В парке. местечко вель в нормандии, поленов — описание

Вёль-ле-Роз (Veules les Roses) – маленький городок на Алебастровом берегу Нормандии, между Дьеппом и Этрета.

Если Этрета был предвкушаемым восторгом, то Вёль-ле-Роз, про который мы и слыхом не слыхивали, явился полным сюрпризом.

Вёль — самая короткая, чуть более километра, река Франции — в этом месте впадает в Атлантический океан. Меловые скалы раздвигаются, пропуская «малышку» к океану. Ну, и люди не упустили возможности поселиться в образовавшемся разрыве скал. Построили вдоль реки дома, установили водяные мельницы, насадили цветов, и получилось нечто замечательное.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

Сначала это место обнаружили французские художники. И если невероятные скалы Этрета утаить было невозможно, то про Вёль-ле-Роз все посвященные упрямо хранили молчание, дабы не привлекать внимания публики.

Каким-то образом в этот тихий уголок Нормандии попал русский художник-маринист Алексей Боголюбов, внук Радищева. И так ему пришелся по сердцу милый городок, что в последующие тридцать лет он время от времени сюда наведывался, и своим друзьям-художникам присоветовал.

Так, летом 1874 года приехали сюда русские художники Репин, Харламов, Савицкий. Все они воодушевились местными красотами, так что Харламов даже приобрел здесь домик, а Репин назвал Вёль-ле-Роз своим «третьим уроком живописи». В частном письме Илья Ефимович писал «…десять Италий с Неаполем не променял бы на этот уголок» (уж не знаю, откуда у Репина столько Италий).

И Поленова они выманили из Рима, где тот пребывал в творческом кризисе. Приехал Поленов в Нормандию, и кризис прекратился, тут же к нему вернулось желание творить. Кусочек Вёля перекочевал в Третьяковку – запечатленный Поленовым в картине «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». А в самом Вёле появился переулок (passage) Русских художников.

  • Имена французских художников, впрочем, тоже запечатлелись на карте города: в Вёль-ле-Роз есть аллеи Ренуара, Будена, Писсаро, а также тупик (impasse) Моне.
  • Для нас Вёль-ле-Роз начался с небольшой площадки под камышовой крышей с надписью «Cresson».
  • В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

За площадкой речные берега расступались, и речушка Вёль разливалась тонким слоем. В этом мелком, полузатопленном месте выращивают кресс-салат.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

«Плантации» кресс-салата

С первых же шагов вдоль речки городок нас просто накрыл своим очарованием, своей прелестью и уютной красотой. Все утопало в цветах: и речные берега, и окрестные лужайки, и дворики. Дома небольшие, до 4-х этажей, каменные и фахверковые. У некоторых – камышовые крыши, а поверху высажены ирисы – чтобы вытягивали лишнюю влагу. Вдоль улицы – деревянные палисадники или стриженные кустарники.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

Дом с камышовой крышей

  1. В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание
  2. В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание
  3. В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание
  4. В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

Проходим переулок Русских художников, потом Елисейские поля. Да, есть в Вёле и свои Елисейские поля, вернее, дорога Елисейских полей (chemin des Champs Elisees).

Река меж тем сузилась, одна за другой пошли мельницы. Возле каждого мельничного колеса – табличка с названием мельницы.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание

Мельницы на реке Вель

В воде среди солнечных бликов скользят форели.

Форель

Самый очаровательный участок реки – перед самым океаном. Вдоль берегов вплотную к воде выстроились каменные домики, они словно стиснули речку с обеих сторон, оставив только узкий проход вдоль воды. С берега на берег переброшены мостики. Дома здесь уже напоминают крепости: глухие каменные или кирпичные стены, но зелень и цветы пробиваются через каждую щелку.

чайный домик

  1. Еще несколько шагов, и из каменной теснины мы выходим в распахнутое к океану пространство.
  2. Последние метры до океана речка течет в зарослях желтого дрока и камышей.

Пляж в Вёль-ле-Роз – широкий, из крупной светлой гальки, заход в воду песчаный. Вдоль пляжа проходит деревянная набережная. С обеих сторон пляжа встают меловые стены, уходящие вдаль.

