?
tito0107 (tito0107) wrote, 2017-07-27 14:09:00 tito0107 tito0107 2017-07-27 14:09:00 Category: НачалоК началу 16 в. нарративность не то, чтобы уходит из картин о Саломее и Иоанне Крестителе, но сильно ослабляется. Сюжеты с пиром Ирода относительно редки, зато часто встречаются изображения с усекновением главы Иоанна и передачей этой главы Саломее. (Что довольно странно — Высокое Возрождение обычно избегало кровавых сцен). Или просто Саломея с отрубленной головой Иоанна Предтечи.Вполне вероятно, что такая иконография возникла в среде ломбардских художников — последователей Леонардо да Винчи в начале 16 в. Повлияла ли на ее сложение иконография Юдифи с головой Олоферна — сказать сложно
Бернардино ЛуиниПредположил бы, что это первое десятилетие 16 в, ну, или, по крайфней мере, до 1515. Юному и прекрасному лицу Саломеи противовоставляется уродливый профиль палача.
Бернардино Луини, 1527
Бернардино Луини
Бернардино Луини
Джампетрино, ок. 1510-1530Предположил бы, что это Джампетрино заимствовал у Луини, как менее талантливый у более талантливого, но возможно и обратное. А может, оба подражали кому-то третьему.
Андреа Соларио, 1506-1507Самая ранняя, из встретившихся мне, «одинокая» Саломея, правда здесь еще присутствует рука палача. Потом и она исчезнет. Похожая композиция встречается неоднократно у Бернардино Луини. Лицо и поза Саломеи отдаленно напоминают Юдифь Джорджоне созданную чуть раньше, не исключено, что Андреа Соларио знал ее по рисункам или гравюрам
Андреа Соларио, до 1522Особенность ломбардской школы первых десятилетий 16 в. в том, что влияние высокого ренессанса (в первую очередь от Леонардо да Винчи, но и от венецианцев тоже) встречается с влиянием заальпийского, греманского, в первую очередь, искусства. Переносимся на север.Якоб Корнелис ван Остзанен, 1524 Здесь тоже, кажется, без венецианцев не обошлосьК этой теме многократно обращался Лукас Кранах Старший (Юдифь, как мы помним, он тоже любил изображать). По сравнению с современными итальянцами его творчество выглядит архаичным, но без итальянского влияния здесь не обошлось, в плане иконографии, по крайней мере (и не только)Лукас КранахЛукас Кранах, 1539Здесь Саломея предстает довольно мерзкой девчонкой, но мне она напоминает Саломею в Фра Филиппо Липпи в окарикатуренном виде.Лукас КранахЖивопись Кранаха породила множество подражаний, которые появлялись вплоть до начала 17 в.:Йозеф Хайнц, ок. 1600-1605Снова пересекаем АльпыЧезаре де Сесто, до 1522Еще один ученик Леонардо. Уже маньеризм, практическиБартоломео Венето, первая треть 16 в.А вот Бартоломео Венето до маньеризма так и не дорос.Но вернемся к высокому ренессансуСебастьяно дель Пьомбо. Дочь Иродиады, 1510В 16 веке типаж Саломеи-подростка встречается редко. Даже юные девы изображаются полными, с правильными чертами лица и исполненными величияБернардино ЛичиниоКаллисто ПьяццаАлонсо Берругете, ок. 1512-1517Один из самых ранних примеров маньеризма в чистом видеТициан, ок. 1515Тициан, ок. 1560Тициан, ок. 1570Немного об истории этой картиныЯкопо Пальма Младший, кон. 16 в.Видимо, пользовалась популярностью:Давид Тенирс Младший, ок. 1630-1640Адриен Томас Кей, ок. 1570-1575Образ Саломеи выдает знакомство Кея с венецианской живописью
Окончание следует
Источник: https://tito0107.livejournal.com/1167922.html
«Воскрешение Лазаря». История картины
Настенная живопись римских катакомб, византийские фрески, иконы, а еще Джотто, Лукас Кранах Младший, Рембрандт, Нестеров, Ван Гог… Список художников, обращавшихся к истории воскрешения Лазаря, друга Христа, брата Марфы и Марии, можно продолжать почти до бесконечности.
