Вероятно, самая известная картина Поленова написана с натуры в переулках московской улицы Арбат. Уроженец парадного Петербурга, Поленов едва ли мог встретить эти простые, но уютные сюжеты деревенского быта в северной столице. Картина появилась через год после того, как художник в возрасте 33 лет переехал в Москву.
Работа была принята с восторгом на выставке передвижников, которые как раз и хотели отойти от академизма и постановочности в живописи и искали вдохновения в народе.
2. Воскрешение дочери Иаира, 1871
Василий Поленов родился в 1844 году, в тот же год, что и Илья Репин (вот, на всякий случай, 10 картин Репина, которые вы должны знать). Они, кстати, учились на одном курсе в Академии Художеств и дипломную работу писали на один и тот же сюжет — «Воскрешение дочери Иаира». Оба получили за свои работы большую золотую медаль. (Сравните с Репиным!)
3. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Эстремон, 1875
После окончания Академии Художеств, Поленов (как и Репин) получает специальную «пенсию» на поездку в Европу. Художник путешествовал по Австрии, Германии, Италии и Франции. Он вдохновлялся пейзажами и зданиями, писал Венецию и курортные городки Нормандии. А вот в Париже написал это историческое полотно, за которое получил звание академика.
4. Бабушкин сад, 1878
Как мы упоминали, в 33 года художник обосновался в Москве, где продолжил писать городские «пейзажи настроения». Кстати, на этой картине изображена та же усадьба, что и на картине «Московский дворик», только с другой стороны. Именно такими домами застраивалась Москва после большого пожара 1812 года во время войны с наполеоновской Францией.
5. Заросший пруд, 1879
«Заросший пруд» — еще одна из самых известных картин художника. Она увидела свет на выставке передвижников вместе с «Бабушкиным садом». Поленов написал к ней несколько этюдов, а тема прудов и лодок еще неоднократно будет всплывать в его творчестве. По картине понятно, что Поленов испытал сильное влияние французских импрессионистов, но успешно перенес технику на русскую почву и потрясающе поработал со светом.
6. Цезарская забава, 1879
Помимо пейзажей Поленов продолжает обращаться к историческим сюжетам. Материал к этой картине он почерпнул в Италии. На ней изображено мгновение за минуту до казни юной девушки — она стоит в ужасе, к ней за решетку запустили дикого зверя, и он явно готовится к прыжку. На полу уже череп погибшего, возможно, также раба. А сверху на истязания смотрит довольный император.
7. Христос и грешница (Кто без греха?), 1888
Это полотно размером 3.25 × 6.11 метров (!) — дело всей жизни Поленова. Замысел написания этого библейского сюжета он много лет вынашивал в голове. Чтобы достоверно показать декорации жизни Христа, а также лица «массовки», Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту и другим местам Ближнего Востока, где делал десятки эскизов лиц, пейзажей, костюмов и зданий.
Основная задача Поленова была показать Христа как обычного человека в начале своего пути мессии.
8. Золотая осень, 1893
Картину «Христос и грешница» купил император Александр III, и на эти деньги художник построил себе дом на живописном берегу реки Оки. Сейчас это музей-заповедник «Поленово», где, кстати, находится полномасштабный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углем, в то время как оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Уже в своем имении Поленово, художник пишет много пейзажей, и «Золотая осень» — один из них.
9. Мечты (На горе) 1900
В 1899 году Поленов второй раз едет на Ближний Восток. Во время и после этой поездки он написал серию картин «Из жизни Христа», которая очень много значила для художника. Поленов так писал о предстоящей работе: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем».
Впрочем, Христос у Поленова всегда обычный человек со своими мечтами и слабостями.
10. Эллада, 1890-е
Поленов был очень увлечен театром, в своей усадьбе он устраивал спектакли, сам делал декорации, приглашал детей со всей округи к участию в них, а жена художника сама шила костюмы. Даже гостиная в поленовском доме была устроена так, что «актеры» могли внезапно появиться из тайной двери как из-за кулисы.
