангелиста в Парме.

На холсте (название по-латыни буквально значит «Не прикасайся ко мне») изображено первое чудесное явление воскресшего Христа Марии Магдалине, которая, приняв его вначале за садовника, в момент узнавания опускается на землю в сильном волнении.

Возможно, поездка в Рим открыла молодому Корреджо новые горизонты, прежде всего, благодаря урокам Леонардо и Рафаеля, о чем свидетельствует на картине погружение обоих персонажей в трепещущую атмосферу лесного пейзажа, а также примененная художником диагональная композиция.

Напряженная игра взглядов подчеркнута холодной хроматической гаммой желтых, синих и зеленых тонов, согретых светом зари, изменяющей цвет неба на голубой.

Неосязаемая легкость волос, перевитых вуалью, в свете первых отблесков зари. Мягкость складок рукава. Естественность и достоверность свойственны кисти Корреджо. Все это делает его картины близкими и понятными в оптическом восприятии.

Даниэла Тарабра

Корреджо (Антонио Аллегри) — La Virgen, el Niño y San Juan (Мадонна с младенцем и Святой Иоанн). Музей Прадо. Мадрид

Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2013/02/1489-1534_26.html

Корреджо (Антонио Аллегри), Изображений: 75

Художник Антонио Аллегри работал в эпоху высокого Возрождения. Родился в северной части Италии, в городке Корреджо, неподалёку от Пармы, отсюда и получил своё прозвище.

Биография

Антонио появился на свет в семье купцов со средним достатком, но это не помешало родителям дать сыну достойное на то время образование.

Отец определял его к разным учителям, которые обучали будущего художника философии, математике, литературе, языкам. Анатомию он освоил благодаря известному на то время медику – Джованни Ломбарди.

На протяжении всей жизни у них складывались тёплые отношения и позже портрет медика украсил Дрезденскую галерею.

Родители видели сына учёным, но тяга к живописи взяла верх. Его дядя был художником, известным в своих кругах, от него юноша и получил первое художественное образование. Затем отправился в Модену, в студию к Бианке Феррари.

В эти годы Корреджо написал несколько картин, в которых чётко просматривается влияние Леонардо да Винчи, хотя до сих пор не известно, где и при каких обстоятельствах он познакомился с его творчеством.

В родной город вернулся состоявшимся художником и вскоре получил крупный заказ в главном городе Эмилии – Парме. Настоятельница монастыря слыла своенравной с «необычным» характером, но именно она поручила Корреджо расписать несколько помещений.

Художник полностью угодил игуменье, исключив сцены религиозной тематики. В столовой Корреджо изобразил сюжет возвращения Дианы с охоты, а на потолке «вырастает» беседка, усеянная зеленью.

Краткий рассказ о знаменитых работах

Пребывание Корреджо в Парме выпало на 1518 год. В этот период в его работах заметна тенденция к иллюзионизму, это подтверждает фреска в монастыре Сан Пауло и роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста.

В это время он параллельно написал несколько мифологических картин с необычными сценами. Далее последовала самая серьёзная и значимая работа в соборе Пармы.

Этому поспособствовали разговоры, переодевающиеся из уст в уста о великом таланте молодого малоизвестного художника.

Он работал в кафедральном соборе на протяжении пяти лет, но после смерти в 1534 г. некоторые работы остались незавершёнными, их дописали его ученики.

За это время он также писал картины на религиозные и мифические тематики, в их числе «Ночь», «День», «Юпитер и Антиопа». Картины на религиозные тематики открывают перед зрителем изящество поз, движений, передают асимметрию, лёгкость красок.

Для улучшения восприятия творец использовал приём ночного освещения и сочные контрасты.

Начиная с 1520 года, в течение двух лет Корреджо пишет Вознесение Христа. В 1525 году он начал роспись фрески Вознесение Богоматери, именно она стала гордостью художника и примером для наследования его почитателей.