Один из знаковых сюжетов Священного Писания, история чуда, описанная евангелистом Иоанном, стала важной темой в истории мировой живописи. Писали ее по-разному: боговдохновенно, тонко, эмоционально или отстраненно, строго или торжественно, детализировано, современно, в соответствии вкусам или стилю. Но среди прочих был один художник.
Прообраз Воскрешения Христа, событие воскрешения мертвого он изобразил так, будто сам был очевидцем этих реальных событий.
Гениальный бродяга
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони (1621)
Микеланджело Меризи да Караваджо — выходец из Ломбардии. Он осиротел в 1576 году в возрасте четырех лет. Его отец архитектор Фермо Меризи умер от чумы, которая обрушилась на Ломбардию.
Мальчик рано начал заниматься живописью, с одиннадцати лет учился у миланского художника Симоне Петерцано. Тогда же научился игре на лютне, овладел искусством фехтования и стал великолепным наездником.
Когда умерла мать, братья разделили достаточно большое наследство и стали жить самостоятельно. Караваджо, которому было уже двадцать лет, отправился искать счастья в Рим. На первое время денег хватало, но потом пришла нужда, в том числе из-за разгульного образа жизни, который вел юноша.
Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин.
Обратив внимание на талантливого юношу, он взял его в свою мастерскую, где поручал Караваджо писать только натюрморты, пользовавшиеся большим спросом среди покупателей. Правда отношения между Караваджо и Чезари сразу не заладились, поэтому Караваджо незаметно писал еще и для себя.
В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга.
Картина заинтересовала многих заходивших в мастерскую Чезари и определила будущее художника.
Однажды Караваджо заметил и пригласил работать к себе во дворец кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Он поселил его в своем дворце, выделил мастерскую и обеспечил заказами.
Это напрямую было связано с деятельностью папы Климента VIII, который уделял большое внимание украшению церквей.
Многие меценаты, желая отметиться и получить расположение понтифика, активно содействовали этому начинанию папы. Заказы так и сыпались на художников.
Караваджо — человек, рисовавший жизнь
«Положение во гроб» (1603)
Отличительной особенностью Караваджо была его откровенность. И прежде всего откровенность в передаче натуры. Он не признавал авторитетов, был непредвзят, принципиально ничего не выдумывал, не создавал отвлеченных романтизированных образов.
Он писал как есть, скрупулезно выписывая предметы, которые в момент написания и были главными на картине. Если изображал мифологическое существо, а натурщиком выступал юноша с грязными жилистыми руками, то у античного бога были жилистые, рабочие руки.
Если натурщик держал в руках виноград со сгнившими ягодами и пожухлыми листьями, то художник выписывал их такими, как они есть.
Многие биографы Караваджо пишут о нем как о человеке, который «не делал ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью», как о «перевернувшем все представление о том, что украшает живопись».
Караваджо писал то, что знал лучше всего. Воспевал красоту земной жизни, как ее видел. Он и верил лишь в то, что видели его глаза. Может быть, поэтому его картины имеют такую силу воздействия. Зритель чувствует себя вовлеченным участником события
Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток.
Но как иначе мог поступать человек, который жил бок о бок с римской нищетой, знал, что это такое, был частью этого мира? «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», — говорил он. Да, он действительно по-своему интерпретировал сюжеты священного Писания, нарушая сложившиеся каноны и пренебрегая авторитетами.
Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. Но Караваджо воспринимал Евангельскую весть самым серьезным образом, как то, что касается его самого, является его частью.
«Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания.
Вспыльчивый, грубый, эмоциональный, страстный, неуживчивый, экстравагантный, нетерпимый, наживающий всюду и всегда себе врагов, гениальный… Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял. Однажды он повздорил с неким Томаззони.
Из-за девушки, известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. Раненый Томаззони умер от потери крови.
О стычке быстро стало известно властям, и Караваджо кинулся в бега, ведь его не просто разыскивали за убийство, за его голову объявили награду.
Скрываясь от наказания, он добрался до Неаполя. Здесь его прятали и опекали покровители, которые обеспечивали ему свободу, но взамен требовали писать картины. Потом художник перебрался на Мальту.
Несмотря на причастность к убийству (это было непреодолимым обстоятельством), Караваджо приняли в орден мальтийских рыцарей-ионитов. И он вновь стал писать.
Мучимый чувством вины, жаждущий прощения и помилования, на Мальте Караваджо создал серию работ настолько откровенных, беспощадных и драматичных в своей подаче, картин без намека на утешение, что его прямо стали называть величайшим художником современности.
Всех особенно потрясло огромное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), где Караваджо впервые поставил свою подпись. Он подписал картину в центре, кровью Крестителя, будто желая, чтобы это смыло с него совершенное преступление.
«Лазаре, гряди вон»
Страх, ужас неизбежности, негодование из-за несправедливости законов природы, — вот что испытывает человек, соприкасаясь со смертью. Но вот мы читаем евангелиста Иоанна.
В одиннадцатой главе святой Иоанн рассказывает историю жителя Вифании, небольшого поселения вблизи Иерусалима. Праведный Лазарь, тот, что принимал в своем доме вместе с сестрами Марфой и Марией Иисуса Христа, заболел. Мария через знакомых просила передать Христу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен».
«Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», — такой она получила ответ. Лазарь все-таки умер. Плачут сестры, плачут друзья. Не верят в смерть соседи, но хоронят праведника, как подобает обычаю, запеленав в саван, кладут в пещеру, в гроб и задвигают каменной плитой.
Продолжают плакать, тосковать, утешать друг друга в печали о Лазаре. А в это время в Вифанию спешит с учениками Христос: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».
«Господи! если уснул, то выздоровеет», — говорят ученики и слышат прямой ответ: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». (Ин 11:14-15)
Уже подходя к городу, Христос встречает Марфу и, видя ее слезы, говорит: «Воскреснет брат твой!» И она, кивая и плача, говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».
В словах убитой горем женщины слышны и вера, и сомнение, и потому Христос говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Веришь ли сему?» (Ин 11:25-26)
Уже там, недалеко от гроба, Христос встретил другую сестру Лазаря, Марию и расплакался вместе с нею. Тут же шепот прошел по толпе: «неужели Он, открывавший глаза слепым, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Дальше события происходят стремительно, чудо происходит без промедления у всех на глазах.
«… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…» (Ин 11:38-44)
И вот уже горе сменяется радостью, слезы — ликованием. Смерти больше нет, страх смерти изжит. И мы через рассказ евангелиста становиться свидетелями Малой Пасхи, прообраза Воскресения Христова.
«Воскрешение Лазаря». Караваджо
В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии.
Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите.
Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.
В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика — обратился к теме воскрешения Лазаря.
Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.
«Воскрешение Лазаря» (1609)
Мощная и огромна пустота. Луч света, который прорезает пространство. Свет, который, как прожектор, высвечивает действующих персонажей, который противопоставлен тьме и пустоте и сам является действующим лицом полотна — отличительная особенность Караваджо.
Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза.
На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» — уже тянется к свету. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих.
Нет ликования, нет понимания, что чудо уже случилось, так неожиданно и вопреки законам природы оно вошло в их жизнь.
А зритель вновь участник реальных событий, такой же недоумевающий и растерянный, сопричастный и неравнодушный. Одни биографы говорят, что, увидев недоумение на лице заказчика и его знакомых, пришедших взглянуть на картину, раздосадованный реакцией Караваджо выхватил кинжал и полоснул им по холсту.
Другие утверждают, что заказчик был очень недоволен, и Караваджо в отчаянии снял изображение и написал картину заново.
В 1609 году картина была подарена мессианскому братству крестоносцев. Она пострадала во время землетрясений на Сицилии в 1693, 1783, 1908 годах, но ее удалось отреставрировать. В дошедшей до наших дней картине, которую художник написал за год до смерти, Караваджо предстает человеком, жаждущем истины и доказательств, миссионером и проповедником, искренне верящим в Воскресение из мертвых.
Фото ru.wikipedia.org
Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/04/12/voskreshenie_lazarya_istoriya_kartiny/
Описание картины Джотто «Воскрешение Лазаря»
Описание картины Джотто «Воскрешение Лазаря»
В большинстве своих работ художник Джотто очень часто выбирал такую разновидность многофигурных композиций, в которых к основному сюжету приписывается очень много сопутствующих ему же побочных эпизодов. Как может показаться при первом, поверхностном взгляде, все эти побочные эпизоды и сюжеты являются настолько незначительными и маленькими, что у некоторых может возникнуть сомнения в целесообразности их отображения на картине.
Однако потом, после детального осмотра, становится понятно, что небольшие сюжетные эпизоды, отображенные возле основного, создают в сумме исключительный по своей значимости фон, благодаря которому картина получается не просто красивой, но и живой.
И здесь, в этой картине, раскрывается величие Христа, которые подчеркиваются полными волнения и изумления лицами каждого человека, который присутствует при чудесном вознесении Лазаря.
Драматизм в сюжетной картине достигает своей самой высокой точки напряженности в том месте произведения, в котором изображены павшие в покорности на колени родные сестры главного персонажа – Лазаря.
Мария и Марфа склонились, в их жестах и на их лицах отображены чувства свидетелей этого чудесного действия. Но больше всего драмы и покорности собрано на этой картине в фигуре Иисуса и его протянутой руке.
Здесь, как и во всех работах художника Джотто, каждый человек оказывается как будто в центре этого необычного религиозного события.
Фигуры персонажей Лазаря и Христа были немного отодвинуты художником в края общей композиции, поэтому центр достается свидетелям этого чуда.
А эмоций в картине очень много, начиная от суеверного страха и заканчивая глубочайшим потрясением и покорностью от происходящего. Все это можно увидеть на творческой работе художника после ее осмотра или после продолжительного изучения.
(No Ratings Yet) ← Описание картины Сергея Алексеевича Лучишкина «Шар улетел (1926)»Описание картины Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры» → Рылов Зеленый Шум Сочинение 3 Класс
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhotto-voskreshenie-lazarya/
В лондоне начинается выставка о совместной работе микеланджело и себастьяно
ЛОНДОН, 15 мар — РИА Новости, Мария Табак. Выставка «Микеланджело и Себастьяно», повествующая о годах активного сотрудничества мастеров итальянского Возрождения, открывается в среду в лондонской Национальной галерее.
«Это первая выставка о совместной работе художников, которых, казалось бы, ничего не связывало.
Знаменитый Микеланджело Буонарроти и гораздо менее известный Себастьяно дель Пьомбо принадлежали к разным художественным школам, один — к флорентийской, другой — к венецианской.
Первоначально они вместе «дружили против» главного конкурента Микеланджело Рафаэля Санти, но потом стали дружить по-настоящему», — рассказал на пресс-показе выставки ее куратор Маттиас Вайвел.
Римские критики высоко ценили у Микеланджело силу воображения и мастерство скульптора, однако художественное дарование Рафаэля ставили выше, полагая, что он лучше работает с цветом.
Единственным художником на тот момент, кто мог соревноваться с Рафаэлем в живописи маслом, был Себастьяно, поэтому Микеланджело и предложил Себастьяно поработать вместе.
Совместная работа быстро переросла в тесную дружбу, продолжавшуюся 25 лет.
Первой общей работой художников стала картина «Оплакивание Христа (Пьета)», написанная в 1512–1516 годах. Она примечательна еще и тем, что является первым в истории большим ночным пейзажем.
Две важные работы Себастьяно — «Посещение» из Лувра и «Оплакивание Христа» из Государственного Эрмитажа — до сих пор не покидали своих собраний. «Оплакивание Христа» — часть триптиха, и впервые с 1646 года картина «воссоединилась» с другими двумя частями композициями.
«В ходе подготовки выставки ученые сделали ряд научных открытий. Изучение картины «Воскрешение Лазаря» позволило им прийти к выводу, что вклад Себастьяно был гораздо больше, чем считалось раньше. Теперь мы считаем, что Микеланджело подключился к работе над этой картиной на довольно позднем этапе и в своих набросках воспроизводил уже написанную Себастьяно фигуру Лазаря», — рассказал куратор.
Дружба художников, начавшись с «дружбы против» Рафаэля, закончилась также не слишком красиво: Микеланджело и Себастьяно поссорились во время совместной работы над «Страшным судом» в Сикстинской капелле. По предложению Себастьяно, стена в капелле была подготовлена для рисования маслом.
Однако затем Микеланджело потребовал подготовить ее заново для фрески, и закончил работу над картиной уже сам.
Позднее художник отрицал, что это стало причиной ссоры, однако историки сходятся в том, что Микеланджело сначала согласился с Себастьяно и начал рисовать маслом, но потом решил, что этот метод не для него, и самолично решил начать все заново.
- Даже после смерти Себастьяно Микеланджело не смягчился по отношению к нему и не раз заявлял, что его коллега был «лентяем».
- «Доля правды в этом, впрочем, была, в последние десять лет жизни Себастьяно действительно не слишком много рисовал, предпочитая просто наслаждаться жизнью», — отметил куратор.
- На выставке представлены примерно семьдесят экспонатов — общие картины художников, работы, написанные каждым из них по отдельности, рисунки, письма и скульптуры.
В то время как картины повествуют о творческом диалоге совершенно разных художников, письма Себастьяно и Микеланджело проливают свет не только на их отношения, но и на эпоху, в которую они жили: они обмениваются новостями, рассказывают друг другу о своих планах, договариваются о совместных проектах. В одном из писем Себастьяно сообщает Микеланджело о недавней смерти его главного конкурента — Рафаэля.
«Мой дорогой друг, думаю, ты слышал, что бедный Рафаэль из Урбино умер. Думаю, известие тебя огорчит, пусть Бог простит его», — пишет художник.
Выставка «Микеланджело и Себастьяно» продлится до 25 июня.
Древние города, которые уничтожило Черное море
Источник: https://weekend.rambler.ru/places/36333728-v-londone-nachinaetsya-vystavka-o-sovmestnoy-rabote-mikelandzhelo-i-sebastyano/
ЛА́ЗАРЬ
Авторы: Д. В. Зайцев
ЛА́ЗАРЬ Четверодневный, христианский святой (1 в.). Сведения о Л. связаны с евангельским сюжетом его воскрешения из мёртвых Иисусом Христом. Л.
был жителем селения Вифания (близ Иерусалима), братом Марфы и Марии, его дом часто посещал Христос, который называл Л. Своим другом (Ин. 11:11). Когда Л.
после смерти уже 4 дня пролежал во гробе, Христос воскресил его (Ин. 11:17–44). Воскрешение Л. было совершено накануне Страстей Христа.
О почитании гробницы Л. в Вифании свидетельствует Бурдигальский итинерарий (333) и упоминает исп. паломница Эгерия (Этерия) (395). Визант. базилика рядом с вифанской гробницей Л. в 12 в. принадлежала ордену бенедиктинцев, которые построили вблизи неё вторую церковь, в 14 в. превращённую мусульманами в мечеть. От 8 в.
дошла проповедь, приписываемая Иоанну Эвбейскому, в которой впервые встречаются сведения о том, что Л. после воскрешения проповедовал Евангелие на Кипре, где и скончался. По преданию, на Кипре Л. был рукоположен апостолами Павлом и Варнавой во епископы г. Китий (получившего в честь гробницы Л. назв. Ларнака); в Китии Л.
посетила Пресвятая Богородица, которая подарила ему омофор и поручи. На рубеже 9–10 вв. при визант. имп. Льве VI Мудром мощи Л. были перенесены с Кипра в Константинополь. В ц. Св. Лазаря в Ларнаке хранится глава святого. В 9 в. на Западе возникла легенда, получившая распространение благодаря Храбану Мавру, о том, что Л.
проповедовал Евангелие в Провансе. На Западе мощи Л. почитались в Марселе, затем были перенесены в Отён в Бургундии. Однако некоторые исследователи считают, что эти мощи принадлежат Лазарю, епископу г. Экс (ум. в нач. 5 в.). В средние века почитались также реликвии Л. в ц. Св. Марии Магдалины на о. Камарг (в устье р.
Рона, Прованс).
Воскрешение Л. в православных церквах празднуется в т. н. Лазареву субботу (канун праздника Входа Господня в Иерусалим), по календарям греч. церквей и РПЦ память Л. также – 17(30) октября, по календарю Римско-католич. церкви – 29 июля.
Сюжет «Воскрешения Лазаря» как прообраза Воскресения Христова широко использовался уже в ранних памятниках христианского иск-ва: живописи катакомб (более 40 изображений), саркофагах (саркофаг ребёнка, 4 в.
, катакомбы Сан-Каллисто в Риме), консульских диптихах («Муранский диптих», 4 в., Сокровищница собора, Монца) и др. Л. изображался в погребальных пеленах у выхода из гробницы рядом с коленопреклонёнными Марфой и Марией.
Позднее его стали представлять восстающим из гроба (Н. Фроман, 1461, галерея Уффици, Флоренция). В иск-ве средних веков и Возрождения «Воскрешение Лазаря» в числе др. чудес присутствует в христологич. циклах: мозаики ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (6 в.), росписи ц. Св.
Пантелеимона в Нерези (1164), росписи Джотто в Капелле дельи-Скровеньи в Падуе (1303–1306) и т. д. В восточнохристианской живописи распространены иконы «Воскрешение Лазаря» (напр., икона новгородской школы 15 в., ГРМ).
Произведения на этот сюжет создавали мастера Возрождения и Нового времени: алтарный образ Себастьяно дель Пьомбо по рисунку Микеланджело (1517–19, Нац. галерея, Лондон), работы Тинторетто (1579–81, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция), Караваджо (1608–09, Нац.
музей, Мессина), Рембрандта (Музей иск-ва графства Лос-Анджелес, Лос-Анджелес), В. Ван Гога (1890, Музей В. Ван Гога, Амстердам), И. Ф. Овербека (1822, Кунстхалле, Карлсруэ).
В романском иск-ве Бургундии и Прованса возникла необычная иконография, объединившая черты Л., воскрешённого Христом, и нищего Лазаря из притчи Евангелия от Луки (Лк. 16:19–31).
Лазарь-нищий изображается коронованным как св. Лазарь на портале церквей Сен-Трофим в Арле, Сен-Лазар в Авалоне и Сент-Мадлен в Везле, а также в соборе Сен-Лазар в Отёне. В соборе Отёна изображения Л.
и его сестёр были помещены на гл. портале (ныне муляж 19 в.).
Ещё в раннем Средневековье Мария, сестра Л., стала отождествляться с Марией Магдалиной, поэтому фигура Л. появляется в житийных циклах последней (росписи капеллы Марии Магдалины в Нижней ц. Св.
Франциска в Ассизи, мастера круга Джотто, ок. 1315; алтарь Марии Магдалины в ц. Марии Магдалины в Тифенбронне, Л. Мозер, 1432). Шпалера «Прибытие Лазаря с Марфой и Марией Магдалиной в Сент-Мари-де-ла-Мер» (17 в.
, сокровищница собора Сент-Фуа в Конке) отражает почитание Л. в Провансе.
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/2131488