Ярмарка в гавре, альбер марке — описание

0.00

chat 0 отзывов

до 1 бонусов

close Бонусная программа. Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети. Оформление книги может не совпадать с представленным на сайте

Смотреть наличие в магазинах

Аннотация

Альбер Марке — один из наиболее выдающихся французских живописцев XX века. Созданные мастером пейзажи навсегда связали с его именем эпитеты «певец Парижа», «очаровательный», «поэтичный». Чрезвычайно скромный и очень искренний, этот художник вдохновлялся реальной жизнью и из окна парижской мастерской, и в многочисленных путешествиях. Пейзаж был излюбленным жанром Марке. Героями его работ часто становились Париж, Неаполь, Гамбург, Алжир… Простые, понятные, но необычайно притягательные пейзажи Марке не утратили своего обаяния по сей день и по-прежнему волнуют зрителя.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. .
.

.

Сообщить о неточности в описании

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Книга «Альбер Марке (1875-1947)» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.

Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Гришина Е.

«Альбер Марке (1875-1947)» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Источник: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/960118/

Марке Альбер

Marquet Albert

(1875-1947)

Французский живописец и график. Родился в семье железнодорожного служащего.

Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1890-1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро (1895-1898).

Писал в основном пейзажи, а также обнаженную натуру, портреты, интерьеры и натюрморты.

Пейзажи Рђ. Марке, написанные РёРј РІ конце 1890-С… — начале 1900-С… РіРі., отмечены сильным влиянием импрессионистов. Так, РІ картине «Р”еревья РІ Бийанкуре» (РѕРє.

1898, Музей искусств, Бордо) и сюжет, и композиция, и передача освещения напоминают работы А.Сислея, хотя и без присущей последнему тонкости.

Уже в ранних произведениях А.

Марке проявляется характерное для него стремление подчеркнуть контур предмета СЃ помощью четко обозначенного мазка-штриха («РЇСЂРјР°СЂРєР° РІ Гавре», 1906, Музей искусств, Бордо).

Во второй половине 1900-х гг. творческие поиски А.Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Но уже в 1907 г.

он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний.

Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе.

С некоторого возвышения художник как бы наблюдает за неспешным течением Сены, его пристальный взгляд отмечает дугообразные линии мостов и прямые перспективы улиц.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

�ль де Франс. 1915-1916 гг. Холст, масло 65*81 см. Музей искусств. Винтертур, Швейцария

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Мост Сен Мишель в Париже. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Новый мост в тумане. 1947 г. Собрание М.Марке, Париж

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Порт Гонфлер. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Везувий. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Новый мост под дождём. Париж. Холст, масло, 1935 г.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Парусник в Поркеролле. Холст, масло, 1939 г.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Отлив в Пиле. Холст, масло. 1935 г

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Бужи. 1925 г. Собрание М. Марке, Париж

Вид на Алжир со стороны мола. Холст, масло. 1920 г

Порт Гавр. Холст, масло. 1934

Город Булонь-сюр-мер. Холст, масло. 1930

РњРѕСЃС‚ РІ Сен—Жан-РґРµ-Люз. 1927 Рі. Собрание Рњ. Марке, Париж

Суда в Марселе. 1916 г. Собрание М. Марке, Париж

Белая изгородь в Пуасси. Холст, масло. 1929 г

Эстак. Холст, масло. 1918 г

Вид Лувра. 1906-1907. Государственный Эрмитаж

Площадь св. Троицы в Париже. Государственный Эрмитаж. Холст, масло 81,5*65 см

Дождливый день в Париже (Собор Парижской богоматери). 1910 г. Холст, масло 81*65. Государственный Эрмитаж

Вид лувра. 1906-1907 гг. Государственный Эрмит

Вид лувра. 1906-1907 гг. Государственный Эрмитаж

В Неаполе. 1909 г. Холст, масло, 61,5*80. Государственный Эрмитаж

В Неаполе. 1909 г. Холст, масло, 61,5*80. Государственный Эрмитаж

Гавань в Ментоне. Ок. 1907 г. Государственный Эрмитаж. Холст, масло 65*81 см

Сен-Жан-де Люз. 1907 г. Холст, масло 60*81 см.

Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.007 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/10-57298.html

Альбер Марке. Распахнутое окно

До 08.01.2017 в ГМИИ имени А.С.Пушкина — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Произведения из музеев и частных собраний России и Франции.

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась масштабная ретроспективная выставка произведений Альбера Марке (1875–1947).

В 2015 году крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. ГМИИ им. А.С. Пушкина перенял эту эстафету у Музея современного искусства города Парижа, в котором в марте-августе 2016 года прошла выставка «Альбер Марке. Художник остановленного времени».

Французские кураторы задумали ее как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Проект Пушкинского музея значительно отличается от парижской выставки: он дополнен новыми ракурсами, которые позволяют по-новому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.

В частности, в Музее представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР.

В экспозицию также входят произведения выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа 1920-х годов, представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда решали пластические задачи, близкие к поискам французского живописца.

Всего на выставке представлено 69 работ, которые сгруппированы в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России».

Помимо 49 полотен самого Марке будут показаны работы его друзей-фовистов – Рауля Дюфи («Регаты», 1907–1908), Анри Мангена («Купальщица», 1906), Андре Дерена («Просушка парусов», 1905), Мориса де Вламинка («Баржи на Сене», 1905–1906).

В экспозиции также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера, – Антонины Софроновой («Каменный мост», 1930; «Балчуг», 1930), Бориса Рыбченкова («Одинокая», 1932; «Окраина.

Светлый вечер», 1933), Татьяны Мавриной («Мост окружной железной дороги», 1929; «Набережная», начало 1930-х), Николая Лапшина («Площадь Воровского», 1937; «Мойка. Вид на Красный мост», 1934) и Александра Ведерникова («Ленинград.

Чернышёва площадь», 1946; «Город зимой», 1936; «Малая Невка», 1930-е).

Как живописец, Альбер Марке формировался в период расцвета художественной жизни Парижа на рубеже XIX–XX веков, его связывала дружба с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Раулем Дюфи и Андре Дереном.

Своеобразие и оригинальность манеры Марке заключались в сочетании пластики динамичного, раскованного мазка и гармоничной палитры с гаммой сложных цветовых решений.

Перспектива и светотень служили художнику важнейшим средством выражения формы, объема и пространственной глубины. Одним из частых приемов в работе Марке над формированием характерной атмосферности стал контражур («Обнаженная. Контражур», 1909–1910).

Живописец осознанно избегал прамонаправленного света, поскольку изображение портретных черт и деталей помещения не были его целью. Возможно, логика контражура прочно соотносилась с организацией пространства черным контуром, появившемся в пейзажах Марке с середины 1900-х годов.

Во всяком случае, этот острый фовистический прием органично вошел в его живопись именно в это время. Идея фовистов изображать свет и тень цветом нашла поддержку Альбера Марке, она же навсегда изменила метод его работы над живописными произведениями.

Во время путешествия с Раулем Дюфи в Нормандию он стал писать без подмалевка, красочными плоскостями, активно использовать черный контур и даже форсировать колорит. Изображения объемов, пространственные соотношения цвета и света формировались не слой за слоем, как в академической живописи, а велись практически одновременно на всей поверхности холста.

Марке достигал «атмосферности» среды, выстраивая перспективу не по законам геометрии, а интригуя разницей освещения планов, эффектом зеркальных отражений на поверхности воды.

Виды Парижа, открывающиеся с балкона и из окон его мастерской, никогда не надоедали художнику, в парижскую квартиру он стремился как в родную гавань.

Также Альбекр Марке страстно любил путешествовать. Первые творческие поездки он совершал с друзьями, затем путешествовал много и охотно в одиночестве. А после женитьбы вместе с мадам Марке на своем автомобиле Ford пересекал Францию, Испанию, Северную Африку, Германию, Румынию.

Пейзажи Марке трудно вписать в контекст эпохи. Ни политика, ни происходившие события не вызывали отклик и прямо не влияли на его искусство. Именно эти обстоятельства, определявшие «вневременность» творчества Марке, свидетельствовали о цельности его художественной натуры и самобытности.