В 1906 году в Москве состоялась премьера оперы «Призраки Эллады», к которой Поленов сам сочинил музыку, придумал костюмы и декорации (эскиз вы видите на картине).
После революции 1917 года художник в основном жил у себя в имении на Оке. Большевики с большим пиететом относились к нему, даже несмотря на обилие религиозной тематики в творчестве. В 1926 году ему даже присвоили звание народного художника, а на следующий год он тихо умер у себя в Поленово.
17 октября в Третьяковской Галерее открывается самая масштабная выставка художника за всю историю. Продлится она до 16 февраля 2020 года. Билеты лучше покупать заранее онлайн.
Источник: https://ru.rbth.com/watch/526-kartiny-polenova
Василий Поленов: «Искусство должно давать счастье и радость»
Он был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.
20 мая (1 июня) 1844 г. – 18 июля 1927 г.
Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа.
Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка.
Увидеть красоту привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой.
Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.
В бодром духе
Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.
Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости.
На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой театр с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли.
«Вы подумайте только, как живут крестьяне», — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» [1].
Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя.
Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал.
Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.
Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.
Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» [2].
Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую.
Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» [3].
Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.
Истоки таланта
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути.
С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств.
Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.
Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков.
Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества.
В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.
Две медали
1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.
В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги.
По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира.
При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.
И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)
Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник.
Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба», уподобился нищим земли.
И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.
В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)
От европейского романтизма – к русской лирике
Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.
«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)
Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками [4] – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.
Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение.
Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного.
Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.
«Московский дворик» (1878 г.)
«Бабушкин сад» (1878 г.)
Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».
«Заросший пруд» (1879 г.)
Дорогами Христа
Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись.
Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя.
С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.
Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.
«На горе»
Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия.
Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие.
Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…
«Христос и грешница» (1887 г.)
В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры Московского Кремля или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.
«Теремной дворец» (1877 г.)
1 Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105
2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)
3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149
4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.
При работе над материалом были использованы следующие источники:
- Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
- Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
- Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
- Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
- Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
- Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.
Я всегда только Русью и жил…
Источник: https://www.pravmir.ru/vasilij-dmitrievich-polenov-iskusstvo-dolzhno-davat-schaste-i-radost/
Поленов, которого мы не знаем
Однажды в далёкой юности я читала повесть о Роберте Льюисе Стивенсоне. Автор утверждал, что писателю всю жизнь являлся во сне Джон Сильвер.
И вот, незадолго до смерти создатель спросил своего пирата: «Я написал так много, почему же из всех моих героев ко мне приходишь только ты?» — «Я — твоё проклятие, Стивенсон», — ответил пират.
— «Ты написал так много, но помнить будут меня».
Мне кажется, Василий Поленов, загляни он в наше время, вполне мог бы сказать что-то подобное о своём «Московском дворике».
Мы знаем Поленова как живописателя усадеб — заросших садов, лопухов, кувшинок на пруду и осенних среднерусских пейзажей. Кое-кто догадывается, что есть Поленов другой — автор картин на библейские сюжеты (которых у него, кстати, немало — около шести десятков!). Но интерес художников XIX века к библейской тематике у нас принято скопом относить к требованиям тогдашней Академии художеств.
Между тем в одном из писем Игорь Грабарь писал Поленову: «В вас сидят… целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный — и все они весьма мало связаны один с другим».
Путеводитель по «полному Поленову» — это обширный труд и долгое чтение. Предлагаю пойти другим путём и посмотреть на самые «неполеновские» из поленовских полотен.
«Воскрешение дочери Иаира»: Поленов или Репин?
В 1871 году Академия объявила тему выпускной работы. На свет появились две картины, обе из которых были удостоены Большой золотой медали. Обе — имеют довольно сложную композицию и полны бытовых подробностей. Основная разница — художники запечатлели разные этапы развития одной сцены.
В картине Репина мы видим самый первый момент чуда, когда всё ещё неподвижная девушка (она здесь постарше) пальцами сжимает руку Христа. У Поленова девчушка помладше, и она уже очнулась и, похоже, не совсем понимает, что происходит вокруг. Уже рванулась к её ногам мать, и свет подчёркивает лица матери и дочери, тогда как лик Христа остался в тени. Чуть меньше чуда — чуть больше быта.