пляж в Вель-ле-Роз

Уходящие вдаль меловые скалы и пустынный пляж

Пляж в другую сторону

Деревянная набережная

Прогулявшись до скал, я вернулась в город, только не вдоль речки, а по главной городской улице Виктора Гюго (переходящей в улицу Пьера Жирара). Центр городка застроен великолепными виллами, на главной площади стоит церковь Сен-Мартен конца 12-начала 13 века. Народа на улице почти не было, а вот в кафе около реки были заняты почти все столики.

Дома в центре Вель-ле-Роз

Церковь Сен-Мартен

Внутри церкви

Колонны с высеченными рисунками

  • Поддавшись искушению, опять дошла до реки и пошла к океану уже по другому берегу.

Вёль-ле-Роз меня пленил. Репина с Поленовым поддерживаю полностью и разделяю их восторги. Не знаю, сколько еще в Нормандии таких затаенных уголков, известных немногим посвященным. В перечне увиденных нормандских красот для меня Вёль-ле-Роз встал на второе место, сразу за Этрета.

Отели в Нормандии

Полезные сайты для подготовки к путешествию

— поиск авиабилетов — Aviasales

— подбор отелей — Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке. В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

  1. — съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру
  2. — подбор готовых туров — Travelata и Level.travel
  3. — оформление туристической страховки — Cherehapa
  4. — заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel
  5. — заказ экскурсий на русском языке — Tripster

— экскурсии на английском — GetYourGuide

  • — прокат авто — Economybookings
  • — универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim
  • — ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe
  • — прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://putevye-istorii.ru/vel-le-roz/

Поленовская Нормандия

?

Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote, 2016-07-08 20:55:00 Alexandra Shpetnaya alexspet 2016-07-08 20:55:00 В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описание (Кликабельно). Мельница у истока реки Вёль — нормандский пейзаж Василия Поленова. Лето 1874 года он провёл в Нормандии, в курортном местечке Вёль, по приглашению Ильи Репина, который находился там в качестве пенсионера Академии художеств. Нормандия подарила Поленову свежие впечатления, под катом несколько пейзажей, написанных в этой поездке.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описаниеПруд в Вёле, 1874. Холст, масло,30,8 × 24,7 см. Ульяновский областной художественный музей.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описаниеВ парке. Местечко Вёль в Нормандии, 1874. Холст, масло, 61 × 46 см. Государственный Русский музей.

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описаниеНормандский берег, 1874. Холст, масло, 14,5 × 28,5 см. Поленово.

Пейзажи полны света и воздуха, цветные тени — вполне в духе импрессионистов.А вот этот известный пейзаж с лодкой и кувшинками написан шестью годами позже в Абрамцеве:

В парке. Местечко Вель в Нормандии, Поленов - описаниеНа лодке. Абрамцево, 1880. Холст, масло, 58 × 106,5 см. Киевский национальный музей русского искусства.

Источник: https://alexspet.livejournal.com/71221.html

Читать онлайн "Поленов" автора Пастон Э. В. — RuLit — Страница 4

Нормандский берег. 1874

Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Барка. Эскиз. 1874-1887

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Белая лошадка. Нормандия. 1 874

Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Здесь же, в Италии, у Поленова возникло первое серьезное чувство к юной Марусе Оболенской, участнице многих художественных затей в доме Мамонтова.

Маруся скоропостижно скончалась, заразившись от детей Мамонтова корью. Ее внезапная смерть потрясла всех участников мамонтовского кружка.

На кладбище, где была похоронена Маруся, художник написал этюд Кладбище с кипарисами (1873), который подарил Елизавете Григорьевне Мамонтовой.

В 1873 году Поленов взял отпуск и возвратился в Россию. Два месяца он жил в Имоченцах у родителей и написал здесь «в виде отдыха» несколько пейзажных этюдов. Заезжал он ненадолго и в Абрамцево. Написанный здесь этюд Папоротники (1873), отмечен внимательным вглядыванием художника в натуру.

В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Сходно написан и относящийся к этому времени этюд Лопухи.

Осенью для продолжения пенсионерской командировки Поленов выехал в Париж. Французская столица восхитила его прежде всего разнообразием направлений, в которых работали художники — «что кому по душе», их умение «осуществить свои силы и способности». Особенно нравились Поленову в это время барбизонцы, с творчеством которых он мог познакомиться еще во время учебы в Академии.

