Отшельник в сердце Парижа — так называли Моро современники. Художник действительно обращал мало внимания на окружающую жизнь, его интересы лежали исключительно в сфере искусства.
Несмотря на это, внимание к нему было неослабным: картины Моро были широко известны, имели большое влияние на современников, хорошо продавались. При жизни художник стал кумиром символистов, хотя сам он себя символистом не считал.
Время в данном случае согласилось с большинством: в историю искусства Гюстав Моро вошел именно как символист.
Фея с грифонами, 1876
Практически всю свою творческую жизнь Гюстав Моро провел в доме №14 по улице Ларошфуко, купленным его отцом специально для организации там художественной мастерской сына. Здесь художник жил, любил и творил более 45 лет: с 1852 по 1898 год.
Когда здоровье его резко ухудшилось, Моро задумал превратить это обиталище в общедоступное собрание своих работ. Он переоборудовал два верхних этажа в экспозиционное пространство и завещал государству дом вместе с находившимися там картинами и всей обстановкой.
Так и возник этот небольшой дом-музей — продолжение жизни и воли художника, считайте, продолжение его самого.
Фото — википедияЯ шел в музей Моро не только посмотреть на картины, но и ощутить атмосферу, окружавшую художника, увидеть обстановку где он жил. Увы, в жилые комнаты попасть не удалось, поэтому фотографии интерьеров беру из сети.
Комната художника. Фото — википедия
Элиза де Ромилли. Портрет Гюстава Моро. 1874Осенью 1859 года Моро познакомился с молодой женщиной – Александрин Дюре, работавшей гувернанткой рядом от его мастерской. Александрин не стала женой Моро, но они прожили в доме на улице Ларошфуко в любви и согласии более 30 лет.
Феликс Надар. Портрет Александрин Дюре. 1883
Будуар — гостиная хозяйки. http://www.smarterparis.com/reviews/musee-national-gustave-moreau
Одной из моих целей была прекрасная винтовая лестница, ведущая со второго этажа мастерской на третий. Я видел в сети немало ее снимков, но мне хотелось ощутить ее по своему, «пообщаться» накоротке.
1.2.
3.
В своих работах Гюстав Моро не стремился к объективности и натурализму. В основном он использовал библейские, мистические и фантастические сюжеты, обращался к мотивам античной и северной мифологии.
Прометей, 1868
- Похищение Европы, 1868
- Юпитер и Семела, 1894, эскиз
- Юпитер и Семела, 1895
- Жизниь человечества, 1886
- Единороги, 1887
- Явление, 1875 (Саломея с головой Иоанна Крестителя, фрагмент).
- Мистический цветок, 1890, фрагмент
Сохранились пояснения Моро к некоторым его картинам — читая их, понимаешь насколько его работы насыщены деталями, каждая из которых имеет свое особенное и непростое значение, выступает определенным символом. Именно поэтому живопись Моро так любили символисты. Не меньшее влияние оказала она и на такие течения как сюрреализм и фовизм. В 1895 году Моро завершил одну из главных своих работ «Юпитер и Семела». Он никак не мог поставить последнюю точку, добавлял все новые и новые детали и даже несколько раз вшивал дополнительные полосы холста, когда ему не хватало места, чтобы до конца раскрыть свой замысел. Когда, наконец, картину забрал из мастерской заказчик, Моро огорченно воскликнул: «Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца!» Изображенная на полотне сцена взята из «Метаморфоз» Овидия. Фиванскую царевну Семелу соблазнил царь богов Юпитер. Ревнивая и коварная жена Юпитера подговорила Семелу упросить бога явиться ей во всем своем величии. Юпитер согласился, и Семела была убита исходящим от него необычайным сиянием. Согласно интерпретации Моро, она «сражена пароксизмом божественного экстаза». На картине Юпитер оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут — орел — оказался внизу. У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, печально склонился бог Пан (символ Земли), у ног которого находятся фигуры мрака — Тень и Нищета.Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческой культуры, любителем предметов восточной роскоши, оружия, ковров. Напрямую в залах музея это в глаза не бросается, но обратите внимание на рамы картин, насколько они изящны и богаты, как подчеркивают авторские идеиРаботая над огромными, с большим количеством деталей картинами, Моро почти не выходил из мастерской. Он был очень требовательным к себе, и эта требовательность часто становилась той причиной, по которой многие свои работы художник оставлял незавершенными.Вот например картина, которую предлагал оплатить барон Ротшильд, но Моро отказался ее продать в незаконченном виде, а закончить так и не сумел… Это полотно — кульминация одной из любимых тем Моро и одна из последних попыток художника возродить средневековые традиции. На картине сцена, «которая происходит на волшебном острове, где живут одни только женщины и единороги». Здесь можно увидеть и отсыл к изящной школе Фонтенбло, и ассоциацию с полотном Тициана «Любовь земная и небесная», и конечно перекличку со знаменитым средневековым гобеленом «Дама с единорогом».»Мистический цветок» — одна из самых загадочных работ художника, созданная в год смерти его любимой Александрины. Христианская образность предстает тут больше похожей на языческо-кельтскую: Святая Дева восседает на цветке лилии, вырастающим из камней. Гористый пейзаж напоминает о работах Леонардо, а высокая проработка деталей образа святой в сочетании с лишь набросанными, и зачастую полу-абстрактными фигурами в нижней части перекидывает стилистический мостик к живописи XX века.
