Весна, с. а. виноградов, 1911

[Oct. 8th, 2017|07:50 pm]
Сергей Сергеевич Каринский
РУССКАЯ УСАДЬБА: С.А.ВИНОГРАДОВ (1869-1938)Историк искусства А.А.Трубников (1882-1966) написал когда-то очень верные слова:В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой. В нас жили туманные страхи. Ходили таинственные слухи о желающих погубить их вместе с нами, что вселяло предчувствие неизбежного бегства. Если русско-византийская культура проявилась в богоносной красоте икон, то эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира русских усадеб.  Мысль Трубникова заострил его коллега бар. Н.Н.Врангель (1880-1915):В России всегда была только одна культура — культура помещиков. Воспитанные иностранными гувернерами, часто потомками древних родов, русские помещики-дворяне с детства вырастали в атмосфере понятий и взглядов человека Запада и несмотря на всю дикость уклада русской действительности навсегда сохраняли хотя бы внешний лоск европейцев.Сергей Арсеньевич Виноградов, как это легко понять из его фамилии, происходил из семьи священника, причём сельского, из Костромской губ. Тем самым на сословной лестнице он стоял между сыном батрачки Н.П.Богдановым-Бельским (внешность которого, впрочем, наводит на мысль о том, что отцом его был отнюдь не батрак) и шляхтичем С.Ю.Жуковским — двумя товарищами-художниками, живопись которых представляет собой естественный контекст для восприятия работ самого Виноградова. Он учился в Москве и Петербурге и, после короткого харьковского периода, жил и преподавал в Москве. В 1924 г. он, подобно Богданову-Бельскому, уехал в Латвию, где и умер ещё до советского её присоединения.Весна, С. А. Виноградов, 1911Виноградов занимает промежуточное положение между Богдановым-Бельским и Жуковским не только формально-сословно, но и по содержанию своей живописи. Богданов-Бельский недаром был поздним передвижником, не состоявшим в Сююзе русских художников, членами которого были Виноградов и Жуковский. У него, прирождённого жанриста, социальное, характерное и, в меньшей мере, психологическое составляют важнейшую часть творческой задачи его произведений. У Жуковского, напротив, социально-бытового в картинах нет совсем, ибо практически отсутствуют сами люди, на первый же план выходит художественно-образная, почти уже декоративная, сторона живописи (картины Жуковского во множестве можно видеть здесь: http://enzel.livejournal.com/389861.html, https://enzel.livejournal.com/451885.html).Виноградов тоже начинал как жанрист, изобразитель народных типов, однако по-настоящему он нашёл себя как художник лишь тогда, когда принялся писать дворянские усадьбы. Но, как усадебный художник, он сильно отличается от Жуковского не только нередким присутствием на его картинах людей, обычно женщин, но и самим тоном своей живописи, мажорным, энергичным и солнечным — даже когда он изображал вечер и осень. Тут, конечно, сказалась и разница темпераментов двух этих художников, более сангвинического и отчётливо меланхолического. Если усадьбы Жуковского это во многом уже дань памяти о прошлом — часто запущенные и тихо разрушающиеся свидетели былого, то в усадьбах Виноградова именно живут и по-прежнему радуются жизни, хотя делают это, разумеется, спокойно и прилично, со вкусом, как издавна заведено.Весна, С. А. Виноградов, 1911Осень, 1907. На этой картине, как и на картинах «Лето» (1908), «В усадьбе», «Сад осенью» (1910), «Ранняя весна», «Сад весной» (1911), «Усадьба» (1910-е гг.), изображена усадьба В.С.Мамонтова Головинка в Тульской губ.Весна, С. А. Виноградов, 1911Солнечный день, 1908Весна, С. А. Виноградов, 1911Лето, 1908 — одна из лучших картин Виноградова, за которую он было удостоен золотой медали в Мюнхене в 1909 г. Весна, С. А. Виноградов, 1911Головинка — тот же дом в несколько ином ракурсеВесна, С. А. Виноградов, 1911В усадьбе, 1910Весна, С. А. Виноградов, 1911В доме, 1910Весна, С. А. Виноградов, 1911Сад осенью, 1910Весна, С. А. Виноградов, 1911Ранняя весна, 1911Весна, С. А. Виноградов, 1911Весна, 1911Сад весной, 1911В доме, 1912Усадьба Головинка, 1910-е гг.В доме, 1913 — в этом году художник был удостоен второй золотой медали на Мюнхенской выставке — не за эту ли картину?В доме, 1914Играет, 1914Летние грёзы, 1915 — а где-то война, а через два года — конец…А вот «Летний день», 1917 — и где тут предчувствие совсем скорого конца этого мiра?В парке. У фонтана, 1917 — может быть, тут проступает нечто, или это всего лишь осень?Усадьба, 1918Девушка за чтением, 1919 г. — уже отчетливая ретроспекция и эскапизмАвтопортрет, 1922На даче летом, 1924Дама в интерьере, 1924 Утро, 1925Вид на православный собор Рождества Христова в Риге, 1928 8 октября (25 сентября) — Сергиев день.
Comments:
From: yu_sinilga2017-10-08 04:03 pm (UTC) (Link)

Глядя на одни картинки, подумала: Борисов-Мусатов.

