1888 год – переломный в творчестве художника. В это период он достиг уровня, при котором мог выразить свою индивидуальность через изобразительные средства. Создав полотно «Видение после проповеди», или «Борьба Иакова с ангелом», Гоген сам говорил, что для него в этой работе, как пейзаж, так и сама борьба являются плодом воображения людей, которые молятся после проповеди.
Работу можно считать манифестом синтетизма, нового стиля в живописи, характеризующегося упрощением и экспрессией. Несмотря на заимствованные у Эмиля Бернара новации, а также мотивы, которые использовал известный японский художник Хокусай, сомнений в оригинальности произведения не возникает.
Творческая среда Франции спорила о символическом смысле полотна: для одних это аллегория борьбы, направленной на отделение церкви от государства, для других здесь представлено, как простые смертные относятся к вечному, божественному.
1888 г. Холст, масло. 74,4 x 93,1 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_gogen07.htm
Видение После Проповеди Поль Гоген
Картина Поля Гогена Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Поль Гоген — Видение после проповеди
Это новое я чувствую, но выразить еще не могу». Но Бернар в своих «Бретонках» ограничился применением техники клуазонизма — его картина, довольно сухая по фактуре, носит чисто декоративный характер, чувство в ней отсутствует.
А листва дерева направлена чётко в ту сторону, где борется Иаков, за счёт чего художник добился акцента на эту область. На добрых лицах женщин сострадание и тихая печаль. Он писал картины, резал по дереву, он научил Бернара владеть стамеской.
Мечты художника воплотились в прекрасных картинах, полных солнца, ярких пылающих красок.
Бернар сказал ему, что выдающийся художник преподнес ему в дар «замечательную картину». В одном из писем Гоген упоминал, что собирается писать картину на религиозную тему (однако законченное полотно не было принято кюри церкви в Низоне). На Таити талант Гогена разворачивается в полную мощь.
Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. При выходе из церкви прихожанки видят перед собой сцену из Библии — настолько потрясла проповедь священника их простые души (Видение после проповеди.
Из этого ничего не вышло – священник брать ее отказался.
Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье.
Бог не открыл ему своего иметга, но остался удовлетворен рвением Иакова и дал ему новое имя – Израиль («Имеющий власть над силами»). А. С.
После двухлетнего пребывания во Франции (1893—1895) Гоген вновь уезжает на Таити, а в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова). Перспектива картины намеренно скошена.
Гоген получал от него письма, которые свидетельствовали о том, как Бернар его «почитает». Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году.
Вряд ли в данном случае можно говорить о глубине цвета. Картина так понравилась Гогену, что он выменял ее на одну из своих работ. Плодовитость Гогена, его творческая мощь восхищали Бернара.
Дега говорил о Гогене: «Он словно дикий волк из леса без ошейника».
Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) – Поль Гоген
Возможно, мастер обращается к воспоминаниям своего перуанского детства, к музейным впечатлениям. Мадлен обожала брата. Такое решение в композиции также позволило обозначить основные предметы полотна. Кюре читал свой молитвенник.
Имя дарителя показалось ему странным, а сама картина абсолютно его смутила.
В поисках «истоков духовности» Гоген забирается в самые глухие уголки Франции, где он надеялся найти человеческие души, сохранившиеся в первозданной чистоте, самобытные нравы, обычаи, верования.
После этого художник решил, что стоит писать полотна, посвящённые религиозной тематике. Впрочем, Бернар ничего плохого в этом не видел.
Сюжетом для этой картины художник избрал библейский эпизод борьбы Иакова с ангелом. Куда идем. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.
Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Иное дело полотно Гогена. Полю было 23 года и перед ним открывалась блестящая карьера. — Пришлось пригрозить им кулачной расправой и теперь у нас тишь и гладь».
Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Вскоре оно, как когда-то Барбизон, стало колонией художников.
Художник поселяется вдали от столицы Папеэте: «С одной стороны море, с другой — горы Между горой и морем стоит моя хижина Между мною и небом ничего, кроме высокой легкой кровли из листьев пандана, в которых гнездятся ящерицы». Он объяснял одному из учеников: Не слишком подражай природе.
В этой картине сочетаются реальное и фантастическое. Вдохновлённый принадлежащими ему японскими гравюрами от мастеров Хокусай и Хиросигэ, Гоген разработал идею ненатуральных ландшафтов. Только нехватка денег, ограничивая его в покупке холста и красок, сдерживала его.
Вот сейчас я пойду обедать, животное утолит свой голод, но жажду искусства мне никогда не утолить. ».
7392 см. Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом. Никто с таким пылом, как он, не пускался в дискуссии с «темными художниками». Дерзость молодого друга, порывов которого никогда не обуздывало отсутствие опыта («Малыш Бернар очень занятен. »), помогали самому Гогену избавиться от робости.
Поль Гоген — Видение после проповеди (Иаков, борющийся с ангелом)
Гоген и его друзья любили этот уголок древней Бретани. Материальные трудности вынуждают Гогена отправить семью (у него к этому времени пятеро детей) к родственникам жены в Копенгаген, а сам он начинает вести кочевую жизнь, пробавляясь случайными заработками, все силы отдавая живописи.
Но подарок отнюдь не привел священника в восторг. Но еще важнее для формирования нового стиля Гогена было наблюдение за маори с их крепкими загорелыми телами, широкими прямыми плечами, четко вылепленными формами лиц со своеобразными «не европейскими» чертами. О нём писали статьи, книги и воспоминания.
Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше.
Искусство – это обобщение: оно питается натурой, но в воображении уносится много дальше. Использование цветов, форм и линий в «Видении после церемонии» действительно представляло собой новый уникальный подход в живописи. Духовные поиски сближают художника с символистами, он посещает кафе «Вольтер» — излюбленное место их встреч.
Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника.
Сравнение «Видения после церемонии» Гогена с японскими гравюрами может показаться чересчур очевидным после того, как Винсент Ван-Гог на своих полотнах копирует гравюры Хиросигэ, с диагонально расположенными деревьями и буйством красного цвета. Он даже помог Гогену донести картину до церкви, где она была предложена священнику. Гоген звал ее «милой сестрой». Позы борцов заимствованы Гогеном с японских гравюр Хокусаи.
Тут все американцы злобствуют против импрессионизма, — добавлял он. Он сам тоже использовал его. Он постоянно чувствует неудовлетворенность.
Изначально Гоген приступил к написанию ландшафта летом, под открытым небом, а позже был вдохновлён набожными религиозными женщинами. В 1886—1890-х годах он работает в Бретани, затем в Нормандии — в Понт-Авене, в Ле-Пульдю.
Молящиеся фигуры всем своим отрешенным видом показывают глубокую набожность бретонцев.
Впрочем, ссылаясь на иллюстрированные альбомы Хокусаи «Манга», Бернард был весьма оригинален. Тело Христа такого же цвета, той же «сущности», что и расстилающиеся позади желтые осенние поля, холмы, перелески, а муки Господа воспринимаются как воплощение страданий, ниспосланных человеческому роду.
Это произведение, значительное не только мастерством, которое громко заявляет о себе в свободной игре арабесок и цветовых пятен, но еще в большей мере чувством, которое вызывают эти пятна и арабески и которое «таинственно источает картина». Сюжет показывает нам историю из Библии, в которой Иаков борется с Ангелом.
Холст, масло.
Поль Гоген – Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)
Только тогда Иаков понял, что боролся с самим Богом. Весь передний план полотна занимает группа молящихся женщин. – Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант.
«Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом» — это видение поэта, великого фантазера, плывущего на корабле-призраке. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах.
Таким образом художник демонстрирует нам угрюмый характер этой картины.
«Я узнал настоящую нищету, – писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. Этой деревенской церкви и предназначил Гоген свое «Видение». Она стала как бы «музой» группы Гогена. Он сопоставил борцов Сумо с японских гравюр с битвой Иакова и Ангела на картине Гогена. Перед неудачной попыткой самоубийства создана большая монументальная композиция Откуда мы.
Пушкина), И золото их тел (1901, Париж, Музей Орсэ) художник вновь утверждает красоту и плодородие счастливого острова.
В картине сосуществует символическое видение (оно заключено в красном ареале) и реальные фигуры (бретонки в традиционых костюмах).
После того, как главное торжество этого праздника заканчивалось, начинались различные увеселения – в частности, состязания по борьбе. Не случайно Гоген внимательно изучал искусство Египта и примитивов.
Описание картины Поля Гогена «Видение после проповеди»
Его появление здесь и частые наезды, стимулировали возникновение своеобразной школы. Мадлен также обедала в маленьком зале пансиона и увлеченно следила за ходом дискуссий, аплодируя каждый раз, когда импрессионисты наносили очередной удар академикам.
Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Его поразил мотив белых чепцов, выделяющихся на одноцветном фоне. «Уж не хотят ли над ним подшутить.
Гогена мучает невозможность выразить то, чем он хотел поделиться с людьми: «Я чувствую в глубине моего существа нечто великое но в каких потемках мне приходится передвигаться» — писал он.
Гоген знал, где должно висеть его произведение, — в какой-нибудь старой бретонской церкви.
Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом, Поль Гоген, 1888
Эдинбург, Национальная галлерея шотландии. На ней изображено видение борьбы Иакова с ангелом, о котором повествует Книга Бытия. Однако в таких полотнах, как Сбор плодов (1899, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Кто мы. Его мучают сомнения и картины отражают тревогу духа (О, Таити, больше никогда, 1897, Лондон, Институт Курто). Бернар, видя что к нему относятся одобрительно, безоговорочно примкнул к группе Гогена.
«Он говорит, что считает его таким великим художником, — писал Винсент брату Тео, — что почти боится его и, по сравнению с произведениями Гогена, считает свои работы никуда не годными».
Бегство в Бретань (1866) было первым в эпопее побегов Гогена из цивилизованного мира, ставших легендарными еще при жизни художника.
Стилистически картина очень близка к работе Бернара Бретонские женщины на лугу. Он писал жене: Здесь в Понт-Авене, я создал школу: все художники меня боятся и любят. — Внутренний мир человека, свободный от всех покровов, может быть полностью выражен». Он недоверчиво слушал объяснения художника. Борьба Иакова с ангелом происходит в ирреальном пространстве, выделенном ярко-красным цветом.
Это будет дань Гогена-дикаря первобытной Бретани. Может, это «Видение» — просто злая проделка. » Ему была известна репутация мазил из Понт-Авена. Гоген переживал счастливый творческий подъем.
Возможно, этой работой Гоген пытался передать свое представление об особой миссии художника, отличающей творца от простых людей. У нее, по словам Эмиля Бернара, был «тяжеловесный, феодальный вид».
Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш.
Цвета выглядят плоскими и статичными. Вежливо, но твердо он отказался от картины. Однако его не должно быть слишком много иначе оно вас убивает». Поль Гоген Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом, 1888. Художника притягивал не столько мир изменчивой природы, сколько сфера чувств, неизведанная и таинственная область подсознания.
Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом
Не только тропическая природа, но и люди племени маори, населяющие остров, покорили мастера. На белом поле картины Гоген написал синими буквами: «Дар Тристан Москосо». К нему в Понт-Авен приехали мать и семнадцатилетняя сестра Мадлен.
