Загадка вильгельма телля, сальвадор дали, 1933

Сальвадо́р Дали́ (11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма.Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе в семье зажиточного нотариуса.

Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать напротив – символом добра.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка старанием пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Одев на себя маскарадный костюм короля он получал огромное удовольствие от своего вида . Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины. В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса .Можно сказать,что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию. Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком.

В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника.

Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921) Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.

Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть.

Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения.

Источник: https://ucrazy.ru/foto/1242028110-salvadordalisalvadorfelipejacintodal237.html

Dali-Art.ru

Сальвадор Дали — картины 1930-1934

В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка.

Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности.

Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

1 .. 2 .. 3

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933
Шоколад 1930 Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 Параноидальная женщина-лошадь. Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 Фантасмагория1930
Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933 Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933
Портрет Эмилио Терри 1930 Преждевременно окостеневшая железнодорожная станция1930 Средний бюрократ 1930 Кровотечение розы 1930 Шрифт1930
Великий мастурбатор 1930 Рука 1930 Вильгельм Телль1930 Доска Безумных ассоциаций. Фейерверк1931 Комбинированные Фантазмы Дали; Муравьи, Ключи, Гвозди1931
Градива Находит Антропоморфные Руины1931 Одиночество1931 Элеонора Риз Морзе1931 На морском берегу 1931 Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле. 1931
Трансформации растений 1931 Портрет Гала 1931 Раскаяние или сфинкс, встроенный в песок1931 Сюрреалистическая Обувь1931 Оттенки убывающей ночи1931
Симбиоз головы и раковины1931 Мечта 1931 Старость Вильгельма Телля1931 Постоянство памяти 1931 Ощущение скорости 1931
Они были там 1931 Вильгельм Телль и Градива1931 Женщина спит в пейзаже 1931 Агностик Символ 1932 Ангел 1932
Антропоморфный Хлеб 1932 Антропоморфный Хлеб 1932 Автоматическое начало портрета Галы 1932 Публикация к сценарию фильма 1932 Дневные Фантазии 1932
Неплоские яйца на плоской тарелке1932 Жареные яйца на тарелке без тарелки 1932 Галатея со сферами 1932 Свечение Лапорта 1932 Память женщины ребенка 1932
Воспоминания Ребенка-Женщины 1932 Ностальгия Каннибала1932 Параноические превращения лица Галы1932 Сюрреалистическая архитектура 1932 Сюрреалистический очерк 1932
Сюрреалистический объект, датчик мгновенной живописи памяти1932 Рождение Жидких Желаний1932 Рождение Жидких Страхов 1932 Невидимая Арфа 1932 Невидимый человек1932
Рыцарь у башни 1932 Знакомство иллюзии и арестованного момента1932 Истинная картина Острова мертвых Арнольда Беклина. Час Ангела1932 Завуалированное Сердце1932 Женская фигура и Каталонский Хлеб 1932
Двойственное изображение1933 Гала и Ангел Милле, перед скорым прибытием конического анаморфоза 1933 Геологическая эволюция 1933 Я сам в возрасте десяти лет, когда я был Кузнечиком 1933 Некрофильный источник, забивший из рояля на коде1933
Рыцарь смерти 1937 Пылающий жираф 1937 Обычный французский Батон с яичницей 1932 Сингулярности 1936 Приближение мечты 1931
Спектр и Фантом 1931 Портрет Галы 1933 Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече 1933 Ретроспективный бюст женщины 1933 Сахарный сфинкс 1933
Архитектонический Ангел Милле 1933 Загадка Вильгельма Телля1933 Невидимый человек 1933 Призрачная повозка 1933 Призрачная повозка 1933
Феномен экстаза 1933 Треугольный час 1933 Смерть вне головы. Поль Элюар 1933 Аллегория американского Рождества1934 Появление кузины Каролинеты на пляже в Росас. Текучее предчувствие1934
Атавизм в сумерках 1934 Атавистические пережитки. После дождя 1934 Атмосферный череп содомизирующего рояля 1934 Постоянство хорошей погоды. Мучительный парикмахер 1934 Кардинал, Кардинал 1934
Мечты на пляже 1934 Затмение и овощи осмоса 1934 Загадочные элементы в пейзаже 1934 Фигура и драпировка на фоне пейзажа1934 Фигура с выдвижными ящиками 1934
Офорт к «Песням Мальдорора» к поэма Изидора Дюкаса, известного под именем графа Лотреамона1934 Яванский Манекен 1934 Пейзаж с загадочными деталями 1934 Мазохистской инструмент 1934 Медитация на арфе 1934