From: enzel2017-10-08 04:12 pm (UTC) (Link)

Нет, тот призрачно-символичен, русский Пюви де Шаванн. А тут очень много витальности, снизу, но далеко не со дна 🙂

From: khebeb2017-10-08 04:32 pm (UTC) (Link)

Я б еще Петровичева в завершение этой линии поставил

From: mmnt2017-10-08 09:16 pm (UTC) (Link)

Спасибо.Никогда не задумывался о происхождении фамилии Виноградов, очень уж распространенная и нехитрая. Хотел спросить, а потом погуглил и понял…-)

У меня в детстве соседи по дому были с такой фамилией. Это была полулюмпенская семейка, переехавшая из пригородной деревни, с пьянками, гармошкой (именно гармошкой, отец семейства умел играть немного, по пьяни). Жил еще у них дедушка древний, этот вообще был поляк, звали Казимир.

С их старшим сыном я как ни странно сдружился, по-соседски. Но сама семейка была аховая. Наверное поэтому фамилия Виноградов у меня никак с семинарским происхождением не склеивалась.

А вот Преображенские и Рождественские в жизни встречались, там все соответствовало (с поправкой на советский пресс конечно).

From: nvespuccia2017-10-11 04:15 pm (UTC) (Link)

Какое приятное совпадение! Я как раз все эти дни провожу в мыслях об усадьбах… Как бы что-нибудь восстановить (пусть и не своё), да как бы сделать так, чтобы к реституции всё повернулось… 🙂

Edited at 2017-10-11 04:17 pm (UTC)

From: enzel2017-10-11 05:30 pm (UTC) (Link)

А Вы участвуете в ОИРУ? В Историчке какая-то выставка открылась под его эгидой.

Я тоже в последнее время выяснял кое-какие усадебные подробности по Ярославской губ. Там есть знающие люди на форуме ЯРИРО.

From: nvespuccia2017-10-11 06:16 pm (UTC) (Link)

Нет, не участвую. Периодически просматриваю их сайт. Может было бы и полезно приблизиться к ним. Но часто знакомства оборачиваются разочарованием — вполне учёные люди не видят корня проблемы.

Или смирились и согласились со всем этим бесправием. Это вызывает какую-то совершенно неизбывную печаль.

Вы тонко чувствуете связь нормального правового устройства и эстетики жизни, и очень хорошо пишете об этом.

From: enzel2017-10-11 06:40 pm (UTC) (Link)

Я Вас вполне понимаю и разделяю Вашу осторожную позицию. Советский человек может проявиться в ком-угодно, в ком и не подозреваешь поначалу. Спасибо за Вашу оценку моих скромных трудов. Собственно, уродство и беззаконие всегда идут рука об руку.

Источник: https://enzel.livejournal.com/445546.html

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Алупка Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов С. А.Женщина в домашней обстановке 1924 Весна, С. А. Виноградов, 1911 Автопортрет. 1922. Государственная Третьяковская галерея, Москва Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)

Русский художник Виноградов С.А. родился в селе Большие Соли Костромской губернии в 1869г.

Сын сельского священника, Виноградов получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Особенно повлиял на начинающего живописца В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения.

После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910гг. годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. Член Товарищества передвижников, в 1903г.

Виноградов принял участие в создании «Союза русских художников», объединившего московских живописцев начала XX века, который, опираясь на достижения русского искусства XIX века в пейзаже и жанре, обогатил отечественную живопись новым, близким импрессионизму пониманием цвета и света.

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) -У К.А.Коровина. 1907 Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) -Алупка. 1917.jpg Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) -Утро (И.К.Войцеховская). 1925 Весна, С. А. Виноградов, 1911 «Виноградов С.А.Женщина в национальном костюме Весна, С. А. Виноградов, 1911

  • Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) Жеманница 1926 Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). У самовара 1920 Весна, С. А. Виноградов, 1911
  • Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — В доме Весна, С. А. Виноградов, 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — На даче летом Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). Девушка с книгой 1919
  • Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Барышня в сарафане. 1930

Виноградов С.А.Дама на балконе. 1916 Виноградов С.А.-В доме.1910.

Виноградов С.А.Купчиха за самоваром. 1936 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Играет. 1914 Виноградов Сергей Арсеньевич. В доме. 1912 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). На балконе 1926

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) На даче 1932 Виноградов С.А.У часовни. 1892 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) Печеры. Монастырь. Общий вид 1928 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Летом. 1908 Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938) В саду 1910 Виноградов С.А.Летний пейзаж. Зофино.

1936 Виноградов С.А.Красная дача. 1910 Сергей Арсеньевич Виноградов. Дом в саду. 1920-30 «Виноградов С.А.Южная ночь. 1915 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)- В усадьбе 1910 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)- В усадьбе осенью. 1907 Виноградов С.А.Цветы, купающиеся в лучах солнца Виноградов С.А.

Солнечный день. Дама у балюстрады. Около 1908 Виноградов С.А.Пруд. 1913 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) -«Крым. Цветущий май. Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Алупка. Крым. 1917 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)- Московская улочка Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) Вид на церковь.

Москва.

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938) — Весна 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869‑1938)- Весна идет. 1911 Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). Прогулка по осеннему лесу Виноградов С.А.Озеро в лесу

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/14899874.html

Весна в живописи российских художников. Виноградов С.А

Весенняя живопись Виноградова С.А.

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938)

С.А Виноградов великий
русский художник, — приверженец реалистического направления, русского
импрессионизма, в живописи которого важную роль играло «впечатление», как во
Франции у основателей художественного течения — импрессионистов. Огромное
внимание в работе над картиной художник уделял натурным зарисовкам на пленэре,
— этюдам.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Вечер ранней весны

  • Фет А.
  • * * *

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути; Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте. Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте. Но возрожденья весть живая Уж есть в пролётных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Среди гигантов российской живописи
(Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладает своим
глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его
технические и колористические приемы.

