Певец «Святой Руси » — Михаил Васильевич Нестеров.
Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.
Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова.
- Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве.
- Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).
- Был членом «Товарищества передвижников».
- Михаил Васильевич Нестеров.
Автопортрет
Путь ко Христу
Святая Русь
На Руси (Душа народа)
Варфоломей. Эскиз
Эскиз к «Видению отроку Варфоломею»
Видение отроку Варфоломею
Сергий Радонежский
- Сергий Радонежский
- Труды Преподобного Сергия Радонежского
- Вечерний звон
- Дмитрий, царевич убиенный
- На горах
- Девушки на берегу
- Странник на берегу реки
- Сестры
- Под Благовест
- Святой Пафнутий Боровский
- Святой старец Авраамий
- Путник
- Старый и малый
- Лисичка
- Великий постриг
- Отцы-пустынники и жены непорочны
- Пустынник
- Архиепископ Антоний Волынский
- Голова княгини
- Ангел на гробе Господнем
- Благовещение. Дева Мария
- Несение креста
- Лель. Весна
- Святая Варвара
- Кончина Александра Невского
Портрет жены, Е.П.Нестеровой
- Элегия. Слепой музыкант
- Молчание
- Думы
- За приворотным зельем
- Абрамцево. Этюд к Варфоломею
- Александр Невский
- Два лада
- Родина Аксакова
- Осенний пейзаж в деревне
- Философы
- Начало весны(Ранняя весна)
- Осенний пейзаж
- Осень
- Зимой в скиту
- В осеннем лесу
- Весна-красна. 1922
- Сбор на погорелый храм в Москве
- Река Уфимка
- Христова невеста.
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888-1889). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей («Амазонка», 1906; «Философы», 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901-1906). Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа», 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям «Молчание», 1903). После революции Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах;
он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы «Художники П.Д. и А.Д.Корины» (1930), «Академик И.П.Павлов» (1935), «Скульптор И.Д.Шадр» (1934), «Скульптор В.И.Мухина» (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.
Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.
Источник: https://obiskusstve.com/1243446997614332805/pevets-svyatoj-rusi—kartiny-mihaila-vasilevicha-nesterova/
Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание :
Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.
Становление художника
В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.
Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи.
И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки.
Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.
Религиозная направленность в живописи
У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.
Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный.
Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение.
Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.
Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год.
Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им.
Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».
Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.
Известные картины
Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера.
Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников.
Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.
После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности.
Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом.
Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев.
Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».
Другие течения в живописи Нестерова
Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности.
В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе.
Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.
Михаил Нестеров — художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а «повествующие» композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова — картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.
Источник: https://www.syl.ru/article/304632/tvorchestvo-mihaila-nesterova-kartinyi-stil-priznanie
Михаил Нестеров. На горах. Великий постриг. Описание картин | Русские художники. Russian Artists
|
|
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.
Этот замысел складывался постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте он предполагал создание пяти полотен.
Первым произведением цикла стала картина «На горах». В ней художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки, написанной с Ю. Н.
Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье, веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви.
Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.
Во второй «главе романа» художник хотел изобразить встречу героини со своим возлюбленным в монастыре, куда они приехали на богомолье. Это намерение, однако, осталось неисполненным.
|
Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.
Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.
Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.
Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.
«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.
Главная сайта
Главная
На страницу «Нестеров»
«Три шедевра»
Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov2more.html
Великий постриг
Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским». Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того. Вглядываясь написанные Нестеровым в дореволюционную пору, замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские. Там, где Нестеров стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален. В картинах «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «Лисичка» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси». Исключение из этого ряда, пожалуй, «Пустынник», более непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути.
В таких произведениях, как «Под благовест» (1895), художника выручает почти натурная, притом сознательно заостренная характерность персонажей. В споре между героями картины «За Волгой» Нестеров на стороне героини.
Образ купца, единственный в его творчестве, оказался психологически однозначным, почти плакатным. Выходец из купеческой семьи, Нестеров не мог не отдать должное «широте натуры» своего удалого молодца, но сердце его более чутко прислушивается к думам печально склонившей голову девицы.
Характеры, живущие не по расчету и умыслу, а по велению сердца, были ближе натуре художника. Песнь его души естественнее и непринужденнее «ложилась» именно на женский голос.
Стоит вспомнить «Христову невесту», 1887 и 1913 годов, «Великий постриг» (1897—1898), «Думы» (1900), «Лето» (1905), «Родину Аксаковых» и другие работы, чтобы убедиться: женские образы Нестерова глубже, полнокровнее и поэтичнее мужских. По сравнению с ними, мужские кажутся вымученными и предвзятыми.
Можно сказать, что первые — в творчестве художника — более эмоциональны, вторые более рассудочны. Любопытно, что отрок Варфоломей написан Нестеровым с девочки. В Русском музее хранится этюд девушки для «Юности преподобного Сергия».