Отголоски интереса к живописи барбизонской школы можно найти в его картине Ливень (1874), решенной в единой серебристо-серой колористической гамме. В «барбизонском» по живописи пейзаже, созданном по мотивам написанного в 1867 году в Имоченцах этюда Переправа через реку О ять. С мельницы, ощущается щемящая тоска по родине, теплое чувство, вызванное воспоминаниями о ней.

Читайте также:  Завтрак в мастерской, эдуард мане - описание картины

Находясь за границей, молодые художники остро реагировали на события, происходившие на родине. Будущая художественная деятельность в России ассоциировалась для них и с народно-освободительными идеями.

Не случаен их интерес к современному рабочему движению на Западе. Поленов посещал рабочие клубы и выполнил этюды для оставшейся неосуществленной картины Лассаль читает лекцию в рабочем клубе (1874).

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон. 1875

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пенсионерство Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на Поленова глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи.

В Париже под впечатлением исканий новой французской школы, посещений разнообразных выставок, галерей, мастерских художников Поленов особенно остро осознал свою «слабость в технике», неумелость и неопытность «в передаче своей мысли и своего чувства».

Это ощущение разделяли с Поленовым многие русские живописцы; попав в центр художественной жизни, каким был в то время Париж, они испытывали острую потребность «начать все с начала», с азов изучать технику живописи. Первоочередной задачей для них стало освоение живописи на открытом воздухе.

По совету Боголюбова, вокруг которого сложилась группа русских художников, активно работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции, в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль. За полтора месяца с июля по сентябрь 1874 года Поленов написал здесь и в Этрета массу превосходных пейзажей и этюдов: Белая лошадка. Нормандия, Старые ворота.

Вёль, несколько Отливов, Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. Среди них новизной выбранного мотива, постановкой сложных живописных задач, связанных с передачей формы предметов и единства цветового решения при разнообразии оттенков, вызванных ярким солнечным освещением, выделяется этюд Белая лошадка. Нормандия. В пейзаже Рыбацкая лодка. Этрета.

Нормандия Поленова увлекла красота выразительного силуэта темно-коричневой с вишневым отливом лодки на фоне скалы, зеленовато-голубых волн и покрытого галькой берега. И так же, как в этюде Белая лошадка. Нормандия, формальная задача, решенная художником, отступила перед поэтичностью живого восприятия нормандской природы.

Источник: https://www.rulit.me/books/polenov-read-358171-4.html

Василий Поленов навечно во Франции

На живописном побережье французской Нормандии, в городке Вёль-ле-Роз, где некогда работали русские художники, открылся сквер имени Василия Поленова.

Море и розы

Нормандия — живописнейший регион на севере Франции, он славится своими скалами, песочными и галечными пляжами и уютными курортами.

Казалось бы, всего каких-то 200 км от Парижа… Но провожатая автора этих строк, президент французской Ассоциации Василия Поленова Оксана Бобрович говорит, что такое расстояние для России — всего ничего, а здесь — это большая дорога и разительный контраст.

И действительно, выезжали мы из душной летней столицы, а через три часа оказались в прохладном прибрежном городке, где на пляже некоторые дамы накидывали кофты — с Ла-Манша дул прохладный ветер.

Вёль-ле-Роз свое название оправдывал сразу. Едва мы проехали указатель, как дорогу буквально окружили розы: ими местные украшают свои дома, они растут здесь просто так, их очень много — и это сразу создает особое настроение.

Говорят, туристы приезжают сюда за спокойным отдыхом, а люди творческих профессий — за вдохновением.

К слову, дорога от Парижа в сторону Нормандии субботним утром была полна машин — жители французской столицы, как и москвичи, предпочитают на выходные выбираться на природу.

У дверей мэрии крошечного городка (население Вёля около 600 человек) уже собирались гости церемонии, наряду с французской звучала и русская речь.

О том, что мы находимся рядом с административным зданием, можно было догадаться лишь по наличию французского триколора на фасаде, в остальном — это такой же дом, как и многие здесь, увитый плющом и очень уютный.

Мэр Жан-Клод Клэр — приветливый мужчина, в котором чиновника выдавала опять же трехцветная лента, которую ему положено надевать на подобные мероприятия. Мсье Клэр руководит Велем уже два десятка лет, постоянно переизбирается — вот оно, доверие населения. С местными жителями мэр здоровается за руку.