С большим терпением и
трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади
старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые
веяние, через поиски и сомнения живописец шел своим путем в искусстве, его
полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весна идет 1911

А. Инчин
***


Блестящие, звенящие, Хрустят, как леденцы, Под крышами висящие Сосульки-сорванцы. Блестящие, звенящие, Как солнышка лучи. …
Отсюда начинаются

Весенние ручьи.

Работы Виноградова,
талантливого русского художника, находятся во многих российских музеях. Интересны
его полотна, созданные в период работы в объединении «Союз русских художников»,
в создании которого Сергей Арсеньевич принял активное участие в 1903 г.

Читайте также:  Картина "странник", перов, 1870

Художников «Союза»
объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их
сплачивала не только близость тематики, — виды старинных русских городов,
деревень, усадеб, домов — но также известное единство живописной системы.

Их
импрессионизм носил преимущественно национальный и самобытный характер.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весенний пейзаж

Виноградов как художник
формировался в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ),
приехав в 1880 году из провинциального посада Большие Соли Костромской
губернии. Окруженное березовыми рощами и еловыми лесами, с живописной речкой
Солоницей, старой церковной архитектурой, село навсегда останется в его памяти.

Совсем немного пришлось мальчику пожить в этом красивейшем местечке, где он
родился первого июня 1869 года в многодетной семье священника.Мать, Мария
Осиповна, не возражала: видеть своего сына образованным для женщины, едва
знавшей грамоту, было мечтой.

Сама больна туберкулезом, на руках восемь детей…
Благо рядом с домом огород и корова-кормилица.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Ледоход на Двине

…Путешествие по родной земле
помогло художнику освободиться от жанровости его ранних картин, теперь природа
заняла главное место в изображении, превратив Виноградова в пейзажиста. Эта
была поездка на Север… Все увиденное в пути очаровывало: старинные города, на
холмистых берегах деревни с двухэтажными столетними избами.

Северная Двина — река
многоводная, величавая, с редкими пристанями, на ее берегах стеной стоят густые
лиственные леса. Написанные смелыми энергичными контрастными мазками, с
цветными переливами волн, полотна стали новым шагом в творчестве Виноградова.

Эмоциональная наполненность его пейзажей ставит художника вровень с большими
мастерами.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весенний пейзаж 1913

Александр Блок

***
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.


В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.


Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

На счету Виноградова имеется
десяток пейзажей с названием «Весна», он то и дело обращается к собственному
циклу «Времена года», в котором немало места отведено весне.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весна 1902

С любовью и упоением пишет
художник это необыкновенное время года, когда воскресает к жизни вся природа.
Молодая зелень травы и листвы дарит отдохновение душе после бело-серо-черных красок
долгой зимы. Бархатистая их нежность щедро украшает грудь земли, юная листва
купается в легко скользящих облаках умытого вешними водами неба.

  1. Федор Глинка
  2. Весна
  3. Уже душистей стали ели,
  4. И пахнет в воздухе смолой;
  5. Уже луга зазеленели,
  6. И мох кудрится над скалой.
  7. Разделись синие заливы,
  8. И лодки ходят по реке;
  9. Уже заколосились нивы,
  10. И слышно стадо вдалеке…
  11. И воздух полон тишиною,
  12. И как им сладостно дышать!
  13. Так сердце с жизнью неземною
  14. Вдыхает неба благодать.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Московская улочка

Море солнечного сияния…
Незамысловатая округа московской улочки на картине мастера искрится  всеми цветами радуги.

Белоснежная церковь с
зелеными куполами, вознесенная в небесную синеву, – ее главное украшение.
Раскидистая крона дерева, как символ древа жизни, покрыта нежнейшей только что
проклюнувшей из почек листвой.

Жизнерадостность и упоение весенним обновлением
– главная тема этой светлой и яркой картины.

Пейзажи Виноградова наполнены
обилием воздуха и света, общим радостным настроением. Воспевая природу
и видя красоту в незатейливых сюжетах обыкновенной жизни,
он раскрывал на холсте целый мир поэтических и одухотворенных
образов мира, стремясь к яркости первого впечатления.

  • Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941)
  • ***
  • Наступает весна… Вновь обычность ее необычна,
  • Неожиданна жданность и ясность слегка неясна,
  • И опять – о, опять! – все пахуче цветочно и птично,

Даже в старой душе, даже в ней наступает весна!!!

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весна. 1911

В его картинах основную роль
играла красота цветовых соотношений. Но всегда у мастера импрессионизм и
декоративность соединялись с тонкой и изысканной гармонией природы. В ней
перекликаются всевозможные оттенки жемчужного, серебристого, бело-голубого
цвета.

  1. Юнна Мориц
  2. * * *

Ура! Начало марта месяца!
Зима пожитки собрала. Как тесто, булькает и месится

Сугроб, раскисший от тепла.


Разгром сосулек, ломка наледи, Полет распахнутых плащей. В такое время выйти на люди —

Приятнейшая из вещей!..

На выставке Союза русских
художников, состоявшейся в 1911 году, Виноградов показал несколько очень
удачных картин — и среди них «Весну». Прекрасная картина, построенная на
разработке сложной гаммы оттенков, переливах света и тени, сама словно излучает
свет.

На глазах у зрителей творится настоящее чудо переливов весеннего снега в
лучах обновленного солнца. Правда, язвительный А. Бенуа в «Художественных
письмах» обвинял Виноградова — вместе со Станиславом. Жуковским, В.
Переплетчиковым и другими — в том, что их работы «легко могли быть перенесены и
на передвижническую» выставку.