Думается, это различие не случайно. Не выражает ли оно противоречие между проповедью художника и его живой натурой?
Ни на одном из своих автопортретов Нестеров не напоминает благостного отшельника — созерцателя, отрешенного от жизни. Напротив, он зезде внутренне активен, горд, страстен. Исследователи уже отмечали, что по характеру художник не похож на своих героев. Друг художника А. А.
Турыгин писал о Нестерове: «В обыкновенной, повседневной жизни он человек чрезвычайно энергичный, до крайности подвижной, зеегда бодрый, умеющий быть и серьезным и веселым…». В своих письмах Нестеров отнюдь не предстает отрешенным от мира и его суеты.
Он жаден до новостей и неустанно просит сообщать ему «про войну и мир, управу государей». Особенно его интересуют области «подведомственные 9 музам». Он весьма небезразличен к тому, что думают о нем его друзья и недруги! Он практически расчетлив и хорошо знает законы художественного рынка.
Он человек страстный и пристрастный, ироничный и острый на язык, словом, человек достаточно земной и грешный.
Приняв в своем искусстве на себя роль проповедника, Нестеров был предан избранной идее. Но значит ли это, что его служение всегда совпадало с его влечением? Рассудок художника был более «дисциплинированным», и его легче было убедить, чем чувство. И то, к чему влекло его чувство, подчас не вполне согласовывалось с проповедью благостного умиления и отрешенности от жизни.
Как это ни парадоксально, мужчины в нестеровских произведениях смиреннее женщин. В последних больше внутренней страсти, душевной смуты, мятежного духа. Героини Нестерова словно бы менее «послушны» ему, нежели его герои. И пустынник, и мечтатели — в одноименных произведениях, и старцы в картине «Лисичка» уже обрели мир своей души.
Монахи из картины «Под благовест» находят путеводную нить: один — в духе, другой — в букве христианского учения. Сергий в «Юности преподобного Сергия» также уже узрел свой идеал и своим житием лишь утверждает его для других.
Но ни Христова невеста (в работе 1887 года), с тихим омутом ее души, слепо бредущая неизвестно куда, ни героиня в картине «На горах», истомленная своей мукой и не находящая себе места, ни блуждающие женские души в картинах «Думы», «Фленушка», «Родина Аксакова» не нашли себя, не обрели желанного мира и покоя.
Смута земных страстей не дает душевного покоя Христовой невесте в одноименной картине 1913 года. В «Святой Руси» старцы и нищие странники пришли к Христу, принесли ему свои беды и печали. Но женщина, стоящая в центре картины, ни к кому не пришла. Да и разве может она отдать кому бы то ни было свою печаль?
Ее «родную сестру» мы узнаем в центральной фигуре картины «Великий постриг». Несмотря на название картины, сама постригаемая отодвинута художником на задний план. Она изображена во второй тройке, ее поддерживают старухи. Основное внимание в печально торжественной процессии привлекают фигуры двух красивых женщин-послушниц.
Их выделяют белые, расшитые голубыми цветами накидки. Одна из них, идущая впереди, грустно склонила голову. В ее облике — умиротворенная покорность, чистота юной голубицы. По контрасту с ее плавной «склоненностью» подчеркнуто выпрямлена фигура женщины, изображенной в центре.
Ее холодно-бледное лицо, алые, чуть приоткрытые губы говорят о несмиренной страстности натуры.
Похожее сопоставление характеров мы находим в картине «Думы». Близок к центральным образам «Великого пострига» и «Святой Руси» образ старшей женщины в картине «Лето».
Итак, Нестеров повторяет и варьирует один и тот же тип, отводя ему в своих картинах центральное место.
Это обстоятельство немаловажно, если учесть, что некоторые дореволюционные исследователи Нестерова видели идеал художника в «кротости» и «согбенности». Нельзя сказать, что женщины, о которых только что шла речь, «согбенны».
Они несут свою муку с высоко поднятой головой. В их смирении читается не кротость, а гордость. Их неприступно окаменелые лица таят грозную душевную драму.
Как известно, Нестеровым был задуман целый цикл произведений, посвященных трагической женской судьбе. Он представляет собой как бы роман в нескольких картинах. Первая картина — «На горах». Женщина, не находящая выхода своей душевной смуте, одиноко бродит над Волгой.
Вторая, неосуществленная картина должна была изображать встречу тоскующей женщины с героем романа. Третья картина — «За Волгой» — обнаруживала наметившийся разрыв между героями. В четвертой картине женщина ищет спасения в монастыре («Великий постриг»). Пятая — эпилог романа.
Ни уход от мира, ни бог не принесли успокоения измученной душе. Героиня кончает с собой, бросаясь с высокого берега в Волгу. Несмотря на то что эта картина осталась ненаписанной, она показывает направление мысли автора.
Очевидно, неумолимая логика жизни влекла Нестерова-художника именно к трагическому разрешению коллизии. И тут уж Нестеров-проповедник ничего не мог поделать.