Он превосходно передавал состояние атмосферы и освещение, ощущение простора, стремительные перспективы благородную гармонию серых тонов. В работах мастера точность в изображении пейзажа сочетается с обобщением и лаконизмом, отсутствием деталей.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Везувий» Около 1909 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель» 1908 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Мост в Сен-Мишель в Париже. Набережная де Гран Огюстен» 1908 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Париж зимой. Набережная Бурбон» 1907 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Порт в Онфлере» 1911 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Собор Парижской богоматери зимой (Собор Парижской богоматери. Снег. Зима)» Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Солнце над деревьями (Солнце над Парижем. Набережная Лувра)» 1905 Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Альбер Марке «Контражур. Алжир» 1924

Информация (на 27.09.2015):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

  • Адрес: улица Волхонка, дом 14 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
  • Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
  • Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения. Подробнее на сайте музея >>
Читайте также:  Фриденсрайх хундертвассер: картины, биография

Источник: http://cultobzor.ru/2016/09/alber-marke-raspahnutoe-okno/

Выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Москве • ARTANDHOUSES

  • В череде громких премьер начала сезона присутствует очень идущая настроениям наступившей осени выставка мастера камерного пейзажа Альбера Марке (1875–1947).
  • Французского художника традиционно записывают в фовисты, однако, в отличие от его собратьев по художественной группе, Матисса и Дерена, с их резкой красочностью и грубыми формами, его больше интересовали проблемы передачи атмосферы.
  • «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу», — говорил тот, чья палитра была пластически сдержанна, гармонична и вместе с тем изысканна, равно как скромен набор сюжетов: река, чаще всего Сена, и городской вид, преимущественно Париж.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Порт в Онфлере» 1911

Открывающуюся в Москве выставку кураторы Музея современного искусства города Парижа задумали как монографическое исследование творчества живописца. В ГМИИ им А. С.

 Пушкина экспозицию дополнят произведения «маркистов», такой ярлык прилепился к советским художникам, которых обвиняли в подражании Альберу Марке, — выпускникам ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа 1920–1930-х годов, членам московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Излюбленными мотивами Николая Лапшина, Владимира Гринберга, Александра Ведерникова и других художников так же были набережные большой реки, городские пейзажи Москвы и Ленинграда, насыщенные влажным воздухом. Без сомнения, все они испытали на себе сильное влияние не только лирических традиций русской пленэрной живописи, но и раскованного мазка Марке.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Солнце над деревьями» («Солнце над Парижем. Набережная Лувра.») 1905

Летом 1934 года Марке с женой приезжал в Советский Союз. Посетил Москву, Ленинград, Ростов, Тбилиси, Батум, откуда морем возвратился во Францию.

В Ленинграде встретился с «маркистами» и поговорил о французской живописи.

Во время визита побывал в бывшем доме Сергея Щукина на Знаменке, тогда уже Музее нового западного искусства (филиале Музея изящных искусств), где предусмотрительно были вывешены работы французского гостя.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Задний свет, Алжир» 1924

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Мост в Сен-Мишель в Париже. (Набережная де Гран Огюстен)» 1908

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель» 1908

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Париж зимой. Набережная Бурбон» 1907

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

«Собор Парижской богоматери зимой». («Собор Парижской богоматери. Снег. Зима.») 1908

Источник: http://art-and-houses.ru/2016/09/19/vystavka-alber-marke-raspahnutoe-okno-proizvedeniya-iz-muzeev-i-chastnyh-sobranij-rossii-i-frantsii-v-moskve/

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом

В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло

Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века.

И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо:  без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С.

Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех  —измах) 

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно.

Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями.

Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло.

Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские. 

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов.

И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт».

Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях.

Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно. 

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Живопись Марке  о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ,  не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух.

Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках.

Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/podvodnye-kamni-peyzazhey-marke-ot-postimpressioni.html

Читать онлайн Мастера авангарда страница 44. Большая и бесплатная библиотека

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Общение с абстракционистами изменило творческую манеру художника. Его композиции стали гораздо более отвлеченными, и он сам сознавал это: «Мои изображения инстинктивно, по внутреннему побуждению, стали становиться схематичнее, абстрактнее». Однако в 1911 году это был только переходный период, о чем свидетельствует полотно «Красные кони» (1911, собрание П. Гейер, Цинциннати). Животные, изображенные в композиции, еще очень узнаваемы и полны жизненной энергии и силы. Три прекрасных коня динамичны и кажутся на пространстве холста яркой выразительной арабеской.