В подобных оценках отразилась извечная борьба
москвичей и петербуржцев, реалистов и декадентов.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весна идет. 1911

Пейзаж «Весна идет»
представляет сад, увиденный с дачной террасы. Земля еще покрыта снегом,
подтаявший сугроб намывами лежит на прогнивших досках, деревья и кусты — голые,
безлистые…

Но сколько же тончайших оттенков подмечает художник в природе! Тут
и розоватые кусты за колонной, оплетенной прошлогодним вьющимся растением, и
тем­ная зелень елей и сосен, и красноватые кустики под бирюзовой елью, и
акварельная листва тонких березок, и раскинувшийся круглый куст в центре
картины, и нависшие над садом снеговые тучи…

Яков Аким
АПРЕЛЬ


Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня — прямиком Шлёпает по лужам. Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным. «Скоро, скоро быть теплу!» — Эту новость первой Барабанит по стеклу Серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов С домиком подружат, Скоро множество птенцов Выглянет наружу. Тучи по небу пройдут. И тебе впервые На ладошку упадут

Капли дождевые…


Весна, С. А. Виноградов, 1911

Виноградов С.А. Весна. 1911

Здесь художник не задерживает
внимание зрителя на переднем плане, а поспешно ведет его взгляд в глубину
парка.

Картина ассиметрична по композиции: необычно повернута стена старого
бревенчатого дома, мимо которого «проскальзывает» зритель, над домом — ветви
деревьев, не попавших в поле зрения художника. Рельефно прорисованная борозда
подтаявшего снега подчеркивает уходящую в глубину плоскость земли.

Гамма
серебристо-жемчужных холодных красок составляет живописную концепцию пейзажа.
Построенная на сложной системе оттенков, «Весна» воспринимается как результат
творческого озарения нашего героя.

С. Маршак
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА


Снег теперь уже не тот — Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд,— Будто раскололи.
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки. И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Виноградов С.А. Сад. Весна. 1911

Это картина почти лето в уже
знакомом саду. Желтый усадебный дом скрыт за цветущим деревом, отбрасывающим
сквозящую тень на траву.

И — едва распустившийся милый круглый куст посреди
клумбы, за которым поднимаются бледно-сиреневые метелки гнущегося растения.
Виноградов выступал певцом мажорной по настроению природы.

Его влюбленность в
природу, уверенность во всепобеждающей силе жизни была столь подкупающей, что
никогда не оставляла зрителя равнодушным.

Агния Барто
АПРЕЛЬ


Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит верно, Что весна пришла. Это значит верно, Что зиме конец.
Самый, самый первый Прилетел скворец, Засвистел в скворечне: — Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте, Слышен ветра свист. Ветер, ветер, ветер По дорогам вертит Прошлогодний лист.
Всё апрелю шутки! Сельский детский сад Утром скинул шубки — В полдень снегопад!
Но не так уж скверно Обстоят дела, Если верба, верба,

Верба зацвела.

Виноградов С.А. Сад. 1910. 96 х 96 см. Иркутский областной
художественный музей им. В. П. Сукачева

В 1910-е годы дарование
Виноградова приобрело особую артистичность. Формат необычной, яркой и
прекрасной картины «Сад» — это абсолютный квадрат. Броская картина настолько
виртуозна по технике письма, что кажется, будто автор испытывает все свои
возможности.

Высотская Ольга
ВЕСЕННИЕ РУБАШКИ


Надели лужайки Цветные рубашки: На ткани зелёной Белеют ромашки. У ворота выткана Красная смолка, И жёлтые лютики Вышиты шёлком. Сплелись колокольчики В синие пряжки… Лучами — Не иглами —

Сшиты рубашки.

Художник то пишет размашисто,
словно торопясь покрыть холст густыми, беспорядочно набегающими мазками,
создающими богатую рельефную поверхность, то прописывает свои пейзажи
прозрачным, почти акварель­ным слоем, блестяще используя просвечивание
подмалевка, дополняющее общую цветовую гамму. При этом Виноградов тщательно
выверяет детали, добиваясь предельной четкости и чистоты линий. Теперь он
работает темперой и любит писать на крупнозернистом картоне, формат которого
зачастую приближается к квадрату.

Игорь Грабарь писал об этой
работе в журнале «Весы»: «Мне нравится «Сад» Виноградова с мастерски
написанными цветущими деревья­ми и удачно найденной и просто разрешенной игрой
солнца на траве и дорожке.

Этому художнику, видимо, уставшему от своего
собственного мастерства, можно от всей души пожелать, чтобы он очутился во
власти какой-либо большой художественной идеи, способной всецело его захватить,
увлечь и даже временно раздавить.

Неудача никогда не означает падения, и, может
быть, поднявшись, он взберется на такую высоту, о которой ему и не грезилось».

Но данная картина напоена
радостью, как никакая другая.

Желтый помещичий домик с
цветником выражаются все совершеннее и совершеннее. Светящаяся аура по
солнечному краю деревьев, с синими мазками в лиственной сердцевине, звучит еще
одной мелодией в этой оде радости, исполненной художником.

Белый цвет пионов
становится у Виноградова живым и одухотворенным, приобретая почти ощутимую
вещественность и силу звучания.

Золотая от солнца дорожка, в сочетании с
сиреневой тенью от цветущего куста, формирует эмоциональный колористический
настрой — предельно насыщенный, напряженный, яркий.