Его работы даже в стилистике непохожи друг на друга. В работах монастыря Сан-Паоло просматривается лёгкость, игривость, загадочность, в то время как работы в церкви Сан-Джованни наделены экспрессией и динамизмом.

Эволюция творческого развития Корраджо видна в период с 1524 по 1526 год: краски становятся насыщеннее, чувства – смелее, а ритм – интенсивнее. По мнению художников 17 века это и есть произведения искусства итальянского творца.

Знаменитое творение

Кульминацией его творческой деятельности стала роспись купола собора. В этой работе он завершил длительные поиски себя. Просматривается иное художественное решение, что обусловлено громадными размерами купола.

Места предостаточно, чтобы создать бесконечное пространство, объединённое не только цветовым решением, но и тематикой. В роли балюстрады с фигурами апостолов, смотрящими в поднебесную, выступает барабан.

На земле разворачивается другая сцена: ангелы поднимают Марию к небу, а им навстречу спускается Святой Михаил. Дева стала центром композиции, но фигуры апостолов тоже проработаны до мелочей. Ракурсы художник выбирал смелые насколько это возможно.

Всё это, вместе с безграничным талантом придавало его работам эгоцентризма и в конечном итоге повлияло на восприятие стиля барокко и работы других художников того времени.

Цели и приоритеты

В отличие от коллег, Антонио вёл тихую и спокойную жизнь, его целью ни были деньги и слава, а также покровительство влиятельных людей. За свою жизнь художник жил в Модене, Парме, Мантуе, а за 4 года до смерти переехал в родной город.

На формирование авторского стиля зрелого художника в большей степени влияло его мировоззрение, а не внешние факторы и окружение. Чтобы передать рельеф поверхностей, он использовал игру свето-теней, а пространственное движение – пастельными колоритами и эффектными контрастами.

Благодаря необычному умению передавать свои чувства в живописи, его работы получались такими реалистичными и получили признание не только в родном городе, но и за его пределами.

Наследие великого Корреджо

Художник прожил 44 года, но за этот небольшой отрезок времени оставил богатое наследие в виде бесценных картин. Он стал одним из передовых художников итальянского Возрождения.

Бусарева Инна

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/431377738/

КОРРЕДЖО

КОРРЕДЖО (настоящие имя и фамилия Ан­то­нио Ал­лег­ри) — итальянский живописец, представитель пармской школы.

Учил­ся у сво­его дя­ди Ло­рен­цо Ал­лег­ри (?-1527 годы) и мо­ден­ско­го художника Ф.Б. Фер­ра­ри.

В ран­ний пе­ри­од ис­пы­тал влия­ние пер­спек­тив­ных экс­пе­ри­мен­тов А. Ман­те­ньи. Воз­мож­но, уча­ст­во­вал в рос­пи­си над­гроб­ной ка­пел­лы Ман­те­ньи в церковь Сант-Ан­д­реа в Ман­туе (первая половина 1510-х годов, Епар­хи­аль­ный му­зей, Ман­туя).

О фор­ми­ро­ва­нии собственного сти­ля сви­де­тель­ст­ву­ют кар­ти­ны «Ми­сти­чес­кое об­ру­че­ние св. Ека­те­ри­ны со св. Се­ба­стья­ном» (1510-1515 годы, Национальная га­ле­рея искусства, Ва­шинг­тон) и «Ма­дон­на со св.

Фран­ци­ском» (около 1515 года, КГ, Дрез­ден), в ко­то­рых, по­ми­мо бли­зо­сти фор­мам Ман­те­ньи, чув­ст­ву­ет­ся зна­ние приё­мов сфу­ма­то, раз­ра­бо­тан­ных Ле­о­нар­до да Вин­чи. Из ран­них порт­ре­тов Корреджо из­вес­тен по­ко­лен­ный «Жен­ский порт­рет» (пред­по­ло­жи­тель­но Ве­ро­ни­ки Гам­ба­ра; около 1518 года, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург).

