Юдифь и голова олоферна, густав климт — описание

Мы изучили картины австрийского мастера с целью разгадать, кто же эти женщины, которые загадочно смотрят на нас с его полотен.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Густав Климт Густав Климт родился 14 июля 1862 года в австро-венгерском городе Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира Эрнеста Климта. В семье было семь детей: три мальчика и четыре девочки. Кстати, все трое сыновей Эрнеста стали художниками. Сначала Густав учится рисовать у своего отца, но затем поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства, где специализируется на архитектурной живописи. Тогда образцом для Густава был художник Ганс Макарт, представитель академизма. И, кстати, в отличие от большинства юных художников того времени, Климт соглашается с канонами академической живописи и не выступает против принципов консервативного академического рисунка.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Ганс Макарт. Женский портрет Густав, его брат Эрнст и их друг Франц Матч с 1880 года работали вместе – они украшали фресками театры, музеи. В 1888 оду Густав Климт удостаивается награды «Золотой крест» — ее ему вручает император Франц Иосиф за заслуги в искусстве. Но через некоторое время в жизни Климта наступает переломный момент: его отец и брат умирают, и вся ответственность за семью ложится на Густава.

Эти события не могли пройти бесследно – художественный взгляд Климта меняется, начинает развиваться его собственный стиль.

В 1897 году Климт возглавляет Сецессион – художественное объединение новаторов, созданное в противовес консервативным представителям искусства. Густав Климт – основоположник модерна в австрийской живописи.

В его работах чаще всего можно встретить четкий силуэт и орнаментализм. Вообще, главный предмет его работ – женское тело. Большинство его картин пронизаны эротизмом.

  • Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)
  • Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  • Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)
  • Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  • Юдифь с головой Олоферна (1901)
  • Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  • Три возраста женщины (1905)
  • Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Золотая Адель Картина известна также как “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”. Адель – дочь генерального директора венского банковского союза. В 1903 году Густав Климт получил заказ на портрет Адели от ее мужа, Фердинанда Блох-Бауэра, но картина “Золотая Адель” увидела свет только в 1907 году – за четыре года Климт сделал более ста набросков для нее. Эта картина считается одной из самых значительных работ художника. Адель Блох-Бауэр II Этот портрет, среди других работ Климта, висел в доме Адель до ареста ее семьи нацистами во время Второй мировой войны. Австрийский музей, в котором картина оказалась после войны, отказался возвращать ее владельцам. Но после судебного разбирательства эта и ещё несколько картин художника были возвращены Марии Альтманн, племяннице Фердинанда Блох-Бауэра, в 2006 году. Юдифь с головой Олоферна Юдифь – героической образ молодой женщины, спасшей свой еврейский народ от ассирийского пленения, отрубив голову вражескому полководцу Олоферну. История Юдифи вдохновляла многих художников в истории мирового искусства. Климт же представил Юдифь в образе соблазнительницы, смелой и отчаянной. Здесь она – роковая победительница. Девушка выходит из шатра Олоферна, еще полуобнаженная, в руках несет голову врага. Несмотря на ее надменный взгляд, героиня у Климта остаётся хрупкой и женственной. Портрет создан в 1901 году. Моделью послужила его излюбленная Адель Блох-Бауэр, дочь генерального директора венского банковского союза. Хотя факт ее позирования Климт не афишировал. Работа вызвала противоречивые толки. Юдифь не была счастлива в браке, и победа над Олоферном стала своего рода вызовом всему мужскому обществу. Не зря Климт изобразил ее нарочито чувственной, в золотых тонах – символ торжества. Три возраста женщины

На картине Климт изобразил круговорот жизни: с одной стороны – умиротворенная молодая женщина с ребенком на руках, с другой – старая, подавленная женщина. Они контрастируют даже красками: молодость изображается светлой, лучезарной, в то время как старость тут серая, обреченная. Искусствоведы называют круговорот жизни — одним из центральных мотивов работ художника.

  1. Даная (1907-1908)
  2. Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  3. Дама с веером (1917-1918)
  4. Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  5. Дама в шляпе и боа (1909)
  6. Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  7. Портрет Фрицы Ридлер (1906)
  8. Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание
  9. Надежда I (1903)
  10. Дева (1913)
  11. Девушка с голубой вуалью (1903)

Даная Картина «Даная» — иллюстрация мифа о Зевсе, согласно которому он влюбился в девушку Данаю и, чтобы овладеть ею, пролился золотым дождем, после чего Даная родила Персея. Климт отбрасывает все детали и запечатлевает именно момент любви Зевса и Данаи. Несмотря на то, что для многих картин художника характерен мотив эротизма, «Даная» — самая откровенная из его работ. Дама с веером Создавая образ восточной женщины на этой картине, Густав Климт не изображал какую-то конкретную женщину, здесь образ – собирательный. Моделями для картины послужили грация и изящество. Дама в шляпе и боа Несмотря на то, что мы видим только часть лица дамы, практически один только взгляд, художник смог передать в нем всю силу ее характера. Несмотря на то, что ее тело полностью закрыто, картина не лишена эротизма: его, опять же, передает этот полный уверенности и загадки взгляд. Портрет Фрицы Ридлер На первый взгляд кажется, что этот портрет жены государственного чиновника донельзя скромен. Но это только на первый взгляд: повнимательнее посмотрев на ее лицо, мы видим сдержанную чувственность: полуоткрытый рот, румянец. Да и кресло, на котором она сидит, украшено «павлиньими глазами» — символикой с сексуальным подтекстом. Надежда I Герма работала моделью, чтобы прокормить семью. После того, как Герма забеременела, работу она хотела оставить, но Климт не мог допустить ухода одной из любимых моделей. Получился очень трогательный портрет: несмотря на глубокий взгляд будущей матери, выражающий спокойствие, на фоне мы можем разглядеть пугающие гримасы, которые можно расшифровать как угрозы и страхи за ребенка. Дева «Дева» Климта – история превращения девушки в женщину. Главная героиня картины спокойно спит, выражение ее лица также безмятежно, непорочно, можно разглядеть ночную рубашку. А в это время в ее сон проникают более искушенные и чувственные женщины, какой героине только еще предстоит стать. Но этот мир уже очень близко подобрался к девушке, окутал ее. Девушка с голубой вуалью

В этой работе очень много внимания художник уделил волосам модели: он тщательно проработал их, а цвет фона и вуали прекрасно контрастирует с цветом волос. Они – главное украшение девушки. Несмотря на открытое тело, картина получилась в меру выдержанной, не откровенно эротичной. Есть предположение, что натурщицей выступила модель Герма, знакомая нам по картине «Надежда I».