Священник пошел за молодым человеком в церковь, где Гоген показал ему свое произведение. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей). Мой совет — не старайтесь слишком подражать природе.
И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником». Из этого принципа возникло Видение после проповеди.
В работе с цветом, они использовали эффект, который характерен для выемчатой эмали (email cloisonne) или средневиковых витражей с их свинцовыми переплетами. Неумелое деревянное изваяние преображается в истязаемого Бога.
Они называли свою землю Ноа-Ноа. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби» из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво». (1897, Бостон, Музей изящных искусств) — цитата из Паскаля. Под огромными синими балками, украшенными деревянной резьбой с изображением чудовищ, выявится вся его мощь.
Описание картины «Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом»
Борьба Иакова с ангелом, 1888, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) бретонские крестьянки, собравшись возле распятия, скорбят, словно присутствуют при казни, которая происходит здесь, в данный момент (Желтый Христос, 1888, Буффало, Художественная галерея Облрайт-Нокс).
Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». — писал он Шуффенекеру.
Контурные линии, чистый цвет, заливки большими плоскостями, однородность и отсутствие объемов стали узаконенными приемами, которые потом перешли к набидам и некоторым символистам.
Гоген старался использовать технику Бретона, который визуально «наклонял» пространство навстречу зрителю. Несколько экзальтированная, фантазерка и идеалистка, она разделяла его «мечты о прекрасном», защищала брата перед родителями и поддерживала своим безудержным восхищением.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/videnie-posle-propovedi-pol-gogen/
Поль Гоген. Борьба Иакова с Ангелом*
Cовместный проект с сайтом студии «Неофит» московского Данилова монастыря
![]() |
Борьба Иакова с Ангелом. 1888. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии |
Многих великих художников конца XIX века не принимали и не понимали, и Гоген — не просто один из хрестоматийных примеров. За необычными и гениальными полотнами стояла человеческая трагедия, которую не всегда просто разглядеть за идиллическими картинами с Океании.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря.
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32. 24–28).
«Прошу тебя, не отчаивайся, и наберись сил, чтобы подождать еще год. Я знаю, что вы не поверите в меня, пока мои картины не станут продаваться постоянно.
Знаю, что эта проклятая живопись не дает тебе покоя, но, поскольку горю уже не поможешь, надо с ним примириться. Не забывай, что во мне два человека: индеец и человек с повышенной чувствительностью.
Чувствительность исчезла, и теперь ничто не мешает индейцу твердо идти вперед».
Пару лет назад жена Поля Гогена потеряла надежду на семейное счастье и перебралась с детьми в далекий Копенгаген, к родителям. И теперь он пытался ободрить ее из Парижа. Оптимизма ему прибавила недавняя покупка сразу трех его работ и за рекордную для него сумму — девятьсот франков. Благодетелем был Тео Ван Гог, родной брат Винсента, давно звавшего Поля на юг работать вместе.
Но Гоген любил запад. Разделив выручку с семьей, он решил отправиться в Бретань, где в городке Понт-Авен жила целая колония художников, съезжавшихся сюда со всего света. Живописная земля, берег Атлантики и размеренная жизнь, мало изменившаяся со времен средневековья.
«Когда мои деревянные башмаки стучат по этой гранитной почве, мне слышится тот звук — глухой, плотный и мощный, который я ищу в живописи».
По воскресеньям народ ходил в храм — старинную церковь на кладбище, такую милую, что Полю захотелось подарить ей самую лучшую из своих картин. Он дождался праздника, чтобы мужчины были в шляпах с лентами, а женщины в белых чепцах, и вскоре принес настоятелю полотно, которое называлось «Борьба Иакова с Ангелом.
Видение после проповеди». Храм был открыт. Гоген велел помощникам приставить подарок к стене и, поглядев на него в интерьере, остался доволен: по его мнению, картина идеально подходила к древним росписям.
Но кюре решил, что его явно разыгрывают, а потому вежливо, но твердо, попросил автора избавить церковь от этого пожертвования.
И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить господина моего Исава, дабы приобрести рабу твоему благоволение пред очами твоими. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался и смутился (Быт. 32. 3–7).
21 год назад Иаков бежал из этих мест, спасаясь от гнева своего близнеца Исава, которого, обманув дважды, он лишил и отцовского благословения, и обетований Божьих. Если б он еще мог принять возмездие один! Но он глава огромного и весьма состоятельного клана и возвращается на родину с двумя женами, двумя наложницами, двенадцатью детьми и множеством слуг.
Чтобы сохранить хоть часть людей и добра, он разделил лагерь надвое. Затем послал брату роскошные дары и стал умолять Бога о защите. После молитвы он забылся сном, но потом снова вскочил, поднял всех на ноги и велел перебираться через речушку Иавок, возможно, надеясь, что внезапная смена ночлега не даст Исаву застать его врасплох.
Уложив домочадцев, Иаков остался один и стал готовиться к встрече…
На белом поле картины, перед тем, как нести ее в церковь, Гоген написал загадочные слова: «Дар Тристана Москосо»; они, вероятно, и подвели кюре к окончательному решению. Но в автографе не было и тени шутки: это фамилия знатных арагонских предков Поля по линии матери, перебравшихся в Южную Америку еще в эпоху колонизации.
С полутора до семи лет Гоген жил в Перу, в доме своего двоюродного деда дона Пио. Семейная легенда рассказывала об их родстве с последним королем ацтеков Монтесумой, и Поль действительно был похож на индейца. В семнадцать лет он стал матросом и шесть лет плавал на кораблях. Но странствия, а точнее морская служба, ему надоели.