Разумеется, такой финал «романа» никак не укладывался в схему христианской проповеди смирения и покорности судьбе. Смерть героини, конечно, же, «бунт», пусть не вылившийся наружу и оставшийся лишь в душе Нестерова.
Видимо, чувство художника было менее правоверным христианином, чем его рассудок. Но зато оно оказывалось и безошибочнее. Обмануть его было труднее.
Рассудок легче поддавался обману, будь то обман воспитания, эпохи или самообман.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/nesterov_mihail_vasil_evich_1862/velikiy_postrig/
Великий постриг
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила Нестерова на натуральном холсте.
Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.
Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.
Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.
В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.
В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.
Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.
В дальнейшем учился у Саврасова.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.
С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.
В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.
После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.
В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.
Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.
Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.
На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.
Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.
В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.
Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.
Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.
Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.
Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.
В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.
В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.
Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.
В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.
Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Нестерова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/nesterov-mihail/velikiy-postrig
Великий постриг
Описание картины Михаила Нестерова «Великий постриг»
Пытаясь найти выражение своим чувствам и переживаниям, Михаил Нестеров часто обращался к «вечным» образам, в том числе и религиозным, как на своем полотне «Великий постриг».
За этим религиозным сюжетом стоит личная трагедия художника. Чтобы лучше разобраться в значении картины, необходимо знать историю его любви. Это было первое серьезное чувство, которому, казалось, уже ничего не сможет помешать. Однако перед самым бракосочетанием, юного влюбленного ждет ужасное разочарование – письмо с отказом и прекращение отношений.
Именно это безответное чувство, которое художнику пришлось спрятать глубоко в себе, он воплотил в образе монахинь. Его любовь оказалась такой же сокрытой от всего мира, от всех людей.
Те девушки, на которых надет белый платок, еще не являются монахинями. Самая первая такая девушка из процессии, однако, сильно выделяется от остальных. Ее образ кажется наиболее одухотворенным, она, как никто другой из процессии, сильно погружена в молитвы.
Позади нее можно увидеть совершенно противоположный образ, это выделено даже более светлыми тонами лица. Во взгляде этой девушки ощущается непокорность, даже гордость. Создается ощущение, что она еще не готова на жертвенность и принятие монашества. И как противопоставление ей – женщина с девочкой, покорившаяся судьбе.
На полотне можно также отметить традиционные фигуры обряда, например, игуменью.
Но природа остается безучастным свидетелем, и весна идет полным ходом, как контрастный фон к происходящему на картине.
Тем не менее, тематику картины можно считать все же трагичной, если до конца осознавать, какими сильными любовными потрясениями она навеяна. Ведь она стоит в творчестве М.Нестерова, как заупокойная месса по счастливой любви, которой так неожиданно пришел конец.
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.
В её глазах художник читал такую проникновенную печаль, которая манила его с каждым днем все сильней. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.
Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Главная героиня — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески — кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или что-то совсем иное.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Velikiy_postrig/
Сочинение по картине Нестерова «Великий постриг»
Необходимо отметить, что все творчество великого русского художника Михаила Нестерова отображает глубокие духовно-религиозные изыскания, характерные для той эпохи, в которой он жил и трудился. Благодаря большому количеству монументальных полотен живописца ему удалось снискать большую славу среди своих современников.
Полотно Нестерова под названием «Великий постриг» – это одна из самых его ярких работ, в полной мере отобразивших особенности его творчества, вошедших в отдельный цикл картин художника. Нестеров учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
И будучи студентом, он увлекался романами классика русской литературы Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах».
В основе всего цикла картин художника лежит не просто идея художественной иллюстрации этих произведений, но и постижения человеческой судьбы и в первую очередь нелегкой женской доли.
Согласно сюжету романа, главная его героиня уходит в монастырь и находит утешение в служении Богу. Далее по роману героиня должна была броситься в Волгу, однако художник так и не написал картины, которые смогли бы довершить должным образом сюжет романа. Тема «Великого пострига» – это тема, на которой и остановился Нестеров. Далее против христианских заповедей он не идет.
На полотне изображена девушка, следующая в составе процессии, поддерживаемая двумя монахинями. Это последние ее мгновения пребывания «в миру». Вскоре она должна стать монахиней и посвятить свою жизнь служению Господу. Необходимо отметить, что девушка, идущая со свечей в руке на переднем плане, выступает в качестве символа неумирающей надежды на спасение в молитвах.
На этом полотне четко различимы характерные черты творчества художника. Каждый может увидеть неотразимые пейзажные фоны, наполненные легкой поэзией. Причем, фон имеет в данном случае огромное значение. Он гармонирует с внутренним состоянием главных героев, изображенных на картине.
Как уже было сказано выше, творчество Михаила Нестерова не смогло оставить равнодушными его современников. Так, например, за его картину «Великий постриг» он был удостоен звание академика.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-velikij-postrig.html