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://interesno.cc/article/2198/zhenshhiny-gustava-klimta

«Юдифь I» Климта: история картины

Густав Климт неприкрытую чувственность облекал в золото, тем самым возводя раздетых женщин — как проституток, так и представительниц буржуазии — до уровня святых и даже Богоматери, а свои картины — до икон эпохи ар-нуво.

Сюжет

Соблазнительница Юдифь только что обезглавила Олоферна. Ее лицо — это сочетание знойного огня во взгляде темных глаз, жестокость в линии губ и ноздри, трепещущие от страсти. Как если бы глубоко в душе этой женщины дремали мистические неукротимые силы.

>> Европейские каникулы Достоевского

Олоферн по приказу Навуходоносора должен был покорить народы, обитавшие к западу от Ассирии, в том числе и Иудею. На пути к Иерусалиму стоял город Ветилуя. Войско Олоферна осадило его, перекрыв жителям доступ к воде. Старейшины не решались ни на сопротивление, ни на сдачу.

Тогда молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась со служанкой в стан ассирийцев. В шатре Олоферна Юдифь рассказала свою легенду о намерении провести войско к Иерусалиму.

На логичный вопрос, почему же она решилась предать своих соплеменников, Юдифь ответила, что они впали в грехи тяжкие и отошли от истинного учения бога, а потому должны быть наказаны.

>> Элита Франции на службе у Третьего рейха

Олоферн был очарован и оставил женщину жить в лагере. Через несколько дней он устроил пир. Напившись и потеряв бдительность, а когда в шатре не осталось ни слуги, Юдифь обезглавила спящего Олоферна. Голову воина она принесла в Ветилую и предложила вывесить её на крепостной стене. Ассирийцы пришли в ужас, были деморализованы и совершенно неспособны продолжать завоевание Иудеи.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Ветхозаветный сюжет художник перенес в современный ему мир. Юдифь изображена с прической по моде рубежа XIX-XX веков. Образ Юдифи в религии трактовался как символ победы над похотью и гордыней.

Картина же Климта представляет женщину в новом свете, как демоническую, femme fatale. Сластолюбие и извращение, соблазн и греховность. Климт показывает силу Юдифи, которая заключается в ее слабости.

Через этот классический для библии парадокс она соотносится с Давидом, победившим Голиафа.

>> Женщины, проигравшие в схватке за власть

Юдифь следовала архетипу прелестниц, созданному, в том числе, и Оскаром Уайльдом, чья трагедия «Саломея», вышедшая в 1891 году, была чрезвычайно популярна. Даже золотая рамка с подписью «Judith and Holofernes» («Юдифь и Олоферн») была сделана специально по просьбе Климта, уставшего от сравнения его Юдифи с Саломеей.

Через несколько лет после первой версии Климт напишет вторую Юдифь, на этот раз отказавшись от магнетической чувственности. Юдифь II выглядит более жестокой, обостренной, трагичной. Она уже не похожа на соблазнительницу. Она убийца.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Контекст

По легенде, подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи. Однако, во-первых, Навуходоносор был вавилонским, а не ассирийским правителем, а во-вторых, Иудею он все-таки взял. Сам город, который спасала Юдифь, тоже остается загадкой.

Никакой Ветилуи на пути к Иерусалиму не обнаружено. Церковь воспринимала историю Юдифи как действительно произошедшую, ученые же называли ее выдумкой богословов.

Но есть исследователи, которые полагают, что Юдифь действительно существовала, а нестыковки вызваны ошибкой летописцев и переписчиков.

Все это не интересовало Густава Климта. На работу его вдохновляло византийское, минойское, микенские и египетское искусство. У авторов фресок и мозаик он перенял свою смешанную технику и страсть к плоскому изображению.

В поисках клиентов Густав обходил богатых венских капиталистов, чьи жены с ума сходили по эстетике Древнего Востока. Им хотелось иметь портреты, на которых они бы представали в образах саломей, клеопатр, юдифей и других героинь прошлого.

Климта интересовало то, что составляло женственность: глаза, губы, руки, линии тела.

Реалистичная обстановка на его портретах не существует, либо присутствует в той мере, насколько это необходимо для раскрытия образа. В основном же его женщины окружены абстрактными формами, геометрическими фигурами разной природы.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Моделью для обеих версий «Юдифи», скорее всего, была Адель Блох-Бауэр, героиня еще нескольких портретов и любовница Климта. Их связь началась за пару лет до написания полотна. Официально они были друзьями, а фактически любовниками.

Муж Адели Фердинанд Блох-Бауэр, магнат и страшный богач, конечно, знал о неверности жены и придумал гениальный ход: он заказал Климту портрет супруги.

За время работы над ним Климт так устал от Адели, а она от него, что по завершении картины больше они не встречались.

Судьба автора

Густав Климт родился в семье гравера по золоту. С детства он был знаком с металлом, с техникой работы, с ювелирным искусством. Все это очаровывало Густава, он решил посвятить себя искусству. Вместе с братом они оконили художественную академию, после которой стали брать заказы по декорированию помещений и росписи стен.