В Париже Гоген устроился на биржу и стал преуспевающим буржуа, как его родня по отцовской линии. Женился на датчанке Метте Гад, стал отцом пятерых детей и большим домоседом. Жена не могла нарадоваться. Одно ее смущало: Поль был молчалив и часто пребывал в воображаемом мире, особенно когда писал свои картинки.
Иногда к нему приходил сослуживец, такой же чудак Шуффенекер, и с жаром восклицал: «Да вы гений!» Метта не очень-то в это вникала, но, конечно, и ей было приятно, когда картины мужа стали брать на выставки импрессионистов.
И вдруг однажды, после десяти лет брака, Поль сообщил ей, что ушел со службы, и теперь будет заниматься только живописью. Она пыталась отговорить его, напоминала об ответственности за нее, за детей; он стоял непроницаемый. Их благосостояние растаяло прямо на глазах. И после одной из ссор Метта уехала.
Поль бросился за ней, но датская родня была настроена к нему враждебно. Уезжая, он твердо решил, что будет зарабатывать живописью, и семья воссоединится.
![]() |
Поль с сыном Кловисом и дочерью Алиной. 1885. Копенгаген |
«Я узнал крайнюю нищету. Но это не страшно или почти не страшно. К ней привыкаешь и при наличии воли над ней, в конце концов, начинаешь смеяться», — писал Гоген своей любимой дочери Алине. Шесть лет он не видел детей.
Пытался устроиться на какую-то работу, даже ездил на строительство Панамского канала. Там, в тропиках, у него возникла идея: уехать подальше из Европы на какой-нибудь остров, потому что здесь его никто не понимал.
Картины не продавались: его волновал внутренний мир, а большинство — только внешний.
«Не старайтесь подражать природе. Искусство — это абстракция, извлекайте ее из природы, фантазируйте на ее основе и думайте больше о процессе, чем о результате. Единственное средство приблизиться к Богу — это поступать как наш Божественный Учитель — творить» (Поль Гоген).
В светском обществе его называли самым религиозным художником своего времени и… шарахались в сторону. Верующим его «Желтый Христос» и «Распятие» казались каким-то курьезом. Правда, и сам приближаться к Церкви он не очень-то хотел: от гордости, как он пишет, и от воспоминаний детства. «Одиннадцати лет я поступил в малую семинарию, где стал быстро делать успехи.
Я думаю, что именно там, беспрестанно наблюдая повадки моих учителей, я научился с юных лет ненавидеть лицемерие, показную добродетель, доносы, опасаться всего, противоречащего моим инстинктам, сердцу и разуму».
Единственным человеком, который понял бы, что «Борьба Иакова» — это автопортрет, мог быть только вчерашний проповедник и миссионер, а ныне — брошенный всеми художник… Свою непонятую картину Гоген послал в салон к Теодору Ван Гогу, назначив с досады большую цену — шестьсот франков. А сам, простившись с друзьями, сел в дилижанс и отправился в Арль, к Винсенту Ван Гогу.
Перед отъездом он шлет ему свой Автопортрет, который называется «Отверженные» и письмо с объяснением: «Наделенный моими чертами — это и мой персональный образ, и общий портрет всех нас, бедных жертв общества, которое своей местью делает нам добро». Непризнанные, они считали, что им нужно вместе работать и тогда однажды они смогут изменить отношение к своей живописи.
Но жить вместе они не смогли. Гоген пытался учить Ван Гога, как молодых художников в Понт-Авене. Из вежливости тот старался терпеть, но был уже сложившимся мастером, и страдал. Поль написал его работающим над «Подсолнухами». «Да, это я, — воскликнул Винсент, — только сумасшедший». Картина стала последней каплей.
Поняв, что Гоген хочет уехать, раз видит его таким, что все его мечты рушатся, Ван Гог пережил тяжелейший кризис. Он покушался на жизнь Гогена, покушался на свою жизнь — и очутился в лечебнице для душевнобольных.
Гоген начинает копить деньги, чтобы уехать на Таити вместе с женой. Он спешит в Копенгаген: «Пойми, я любил тебя одну, люблю и сейчас, хотя безответно». Он разворачивает перед ней красочные картины их жизни в Океании.
Только просит дать ему три года, пока он там освоится и начнет писать так, что вся его предыдущая живопись покажется розовой водицей. «Увидишь, я выиграю битву. Ты будешь отдыхать, а я работать. И может, когда-нибудь ты поймешь, какого отца дала детям.
А когда мы оба поседеем, пусть страсть уже будет не для нас, но мы вступим в полосу покоя и духовного счастья». Метта отказалась… «Никогда я не был так несчастлив.
Теперь, когда передо мной забрезжила надежда, я острее, чем когда бы то ни было, чувствую, какую чудовищную жертву я принес и как это непоправимо» (Поль Гоген).
Дядя Иакова, Лаван, был язычником. Бежать к нему тревожно, но такова воля отца — взять себе в жены одну из Лавановых дочерей. Иаков никогда не знал Бога, не смел на Него уповать, но все же пошел. И, видя эту решимость, Господь открылся ему.
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся].
Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28. 12–15).
9 июня 1891 года Гогена представили губернатору: по бумагам, которые выхлопотали для него друзья, Поль приехал с официальной художественной миссией.
Но начальник острова решил, что это тайный ревизор, создал для «инкогнито» неплохие условия и отечески посоветовал искать красот в глубинке. Он стал успокаиваться: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня.
Я начинаю мыслить просто, не испытывать ненависти к ближнему, научаюсь даже любить его.
![]() |
1890. Сен-Жермен-ан-Лэ. Семейная коллекция Мориса Дени
Вместе с уверенностью в завтрашнем дне, таком же свободном, таком же прекрасном, как сегодняшний, на меня нисходит мир». Гоген поселился за полсотни километров от столицы среди туземцев. В отличие от европейцев они очень серьезно относились к его живописи, называя его «Человек, который делает людей». Он же пытался понять их.
Однажды вечером, когда они сидели кружком, он подошел и услышал, как старик говорил: «У нас в деревне крыши прогнивают, в отверстия проникает дождь. Зачем это нужно? Давайте сообща поработаем, потратим время, но построим новые прочные и просторные хижины». Все присутствующие одобрили план старика. «Вот рассудительный народ — думал я, — пишет Гоген.
— Но когда назавтра я пошел справиться насчет начала работы, то заметил, что никто уже об этом не помышляет.
Мне как-то трудно было согласовать свои противоречивые мысли: эти люди были правы, приветствуя предложение старика, но, может быть, столь же правильно не стали делать того, что он предложил? Зачем работать? Разве боги Таити не дают своим верным хлеба насущного?» Он надеялся предпринять как бы обратное путешествие в Рай, искренне полагая, что как обитатели земного Эдема, таитяне также близки к Богу, как Адам и Ева. Он даже взял себе в жены местную девушку по имени Техура, думая, что так скорее сможет проникнуть в религиозные тайны диковинного мира. «Мы беспрестанно наблюдали друг за другом. Однако для меня она оставалась непроницаемой. И в этой борьбе я был быстро побежден, и скоро я оказался для Техуры открытой книгой. Я любил ее и говорил об этом, вызывая у нее улыбку: она это и без того отлично знала! Со своей стороны и она, по-видимому, любила меня, однако не говорила мне этого». Через два года, едва не умерев от голода и нищеты, он сдался и, бросив на пристани вторую супругу, сел на пароход, чтобы вернуться к первой. У таитян он не нашел никакой веры, кроме обычной народной каши в голове. Кровавый культ с каннибализмом был упразднен, но подлинного христианства они тоже не обрели. Он решил бросить живопись и хлопотать о месте преподавателя в лицее. «Это обеспечит нам кусок хлеба на старости лет, дорогая Метта, и мы заживем счастливо вместе с нашими детьми, не зная больше тревоги о будущем».
В Париже был провал выставки. Жена отказалась приехать, хотя и звала к себе. Он хотел было — в Данию, но сорвался, сломал в пьяной драке ногу и, вдобавок, подхватил неприличную болезнь… Озлобленный, он грустно замечает, что теперь его роднит с Израилем еще и больная нога.
И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова (Быт 32. 30–32)
Иаков понял, что, обманув брата и отца, он получил благословение формально, потому что тогда это была лишь магия для него — он хотел власти любой ценой.
И вот теперь он увидел, что все это время Господь боролся с ним за него, спасал его душу. Он взял настоящее благословение; братья встретились.
«И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали оба» (Быт 33: 4)
Через полтора года Поль написал «Автопортрет у Голгофы» и уехал в Океанию навсегда. В апреле, вместо денег, которых он ждал с лихорадочным нетерпением, почта принесла горькую весть о смерти его двадцатилетней дочери, скончавшейся в январе от воспаления легких. Сначала Поль заявил, что его эта новость не трогает.
Потом признался, что ему стыдно за эти слова и произнес еще более ужасные: «С самого детства несчастья обрушиваются на меня. Никогда ни единой удачи, никогда ни единой радости. Все против меня, и я восклицаю — Боже, если ты есть, я обвиняю Тебя в несправедливости, в злобе. Да, при известии о бедной Алине я стал сомневаться во всем, я смеялся, бросая вызов.
К чему добродетели, храбрость, ум? Одно только преступление логично и имеет смысл». Вскоре к нищете прибавился страшный, похожий на проказу, конъюнктивит, лишивший его работы. Он послал жене отчаянное письмо и получил такой ответ, что больше они друг другу не писали. На грани безумия он пишет картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»
![]() |
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897. Бостон. Музей искусств
и эссе «Католичество и современное познание» как своего рода комментарий к полотну. Он делает вид, что хочет отделить Христа от Церкви. «Бог не принадлежит ни ученым, ни логикам. Он принадлежит поэтам. Он — символ Красоты. Он сама Красота».
Но из-под красивых слов подлинная цель его выступления прорывается наружу: «Церковного Бога, — пишет он, — надо убить! С философской точки зрения, это, может быть, лучшее из того, что я высказал за свою жизнь».
На Рождество Гоген собрал весь мышьяк, которым лечил свои язвы, поднялся в горы и принял его, «потому что здоровье вдруг пошло на поправку» и он «потерял надежду на естественную смерть». Но это был вопль многострадального, и Господь услышал его. Сильная рвота вывела из уже теряющего жизнь организма яд. Он оклемался.
Написал автобиографическую вещь «Всадники», подражая своей любимой гравюре Дюрера «Рыцарь, дьявол и смерть». Перебрался на другой остров и даже начал ходить к мессе. Потом он подружился с протестантским пастором Вернье, и все последние свои дни провел с ним в беседах о Боге.
«Что касается всевозможных клик, которые вопят перед моими картинами, для меня это несущественно, тем более, что я и сам сознаю, насколько все мной сделанное несовершенно. Но неважно! Хоть на минуту касаешься Неба, тотчас же от тебя ускользающего, — зато эта мелькнувшая перед глазами мечта есть нечто большее, чем вся материя» (Поль Гоген).
*1888 год. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии.
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Подготовила Екатерина Ким
Источник: http://www.taday.ru/text/31190.html
Поль Гоген «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)». Описание картины
Работа принадлежит тому периоду творчества, который искусствоведами принято называть бретонским. Переехав во французскую провинцию и проведя там какое-то время, Гоген утверждал, что здешние люди более искренние, наивные и натуральные, нежели меркантильные и расчётливые жители столицы.