Когда пришло время отправляться на место проведения церемонии открытия сквера им. В. Поленова, Жан-Клод Клэр закрыл мэрию на ключик и проследовал вместе со всеми.

Особый шарм

Городок, в котором все это происходит, выбран не случайно. Русские художники открыли для себя красоты французского побережья Ла-Манша в середине XIX века.

По совету Алексея Боголюбова, курировавшего пребывание во Франции лучших выпускников Императорской академии художеств (так называемых пенсионеров, поскольку они получали пенсию, аналог современной стипендии), Нормандию посетили многие молодые живописцы: Василий Поленов, Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Александр Беггров.

Василий Дмитриевич Поленов побывал в Нормандии в 1874 году и выполнил здесь множество этюдов: «Старая мельница», «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле» (последняя картина украшает сегодня экспозицию Государственного Русского музея). В деревушке Вёль он провел всего несколько недель, но эта поездка оказалась для него очень плодотворной.

Вёль-ле-Роз известен во Франции тем, что здесь протекает самая короткая река этой страны — ее длина всего 1100 м, но на ней были построены 11 мельниц, три из которых сохранились по сей день.

Теперь они выполняют роль достопримечательностей, благодаря которым местные виды ну совершенно как с открыток. Но и почти полтора века назад эти мельницы так и просились на холст.

Одну из них — мельницу Крессоньер — писали сразу несколько художников.

Архитектура Вёль-ле-Роза, с прекрасно сохранившимися постройками позапрошлого века, типична для северных прибрежных курортов и вместе с тем, расположенный на холмах, вдоль извилистой речушки, город обладает совершенно особым шармом.

Александр Ляпин, внук Василия Поленова, проживший всю жизнь во Франции, долго искал места, запечатленные на картинах знаменитого предка. Приехав однажды в Вёль-ле-Роз, он был очень растроган и, преданный традициям семьи, часто сюда возвращался.

Помогали и местные жители. Мы познакомились с мсье Домиником Флорансом, который много лет назад был связан с Россией по работе, и однажды оказавшись в Саратовском художественном музее, заметил знакомый пейзаж — мельницу в Вёле кисти А. П. Боголюбова.

С тех пор Доминик и его жена Мари-Клэр стали активными соучастниками поисков русских мест в Вёль-ле-Роз.

Вместе они написали путеводитель по картинам и местам родного городка, который на церемонии 11 июля презентовали на русском, французском и английском языках.

В 2005 году при активном участии А. Ляпина одна из улиц Вёль-ле-Роза превратилась в Пассаж русских художников.

После кончины Александра Александровича эстафету переняла его племянница Наталья Поленова, правнучка художника и директор Музея-усадьбы В. Д. Поленова в Тульской области.

С 2007 года во Франции действует Ассоциация Василия Поленова, цель которой — популяризация творчества художника с берегов Оки за рубежом.

Сквер у ворот

В городке сохранились старые ворота, которые в 1874 году на холсте запечатлел Василий Дмитриевич. Но к началу 2000-х они находились не в лучшем состоянии. Благодаря усилиям Ассоциации удалось их отреставрировать, правда, теперь это не вход в парк, как было в XIX веке, а просто две колонны, за которыми начинаются дома.

И все же место узнается стопроцентно! Картина оживает перед глазами, разве что нет двух лошадок у входа да кривой березы. Именно здесь и открыли сквер, названный именем Поленова, или как написано на табличке, Square Vassily Polenov.

На церемонии играл струнный квартет, исполнявший русскую классику. А когда скрипки и альт заиграли «Калинку», гости церемонии зааплодировали. Кстати, на открытие собрался едва ли не весь город, ведь в Вёле о том, что здесь работали русские художники, знают все. Мэр Жан-Клод Клэр поприветствовал гостей, сказав, что сегодня в его городе происходит большое событие.

Атташе по культуре российского посольства во Франции Игорь Соловьев говорил о давних культурных связях наших стран, а Наталья Поленова просто поблагодарила всех причастных к событию. Кстати, на церемонию собралась практически вся большая семья: приехала мама Натальи Федоровны — замдиректора Музея-усадьбы В. Д.