Смерть отца заставила Климта изменить и свои творческие взгляды, и свое отношение к живописи. Если раньше он следовал академической традиции, не заботясь о настроениях заказчиков и гонорарах, то теперь был вынужден думать и о деньгах — надо было кормить семью.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Климт был одним из первых, кто работал на стыке разных направлений искусства. Героев он вписывал в плоскость, а плоскость — в стену, то есть в архитектурное окружение. Это был синтез живописи и архитектуры.

Общее увлечение венской буржуазии Древним Востоком совпало с тем, что интересовало самого живописца.

Он быстро нашел себе богатых клиентов, которые были готовы хорошо платить, чтобы сделать своим женам приятное — подарить модный портрет.

Несмотря на высокие гонорары, живописец продолжал жить скромно. Все заработанное уходило на содержание созданного им Венского сецессиона — объединения молодых художников-новаторов, нуждавшихся в поддержке.

Была в жизни Климта одна встреча, которая сыграла грандиозную роль в судьбе его художественного наследия. «Вы гений, вам нечему здесь учиться!» — сказал Климт Гитлеру, когда тот поступал в венскую академию художеств.

Этим восклицанием Климт обеспечил сохранность своим полотнам во время Второй Мировой. После оккупации Австрии многие произведения искусства, конфискованные Германией, пострадали или были уничтожены.

Сохранность же полотен Климта была личным приказом фюрера.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912104-yudif-i-klimta-istoriya-kartiny/

«Юдифь I» Климта — История одного шедевра

Сюжет

Читайте также:  Музей фрама в осло: корабль нансена, амундсена и свердрупа

Соблазнительница Юдифь только что обезглавила Олоферна. Ее лицо — это сочетание знойного огня во взгляде темных глаз, жестокость в линии губ и ноздри, трепещущие от страсти. Как если бы глубоко в душе этой женщины дремали мистические неукротимые силы.

Олоферн по приказу Навуходоносора должен был покорить народы, обитавшие к западу от Ассирии, в том числе и Иудею. На пути к Иерусалиму стоял город Ветилуя. Войско Олоферна осадило его, перекрыв жителям доступ к воде. Старейшины не решались ни на сопротивление, ни на сдачу.

Тогда молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась со служанкой в стан ассирийцев. В шатре Олоферна Юдифь рассказала свою легенду о намерении провести войско к Иерусалиму.

На логичный вопрос, почему же она решилась предать своих соплеменников, Юдифь ответила, что они впали в грехи тяжкие и отошли от истинного учения бога, а потому должны быть наказаны.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание «Юдифь I», 1901

Олоферн был очарован и оставил женщину жить в лагере. Через несколько дней он устроил пир. Напившись и потеряв бдительность, а когда в шатре не осталось ни слуги, Юдифь обезглавила спящего Олоферна. Голову воина она принесла в Ветилую и предложила вывесить её на крепостной стене. Ассирийцы пришли в ужас, были деморализованы и совершенно неспособны продолжать завоевание Иудеи.

Ветхозаветный сюжет художник перенес в современный ему мир. Юдифь изображена с прической по моде рубежа XIX-XX веков. Образ Юдифи в религии трактовался как символ победы над похотью и гордыней.

Картина же Климта представляет женщину в новом свете, как демоническую, femme fatale. Сластолюбие и извращение, соблазн и греховность. Климт показывает силу Юдифи, которая заключается в ее слабости.

Через этот классический для библии парадокс она соотносится с Давидом, победившим Голиафа.

Юдифь следовала архетипу прелестниц, созданному, в том числе, и Оскаром Уайльдом, чья трагедия «Саломея», вышедшая в 1891 году, была чрезвычайно популярна. Даже золотая рамка с подписью «Judith and Holofernes» («Юдифь и Олоферн») была сделана специально по просьбе Климта, уставшего от сравнения его Юдифи с Саломеей.

Через несколько лет после первой версии Климт напишет вторую Юдифь, на этот раз отказавшись от магнетической чувственности. Юдифь II выглядит более жестокой, обостренной, трагичной. Она уже не похожа на соблазнительницу. Она убийца.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание «Юдифь II», 1909

Контекст

По легенде, подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи. Однако, во-первых, Навуходоносор был вавилонским, а не ассирийским правителем, а во-вторых, Иудею он все-таки взял. Сам город, который спасала Юдифь, тоже остается загадкой.

Никакой Ветилуи на пути к Иерусалиму не обнаружено. Церковь воспринимала историю Юдифи как действительно произошедшую, ученые же называли ее выдумкой богословов.

Но есть исследователи, которые полагают, что Юдифь действительно существовала, а нестыковки вызваны ошибкой летописцев и переписчиков.

Все это не интересовало Густава Климта. На работу его вдохновляло византийское, минойское, микенские и египетское искусство. У авторов фресок и мозаик он перенял свою смешанную технику и страсть к плоскому изображению.

В поисках клиентов Густав обходил богатых венских капиталистов, чьи жены с ума сходили по эстетике Древнего Востока. Им хотелось иметь портреты, на которых они бы представали в образах саломей, клеопатр, юдифей и других героинь прошлого.

Климта интересовало то, что составляло женственность: глаза, губы, руки, линии тела

Реалистичная обстановка на его портретах не существует, либо присутствует в той мере, насколько это необходимо для раскрытия образа. В основном же его женщины окружены абстрактными формами, геометрическими фигурами разной природы.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907

Моделью для обеих версий «Юдифи», скорее всего, была Адель Блох-Бауэр, героиня еще нескольких портретов и любовница Климта. Их связь началась за пару лет до написания полотна. Официально они были друзьями, а фактически любовниками.

Муж Адели Фердинанд Блох-Бауэр, магнат и страшный богач, конечно, знал о неверности жены и придумал гениальный ход: он заказал Климту портрет супруги.

За время работы над ним Климт так устал от Адели, а она от него, что по завершении картины больше они не встречались.

Судьба автора

Густав Климт родился в семье гравера по золоту. С детства он был знаком с металлом, с техникой работы, с ювелирным искусством. Все это очаровывало Густава, он решил посвятить себя искусству. Вместе с братом они оконили художественную академию, после которой стали брать заказы по декорированию помещений и росписи стен.

Смерть отца заставила Климта изменить и свои творческие взгляды, и свое отношение к живописи. Если раньше он следовал академической традиции, не заботясь о настроениях заказчиков и гонорарах, то теперь был вынужден думать и о деньгах — надо было кормить семью.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание «Поцелуй» Климта

Климт был одним из первых, кто работал на стыке разных направлений искусства. Героев он вписывал в плоскость, а плоскость — в стену, то есть в архитектурное окружение. Это был синтез живописи и архитектуры.

Общее увлечение венской буржуазии Древним Востоком совпало с тем, что интересовало самого живописца.

Он быстро нашел себе богатых клиентов, которые были готовы хорошо платить, чтобы сделать своим женам приятное — подарить модный портрет.

Несмотря на высокие гонорары, живописец продолжал жить скромно. Все заработанное уходило на содержание созданного им Венского сецессиона — объединения молодых художников-новаторов, нуждавшихся в поддержке.

Была в жизни Климта одна встреча, которая сыграла грандиозную роль в судьбе его художественного наследия. «Вы гений, вам нечему здесь учиться!» — сказал Климт Гитлеру, когда тот поступал в венскую академию художеств.

Этим восклицанием Климт обеспечил сохранность своим полотнам во время Второй Мировой. После оккупации Австрии многие произведения искусства, конфискованные Германией, пострадали или были уничтожены.

Сохранность же полотен Климта была личным приказом фюрера.

Источник: https://diletant.media/articles/37732708/

Иной взгляд на легенду «Юдифи и Олоферна»

Просмотров: 13047

15.02.2010 15:31

| Печать | E-mail

В журнале «Техника молодёжи» № 1 за 2010 год, была опубликована интересная статья «Ахидор и Олоферн». Фундаментом статьи послужила ветхозаветная история «Юдифи и Олоферна». «Техника молодёжи» приводит краткий пересказ этой истории и сообщает, что согласно последним изследованиям, красавица Юдифь была лишь средством усыпления бдительности ассирийского полководца, а непосредственно план его убийства разработал и привёл в исполнение египтянин Ахиодор, бывший подчинённый Олоферна. Ниже приводим полный текст статьи. Считаем, что этот материал будет интересен большинству посетителей сайта, как знакомых с ветхозаветной историей «Юдифи и Олоферна», так и не знакомых с ней.

Комментарий приведен в конце текста статьи.

ИАС КПЕ

АХИОДОР И ОЛОФЕРН

«Техника молодёжи», №1, 2010 г.

Так в действительности следовало бы называть библейскую легенду, которую мы знаем как «Юдифь и Олоферн»,— убеждён наш автор. В ходе своих исследований он пришёл к необычному выводу — красавица была лишь средством усыпления бдительности ассирийского полководца, а непосредственно план его убийства разработал и привёл в исполнение египтянин Ахиодор.

Образ Юдифи, умертвившей согласно библейской легенде, ассирийского полководца Олоферна, мы, как правило, представляем по работам австрийского художника Густава Климта (1862 — 1918). У него есть две картины на эту тему.

Всё творчество Климта это попытка раскрыть тайные стороны женской души в художественных образах. И его полотна, посвященные Юдифи, не исключение.

На них она предстаёт перед нами в образе роковой женщины, музы и вампира, сексуальной приманки и символа упоения, несущего смерть.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Картина Густава Климта «Юдифь» (1901)

Если в первой работе «Юдифь» (1901) она молодая соблазнительная женщина, которой можно любоваться и наслаждаться, а смерть мужчины это его плата за полученное удовольствие, то во второй работе «Юдифь II» (1909) эта уже зрелая женщина вамп, своего рода сказочное божество, нацеленное на убийство. Она требует дани и использует свою сексуальность, чтобы нести смерть.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Картина Густава Климта «Юдифь II» (1909)

А как Юдифь описана в первоисточнике — в Библии? Вкратце её история такова. В VII в. до н.э. ассирийский царь Навуходоносор решил наказать иудейский народ за непокорность. Он собрал многотысячную армию, состоявшую из 170 тыс. пеших бойцов и 12 тыс. конников, и направил его в Иудею. Во главе войска Навуходоносор поставил полководца Олоферна, наделив его исключительной властью. Покорив на своём пути несколько государств, эта несметная рать, наконец, подошла к Иудее. Так как Олоферн практически ничего не знал об этой стране, он собрал военный совет и попросил всех присутствующих высказать своё мнение о иудейском народе, его войске и способах ведения боевых действий в горной местности. Первым взял слово командир египетской части ассирийского войска Ахиодор. Он рассказал об особенностях веры иудеев и пояснил, что если они соблюдают все предписанные правила, то непобедимы, но если они нарушают божественные принципы, то становятся уязвимы. Сейчас они крепки духом, и Олоферну с войском лучше удалиться в свою страну.

За эти слова ассириец разгневался на Ахиодора, но не казнил его, а отправил в иудейский город Ветилуя, который он собирался захватить первым, дабы египтянин смог своими глазами увидеть, как эта твердыня падёт, и разделить участь её жителей.

Для таких радужных ожиданий у Олоферна были все основания, ведь у иудейского царства не было ни сильной армии, ни обученного народного ополчения. Войска ассирийцев прошли узким проходом в горах в долину перед Ветилуей и блокировали её. По сути, судьба города была предрешена, он мог выдержать осаду не более 40 дней. И вот прошли 34 дня. Запасы продуктов и воды подходили к концу. Жители обратились к своим вождям и старейшинам с великим плачем. Они требовали открыть ворота врагам. Отцы города просили подождать пять дней, в течение которых надлежало молиться о божественном спасении.

Услышав об этом, одна молодая вдова по имени Юдифь попросила придти к ней вождей и старейшин. И когда они явились, женщина сообщила, что за те самые пять дней, что отведены на молитвы о спасении города, она собирается спасти не только его, но и всё Иудейское царство.

Получив благословение отцов города, Юдифь занялась подготовкой к осуществлению своего плана, который заключался в том, что вдовушка решила хитростью втереться в доверие к предводителю ассирийцев Олоферну и умертвить его. Она привела себя в порядок — вымылась и натёрлась благовониями, надела свои лучшие одежды и накрасилась.

В таком виде и в сопровождении одной лишь служанки Юдифь вышла из города и отправилась в стан врага. На первой же заставе её остановили. Тогда вдова разразилась пламенной речью, сказалось её прирождённое ораторское дарование. Воины слушали её с открытыми ртами.

Она сообщила, что пришла, чтобы указать путь Олоферну и помочь ассирийцам овладеть Иудеей, да так что не погибнет ни один воин. Враги подивились её красоте и посчитали женщину предвестницей своей победы.

Юдифи выделили сто воинов для охраны, и этот внушительный кортеж отправился кратчайшей дорогой к шатру полководца. Юдифь ещё не добралась до него, а весь лагерь уже гудел, как улей,— по нему в мгновение ока пронеслась весть о ней. Олоферн в это время спал. Охрана разбудила его, и он принял Юдифь в своём шатре.

Женщина поклонилась, повторила то, что говорила воинам, при этом добавила, что победить иудеев можно, когда жители города совершат святотатство. Город голодает, но соблюдает все установления веры, однако суровая нужда заставит преступить их, и через некоторое время они станут питаться тем, что запрещено.

Но для этого надо получить разрешение из Иерусалима, туда уже послан гонец. Как только жители города нарушат закон, их главное божество отвернётся от Ветилуи. Вот тогда-то ассирийцы без труда и захватят город.

Юдифь обещала сообщить Олоферну, когда наступит этот день, но для этого ей нужно каждую ночь выходить из лагеря, совершать омовение, молиться, и тогда Бог подаст ей знак. Олоферн сможет взять город, и никто не будет сопротивляться.

Кроме того, красавица обещала провести ассирийцев до самого Иерусалима и помочь захватить его. А чтобы он не сомневался, женщина сообщила, что ей было откровение, и она — посланник высших сил. Очарованный красотой Юдифи, Олоферн согласился.

Он разрешил ей пользо­ваться лучшими яствами со своего стола, но она отказалась, просила не гневаться и разрешить питаться ей и её служанке тем, к чему они привыкли. Просьба была удовлетворена. Женщине выделили шатёр, разрешили ей свободно перемещаться по лагерю и выходить из него на ночную молитву.

Прошло три дня, и Олоферн решил устроить пир. Он послал управляющего евнуха Вагоя к Юдифи с приглашением и сказал, чтобы она была одета «как одна из дочерей сынов Асура». Надо сказать, что у полководца не было недостатка в женщинах, но красавица Юдифь затмевала их всех. И «подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась. Он сильно желал сой­тись с ней и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её», — написано в Библии. Когда вдова явилась, полководец предложил ей пировать и веселиться, а сам в это время от страсти к красавице пил вино без меры, «сколько не пил никогда, ни в один день от рождения». Наступила ночь. Приглашённые и слуги удалились. Юдифь осталась одна с Олоферном, «переполненным вином». Охране сообщили, что вдова поздно ночью как обычно выйдет на молитву, а Вагою, что она останется до утра с Оло­ферном. Всё стихло, только пьяный храп полководца нарушал тишину. Юдифь тихо помолилась, взяла меч Олоферна и приблизилась к спящему ассирийцу. Схватив его за волосы, она сказала: «Господи Боже укрепи меня в этот день» и изо всей силы ударила мечом по шее ассирийца, однако удар был слаб и понадобился второй, чтобы отсечь голову. Женщина сбросила с постели мёртвое тело, сняла со столбов занавес и завернула в него голову врага. Этот страшный свёрток её служанка спрятала в мешке с продуктами.

Читайте также:  Скульптура «рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Всё было сделано быстро и тихо, а потому не вызвало подозрения у охраны. Женщины, как обычно, вышли из лагеря, якобы для молитвы, и ничего не подозревающая стража молча пропустила их. В темноте они спокойно подошли к родному городу, подали услов­ный сигнал, и его ворота открылись перед ними.

Вскоре на городской площади собралась толпа горожан. Юдифь, представ перед ней, вынула из мешка голову Олоферна и показала её всем. При этом она сказала, что Бог поразил его рукою женщины, «лицо моё прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха». Народ при этом был настолько изумлён, что пал перед ней на колени, а старейшины воздали ей почти царские почести. Утром голову Олоферна повесили на городскую стену, а жители Ветилуи взяли в руки оружие и направились к лагерю ассирийцев. В стане врага, увидев это, забили тревогу. Охрана бросилась к шатру полко­водца. Управляющий Вагой вошёл в спальню Олоферна и увидел мёртвое обезглавленное тело. Ассирийские воины, оставшись без предводителя, побросали оружие и разбежались. Жители Ветилуи целый месяц грабили стан Олоферна. Юдифи отдали шатёр и всю утварь полководца, включая серебряные сосуды и чаши. Но вдова была бескорыстным человеком и всё подаренное ей жителями города отдала в Иерусалимский храм, чем заслужила ещё большую славу. Она так и не вышла замуж, хотя многие к ней сватались. Прожила она 105 лет. И всё это время никто не посмел напасть на её Родину. Многие, казалось бы, малоправдоподобные эпизоды Библии сегодня уже подтверждены археологическими раскопками. Это заставляет относиться к истории Юдифи не как к красивой легенде, а как к реальному событию. Однако и полностью поверить в неё тоже весьма сложно. Судите сами! В Библии Юдифь описывается как пусть и красивая, но спокойная, скромная и благодетельная женщина. Потому-то она и не показалась подозрительной Олоферну и он допустил её в свой лагерь. Едва ли в мозгу такой тихой вдовушки мог зародиться столь изощрённый план убийства.

Кроме того, Юдифь даже чисто физически не смогла бы осуществить убийство указанным в Библии способом. В те времена женщинам Иудеи под страхом смерти запрещено было не то что брать в руки, а даже просто прикасаться к такому чисто мужскому оружию, как меч. А значит, Юдифь не умела им пользоваться.

То есть она просто не смогла бы отрубить Олоферну голову даже и с двух ударов. Для отсечения головы нужна немалая (мужская) сила и навык. Даже профессиональные палачи не всегда удачно справлялись с этой задачей.

Что уж говорить о хрупкой женщине! Иными словами, во всех деталях этой истории чувствуется мужской ум и мужская же рука! Даже способ умерщвления чисто мужской, женщина скорее отравила бы Олоферна.

Как это ни удивительно, в Библии есть косвенные доказательства, указывающие на участие мужчины в истории убийства ассирийского полководца. В частности, там есть указание на то, что в стан врага Юдифь сопровождала очень крупная и сильная (несла огромный мешок с припасами) служанка. По-видимому, на самом деле, это был переодетый в женщину мужчина. Но кто этот человек? Анализ всех обстоятельств убийства Олоферна позволяет утверждать, что организовать и осуществить его мог только один человек — Ахиодор! Во-первых, у него был для этого мотив. Олоферн изгнал его из своего лагеря и отправил в осаждённый город, обрекая тем самым на верную смерть. Чем же это не повод для того, чтобы отомстить своему обидчику и спасти собственную жизнь?

Во-вторых, только Ахиодор мог придумать такой план, поскольку в нём учтены индивидуальные свойства характера Олоферна, которые мог знать только лично с ним знакомый человек, а таковым из всех находящихся в Ветилуи был только египтянин. Ну и наконец, он, будучи профессиональным военным, конечно же, прекрасно владел любыми видами оружия, в том числе и мечом.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Ахиодор, отсекающий голову Олоферну. Видимо, примерно так в действительности выглядело убийство ассирийского полководца.

Если принять версию о том, что организатором убийства ассирийского полководца стал Ахиодор, то библейская история Юдифи приобретает очень достоверный вид. Вот как примерно выглядела операция по устранению Олоферна. Изгнанный из ассирийского войска Ахиодор явился в Ветилую и предложил его жителям свои услуги в деле отражения вражеской агрессии. Поскольку прилично подготовленных войск в городе не было, египтянин предложил простой и весьма эффективный план. Он решил умертвить Олоферна, «убивая» тем самым сразу «двух зайцев»: отомстить своему обидчику и спасти собственную жизнь. Помощь иудейскому городу едва ли была первостепенной задачей Ахиодора, но так уж получилось, что цели египтянина и жителей Ветилуи совпали.

Единственное, что требовалось Ахиодору для убийства Олоферна — это попасть в ближнее его окружение, не будучи узнанным.

Надо отдать должное египтянину — он нашёл для этого самый верный способ: использовать женщину, ведь ничто так не усыпляет бдительность мужчины, как женская красота! Он решил появиться в ассирийском лагере загримированным под служанку, сопровождающую очень красивую женщину. Причём при подборе такой особы выбор пал на Юдифь совсем не случайно.

Ахиодор, похоже, учёл вкус Олоферна и подобрал «хозяйку» таким образом, чтобы она обязательно понравилась полководцу. Явиться к своему врагу под видом служанки было выгодно ещё и потому, что всё внимание досталось бы хозяйке и никто не стал бы интересоваться прислугой.

События развивались точно по плану Ахиодора. Юдифь и он, загримированный под служанку, явились в стан ассирийцев. Олоферну женщина очень понравилась, он не только разрешил ей свободно перемещаться по лагерю, но и стал добиваться близости с ней. Юдифь сделала вид, что принимает ухаживания полководца и после пира осталась в его шатре.

Вместе с ней осталась там и «служанка». Когда Олоферн уснул, Ахиодор отсёк спящему врагу голову. Причём египтянин даже не брал с собой оружия, ведь будь оно обнаружено у женщин, их план бы провалился. Зная порядки ассирийцев, Ахиодор был уверен, что найдёт меч самого Олоферна у изголовья его кровати.

Обезглавив полководца, египтянин и Юдифь беспрепятственно покинули ассирийский лагерь. Добравшись до Ветилуи, они известили жителей о своей удаче. А наутро вражеское войско, лишённое руководства, погрузилось в хаос и отступило из Иудеи.

Таким образом, Ахиодор сумел отомстить своему обидчику, спасти свою жизнь, а заодно избавить от вражеского нашествия Ветилую, да и всю Иудею.

Но почему же тогда в Библии история убийства настолько искажена? Почему главным героем этой легенды стала Юдифь, а Ахиодор удостоился лишь мимолётного упоминания? Ответ очень прост. Библия это книга, проповедующая величие богоизбранного народа, а Ахиодор был египтянином. Описывать его подвиги в Библии просто не имело смысла. Потому-то её творцы вложили карающий меч в руки слабой иудейской женщины — Юдифи. Её образ, нарисованный в Библии, явно не соответствует масштабу описанных там её же деяний. А какой же она была в действительности? Уж явно не такой, как её изобразил на своих полотнах Густав Климт. Она не была ни женщиной вамп, ни соблазнительной обольстительницей, скорее всего библейская героиня не более чем хорошенькая пустышка. Михаил Дмитриев

Комментарий:

В приведенной статье автор расследует одну из библейских историй, делая вполне здравые выводы. Однако эти выводы в реальности намного глубже. Автор не говорит главного.