Размеренная бретонская атмосфера навеяла идею картины «Видение после проповеди», которая отличается необычным построением композиции. Картина визуально делится на две части: мир настоящий и мир воображаемый.
В нижнем левом углу мы видим женщин в белых чепцах, пришедших послушать воскресную проповедь. Вверху, за чёткой объёмной линией библейский сюжет – Иаков ведёт борьбу с ангелом.
Разглядывая эту работу, приходишь к выводу, что автор намеренно даёт проследить за тем, как он сам себе ставит необычные оригинальные задачи и их решает. В данной картине мы видим желание изобразить два контрастных мира, при этом, вписав их друг в друга, органично и целостно.
Какими же средствами пользуется Гоген, чтобы решить эту непростую задачу? Всё теми же – цветом и особенным построением композиции. Скученный многофигурный нижний левый угол уравновешивает свободное пространство, отведённое на изображение собственно видения Иакова.
Цветовое построение также подчинено идее уравновешивания. Яркие насыщенные краски – красный, синий, оранжевый, которые художник выбрал для изображения воображаемой части композиции, гармонируют с белыми чепцами. Своего рода противопоставлением служат крупные фигуры прихожанок на переднем плане с Иаковом и ангелом.
- Безусловно, всей композиции задан чёткий цветовой и фактурный ритм, однако, можно сказать, что до конца Гогену так и не удалось «слить» картину воедино.
- Несмотря на некий недостаток целостности, работа уникальна тем, что является премьерной для некоторых изобразительных средств Гогена, которыми он будет пользоваться на протяжении всего творчества.
Картина художника Поля Гогена «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)» 1888 г.
Холст, масло. 74,4 x 93,1 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-videnie-posle-propovedi-borba-iakova-s-angelom/
Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) — Поль Гоген
«Видение после церемонии» — холст, масло. Картина французского художника Поля Гогена, написанная в 1988 году. На данный момент экспонируется в Национальной Галерее Шотландии, в Эдинбурге. На полотне изображен библейский сюжет, в котором Иаков борется с ангелом. Борьба происходит на втором плане, взор зрителя проходит в первую очередь через изображения женщин, возвращающихся после церковной церемонии. Картина была создана на Понт-Авеню, во Франции.
Изначально Гоген приступил к написанию ландшафта летом, под открытым небом, а позже был вдохновлен набожными религиозными женщинами. После этого художник решил, что стоит писать полотна, посвященные религиозной тематике.
Использование цветов, форм и линий в «Видении после церемонии» действительно представляло собой новый уникальный подход в живописи. Вдохновленный принадлежащими ему японскими гравюрами от мастеров Хокусай и Хиросигэ, Гоген разработал идею ненатуральных ландшафтов.
Вместо того чтобы представить зрителю натуральные цвета, художник пишет картину в интенсивных красных, черных и белых цветах.
Гоген экспериментирует даже с фигурами на полотне, искажая формы, преувеличивая персонажей и используя линии ярких красок, вместо применения мягких градиентных переходов, свойственных художникам того времени. Цвета выглядят плоскими и статичными.
Вряд ли в данном случае можно говорить о глубине цвета. Гоген стремился как можно дальше отойти от общепринятых идей и натуральности цвета, стремясь показать то, каким он видит мир.
Действительно, цвет, техника и стиль некоторых картин Гогена были обусловлены его вдохновением японскими гравюрами.
Прямо в центре изображения находится дерево, создается впечатление, что у него нет начала и нет конца. Визуально ствол дерева делит композицию пополам, разделяя женщин и сражающегося с ангелом Иакова. Такое решение в композиции также позволило обозначить основные предметы полотна.
Изгиб ствола дерева в центре совпадает с формой головы самой выделяющейся монашки, за счет чего, безусловно, в первую очередь взгляд падает именно на нее. А листва дерева направлена четко в ту сторону, где борется Иаков, за счет чего художник добился акцента на эту область.
Перспектива картины намеренно скошена.
Более того, именно Эмиль Бернард отметил тот факт, что японские гравюры оказали огромное влияние на эту работу Гогена. Очевидно, что когда
Сравнение «Видения после церемонии» Гогена с японскими гравюрами может показаться чересчур очевидным после того, как Винсент Ван-Гог на своих полотнах копирует гравюры Хиросигэ, с диагонально расположенными деревьями и буйством красного цвета.
Впрочем, ссылаясь на иллюстрированные альбомы Хокусаи «Манга», Бернард был весьма оригинален. Он сопоставил борцов Сумо с японских гравюр с битвой Иакова и Ангела на картине Гогена. Эти же особенности можно проследить в чертах лиц монашек.
Сюжет показывает нам историю из Библии, в которой Иаков борется с Ангелом.
Гоген старался использовать технику Бретона, который визуально «наклонял» пространство навстречу зрителю. Женщины одеты в разные белые головные уборы, и создается впечатление, что они являются единственными, кто видит происходящее на картине.
Несколько цветов на картине превалируют над остальными — это красные, черные и белые оттенки. Таким образом художник демонстрирует нам угрюмый характер этой картины.
Красный цвет на этом полотне сильнее всего привлекает глаз зрителя, он символизирует агрессию, схватку, происходящую на этой картине.
Источник: https://paintingplanet.ru/videnie-posle-propovedi-borba-iakova-s-angelom-pol-gogen/
Видение после проповеди — Vision After the Sermon
Видение после (Борьба Якоба с Ангелом) Проповедь является картина маслом французского художника Поля Гогена , завершенного в 1888 году в настоящее время в Национальной галерее Шотландии , Эдинбург . Она изображает сцену из Библиив которой Иаков Wrestles ангел . Она изображает это косвенно, через видениечто женщиныизображенные увидеть после проповеди в церкви. Она была написана в Понт-Авен , Бретань , Франция.