1 .. 2 .. 3

Источник: http://dali-art.ru/1930.html

7 "русских связей" Сальвадора Дали

Сальвадор Дали никогда не был в России, зато Россия была рядом с ним: настойчиво, скандально, провокационно.

Загадка Вильгельма Телля, Сальвадор Дали, 1933

«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда. Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я».

Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки…

» Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными».

Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.

В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, — подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?» В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов». Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее – ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился.

В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли».

«И где теперь его мумия?» — Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее.

Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.

Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять.

Читайте также:  6 фестиваль джаза в казанском изобразительном музее » музеи мира и картины известных художников

Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке. В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо».

Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия.

И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».

Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата – Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре — расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом.

В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя.

На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть. В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей.

Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов. Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов.

Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» — работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.

Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо».

Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали».

Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.

О выдающемся русском коллеге Василии Кандинском Дали напишет буквально следующее: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника.

Кандинский мог бы прекрасно мастерить из перегородчатой эмали дивные набалдашники для тростей — вроде того, что ношу я с тех пор, как получил его на Рождество в подарок от Галы». Почему так нелестно отзовется Дали о Кандинском – неизвестно.

Может быть в отместку: русский художник «отдаст предпочтение» другому каталонцу – сюрреалисту Хоану Миро. А может, позавидует чуть большей свободе, которой обладал Кандинский, свободе от болезненных привязанностей и Золотого Тельца.

Фото — AP

Источник: https://russian7.ru/post/7-russkix-svyazej-salvadora-dali-2/

Описание картины Загадка Вильгельма Телля – Сальвадор Дали

В 1933 Дали написал картину, ставшую причиной его разрыва с сюрреалистами, – “Загадка Вильгельма Телля” . Телль в художественном мире Дали символизирует его отца, лишившего сына наследства. Однако на полотне ясно видно, что ребенка в руках держит Ленин!

Художник и раньше писал Владимира Ильича, но здесь его появление кажется совсем уж непонятным. На самом деле все просто. Сюрреалисты были сторонниками коммунистических идей и Владимира Ильича, соответственно, очень уважали.

Дали просто хотел вызвать их ярость. А вот костыли, подпирающие весьма двусмысленно изображенную ягодицу вождя мирового пролетариата и козырек его кепки, – гораздо более сложный символ. Обычно он означает смерть и вознесение.

“Загадка Вильгельма Телля”, как и ожидалось, привела сюрреалистов в ярость. Это было последней каплей в чаше терпения: Дали и так крайне раздражал их своим увлечением Гитлером.

Выставленную в Салоне Независимых в 1934 картину они пытались разорвать, но им не удалось осуществить задуманное только потому, что полотно висело слишком высоко.

Тогда был назначен товарищеский суд над Дали, по итогам которого мастера изгнали из группы. Впрочем, он не слишком расстроился.

Не страдающий излишней застенчивостью гений провозгласил: “Сюрреализм – это я! И я действительно так считаю, ибо я единственный, кто способен развивать его дальше”.

К тому времени он уже уверился в своем предназначении – спасти искусство.

(No Ratings Yet)

  1. Портрет Пикассо – Сальвадор Дали “Портрет Пикассо” работы Сальвадора Дали – с одной стороны, язвительная сатира, с другой – дань уважения великому испанцу, которым Дали……
  2. Аллегория американского рождества – Сальвадор Дали Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим……
  3. Череп Сурбарана – Сальвадор Дали Источники вдохновения Дали часто находил в прошлом. В ряде его картин прослеживается влияние художников XVII века Веласкеса и Вермеера. “Череп……
  4. Лебеди, отраженные в слонах – Сальвадор Дали Лебеди и три засохших дерева, отражаясь в воде, принимают облик слонов, причем, если повернуть картину вверх ногами, слоны превращаются в……
  5. Мед слаще чем кровь – Сальвадор Дали На этом холсте Дали изобразил восседающую на облаках нагую женщину. Бедра ее прикрыты скомканным лоскутом ткани. Лицо женщины скрыто клубящимся……
  6. Портрет Бунюэля – Сальвадор Дали Дали встретил Луиса Бунюэля в академии искусств, где обучался с 1922 по 1926 и откуда, в дальнейшем, был исключен. Бунюэль……
  7. Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза – Сальвадор Дали В этой увлекательной психодраме усмехающаяся, модно одетая Гала противопоставлена искаженной фигуре вождя русской революции Ленина. Максим Горький, имя которого ассоциируется……
  8. Приспосабливаемость желаний – Сальвадор Дали Работа Сальвадора Дали “Приспосабливаемость желаний” – еще один образец пугающе – притягательной живописи художника. Страсть к расчленению деталей на мелкие……
  9. Искушение святого Антония – Сальвадор Дали Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония” появилась благодаря кинематографу. Для фильма “Милый друг” потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям…….
  10. Венера и матрос – Сальвадор Дали Ранняя работа Сальвадора Дали “Венера и матрос” написана в стиле, редко используемом автором. Это аппликативность деталей более похожа на кубизм,……
  11. Перспективы – Сальвадор Дали Виртуальность и сюрреализм Дали – глубок, сложен, непроизвольно связан и ускользает от логического анализа. В этом и состоит смысл нереального……
  12. Портрет Хосе Торреса – Сальвадор Дали Одно из ранних произведений Сальвадора Дали “Портрет Хосе Торреса” написано не в сюрреалистической манере, столь характерной для произведений художника 1920-х……
  13. Созерцание арфы – Сальвадор Дали Трое, изображенные на картине, – это, несомненно, семья. Мужчина, женщина и ребенок, стоящие на фоне золотистого облака. Облако огромно и……
  14. Антропоморфный шкафчик – Сальвадор Дали Полутемная подворотня освещена лучами, пробивающимися снаружи, с улицы. Там, в проеме арки, виднеются высокие городские дома, церковь готической архитектуры. По……
  15. Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом – Сальвадор Дали Написание Сальвадором Дали полотна “Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом” совпало с датой женитьбы художника на Гала. Событие, к которому стремился……
  16. Мягкий автопортрет с жареным беконом – Сальвадор Дали На невысоком плоском пьедестале с надписью по-английски “мягкий автопортрет” возвышается аморфное подобие человеческой головы. Черты лица, оплывающие под тяжестью собственного……
  17. Вечерний паук сулит надежду – Сальвадор Дали Апокалиптическая равнина, характерный фон многих картин Сальвадора Дали, заполнена множеством предметов, каждый из которых наполнен своим смыслом, а сочетания этих……
  18. Плоть на камнях – Сальвадора Дали Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много……
  19. Берег Средиземного моря – Исаак Левитан Известного и любимого многими художника Левитана Исаака Ильича знают по его прекрасным пейзажам. Он с необычайной чувственностью и любовью изображал……
  20. Вид окрестностей Брюсселя – Давид Тенирс В 1651 Тенирс, стаи придворным живописцем эрцгерцога Леопольда Вильгельма, переехал из Антверпена в Брюссель. В начале 1650-х он написал картину,……

Источник: https://art.goldsoch.info/zagadka-vilgelma-tellya-salvador-dali/

Загадка Вильгельма Телля

Легенда про Вильгельма Телля известна всем.

Легендарный народный герой Швейцарии, живший в конце XIII — начале XIV века, уроженец кантона Ури, искусный лучник, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи, гордый швейцарский крестьянин отказался кланяться шляпе австрийского наместника.