В 1912 году Марк снова посетил Париж, где познакомился с Делоне. Там же он имел возможность общаться с итальянскими футуристами.

В результате стиль мастера стал отвлеченным, в композициях появились лучевидные и призматические фрагменты, рассекающие на части целостную форму.

Эти работы прозрачны, наподобие стекла или хрусталя; они обладают собственной логикой ритмов и перемещений. Такова, например, картина «Мечтающая лошадь» (1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Далее детский восторг художника перед силами природы уходит, и в такой композиции, как «Судьба животных» (1913, Художественный музей, Базель), зритель видит уже первозданный хаос, пронизанный солнечными лучами, в котором мечутся отдельные фрагменты, части тел животных.

Дальнейшие художественные поиски и эксперименты в области сверхчувствительного привели Марка к абстракционизму («Тироль», 1914; «Борющиеся формы», 1914; обе — Государственная галерея современного искусства, Мюнхен).

Художник подошел к самому пику творческого развития, когда началась Первая мировая война. Марк принял участие в ряде сражений и в 1916 году погиб под Верденом. Когда в Германии к власти пришли фашисты, работы Марка были изъяты из музеев как вырожденческие. К сожалению, бо́льшая их часть была утрачена безвозвратно.

Марке Альбер (1875–1947)

Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным.

Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня). Храмы естественны, как растущие деревья, и без труда растворяются в окружающей среде.

Читайте также:  Богданов-бельский, «виртуоз» — описание картины

Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба. Поэтому работы мастера так воздушны. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного.

Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего. Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу… С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г.

Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками». В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А.

Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Чуть позже у него завязались близкие отношения с М. Вламинком, Р. Дюфи, А. Дереном и О. Фриезом.

После смерти Моро учиться в школе стало совершенно неинтересно, поэтому Марке и его друзья покинули учебное заведение, даже не написав программную работу, имея в кармане лишь удостоверение учителя рисования начальной школы.

Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов. Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Эта работа по выбранному сюжету и колориту несет на себе отпечаток художественной манеры А. Сислея.

Освещение и композиция подобраны изысканно, однако в целом произведению не хватает тонкости и лиризма, присущих Сислею. Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха.

Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо).

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описаниеЯрмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Марке экспонировал свои работы в Осеннем салоне 1905 года и в Салоне Независимых 1906 года вместе с группой фовистов.

Этим произведениям свойственна звучная и насыщенная цветовая гамма, характерная для представителей фовизма, однако художник в то же время тщательно соблюдает пространственные соотношения, а интенсивность цвета соответствует распределению планов, то есть становится гуще и насыщеннее в глубину.

Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Портреты Марке периода фовизма отличаются показом персонажа на нейтральном фоне; может быть особо подчеркнут его характерный жест, а не только силуэт или линии фигуры. Очень выразительны работы «Андре Рувейр» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж), «Сержант колониальных войск» (1906, Музей изящных искусств, Бордо).

Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. Для него была ближе собственная выразительная система. Если он показывал на холстах городские пейзажи, то в них отстраненная созерцательность переплеталась с глубоко интимным отношением к изображенному. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке.

Большую часть из них составляли парижские пейзажи. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью.

Раньше излюбленными парижскими районами художника были Люксембургский сад и авеню де Версай, но теперь он находил невыразимую прелесть в набережных Сены, Сите, в старинном Нотр-Даме. Значительную часть этих полотен живописец создал на высоте шестого этажа, что позволяло сделать композиционное построение особенно выразительным.

Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Такова выработанная самим художником манера, и одним из лучших ее примеров является «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

До Марке только импрессионисты и М. Утрилло так остро чувствовали дыхание Парижа. Только для импрессионистов Париж являлся городом, пронизанным световыми миражами и причудливыми фантазиями; Утрилло создал белый Париж, у Марке — серый («В дождь Париж шелестит, словно серая роза…»).

С нежностью и лиризмом мастер пишет плавные дугообразные линии мостов; нежная пепельная цветовая гамма с перламутровыми переливами тонко передает влажную атмосферу Парижа.

Серебристые пейзажи Марке выглядели совершенно особенно по сравнению с яркими полотнами фовистов.

Мировой известностью пользуются композиции «Солнце над Парижем» (1907), «Набережная Бурбон зимой» (1908), обе — ГМИИ, Москва.

Марке много путешествовал. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. После пребывания в Неаполе художник создал полотна, изображающие, скорее, не реальное море, а мечту о бескрайних просторах, морскую стихию как абсолют.

Море Марке не пустынно; в нем всегда чувствуется присутствие человека. Гармоничны соотношения моря, неба и легких парусников, ведущих неторопливый диалог с огромной стихией.

В подобных работах особое значение для художника имеет не цвет, а свет, благодаря которому создается ощущение пропитанного влагой морского воздуха или, наоборот, прогретого южными лучами солнца.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описаниеЯрмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Впечатления от своих путешествий художник выразил в серии полотен: «Везувий» (1909, ГМИИ, Москва), «Гамбургский порт» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Порт Гонфлер» (1911, ГМИИ, Москва), «Порт в Роттердаме» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж), «Алоэ в Сиди-Бу-Саиде» (1923, частное собрание, Париж), «Регата в Меллерой» (1927, Музей искусств, Бордо), «Гаврский порт» (1934, частное собрание, Париж), «Алжирский порт» (1943, Музей искусств, Бордо).

Алжир дал Марке возможность показать эффект палящего солнца, «солнца без теней». Города он воспринимал в их индивидуальной цветовой гамме. Как известно, Париж Марке был серым, Неаполь — голубым, Алжир — белым, Гамбург — желтым. В Алжире Марке начал писать штормовое море и грозы. После Северной Африки он сумел более глубоко оценить европейские пейзажи.

Источник: https://dom-knig.com/read_209668-44

Марке Альбер. Биография и творчество живописца

Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Его произведения рождались вне политики, вне происходящих событий. Однако все творчество мастера пронизано живыми эмоциями и чувствами изображаемых персонажей, будь то портрет человека или городской пейзаж.

Годы обучения

Родился Марке Альбер в 1875 году в городе Бордо (Франция). Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он вместе с родителями переехал в Париж. Семья Марке не была состоятельной, однако в столице мама смогла открыть небольшой бизнес в торговле.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

В 1890 году будущий художник начал заниматься в Школе декоративных искусств, а после ее окончания поступил в Школу изящных искусств. По наставлению своего учителя Густава Моро он немало времени проводил в Лувре, копируя работы таких известных мастеров, как Лоррен, Ватто, Пуссен.

Во время учебы у парня завязались дружеские отношения с Матиссом, с которым они вместе усовершенствуют обучение в парижской Академии Рансона. Преподаватель Поль Серюзье старательно вкладывал в учеников знания и мастерство. Как и его учитель, Марке Альбер восхищался работами Гогена и Эмиля Бернара, но больше отдавал предпочтение искусству Коро.

Раннее творчество

В конце 1890-х практически все картины художника — это портреты и пейзажи, созданные в традиционном стиле импрессионистов. Знакомство с Ван Гогом и Сезанном оказало влияние на выполнение молодым мастером живописи в нежных поэтичных оттенках.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Прошло несколько лет, и уже Марке Альбер – художник, манера выполнения работ которого больше соответствовала фовизму. В творчестве живописца четко просматривалась необычная подача световых отражений и яркость красок, присущих этому стилю.

Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году.

Вместе с другими представителями фовизма Альбер экспонировал свою живопись в Осеннем салоне и в Салоне Независимых.

Париж в творчестве Марке

Спустя некоторое время в работах художника стали прослеживаться черты, отличающиеся от стиля фовистов: изображения выглядели мягче, использовались более приглушенные краски.

Уже в феврале 1907 года Марке Альбер провел свою персональную выставку в галерее Дрюэ. Большую часть холстов, выставленных мастером, представляли пейзажи Парижа.

Желая преобразить жизнь в светлые, праздничные тона, художник в своих работах показывал красоты города, выгодно переплетенные с прелестями природы.

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни.

Вода, небо, каменные мосты и набережные, городские крыши выглядят на холсте мастера совсем не так, как их можно увидеть в работах других художников или на фото. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа.

Они пронизаны глубоким, чувственным отношением человека к своему городу, щемящей непосредственностью и необычайной лиричной интонацией.

Путешествия и творчество

Большое значение в жизни Марке занимали путешествия по миру. Он посетил Германию, Румынию, Северную Африку, Италию, Испанию. Каждый город художник воспринимал в определенной цветовой гамме. Например, Париж он видел в серых тонах, Алжир – в белых, Неаполь – в голубых, а Гамбург – в желтых.