Фон
Гоген начался пейзажной живописью летом ан Plein воздух , но после создания видения После проповеди он концентрировался на интерпретацию религиозной тематики в очень личном пути.
Состав и методика
Использование цвета, формы и линии в видении После того, как Нагорный ценятся за его смелой манеру обработки краски. Поиск вдохновение в японских гравюр из Хиросигэ и Хокусая, что он владел, Гоген развивал идею без натуралистических пейзажей.
Он применяет большие площади плоского цвета в композицию, а красная земля отходит от традиционного представления земли, поля или травы.
Изображая наблюдающих цифры экспериментов Гогена с искажением формы, преувеличивают особенности и использование сильных контурных линий , а не постепенные сдвиги в тон , что большинство художников практиковали. Коричневый ствол, черные одежды, белые шляпы и красные поля окрашены с минимальным затенением цвета.
Гоген показывает , что можно отойти от натурализма к более рассеянной, даже символической, манере живописи. В то время как формальные элементы картин Гогена отражают влияние японской гравюры, его выбор предмета и композицию однозначно его собственные.
Гоген структурирует картину размещения ствола дерева по диагонали через центр. По секционирования изображению таким образом, он создает визуальное разделение между женщинами Бретона и их видением ангелом борьбой с Джейкобом. Это композиционное решение разработано для обрамляют основные предметы живописи.
Кривая ствола следует линии главы центральной большей фигуры. Ветви и листья выбежать прямо на верхнем правом углу картины, чтобы сформировать вторую рамку вокруг ангела и Иакова.
Общая перспектива этой картины намеренно искажены, но эффективно осуществляется его кластеризация людей в уменьшенных размерах вдоль левого края.
«Кроме того, это был Эмиль Бернар , который указал на общее влияние японской гравюры на работе Гогена. Это кажется самоочевидным при сравнении Гогена зрения после Нагорной к Винсенту Ван Гоге Деревам , копии после Хиросигэ, с его диагональю помещенного дерева и использованием красного цвета.
Приводя сумо Хокусого в манге, однако, Бернард был быть более конкретным. Он назвал их в качестве источника ангела Борясь Гогена и Иакова». Можно видеть , их особенности, в лицах, женщин , которые находятся ближе к зрителю. Сказка Иакова борьба ангела от Бытия 32: 22-31 в Ветхом Завете. Гоген делает использование темы Брентон в то же время склоняется к абстракции.
Женщины, один из которых прижимает ее руки в молитве, надеты множество белых колпаков и , кажется, те , имеющие это видение. Несколько цветов выделяются выше остальных, в том числе красных, черных и белых, и внести свой вклад в визуальной энергии сцены.
Цвет , скорее всего , чтобы привлечь внимание зрителя первым в этой картине будет красным цветом, что в этой конкретной картине придает силы борьбы, которая происходит.
Рекомендации
дальнейшее чтение
- Фред С. Клейнер, Christin Дж Mamiya, Ричард Г. Тансей. Гарднера Искусство сквозь века (Одиннадцатое издание). Fort Worth: Harcourt College Publishers, 2001, глава 28.
- Перри, Гилл . «Примитивизм и» Современный», в Чарльз Харрисон, Фрэнсис Frascina и Gill Перри (ред.) Примитивизм, кубизм, абстракция: в начале двадцатого века . New Haven: Yale University Press , 1993, стр 3-85.. ISBN 0300055161
внешняя ссылка
Источник: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/Vision_After_the_Sermon
Описание картины Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) – Поль Гоген
“Видение после церемонии” – холст, масло. Картина французского художника Поля Гогена, написанная в 1988 году. На данный момент экспонируется в Национальной Галерее Шотландии, в Эдинбурге. На полотне изображен библейский сюжет, в котором Иаков борется с ангелом.
Борьба происходит на втором плане, взор зрителя проходит в первую очередь через изображения женщин, возвращающихся после церковной церемонии. Картина была создана на Понт-Авеню, во Франции.
Изначально Гоген приступил к написанию ландшафта летом, под открытым небом, а позже был вдохновлен набожными религиозными женщинами. После этого художник решил, что стоит писать полотна, посвященные религиозной тематике.
Использование цветов, форм и линий в “Видении после церемонии” действительно представляло собой новый уникальный подход в живописи.
Вдохновленный принадлежащими ему японскими гравюрами от мастеров Хокусай и Хиросигэ, Гоген разработал идею ненатуральных ландшафтов.
Вместо того чтобы представить зрителю натуральные цвета, художник пишет картину в интенсивных красных, черных и белых цветах.
Гоген экспериментирует даже с фигурами на полотне, искажая формы, преувеличивая персонажей и используя линии ярких красок, вместо применения мягких градиентных переходов, свойственных художникам того времени.
Цвета выглядят плоскими и статичными. Вряд ли в данном случае можно говорить о глубине цвета.
Гоген стремился как можно дальше отойти от общепринятых идей и натуральности цвета, стремясь показать то, каким он видит мир.
Действительно, цвет, техника и стиль некоторых картин Гогена были обусловлены его вдохновением японскими гравюрами.
Прямо в центре изображения находится дерево, создается впечатление, что у него нет начала и нет конца. Визуально ствол дерева делит композицию пополам, разделяя женщин и сражающегося с ангелом Иакова.