Около 1518-1519 годов Корреджо, ве­ро­ят­но, по­бы­вал в Ри­ме; зна­ком­ст­во с ра­бо­та­ми Ра­фа­эля и Ми­ке­ланд­же­ло при­да­ло мо­ну­мен­таль­ность его ма­не­ре.

Около 1519 года  Корреджо обос­но­вал­ся в Пар­ме, где сра­зу по­лу­чил за­каз на ис­пол­не­ние фре­сок в жен­ском монастыре Сан-Пао­ло (1519-1520 годы).

В ос­но­ве гу­ма­ни­стической про­грам­мы цик­ла, со­став­лен­ной на­стоя­тель­ни­цей Джо­ван­ной да Пья­чен­ца, ле­жат об­ра­зы ан­тич­ной ми­фо­ло­гии, свя­зан­ные (бла­го­да­ря слож­ной сис­те­ме ал­лю­зий) с хри­сти­ан­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми.

Корреджо пре­вра­тил не­боль­шую ком­на­ту в бе­сед­ку-пер­го­лу, в зе­ле­ни ко­то­рой рез­вят­ся пут­ти с охот­ничь­и­ми ат­ри­бу­та­ми. У ос­но­ва­ния зон­тич­но­го сво­да с 16 де­ле­ния­ми изо­бра­же­ны ал­ле­го­рические фи­гу­ры в тех­ни­ке гри­зай­ля, над ка­ми­ном — бо­ги­ня Диа­на. Тра­ди­ции пер­спек­тив­но­го ил­лю­зио­низ­ма А.

Ман­те­ньи до­ве­де­ны у Корреджо до со­вер­шен­ст­ва в рос­пи­сях ку­по­лов парм­ско­го со­бо­ра («Воз­не­се­ние Бо­го­ма­те­ри», 1526-1530 годы) и бе­не­дик­тин­ской церкви Сан-Джо­ван­ни-Эванд­же­ли­ста («Ви­де­ние Ио­ан­на Еван­ге­ли­ста», 1520-1523 годы), где ис­поль­зо­ван ком­по­зи­ци­он­ный при­ём «воз­душ­ной во­рон­ки» со све­тя­щим­ся цен­тром, ок­ружён­ным мно­го­численными фи­гу­ра­ми. В ди­намич­ном по­строе­нии и ак­тив­ной иг­ре све­то­те­ни рос­пи­сей пред­вос­хи­ще­ны чер­ты ба­рок­ко. Со­вре­мен­ни­ки на­сто­ро­жён­но вос­при­ня­ли рос­пись ку­по­ла со­бо­ра, по­лу­чив­шую, од­на­ко, вы­со­кую оцен­ку Ти­циа­на.

В ал­тар­ных об­раз­ах начала 1520-х годов («No­li me tangere», около 1525 год, Пра­до, Мад­рид) Корреджо бо­лее тра­ди­цио­нен и стре­мит­ся со­хра­нить гар­мо­нич­ный строй жи­во­пи­си Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния.

В бо­лее позд­них стан­ко­вых про­из­ве­де­ни­ях он всё ча­ще ув­ле­ка­ет­ся мань­е­ри­стическими приё­ма­ми, уси­ли­вая све­то­тень и ис­поль­зуя рез­кие ра­кур­сы фи­гур («Оп­ла­ки­ва­ние», 1524 год; «Ма­дон­на со св. Ие­ро­ни­мом», 1527-1528 годы; обе — Национальная га­ле­рея, Пар­ма).

К это­му пе­рио­ду от­но­сит­ся од­на из пер­вых «ноч­ных сцен» в итальянском искусстве — «Ро­ж­де­ст­во» (около 1530 года, КГ, Дрез­ден).

Для ми­фо­ло­гических кар­тин Корроджо ха­рак­тер­ны све­то­вые и пла­стические кон­тра­сты, внеш­нее изя­ще­ст­во форм («Ве­не­ра, са­тир и ку­пи­дон» около 1524-1525 годов, Лувр; «Обу­че­ние Ку­пи­до­на», 1525 год, Национальная га­ле­рея, Лон­дон), по­гру­же­ние в чув­ст­вен­ную сти­хию (ра­бо­ты из цик­ла «Лю­бовь Юпи­те­ра», вы­пол­нен­но­го около 1531-1532 годов для ман­ту­ан­ско­го гер­цо­га Ф. Гон­за­га: «Ле­да», Государственный му­зеи, Бер­лин; «Да­ная», Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим; «Юпи­тер и Ио» и «Зевс и Га­ни­мед», обе — Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на).

Твор­че­ст­во Корроджо от­но­сит­ся к эта­пу Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, од­на­ко де­мон­ст­ри­ру­ет по­сте­пен­ное на­рас­та­ние мань­е­ри­стических черт.

Вир­ту­оз­ность пер­спек­тив­ной жи­во­пи­си со­че­та­ет­ся у Корроджо с об­раз­ной эмо­цио­наль­но­стью, а диа­па­зон ху­дожественной ин­то­на­ций про­сти­ра­ет­ся от идил­лической ка­мер­но­сти до гран­ди­оз­ной про­стран­ст­вен­ной все­ох­ват­но­сти.

Ма­ло­из­ве­ст­ный при жиз­ни, Корроджо был по­чи­та­ем мас­те­ра­ми ба­рок­ко и ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ака­де­миз­ма бр. Кар­рач­чи.

Литература

  • Gronau G. Correggio. Stuttg.; Lpz., 1907
  • Venturi A. Mostra del Correggio. (Cat.). Par­ma, 1935
  • Popham A. E. Correggio’s drawings. L., 1957
  • Panofsky E. The iconography of Cor­reggio's Camera Di San Paolo. L., 1961

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/korriedzho_nastoiashchiie_imia_i_familiia_antonio_allieghri

Корреджо

?

skurlatov1 (skurlatov1) wrote, 2016-06-05 06:08:00 skurlatov1 skurlatov1 2016-06-05 06:08:00 Оригинал взят у westaluk в КорреджоОригинал взят у kolybanov в КорреджоАвтор — truskovalent. Это цитата этого сообщенияКорреджо

  • Корреджо

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения.Работал в Парме и Корреджо (от которого получил своё прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу.

Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 гг.) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко.

Читайте также:  Купание в аньере, жорж сёра, 1884

Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 гг., — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).

Произведения Корреджо на мифологические темы («Даная», около 1526, Галерея Боргезе, Рим; «Похищение Ганимеда», около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отмечены утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.

Портрет дамы (Корреджо)

Женский портрет. ок. 1518 (1517—19)Ritratto di gentildonnaХолст, масло. 103 × 87,5 см

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Дама, чьё имя нам неизвестно, изображена под сенью лавра, который, вероятней всего, символизирует её поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, обозначает вечную любовь и супружескую верность.Одежда дамы тоже символична: судя по всему, это траурный наряд, а коричневое платье и верёвочный пояс говорят о её причастности к ордену францисканцев.

При этом он скроен по последней моде, только что введённой Изабеллой д’Эсте.В руках женщины сосуд с надписью греч. ΝΗΠΕΝΘΕΣ — непенф, трава забвения из древнегреческой мифологии (по «Одиссее», Елена Прекрасная давала её Телемаху, искавшему отца, чтобы тот забыл о своей потере).

Возможно, это первая работа итальянского Ренессанса с древнегреческой надписью, поскольку этот язык тогда был известен мало и встречался в живописи ещё реже иврита. Раньше этого портрета его можно увидеть только в нидерландской картине «Тимофей» ван Эйка. Сама «Одиссея» была опубликована немногим ранее — в 1488 году во Флоренции.

Хотя тёмный наряд модели нельзя однозначно считать траурным, древнегреческая надпись без сомнения указывает на потерю любимого человека. По одной из версий, выдвинутой Дж. Финци, на портрете представлена Джиневра Рангоне (it:Ginevra Rangoni), супруга Джангалеаццо да Корреджо (Висконти), умершего в 1517 году. Известно, что она принадлежала к францисканцам.