Если вам захочется посмотреть на лучшую сетевую коллекцию работ Гюстава Моро, загляните сюда: http://philologist.livejournal.com/7124234.html — в этой записи собраны репродукции большого формата и хорошего качества, причем большинство из них расположено в хронологическом порядке, позволяя лучше понять творческий путь художника.
Источник: https://nikolai-endegor.livejournal.com/132796.html
Дом-музей Гюстава Моро в Париже
|
|
Источник: https://eisa-ru.livejournal.com/298067.html
Картинки с выставки: в гостях у Гюстава Моро
Отшельник в сердце Парижа – так называли Моро современники. Художник действительно обращал мало внимания на окружающую жизнь, его интересы лежали исключительно в сфере искусства.
Несмотря на это, внимание к нему было неослабным: картины Моро были широко известны, имели большое влияние на современников, хорошо продавались. При жизни художник стал кумиром символистов, хотя сам он себя символистом не считал.
Время в данном случае согласилось с большинством: в историю искусства Гюстав Моро вошел именно как символист.
Фея с грифонами, 1876
Практически всю свою творческую жизнь Гюстав Моро провел в доме №14 по улице Ларошфуко, купленным его отцом специально для организации там художественной мастерской сына. Здесь художник жил, любил и творил более 45 лет: с 1852 по 1898 год.
Когда здоровье его резко ухудшилось, Моро задумал превратить это обиталище в общедоступное собрание своих работ. Он переоборудовал два верхних этажа в экспозиционное пространство и завещал государству дом вместе с находившимися там картинами и всей обстановкой.
Так и возник этот небольшой дом-музей – продолжение жизни и воли художника, считайте, продолжение его самого.
Дом-музей Гюстава Моро. Фото – википедия- Я шел в музей Моро не только посмотреть на картины, но и ощутить атмосферу, окружавшую художника, увидеть обстановку где он жил. Увы, в жилые комнаты попасть не удалось, поэтому покажу фотографии интерьеров, которые я нашел в сети:
Комната художника. Фото – википедия
Элиза де Ромилли. Портрет Гюстава Моро. 1874
Осенью 1859 года Моро познакомился с молодой женщиной – Александрин Дюре, работавшей гувернанткой рядом с его мастерской. Александрин не стала женой Моро, но они прожили в доме на улице Ларошфуко в любви и согласии более 30 лет.
Феликс Надар. Портрет Александрин Дюре. 1883
Будуар – гостиная хозяйки. http://www.smarterparis.com/reviews/musee-national-gustave-moreau
Одной из моих целей была прекрасная винтовая лестница, ведущая со второго этажа мастерской на третий. Я видел в сети немало ее снимков, но мне хотелось ощутить ее по своему, “пообщаться” накоротке.
В своих работах Гюстав Моро не стремился к объективности и натурализму. В основном он использовал библейские, мистические и фантастические сюжеты, обращался к мотивам античной и северной мифологии.