Виноградов С.А. Яблочный цвет

Прекрасные цветущие ветви
яблоньки, пьющие прозрачную воду в обыкновенной стеклянной банке, как символ
чистоты весенней природы. Этот яблоневый цвет — от художника любящий привет
всем нам, зрителям его насыщенных умиротворением полотен, как теплая и добрая
улыбка великодушного мастера, согревающего наши души светом солнечного сердца…

Источник:

Кунгурцева Вероника. Виноградов. Вып. 67: Альбом «50
художников. Шедевры русской живописи». – М.: издательство
DeAGOSTINI, 2011. – 30 с.

http://artchallenge.ru/gallery/ru/16.html
много картин Виноградова

Источник: http://aktinoya2.blogspot.com/2019/04/blog-post_22.html

Виноградов Весна 1911

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г. ) Виноградов. Сочинение по картине виноградова весна 1911 Написав свою картину в особой декоративно-плэнерной манере, С. Природа в. Сочинение по картине С. А. Виноградова Весна Выдающийся живописец конца XIX начала XX вв С. А. Виноградов в своём. Живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г).

Кртин виногрдов весн 1911 сочинение – гдз – готовые домашние задания за 1-11 класс решебник онлайн

Которые в скором времени наденут свои зелёные одежды, За елью виднеются же столь высокие тополя. Видимо, Этому художнику, можно от всей души пожелать, уставшему от своего собственного мастерства, чтобы очутился он во власти какой-либо большой художественной идеи, способной всецело его захватить, увлечь и даже временно раздавить. Но пока она выглядит самой нарядной. Gorobets P. Spring.

Читайте также:  «сад художника в живерни», клод моне — описание картины

Там я в жизни увидел то, что так любил в полотнах Сурикова, Серова, Левитана. Ведь это все совсем «не о том». З 1969.

Виноградов Весна идет. М., 1911.

Петрова-Водкина, вспоминал о его уроках так: «Он говорил: если ты рисуешь карандаш, лежащий на столе, твоя задана определить не только положение этого карандаша к плоскости стола, на которой он лежит, но и его отношение к стенам той комнаты, в которой находится стол и стен этой комнаты к мировому пространству ибо каждая вещь, даже простой карандаш, находится в сфере мирового пространства». Но все приведенные выше «лыки в строку» не имеют, по большому счету, никакого отношения к полотну Венецианова, поскольку лежат в абсолютно иной плоскости. См. На сей раз Виноградов, который словно бы кругами ходил вокруг опустевшего имения, удалился от него на некоторое расстояние, так что знакомый оранжевый дом переместился на задний план. С синими мазками в сердцевине, лиственной Светящаяся аура по солнечному краю деревьев исполненной художником, звучит еще одной мелодией в этой оде радости.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Сочинение весна по картине виноградова 1911

Яркими лучами освещён и старый одноэтажный дом, расположенный слева. Правда, язвительный А. Бенуа в «Художественных письмах» обвинял Виноградова вместе с С. Жуковским, В. Переплетчиковым и другими в том, что их работы «легко могли быть перенесены и на передвижническую» выставку.

И вот таким образом крестьяне надевали свое лучшее платье, Первый день пахоты на считался селе праздником. Желтый помещичий домик с цветником выражаются все совершеннее и совершеннее. Выкрашенный в светло-голубую краску, в этот солнечный денёк он выглядит ещё светлее.

Скорее всего, «Голубой куст», написанный на пленэре, на одном дыхании, был для художника своего рода отдыхом от напряженной работы в мастерской. В.

Глядя на картину, хочется зажмурить глаза от этого необыкновенного света. И так далее и тому подобное. Но вглядитесь, толстокожие, жестоковыйные люди. Игорь Грабарь писал об этой работе в журнале «Весы»: «Мне нравится Сад Виноградова с мастерски написанными цветущими деревьями и удачно найденной и просто разрешенной игрой солнца на траве и дорожке.

На этой картине художник отобразил только самое начало весны. Весна 1821 – февраль 1822 г. Чуть дальше произрастают целые заросли таких же невысоких молодых деревьев. Собрание сочинений Шиллера под редакцией С. А.

Венгерова, . Реалистов и декадентов, в подобных оценках отразилась извечная борьба и москвичей петербуржцев.

Больше всего возмущало критиков, что этот наряд именно «наряден», тогда как им хотелось видеть «настоящую бабу в затрапезе».

Весна, С. А. Виноградов, 1911

кртин виногрдов весн 1911 сочинение

Утверждая, что в начале своего творческого пути Юон был «отчасти импрессионистом» исследователи обычно апеллируют именно к этому полотну. Формат «Сада» это квадрат.

Через которую вскоре пробьются молодые побеги новой зелёной травы, Земля покрыта прошлогодними коричневыми листьями и серо-жёлтой травой, распустятся и подснежники одуванчики.

«Голубой куст» вещь, действительно, вполне импрессионистическая (что видно уже из названия). поэтическую прелесть стихи о русской природе (Весна. Выставляется первая рама, Под.

побывала в Риме и на Сицилии. Всё пространство картины озарено ярким солнечным светом.

Оставляет бесплодную (хоть и увлекательную) погоню за уходящим временем и обращается к «стоящей над жизнью высоким сводом Божественной непреходящей красоте», в он «Куполах и ласточках» как бы стряхивает с себя эту торопливость. К постижению которых подталкивает зрителя Венецианов, За светятся ним более глубокие смыслы.

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Сочинение по картине виноградова с а весна 1911

Превратившись в ручеёк, он исчезнет, освободив место для молодой зелени. Народно-поэтические традиции в творчестве Виноградов Лермонтова Г. Жуковский – Жуковский В. А. Собрание сочинений. Молодая крестьянка боронит пашню. Этому «рецепту» следовал Кузьма Сергеевич и в своих собственных натюрмортах.

Принадлежащей к лигачевскому пейзажному циклу, в этой которая картине, наступает в природе после нескольких пасмурных, чувствуется особая умиротворенная ясность, ненастных дней.