А именно того, что в те далёкие времена еврейство, как специфическое войско Древнеегипетского жречества уже было сформировано, то есть прошло «боевую» и «политическую» подготовку в ходе Синайского турпохода.

Судя по всему, египетский «ЦК» спустя много лет по окончании этого «похода» продолжал «крышевать» своё «войско» через своих агентов (таких как командир египетской части Ахидор. Задумайтесь, случайно ли он предлагал Олоферну не нападать на Иудею и предлогал удалиться назад в Ассирию?) в сопредельных государствах.

И египетский «ЦК» весьма в этом преуспел, ибо один такой агент остановил целое войско. И то, как он это сделал, есть мощный сигнал всем горячим головам, которые призывают к очередным погромам и крестовому походу против «мирового еврейства» и «мирового правительства».

Культура и мировоззрение намного важнее пламенных призывов и громких действий. Ключевое значение в таких конфликтах имеет личная культура и способность к управлению, и самоуправлению, а не военная или экономическая сила. Пьяница Олоферн – это голова войска, был отсечён от «тела» – самого войска и это «тело» умерло за час.

Как бы повернулась мировая история, если бы Олоферн обладал более высокой культурой, держал бы свой разум в трезвости, а дух – вне власти животных инстинктов? Ответ очевиден, он сохранил бы себе жизнь, не потерял бы управление войском и выполнил бы приказ, поставленный Навуходоносором, а само войско вряд ли бы стало стадом баранов, неспособным самоорганизоваться и выдвинуть из своей структуры лидера для продолжения выполнения поставленной задачи.

Читайте также:  «автопортрет в пенсне», жан батист симеон шарден — описание картины

А. Белов, Соратник ВПП КПЕ,

г. Москва

Источник: http://kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-sostavlyayuschih-jizni-obschestva/istoriya-kultura/1344-inoy-vzgliad-na-judif-i-olofern

Густав Климт «Юдифь и Олоферн» (Саломея). Описание картины

Работа над картиной «Юдифь и Олоферн» пришлась на время, когда смелость творческих экспериментов Климта иногда шокировала критику. Создание шедевра заняло несколько лет и, по мнению некоторых искусствоведов, именно с этим полотном связано зарождение романа любвеобильного живописца и жены-красавицы промышленника Фердинанда Блох-Бауэра – Адель.

Библейский сюжет, повествующий о том как благочестивая вдова Юдифь, решается на жертвенный поступок, с тем, чтобы спасти от ассирийцев родной город, интерпретирован Климтом настолько своеобразно, что это произведение получило еще одно название – «Саломея», по имени знаменитой соблазнительницы из Нового Завета.

Юдифь художника, несмотря на то, что держит голову жестокого завоевателя, более ассоциируется со светской львицей из праздного венского общества, и представляет собой архетип роковой женщины; в ее глазах и приоткрытых губах явно читается осознание своей силы над мужским началом.

Оружие климтовской Юдифи более мощное, «эффективное», и изощренное; обычный меч – ничто, по сравнению с его силой, откровенно зовущей в мир чувственной любви, с тем чтобы затем испепелить любого противника.

Печальная участь Олоферна (или всего мужского рода) мастерски подчеркнута золотым колье, обратив внимание на которое, зритель вспоминает о шее, сначала ассирийца, затем, может быть, своей.

При всей «жестокости» сюжета, зритель не ощущает чувства отвращения или страха от вида усеченной главы, наоборот, жест Юдифи выглядит наполовину «ласкающим», но более – эротическим.

Произведение относится к ранним работам Климта, отличающихся рядом особенностей этого периода его живописи: мягко окрашенное лицо героини выписано в пластичном «объеме», и заметно контрастирует с поверхностью орнамента, плоскость которого двухмерная. Также у художника сначала появлялась рама, сделанная его братом, и только потом начиналась работа над картиной.

Это первая работа, в которой Адель изображена под псевдонимом Юдифи, и написана под влиянием византийской живописи, изучаемой Климтом во время пребывания в Равенне.
Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

«Юдифь и Олоферн» (Саломея) 1901 г. Холст, масло. 84 x 42 см.
Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Источник: http://gklimt.ru/gustav-klimt-yudif-i/

Юдифь с головой олоферна

Легенду об иудейской героине Юдифь относят к 589 году до н. э. Именно эта дата считается временем совершения подвига смелой женщиной, которая спасла свой город от врагов.

Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт - описание

Лукас Кранах Старший (1472 — 1553) — великий немецкий художник, живописец эпохи Ренессанса. Явился основателем Дунайской школы живописи, а также активным художником, который непосредственно повлиял на стремительное развитие искусств в эпоху Возрождения.

За свою жизнь создал немало всемирно известных картин и полотен, которые в настоящее время считаются бесценными шедеврами мировой живописи. Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им. А. С. Пушкина в Москве, Дрезденская картинная галерея и другие.

Продолжая повествование о шедеврах Лукаса Кранаха Старшего, стоит отметить одну из его картин, которая называется «Юдифь с головой Олоферна».Юдифь с головой Олоферна — картина мифологического характера, которая была написана приблизительно в 1530 году маслом по дереву. Размеры картины: 89,5 х 61,9 см.

В настоящее время является экспонатом Государственной галереи Штуттгарта. Данный сюжет стал очень известен в Европе около 1000 г. н. э., когда о ней написал англо-саксонский аббат.

Стоит сказать, что данный сюжет был настолько популярен, среди художников, что к нему обращались многие известные живописцы: Джорджоне, Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Сандро Боттичелли, Андреа Мантенья, Донателло, Микеланджело, Джорджо Вазари, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Артемизия Джентилески, Тинторетто, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Густав Климт и многие-многие другие.

Легенду об иудейской героине Юдифь относят к 589 году до н. э. Именно эта дата считается временем совершения подвига смелой женщиной, которая спасла свой город от врагов.

Исторические события и сама легенда рассказывают о том, что ассирийский царь Навуходоносор послал своего военачальника Олоферна завоёвывать страны Ближнего Востока и народы, которые жили к западу от Персии.

Иудеи, узнав о приближении Олоферна с войском, стали возводить укрепления.

Олоферн окружил город и решил взять его измором, отрезав все пути горожан и требуя немедленной сдачи. Юдифь вместе со своей служанкой проникла в лагерь военачальника и пообещала ему лёгкий способ захвата крепости. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере. На четвёртый день пребывания среди врагов, Юдифь пригласили на пир. Здесь Олоферн опился вином и заснул.

Юдифь взяла его собственный меч и отрезала Олоферну голову, которую спрятала в мешок служанки. Вместе с головой они вернулись в город. Голову вывесили на крепостной стене, после чего оставшиеся без командующего войска стали отступать и были разбиты войсками израильтян.

Именно этот героический миф и послужил основой для создания десятков замечательных полотен, проникнутых отчаянной смелостью и решительностью Юдифь

Источник: https://www.colors.life/post/1258230/

Библейские сюжеты в живописи. Юдифь И Олоферн

Юдифь — персонаж ветхозаветной «Книги Юдифи», богатая вдова из иудейского города Ветулия. Когда её родной город осадило ассирийское войско под командованием военачальника Олоферна, Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский лагерь.

Олоферну, очарованному её красотой, женщина сказала, что боги открыли ей его будущее: вскоре героя ждёт блестящая победа. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию, унося с собой страшный трофей.

Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси, и город был спасён.

Книга Иудифи,13:14-18

14. Она же сказала им громким голосом: хвалите Господа, хвалите, хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева, но в эту ночь сокрушил врагов наших моею рукою. 15 .И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины.

16 .Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха. 17 .Весь народ чрезвычайно изумился; пали, поклонились Богу и единодушно сказали: благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего!

18 .А Озия сказал ей: благословенна ты, дочь, Всевышним Богом более всех жен на земле, и благословен Господь Бог, создавший небеса и землю и наставивший тебя на поражение головы начальника наших врагов;

Так Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы.

Эта тема интересовала Боттичелли, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Караваджо, Рембрандта, Рубенса, Аллори и др. В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках.

В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом.

Противопоставление бледного гладкого женского тела и волосатого темного лица мертвого полководца, голову которого она схватила за волосы, будто подчеркивает духовную чистоту юной героини.

Оригинально интерпретирует историю Юдифи Зинаида Лурье в своем докладе «Образ Юдифи в классическом искусстве Запада в свете гендерных исследований»: “В истории искусства нередки примеры, когда тот или иной образ становится тем, что Пьер Нора называл «местом памяти» — неким сосудом, вмещающим разнообразные содержания.

Ветхозаветная героиня Юдифь, несомненно, является одним из таких примеров: на протяжении веков мы наблюдаем насыщение образа в зависимости от предпочтений эпохи разнообразными смыслами. Так, в средневековом искусстве она трактуется с точки зрения христианской типологии, а на рубеже XIX-XX вв.

становится одним из во-площений «роковой женщины» (Климт). Наиболее интересным с точки зрения сосущест-вования различных трактовок образа является классическое западноевропейское искусство.

В эпоху Возрождения мы можем говорить о влиянии на изображение Юдифи политической коньюктуры, способствующей героизации образа; с другой стороны, выявляется «гендерный» пласт в ее трактовке.”

Лукас Кранах. «Юдифь с головой Олоферна». ок. 1530 г.

История Юдифи была, конечно, хорошо известна при дворе курфюрста Саксонского. Игривые умы куртуазных поэтов изменили её смысл, она стала для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты.

Кранах написал в образе Юдифи Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви.

Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился. На картине Лукаса Кранаха ее приглашают к столу.

Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь.

Джорджоне. «Юдифь», 1504. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эротический аспект содержит также полотно «Юдифь» Джорджоне. В позе победительницы — в правой руке кинжал, правая нога на голове Олоферна она в ряду великих ликвидаторов зла. Таким же образом изображались также Мария (с чертом) и святая Маргарита (с драконом). В картине Джорджоне героиня, убившая Олоферна, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной.

В этой знаменитой работе художника находит свое выражение чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика. Картина «Юдифь» — формально композиция на библейскую тему. Причем, в отличие от картин многих кватрочентистов, именно композиция на тему, а не ее иллюстрация.

Характерно, что мастер изображает не какой-нибудь кульминационный с точки зрения развития события момент, как это обычно делали мастера кватроченто. На фоне спокойного предзакатного ясного пейзажа под сенью дуба стоит, задумчиво облокотись на балюстраду, стройная Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева.

Мягко алые одежды пронизаны беспокойно ломаным ритмом складок, как бы далеким отзвуком пронесшегося вихря. В руке она держит опертый острым концом в землю большой обоюдоострый меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно подчеркивает гибкость полуобнаженной ноги, попирающей голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка.

Эта композиция, казалось бы, передает все очарование образа юной женщины, холодно прекрасной и ясной, которой вторит, как своеобразный музыкальный аккомпанемент, мягкая ясность мирной природы.

Вместе с тем холодное режущее лезвие меча, неожиданная жестокость мотива — нежной нагой ступни, попирающей мертвую голову, — вносит ощущение какой-то смутной тревоги и беспокойства в эту, казалось бы, гармоническую, почти идиллическую по настроению картину.

Источник: https://litnet.com/ru/reader/bibleiskie-syuzhety-v-zhivopisi-yudif-i-olofern-b13415

Ссылка на основную публикацию