«Зима в Риме»: Поленов или Теодор Руссо?
Ещё в Академии Поленов имел возможность познакомиться с работами художников-барбизонцев. Это направление в живописи получило своё наименование от названия французской деревушки, где некоторое время жили и творили участники соответствующего кружка.
Основная идея барбизонцев была в уходе от существовавшего до них искусственно-приукрашенного романтического пейзажа. Их краски скупы, полотна нередко представляли собой этюд, написанный на пленере и позже доработанный в мастерской. Нередко это были даже не пейзажи, а бытовые сцены на фоне природы.
Похожие мотивы мы встречаем и у Поленова, который писал домой из своего путешествия, куда он отправился как стипендиат Академии: «Италия представляется мне не такой, как принято её изображать. Жёлто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые».
Вполне «барбизонская» колористика сохраняется и в нормандских набросках Поленова, сделанных в Вёле.
Здесь, оставив на время богатство цвета, художник добивается виртуозного мастерства в изображении формы. Помимо собственно побережья есть в нормандских набросках и бытовые мотивы — лошади и рыбацкие лодки.
«Сказитель Никита Богданов»: снова Репин?
Поленов-портретист известен гораздо менее Поленова-пейзажиста. И тем не менее несколько работ в этом жанре у художника есть. Наиболее известен из них, пожалуй, портрет сказителя Никиты Богданова.
Обращение к жанру психологического портрета стало продолжением той «бытовой темы», которая пришла в поленовские пейзажи из творчества барбизонцев. Другой силой, которая двигала художника к той же тематике, стали, очевидно, идеи передвижников.
Портрет Богданова был написан в 1876 году, когда художник отдыхал после заграничной поездки у себя в Имоченцах, однако конец 1870-х Поленов проведёт очень напряжённо.
В 1876 году художник отправляется добровольцем сначала на сербско-турецкий фронт, а после принимает участие в русско-турецкой войне. Результатом становится серия рисунков, опубликованных в журнале «Пчела». Однако баталистом Поленов так и не стал.
«Пострижение негодной царевны»: Поленов или Моне?
И всё же скупая колористика барбизонцев и бытовые сцены в работах Поленова просуществовали недолго. В 1877-м художник перебирается в Москву.
Древняя архитектура, весьма непохожая на плановую застройку Санкт-Петербурга, так поражает художника, что у него рождается замысел, к сожалению, так и оставшийся неосуществлённым. Для картины «Пострижение негодной царевны» Поленов успевает сделать лишь несколько набросков кремлёвских соборов и Теремного дворца.
В этом эскизе Успенского собора можно увидеть и световые блики «Руанского собора в полдень», и красочную «древнерусскость» работ раннего Рериха. Некоторые пересечения с Рерихом, впрочем, будут и далее.
Палестинские эскизы: Поленов или Рерих?
1880-е – 1900-е годы связаны в жизни Поленова с двумя большими поездками на Восток. Собирая материалы для своих библейских картин, художник посетил Грецию и Палестину, снова был в Италии. Пейзажи, созданные во время этих путешествий, демонстрируют нам вершину поленовского творчества.
Скрупулёзность в передаче формы и умение изобразить воздушную среду сочетаются здесь с по-восточному богатой, чуть-чуть припылённой палитрой. Точность контура — с цветовыми пятнами, подобными работам импрессионистов. Художнику удаётся изобразить одновременно и сложную фактуру предмета, и своё первое впечатление о нём.
Так в работах позднего Поленова собрались воедино скрупулёзная графичность и интерес к быту, свойственные барбизонской школе, богатство красок европейского романтического пейзажа и творческие находки новых направлений в европейской живописи XIX века.
И это всё — только живопись. А ведь были у Поленова и архитектурные проекты, и театральные декорации. Но о них — как-нибудь в другой раз.
Источник: https://www.matrony.ru/polenov-kotorogo-myi-ne-znaem/