На санках, на – крыше вот грачи гомонят на березах, Вот молодки вышли из ворот, на заборе и кругом ребятишки мал мала меньше. Эта первоначальная картина навсегда остается в душе человека, .

Дотрагивался и застывал в смущении перед торжественным таинством природы.

  • Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
  • Сочинение по картине «Весна» Виноградова
  • ВЕСНА В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Весна в живописи российских художников

Под лучами яркого солнца от тонких стволов на землю падают серые полоски тени. В 1910-е годы дарование Виноградова приобрело особую артистичность. В самом деле, даже на очень поверхностный и непридирчивый взгляд, здесь можно обнаружить множество «поправок натуры». Которые находятся в, я остаюсь при прежнем желании поместить II во томе издаваемых мною сочинений Шевченко показания Шевченка.

На переднем плане расположено несколько молодых деревьев.

В «Куполах и ласточках» он как бы стряхивает с себя эту торопливость, оставляет бесплодную (хоть и увлекательную) погоню за уходящим временем и обращается к «стоящей над жизнью высоким сводом Божественной непреходящей красоте». 12 лис. Интересно, что практически в одно и то же время с работой над этой картиной Юон создавал циклы автолитографий «Сергиев Посад», «Русская провинция».

Картина Весна – Сергей Арсеньевич Виноградов. Интересны и «технические» подробности, сообщенные Юоном по поводу «Мартовского солнца». Сочные цвета и особая яркая прозрачность воздуха, соединяясь с четкими архитектурными формами, которые так мастерски всегда умеет писать Юон, дают восхитительный эффект «декоративной правдивости».

Весна, С. А. Виноградов, 1911

А. В. Самохвалов, один из учеников К. С. Картина ассиметрична по композиции: необычно повернута стена старого бревенчатого дома, мимо которого «проскальзывает» зритель, над домом ветви деревьев, не попавших в поле зрения художника. Картон, масло. В этом месте уже не снега.

Впряженные в борону и нежели лошади, на заморенных на зимних хлебах крестьянских кляч, более похожи на крылатых Пегасов.

Упрекали художника и в «сезонных несообразностях», удивляясь тому, что маленького мальчика он сажает на холодную землю в одной рубашонке, а вокруг него «раскладывает» венки из васильков, отроду не цветших весной.

Чичкан Леонд ллч (1911-1977) – укр. В каждом из них он стремился передать «планетарное притяжение», благодаря чему даже самые простые композиции приобретали удивительную цельность, монументальное звучание и значительность. Это не значит, Впрочем, художник не задерживает внимание зрителя на переднем плане, что он ушел на роли, вторые а поспешно ведет его взгляд в глубину парка.

Спустя несколько дней тон письма совсем иной: «Сегодня был тихий солнечный день, я его так ждал и устал безумно, едва рука ручку держит. ». В. Виноградов написал известную статью Стилистика Ахматовой, . 1911. Скоро её зелень сольётся с множеством оттенков этого цвета у листьев других деревьев.

Его большое количество окон-глаз с интересом наблюдают происходящим за пробуждением природы.

И сам художник, Собственно, по-видимому, эту начиная работу, не знал, что именно хочет он сказать. СПб., 1911 Ключевский В. О. Грусть // Ключевский В. О. Очерки и речи. Рельефно прорисованная борозда подтаявшего снега подчеркивает уходящую в плоскость глубину земли. 11 сен 2013.

«на керосине масляные краски можно доводить до акварельных – тонкостей что работал масляными красками, Он писал, разведенными керосином. На них ещё нет листочков, но внутри стволов уже побежал древесный сок. На его знаменитом полотне «Весна» запечатлён момент пробуждения природы от зимнего сна.

Блий, 1) Великий бюст Шевченка, где была первых свидетельницей триумфов, для живо картини апофеозу. Весну 1911 года я провела в Париже.

Зачем, когда прямой его обязанностью было показать все тяготы крепостного состояния, мастер поэтизирует подневольный труд – дескать, в позднейшее время этому к списку прибавились и претензии общественно-политического свойства.

Георг Еллинек (1851-1911) – выдающийся ученый, крупнейший правовед, . Да, дитя ее сидит без портков на голой весенней земле, забавляясь васильковыми венками. В частности, картина Мартовское солнце была так написана, а она нисколько не потемнела».

Это «поучение» как будто противоречит собственной венециановской картине (речь идет, разумеется, о его «Весне»).

«из всей недели только два раза имел возможность выходить с холстом на улицу или 20 градусов мороза с туманом или снег густой, немыслимое нечто я начинаю терять надежду на то, что мой март мне принесет плоды – жена с детьми оставалась в Москве, в марте 1915 года он жил в Лигачеве, все прочие дни или с бурей и художник писал домой. Неисчерпаемой по своим живописным и историко-бытовым богатствам», Поездки в новые города не мешали моим многократным к возвращениям этой народной жемчужине.

Февраль. Строгановському училищ (1893-1901) у С. Виноградова, С. ванова, . На выставке Союза русских художников, состоявшейся в 1911 году, Виноградов показал несколько очень удачных картин и среди них «Весну».

Что кажется, Нарочито броская картина настолько виртуозна по письма, технике будто автор испытывает свои возможности. Ранняя весна. 1911. Знизу лворуч пдпис дата.

В 1907 году он уже ставил перед собой абсолютно иные задачи.