Поленова по науке Наталья Николаевна Грамолина, супруг, дети, было много родных и друзей.

После открытия сквера искусствовед Татьяна Моженок-Нинэн, автор книги на французском языке «Василий Поленов: рыцарь красоты», провела экскурсию по местам русских художников в Вёле.

В мэрии открылась выставка постеров евангельского цикла Поленова, которая уже побывала во многих европейских городах, но Тула ее пока не видела.

А вечером в местном кинотеатре показали документальный фильм «Евангельский круг Василия Поленова».

— Открытие сквера Василия Поленова стало результатом большой совместной работы, которая продолжается. Впереди — много идей и проектов, а сегодня французы узнали о русском художнике немного больше,— говорит Наталья Поленова.

Дмитрий ЛИТВИНОВ, г. Вёль-ле-Роз.

Источник: http://mk.tula.ru/articles/a/51245/

Василий Поленов. История любви в трех картинах

Картина Василия Поленова «В парке». Что тут может быть загадочного? Старая усадьба некогда богатых дворян, заросли запущенной аллеи.

Василий Поленов. «В парке…»

Как это по-нашему! И нет в этой картине никакой тайны, пока не поймешь, что прочитал название не до конца. «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». И вот уже совсем другая история перед нами, а если копнуть глубже и посмотреть этюды, можно разгадать роковую историю любви, спрятанную художником от глаз простых обывателей.

Три картины Василия Поленова известны под общим названием «Старые ворота». Самая знаменитая из них находится в «Русском музее» Санкт-Петербурга, «В парке. Местечко Вёль в Нормандии».

Читайте также:  Ноша (прачка) - оноре домье

Василий Поленов. «Старые ворота. Вёль. Этюд»

Вторая называется «Старые ворота. Вёль. Этюд».

Василий Поленов. «Старые ворота. Вёль. Нормандия»

Существует еще менее известная картина «Старые ворота. Вёль. Нормандия».

Все три картины были написаны в 1874 году во Французском городке Вёль-ле-Роз на берегу пролива Ла-Манш.

Городок этот несколькими годами ранее открыл для себя русский художник-маринист Алексей Боголюбов, от него о чудесном местечке, которое утопает в синих ирисах и диких розах, узнали Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий.

Городок стоит на крошечной речушке Вёль длиной чуть более километра, где в туманных зарослях безостановочно крутятся колеса водяных мельниц.

Василий Поленов провел в этом сказочном уголке пару летних месяцев, отдыхая от ненавистной Италии, где он потерял свою возлюбленную.

Считается, что первой была написана картина «Старые ворота. Вёль. Этюд», она стала прообразом к основной «В парке», где две лошади, вороной и белой масти, стоят около закрытых ворот. Но самая загадочная из них — картина «Старые ворота. Вёль. Нормандия».

Сказать точно, какая из этих картин была написана первой не просто из-за того, что все они были созданы в короткий период времени. Но, скорее всего, «Старые ворота. Вёль. Этюд» – первая картина, потом была написана «Старые ворота. Вёль. Нормандия», и только потом «В парке.

Местечко Вёль. Нормандия».

Но что хотел сказать художник, когда создавал эти картины, ведь он повторял и повторял один и тот же сюжет? Картины похожи между собой: старые закрытые ворота, полузаросшая дорожка к ним, вдаль уходит лес или парк. Но что мы видим на картине, которую называем этюдом?

Василий Поленов. «Старые ворота. Вёль. Этюд»

Вдалеке Атлантика, виден даже парус корабля. То есть, дорога привела нас к парку. Двери закрыты, но вдали бесконечная гладь водной стихии.

Что же дальше пишет художник? Скорее всего, затем была написана картина «Старые ворота. Вёль. Нормандия».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a1ef921256d5c7e029b25ea/5a3d045d4bf1618dac901c93

Читать

Элеонора Пастон

Василий Поленов

  • Белый город
  • Москва, 2000
  • ISBN 5-7793-0225-1
  • Отпечатано в Италии
  • © Белый город, 2000
  • Автор текста Элеонора Пастон
  • Руководители проекта:

А. Астахов, К. Чеченев

  1. Ответственный редактор Н. Надольская
  2. Редактор Н. Борисовская
  3. Верстка С. Новгородова
  4. Корректор А. Новгородова
  5. В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым

На титульном листе: Ока. 1883. Фрагмент

«…Искусство должно давать счастье и радость…»

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом «поэта в живописи», открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и «красочного величия» Востока.

