Художник Фарид Алекперов создал уникальный в своем роде дом-музей неона. Дом, построенный на берегу Каспийского моря в поселке Новханы, скоро наверняка войдет в список туристических достопримечательностей Баку. Практически каждый элемент здесь расписан неоновыми красками: пол покрыт разноцветным «ковром», стены украшены деревьями с апельсинами, а стол застелен яркой «скатертью». Заглянув в гости к мастеру неоновой живописи, корреспондент «Москва-Баку» попал в особый мир — сказочный и немного мистический.
— Фарид, как появилась идея создания неонового дома-музея?
— Идея дома на берегу моря созрела давно. Вы смотрели фильм «Достучаться до небес?» Там есть замечательная фраза «На небе только и разговоров, что про море». Когда ты просыпаешься, и первым делом видишь за окном море, — это непередаваемое ощущение. Здесь другое течение времени. Считаю, что творческому человеку обязательно нужно жить за городом. Дом называется Farhouse, Far сокращенно от моего имени, house — дом. На подготовку проекта экологически чистого дома ушло семь лет. У меня были хорошие друзья-консультанты, которые помогли мне все правильно рассчитать и избежать лишних расходов. В этом эко-доме все продумано: крыша покрыта керамической черепицей, стены обклеены экообоями, пол состоит из соснового бруса, а окна из высокопрочного алюминия. Естественно, в доме у художника обязательно должна быть мастерская, в моем случае — расписанная неоном. Для меня настенные обои это холсты, на которых можно писать картины. В неоновой росписи используются видимые и невидимые краски, которые в сочетании с аэрографией придают картинам объемность, 3D-эффект. Например, на стол нанесены видимые при дневном свете и светящиеся в темноте краски, а на стены наоборот, невидимые при обычном освещении. Эти рисунки можно увидеть только при ультрафиолетовом свете.
В Farhause свыше тысячи квадратных метров, которые были расписаны в течение трех месяцев. По вечерам дом преображается, он подсвечивается специальным ультрафиолетовым освещением, его видно даже за несколько километров отсюда.
— Как появилось увлечение неоном? Ведь насколько я знаю, именно вы стали первым специалистом в этом направлении …
— Я потомственный художник, рисую с детства. В какой-то момент мне стало не интересно просто рисовать, захотелось сделать что-то оригинальное, интересное. Я уехал на четыре года работать в Швецию, в полярный город Кируна. Увиденное там впервые северное сияние произвело на меня сильное впечатление. Наверное, именно это послужило толчком к созданию чего-то нового. Я решил заняться неоновой живописью, изучил технологию его нанесения и стал работать в этом направлении.
— Какие возможности вам дает эта технология?
— Неоновой живописью я занимаюсь уже десять лет, при этом я работаю в нескольких направлениях — это роспись на стенах, полу, потолке, керамике и даже мебели, так как данная техника применима в интерьере дома. О неоне сложно рассказывать, его обязательно надо показывать. Вот, посмотрите например, на этот светящийся ковер. Он создан на полу видимыми красками, покрыт тремя слоями лака — при дневном свете это ярко разрисованное покрытие, но стоит включить ультрафиолетовое освещение, как он преображается и становится волшебным ковром из сказок. Неоновая роспись это мистическое направление, самое увлекательное путешествие в сказочный мир. Так, на обычной картине вы видите портрет или пейзаж, а здесь только чистую стену. Но, как только выключается свет, все меняется, появляются различные образы — подводного мира, космоса. Людей это релаксирует, они расслабляются и чувствуют душевный комфорт. Большинство людей, которые приходят в мой дом, погружаются в волшебный мир, где можно почувствовать себя ребенком, а уходя говорят «Спасибо за сказку».
— Какие планы у вас связаны с Farhouse?
— В декабре с участием представителей Министерства культуры и туризма состоялось официальное открытие музея, было решено включить его в туристический маршрут Баку. Планов много: нужно завершить оформление дома, будут проводиться выставки, мастер-классы, тренинги.
— Скажите, возможности творить сейчас больше, чем, скажем, 20 лет назад?
— Время играет огромную роль. Помните, в советские годы в Азербайджане творил художник-авангардист Мирджавад Джавадов? Он ведь был изгоем, его никто не воспринимал всерьез, потому что его работы считались антисоциальными и антисоветскими, в них были непривычные для того времени идеи духовности, человеческой энергетики. Если бы Джавадов родился чуть позже, то уверен, он был бы известен всему миру. Сегодня этот художник получил заслуженное признание, проводятся его выставки, а созданные им картины высоко ценятся. Я считаю, что сейчас, если тебе есть что сказать или показать публике, ты всегда будешь успешен и востребован. Надо всего лишь развиваться, не останавливаться на достигнутом. Мой отец скульптор Кямал Алекперов был требователен ко мне, всегда с критикой относился к моим работам. Сейчас я понимаю, почему он это делал — ведь если бы отец хвалил мои картины, я бы ничего не добился. Мой брат Джамал Алекперов, тоже художник, как-то сказал мне — «художников тысячи, но только единицы становятся известными». Это стало для меня стимулом для роста — сделать что-то особенное, необычное.
— Неоновая живопись — это выгодный бизнес?
— Прежде всего, это призвание. Коммерческая сторона должна оставаться на втором плане. Самый важный аспект — самореализация, ведь неон дает неисчерпаемые возможности. Если я создаю то, что дарит радость людям, то значит, моя цель достигнута.