Читайте также:  Картина «неутешное горе», крамской — описание

После пребывания в Неаполе живописец начал создавать полотна, на которых изображал не просто море, а как бы идеальную мечту о морской стихии. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево».

Ярмарка в Гавре, Альбер Марке - описание

Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной. В счастливом браке с Марсель Мартине художник прожил 26 лет.

Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Вернулся в 1945 году домой художник уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами.

Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.

Источник: https://autogear.ru/article/272/422/marke-alber-biografiya-i-tvorchestvo-jivopistsa/

Выставка Альбера Марке

Выставка Альбера Марке [Nov. 10th, 2016|08:21 pm]
Тимур Василенко
В ГМИИ им. Пушкина, что в Москве, в галерее искусств стран Европы и Америки сейчас большая выставка Альбера Марке (1875–1947), французского художника-постимпрессиониста. В основном он писал городские пейзажи, и в этом он мастер.Немного в сторону. В минувшую поездку в Москву я посетил три выставки (плюс мини-выставку английских меццо-тинто, но ее не считаем), и на всех обязательно была какая-то видеосоставляющая. Самая крутая, конечно, на выставке Пиранези (см. предыдущую запись по тегу «Искусство»), но и ожившие картины Марке весьма хороши. Такая визитная карточка выставки — поставлю и я ее в начале записи:В Пушкинке неплохая собственная коллекция его картин, а на этой выставке еще представлены картины из многих французских музеев, есть на что посмотреть. И, как всегда, в наших музеях картины — из лучших у художника. Естественно, если речь идет о картинах 1900-1910-х. Наши миллионеры-меценаты, Морозов и Щукин, понимали в искусстве, да.Порт в Онфлере, 1911Это картина в постоянной экспозиции Пушкинки. А вот эта картина приехала из Франции (жаль, что здесь она несколько выбелена, на самом деле она яркая и изумительно передает воду):Bassin du Roy (Le Havre, France), 1906Что изображено на большинстве картин Марке? Две вещи — город и вода. Даже если это не городской пейзаж, каковых большинство, то это берег моря, но обязательно измененный человеком — пусть это будет даже только волнорез, уходящий в море. Это что касается предмета изображения. Говорить о технике и приемах изображения, о стиле я не буду — желающие прочтут хотя бы на сайте выставки, там лучше написано, чем я могу сказать. Напишу-ка я кой о чем другом, очевидном посетителю выставки — она очень хорошо подготовлена.Художников можно расположить по шкале концентрации усилий на картине как результате. То есть насколько целью художника является именно сама картина, вот этот холст, покрытый красками. Один край шкалы — «художник одной картины», т.е. художник, у которого есть его главная картина, которой он стремился выразить всё. Лучший пример — Александр Иванов с его «Явлением Христа народу».Противоположный конец шкалы — художник, которому сами картины не очень-то важны, ему важно умение, что он научился решать поставленную задачу. Его картины могут быть недописаны или даже испорчены. Испорчены — это я говорю как свидетель, видел такое. Есть у меня друг-художник, который в 1980-90-х писал потрясающие пейзажи в технике тушь, перо. На рубеже 80-90-х я бывал у него в мастерской едва ли не каждый день — работал в НИИ, в обеденный перерыв забегал к ним в мастерскую. И видел, как Саша работает — десятки тысяч, сотни тысяч штрихов. Тут надо понимать — стереть, исправить уже ничего невозможно. Каждый лист он писал несколько дней (он поразительно работоспособен, впрочем, это присуще многим моим знакомым художникам, чьи работы действительно интересны). И каждый раз повторялась одна история — работа писалась, лист постепенно заполнялся, постепенно уплотнялся и вот он хорош, хоть сейчас на выставку; приходишь на следующий день, а работа стала хуже, чем была вчера — тени переуплотнены, появились новые, совершенно лишние фигуры. Помню одну работу — предгрозовой пейзаж, пригорок с деревом, высвеченным выглянувшим между туч лучем солнца. Отличная работа! На следующий день прихожу — Саша насажал по этому пригорку других деревьев, эффект уже не тот, смазан. На немой вопрос — «да я хотел попробовать…». И так — с каждой работой. Ему действительно неважен был сам лист, ему важно было научиться писать то, что он задумал. Такое экспериментальное исследование своих возможностей и возможностей техники письма. В моей коллекции (громко сказано, однако) есть несколько его графических работ, и они круты.Так вот, к чему это я. Альбер Марке — как раз такой художник, которому не слишком важен сам холст, покрытый красками. У него нет и не может существовать «главной картины», opus magnum. Его живопись — исследование, причем исследование весьма необычное. Он мог писать один и тот же вид из окна мастерской, один городской пейзаж, но в разную погоду и в разные времена года. На выставке это отлично показано — парижские пейзажи висят такими сериями, сгруппированы по изображенному месту. Вот, к примеру:Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель, 1908Мост Сен-Мишель в Париже (Набережная де Гран Огюстен), 1908Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель, 1910Да, о необычности исследования. Это лучше показать на примере работы из другой серии видов из окнаСобор Парижской богоматери зимой (Собор парижской богоматери, снег, зима), 1908Видите в левой части дом с трапециевидной крышей? Здесь он четырехэтажный, причем окна изображены довольно бесформенными кляксами. На других каринах этой серии этажей то пять, то три, причем окна могут быть изображены еще более условными мазюками. Такое впечатление, что Марке проводит исследование на вычитание, что можно вычесть, заменить небрежным мазком кисти, чтобы пейзаж остался пейзажем и чтобы он производил именно то, нужное впечатление. Хотя «небрежность» его мазка весьма условна — к примеру, если он изображает двумя-тремя мазками переходящего дорогу мужчину, то да, мазок оканчивается весьма произвольной волнистой линией, как бы намеком, что здесь надо бы нарисовать ногу; но одновременно эти же небрежные мазки однозначно показывают его позу и торопливость, с которой он идет. Такой небрежности учиться и учиться!Ну и отдельная радость — наблюдать, каким цветом Марке пишет воду. Правильный ответ — любым, вода может быть синей, зеленой, но и белой (чаще всего), даже оранжевой, какой угодно. И если специально не обращать на это внимание, то и не заметишь — вода именно такова, какой и должна быть на этой картине. Мастер цвета, да. А цвет лучше смотреть в реале, не в плохих фотках в сети. Выставка заканчивается в начале января, имхо, посетить стоит. Если любите пейзажную живопись, конечно.
Comments:
From: egovoru2016-11-10 08:36 pm (UTC) (Link)

Я очень люблю этого художника — замечательно, что он удостоился отдельной выставки! А его картины в постоянной экспозиции Пушкинского музея были моим первым знакомством с ним (как, врочем, и с целым рядом других мастеров 😉

From: timur02016-11-11 09:30 am (UTC) (Link)

Я почти в каждый приезд в Москву захожу в Пушкинский музей — не обязательно на какую-ньть выставку, просто еще раз посмотреть импрессионистов и фаюмские портреты (раньше и то и другое было в главном здании).

Сейчас в Москве бываю редко, импрессионистов и Египет разнесли по разным зданиям, так что теперь чаще вижу фаюмские портреты, чем Писсаро и Ван Гога.

Всегда фовистов пробегал довольно быстро — просто сил уже не оставалось; а тут пару лет назад по дороге из Черногории, после самолета перед поездом, зашел в эти залы и увидел фовистский морской пейзаж.

Он своими яркими, поистине дикими красками изумительно точно передавал впечатление — я еще утром видел такое море и такое солнце! Вот тогда я внимательней присмотрелся к фовистам — и к Марке в том числе, тем более что я люблю городские пейзажи. Так что я знал, что посетить в этот приезд, да.

From: egovoru2016-11-11 01:12 pm (UTC) (Link)

Очень интересно! А вот у меня нет особой любви к фовистам как классу — скажем, к работам Матисса у меня отношение очень избирательное, но вот Марке мне страшно нравится сам по себе, и понравился с первого взгляда, еще в школьные годы 🙂

From: timur02016-11-11 10:04 pm (UTC) (Link)

Ну, у меня тоже к Матиссу очень избирательно. Но натюрморт с бутылкой черного стекла на черном же фоне — великолепен!

Источник: https://timur0.livejournal.com/306419.html

Ссылка на основную публикацию