Одной из особенностей творчества Мане является полная свобода при определении жанра – рафинированные и строгие правила академической школы казались ему скучными. Именно поэтому мы можем найти много работ кисти мастера, которые сложно причислить к какому-либо одному определённому жанру. Такой картиной является и «Завтрак в мастерской».
Главный герой картины – Леон Коэлл Леенхофф, тайный сын художника. Рожденный вне брака учительницей музыки Сюзанной, которая давала уроки родному брату Мане, сын так никогда не был признан художником, хотя спустя некоторое время живописец узаконил отношения с его матерью.
Разглядывая эту работу, можно увидеть здесь и элементы портрета, и семейную бытовую сцену, и натюрморт. Благодаря смелому подходу к форме – художник обрезал края картины, мы можем сравнить полотно с мгновенным фотоснимком. Вот пройдёт ещё один миг, и все персонажи, застывшие на секунду, продолжат заниматься своими делами.
Молодой юноша расположен на переднем плане в центре картины. Он задумчиво смотрит вдаль, стоя спиной к столу и родителям. Лицо его высветлено, губы сжаты, а взгляд задумчив.
Колорит полотна сочетает в себе коричневые, зелёные, серые, чёрные и белые тона. Кульминационным цветом в композиции является жёлтый — он и как бы организует, связует всё пространство картины.
Несмотря на некую опаску, картина была принята Салоном к выставке, но многие зрители вызывались о ней очень неоднозначно – смешение жанров и сочетание элементов вызывала критику в адрес картины. Однако большинство склонялось к мнению, что работа очень гармонична и каждая деталь находится на своих местах.
1868 г. Масло, холст. 118 х 153.9 см. Новая пинакотека, Мюнхен, Германия
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_mane17.htm
Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто
В создании «Воображаемого музея» в ГМИИ принимал участие Институт искусств Курто (в составе Лондонского университета). Это одно из значительных художественных учреждений Англии.
С 1947 года Институт носит имя текстильного фабриканта и коллекционера искусства Сэмюэла Курто (1876-1947), передавшего в Институт собрание картин художников итальянского Возрождения и французских импрессионистов.
Своих первых студентов Институт принял осенью 1932 года. В начале 1930-х к нему были присоединены Институт Варбурга, переведенный в Англию из Германии после прихода к власти нацистов, и уникальная библиотека Варбурга из Гамбурга.
Тогда же поступила коллекция искусства ХХ столетия известного британского критика Роджера Фрая.
С 1989 года Институт Курто располагается на берегу Темзы в выдающемся памятнике архитектуры XVI века Сомерсет-хаусе, где ранее размещалась Королевская Академия искусств.
Ныне в открытой для публики галерее Института можно увидеть картины выдающихся итальянских живописцев Лоренцо Монако, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, шедевр нидерландского художника Квентина Массейса, пейзаж Питера Брейгеля Старшего, полотна Джанбаттиста Тьеполо и Петера Паула Рубенса. На третьем этаже здания выставлены полотна импрессионистов.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863
Эдуард Мане — Завтрак на траве
Так вот, в «Воображаемый музей» поступила работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить.
Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом. На выставке в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина (ГМИИ) было представлено произведение художника «Завтрак на траве» (ок.1863).
Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя.
Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров.
От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.
Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862
Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами.
Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем.
Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.
Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882
Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра.
Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса».
Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.
Эдуард Мане. Портрет Евы Гонзалес. 1878
Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин.
Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.
Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883
Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы.
Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию.
На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».
Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880
Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.
Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881
Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.
Эдуард Мане. Собака. 1876
Все картины кликабельны.
Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/voobragaemi-muzey/voobrazhaemyiy-muzey-eduard-mane-zavtrak-na-trave-galereya-iskusstv-kurto
Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l'herbe»).
Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.
1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар
Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.
Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.
После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления.
Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра.
Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.
Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи.
В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.
Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.
За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.
«Завтрак на траве» вне канонов
Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, — мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно.
Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает.
Но зрителей не просто смущает, а возмущает.
Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими.
Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.
1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».
Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.
Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.
Эдуард Мане. Портрет Викторины Мёран, 1862
Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных — выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.
Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы.
Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.
Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-955231-kakova-istoriya-sozdaniya-kartiny-eduarda-mane-zavtrak-na-trave
Знаменитые “завтраки” в живописи. импрессионизм
Наверное, самым знаменитым завтраком в истории живописи является скандальный “Завтрак на траве” французского импрессиониста Эдуарда Мане, написанный в 1863 году.
Первоначально эта картина предназначалась для Парижского салона – ежегодной художественной выставки, но была отвергнута жюри за аморальность и непристойность.
“Завтрак на траве” вместе с другими недопущеными к экспозиции картинами был все-таки выставлен в так называемом Салоне отверженных.
Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа.
В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”.
Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.
В 1868 году Эдуард Мане пишет “Завтрак в мастерской”, который стал поворотной точкой в его творчестве. Жанр этой картины трудно определить – она сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену. Также недоумение критики и публики вызвали несочетаемые предметы, представленные на картине: шлем, кот, меч, лимон…
На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.
Мане удалось мастерски объединить разнородные предметы и создать гармоничную композицию независимых друг от друга элементов. Женщина с кофе и рама на стене напоминают Вермеера, вариации серого отсылают к Веласкесу, а нож на столе является эхом натюрмортов Шардена”.(Марк Дюпети, “Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество ”
Клод Моне “Завтрак на траве”(1866)
В 1865 году Клод Моне, которого позднее назовут основателем импрессионизма, написал большую картину на пленэре в Шайи и назвал ее “Завтрак на траве” – реверанс в честь знаменитой работы Эдуарда Мане. Уезжая в Париж, художник оставил готовое полотно в качестве залога хозяину гостиницы “Золотой лев”, в которой жил. Картина хранилась в сыром подвале и значительно пострадала. Моне разрезал ее на части и выбросил фрагменты, покрытые плесенью. Сейчас сохранившиеся части картины можно увидеть в музей д’Орсе в Париже.
Спустя год художник вновь возвращается к этой теме и создает уменьшенный вариант композиции. Эта картина написана более мягко, в ней отсутствуют резкие контрасты, присущие сохранившимся фрагментам “Завтрака на траве”.
На картине изображена компания из 12 человек, но для их написания художник использовал только две модели. Для женских фигур позировала возлюбленная художника и его будущая жена Камилла Донсье, а для мужских — друг Клода Моне художник Фредерик Базиль, который погибнет четыре года спустя в бою во время франко-прусской войны в возрасте 29 лет.
Источник: http://www.art-eda.info/znamenitye-zavtraki-v-zhivopisi-impressionizm.html
Клод Моне — Завтрак на траве
«Завтрак на траве» — картина скандально известного французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 29-м зале музея Орсе в Париже.
Сочинение по картине «Завтрак на траве»
Вариант 1
Картина «Завтрак на траве» была начата Клодом Моне в 1865 году под впечатлением скандального полотна Эдуарда Мане, который тот репрезентовал в Салоне.
Общего у этих картин очень мало – разве что лесной пейзаж и название. Моне не стал рисовать обнажённую натуру и эпатировать публику. Отличается работа стилистикой и композицией, а также техникой написания.
Прежде чем приступить к созданию картины Моне проделал большую подготовительную работу. Для фона живописец выбрал лес Фонтенбло, а героев картин Моне писал с жены Камиллы и друга Фредерика Базиля, ещё одного основателя импрессионизма.
Для Моне люди и живописный пейзаж – равнозначные, равноценные составляющие будущей картины, поэтому он делает наброски по отдельности: выезжает на пленер для написания леса, и рисует будущих героев в своей мастерской.
Затем вместе с Камиллой и Фредериком художник выезжает на «натуру», для того чтобы создать ряд этюдов.
И только когда всё было готово, Моне уединяется в мастерской, где компонует фигуры людей, перенося их с набросков и этюдов в восхитительный богатый антураж Фонтенбло.
Главной ценностью картины является не создание гармоничной композиции или же оригинальный сюжет – солнечный свет, проникающий сквозь зелёное кружево листвы, в первую очередь, восхищает и завораживает.
Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной. В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё.
Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
После шести лет забвения Моне выкупает свою работу и заканчивает её, восстановив утерянные фрагменты и переписав иные заново.
Вариант 2
Моне один из главных приверженцев импрессионизма. Своими картинами заложил основы современного изобразительного искусства и революционизировал дальнейшую европейскую живопись.
«Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. На этой картине была изображена голая женщина в окружении одетых мужчин — неслыханная дерзость для тех времен.
В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Полотно задумывается огромным – 6×4,6 м.
Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж.
Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. По сердцу, вырезанному на коре одного из них, можно судить, в каком романтическом настроении Моне создавал сей шедевр.
Картина построена по принципам светотени. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Моне отчаянно искал свет и буквально заполнил им всю свою картину, солнечные лучи мягко ложатся на различные фрагменты картины — ткань на платьях дам, участки травы или человеческой кожи.
К сожалению, полотно так и не было окончено художником и в 1878 г. Моне оставляет его в залог уплаты за жилье хозяину гостиницы.
Много лет спустя художник пытается доработать позабытый шедевр, но некоторые его участки сильно повреждены влагой, поэтому Моне просто-напросто отрезает ненужное и от фундаментального замысла остаются лишь фрагменты, которые сегодня хранятся в Лувре, а набросок картины в натуральную величину – в ГММИ им. Пушкина в Москве. Только благодаря этим сохранившимся крупицам, потомки французского импрессиониста могут и сегодня восхищаться его богоданным талантом.
Вариант 3
«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина.
В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать.
И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.
Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.
Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.
Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.
Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».
Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета.
Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой.
А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».
Описание картины «Завтрак на траве»
Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества.
Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке.
Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».
Особенно возмутил публику тот факт, что на лесной поляне собрались прилично одетые, обутые, при галстуках и с тросточками мужчины, рядом с которыми светятся обнаженные женские тела.
Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено.
Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Вот и весь завтрак.
Двое достаточно молодых мужчин свободно раскинувшись на траве, о чем-то оживленно беседуют. Тот, что справа, жестикулируя, рассказывает нечто интересное, веселое, потому что собеседник мило улыбается.
Смущенная улыбка светится и на лице сидящей рядом с ним женщины. Под ней скомканная светло-синяя ткань, сама женщина в свободной легкой позе сидит, абсолютно голая, не слишком юная, чуть полновата.
У пары, сидящей рядом, одного цвета волосы, они ровесники, возможно, супруги. Вторая женщина в легкой, свободной, белой сорочке виднеется чуть дальше, но ей слышен разговор, по ней видно, что она прислушивается и тоже улыбается. Картина полна светлого покоя, теплой неги. Золя назвал полотно прочной плотью, смоделированной потоками света просто, правдиво и прозорливо.
Анализ картины «Завтрак на траве»
Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.
Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи.
Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа.
Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане.
Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции.
Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.
- Фигуры центрального плана
Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.
Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.
Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность.
Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.
Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.
Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя.
Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран — натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации.
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.
Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане.
Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас.
Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.
Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.
Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.
Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.
Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров.
Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла.
Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.
Бунт художника
Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени.
Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.
) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.
Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью.
И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье.
И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.
Источник: https://litfest.ru/pokartine/zavtrak-na-trave.html
Завтраки Эдуарда Мане. И обеды. И ужины..
Завтрак на траве. 1863. Холст, масло. 214х270 см. Музей Д'Орсэ. Париж.
Эта картина открыла новую эру в живописи. Ее новизна настолько потрясающа, что полотно Мане почти тотчас же становится символом «Салона отвергнутых», олицетворением всего самого дерзкого, самого раздражающего. В ней есть «блеск, вдохновение, пьянящая сочность, неожиданность». ( А.Перрюшо «Эдуард Мане.)
Вторая половина ХIХ века…
Париж — столица мира! Три всемирные выставки — 1855, 1867 и 1878 гг., расцвет науки, искусства и… кулинарного мастерства.
Ресторанное дело в Париже достигает невиданных высот, и Париж превращается в рай для гурманов. Ежедневно лучшие продукты из провинции и из-за границы доставляются на новый огромный рынок Лез Аль, а кулинарные изыски становятся делом чести и в ресторанах, и в частных домах. Искусство приготовления изысканной пищи превращается в национальное достояние.
Эдуар Мане, знаменитый художник-новатор и, в то же время, парижский буржуа и бонвиван, и сам был гурманом, и любил изображать знатоков еды на своих полотнах. Кроме того, он искусно писал натюрморты, где каждый деликатес, казалось, так и источал аромат.
- «Натюрморт с арбузом и персиками».
- Какой великолепный десерт можно приготовить из персиков!
- До наших дней с тех времен дошел такой рецепт:
8 персиков ошпарить и охладить. Разрезать пополам и удалить косточки. Затем нарезать фрукты тонкими дольками. Поставить в холодильник
.Смешать 0,5 стакана воды и 50 г сахарной пудры, довести до кипения, добавить немного ванили и снять с огня.
В отдельной кастрюле довести до кипения 2 стакана сладкого белого вина с соком одного лимона. Охладить и смешать с сахарным сиропом.
- Нарезанные персики выложить на блюдо, залить полученной смесью и снова поставить в холодильник.
- Подавать в креманках, положив сверху шарик фруктового мороженого.
- Один из любимых сюжетов полотен Мане — сценки в кафе.
- В те времена кафе представляли собой своеобразные клубы, каждый из которых имел завсегдатаев.
- На улице Батиньоль, в доме №11, рядом с лавкой, где Мане покупает холсты и краски, открывается кафе «Гербуа», и Мане иногда завтракает здесь взбитыми яйцами, бифштексом с кресс-салатом и фруктами, заканчивая трапезу фирменным «напитком славы» — половиной чашки кофе пополам с алкоголем.
Мало-помалу кафе «Гербуа» становится местом встреч художников. Они собираются тут почти ежедневно, а по четвергам обязательно.
Так получилось, что вокруг Мане, которому самой судьбой было предначертано стать лидером, собирались его почитатели и друзья, среди которых были Золя, Доре, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Писсарро… Разные по характеру и концепциям, которых придерживались в искусстве, они составляли группу «Батиньоль», объединяемую общим неприятием официального искусства и желанием сказать в нем новое слово.
По четвергам в кафе происходили регулярные собрания. Но не обходилось ни вечера без оживленных дискуссий. Неудивительно, что именно это место изобразил Мане на своей картине «За кружкой пива». Написанная в 1873 году, эта вещь принесла автору невиданный успех. Репродукции продавались во всех лавках.
Одна из пивных, расположенных в Латинском квартале, использовала изображение для вывески, а некий коммерсант с улицы Вивьенн, выкупив у художника палитру, на которой по его просьбе было сделано изображение кружки пива, выставил ее у себя в витрине
«У папаши Латюиля». 1879 г. Музей, Турин
Одно время Мане ежедневно наведывался в кабаре «У папаши Латюиля» на авеню Клиши, где хозяин потчевал посетителей своим фирменным блюдом — соте из цыпленка. (Вкус этого блюда сразу оценили гурманы, и до сих пор оно входит в меню многих именитых парижских ресторанов). Не менее хороши были жареная корюшка и паштет из гусиной печенки — фуа-гра.
В память о тех посещениях была написана картина «У папаши Латюиля» (1879). Сын Латюиля тоже позировал Мане, а большую часть гонорара за картину художник проел, заказывая любимые блюда.
Соте из цыпленка папаши Латюиля Ингредиенты: 1 цыпленок весом 1,6 кг 24 молодые картофелины 8 донышек артишоков 3 белые луковицы 2 зубчика чеснока 1 стакан куриного бульона 0,5 стакана белого сухого вина букет гарни (корень петрушки, веточка чабреца, лавровый лист, веточка сельдерея) пучок зелени петрушки мука оливковое масло паприка соль, перец Способ приготовления:
Цыпленка разрезать на 8 порционных кусков; обжарить их на оливковом масле. Обжарить на сковороде 1 порезанную луковицу и чеснок, добавить белое вино, бульон, букет гарни; посолить, поперчить и варить на слабом огне 15 минут; в конце варки букет гарни вынуть.
Картофель очистить, нарезать дольками размером с крупный зубчик чеснока и положить в кастрюлю с небольшим количеством оливкового масла. Донышки артишоков разрезать на четвертинки, добавить к картофелю и обжарить все на неболь-шом огне в течение 5-8 мин.
Овощи добавить к цыпленку и варить еще несколько минут на том же огне. Оставшиеся луковицы очистить и порезать кольцами. Кольца лука обвалять в муке и обжарить во фритюре, приблизительно 1 мин, до придания золотистого цвета.
В середину круглого блюда, предварительно подогретого, уложить куски цыпленка в форме пирамидки; вокруг красиво разложить артишоки, картофель и обжаренный лук. Залить блюдо соусом и посыпать мелко нарубленной зеленью петрушки.
Жареная корюшка
Подготовить рыбное филе, удалив хребет с костями. Вымыть, обсушить и обмакнуть в заранее приготовленный кляр из яиц, муки, соли, перца, давленых зубчиков чеснока и сухой зелени укропа, а затем обвалять в панировочных сухарях. Обжарить на маленьком огне. Подавать с картофельным пюре
К излюбленной теме кафе и пивных художник возвращался не раз. Его кисти принадлежат такие полотна, как «Официантка», «За столиком в варьете», «Две девушки, пьющие пиво» и т. п.
А за год до смерти, в 1883 году, Мане выставил одно из самых совершенных своих произведений — «Бар в Фоли-Бержер»
Говоря о Мане, невозможно не упомянуть его удивительные «завтраки». Прежде всего это «Завтрак на траве».
Это полотно Мане вызвало у большинства зрителей настоящий шок, а у знатоков живописи — поток гневной критики. Наполеон III, способствовавший появлению этого полотна в «Салоне отверженных», издал распоряжение, чтобы впредь другого «подобного безобразия» не повторилось.
Такая реакция оскорбила Мане до глубины души. Ведь он, создавая эту картину, вовсе не собирался никого эпатировать. Кроме того, художником была использована композиция «Суда Париса» Рафаэля, только герои древнего мифа превратились в современников.
Второй «Завтрак» относится к более позднему периоду. И история его создания связана с семейной жизнью автора. К тому времени Мане наконец женился — на своей давней подруге Сюзанне Ленхоф, от которой у него был сын Леон Эдуар.
После оформления отношений художник стал снимать на летнее время жилье в сельской или курортной местности. В 1868 году семья обосновалась в Булони, где и был написан «Завтрак в мастерской». На картине изображен Леон, опирающийся на стол, на котором живописно расположены бокал, чашки и сахарница, устрицы и лимон. |
Художник очень любил писать натюрморты и в этом жанре достиг необыкновенного совершенства. Это увлечение появилось у Мане в 1872 году, после посещения Нидерландов, где он восторгался работами голландских художников, умевших, по его словам, извлекать прелесть из «тихой жизни».
Особое внимание Мане уделял натюрмортам в конце жизни, когда, будучи болен, не мог работать над большими полотнами. Мастер мог создать удивительную композицию буквально из всего — от гастрономических деликатесов («Угорь и кефаль») до обычных лимонов.
Он одинаково любовно выписывал на полотне и дары моря — устриц и креветок, лососей и краснобородок, и фрукты — груши, яблоки, виноград, инжир, персики, сливы, миндаль и красную смородину.
Рассказывают, что один журналист, получив от Мане заказанный натюрморт «Пучок спаржи», пришел в такое восхищение, что послал художнику тысячу франков вместо восьмисот, указанных в договоре. А через некоторое время ему принесли еще один натюрморт, где была одна веточка с припиской: «Эта веточка отвалилась от вашего пучка».
Может возникнуть вопрос: почему Мане уделял в своих произведениях такое значение еде? Вероятно, потому, что сам любил вкусно поесть. Это было заложено в детстве, которое прошло в богатой семье. Отец, Огюст Мане, чиновник министерства юстиции, и мать, Эжени Дезире Фурнье, дочь дипломата и крестница маршала Бернадота, знали толк в хорошей жизни.
Поэтому неудивительно, что, женившись, Мане стал вести хозяйство на широкую ногу. Только вместо буржуа у него собирались люди творческие,страстно любящие музыку и искусство. Принимать гостей помогала госпожа Мане — мать художника, она возобновила традиционные приемы, на которые дважды в неделю приглашались ближайшие друзья семьи и приятели сына.
Первые — по вторникам на более скромные обеды, вторые — по четвергам на более пышные.
«Бар в Фоли-Бержер». 1882 г. Холст, масло. 97х130 см.Галерея института Варбурга и Курто, Лондон |
Чего только не подавалось на стол во время этих приемов! Экзотические закуски, замечательные супы, необыкновенно вкусные горячие блюда и сложные десерты, в которые непременно включали вошедшие в моду бриоши с густым компотом и фруктовым мармеладом.
Мане много раз рисовал бриошь. Столетие спустя бриошь не утратила своей привлекательности.
Ее готовят как в домах буржуа, так и в простых семьях; только теперь богачи украшают ее живой, а бедняки – бумажной розой.
Еще одно модное угощение эпохи Мане запечатлел в картине «Фрукты и дыня на буфете»: дыню очищали от семечек, наполняли земляникой, закрывали и выдерживали сутки на холоде перед подачей на стол.
У нас, к сожалению, нет возможности побывать в гостеприимном доме Мане или кафе того времени. Однако при желании можно составить себе представление о том, что ел знаменитый художник, приготовив некоторые блюда по дошедшим до нас рецептам. :
ФРИКАСЕ ИЗ ЦЫПЛЕНКА
Цыпленка разрезать на порционные куски, залить водой. Когда вода закипит, положить в кастрюлю пучок петрушки, морковь и лук, нарезанные кусочками. Проварить около получаса.
Цыпленка вынуть и обжарить в кипящем масле до образования румяной корочки. Бульон (примерно 1 литр) процедить, посолить, поперчить и добавить 1 стакан виноградного сока. Положить в бульон цыпленка и, доведя до кипения, варить на слабом огне 20 минут. Вынуть, сохранить в горячем виде и, выложив на подогретое блюдо, полить соусом.
Для приготовления соуса два желтка растереть с солью и перцем. Помешивая, ввести в них 2/3 бульона, сок лимона и 50 г грибов, нарезанных и обжаренных на растительном масле.
МЯСО В ЖЕЛЕ
750 г мякоти говядины и 750 г куриного филе нарезать небольшими ломтиками. Слегка отбить. На дно формы положить несколько лавровых листиков, затем мясо, чередуя говядину и курицу. Каждый слой слегка посолить, поперчить и посыпать желатином (1 пакетик). Сверху снова положить лавровые листики.
Форму накрыть фольгой и тушить в духовке 2 часа при 200 градусах. Когда мясо будет готово, достать из духовки, поверх фольги положить груз и дать остыть. Затем груз убрать, а форму с содержимым поставить в холодильник до застывания желе.
Перед подачей на стол форму с мясом опустить на 0,5 минуты в горячую воду, затем выложить на блюдо, перевернув вверх дном, и посыпать зеленью.
ФРАНЦУЗСКИЙ БИФШТЕКС
Взять говяжью вырезку. Срезать весь жир, а мясо нарезать кусками примерно по 125 г, толщиной 1,5 см, натереть солью, перцем и быстро обжарить на растительном масле с обеих сторон. Затем на малом огне довести до желаемой степени готовности и выложить на тарелку.
В сковороду, в которой жарилось мясо, влить две чайные ложки десертного белого вина, 125 г коньяка, немного крепкого мясного бульона. Посолить, поперчить, на сильном огне довести до кипения. Полученным соком полить мясо. Вместо этого соуса можно предложить соус «Метрдотель». Для этого сливочное масло нужно растереть с солью, перцем, рубленой зеленью петрушки и лимонным соком.
ЦВЕТУЩАЯ БРИОШЬ
Смешать 250 г муки с 35 г сахарной пудры и солью. Развести 12 г сухих дрожжей в 1 ст. л. теплого молока, добавить к муке 125 г размягченного сливочного масла. Тщательно вымесить тесто, затем добавить по очереди 3 яйца и вновь вымесить.
Дать тесту подойти до увеличения объема вдвое. Выложить тесто в смазанную маслом форму, отделив небольшой кусок. Смазать поверхность взбитым яйцом. В центре сделать небольшое углубление и уложить сверху шарик, скатанный из отложенного теста.
Выпекать в предварительно нагретой духовке при 230 градусах. Охладить и подавать с фруктовым компотом и мармеладом. Перед подачей украсить верх бриоши раскрывшейся белой розой. Вместо одной большой бриоши можно сделать несколько маленьких, поместив тесто в соответствующие формочки. Сверху можно сделать надрезы.
Светлана Лазарева
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://inga-luba.livejournal.com/791758.html