Источник: https://moscow-baku.ru/news/culture/khudozhnik_sozdal_v_baku_volshebnyy_dom_muzey_neona/
Музей Баклуши — место, где учат бить… баклуши
Сегодня я расскажу вам об уникальном музее, о котором мало кто слышал, потому что создан он относительно недавно — в июле 2012 года, да и располагается несколько в стороне от больших городов и трасс, в селе Семибратово Ярославской области. Я впервые услышала о нем от своей сестры Лены еще во время нашей рождественской поездки в Ярославль в январе 2014 г. Она посоветовала туда заехать на обратном пути домой. Не получилось. У нас всегда так — если есть возможность возвращаться из путешествия другой, неизведанной доселе дорогой, то так мы и делаем! Но о музее я не забыла, ведь Лена плохого не посоветует — многие годы она директорствует в своем туристско-экскурсионном агентстве, чего только не видела за это время. Говорит — съездите, значит, надо ехать.
Поэтому когда 8 марта встал вопрос, что же посмотреть в Ростове Великом или его окрестностях, я сразу подумала об этом музее — Музее Баклуши и Библиотеке Варенья. Одни названия чего стоят! Сразу понятно — что-то особенное. По сути — это два разных музея, но находятся они в одном здании, поэтому посещать за один раз их удобно. Сказать, что нам здесь понравилось, ничего не сказать! Интересно, познавательно, вкусно, красиво, да еще при участии самих экскурсантов. А какие здесь сувениры! Уже после нашей поездки туда я поискала в интернете отзывы посетителей. По оценкам — это 5 из 5. Потрясающий музей даже для искушенных путешественников и туристов, музей подходящий и для детей, и для взрослых. И уж насколько я люблю те же самые музеи Утюга или Чайников в Переславле-Залесском, эти — еще лучше!
Свой рассказ я поделю на две части — сегодня расскажу о Музее Баклуши, а в следующий раз — о Библиотеке варенья.
Главный вопрос: «Что такое баклуша?» Баклуша — это заготовка для ложки. Естественно деревянная. В музее в интерактивной форме рассказывают о русских народных традициях, крестьянском быте и, главное, о процессе изготовления деревянных ложек. Пересказать всю экскурсию, я вам не буду.
Оставим это для замечательных местных экскурсоводов, приезжайте, насладитесь сами, но вот показать то, как проходила наша экскурсия — с удовольствием! Не могу не сказать пару слов и о битье баклуш.
Ну кто не знает и не употребляет выражение «Бить баклуши», которое означает «Ничего не делать»? К слову сказать, на фоне расплодившихся аналогичных по смыслу, но грубых по форме выражений, «Бить баклуши» звучит мило и нежно. В старину «битьем баклуш», т.е. деланием заготовок под ложки (чурок), занимались дети.
Эта работа считалась самой легкой. Вот и возникло такое выражение «Бить баклуши», т.е. бездельничать. В музее учат бить баклуши, рассказывают об истории и традициях, связанных с ложками на Руси.
Итак, 8 марта… Солнечный, какой-то невероятно сияющий день. Сказать, что нас посетила ранняя весна — ничего не сказать. Выхожу из гостиницы, смотрю в небо — чистейшее, без единого облачка. Лучи пробиваются сквозь деревья, душа поет. Наверное такими и должны быть праздники — ясными, полными приятных предвкушений. Счастливыми.
Мы едем в Ростов Великий, едем смотреть то, чего еще там не видели. Есть, оказывается и такое. Начнем мы с Музея Баклуши и Библиотеки Варенья. Находятся эти два музее в селе Семибратово Ростовского района Ярославской области.
Почему Семибратово? Почему так далеко? Отчего ж не расположить эти музеи более удобно для туристов, например, в Ростове? Такие вопросы посещают меня, пока мы едем. Ответ нахожу уже в музее.
Музей находится там, где он и должен находиться! Ведь именно Семибратово — село, которое издревле славилось своими мастерами в щепном деле.
Да впрочем, чего огорчаться — путь невелик. По трассе М8 (Ярославское шоссе) едем из Переславля-Залесского, проезжаем по объездной дороге Ростов Великий и движемся в сторону Ярославля 15 километров.
Просмотреть увеличенную карту
В Ростов мы вернемся сегодня позже, а сейчас «уходим» правее. Не в Архангельск, конечно, поближе.
От Ростова до Семибратово езды всего минут 15-20. Едем по навигатору. Музей нам неизвестный, поэтому сомневаемся, туда ли едем. И вот, наконец, нужное село.
Вот река Устье. За ней должен быть нужный поворот налево.
И, о чудо, указатель на музей! Значит, все верно.
После поворота остается проехать километра три, к сожалению, дорога здесь, как после бомбежки…
Издалека видим надпись «Музей Баклуши». Ура!!! На месте.
Внешне обычное здание. Вокруг никого. Только потом узнаем, что приехали очень вовремя. На 8 марта заказанных экскурсий нет, а вот на завтра — расписана каждая минута.
Около музея небольшая площадка. Хорошо здесь, душевно…
При входе две таблички — режим работы и цена на оба музея.
Входим в здание и ахаем. Красотища! Стены расписные, к потолку ложки прикреплены и свисают гирляндами, шутки и прибаутки о ложках везде написаны.
Вроде обычная лестница, а как ее раскрасили — любо дорого посмотреть!
Только поднялись на второй этаж, к нам навстречу вышла женщина в народном костюме. Провела в комнату, где продаются сувениры. Там же находится касса.
Оплатили экскурсии в оба музея. Получилось 140*2 + 150*2. Итого: 580 руб. на двоих взрослых. Софи бесплатно.
Долго рассматривать сувениры не стали, пошли на экскурсию.
В Музее Баклуши три зала. В первом зале показывают, как производятся баклуши — начиная с процесса колки дров.
Как я уже говорила, баклуша — деревянная заготовка для ложки, кусок древесины похожий на ложку, но недоведенный еще до ума. Вот он лежит на деревянном «станке» рядом с инструментом (топориком), которым выбивается из дерева все лишнее.