Словно торопясь покрыть холст густыми, Художник то пишет размашисто, создающими богатую рельефную поверхность, беспорядочно набегающими мазками, то прописывает свои пейзажи почти прозрачным, акварельным слоем, блестяще используя просвечивание подмалевка, дополняющее общую цветовую гамму. М., 1941. 697. Картина получится достаточно развил выразительная, в Вигеле противоестественные наклонности. Передний и средний планы картины отданы весне и радостной весенней суете жизни.

В частности, не объясняют они особой пронзительности и вместе с тем умиротворенности «Куполов и ласточек». «Весенний солнечный день» одна из многих картин, составляющих сергиевопосадский цикл Юона. Л., 1971. Однако Венецианов здесь не столь неточен, как кажется. Между ними ещё лежит снег, который искрится под яркими лучами весеннего солнца.

Виноградов В. В. Стиль Пушкина. 95, 5х95, 5. Весна идет. Простирающееся до расположенного вдалеке белого одноэтажного дома с зелёной ярко- крышей, На заднем плане картины виднеется большое снежное пространство.

И, Неудача никогда не означает падения, поднявшись, может быть, он взберется на такую высоту, о которой ему не и грезилось». Поэты 1790- 1810-х годов – Поэты 1790-1810-х годов. Первая картина Весна идет. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки пейзажи, . Сохранились письма Юона к жене, относящиеся ко времени работы над этой картиной.

Однако этот сюжет не составляет главного содержания картины. художникь. Снимков решил не делать, пользуюсь набросками с натуры скорее и вернее».

Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, . Они только начинают просыпаться от зимней спячки. Не Акулька и не Парашка Весна. незатейлив. Но видно, что дни его скоро будут сочтены. Белый цвет пионов становится у Виноградова живым и одухотворенным, приобретая почти ощутимую вещественность и силу звучания.

В сочетании с тенью сиреневой от цветущего куста, Золотая от солнца дорожка, напряженный, формирует эмоциональный колористический настрой предельно насыщенный, яркий. Однако краткий период увлечения Юона «коровинским» импрессионизмом пришелся на конец XIX века.

о нем: Полтавские Ведомости 1911 г. 904. дать целостную картину, показать преемственность двух культур и эпох, . Lilac blossum. И зверью, Радость от этого пробуждения природы сообщается и людям, греющим под солнцем старые свои бока и даже домишкам.

Читайте также:  Святой бенедикт, ганс мемлинг, 1487

Он растаял от жаркого дыхания весны.

Очень часто корили Венецианова за Например, то идущую за лошадьми, что он изобразил крестьянку, в каком-то странном наряде. Слова эти многое объясняют, но и не объясняют также очень многого (не следует забывать, что писались они уже в «глубоко-советское» время).

Каждый лист этой серии буквально пропитан бытом, везде чувствуется торопливое желание художника «успеть запечатлеть». По пашне шествует не женщина богиня.

Вглядываясь в нее, мы живо ощущаем трепет, овладевавший автором, когда он «прикасался» к тому, к чему не имел в виду прикасаться.

Гамма серебристо-жемчужных холодных красок составляет живописную концепцию пейзажа. Формат которого зачастую приближается к Теперь квадрату, он работает темперой и любит писать на крупнозернистом картоне.

Везде чувствуется торопливое желание художника Каждый «успеть запечатлеть», лист этой серии буквально пропитан бытом. Художник изображает свою крестьянку нарядной и легко Да, весной, ступающей босыми нежными ногами по пышной пашне, парящей над землей, как будто по воздуху.

Лот – предмет мистецтва на даному аукцон картина, що належить продавцю, за договором. Совсем скоро набухнут почки, появится первая восковая ярко-зелёная листва.

Сам Лермонтов дал анализ своих побуждений в письме к М. А. Лопухиной (конец 1838 г. ). Весной 1908 года жившая в Казани семья Хлебниковых. Весной я буду в Киеве и буду у Вас, если позволите. 2005.

Яковенко до Г. П. Житецького. оттуда в 1865 г. привез картины: Венера и Амур и Иоанн Креститель обличает Ирода, . с 6 февраля по 3 апреля 1911 года по адресу: улица Херсонская, 11, стал. Добиваясь предельной четкости и чистоты линий, При Виноградов этом тщательно выверяет детали.

Сюжет картины «Весна» Венецианова А. Г. Все галдит и звенит о наступающем пробуждении мира от зимних снов. писал: «В «Салоне» три разряда: Правые, средние и левые картины.

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201602/vinogradov-vesna-1911/

Виноградов С.А

Весна, С. А. Виноградов, 1911

Для увеличения — нажмите на изображение

 Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье сельского священника. Окончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где увлекся рисованием и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1880 переехал в Москву, поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.

В 1885 и 1886 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1888 за картину «Барышник-лошадник» («Корчма на шляху») получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1889 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге у Б. П. Виллевальде и К. Б.

Венига, но вскоре из-за болезни бросил учебу и возвратился в Москву. 

В 1884–1890 посещал рисовальные вечера в доме Поленова. С 1889 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, годом позже за картину «Обед работников» был удостоен 3-й премии Общества.

С самых первых выставок пейзажи, жанровые картины, рисунки Виноградова были высоко оценены критикой и стали предметом собирательства. Среди первых приобретателей произведений художника были такие крупные коллекционеры русского искусства, как П. М. Третьяков, И. С.

Остроухов, П. И. Харитоненко, И. А. Морозов, М. А. Морозов и другие.

В 1891–1896 жил в Харькове, преподавал рисунок в ремесленном училище. В 1892 вступил в ТПХВ, экспонировал свои произведения на выставках Товарищества вплоть до 1901. В 1896 переехал в Москву. Работал в области книжной графики, оформлял книги в издательстве А. Д. Ступина.

С 1897 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1901 выступил в числе инициаторов «Выставки 36-ти художников» в залах Строгановского училища в Москве. В 1901–1903 и 1906 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1903 стал одним из учредителей Союза русских художников. В 1904 экспонировал свои произведения на Международной выставке в Дюссельдорфе, в 1905–1906 — в выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым.

В 1909 за картину «Лето» был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В 1912 избран академиком, в 1916 — действительным членом ИАХ в Петербурге. Много путешествовал по России, неоднократно совершал поездки по Волге и Северу. В 1902 вместе с М. А. Морозовым отправился в Европу. В 1915–1917 жил и работал на даче К. А. Коровина в Гурзуфе.

Активно занимался общественной деятельностью, входил в Орловское общество изящных искусств (с 1911), Общество Рязанского городского художественно-исторического музея им. И. П. Пожалостина, Московский литературно-художественный кружок.

После революции 1917 входил в состав комиссии по оформлению московского Кремля к празднованию первой годовщины Октября. В 1923–1924 возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сопровождал выставку в США, в Советскую Россию не вернулся.

По приглашению Н. П. Богданова-Бельского переехал в Латвию, где поселился в Риге. В 1925 организовал персональную выставку в Риге. Некоторое время преподавал в мастерской Богданова-Бельского, затем основал собственную школу-студию. В 1930 в Риге состоялась выставка учеников Виноградова.

Продолжал заниматься творчеством. В 1929 выпустил в Риге альбом акварелей и рисунков «Псково-Печерский монастырь».

Принимал участие в выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937), а также художественного общества «Эстетика» (1935 и 1938).

Посылал свои произведения на выставки русского искусства в Европе, в частности в Копенгаген (1927), Прагу (1928), Лондон (1935), Белград (1936). Персональные выставки мастера состоялись в Риге в 1935, 1936–1937.

Автор мемуаров о художниках Маковском, Прянишникове, Поленове, Сорокине и других.

Виноградов принадлежит к числу наиболее значительных мастеров русского искусства рубежа XIX–XX столетий. Он имел репутацию виртуозного живописца и блестящего рисовальщика.

В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции — «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Бабы» (1894) и другие. Уже в них художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения.

В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. В 1910-х, как и многие товарищи по Союзу русских художников (например, С. Ю. Жуковский и Л. В.

Туржанский), увлекся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью. Среди членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей.

Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питтсбурге.

*   *   *

Галерея (108 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/vinogradov-s-a

Сергей Рахманинов. Кантата "Весна"

?

barucaba (barucaba) wrote, 2016-03-26 23:48:00 barucaba barucaba 2016-03-26 23:48:00 Category: Жуковский С. Ю. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910

После роковой премьеры Первой симфонии в 1897 году, закончившейся провалом, Рахманинов долго не мог сочинять. Он занял место второго дирижера в московской Русской частной опере, где подружился с молодым Шаляпиным, затем, в 1899 году, выехал на гастроли за границу в качестве пианиста, а лето 1900 года провел в Генуе. Лишь теперь он снова обратился к сочинению — начал работу над Вторым фортепианным концертом и «Франческой да Римини».

После громадного успеха концерта весной 1902 года Рахманинов обратился к новому для себя жанру — кантате. Так появилась кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова (1821—1878) «Зеленый шум» (1862).

Возможно, созданию светлого, проникнутого утверждением любви произведения способствовало чувство самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Наталией Александровной Сатиной.

Прозвучавшая впервые 11 марта 1902 года в девятом симфоническом собрании Московского филармонического общества в исполнении А.

Смирнова и хора любителей музыки под управлением А. Зилоти, кантата была горячо принята публикой и критикой. Н. Кашкин писал в рецензии о сильном впечатлении от музыки.

8 (21) января 1905 года кантата была исполнена в Петербурге хором Мариинского театра (солировал Шаляпин) и была также чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. Попечительный Совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил за нее Рахманинову Глинкинскую премию.

Музыка

Одночастная кантата, посвященная весеннему обновлению жизни, состоит из трех разделов.

Первый, чисто оркестровый, передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», звучит поначалу в низком регистре, как бы просыпаясь от зимнего оцепенения.

Постепенно пробуждаются новые силы, разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!» В оркестре несколько раз проходит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури. Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» тихо, словно исподволь, возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит. В оркестре появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок — веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!»

Л. Михеева

Источник

Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Левитан И. И. Весна. Большая вода. 1897

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Бакшаев В. Н. Голубая весна. 1930

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Бялыницкий-Бируля В. К. Весна. 1899

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала глупая,
Типун ей на язык!

Виноградов С. А. Весна. 1911

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит — молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей, изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася..

Бялыницкий-Бируля В. К. Ранняя весна. 1953

Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!Как молоком облитые,Стоят сады вишневые,Тихохонько шумят;Пригреты теплым солнышком,Шумят повеселелыеСосновые леса.А рядом новой зеленьюЛепечут песню новуюИ липа бледнолистая,И белая березонькаС зеленою косой!Шумит тростинка малая,Шумит высокий клен…Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

Жуковский С. Ю. Пробуждение природы (Ранняя весна). 1898Идет-гудет Зеленый Шум.Зеленый Шум, весенний шум!Слабеет дума лютая,Нож валится из рук,И все мне песня слышитсяОдна — и лесу, и лугу:»Люби, покуда любится,Терпи, покуда терпитсяПрощай, пока прощается,И — Бог тебе судья!»Левитан И. И. Ранняя весна. 1890-е

Источник: https://barucaba.livejournal.com/181677.html

Ссылка на основную публикацию