Прометей, 1868
Похищение Европы, 1868
Сохранились пояснения Моро к некоторым его картинам – читая их, понимаешь насколько его работы насыщены деталями, каждая из которых имеет свое особенное и непростое значение, выступает определенным символом. Именно поэтому живопись Моро так любили символисты. Не меньшее влияние оказала она и на такие течения как сюрреализм и фовизм.
Юпитер и Семела, 1894. Эскиз
В 1895 году Моро завершил одну из главных своих работ “Юпитер и Семела”. Он никак не мог поставить последнюю точку, добавлял все новые и новые детали и даже несколько раз вшивал дополнительные полосы холста, когда ему не хватало места, чтобы до конца раскрыть свой замысел.
Когда, наконец, картину забрал из мастерской заказчик, Моро огорченно воскликнул: “Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца!” Изображенная на полотне сцена взята из “Метаморфоз” Овидия. Фиванскую царевну Семелу соблазнил царь богов Юпитер. Ревнивая и коварная жена Юпитера подговорила Семелу упросить бога явиться ей во всем своем величии.
Юпитер согласился, и Семела была убита исходящим от него необычайным сиянием. Согласно интерпретации Моро, она “сражена пароксизмом божественного экстаза”. На картине Юпитер оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут – орел – оказался внизу.
У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, печально склонился бог Пан (символ Земли), у ног которого находятся фигуры мрака – Тень и Нищета.
- Юпитер и Семела, 1895. Окончательный вариант
- Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческой культуры, любителем предметов восточной роскоши, оружия, ковров. Напрямую в залах музея это в глаза не бросается, но обратите внимание на рамы картин, насколько они изящны и богаты, как подчеркивают авторские идеи
- Жизниь человечества, 1886
Работая над огромными, с большим количеством деталей картинами, Моро почти не выходил из мастерской. Он был очень требовательным к себе, и эта требовательность часто становилась той причиной, по которой многие свои работы художник оставлял незавершенными.
Вот например картина, которую предлагал оплатить барон Ротшильд, но Моро отказался ее продать в незаконченном виде, а закончить так и не сумел… Это полотно – кульминация одной из любимых тем Моро и одна из последних попыток художника возродить средневековые традиции.
На картине сцена, “которая происходит на волшебном острове, где живут одни только женщины и единороги”.
Здесь можно увидеть и отсыл к изящной школе Фонтенбло, и ассоциацию с полотном Тициана “Любовь земная и небесная”, и конечно перекличку со знаменитым средневековым гобеленом “Дама с единорогом”.
- Единороги, 1887
- Явление, 1875 (Саломея с головой Иоанна Крестителя, фрагмент).
- Мистический цветок, 1890, фрагмент
“Мистический цветок” – одна из самых загадочных работ художника, созданная в год смерти его любимой Александрин.
Христианская образность предстает тут больше похожей на языческо-кельтскую: Святая Дева восседает на цветке лилии, вырастающим из камней.
Гористый пейзаж напоминает о работах Леонардо, а высокая проработка деталей образа святой в сочетании с лишь набросанными, и зачастую полу-абстрактными фигурами в нижней части перекидывает стилистический мостик к живописи XX века.
Если вам захочется посмотреть на лучшую сетевую коллекцию работ Гюстава Моро, загляните сюда: http://philologist.livejournal.com/7124234.html – в этой записи собраны репродукции большого формата и хорошего качества, причем большинство из них расположено в хронологическом порядке, позволяя лучше понять творческий путь художника.
Источник: http://blog.arthistoryonline.ru/iskusstvo/kartinki-s-vyistavki-v-gostyah-u-gyustava-moro/
Миф о Семеле
Среди смертных девушек, осчастливленных любовью Юпитера, царя богов, не было красивее Семелы, дочери Кадма и Гармонии.
Изящна станом, а лицом
Прекраснее всех девушек на свете.
Нон
Семела знала о своей необыкновенной красоте, но была очень застенчивой, и Юпитеру, принявшему облик смертного мужчины, было трудно ухаживать за ней. Когда ему, наконец, удалось добиться, чтобы она выслушала его, он открыл ей, кем является на самом деле, рассчитывая на то, что это признание произведет надлежащий эффект.