Топориком поработали и мы — повырезали баклушу. Не такое это просто дело, как оказалось.
А вот это инструмент, которым поленья могут раскалывать на чурки даже женщины. Сначала тяжелую гирьку (с тесаком) поднимаешь, ставишь полено, гирьку отпускаешь, тесак падает и раскалывает полено. Этот процесс тоже дают проделать экскурсантам.
Очень симпатичное здесь оформление. Первый зал — как завалинка перед домом. Соответственно следующий зал —
сам дом. Горница. Здесь светло, уютно, птички поют.
На стенах расположены ложки всех времен и народов.
В старину из ложек делали для детей куколок.
Заграничные деревянные ложки — итальянские, украинские, болгарские, норвежские, чешские и множество других.
Ну как же в русской хате без балалайки?
В следующей комнате — продолжение процесса производства ложек. Здесь их шкурят, пропитывают льняным маслом, томят в печи.
Процедура полировки (зашкуривания).
Эта работа женская. Но у меня ничего не получилось — орудовать ногой и одновременно шкурить трудно. Понимаю, почему среди наших предков толстых не было. Это лучший тренажер — лучше велосипеда и беговой дорожки. У моего мужа зашкуривание ложек получилось лучше, чем у меня.
Печка с изразцами. Красивая!
На этом наша экскурсия в Музее Баклуши закончилась. Длилась она полчаса. Проводилась только для нас троих. Что весьма удобно. Мы могли фотографировать свободно все, что нравится. Никто не мешал, не отвлекал. Просто супер! В Библиотеку Варенья мы пошли уже впятером. К нам присоединилась пара молодых людей. Но об этом я расскажу в следующий раз. А сейчас напоследок несколько фотографий в сувенирном магазине и один совет.
Деревянные ложки — лучшие сувениры.
Ложечки — как цветочки в горшочке. Цена 1 маленькой разрисованной ложечки — 50 руб. Маленькая неразрисованная ложечка — 30 руб. Большая ложка с рисунком — 100 руб.
Видите на полках игрушечных мишек? Они тут не напрасно сидят. При музее живут два настоящих медведя, которые были еще в спячке, когда мы приехали. Поэтому нас приглашали приезжать еще, теперь уже когда они проснутся.
А вот эти деревянные цветы — эксклюзив. Говорят, нигде таких больше нет. Только один мастер их делает для Музея Баклуш.
А теперь мой совет. Не приезжайте в Музей Баклуши с карточкой. Их здесь не принимают. И берите больше денег. У нас на экскурсию, варенье и сувениры ушли все деньги, что были — что-то около 1600 руб.
Купили только 2 банки варенья и очень мало сувениров. Честно скажу, было горько… Делайте выводы. Кстати, потом мы обыскались банкоматы в Ростове Великом. Их там вообще нет (кроме Сбербанка и какого-то неизвестного).
Вот такие дела…
Источник: https://galina-lukas.ru/article/418/muzey-baklushi-mesto-gde-uchat-bit-baklushi
Музеи Ростова Великого
Удивительна история небольшого города – центра древнего княжества, на окраинах которого родилась сама Москва. В старинном Ростове Великом сохранилось немало уникальных реликвий и замечательных народных промыслов. Поэтому гостям, приехавшим посмотреть город на берегу озера Неро, есть из чего выбирать.
В одном только Кремле существует около десятка музейных экспозиций.
Кроме того, несколько интересных музеев есть также в ближайших окрестностях Ростова: Художественный музей-мастерская семьи Топорковых в городе Петровск, Музей баклуши и «Библиотека варенья» в поселке Семибратово, а также Музей «Пореченский огородник» в поселке Поречье — Рыбное.
Музеи Ростовского Кремля
На территории Ростовского Кремля находится несколько музейных коллекций. Сориентироваться в огромном потоке информации, найти нужные объекты, рассмотреть карты города и его окрестностей посетителям Кремля помогает музейная гостиная с мультимедийными экранами. Она расположена на первом этаже Красной палаты. Отсюда можно совершить виртуальные туры в любой музей, монастырь или исторический объект Ростова Великого и области.
В залах Самуиловского корпуса размещена постоянная экспозиция, посвященная древнерусскому искусству. Здесь демонстрируются древние иконы, искусное литье, изящная вышивка, резьба по дереву и кости, а также ценные предметы для церковных богослужений.
Но это далеко не все! Самая богатая и полная коллекция церковной утвари, скульптур и икон находится в храме Одигитрии Кремля и называется она «Сияет злато и лазурь».
Кроме того, в Белой палате воссоздана экспозиция старого Музея церковных древностей, который существовал в Ростове с 1883 года по начало 20-х годов прошлого века.
О древнейшем прошлом Ростовской земли рассказывают два зала специально созданной исторической экспозиции.
Это собрание уникальных археологических находок, сделанных на территории Ростова и области, – костей и черепов доисторических животных и орудий труда первобытных людей.
А о более позднем развитии региона можно узнать на втором этаже Красной палаты. Здесь размещены почти 1,5 тыс. экспонатов, рассказывающих об истории Ростова и Ростовской земли VII – XV вв.
Одна из самых популярных коллекций Кремля – Музей финифти, открытый более 15 лет назад. Много посетителей привлекают также собрание ямских колокольчиков и бубенцов, и медальерный кабинет, где выставлены редкие монеты и памятные медали.
График работы
Музеи Кремля открыты ежедневно с 10.00 до 17.00.
Адрес
От железнодорожного вокзала в Ростове до территории Кремля за 15-20 минут не сложно дойти пешком.
Музей ростовского купечества
Представить себе, как выглядела городская купеческая усадьба XIX века можно, посетив экспозицию, которая рассказывает о членах рода уважаемых ростовских купцов Кекиных. Представитель этой династии Алексей Леонтьевич Кекин в свое время немало способствовал реставрационным работам в Ростовском Кремле и созданию Музея церковных древностей. Гостей Музея ростовского купечества встречают мастерски воссозданные интерьеры усадьбы, предметы быта, старые гравюры с видами города и портреты ростовских купцов.
График работы
Усадьба принимает посетителей с 10.00 до 17.00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Адрес
Музейная экспозиция размещена в доме 32 по ул. Ленинская.
Музей фабрики «Ростовская финифть»
Ростов издавна славится финифтяным промыслом. Качество декоративных глазурей, выполненных местными мастерами, очень высоко ценится по всему миру. В музее, организованном при городской фабрике, представлены изделия лучших художников и дизайнеров, созданные в разные годы. Интересно, что здесь проводятся мастер-классы по обучению уникальной технике живописи по эмалевым пластинам.
График работы
С вторника по пятницу с 9.00 до 16.00, с перерывом с 12.00 до 13.00.
Адрес
Музей расположен в доме 3 на Борисоглебском шоссе.
Художественная галерея «Хорс»
Частная выставка работ талантливого художника Михаила Селищева завораживает всех посетителей. Здесь экспонируются высокохудожественные панно и миниатюры, выполненные в сложной технике эмали. Кроме того, в галерее выставлена коллекция предметов повседневного быта ростовчан XIX – начала XX веков.
График работы
Ежедневно с 15.00 до 20.00.
Адрес
Галерея находится в старом деревянном доме, неподалеку от Кремля, на ул. Подозерка, 31.
Музей «Лукова Слобода»
Современный интерактивный музей особенно понравится родителям с детьми. Он посвящен луку – традициям его выращивания и хранения, народным суевериям и обрядам. Всех гостей музея обязательно угощают ароматным чаем с луковой булочкой. А для желающих здесь проводят мастер-классы по плетению красивых луковых кос, изготовлению кукол и оберегов, а также росписи в технике батик.
График работы
Ежедневно с 9.00 до 18.00.
Адрес
Музей находится в доме 39 по улице Достоевского.
Музей «Щучий двор»
Игровая театрализованная программа музея рассчитана для детей, хотя не оставит равнодушными и взрослых посетителей. В музее знакомят с легендами и преданиями озера Неро, рыбацкими байками, а также показывают кукольное представление «По щучьему велению».
График работы
Ежедневно с 9.00 до 18.00.
Адрес
Музей находится в доме 39 по улице Достоевского.
Музей «Золотой улей»
Экспозиция, посвященная развитию пчеловодства в России, находится и в помещении, и под открытым небом. В музее можно увидеть разные типы ульев, предметы пчеловодческого инвентаря, а также попробовать мед нескольких сортов, ароматные медовые пряники и приготовленный на меду квас.
График работы
Ежедневно с 10.00 о 17.00.
Адрес
Музей расположен на Советской площади Ростова, в городском парке.
Дом ремесел
Удивительные по красоте выставки чернолощенной керамики, берестяных изделий, работ кружевниц, изделий из лозы и резной деревянной скульптуры представлены в Доме ремесел, который находится на берегу озера Неро. Помимо готовых изделий в музее можно воочию увидеть работу мастеров-ремесленников, а также научиться у них технике лепке из глины и теста, изготовлению кукол, созданию сувениров из кожи и бересты, а также росписи деревянных поделок.
График работы
Ежедневно с 11.00 до 19.00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Адрес
Музей расположен в доме 16 по 2-му Толстовскому проезду, сразу на рестораном «Славянский».
Ремесленный двор «Жар-птица»
Если есть желание узнать секреты кузнечного ремесла, нужно отправляться в на экскурсию в ростовский ремесленный двор «Жар-птица». Здесь не только показывают инструменты, которыми традиционно пользуются в русской кузнице, но и дают возможность гостям музея самим принять участие в нелегком процессе ковки.
График работы
С 10.00 до 17.00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Адрес
Улица Ленинская, 32, в помещении хозяйственного двора усадьбы Кекиных.
Музей Оружия
Прямо напротив Кремля находится музей, в котором выставлена коллекция оружия времен Великой Отечественной войны. В экспозиции можно увидеть вооружение, используемое и воинами СССР, и солдатами вермахта.
График работы
Музей открыт с 10.00 до 18.00, без выходных.
Адрес
Экспозиция расположена в доме 7 по улице 50 лет Октября.
Музей Царевны Лягушки
Экскурсия в музее, посвященном героине русской народной сказки – Царевне Лягушке, — настоящий праздник для детей. Да и само здание, которое эта необычная экспозиция занимает, очень старое. Оно было построено в конце XVIII века и принадлежало именитым ростовским купцам Малышевым. В музее собрана большая коллекция фигурок «сказочных» лягушек – более двух тысяч экспонатов.
График работы
Музей открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00.
Адрес
В центре города – ул. Ленинская, 20.
Верфь «Ростовская ладья»
Один из самых оригинальных музейных проектов Ростова Великого создан для воссоздания русского малого флота. Сейчас в нем можно увидеть деревянные ладьи, построенные в точном соответствие с судостроительными традициями XII-XIV веков. Для их изготовления мастера использовали старинные описания, редкие гравюры и произведения художников.
График работы
Ежедневно с 10.00 о 17.00.
Адрес
Музей расположен в доме 11 по улице Спортивной.
← Ярославская область | Ростов Великий | Россия → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Казань | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/715-muzei-rostova-velikogo
Супер-Кустодиев: 7 картин, ради которых стоит ехать в Новый Иерусалим
На масштабной выставке показывают лучшие работы художника из собраний российских музеев, две из них — впервые
17 февраля в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка Бориса Кустодиева, создателя узнаваемых образов народных гуляний и «русских Венер». Выставка «Венец земного цвета» строится вокруг главных тем его творчества и показывает 65 работ из десятка российских музеев, среди которых — две уникальные находки, не выставлявшиеся больше века.
Куратор проекта Дарья Милованова специально для The Village рассказывает историю семи важных картин, которые нужно знать перед походом на выставку.
1912
Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). На портрете изображена дочь близкого друга художника — ведущего тенора Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова. Кустодиев был страстным любителем классической музыки, писал, ваял и рисовал портреты своего кумира множество раз.
В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор.
После выставки картина вернулась заказчику, а в 1915 году Мария Ивановна умерла, и сведения о местонахождении портрета затерялись.
Когда мы готовили выставку, случилась одна из таких историй, которые нарочно невозможно придумать. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции.
Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года.
На расспросы о том, почему они раньше не обращались за экспертизой, владельцы отвечали в том духе, что не хотели разочаровываться, если бы это оказался не Кустодиев. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
1917
Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). В Кинешму художник ездил со студенческих пор, привлеченный самобытностью города: «Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок, с такой типичной местной физиономией.
Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову). Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов не попадала.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил ее в Московском клубе коллекционеров. Эта камерная выставка позволила московским собирателям и исследователям познакомиться с полотном впервые.
Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей.
На этом полотне площадь под стенами Троицко-Успенского собора в Кинешме выполнена со всей достоверностью.
Город этот во многом родной Кустодиеву, художник посещал его много раз и писал еще во время учебы в Академии.
Интересно, что «Карусель» — единственное известное изображение ярмарки в вечернем освещении и единственное изображение конкретного города, а не собирательного образа среднерусских городов.
1916
Масленица — любимый сюжет Бориса Михайловича. Возможно, на это повлияла его собственная биография: «Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на Масленицу. Ведь ты родился в четверг, на Масленицу, и потому, вероятно, любишь блины», — писала Кустодиеву мать художника.
Эту работу он закончил, уже будучи прикованным к кровати. В 1909 году у Кустодиева обнаружились первые признаки болезни, а в 1916-м он перенес операцию, по итогам которой выяснилось, что ходить он больше не сможет. «Масленица» — ода жизни, ведь это праздник, символизирующий победу весны над зимой, жизни — над смертью.
В своих многочисленных картинах, посвященных Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиеву было важно подчеркнуть головокружительный вихрь эмоций. Возможно, именно поэтому главным мотивом движения в них всегда становилась неудержимо мчащаяся тройка.
1916
Один из наиболее лиричных сюжетов русского крестьянского жанра — картина «Ночное».
Вечерний выпас лошадей, который как работу не тяжелую чаще доверяли детям, — это посиделки у костра с долгими разговорами, рассказами и сказками, особенный созерцательный момент после суеты дневных забот.
Картина эта стоит вне основного русла живописи Кустодиева. Вместо звучного открытого цвета — тонкие переливы полутонов, вместо шумной праздничности — тихое умиротворение.
Картина написана в 1916 году, в это время над Россией сгущаются тучи. А у Кустодиева — спокойная, ничем не омраченная, и немного сказочная Русь. Эти образы уходят корнями в детские воспоминания о родной Астрахани, в которые художник постоянно убегал от тревожной картины революционной России.
1920
На протяжении всех 1910-х годов Кустодиев говорил, что стремится изобразить народную жизнь такой, какой он ее видит (а после того, как оказался прикованным к инвалидному креслу — писал по памяти), и также «разговорно», как у Брейгеля. Его провинциальные сцены и народные праздники — это микроновеллы, повествующие о том, как, по мнению художника, должны жить русские люди.
«Голубой домик» — целая модель русского мира, отражение всей жизни человека: от рождения до смерти. Борис Михайлович считал ее лучшей из всех своих картин о провинции.
1920
Работа «Лихач» относится к серии «Русские типы», написанной художником в начале 1920-х и ставшей самой знаменитой его акварельной сюитой. Художник написал тот быт и те характеры, которые стремительно исчезли в политической буре ХХ века. В этой серии мы найдем колоритные изображения булочника, трактирщика, полового, торговки овощами, сундучника.
Лихач — это извозчик, частый персонаж картин Кустодиева. Простой русский типаж был ему намного милее, чем «хозяева жизни».
1920
Купечество — один из лейтмотивов творчества Кустодиева. Он — редкий творец, воспевший третье сословие. Его купцы пышут здоровьем, полны силы и уверенности в себе, живут напоказ, любят все яркое, переиначивают на свой самобытный лад всякую иностранную новинку, и нет в них карикатурности, которую предписывали советские искусствоведы, называя его работы социальной сатирой.
За портреты купчих Кустодиева прозвали «русским Рубенсом». Эти красавицы — образ самой России — сильные, цветущие, прекрасные и гордые. Год написания картины «Купчиха» — 1920-й.
Точно написал о Кустодиеве Мстислав Добужинский: «Что особенно поражало — это всегдашняя его тихая незлобивость и, что еще удивительнее, отсутствие всякой сентиментальности к ушедшему и горечи по утраченному для него.
Точно он верил, что все то, что вставало в его воображении, реально существует где-то в мире».
Где: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Когда: 17 февраля — 22 апреля
Фотографии: обложка, 4 — Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, 1 — Частное собрание, 2 — Частное собрание, 3 — Государственный Русский музей, 5 — ГМЗ «Петергоф», 6 — Воспроизведена в альбоме «Русь», Русские типы Б.М. Кустодиева». Петроград, изд. «Аквилон», 7 — ГМЗ «Петергоф»
Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/302721-kustodiev
Музей баклуши, библиотека варенья и другие чудеса деревни Семибратово
Туристическое импортозамещение: Sobesednik.ru рассказывает, что посмотреть в удивительном поселке Семибратово.
Три года назад поселок Семибратово был совершенно непримечательным местом на пути из Ростова в Ярославль. Он и сейчас там, но каждый день в Семибратово можно встретить туриста, который только что был в музее баклуши и теперь идет в библиотеку варенья.
Если посмотреть на Семибратово, например, с какой-нибудь горки, увидишь типичный поселковый пейзаж: серые пятиэтажки, две школы, тонкая речка Устье с автомобильным мостом и сады. На всю округу одна приметная точка – церковь Серафима Саровского, да и та была построена всего 20 лет назад.
Абонентский зал библиотеки варенья / Александр Алешкин / «Собеседник»
Хотя Семибратово – село древнее, упоминается еще в летописях XIV–XV веков. В конце XIX века тут была построена железнодорожная станция, а в середине прошлого века – завод древесных плит, который, однако, перестройку не пережил. Но у Семибратово был и остается один большой плюс – расположение: поселок находится на федеральной трассе Москва – Архангельск.
От него до любимого туристами Ярославля всего 35 километров, а до Ростова, тоже достопримечательного во всех отношениях, – всего 16. Этот фактор и сыграл решающую роль в новой истории поселка. Именно на расположение сделала ставку Марина Николаева, директор ярославского туристического агентства, открывшая в Семибратово…
нет, не краеведческий музей, куда туриста просто так не заманишь, а музей баклуши!
С баклушами вот какая история: так на Руси назывались заготовки под любую деревянную посуду, например ложки. Бить их – значит колоть из чурочки болванки для них. В Семибратово, если верить местной легенде, в старые времена это делали часто и с удовольствием.
Самое время начать учиться скворечному делу / Александр Алешкин / «Собеседник»
– История села тесно связана с семью братьями, – рассказывает местная жительница и с недавних пор экскурсовод Надежда Киселева. – Все красавцы-молодцы, но одно плохо – занимались они разбоем. Поселился рядом с селом старец Макарий и посоветовал братьям: мол, вместо того, чтобы людей обижать, вы бы лучше баклуши били. Те послушались. Напилили деревьев и привезли домой.
Традиционно битьем баклуш занимались деревенские дети – работа считалась пустяковой. Отсюда пошло выражение «бить баклуши» в значении «валять дурака».
В музее про технику битья баклуш всё рассказывают обстоятельно и даже показывают, как это делать «по науке», топором и баклушебойкой – специальным инструментом, похожим на маленькую гильотину, которая колет чурку на четыре части.
Еще объясняют, как теслить – создать углубление для ложки – и что с баклушами полагается делать дальше.
Баклуша – это ложка в перспективе, и деревянных ложек в музее много. В том числе экзотических – африканских с острым носиком, итальянских оливковых – совершенно гладких, венгерских и разнообразных других. А где ложка, там и варенье. Из той же легенды о семерых братьях выросла и семибратовская Библиотека варенья.
Здесь сделают скворечники разных форм и цветов / Александр Алешкин / «Собеседник»
– Была у братьев сестра Елена, которую хотели выдать за князя Киевского, – рассказывает гид. – Сидела она в высоком тереме, никуда не ходила и придумала для себя забаву – варенье варить.
Жила ли там невеста князя – история умалчивает. Всякое могло быть. Какая-нибудь Елена варенье тут точно варила. И рецептов у местных жительниц много, на библиотеку точно хватит.
Музейщики говорят, что свои рецепты они восстановили по старинным книгам, а варит по ним варенье небольшой заводик в Ростове Великом. В абонентском зале варенье можно «почитать»: пройтись между стеллажами, взять в руки, полюбоваться содержимым.
Есть тут варенье из арбузов, грецких орехов, мандаринов, одуванчиков, шишек, листьев розы и даже кактусов. Любую «книгу» можно взять домой «почитать».
Вот вам удачный пример того, как обычное село можно превратить в привлекательное с туристической точки зрения. Надолго в Семибратово не задержишься, но, если едешь мимо, заглянуть на пару вкусных и интересных часов стоит.
Так на самом деле и выглядит баклуша / Александр Алешкин / «Собеседник»
/Что, где, почемКак добраться:
От Москвы через Ростов – туда ходит экспресс с Ярославского вокзала. Время в пути – 2,5 часа. Дальше 17 километров на автобусе с автовокзала (на другом конце города) или на такси. На своей машине до поселка можно добраться по трассе Москва – Архангельск (М8).
- Где поесть:
- В Ростове можно найти комплексный обед по цене от 300 рублей.
Проведите время в отличной компании! / Александр Алешкин / «Собеседник»
Что привезти:
Варенье и собственными руками изготовленную ложку. В Ростове стоит купить речную рыбу – выбор большой, цены умеренные.
/Что ещеСколотить скворечник и научиться готовить уху
Кроме библиотеки варенья и музея баклуши, в Семибратово есть Факультет скворечников. Там на полном серьезе учат секретам сооружения настоящих скворечников – в теории и на практике.
Скворечники в советское время делали в основном пионеры, так что детям попутно рассказывают и о том, кто это такие.
Недалеко, в Ростове, находится Щучий двор – там ставят детские спектакли по русской народной сказке «По щучьему велению» и учат туристов правильно готовить уху.
Источник: https://sobesednik.ru/turizm/20160130-muzey-baklushi-biblioteka-varenya-i-drugie-chudesa-derevni-s
Музей Баклуши
Уникальный интерактивный Музей в посёлке Семибратово! Приглашаем бить баклуши да правдивые истории послушать!
Уникальный Музей Баклуши, созданный на Ярославской земле, погружает нас в мир русских народных традиций и душевную атмосферу крестьянской избы. В старинном селе Семибратово вы побываете в гостях у крестьянского мастера — ложкаря, чтобы поучится знаменитому русскому промыслу — «бить баклуши».
На Руси выражение «бить баклуши» часто означает «безделье». Однако только в Семибратово вы можете проверить, по плечу ли вам это занятие. Семибратовские мастера, издавна преуспевшие в щепном промысле, относились к баклуше с уважением.
Именно с этой неказистой чурочки начинается история ложки — самого необходимого предмета на русском столе. Наколоть топориком болванок, просушить их да обтесать умели даже малые дети, но, как известно, в каждом деле есть свои секреты.
На Подворье музея вы сможете познакомиться с процессом заготовки баклуш и проверить, насколько «пустяковой» была эта работа. В Ложкарной Мастерской вы станете свидетелями превращения баклуши в красавицу ложку, посетив мастер-класс опытного ложкаря.
В музейной Избе вас ждет встреча с главной героиней русской трапезы — многоликой деревянной ложкой. Каких только ложек нет в коллекции музея! С каждой ложкой связано множество удивительных обрядов и примет. Есть и свадебные, и крестильные, и даже огромные ложки волжских бурлаков… А в нашем музейном магазине вы найдете ту ложку, что принесет уют и достаток вашей семье.
Приезжайте, гости дорогие! Будем честно величать, на пороге встречать!
дети | 140 руб. |
студенты и пенсионеры | 180 руб. |
взрослые | 220 руб. |
Изготовление тряпичной куколки на ложке | 200 руб. |
Роспись свистульки | 200 руб. |
Источник: http://baklushi.su/muzej-baklushi/
Достопримечательности Семибратово: Музей баклуши и варенья
На этот раз хочу пригласить вас в село Семибратово Ярославской области, в музей баклуши. Здесь вы сможете собственноручно, с серьёзным видом занятого человека научиться… бить баклуши.
История этого музея началась относительно недавно, в 2012 году. Семибратовские мастера издавна славились своим щепным искусством — производством деревянных изделий, необходимых в каждой крестьянской избе. И всегда относились к баклуше с большим уважением.
Так что, где же ещё мог возникнуть такой Музей баклуши и Библиотека Варенья, как не в Семибратово? Само название чего стоит! Обещает много интересного и вкусного! Тем более, что главные правила музея: бить баклуши и есть варенье. ????
Ну как не вспомнить популярную детскую песенку про остров «Чунга-Чанга»: «Наше счастье — постоянно ешь кокосы, жуй бананы». А в Семибратово получается российский аналог рая: бей баклуши, ешь варенье.
Ну а начнем наш рассказ с истории необычного названия этого поселка. Почему он так называется? Что за семь братьев, в честь которых он получил свое имя?
7 братьев и их история
А началось всё давным-давно, когда, как гласит легенда, жили в селе семь братьев: 7 молодых, крепких красавцев. Только вот занятие нашли они себе не очень хорошее: разбойничали, да грабежом промышляли. Боялись братьев и свои, и чужие. И называли их братья-злобичи.
Но недалеко от этого места в сторону Ярославля поселился мудрый старец Макарий. Посмотрел он на братьев, ди и решил им совет дать: вместо того, чтобы людей бить и обижать, лучше бы баклуши били.
Прислушались братья к мудрым словам. Подумали, что коль баклуши с умом бить, то можно и разбогатеть. И стали осваивать новое для себя дело.
Пошли в лес, нарубили дров берёзовых, да липовых. Да так наловчились, что прославились на много вёрст вокруг своими изделиями, такими нужными в каждом доме, необходимыми каждой хозяйке: ложками, поварёшками и другой кухонной утварью.
С тех пор село Семибратово разбогатело и прославилось щепным промыслом. А братья образумились, да и на царскую службу поступили. А в честь мудрого старца Макария стоит рядом село Макарово.
А бить баклуши-то непросто!
Что же такое баклуша? А это заготовка из дерева к любой деревянной посуде. Ну а в этом музее речь, конечно же, идет о ложке.
Сейчас, в наше время выражение «бить баклуши» чаще всего употребляют в ироничном смысле, то есть бездельничать, ничего не делать. И вот нам, гостям музея, дали возможность попробовать реально бить баклуши.
Не такое это, как оказалось, простое дело! Не привыкли мы как-то топором махать.
А ведь раньше, в крестьянской семье это поручалось детям от 7 до 12 лет. Около 100 штук в день таких чурочек-заготовок должен был наколоть мальчик. И пока не сделает — ни ногой со двора! Такие вот правила!
И вот мы оказываемся в импровизированном русском дворе. Рядом избушка, недалеко колодец. И целая дровяная гора. Вот сколько ложек можно сделать, если не лениться!
Как удачно, что возраст моих племянников как раз соответствовал рассказам экскурсовода. И мальчишки с удовольствием взялись за работу.
В начале им пришлось колоть дрова. Сколько же удовольствия можно получить держа в руках топор или используя специальное приспособление-гильотину, которое с шумом и грохотом разбивает поленья пополам.
Далее в получившейся чурке топором и другими инструментами делали заготовку, уже напоминающую ложку. Именно она и называлась баклуша.
Чтобы вырезанная ложка была гладкой, её нужно было шлифовать. Этим занимались женщины. Нам показали станок, который использовали раньше и разрешили попробовать свои силы в этом деле.
Если честно, получилось не сразу. Во всём нужна сноровка! А в углу комнаты стояла красиво расписанная красками балалайка! Как же без неё русскому человеку?!
Многоликая ложка
Ну а после работы нас как дорогих гостей пригласили в светёлку, всю украшенную ложками! И каких экземпляров здесь только не было!
Ложки из Болгарии, из Кореи, из Испании, из Китая! Даже ложка африканского вождя с ликом богов! Ложка, расписанная под хохлому; огромная ложка бурлака, которая называется бутыркой.
Под потолком красовался 2-х-метровый ковш.
А еще ложки, которые выполняют дополнительные функции: они могут быть расческой, градусником и даже милицейской палочкой.
А вот зачем нужны двойные ложки — осталось загадкой. Видимо, и в старину некоторые любили кушать в «два рта». ????
Ну а для особо изысканных изготавливались парные столовые приборы: кроме деревянной ложки на стол прикладывалась и вилка.
Много интересного и забавного узнали мы здесь про нашу привычную всем ложку. Очень много примет, обычаев и традиций связано с ней. Ложка раньше была незаменимым подарком. Её дарили и на новоселье, и на свадьбу, и на крестины ребёнку. Ведь деревянной ложкой можно не только кашу есть, но и погрызть её можно, и поиграть с ней как с игрушкой!
А мы слушали и варенье кушали
Вы хотите попробовать любимое варенье Ивана Грозного? Варенье из огурцов пробовали когда-нибудь? А из кактусов? А знаете, что из одного арбуза можно приготовить два вида варенья разных по вкусу и цвету? Всё это и ещё много другого удивительного и полезного вы сможете узнать здесь же в уникальной, единственной в мире «Библиотеке варенья».
В читальном зале библиотеки вам подробно расскажут об истории варенья на Руси, об удивительных свойствах разных сортов варенья. И как радушные хозяева предложат вам продегустировать несколько видов этой сладкой вкуснятины.
А Абонентский зал музея варенья в Семибратово предложит вам приобрести и увезти домой понравившийся томик-баночку вкусняшки. Сладкоежки, вам сюда!
Местные сластены и бездельники
Достопримечательностью Семибратово является также «Медвежий угол». Во дворе музейного дома установлена большая клетка с двумя медвежатами.
Приезжающим туристам этих мишек показывают за дополнительные деньги. Для увеличения зрелищности этого шоу с верхнего этажа их кормят мясом.
Медведи очень шустро и легко взбираются почти под самое окно, которое находится на втором этаже, чтобы быть ближе к добыче. А туристы с удовольствием наблюдают этот процесс.
После этого мишки немного успокаиваются и начинают попрошайничать у зрителей. Причем делают это профессионально и очень забавно.
Здесь тоже интересно
Поступив на «Факультет скворечников» в здании, которое находится по-соседству, вы сможете научиться быстро и легко создавать свои собственные шедевры-домики для птиц. Раньше это делали, в основном, пионеры.
Так что попутно вы узнаете о советском прошлом нашей страны и о пионерах, её детях. Но у нас не получилось попасть внутрь. Видимо, был не сезон изготовления скворечников. ????
Было весело и познавательно!
Нам здесь очень понравилось! Мои мальчишки-племянники были просто в восторге от всех мужских приспособлений и возможности поработать руками: рубить дрова, обтёсывать, шлифовать!
А вот девочкам тоже будет интересно узнать и внимательно рассмотреть уже готовые ложки. А еще приготовить оригинальную тряпичную куклу. Ну и, конечно, же запомнить несколько рецептов необычного варенья.
Так что, если будете недалеко, непременно заезжайте! Рекомендую!
Где находится, сколько стоит
Посёлок Семибратово находится на трассе М8, это Ярославское шоссе. В 15 км от Ростова Великого, если ехать в сторону Ярославля. После реки Устье будет поворот налево, и дальше примерно 3 км. Там есть указатели, уже не заблудитесь! От Семибратова до Ярославля расстояние небольшое, всего 43 километра.
Указателем на конечный пункт маршрута будет высокая стелла, стоящая посреди поля. Она указывает нужный поворот к музейному зданию.
Координаты: 57.31151, 39.51857. Рядом есть небольшая бесплатная парковка.
Все эти выставочные комплексы находятся в одном месте. Далеко ходить никуда не надо. Музей находится на улице Советской, 78.
Вот только в понедельник приезжать не надо: в музее выходной. А со вторника по пятницу он работает с 10:30 до 17 часов, в субботу, воскресенье — с 10:30 до 18.
Билет для ребёнка в музей баклуши стоит 90 рублей, для студентов и пенсионеров — 140, а взрослому человеку вход обойдется в 160 рублей. Здесь можно посетить мастер-класс, где за короткое время вы сами изготовите древний оберег — тряпичную куколку на деревянной ложке! Детям очень нравится! За участие в этом мастер-классе нужно будет доплатить еще 180 рублей.
- Чтобы «почитать» необычные баночки в библиотеке варенья придется заплатить за детский билет 130 рублей, а за взрослый — 170.
- Музей скворечников встретит экскурсией для детей за 70 рублей, а взрослых — за 90 рублей.
- Стоимость посещения вольера с живыми медведями 80 рублей с человека.
Продолжительность наших экскурсий по музею баклуш и варенья составила около 1 часа. Еще 15 минут мы с удовольствием «кормили» медведей.
В самом поселке Семибратово, на улице Строителей, 8 находится построенная в 1994 году церковь Серафима Саровского. Её тоже будет интересно посетить. Так что, как видите, посёлок небольшой, но на 2-3 часа туда можно приехать и нескучно провести время!
Желаю вам узнать для себя что-то новое и получить море позитивных эмоций!
Вы можете посмотреть, где находится музей баклуши и варенья на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).
Мы били баклуши и дегустировали варенье 19 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.
Поделитесь в х, а какие необычные музеи и библиотеки вам доводилось посещать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.
Попасть в Семибратовский музей, а также в другие достопримечательности Ростова Великого можно вместе с профессиональным гидом, заказав экскурсионную программу.
Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/semibratovo-muzej-baklushi-i-varenya/