Такое решение в композиции также позволило обозначить основные предметы полотна. Изгиб ствола дерева в центре совпадает с формой головы самой выделяющейся монашки, за счет чего, безусловно, в первую очередь взгляд падает именно на нее.
А листва дерева направлена четко в ту сторону, где борется Иаков, за счет чего художник добился акцента на эту область.
Перспектива картины намеренно скошена.
Более того, именно Эмиль Бернард отметил тот факт, что японские гравюры оказали огромное влияние на эту работу Гогена. Очевидно, что когда
Сравнение “Видения после церемонии” Гогена с японскими гравюрами может показаться чересчур очевидным после того, как Винсент Ван-Гог на своих полотнах копирует гравюры Хиросигэ, с диагонально расположенными деревьями и буйством красного цвета. Впрочем, ссылаясь на иллюстрированные альбомы Хокусаи “Манга”, Бернард был весьма оригинален. Он сопоставил борцов Сумо с японских гравюр с битвой Иакова и Ангела на картине Гогена. Эти же особенности можно проследить в чертах лиц монашек.
Сюжет показывает нам историю из Библии, в которой Иаков борется с Ангелом.
Гоген старался использовать технику Бретона, который визуально “наклонял” пространство навстречу зрителю. Женщины одеты в разные белые головные уборы, и создается впечатление, что они являются единственными, кто видит происходящее на картине. Несколько цветов на картине превалируют над остальными – это красные, черные и белые оттенки.
Таким образом художник демонстрирует нам угрюмый характер этой картины. Красный цвет на этом полотне сильнее всего привлекает глаз зрителя, он символизирует агрессию, схватку, происходящую на этой картине.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Гравюры – Поль Гоген Первое обращение к гравюре было связано с желанием Гогена заработать на публикации своих работ. Вместе с Эмилем Бернаром он создал……
- Метте Гоген в вечернем платье – Поль Гоген Потрет жены Метте-Софи Гоген, в девичестве Гад относится к раннему периоду творчества художника. С молодой датчанкой Метте живописец знакомится в……
- Автопортрет с желтым Христом – Поль Гоген Уже менее чем через год после создания своего знаменитого “Желтого Христа”, Поль Гоген снова обращается к этой теме, написав автопортрет……
- Молодая женщина, лежащая на траве – Поль Гоген Проведя много лет на Таити, среди туземцев и даже питая сердечную привязанность к представительницам слабого пола, французский художник Поль Гоген,……
- Загадочная вода (Таинственный источник) – Поль Гоген Таитянское название полотна звучит как “Папе моэ”. И это классический случай для всего творчества Гогена – даже самую обыденную ситуацию……
- Сиеста – Поль Гоген Полотно “Сиеста” было написано в 1894 году, однако, по каким-то обстоятельствам Гоген не упомянул его в своем “Таитянском дневнике”. Картина……
- Мараэ – Поль Гоген Представленное полотно “Мараэ” принадлежит одному из величайших импрессионистов своей эпохи Полю Гогену. Местечко Мараэ, которому посвящена картина, в дословном переводе……
- Сцены таитянской жизни – Поль Гоген Второй таитянский период Гогена стал очень плодотворным. В коллекции автора появилось много жарких, насыщенных жизнью и позитивом произведений – таитянских……
- Забава злого духа – Поль Гоген Оригинальное название картины “Arearea no varua ino” можно приблизительно перевести как “Забава злого духа”. Arearea означает забава, озорная шутка, развлечение,……
- Чудесный источник (Сладкие грезы) – Поль Гоген Второе название картины – “Чудесный источник”, по традиции сохраняющееся в России, восходит к каталогу выставки-распродажи Гогена 1895, составлявшемуся, вероятно, самим……
- Ранний вечер – Поль Гоген Картина “Ранний вечер” написана Гогеном в период переезда художника на острова Океании. Она, как многие полотна того периода, отражает бытовой……
- Дорога, Арли – Поль Гоген Работа Поля Гогена “Дорога” – полотно, насыщенное красками и соком чистого цвета. Оно написано в традиционном направлении постимпрессионизма, почитаемом автором,……
- Почему ты злишься? – Поль Гоген Полотно “Почему ты злишься?” было написано Полем Гогеном в 1896 году, в тот самый период, когда он переехал окончательно на……
- Две таитянки – Поль Гоген Поль Гоген решился перебраться на Таити не сразу. Путь туда пролегал через французскую провинцию Бретань, которая находилась на отдалении от……
- Te Aa No Areois – Поль Гоген Весной 1891, изящный и удобный лайнер “Океан” пересекает Индийский океан, связанный с французскими колониями в Новой Каледонии. Его живописные пассажиры,……
- День без богов (День божества – Махана но натуа) – Поль Гоген Полотно “День Божества” написано Гогеном в промежутке между двумя периодами творчества, которые искусствоведы именуют таитянскими. Даже находясь во Франции, живописца……
- Сад в снегу – Поль Гоген В Музее изящных искусств в городе Будапеште хранится живописная работа постимпрессиониста Поля Гогена “Сад в снегу”. Художник написал ее в……
- Идиллия на Таити – Поль Гоген Жанровая композиция “Идиллия на Таити” написана в 1901 году постимпрессионистом Полем Гогеном. Картина создана примерно за два года до смерти……
- Таитянки на берегу реки – Поль Гоген Импрессия красок, экзотика пейзажа, обилие женских обнаженных тел – детали одной картины по таитянским мотивам в исполнении одного из величайших……
- Пейзаж с двумя козами – Поль Гоген Знатокам и просто любителям истории искусства хорошо известно, что Поль Гоген стал своего рода пионером в освоении Полинезии и Таити…….
Источник: https://art.goldsoch.info/videnie-posle-propovedi-borba-iakova-s-angelom-pol-gogen/