Второй раз она вышла замуж в 1519 году, что даёт нижнюю планку создания портрета. По другому распространённому предположению — моделью послужила поэтесса Вероника Гамбара, владетельница города Корреджио и покровительница мастера, его уроженца. Гамбара известна своими стихами, в которых горестно оплакивала своего умершего в 1518 году супруга.

Современный исследователь Джузеппе Адани (Giuseppe Adani)[6] пишет: «Картина имеет исключительно большие размеры (по сравнению с традиционной итальянской живописью того периода, портативной или стационарной, даже изображающей модели в полный рост с оружием). И это, разумеется, предполагает, что она имела династические репрезентативные функции.

Видимо, она изображала верховного члена династии, чтобы быть расположенной в главном зале дворца. В этом контексте идентификация модели с Вероникой Гамбара, вдовой умершего в 1518 году Гилберто Х и регентшей государства Корреджо при маленьких детях — единственная реальная возможность».

Но стоит заметить, что портрет не обязательно изображает именно того, кто перенёс тяжёлую утрату, поскольку такой атрибут, как блюдо с надписью может находится и в руках модели, отождествляемой с Еленой Прекрасной, протягивающей гостям снадобье для смягчения душевной боли.

Таким образом, это и может быть задачей написания портрета — он мог быть предназначен в дар кому-либо, потерявшему близкого. Таким образом, пейзаж с зарёй на заднем плане может намекать на идею преодоления боли и возрождения. Вдали виднеется здание, которое, как доказывает Marcin Fabianski, может быть мавзолеем покойного супруга (первый Мавзолей построила вдова). Цветы, изображённые у подола платья, также символичны: это незабудка и вероника

Художник подписался латинизированной формой своего крестильного имени Anton(ius) Laet(us). (Аналогичную подпись художник употребляет, по некоторым указаниям, ещё лишь раз — в ныне утерянной «Madonna di Albinea»). Несмотря на это, картина ранее приписывалась Лоренцо Лотто, в том числе и во время пребывания в Эрмитаже, и лишь Роберто Лонги вернул ей авторство.

Видимо, работа относится к тому же периоду, что и Madonna della Scala и Camera della Badessa. Она не имеет аналогов в творчестве Корреджо, который практически не писал портретов. Однако характерными чертами манеры Корреджо является точность написания листвы, обрамляющей лицо модели, мягкость светотени на лице и в пейзаже.

Модель имеет сходство с Мадонной из его же «Отдыха на пути в Египет» (Уффици).

  1. КОРРЕДЖО — Портрет молодого человека.
  2. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
  3. Поклонение волхвов
  4. Апостолы Петр и Павел
  5. Мученичество Святых Плацида, Флавии, Евтихия и Викторини
  6. Мадонна делла Честа
  7. Мистическое обручение Св. Екатерины
  8. Воспитание Амура
  9. Мадонна делла скоделла
  10. Мадонна со Св. Франциском
  11. Св. Екатерина за чтением
  12. Святая Катерина Александрийская
  13. Отдых на пути в Египет со Св. Франциском
  14. Мистическое обручение Св. Екатерины
  15. Рождество (Святая Ночь)
  16. Мадонна, поклоняющаяся Младенцу
  17. Мадонна с Младенцем и музицирующими ангелами
  18. Даная
  19. Святое семейство
  20. Мадонна Кампори
  21. Noli me tangere (He тронь меня)
  22. Снятие с креста
  23. Мадонна дель Латте
  24. Мадонна со Св. Себастьяном
  25. Венера и Амур, обнаруженные Сатиром
  26. Рождество
  27. Леда с лебедем
  28. Аллегория добродетели
  29. Юдифь со служанкой Абра
  30. Се человек!
  31. Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://skurlatov1.livejournal.com/300713.html

Корреджо. Жизнь и творчество

Творчество и детали жизни Корреджо — последователя великого Леонардо.

Антонио Аллегри (Корреджо)

Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий.  Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари.

На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей. Стал основоположником пространственных построений барокко, создающих иллюзию бесконечности небесной выси.

Придавал большое значение свету и тональности, одним из первых начал разрабатывать эффект контраста света и тени. Отличительной особенностью манеры Аллегри является необыкновенная виртуозность в передаче светотени.

Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях.

Его имя Аллегри («веселый, радостный») содержит всю программу его самостоятельного творчества.

Вероятно, в Мантуе, куда он прибыл в 1511 году, Мантенья стал его первым вождем. Все, что было создано реалистом и ученым Мантеньей, оставалось для Корреджо заповедным царством. Зато единственная вещь Мантеньи, проникнутая радостным настроением,— играющие на потолке Камеры дельи Спози нагие амуры с крыльями бабочек нравились ему, потому что были так шаловливы, так подвижны и веселы.

Из Мантуи, познакомившись с произведениями Леонардо, художник отправился вслед за ним в Милан. Он впервые увидел мягкое сфумато, так эффектно усиливающее чувственный тон настроения картины.

Дева Мария, поклоняющаяся младенцу

По ранним произведениям живописца можно проследить, как влияние Мантеньи сменяется влиянием Леонардо да Винчи и как постепенно формируется самостоятельный Аллегри. Мария в Уффици еще носит на голове платок матроны.

Зато воздушный ореол облаков и хорошенький Младенец Христос уже предвещают настоящего Корреджо.

Также он научился у Леонардо правилам пирамидального построения композиции, отличаясь в рамках этой схемы интересной самобытностью.

Известные работы

Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, около 1523. Холст, масло, 130*103 см. Прадо, Мадрид.

Художник достоверно передает чувства Марии Магдалины, первой из смертных, которой суждено было увидеть воскресшего Христа.

На его слова: «Не прикасайся ко мне» она отвечает внутренним трепетом и страхом, что отражено в ее жестах и позе. Христос указывает левой рукой на небо, предрекая свое грядущее Вознесение.

Поклонение мадонны младенцу, около 1524. Холст, масло, 81*67 см. Уффици, Флоренции. Композиция этой картины схожа с композицией написанного в 1530 Рождества (находится в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене). Младенец Христос излучает сияние и озаряет интерьер, написанный мягкими тонами. Созданный мастером образ девы Марии покоряет своей одухотворенностью.

Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 105*102 см. Лувр, Париж. Св. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении.

На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Как и в других произведениях художника, асимметрия оживляет композицию, строгая иерархия которой намеренно нарушена.

Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей.

Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Дерево, масло, 205*141 см. Национальная галерея, Парма.

Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей.

Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Мягкий и спокойный колорит его произведений нашел продолжение в живописи барокко.

Вознесение Богородицы. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Его композиция весьма неординарна. На балюстраде, окружающей купольную фреску, изображены фигуры апостолов, в центре — Дева Мария.

Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света.

Возникает ощущение полной невесомости и бесконечности, исключительной пространственной глубины.

Серия картин

Семья Гонзага заказала мастеру пользующиеся мировой известностью картины, изображающие приключения влюбленного Юпитера. Не без основания было указано, что подобные темы вошли в моду только в эпоху барокко. Только этих четырех картин было бы достаточно, чтобы обеспечить художнику бессмертие.

При помощи светотени Аллегри лишил происходящее всего земнородного, всего грубо материального. Вы точно смотрите в сказочную страну, где движутся окутанные сумерками, загадочно улыбающиеся и все же бестелесные существа.

Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме.

Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия; орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности.

С какой рафинированностью заставляет художник мерцать сквозь облако руку и губы бога, с какой изысканностью волнующаяся светотень создает впечатление, будто тело Ио делает сладострастные движения.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/korredzho-zhizn-i-tvorchestvo.html

Ссылка на основную публикацию