Он не ошибся, поскольку Семела, гордая оттого, что сумела вызвать любовь величайшего из богов, перестала сопротивляться и согласилась принадлежать ему. Их любовь росла и процветала, и Юпитер старался как можно чаще спускаться с Олимпа, чтобы насладиться обществом своей возлюбленной.
Но его частые отлучки вызвали подозрения Юноны, и, как обычно, она не пожалела сил, чтобы выяснить, какой магнит притягивает к себе Юпитера. Через несколько дней ей стало известно все, и она тут же решила отомстить и наказать неверного супруга.
Чтобы выполнить задуманное, она приняла облик Бероеи, старой няни Семелы, и вошла в комнату юной царевны неузнанной.
- Старушечий вид приняла, виски посребрила,
- Коже глубоких морщин придала и дрожащей походкой
- С телом согбенным пошла; старушечий сделала голос,
- Ей Бероеей представ.
Овидий
Она завела разговор со своей воспитанницей, искусно добилась ее признания и, подавляя гнев, выслушала рассказ Семелы о том, как Юпитер долго добивался ее благосклонности. Семела восторженно перечислила ей все достоинства своего любовника и пересказала все их разговоры.
Фальшивая няня выслушала этот рассказ с притворным сочувствием, но в душе ее кипел гнев, и, чтобы положить конец всему этому, она спросила Семелу, уверена ли она в том, что за ней действительно ухаживает царь богов и являлся ли он к ней во всем своем царственном величии.
Девушка стыдливо ответила, что ему приходилось посещать ее только в обличье простого смертного, после чего Бероея с притворным презрением заявила, что он был либо самозванцем, либо любил ее не так сильно, как Юнону, в чьем присутствии редко появлялся без своих царских регалий.
Она так искусно посеяла в душе доверчивой девушки подозрения, что, когда Юпитер снова пришел к ней, Семела пустила ход все свое очарование и добилась от него клятвы, что он выполнит любое ее желание. При таких обстоятельствах влюбленный часто теряет контроль над собой, и Юпитер поклялся самой страшной клятвой исполнить ее каприз.
- Беру тебя в свидетели, Земля
- И Небо, и тебя, священный Стикс.
- Столь почитаемый бессмертными богами,
- Что не нарушу клятвы, данной мной.
Гомер
Добившись обещания, довольная Семела попросила своего любимого поскорее отправиться на Олимп, принять божественный облик и вернуться к ней во всем своем царственном величии и с молниями в руках.
Юпитер, в ужасе от желания своей любимой, умолял ее попросить о чем-нибудь другом и освободить его от клятвы, которая могла подвергнуть ее огромной опасности, но все было напрасно.
Семела, как и всякая красавица, любила настоять на своем и не желала отступать.
Юпитер, вернувшись на Олимп, постарался одеться поскромнее и выбрал самые безобидные стрелы, ибо знал, что ни один смертный не сможет выдержать сияния его величия. Потом, оседлав молнию, он поспешил назад к Семеле.
- Печальным с неба
- Высшего бог низошел, за ликом своим увлекая
- Скопища туч грозовых, к ним добавил он молнии и ливни
- С ветром в смешенье, и гром, и перун, неизменно разящий,
- Сколько возможно свою он пытался уменьшить силу.
- Вооружился огнем, но не тем, которым Тифея
- Сбросил сторукого, – в том уж слишком лютости много;
- Легче молния есть, которой десница циклопов
- Меньше огня придала, свирепости меньше и гнева;
- Боги «оружьем вторым» ее называют; лишь с ней он
- Входит в Агенора дом.
Овидий
Но, хотя и более скромный, чем обычно, царственный облик Юпитера оказался столь грозным, что нервы бедной Семелы не выдержали, и она упала в обморок при первом же взгляде на своего любовника. Позабыв обо всем, Юпитер бросился к ней, но молния, окружавшая огненным ореолом его голову, подожгла дворец, и он сгорел дотла.
Следующая глава
Источник: https://religion.wikireading.ru/89522
Легенды и мифы в живописи Гюстава Моро
Юпитер и Семела. Гюстав Моро.В древнегреческой мифологии богиня земли.
Семела была дочерью царя Фив и Гармонии. Впоследствии она стала возлюбленной Зевса и родила от него сына Диониса, бога виноделия. Гера, законная жена Зевса, ревновала его к Семеле и однажды, приняв образ старухи, поступила к ней на службу в качестве кормилицы. Зная, что Зевс никогда не появлялся перед Семелой в своем настоящем облике, она посоветовала женщине попросить Зевса явиться во всем своем величии.
Семеле стало любопытно, какой же Зевс на самом деле, она добилась от него клятвы, которую он не мог нарушить, и вынудила его показаться в своем истинном обличье.
Когда Зевс появился перед ней в грохоте грома и сиянии молний, одна из огненных стрел попала в Семелу и испепелила ее.
Зевс, зная, что его любимая была беременна, вынул из нее еще живого ребенка и зашил его в своем бедре, откуда спустя какое-то время вышел здоровый младенец, которого назвали Дионисом. Возмужав, юный бог спустился в подземное царство Аида и вывел оттуда свою мать.
Семела была введена в сонм богов, стала называться Феоной и жить на светлом Олимпе. Культ Феоны был особенно распространен в Фивах, жители которого возвели для богини высокий храм, где стояла ее статуя. Исследователи считают, что образ Семелы имеет фригийские корни.
Моро Гюстав (Moreau Gustave) (1826-1898), французский живописец и график. Родился в Париже 6 апреля 1826 года, в семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885).
С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне — выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра. С 1857 по 1859 Моро проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и фрески знаменитых мастеров.
Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен — “Орфей у гробницы Эвридики”, 1891.
На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.
Эдип и СфинксИз книги Леви » Тайны Каббалы»
Египетский Сфинкс тесно связан с греческой легендой об Эдипе, который первым решил знаменитую загадку, предложенную таинственным созданием с телом крылатого льва и головой женщины, охранявшим путь в Фивы. Каждому прохожему сфинкс предлагал вопрос: «Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?» Не ответивших на его вопрос Сфинкс убивал.
Эдип ответил ему, что это сам человек, который в детстве ползает на четвереньках, взрослым стоит на ногах и в старости опирается на палку. Услышав правильный ответ на свою загадку, Сфинкс прыгнул с утеса и разбился. Есть еще один ответ на загадку сфинкса, и он опирается на пифагорейскую теорию чисел. Числа 4, 2 и 3 дают вместе число 9, которое есть число человека, а также число низших миров.
4 представляет невежественного человека, 2 — интеллектуального, а 3 — духовного. Младенец (4) развивается во взрослого на двух ногах (2), и сила его ума искупается и освещается волшебным добавлением посоха мудрости (3). Сфинкс, следовательно, является тайной Природы, средоточием секретной доктрины, и все, кто не могут решить проблемы или угадать ответ, исчезают.
Прохождение через сфинкса означает бессмертие.
ОсеньЕсть такая сказка. Это отрывок из сказки:Воцарилась тишина и шёпот смерти разбежался по всем растениям, диктуя им на ухо формулу страха. Все оцепенели. Непонятные звуки, которыми шепчет только смерть, раздавлись эхом по всюду и заставляли леденеть соки растений. С ветки сорвалась капля, а потом и сам лист, бесшумно, приоткрыв глаза небу. Гуляющая по саду женщина, богиня, по имени Осень, стала свидетельницей этого происшествия и, по правде сказать, наблюдала уже несколько ярких дней за событиями. Когда солёная капля разбилась о землю, трава разбежалась, глядя на лужицу пеечальными взглядами. Затем взгляды всех устремились вверх, на хозяина этой маленькой капельки, которого ждала та же участь. Замер даже ветер, даженебо! Смерть убаюкивала, раскачивала листок, пока он летел к земле, усыпляя его. После этого смерть переглянулась с Осенью и подняла дикий,озлобленный взгляд на Дуб. А Листочек всё таял, приближаясь к земле. глаза его раскрылись шире, а рот раскрылся в улыбке, впервые в его маленькой и короткой жизни. Затем, он рухнул на землю. Тишины разнесла этот звук падения по всем уголкам сада. Глаза Листка замерли навсегда. После этого, Осень упала на колени и начала плакать за этим кусочком материи, который успел стать для неё близким. И, поднявши свою голову наверх, на которой золотые косы слиплись от воды, крикнула на непонятном никому языке какой-то приказ. Небо, вдруг, стало серым и хмурым. Начали раздаваться эхо приказа осени диким гулом и яркими вспышками в небе. Полился первый дождь. Деревья, изумлённые и обездвиженные, смотрели в высь. Сердце Осени начало леденеть ко всему окружению, ведь этот маленький Листочек стал ей самым любимым, самым близким. Он выделился и этим привлёк её жаркое некогда сердце. От холода, растения бросились в панику. Они дрожали от страха, умирая и плача, разбавляя дождь солью своих слезинок. Потом пришла Зима, второе имя которой скорбь. И велено было никому не тревожить Осень в её скорби. Солнце также должно было укрощать своё тепло… И с того времени, великая Скорбь снова и снова, временами напоминает о себе. И вечно будет напоминать…
«Он павший лист и павший ангел,
Он первым братом смерти стал
И сел на свой он пьядестал
В замёрзшем, раскалённом замке…»В течение всей жизни Моро писал фантастически пышные, мастерски исполненные в духе символизма композиции на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты, лучшие из которых — “Эдип и сфинкс”, 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; “Орфей”, 1865, Музей Лувр, Париж; “Саломея”, 1876, Музей Орсе, Париж; “Галатея”, 1880, Музей Гюстава Моро, Париж. В основе картины “Галатея” — сюжет из греческой мифологии, повествующий о неразделенной любви циклопа Полифема к нереиде Галатее. Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в экзотическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими анемонами, кораллами и другими окаменевшими растениями. На нее пристально взирает жутковатое трехглазое чудовище. Мириады подводных растений с их интенсивной окраской и плавная живописная манера создают в картине колдовскую атмосферу, похожую на сон. Гюстав Моро был тесно связан с движением символизма; входившие в него художники отказались от объективности и натурализма представителей импрессионизма.
Галатея. Пигмалион и Галатея.
Основа текста — Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»
Источник сюжета — Овидий, «Метаморфозы»
Тому, кто верно служит богине любви, дарит Афродита счастье. Так дала она счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Он ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника, казалось, она дышит и вот-вот задвигается и заговорит.
Часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион: — О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив! Но статуя была нема.
Наступили дни торжеств в честь Афродиты. Принося Афродите в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине любви руки и с мольбой прошептал: — О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете дать молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, боясь прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня давала понять Пигмалиону, что услышала его мольбу. Вернулся художник домой. Подошел он к статуе и, о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется eе сердце, в ее глазах светится жизнь.
Так дала богиня Афродита Пигмалиону красавицу-жену Галатею. В поисках вдохновения символисты обращались к литературе или античной и северной мифологии, часто произвольно соединяя их друг с другом. В 1888 году Моро избирают членом Академии изящных искусств и спустя четыре года профессор Моро становится руководителем мастерской в Школе изящных искусств.
В 1890-х здоровье художника резко ухудшилось. Он подумывает о завершении своей карьеры и возвращается к своим незаконченным картинам. Одновременно Моро приступает к работе над своим последним шедевром – “Юпитер и Семела”, 1894-1895.
Венера, рожденная из пены
Афродита (Киприда) (греч.) — Венера (рим.) Афродита — златовласая богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально — богиня моря, неба и плодородия. «Афродита» в переводе с греч. означает «рожденная из пены». Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных.
Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Генеалогия. По одной из версий — дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови Урана, оскопленного Кроном. Попав в море, кровь образовала белоснежную пену, из которой и появилась богиня любви.
Ветерок принес ее на остров Кипр, где богиню, вышедшую из морских волн, встретили оры. Моро хотел сохранить свои работы для будущих поколений и не желал, чтобы после смерти его наследие оказалось рассеянным по всему свету.
Художник превратил два верхних этажа дома, купленного его родителями еще в 1852, в экспозиционное пространство и завещал государству дом со всеми находившимися там произведениями и всем содержимым квартиры. Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков.
Это придает уникальность и необычность коллекции, ощущение незримого присутствия великого мастера. На данный момент музей насчитывает около 1200 холстов и акварелей, 5000 рисунков, которые экспонируются с учетом пожеланий их автора.
Странник Эдип
Аполлон и музы
Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины — постоянные спутницы Аполлона.
Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.
Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов.
Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению. Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе.
Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона.
Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.Моро Гюстав. Картины и биография. Moreau Gustave. Гюстав Моро умер от рака 18 апреля 1898 года. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Источник: https://alindomik.livejournal.com/955129.html
Гюстав Моро
1826 — 1898
Гюстав Моро родился 6 апреля 1826 года в Париже. Мать Гюстава Моро была родом из города Дуэ на севере Франции. Отец художника был главным архитектором департамента Весуле на востоке Франции.
После революции 1830 года семья переезжает на постоянное место жительства в Париж, а в 1841 году Гюстав вместе с матерью едет в Италию. Оттуда будущий художник привозит большой альбом заполненный эскизами, созданный под впечатлением от архитектуры Милана, Венеции и Флоренции.
По возвращении во Францию в 1842 году, благодаря отцовской протекции, Моро получает удостоверение копииста картин, которое позволяет беспрепятственно посещать Лувр и в любое время работать в его залах.
Окончив школу, Гюстав Моро готовится к поступлению в Академию изящных искусств, в мастерскую неоклассического художника Франсуа Пико, куда был принят в 1846 году.
Через два года он принимает участие в конкурсе Гран-при де Ром, за победу в котором французское правительство выделяло стипендию, позволяющую жить и учится в Италии. Моро проходит первый тур, но второй оказалось не так легко пройти. Повторную попытку поучаствовать в этом конкурсе Моро предпринимает на следующий год. Он с блеском проходит оба этапа, но награду получает другой претендент. После этого Моро бросает учебу в Академии.
Параллельно с работой над своими картинами, Моро приходиться выполнять государственный заказ — огромную копию картины Аннибале Каррачи, выставленной в Лувре.
Чиновники остались довольны работой Моро и заказывают ему копию другой картины. Моро отказывает мотивируя это тем, что он желает продавать свои работы, а не копии чужих.
После долгих препирательств, Моро получает заказ на срочное создание собственного полотна.
16 октября 1852 года отец Моро покупает для него дом под номером 14 на улице Рошфуко, на правом берегу Сены, недалеко от дворца Сен-Лазар. В этом престижном месте, в роскошном особняке, обставленном шикарно и дорого, как и подобает лучшим буржуазным домам, Моро устраивает на третьем этаже мастерскую.
Он живет и работает в лучших условиях, продолжает получать государственные заказы, становиться вхожим в высшее общество и официальные художественные круги. Моро не хватает одного — длительной поездки в Италию. Долго не предоставляется подходящего случая для поездки, но летом 1857 года он срочно выезжает в Рим.
Причина такой поспешности проста: девушка Моро, с которой он встречался оказывается беременной. В этот период Моро принимает решение — бросить девушку и мать полностью его в этом поддерживает, она считает женитьба и отцовство помешали бы его карьере художника. В Италии Моро полностью посвящает себя искусству.
После почти месячного прибывания в Риме он оправляется во Флоренцию, где делает несколько копий известных картин музея Уффици. Там же он знакомиться с Дега. В августе 1858 года во Флоренцию приезжают родители Моро, которые будут сопровождать его в дальнейших поездках по Италии.
В 1859 году Моро с родителями возвращается в столицу Франции.
Вернувшись в свой особняк на улице Рошфуко, Моро сразу же приступает к работе. Вскоре будучи в гостях у своих друзей, Моро знакомится с гувернанткой Александрин Дюро. Мимолетное увлечение перерастает в пылкую страсть, оставаясь при этом тайной для всех.
В 1862 году внезапно умер отец Гюстава Моро. Потрясенный горем художник пытается забыться в работе и самообразовании: он подолгу трудиться в своей мастерской, делает копии в Лувре, посещает Исторический музей и Музей естествознания.
На Салоне 1864 года Моро награждают медалью, а его работы хорошо раскупаются. Фредерик де Курси, его приятель, который занимается декоративно-прикладным искусством, производит в своих цехах копии работ Моро на эмали и они пользуются огромным спросом.
Продажей этих вещиц, картин, а так же соответствующей бухгалтерией, занимается мать художника. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме — того самого, будучи участником которого потерпел досадную неудачу из-за чьих-то интриг.
В 1873 году один из правительственных департаментов заказывает художнику оформление часовни в парижском Пантеоне. Однако Моро вежливо отказывается, говоря, что хочет оставаться художником пишущим только картины. В 1875 году Гюставу Моро вручают высшую награду Французской республики — Орден Почетного Легиона.
В 1884 году умирает мать художника. Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. Он стал часть выезжает за город и за границу, в этих поездках художника сопровождает верная Александрин, на которой он так и не женился.
В 1888 году Моро становиться профессором Академии Изящных искусств.
В 1890 году умирает его спутница жизни Александрин .
В 1895 году, после того как была окончена работа над огромным полотном «Юпитер и Семела», Моро приступает к реализации своего последнего большого проекта: устраивает дом-музей в собственном особняке. Таким образом он хочет сделать искусство общедоступным, а также быть уверенным, что оно будет сохранено для будущих поколений.
Гюстав Моро умер 18 апреля 1898 года в Париже и похоронен в семейном склепе на кладбище Монмартр, недалеко от могилы Александрин Дюро.
- Афина и единорог (1888)
- Геосид и муза (1891)
- Дездемона (1864)
- Клеопатра (1883)
- Мистический цветок (1884)
- Ночь (1880)
- Поэт и Сирена (1894)
- Прометей (1868)
- Святой Георгий и дракон (1890)
- Смерть Сафо (1894)
- Юпитер и Симела (1894-1895)
- Янсон и Медея (1865
- Орфей (1865)
- Леда (1865-1875)
- Единороги (1887)
Среди плеяды парижских художников, заявивших о себе в конце XIX века, ярко выделяется творчество символиста Гюстава Моро. Национальный дом-музей живописца (Musée National Gustave Moreau) расположен по адресу: Ларошфуко 14, девятый округ Парижа.
Уютная квартира, в которой жил и творил Моро, стала музеем по завещанию художника. В ней сохранилась обстановка XIX века, старинные вазы и гобелены, а главное – множество картин.
Картины повсюду: на стенах, в ящиках комодов, неоконченные творения стоят на мольбертах, создавая удивительную атмосферу, как будто художник скоро вернется и закончит полотно. Гюстав Моро не стремился продавать свои полотна, он берег их для будущих поколений, собирая коллекцию в стенах своего дома.
Картины друзей и современников украшают столовую и спальню, знаменитые Эдгар Дега, Матисс, Бизе и Руо – все они были друзьями художника.
Художник-символист жил в эпоху расцветающего импрессионизма, но он не увлекался модным течением живописи. Библейские, исторические и мифические сюжеты являются основной темой его полотен.
Символические интерпретации хорошо известных сюжетов оказались очень удачными, картины Моро представлены в Лувре и музее Орсе. К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника.
Каждый из символов, которыми наполнены картины, имеет свое непростое значение. Тексты на французском и английском языках находятся на специальных стендах. Но прежде, чем читать пояснения, стоит насладиться игрой красок великолепных картин.
Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски.Художник увлекался разными творческими течениями, он отлично разбирался в музыке и ювелирных украшениях, искусстве и предметах роскоши.
- «Галатея»; 1880
- «Эдип и Сфинкс» 1864
- «Венера, рожденная из пены»1886
- «Странник Эдип» 1888
- «Осень»; 1872-1873
- «Аполлон и музы» 1856
- «Химера»
- «Геракл и лернейская гидра» 1876
- Андромеда
- Гибель Сфинкса
- Павлин жалуется Юноне
- Саломея
- Сафо на скале
- Джотто
- арабские поэты (Персидский)
- всадник
- : Венеция
- у воды
- Святой Себастьян и своих палачей
- две современные Всадницы
- Саломея танцует перед Иродом
- Триумф Александра Македонского
- поедание Диомеда его конями
- Принц Гамлет убивает короля Клавдия
- Автопортрет
- Жертва
- Портрет Дега во Флоренции
- Вдохновение
- Парк и ангел смерти
- Пьета
- Изучение Helen
- Туалет
- Картина: Вид на вилле Borthese
Картина: арабская певица |
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43744188644/prev