И за это жестокий ландфогт приговорил его к изощренному испытанию: он должен был стрелять из лука в яблоко, стоящее на голове его малолетнего сына. Телль выстрелил и попал в цель, хотя в случае промаха был уже готов отправить следующую стрелу в каменное сердце наместника.

Какова же доля правды в этом предании? В Швейцарии много памятников свободолюбивому герою, но установлены они в честь реального человека или это некий собирательный образ вольнолюбия и независимоcти? Существовал ли в действительности этот лучник, обладающий феноменальной меткостью?

История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, которое произошло в конце XIII века. В то время Швейцария была завоевана австрийцами. Через Альпийские горы шел торговый путь в Италию, и Швейцария была ключевым пунктом на этой дороге.

Австрийские Габсбурги хотели присоединить Швейцарию к своим владениям и поставили во главе ее своих жестоких и корыстолюбивых наместников. Расположенные в альпийских долинах лесные кантоны (то есть самостоятельные области) Швиц, Ури и Унтервальден заключили между собой в 1291 году тайный союз.

Крестьяне и горцы поднялись на борьбу за независимость своей родины. Особенно ожесточенная борьба велась между швейцарцами и австрийцами в конце XIII века. Герои борьбы за независимость Вальтер Фюрст, Вернер Штауфахер и Арнольд Мельхталь (лица бесспорно исторические) решили оказать сопротивление жестокому наместнику.

Они созвали народное собрание в долине Рютли у Фирвальдтштетского озера, где заключили «вечный союз» и поклялись бороться за свободу родины.

Хотя события, в которых участвовал Вильгельм Телль, происходили в XIII веке, однако первые письменные источники, упоминающие о них, относятся ко второй половине XV века. Это труд анонимного летописца, который называется «Белой Книгой», а рукопись хранится в архивах Сарнена. Около 1470 года появились и первые записи баллад о Вильгельме Телле.

«Белая Книга» подробно рассказывает об истории Вильгельма Телля. Все происходило в конце XIII века на территории швейцарских кантонов Ури и Швиц, которые в то время входили во владения графов Тирольских. Ландфогтом там был Герман Гесслер граф фон Брунек. Он был послан императором Альбрехтом в эти кантоны, чтобы подчинить их австрийскому владычеству.

Граф управлял этими землями очень жестоко, творил множество несправедливостей, а также отличался тягой к прекрасному полу. Однажды он издал указ о том, чтобы все, под угрозой штрафа, кланялись его шляпе, повешенной на шесте «под липами Ури», как написал летописец.

«И вот жил один достойный человек по имени Телль, который тоже дал присягу [о независимости кантонов] вместе с Вернером Штауфахером [один из героев борьбы за независимость] и его товарищами. Ему часто приходилось ходить мимо шеста, и он не хотел кланяться». Узнав о таком поведении Телля, Гесслер велел позвать его и спросил, что побуждает того к неповиновению.

Телль извинился, сказав, что делал это без дурных намерений, что не думал, что ландфогт придает этому поклону такое важное значение. В заключение он добавил: «Если бы я был умен, то меня не звали бы le Thall (простак)». Гесслер задумчиво осмотрел Телля и его сынишку, увидел лук, висевший у Телля за спиной, и решил немного развлечься.

В наказание за неповиновение он приказал непокорному Теллю сбить стрелой яблоко с головы сына. По знаку ландфогта их окружили стражники, так что сопротивление было бесполезным. Телль подчинился. Он поставил мальчика у дерева (в балладах упоминается, естественно, дуб), поставил ему на голову яблоко и отошел.

Читайте также:  Мол, набережная скьявони и лагуна у сан-марко, франческо гварди

В летописи ничего не говорится о расстоянии, с которого стрелял Телль, а в балладах упоминается расстояние в 12, 20 и более шагов. Телль достал из колчана две стрелы, одну из них спрятал под камзол, а вторую вложил в лук, помолился Богу, прицелился и сбил яблоко с головы ребенка. Вздох облегчения пронесся по толпе, которая уже успела собраться вокруг.

Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу, и спросил, зачем он это сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал: «Скажи мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив».

Телль сдался: «Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала в цель и я убил бы своего сына, то я направил бы свой лук на тебя». Ландфогт рассердился (мягко сказано!): «Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны».

Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него (зачем?). Гесслер тоже сел в лодку, и они поплыли по озеру к Аксену. Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх. Один из лодочников обратился к Гесслеру: «Видите, что нам грозит.

Прикажите развязать Телля и велите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять лодкой». Ландфогт сказал Теллю: «Если ты обещаешь нас спасти, то я велю развязать тебя».

Телль согласился и стал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справиться с лодкой и пристать к берегу, Телль уже был далеко.

Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое обязательно должен был проезжать Гесслер. Телль дождался ландфогта и убил его, а потом через горы вернулся в свой родной Ури.

На этом история про Вильгельма Телля и заканчивается. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же кантона Ури Телль является одним из главных героев борьбы за образование союза кантонов.

Считается, что с того момента, как Телль застрелил Гесслера, и началось массовое восстание против австрийцев. В сочельник 1315 года швейцарцы праздновали победу и освобождение от ига австрийцев.

Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо множество мест в стране, построены посвященные ему часовни и поставлены памятники.

Другой первоисточник, в котором рассказывается о Телле как о реальном историческом лице, это «Швейцарская хроника». Эта история упоминается в 1570 году швейцарским историком Эгидусом (Гильгом) Чуди (1505 — 28.2.1572) в «Хронике Гельветикум», главном труде его жизни.

Она охватывает 1000–1400 годы, и вошли в нее многие впервые им собранные источники. Когда через три века ее стали подробно изучать, оказалось, что Чуди для полноты и стройности включил в хроники легенды и вымышленные сведения.

Его репутация как серьезного историка пострадала, но зато осталась жить легенда о Вильгельме Телле.

В изложении фактов и имен героев Эгидус Чуди не расходится с анонимным автором «Белой Книги». Те из историков, которые считают легенду о Вильгельме Телле именно легендой, объясняют совпадения простым заимствованием: Эгидус Чуди процитировал «Белую Книгу» без ссылки на источник.

Что ж, в те времена такое было в порядке вещей, закона об авторском праве не существовало, а переписчик вполне мог приравнивать себя к автору текста.

Сторонники реальности истории Вильгельма Телля, наоборот, в совпадении подробностей усматривают доказательства подлинности событий, о которых пишут одинаково два источника.

Ну а первые документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенных выше историй, появились еще в 1607 году.

Как видим, историческая критика не дремала! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, хотя сохранилось много рассказов о превышении власти ланд-фогтами.

Обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (можно было двигаться более короткой дорогой) и т. д.

Главным же аргументом критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке встречаются у многих народов в самые различные времена. Точно так стреляли скандинавы, критянин Алкоп, болгарин Дигенис, украинец Данило Ханенко и прочие герои мифов и легенд. Такие истории известны у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известны датские, исландские и английские легенды.

Мотив об искусном стрелке играет важную роль в песнях и сказаниях германских народов. Уже в одной из песен Эдды, относимой к VI веку, затем в Вилькина-саге и Нифлунга-саге появляется сказание об искусном стрелке Эйгиле.

Король Нидунг (то есть завистливый) кладет яблоко на голову трехлетнего сына Эйгиля Орвандиля. Эйгиль был вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, вставляет первую в лук и попадает в середину яблока.

Король хвалит его за ловкость, а потом спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была нужна только одна? Эйгиль отвечает: «Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в вас». Король пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско.

Предполагают, что сага об Эйгиле возникла в Северной Германии, проникла на Скандинавский полуостров и оттуда вернулась в Германию в скандинавской обработке.