«Этот незаурядный русский человек, — писал о Поленове Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.

Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника.

В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, “московский” и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». Имелись в виду, очевидно, те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: Право господина (1874) на сюжет из средневековой истории Германии, этюды Московского Кремля (1877), пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность — Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной Христос и грешница и серией картин Из жизни Христа (1881-1882, 1899).

Ока близ Тарусы

Краснодарский краевой художественный музей

Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества — архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, — пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.

В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы самой живописи, способной передавать и самые великие замыслы, и все то, чем была полна душа художника, его впечатления, настроение, он заговорил на живописном языке, завораживающем своей чистотой и богатством, умело сочетая в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами.

Илья Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова. 1877

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем.

Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи — книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, преодолев тем самым стереотипы отношения к художественному творчеству.

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества.

Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Но идея общественного служения, объединявшая членов содружества, понималась им по-своему.

Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Его слова из письма к Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»,- достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего Поленова к работе.

Это высказывание могло бы служить эпиграфом ко всей разносторонней художественной деятельности мастера и одновременно стать ключом для понимания сложной и тонкой души художника, убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

В отчем доме

Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. До середины 1850-х годов семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение.

Зима. Имоченцы. 1880

Киевский музей русского искусства

Портрет Веры Николаевны Воейковой, бабушки художника. 1867

Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Русская деревня (Северная деревня). 1889

Саратовский государственный художественный музей

Конь Мишка. 1876

Рязанский областной художественный музей

В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края и построил на высоком берегу реки Оять поместительный дом. Поленовы жили в Имоченцах среди первозданной северной природы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались для художника, по его словам, самыми дорогими.

Здесь мальчик впервые познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. С Имоченцами связаны первые дошедшие до нас пейзажные работы художника и этюды, отразившие незамысловатый крестьянский быт: Окулова гора, Холмы. Имоченцы (1861), Закат. Имоченцы (1869), Переправа через реку Оять.

С мельницы (1869), Северная изба (1870), Внутренность избы (1871) и другие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571228&p=3

В парке. местечко вёль в нормандии

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Поленова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Василия Поленова  на натуральном  холсте.

Читайте также:  Купчиха за чаем, 1918, кустодиев - описание картины

Василий Поленов родился в старинной дворянской семье. Отец Василия Дмитрий Васильевич был известным историком, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна – детской писательницей и художницей-любительницей.

В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, которая способствовала формированию личности будущего художника.

Первые попытки изобразить на холсте увиденное и поразившее воображение относятся к середине 1850-х годов, когда семья Поленовых выезжала на дачу в Царское село.

В 1855 году Поленовы переехали в Имоченцы Олонецкого края, получив землю по семейному разделу. Среди первозданной северной природы отец будущего художника построил просторный дом на берегу реки Оять. Здесь Василий познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. В 1861—1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии.

Также в творчестве Поленова отразились и впечатления от поездок в имение бабушки со стороны матери в Тамбовскую губернию. Она, будучи дочерью известного архитектора Николая Львова, после смерти родителей воспитывалась в доме Гавриила Державина, хорошо знала русскую поэзию и любила рассказывать внукам русские народные сказки и былины.

Решающую роль в определении жизненного пути Василия сыграла встреча с Павлом Чистяковым, который обучал его основам живописи и рисунка в 1859-1861 годах.

Далее Василий учился одновременно в Петербургском университете и Академии художеств. По окончании учебы, успешно справившись с программой, Поленов получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку.

Поленов посетил ряд частных коллекций живописи в Москве, в Киеве, затем отправился в Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим.

В Италии он познакомился с крупным промышленником и страстным любителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым, дружба с которым имела большое значение в жизни Поленова.

«Хорошо чувствующий талантливых людей» и сам разносторонне одаренный, Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна, также наделенная чуткой восприимчивой к искусству душой и редкостным добросердечием, составляли в Италии центр своеобразного артистического кружка. Поленов особенно сблизился здесь с Репиным.

