Успение, феофан грек, 1392

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Апостол Павел. 1405 г.

 Феофан Грек (около 1337- после 1405) относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу.

Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.

Описание рисунка приведено со многими подробностями. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы.

Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям «притчам» и его хитростному строению».

Из послания известно, что Феофан, «родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице — единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане — изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча.

На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями «Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.

Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями.

Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.

Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. «Живопись Феофана — это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма.

Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма»,- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.

Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия — единственного пути к спасению.

Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси — страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.

После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.

Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный.

Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня — икона «Богоматерь Донская» (на ее обороте — «Успение»), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ).

Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г.

, и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.

В любом случае иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.

Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны.

Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу — воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда.

Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии.

Подобная программа деисусного чина со «Спасом в силах» впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.

В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен.

Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру.

Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», «Преображение» и «Четырехчастная» (все в ГТГ).

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Апостол Пётр. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Архангел Гавриил. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Богоматерь. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Василий Великий. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Донская икона Богоматери.1390-е годы

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Иоанн Златоуст. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Иоанн Предтеча. 1405 г.

Успение, Феофан Грек, 1392

Для увеличения — нажмите на изображение

Спас в силах. 1405 г.

Для увеличения — нажмите на изображение

Преображение. Конец 14-го века

Для увеличения — нажмите на изображение

Столпник. 1374 г.

Для увеличения — нажмите на изображение

Троица. 1374 г.

Для увеличения — нажмите на изображение

Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.

Для увеличения — нажмите на изображение

Успение 1390-е

Для увеличения — нажмите на изображение

Архангел Гавриил. 1405 г.

Для увеличения — нажмите на изображение

Пророк Гедеон. 1405 г.

Источник: http://gorenka.org/index.php/ikonopis/3424-feofan-grek

Живопись Феофана Грека

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 12.01.2018 13:08 Просмотров: 2290

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек был не только искусным средневековым живописцем, но и яркой личностью.

Он родился в Византии, даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве.

Древнерусский писатель Епифаний Премудрый в своём письме к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером.Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия).

В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Сведений о нём сохранилось мало, в основном это отдельные факты, изложенные в летописях, а также указанное письмо Епифания Премудрого. 

Великий Новгород

Успение, Феофан Грек, 1392

Церковь Спаса ПреображенияВ 1370-х годах Феофан прибыл в Новгород Великий и расписал Спасо-Преображенскую церковь на Ильине улице.

Фрески Спасо-Преображенской церкви – первая известная работа Феофана на Руси. Эти фрески дошли до нас только в виде фрагментов.

Лучше всего сохранились фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов и шестикрылых серафимов. В барабане купола – фигуры праотцев в рост.

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Пантократор (Христос). Из ВикипедииОгненный взор Христа-Пантократора встречает входящих в храм уже на его пороге. Как будто молнии сверкают из его пронзительных глаз: «Огонь пришёл Я низвести на землю» (Евангелие от Луки: 12:49).

  • В барабане изображены праот¬цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, а также пророки Илия и Иоанн Креститель (Предтеча).
  • Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Илия ПророкЛучше всего сохранились фрески, расположенные на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников.

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Даниил СтолпникСозданные Феофаном образы удивляют смелыми художественными решениями: они не бесстрастны, как этого требует иконописный канон, а, наоборот, полны чувств. Их отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. В образах столпников Феофан выразил свой идеал одухотворенного подвижника.

Свет на кончиках пальцев Даниила Столпника, блики на одежде, в глазах и на волосах создают впечатление физического ощущения света этим подвижником. Столпником он был назван потому, что много лет провёл в молитве на высоком столпе.

Житие Даниила Столпника сообщает, что он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления.

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Макарий ЕгипетскийМакарий родился около 300 г. в Нижнем Египте. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного писания.

А после смерти родителей удалился в пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике.

Его рукоположили в клирики (церковнослужитель), но он тяготился полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет. Погрузившись в Свет, он, тем не менее, не растворяется в нём, а сохраняет свою личность. Но эта личность преображена Божественным Светом.

Фрески Спасо-Преображенской церкви принадлежат к числу величайших произведений мирового средневекового искусства.

Читайте также:  «портрет неизвестного с медалью», сандро боттичелли — описание картины

Нижний Новгород

Сюда Феофан прибыл в 1380-х годах. Город был разорён и буквально выжжен татаро-монголами в 1378 г. Требовалось восстановление храмов. Считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

Коломна

Здесь Феофан был предположительно в 1392 г. и принимал участие в росписях Успенского собора, построенного в 1379-1382 гг. Фрески этого храма также не сохранились.

Москва

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву, и дальнейшая его деятельность была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в.

) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв.) имеют сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. Известно, что они работали вместе, а это не могло не повлиять на формирование молодого мастера.

После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства.Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма.В 1395 г.

он совместно с Симеоном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богоматери, которая не сохранилась.

В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Но сохранился иконостас Благовещенского собора Московского кремля, многие иконы специалисты считают достоверными произведениями Феофана.

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений.

Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией.

Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» — двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Успение, Феофан Грек, 1392

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Успение, Феофан Грек, 1392

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией МатериФеофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Успение, Феофан Грек, 1392

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва)«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий.

На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда.

В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним».

Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012).

Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Стиль Феофана Грека

Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией.

Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя.

В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов.

Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов.

Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/770-zhivopis-feofana-greka

Грек, Феофан — это… Что такое Грек, Феофан?

Успение, Феофан Грек, 1392

Успение (1392)

Феофа́н Грек (1340?-1410?) — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Биография

Византия

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Новгород

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.

До нас дошли так же росписи абсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах.

Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата.

Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.

Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Москва

Успение, Феофан Грек, 1392

Благовещенский собор Кремля

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

Успение, Феофан Грек, 1392
Донская икона Божией Матери

В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.

Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).

Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.[1] Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами.

Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека.

Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом.

Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская»[2]. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.

Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.

Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост.

Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».

Успение, Феофан Грек, 1392

Им расписаны:

Им написаны знаменитые иконы:

Творческая манера Феофана Грека

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нем нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Читайте также:  Военный музей, барселона

Во фресках Феофана Грека острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лика, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни.

Ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира.

Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере позднепалеологовского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству.

Совсем иной акцент — в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, ок. 1390; Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. 1392, ГТГ). Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Память

  • В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии[3].

Литература

  • Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900. ISBN 5-85200-187-2.
  • Чёрный В. Д.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/879541

Две иконы Феофана Грека: как изобразить нетварный мир?

На каких трех китах стоит русская иконопись? В чем ее особенности? Почему сияние Христа изображается темными красками? Что такое обратная перспектива и почему этот прием — отличительная особенность иконописи? Ответы — в отрывке из книги Лилии Ратнер «Искусство: язык Бога».

У нас было три великих иконописца, имена которых мы знаем и которыми можем гордиться: Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Одна из потрясающих икон Дионисия — икона Божией Матери Смоленская Одигитрия, написанная в 1482 году.

Смоленская икона почиталась на Руси с древнейших времен, считается, что она принесена на Русь из Византии в XI веке.

А мою любимую икону Божией Матери — Донскую — написал, как считается, Феофан Грек. Она полна любви, ласки, радости, в ней нет скорби, как, например, в знаменитой Владимирской. На Владимирской Младенец и Мать нежно обнимают друг друга, но Богородица при этом трагична, ее глаза устремлены на зрителя с вопрошанием и скорбью.

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Божья Матерь Донская

Донская Феофана Грека — очень нежная, юная Мать прекрасна, у нее легкий румянец, Она и Младенец ласково прикасаются друг к другу. Здесь важны все детали: вот кайма на Ее платье и на рукаве — это символ Ее страданий. Бахрома, которая свисает, — это как будто Ее слезы.

На голове и на плечах у Нее звезды — это символ Ее непорочности: непорочно зачала, непорочно родила и непорочно умерла. Когда на нее долго смотришь, то видишь, какой здесь необыкновенный силуэт: напоминает силуэт сердца, только перевернутого.

И еще кажется, если долго смотреть, что золоченая рубашечка Младенца начинает пульсировать, потому что светлая ее часть впереди, а темная сзади, как будто пульсирующее сердце.

Феофан Грек прибыл на Русь из Византии в то время, когда здесь было полное разорение: из-за набегов Орды и княжеских усобиц страна лежала в руинах. А к этому моменту Феофан был уже известным иконописцем и мог выбирать, куда ехать: в Италию, например, или в какие-то другие страны — везде бы такого художника приняли с радостью.

Но Феофан почему-то выбрал именно нашу землю; может быть, ему Бог сказал: «Иди туда и неси любовь». И он понял, что Русь нуждается в особой нежности и любви, поэтому все его иконы светятся любовью, они просто источают ласку.

Донская икона — выносная, двусторонняя, обычно она во время крестного хода обносилась вокруг храма. На обороте изображено «Успение Божией Матери» — тоже удивительный образ.

Вот на ложе — Богородица, с двух сторон апостолы, которые все Ее очень любили. А за ними стоит Христос в золотом облачении, в сиянии славы. Он спустился с Неба и держит в руках запеленутого младенца. Этот младенец — душа Богоматери.

И мы понимаем, что смерти нет. Она родилась в новую жизнь.

Оказывается, это потрясающее свидетельство возможно выразить языком изобразительного искусства, не прибегая ни к каким текстам! Фигуру Христа продолжает горящая свеча, которая стоит перед ложем Богоматери.

Это вертикаль, устремление в Небо, и над головой Спасителя — красный шестикрылый серафим, а у свечи — красное пламя. И эту вертикаль пересекает горизонталь Ее тела, в основе всей композиции — крест. А вокруг Христа темно-синий, почти черный овал.

Это мандорла (от греческого слова «миндаль») — сияние Божественной славы.

Успение, Феофан Грек, 1392

Феофан Грек. Успение Божией Матери

Вы вполне законно можете спросить: если это сияние, то почему оно не яркое, белое или золотое, а почти черное? Почему? Это гениальная догадка художника: сияние Христа было настолько ослепительным, что человек, увидевший нетварный свет, погружался в темноту. Иконописец изобразил эту мглу после ослепления.

В иконописи можно увидеть одно гениальное изобретение, которое, мне кажется, люди сами не могли придумать, оно — от Бога. Речь об обратной перспективе. Что такое перспектива прямая? Это когда все параллельные линии на картине сходятся в одной точке, лежащей на линии горизонта.

Обратная перспектива устроена совершенно по-другому. Там все линии сходятся в точке, которая находится перед изображением. Там взгляд как будто с той стороны пространства, которое внутри иконы, — то есть это взгляд Бога. А кто находится в точке, где сходятся все линии? Мы, молящиеся! Эта точка — наше сердце. Поэтому любая икона невозможна без нас.

Разве можно это назвать «гениальным изобретением»? Нет, это откровение, это с неба данный нам язык. И не сюжет, не литературное содержание важно в иконе, хотя его полезно знать. Никогда не останавливайтесь на том, что вы поняли сюжет. Как и в любом произведении искусства, в иконе важен язык — не «что», а «как».

Я думаю о бесконечности языков, которыми можно говорить о Боге, потому что Бог наш необъятен. И я уверена, что когда-нибудь будут еще открыты новые языки.

Больше секретов мировой живописи вы найдете в книге Лилии Ратнер «Искусство: язык Бога».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/dve-ikony-feofana-greka-kak-izobrazit-netvarnyy-mir/

Феофан Грек

Успение, Феофан Грек, 1392

Предпросмотр документа

Феофан Грек

  • (1340-1410)* — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
  • Византия
  • [Успение (1392)]

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь возрасте 35—40 лет вместе с митрополитом Киприаном.

К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда — в Новгород.

Новгород

[Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.]

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.

До нас дошли так же росписи абсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.

Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата.

Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.

Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Москва

[Благовещенский собор Кремля]

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

[Донская икона Божией Матери]

В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.

Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «()у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью()» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому [1]).

Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами.

Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека.

Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом.

Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.

Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.

Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост.

Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».

  1. [Преображение]
  2. Им расписаны:
  3. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
  4. Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
  5. Архангельский собор Кремля(1399)
  6. Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
  7. Им написаны знаменитые иконы:
  8. Икона Божией Матери Донская (1380?)
  9. Икона Успение Богородицы (1380?)
  10. Преображение (1408)
  11. Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
  12. Творческая манера Феофана Грека
Читайте также:  Картина шишкина "сосны, освещенные солнцем", 1886

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нем нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках Феофана Грека острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лика, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни.

Ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира.

Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере позднепалеологовского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству.

Совсем иной акцент — в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, ок. 1390; Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. 1392, ГТГ). Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Где мастер провел последние годы жизни, — неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

[Троица] [Святой Макарий Египетский] [Святой Даниил Столпник] [Авель] [Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Конец XIV — начало XV века] [Иоанн Предтеча]

Источник: https://freedocs.xyz/rtf-18755211

Феофан Грек

В православии вторая неделя главного Поста посвящается исихазму (Григорию Паламе), на почве которого сформировалась классическая  русская иконопись в лице трех великих имен: Феофан, прп. Андрей и Дионисий. 

У каждого из них была своя философия и свое представление о православии. В них отражалась не только  вера, но  дух и веяния конца XIV и всего XV века. Бессмысленно говорить о правильном или неправильном понимании православия каждым из них и вообще – спорить о том, кто из трех иконописцев более точно выражал православную веру.

  • Разными они были и по-разному видели мир, хотя вера у всех была одна — православная. Но все они — и византийский иконописец Феофан, приехавший в Россию с великим подвижником веры митрополитом Киприаном с особой миссией — проповедью исихазма; и русский монах Андрей Рублев с его философией умиротворения, гуманности, гармонии и доброты,
  • и профессиональный изограф Дионисий Ферапонтовский – певец вечной Женственности и Материнства, церковного декора и эстетики «иосифлян» — стали воплощением православной веры в древнерусской живописи, ее вершиной и классическим выражением.
  • Феофан Грек

Из всех троих меньше всего сведений о Феофане Греке и даже то немногое, что известно, подвергается многими специалистами-искусствоведами сомнению. Предположительно иконописец родился в Константинополе где-то между 1335-1340 годами, т.е. был гречанином, откуда и пошло его русское прозвище «Грек».

  1. Феофан принадлежал к византийской элите, участвовал в философско-догматических спорах, был убежденным сторонником Григория Паламы и исихазма, чьи идеи нашли воплощение в его иконографии и философско-богословской программе.
  2. Имея за спиной росписи более  сорока храмов в Константинополе, Халкидоне, Херсоне и других городах, Грек  приехал в Россию уже вполне сложившимся мастером со своей философией и своей задачей – обновить русское религиозное сознание в духе исихазма.
  3. Но приехав из аскетической Византии, из окружения, пропитанного религиозно-догматическими спорами, из общения с богословами и строгими подвижниками веры, иконописец попадает в совершенно иную атмосферу Великого Новгорода.

Столпник. Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице. В.Новгород.1378

Она поразила его своей полуязыческой  праздничностью, нестрогостью в поведении, любовью к красочной яркой жизни, далекой от сурового византийского благочестия, граничившего с ригоризмом. Разрыв с тем, к чему он привык, был слишком велик.

Столкновение с  иным миром,  иными жизненными установками и иной ментальностью настолько поразили Феофана, что он решил все свои силы и творческую энергию направить на просвещение и проповедь исихазма, на «исцеление» новгородцев от духовной слепоты, в которой, по его мнению, они пребывали.

С годами, а прожил он в России примерно тридцать лет, его представления о России и жизни претерпели существенное изменения: его характер стал значительно мягче, и московские иконы 1405 года значительно теплее. Но пока  на дворе  1378 год, год, когда он приступил к росписи своего первого русского Спасо-Преображенского храма, что на Ильиной улице Великого Новгорода.

Об этом сохранились документально-подтвержденные записи, и потому никто не оспаривает авторства фресок Феофана. Вся богословская программа росписи Спаса-на-Ильине  является уникальной авторской разработкой иконописца, воплощенная им с поразительной гениальностью и трагизмом. Нигде в мире нет ничего подобного.

Дионисий Ареопагит. 1378

И хотя фрески сохранились не полностью, но именно по ним специалисты изучают стиль и характер живописи Феофана. Фрески поражают, прежде всего, своим экспрессивно-эмоциональным накалом. На них фигуры святых напоминают скорее призраки и цветные тени, чем реальных людей.

Их материальная телесная  оболочка кажется  всего лишь феноменом, иллюзией, которая вот-вот рассеется. Люди, охваченные бурным экстатическим движением, словно парят в воздухе, подхваченные сильным порывом ветра и разбросанные им по всему храму. Экспрессия, драматизм, доходящий до трагизма, поражают всякого, кто видит феофановские фрески.

Каждый лик здесь индивидуален, ни одного повтора, каждое движение – выверено и психологически точно,  ничего лишнего, и во всем — жизненная сила и эллинистическая традиция. Именно по этой причине – суровости и эмоциональной экспрессии — фрески Феофана Грека часто сравнивают, как и самого иконописца, с Великим Микеланджело.

Троица. Спасо-Преображенский храм. 1378

Экспрессивно-эмоциональный стиль – был понятен новгородцам, потому, что  этот стиль стал во многом и русским, проявившимся  к тому времени в литературе через изображение сильных человеческих чувств и эмоций.

Человек перестал быть статичным и монументальным, он прибрел  свой внутренний мир с чувствами, страстями, психологией. В исихазме, с его акцентом на внутреннем делании, именно они становятся предметом исследования.

Главное внимание исихасты уделяли тому, как человеческий дух постепенно восходит к Богу, какие стадии проходит страсть, прежде чем становится действием, и как перевести негативную энергию страсти в положительное русло.

Феофан Грек в своей «исихастской проповеди» тоже сделал акцент на внутреннем делании, но через  цвет и жесты. Его философия – это философия в красках, суровая и отнюдь не оптимистическая. Именно цвет позволил ему передать эмоциональность, драматизм и даже трагизм ситуации в духовно-религиозной жизни  Новгорода.

Господь Вседержитель (Пантократор). Купольная фреска Спасо-Преображенского храма. В.Новгород. 1378

Это особенно импонировало книжным людям, интересовавшимся богословием и философией. Суть философии Феофана Грека  в том, что человек — глубоко греховное существо, безнадежно удаленное от Бога. Его ждет Страшный суд безжалостного Судии – Бога-Вседержителя, который со всей карающей силой смотрит на грешного человека сверху из купола храма.

Фреска Пантократора, Бога-Вседержителя – смысловой центр всей богословской программы росписи храма на Ильинке. Ожидание Страшного суда требует целомудренной жизни, никто не сможет спастись, если только человека не вымолят Богородица, Иоанн Предтеча, праотцы, пророки, апостолы, святители и аскеты-подвижники, которым открылся великий ужас духовного мира.

Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного,  плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела.

Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий. Первый мир погиб от Потопа, второй должен пройти испытание Огнем, Светом и Духом.

В этом —  суть богословской  идеи Феофана, которая особенно ярко проявлена в  столпниках.

Столпники. Храм Спасо-Преображенский храм на Ильинке. 1378

Живописная техника Феофана тоже подчинена его философско-богословским идеям. Его мазок – короткий, энергичный, выразительный и  эмоциональный; его световые блики – это отсветы Божественного фаворского света, которые ложатся на лики и одежды столпников и усиливают драматизм ситуации.

Складки одежды святых образуют ломкий узор, похожий на молнии, состоящие из острых углов. Колорит – густой, темно-коричневый, похожий на смесь огня и белого света в духе византийской традиции.

После Великого Новгорода у Феофана был Нижний, потом Переяславль Залесский и, наконец, Москва, куда его пригласил все тот же митрополит Киприан. В Благовещенском соборе кисти Феофана принадлежит Деисусный чин, выполненный, хоть и в смягченной манере, но так же сурово и молитвенно.

Агиосаритисса. Фрагмент. Деисусный чин из Благовещенского собора Московского Кремля. 1405.

Что касается икон Феофана, то их сохранилось не так много, как, впрочем, и фресковой живописи. Многие из них погибли в пожарах. Достоверно доказано авторство  его икон «Преображение», «Успение», «Донской  иконы Богородицы», а также Деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В целом живопись и философия иконописца оказались чуждыми русскому человеку, с его оптимистическим взглядом на жизнь, умиротворенным, гуманистическим, сердечным.

И хотя  Феофан Грек  оказал на древнерусскую живопись огромное влияние, тем не менее, Андрей Рублев, будучи учеником Феофана, пошел своим путем, создав иконописную школу с диаметрально противоположной  философско-богословской программой.

На смену суровому «Микеланджело» пришел мягкий и лиричный «Рафаэль», на смену Феофану – преподобный Андрей, чисто русское явление в живописи Древней Руси.

  • Преображение. 1403
  • Феофан ГрекКогда я видел воплощенный гулИ меловые крылья оживали,Открылось мне: я жизнь перешагнул,А подвиг мой еще на перевале.
  • Мне должно завещание могил,Зияющих как ножевая рана,Свести к библейской резкости белилИ подмастерьем стать у Феофана.
  • Я по когтям узнал его: он лев,Он кость от кости собственной пустыни,И жажду я, и вижу сны, истлевНа раскаленных углях благостыни.

Я шесть веков дышу его огнемИ ревностью шести веков изранен.- Придешь ли, милосердный самарянин,Повить меня твоим прохладным льном?(А. Тарковский)

  1. Успение. 1392
  2. Тина Гай

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/12047254/

Ссылка на основную публикацию