Сказание об искусном стрелке неоднократно встречается и в норвежской истории. Так, Олаф II Святой (ум. в 1030 г.) понуждает к такой опасной стрельбе храброго воина Эйндриди. Король Харальд III (ум. в 1066 г.

) заставляет богатыря Геминга стрелять в орех, положенный на голову его брата. На Фаросских островах записан рассказ о том, как Гейти, сын Аслака, по требованию короля сбил стрелой с головы брата лесной орех.

Датская легенда очень похожа на исландскую. Сказание об искусном стрелке встречается у датского писателя XII века Саксона Грамматика (ум. в 1203 г.) в десятой книге его «ШвШпа Оашса», записанной около 1185 года.

Однако перевод на немецкий язык был сделан только в 1430 году, литературная обработка появилась в 1480 году, а напечатан он был в 1514 году. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя именно на этом настаивали первые критики.

Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика.

У короля Харальда Синезубого, жившего в X веке, был в услужении искусный стрелок Токи или Токко. Он похвастал в пьяном виде, что собьет стрелой самое маленькое яблоко наверху шеста. Жестокий Харальд велел поставить вместо шеста маленького сына Токи. Токи также вынимает три стрелы и первой стрелой попадает в яблоко.

На вопрос короля, зачем он вынул три стрелы, Токи отвечает: «Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель». Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но Токи, как и Телль, сумел скрыться, а впоследствии убил Харальда стрелой во время битвы Харальда с восставшим против него собственным сыном.

Как в Швейцарии Гесслер, так и в Дании Харальд вызывают своими жестокостями народное возмущение и погибают от руки ловкого стрелка.

Наряду с германскими и скандинавскими сказаниями об искусном стрелке существовали и финские. Воспоминание о национальном герое, отличавшемся меткой стрельбой, в Эстонии и Финляндии привязано ко многим местным названиям, причем герой этот носит имя Телль или Толя. Эсты, карелы и финны указывают на камень Телля, гробницу Телля, развалины его замка.

Существует целый ряд сказаний об искусном стрелке у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию. Подобное с рассказом о Телле сказание встречается в «Языке птиц» персидского писателя первой половины XII века Ферид-Эддин-Аттара.

Здесь царь сбивает стрелой яблоко с головы своего любимого пажа, который умер от страха, хотя стрела не задела его. Следует вспомнить и древнее сказание о Камбизе, переданное Геродотом: Камбиз стреляет в сына своего придворного Прексаспеса и поражает его в сердце.

Еще более интересно классическое сказание о критянине Ал копе, сбившем с головы своего сына змею, не зацепив его.

Славянскому миру тоже не чужды сказания об искусном стрелке, похожем на Телля. В болгарском сказании герой носит одинаковое имя с главным богатырем новогреческого героического эпоса Дигениса. Есть подобные сказания и у сербов. На Украине похожее предание вошло в фамильную историю семьи Ханенко: Данило Ханенко сбил пулей головной убор красивой казачки и женился на ней.

И все эти легенды очень похожи, хотя в швейцарской есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т. д.

Можно считать почти доказанным, что Вильгельм Телль, легендарный герой освободительной войны швейцарского народа, лицо именно легендарное, а не историческое. Однако легенда, основывающаяся на древнем народном сказании о метком стрелке, настолько срослась с былью, что хроника XVI века сообщает даже «точную» дату знаменитого выстрела Вильгельма Телля — 18 ноября 1307 года.

Выстрел этот, как рассказывают, явился сигналом к народному восстанию. Спустя восемь лет (в 1315 г.) вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене и навсегда изгнали австрийцев из Швейцарии. Предание говорит, что Вильгельм Телль принял участие в этом сражении.

Поэтому можно сказать, что в легендах о нем скорее всего реализуется память о подлинных героях народного восстания.

Долго спорили и о том, каким оружием пользовался Вильгельм Телль (если существовал): луком или арбалетом? Историк Фриц Карл Матис поставил под сомнение существование самого стрелка и доказал, что даже если бы Телль и существовал, то он не сбивал яблока с головы своего сына и не убивал злого правителя страны стрелами из арбалета.

Дело в том, что арбалета у Вильгельма Телля не могло быть. Это оружие появилось в Швейцарии значительно позже, спустя 100 лет после описываемых в легенде событий. Ученый доказал, что и сама легенда вошла в моду одновременно с новым оружием.

О результатах своего исследования Матис поведал в канун национального праздника — 695-летия со дня основания Швейцарской конфедерации, вызвав у швейцарцев огорчение.

Сторонники подлинности предания о Вильгельме Телле старались обосновать свои теории. Они приводят массу аргументов, ссылаясь, в частности, и на то, что прочие имена в истории с участием Вильгельма Телля — подлинные: и Вальтер Фюрст, и Вернер Штауфахер, и Арнольд Мельхталь не вызывают сомнения в факте своего существования.

Итак, споры об этой истории продолжаются уже несколько столетий. В заключение можно привести строки швейцарского историка Антуана Гесслера (уж не родственник ли злого ландфогта?): «Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им.

Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля.

Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов».

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/152719

Сальвадор Дали — 105 лет эпатирующему гению и "крестному отцу" Чупа-чупса

?

tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote, 2009-05-11 23:27:00 tverdyi_znak tverdyi_znak 2009-05-11 23:27:00 Category: 105 лет тому назад,  родился Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доменек, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — один из самых экстрагавантных, вызывающих и загадочных мастеров XX века…Маркиз де Дали де Пуболь — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр(«Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый»)Вся жизнь Дали — эпатаж, шоу, бурлеск, себя он считал мастером провокаций… Что ж, художник понимал, что широкой публике не очень интересны труд и творческие терзания мастеров — и давал для жаждущей публики шоу. Так что его жизнь напоказ — не есть ли это способ ли на самом деле скрыть свою сущность от занудной толпы? Сущность художника, который искусстворм выправлял себя и заражал других искусством..  ИМХО.Сальвадор Дали очень рано проявил себя как человек необычайного   живого ума . Получил образование в мадридской Академии художеста и сначала писал в духе академизма, серьезно увлекался «метафизической живописью». Первая выставка работ Сальвадора Дали прошла в ноября 1925г. в Барселоне .В это время он пишет композиции, в которых изображает  морские пейзажи — «Женщина перед скалами»,1926. Сальвадор Дали знакомится с Пикассо и  Бpeтоном присоеденяясь к группе сюрреалистов , и в 1929 полностью внедряется в неё. Тогда же он знакомится с Галой Элюар ,  которая вскоре становится его женой и вдохновительницей. Сальвадор Дали создал сюрреализму блестящую рекламу.Он увлечён  изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Отсюда картины Сальвадора Дали, на которых под видимостью тонкой оптической иллюзии предметы растягиваются (мягкие часы)  растворяются. Искусство Сальвадора Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики в которой он нашел близкие ему мотивы : чувство потерянности человека в огромном мире. Сюжеты, переходящие  из одной картины Сальвадора Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний. Все эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах, снятых в сотрудничестве с Бюнюэлем («Андалузский пес», 1928, «Золотой век», 1930).   В 1936  Сальвадор Дали совершает неожиданный  и подчеркнутый поворот к итальянскому классицизму. В 1940-48 он живет в США. По возвращении в Испанию он живет в Порт-Лигат в Каталонии. В своем творчестве Сальвадор Дали  обращается к самым разным источникам — нидерландскому реализму , итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х  Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). Жизнь  и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника….А предметом искусства может стать все что угодно — в том числе и реклама. Конечно, если за дело берется Сальвадор Дали…Любопытно, что к творчеству Дали люди приобщаются, сами того не подозревая с невинных детских лет. Когда кроха держит в ручке чупа-чупс, то даже и не подозревает, что логотип Chupa Chups был создан Сальвадором Дали. Первым символом был логотип со слоганом «És rodó i dura molt, Chupa Chups», который переводится с каталанского как «Он круглый и долгий».  Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки…Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

  • Высказывания Сальвадора Дали
  • «Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше»
  • «Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность»
  • «Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды»
  • «Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело»
Читайте также:  Портрет екатерины ii, федор степанович рокотов, 1780-е

«В свое время я сказал сюрреалистам: «Если вы действительно сюрреалисты, если вы такие романтики, — любите этот нынешний немецкий романтизм, этот всплеск подсознания! Любите Гитлера! Он – само безумие, сосуд, изливающий бред!»»

«Я извращенец – вуайерист. Но для художника это совершенно нормально»

«Увидел – и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое – любовь»

  1. «Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей»
  2. «Не старайся идти в ногу со временем, от времени ни куда не денешься. Все мы – что бы ни вытворяли – поневоле современны»
  3. «Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно»

«Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других»

«Люблю инквизицию! Все великое делается наперекор и, следовательно, благодаря несвободе. Свобода – если определять ее как эстетическую категорию – есть воплощение бесформенности, это сама аморфность»

«Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки»

«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее»

«Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм»

«Я – высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков»«Я – живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу»

  • «Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой, так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности»
  • «Я христианин и католик, но чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется»
  • «Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать»
  • «Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я – то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся»

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия»

  1. «Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального»
  2. «Я анатомирую случай»
  3. «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства»

«Когда меня спрашивают: «Что нового?», я отвечаю: «Веласкес! И ныне и присно»

  • «От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна – это золотая россыпь точных, выверенных решений»
  • «Без Веласкеса не было бы французского импрессионизма, без Пикассо и Гриса не кубизма, без Миро и Дали нет ни сюрреализма, ни всего, что из него проистекло»
  • «Когда меня спрашивают, какая разница между полотном Веласкеса и хорошей фотографией, я отвечаю: «Семь миллионов долларов»

«Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются»

«Ну выйдет человечество в космос – и что? На что ему космос, когда не дано вечности?»

  1. «Пейзаж – это состояние души»
  2. «Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше»
  3. «Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума»
  4. «Я относительно умен. Весьма относительно»
  5. «Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки»
  6. «Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение»

«Искусство – ужаснейшая болезнь, но жить без нее пока нельзя»Сами работы Дали — странные, причудливые, погружающие в мир подсознательного, рождают множество истолкований, о них написаны тома… Уж не для того ли  художник их рсиовал, чтобы вызвать кучу интерпретаций в поисках смысла?

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Salvador Dali The enigma of William Tell Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».Частичная галлюцинация. Шесть призраков Ленина на рояле Partial hallucination. Six apparitions of Lenin on a grand piano Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто «Вильгельм Телль» (1933). В том же году он написал «Загадку Вильгельма Телля». В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа Ленина: «Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле», где голова русского революционера изображена в сияющем ореоле на клавиатуре рояля в темной комнате. В комнате находится лишь один отец, что-то созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это — подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о тарелке с вишнями в комнате для наказаний.      В картине «Загадка…» удивительно длинная ягодица Ленина подперта костылем, в то время как другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. На земле, которую вот-вот проломит нога Ленина, лежит ребенок в детской коляске. Ленин, очевидно, также держит в руках ребенка с котлетой на голове, которого он скорее всего съест. Общее значение картины в том, что ребенку угрожает опасность от фигуры отца, и, возможно, она выражает чувства Дали к своему отцу и к сюрреалистам, чьи правила начали его угнетать.      Некоторые сюрреалисты увидели в картине оскорбление Ленина и пытались уничтожить ее. Но Бретона и других важных членов движения это мало волновало. С их точки зрения более важным было отсутствие у Дали преданности их политическому курсу и то, что они считали вольностью в искусстве: его зрительные головоломки и его одержимость шутками.Странные, загадочные работы, нередко вызывающие ассоциации со сновидениями…Сновидение, вызванное полетом пчелыОдним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плите, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей. Мёд слаще чем кровьРождение естественных желанийНекоторые работы Дали относятся к так называемому  «религиозному» циклу…Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера.

На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.

Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/152211.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector