Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик Иван Крамской сказал:
«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».
Детство и юность
Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.
Портрет Василия Верещагина
Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.
Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга.
Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой.
Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.
Василий Верещагин в детстве
По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.
Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Василий Верещагин — студент Академии художеств
Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.
Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.
Творчество
В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника.
Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду.
Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.
Василий Верещагин в молодости
Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.
В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.
Картина Василия Верещагина «Самарканд»
Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.
По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды.
По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе.
Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.
Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны»
Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт.
Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».
Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».
Картина Василия Верещагина «Смертельно раненый»
Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.
Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга.
Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60.
По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».
Мастерская Василия Верещагина
Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей.
В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами.
Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:
«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» — говорил Верещагин.
Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.
Картина Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (из сериии «Трилогия казней»)
После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:
«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».
Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».
Картина Василия Верещагина «Конец Бородинского боя»
Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.
Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.
Художник Василий Верещагин
Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток — в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.
Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.
Личная жизнь
В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.
Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»
Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.
Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»
В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».
Смерть
В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.
Памятник Василию Верещагину
31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.
Картины
- 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
- 1871 – «Нападают врасплох»
- 1871-1872 – «Апофеоз войны»
- 1873 – «Смертельно раненный»
- 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
- 1881 – «В турецкой покойницкой»
- 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
- 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
- 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
- 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
- 1903 – «В парке»
Источник: https://24smi.org/celebrity/30882-vasilii-vereshchagin.html
Верещагин Василий ВасильевичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily Vasilyevich), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).
Портрет бачи, 1867-1868, ГТГ
Афганец, 1868, частное собрание
После неудачи, 1868, Русский музей
После удачи, 1868, Русский музей
Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870, Третьяковская галерея
Проход Барскаун, 1869-1870, Калужский художественный музей
Всю жизнь русский художник Василий Васильевич Верещагин был неутомимым путешественником.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Много путешествовал Верещагин и в частном порядке, в 1884 году художник посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 годах США, в 1901 Филиппины, в 1902 году Кубу, в 1903 году – Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски – пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато – коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
Апофеоз войны, 1871
У крепостной стены, 1871
Киргизский охотник с соколом, 1871
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Государственная Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Другая картина художника «Торжествуют» (1871–1872, Государственная Третьяковская галерея) имеет такое описание автора: «Средняя Азия. Самарканд, площадь Регистан. Торжество победы над врагом. Эмир Бухары и жители города на площади, где водружают шесты с головами убитых русских солдат.
» Если нужно оформление визы в США, обращайтесь на golondon.ru.
Нападают врасплох, 1871
Торжествуют, 1871-1872
Двери Тимура, 1872
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.
Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Продажа ребенка-невольника, 1872
Смертельно раненный, 1873
Высматривают, 1873
Эти три картины хранятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе.
Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» русского художника-баталиста (переизданы в 1981).
Василий Васильевич Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
Парламентеры, 1873
Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1876
Горный ручей в Кашмире, 1875
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
Шипка-Шейново. Скобелев на Шипке, 1878, ГТГ
Адьютант, 1878-1887, частное собрание
Людоед, 1870-1880, Художественный музей, Николаев
Дорога военнопленных, 1879, Бруклинский музей, Нью-Йорк
Побежденные. Панихида, 1879, Третьяковская галерея
Лагерь военнопленных, 1879, Бруклинский музей, Нью-Йорк
Победители, 1878-1879, Киевский музей русского искусства, Украина
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, 1881, ГТГ
Шпион, не датировано, аукцион Sotheby's, частное собрание
Царская гробница в Иерусалиме, 1884, частная коллекция
Распятие в эпоху римлян, 1887, частное собрание
Вид Кремля, 1870-1880, частное собрание
Василий Верещагин Картины продолжение ►
Источник: http://smallbay.ru/vereshagin.html
Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото :
Василий Верещагин — известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.
Биография художника
Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.
В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай — общественным деятелем.
9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.
В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.
Художник в Туркестане
Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.
Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей.
Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени.
Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.
В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.
Путешествие по Семиречью
После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.
Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, «Богатый киргизский охотник с соколом», виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.
При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.
Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины «Апофеоз войны».
«Апофеоз войны»
Эта картина — самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу — «Апофеоз войны».
Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант «Торжество Тамерлана».
В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.
При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.
Участие в военных операциях
Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины «Напали врасплох», «Пусть войдут», «Вошли», «Преследуют». Все они вошли в «Туркестанскую серию».
Работа над восточными сюжетами
В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.
В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.
Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.
В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.
Ранение
В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец «Шутка», который занимается установкой мин на Дунае.
Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.
В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.
В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.
С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце «Петропавловск». Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.
Личная жизнь
Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.
Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.
Интересные факты
Примечательно, что про свою самую известную картину «Апофеоз войны» Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение «мертвая природа» как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.
Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет.
По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера.
Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.
Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина «Въезд принца Уэльского в Джайпур», которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.
Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.
Источник: https://www.syl.ru/article/307652/hudojnik-vasiliy-vereschagin-biografiya-tvorchestvo-i-foto
Василий Васильевич Верещагин: биография, творчество, картины
Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – широко известный в России и за её пределами художник-баталист. Но его творчество намного разнообразнее, оно не ограничивается только военными сюжетами.
Историческая, бытовая, портретная и пейзажная живопись Верещагина позволяет причислить его к летописцам своей эпохи. Российское военно-историческое общество неоднократно знакомило своих читателей с творчеством мастера.
На нашем портале «История РФ» в прошлом году опубликована статья «Знаменитый художник-баталист».
Куда исчезли дневники?
Есть и ещё одна сторона деятельности великого художника, о которой говорилось намного меньше. Василий Васильевич был профессиональным офицером. Исследователи его творчества дружно отмечают, что в биографии Верещагина много и других неизвестных страниц.
Кадровый офицер, выпускник морского кадетского корпуса, он был настоящим военным человеком. Ему были присущи смелость и любовь к опасностям. Война была той стихией, которая притягивала его. В 1865 году Василий Васильевич покидает столицу и уезжает на Кавказ.
Его путешествие проходит по Военно-Грузинской дороге, по местам, где совсем недавно прошли бои. Он беседует с людьми, изучает нравы, рисует то, что ему нравится. Художник долго живёт в Тифлисе, заводит интересные знакомства, раздаёт подарки знакомым и подробно расспрашивает о жизни, о проблемах, об отношении к власти.
Всё воплощается в его зарисовки, эскизы, записывается в путевой дневник. Василию Васильевичу такая жизнь очень нравится, поскольку она полна свободы творчества.
Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ
Туркестан, Индия, турки
В 1867 году в самый разгар операций по присоединению Туркестана к Российской империи Верещагин приезжает в Среднюю Азию. Он не только рисует, но и защищает Самарканд от повстанцев, бывает в разведке и даже участвует в рукопашных боях.
Чуть позже Василий Васильевич перебирается в Ташкент, где не только гуляет по городу и бывает в чайханах, но и принимает участие в армейских рейдах. И везде его сопровождал путевой дневник.
Заслуги художника оценены высоко, его награждают Георгиевским крестом 4-й степени, а ещё военное министерство помогло ему с открытием собственной мастерской в Париже и с организацией двух персональных выставок в Петербурге.
В 1874 году свободный художник Верещагин впервые выезжает в Индию, считавшуюся жемчужиной британской короны.
История продолжается, он нанимает проводников, забирается в самые дальние уголки страны и везде беседует, расспрашивает, рисует и записывает.
Его активность вызывает у англичан подозрения, за ним установили слежку и даже попытались убить. Но всё обошлось. В начале 1880-х годов он снова путешествует по индийской земле.
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре
На Русско-турецкой войне 1877-1878 годов обойтись без Верещагина было просто невозможно. На этой войне у него и должность высокая, он причислен к адъютантам главнокомандующего и может свободно передвигаться в войсках. Он активно принимает участие в боевых действиях и даже участвует в атаке на турецкий транспорт на минных катерах лейтенанта флота Степана Макарова.
После войны художника ожидает заслуженная слава. В 1880-1883 годах при содействии военного ведомства организуются выставки художника, посвящённые русско-турецкому противостоянию. Верещагин награждается золотым оружием за храбрость при обороне Шипки и за штурм Плевны.
В.В. Верещагин
По всему миру
Новые впечатления принесли поездки художника в Палестину и Сирию в 1884 году. Здесь Верещагин накапливает материалы для библейских тем.
По возвращении были проведены персональные выставки в Петербурге, Москве, Лондоне, Париже, Вене, Берлине и Нью-Йорке. Организацию выставок помогло оформить военное министерство.
В дальнейшем ветер странствий приводит живописца в такие отдалённые по тем временам уголки мира, как Куба и Филиппины.
В 1903 году 60-летний Верещагин уже в Японии. Он пишет на родину, что войны избежать не удастся. Япония настроена агрессивно, флот и армия готовы к войне, а Англия и США не прочь оказать им финансовую поддержку.
Японцы всегда подозрительно относились к иностранцам. Спасло Верещагина только то, что он представился свободным художником из Франции (свободно говорил по-французски).
Живописец успел вернуться на родину до начала боевых действий.
Василий Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной
В начавшейся Русско-японской войне его военное руководство не ставило перед ним конкретных задач.
Он самостоятельно отправился на Дальний Восток и сразу направился к знакомому ему по турецкой войне вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
31 марта 1904 года японские минёры подорвали флагманский броненосец «Петропавловск». В числе первых погибших были Верещагин и Макаров (они стояли на мостике).
Японский литератор Никадзато вскоре после трагической гибели художника с болью и уважением написал: «Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания. Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем еще раз не почувствовать к этой стране уважения и почтения».
Портрет русского художника В.В.Верещагина
Василию Верещагину выпала удивительная судьба. Человек большого мужества и хладнокровия, он оказывался, там, где было опасно, где свистели пули. Он был истинным патриотом, любившим Россию. Именно он помог миру постичь дух русского солдата, способного жертвовать собой ради победы. Правдивые произведения художника Верещагина утверждают вечные человеческие ценности и бескорыстный гуманизм.
Источник фото: https://www.pinterest.com
- Крейсер «Варяг»: подвиг на века
- Русская удаль против японского упорства. Как начиналась Русско-японская война
Никогда не проигрывал и никогда не отступал: непобедимый адмирал Ф. Ф. Ушаков
Российская империя никогда не платит контрибуций. История Парижского конгресса 1856 года
Во имя революции. Надежда Крупская
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/vasilii-vierieshchaghin-khudozhnik-i-voin
Василий Верещагин: картины, биография. Живопись батального жанра
Апофеоз войны. 1871
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность.
Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного дела.
Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. В сотнях жанровых, пейзажных картин Верещагин отразил свои впечатления о путешествиях по странам Востока.
Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.
Биография Василия Верещагина и особенности творчества
Василий Верещагин — один из тex, сравнительно немногих русских художников второй половины 19 века, которые еще при жизни добились мировой известности. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке.
Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок, из них половина за границей. Нередко его выставки запрещали, часто они сопровождались скандалами, в прессе Верещагина то ругали, то называли гением.
И русская провинция, и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
Верещагин внимательнее других русских художников относился к экспонированию своих картин, внеся в эту область много нового: на его выставках рядом с картинами могли быть показаны экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, орган, фисгармония.
Действительно, подлинной средой бытования его картин были, пожалуй, именно выставки, хотя, конечно, они попадали позднее в музейные собрания. Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс».
Важнейшая черта живописи 19 века — стремление к актуальности сюжета, к публицистической заостренности позиции художника — проявилась у Верещагина чуть ли не з крайней своей форме. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества.
Свою задачу художник видел в демонстрации различных негативных явлений в жизни человечества, мешающих прогрессу: ужасов войны, несправедливостей, отживших нравов. Художественная полноценность картины необходима, таким образом, для полноценности свидетельства, заключенного в ней, но само творчество подчиняется необходимости, выходящей уже за рамки собственно искусства.
Стремление превзойти чисто художественные задачи — также существенная черта русского искусства этого времени. И в этом, как и в просветительском пафосе своего творчества, Верещагин — характернейшая фигура русской живописи второй половины 19 века.
Однако Верещагин остался в русском искусстве фигурой, стоящей особняком — прежде всего из-за того, что он так и не примкнул к передвижникам.
Свой отказ он неоднократно мотивировал тем, что картины его должны «что-либо сказать», другие же полотна только отвлекут от них внимание, «…
я выработал свою технику, имею сказать много интересного и приучил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фальши; смотреть меня всегда пойдут — зачем же мне компания?» — не без гордости писал он В. В.Стасову.
Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус.
Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на го что с это время уже серьезно занимается рисованием.
Подав в отставку, он в течение трех лет учится з Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из античной мифологии. В дальнейшем Верещагин еше не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной нз форм протеста.
, отстаивания своего права на самостоятельность. Бросив Академию. Художник отправляется на Кавказ. где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома, затем в Париж. Там он три года занимается в академии Жерома. К концу шестидесятых годов он ужа вполне сформировавшийся художник.
Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны.
— нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом, иначе картины будут «не то», — писал художник.
Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Тур кестане.
Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти.
Известен эпизод, когда он в одиночку, с саблей и револьвером в руках, отбился от целого отряда степняков, что впоследствии нашло отражение в картинах «Нападают врасплох» и «Окружили — преследуют». Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.
По туркестанским впечатлениям, уже позднее, в годы пребывания в Мюнхене, Верещагин создал серию картин. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы».
Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. Пусть войдут» и «У крепостной стены. Вошли».
Все это меняло традиционные представления о картине, как и то, что полотна Верещагина часто сопровождались надписями на раме, разъясняющими и комментирующими содержание картины. Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи.
Прежде это были торжественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев; эпоха наполеоновских войн еще больше усилила в искусстве мифологизацию геройского подвига, известную романтизацию войны. Но во второй половине 19 века и сами войны, и взгляд на них изменились — и одним из первых зафиксировал это изменение Верещагин.
Не событие триумфа, отодвигаемое часто на второй план, интересует его, но трагическая цена победы, грязные и бессмысленные подробности войны, варварские зверства, преступное безразличие начальства, становящееся причиной гибели сотен людей. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблюдал своими глазами.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый» (1871), «Панихида по убитым» (1877 — 79), «На Шипке все спокойно!» (1878—79) и другие.
Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть». Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов.
Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории заграбастания Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой; однако для документалиста Верещагина это было совершенно необходимо.
«Тенденция» в его творчестве должна была сочетаться с объективностью художественного языка, с максимальной точностью и документальностью. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности «вида», что заметно также и в его пейзажных работах («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76).
Внимание к иллюзии, свойственное Верещагину, заставляло его больше заботиться о «выполнении» картины, чем это было свойственно рядовым передвижникам того времени, отсюда высокая техническая грамотность его живописи и исключительно хорошая ее сохранность.
В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней увиденной им страной стала Япония. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С.О.Макаровым. Художник разделил судьбу своих героев.
Статья Е.Деготь из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.
Галерея картин Верещагина
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/682-vereschagin.html
Биография Василия Верещагина
2012-10-26T09:45Z
2012-10-24T15:56Z
https://ria.ru/20121026/906402749.html
https://cdn22.img.ria.ru/images/90639/80/906398048_0:341:1493:1188_1036x0_80_0_0_b971d3e25777b644734c57c4162ccea6.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.
26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.
Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.
Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.
В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.
В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.
Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском «Всемирном путешественнике».
В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.
В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.
Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка — в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.
Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название «Варвары». В нее входят картины «Апофеоз войны» (1871), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872). «Высматривают» (1873) и «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873).
Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.
В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года.
Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак.
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875), «Мавзолей Тадж Махал» (1874-1876).
Во время русско турецкой войны (1877–1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.
В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Два полотна — «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются «Шипка Шейново.
Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке все спокойно».
Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 — в Москве и Петербурге (с добавлением трех «плевненских» картин, законченных в 1881 году).
По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России».
В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории.
Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.
В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией «1812 год» (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части.
Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон I в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел «Старый партизан».
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Серия «Наполеон I в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).
В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.
Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).
Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности «всех чинов и отличий в искусстве».
Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.
В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20121026/906402749.html
Верещагин Василий Васильевич: картины, биография
Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.
Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства.
Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности.
Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в Париже, совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.
В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду — орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.
Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по Китаю.
В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны».
Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны — груды черепов, над которыми вьются вороны.
В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в Мюнхене и других западноевропейских городах.
На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма.
Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.
Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.
После этой ситуации художник покидает Россию, живя в Индии, на Тибете, во Франции.
С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни.
По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.
Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй.
Вернуться художнику с войны уже не удалось — он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки.
В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2055-vereschagin-vasiliy-vasilevich-kartiny-biografiya.html