Здесь же, в Италии Поленов влюбился в участницу многих художественных затей в доме Мамонтова Марусю Оболенскую. Она скоропостижно умерла, заразившись корью от детей Мамонтова. В 1873 году Поленов на кладбище, где похоронили девушку, написал этюд «Кладбище с кипарисами», который подарил жене Мамонтова.

В том же году он взял отпуск и возвратился в Россию. Два месяца он жил в Имоченцах у родителей.

Осенью продолжил пенсионерскую командировку в Париже. Его пребывание в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов. Появилось желание «начать все сначала». Поленов отправляется на север Франции, в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль. За полтора месяца с июля по сентябрь 1874 года Поленов написал там множество превосходных пейзажей и этюдов.

В пенсионерский период Поленов также работал над несколькими эскизами на различные исторические сюжеты.

Подводя итоги жизни за границей, Поленов среди перепробованных родов живописи: исторической, жанра, пейзажа, марины, портрета, животных выбрал пейзажный бытовой жанр, определяя, что его талант ближе всего именно к этому.

Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова).

Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен).

В 1880 году Поленов обращается к архитектурному творчеству: он принял участие в проектировании, строительстве и оформлении интерьера церкви. Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него.

В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница». Для воссоздания исторически правдивой обстановки событий, связанных с жизнью Христа, Поленов отправляется в Египет, Сирию, Палестину, по пути посещает Грецию.

Во время путешествия им создано множество этюдов, имеющих самостоятельный характер. В них отражено индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, они наполнены эмоциональной силой, благодаря которой натурные мотивы приобрели почти символическое звучание.

Этюды 1881-1882 годов экспонировались единой коллекцией на XIII выставке передвижников в 1885 году.

Зимой 1883-1884 годов Поленов жил в Риме, создавая этюды римских евреев. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где художник проводил лето, он работал над угольным рисунком на холсте в размере будущей картины. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садово-Спасской.

Параллельно с работой над созданием картины с 1882 года Поленов вел преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив Саврасова, и вел свой класс до 1895 года.

В 1899 году Поленов начал работу над циклом картин из жизни Христа.

Он совершил вторую поездку на Восток. Главная тема почти всех картин цикла – атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы.

Поленов стремился внести искусство и красоту в жизнь, приобщить к ним всех людей, живущих на планете. Это объединяло художника с Саввой Мамонтовым, в 1900 годы он вместе с ним занялся созданием Секции содействия фабричным и деревенским театрам при Московском обществе народных университетов.

В 1908 году его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным делом своей жизни» была закончена. 58 картин цикла были показаны в Петербурге, затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом.

Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин из жизни Христа он работал над рукописью «Иисус из Галилеи», а также над литературно-научным трудом — пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения — Всенощная и Литургия.

В 1915 году по проекту Поленова на Пресне был построен дом для секции народных театров с декорационными и костюмерными мастерскими и театральным залом (в 1921 году он получил название «Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова»). Художник трудился в секции вплоть до Октябрьской революции.

Просветительская деятельность Поленова связана и с его усадебным домом, построенным по собственному проекту на берегу Оки. Композиционно-пространственное решение дома не имело аналогий русской усадебной архитектуре XIX века. Столь же индивидуален каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская.

В отделку каждого из них, в любую его деталь были вложены вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм. Своеобразие интерьеров подчеркивали старинные музыкальные инструменты из коллекции, которую на протяжении жизни кропотливо собирал художник.

Так соединились в доме Поленова живопись и архитектура, музыка и театр, прикладное искусство.

Дом с самого начала предназначался не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея, где должны были разместиться коллекции нескольких поколений семьи Поленова. Дом должен был стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.

Музей открылся для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии по нему, показывая многочисленные картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников. После революции Поленов организовал ряд театральных кружков среди крестьян в Борке и Тарусе. Регулярно ставились спектакли и в усадебном доме.

Последней большой художественной работой семидесятисемилетнего Поленова была диорама — маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округи.

В Борке в 1924 году встретил Поленов свое восьмидесятилетие. Сюда пришло известие о присвоении ему звания народного художника. Умер Василий Дмитриевич Поленов в 1927 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Василия Поленова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/polenov-vasiliy/v-parke-mestechko-vyol-v-normandii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector